Дневник.ру определил самые электронные школы России
По результатам исследования резидента Фонда «Сколково», цифровой образовательной платформы «Дневник.ру», самыми электронными в России оказались школы Московской, Астраханской и Тамбовской областей.
Лидирующие позиции занимает Подмосковье, где все образовательные организации отказались от бумажного журнала. Вместо него они теперь используют «Школьный портал Московской области». В Астраханском регионе на «Дневник.ру» полностью перешли 87% учебных заведений, а в Тамбовской – 77%.
Светлана Ищенко, учитель информатики школы №22 г. Тамбов: «Педагоги нашей школы прошли путь, который начинается с фразы “А зачем мне это надо?” и заканчивается словами “А ведь это удобно!”. К электронному журналу одного класса одновременно имеют доступ множество учителей, которые в нем работают: из школы, из дома, с мобильного устройства. Не надо теперь бегать за бумажным журналом, это экономит время».
В пятерку самых «безбумажных» также вошли образовательные организации Архангельской и Воронежской областей. В них для ведения отчетности только электронный журнал используют 59% и 41% школ соответственно.
В соответствии с законом «Об образовании РФ» (ФЗ №273 от 29.12.2012 г.), каждая школа имеет право самостоятельно решать, в каком формате вести учет успеваемости учащихся. Для комфортного перехода от бумаги к цифре школе нужно издать внутренние нормативные документы, заранее подготовить к этому педагогический состав и иметь необходимую материально-техническую базу.
Ксения Колесова, руководитель методического отдела «Дневник.ру»: «Сложности с техническим оснащением школ – самое распространенное препятствие для регулярного и своевременного ведения электронного журнала. Об этом в ходе опроса нам сообщили 60% респондентов*. При этом у большинства учителей есть интернет в телефоне и доступ к мобильному приложению, с помощью которого они оперативно вносят информацию в “Дневник.ру”».
Дмитрий Стариков, проектный менеджер Кластера информационных технологий Фонда «Сколково»: «Платформа “Дневник.ру” не только освобождает от бумажной отчетности, но и помогает педагогам экономить до 20 часов рабочего времени в четверть. Кроме того, улучшается коммуникация между учителями и родителями, что дает школьникам возможность обучаться дистанционно. Поэтому с каждым годом все больше школ полностью переходят на работу в системе, отказываясь от традиционных журналов».
* В цитате приведены итоги опроса, проведенного в конце 2018/19 учебного года среди 15 тыс. учителей, учеников и родителей из разных школ России, работающих с платформой «Дневник.ру».
Как свидетельствуют данные опроса, проведённого резидентом фонда «Сколково», цифровой образовательной платформой «Дневник.ру», среди 16 тысяч учителей, учеников и родителей из 74 регионов РФ, почти треть российских школ в 2017-2018 учебном году отказались от бумажной версии журналов и перешли на электронную.
<!–
<!– –>
<!– –>
<!–
–>
<!–
–>
В результатах исследования отмечается: «Полный переход школ на безбумажный формат ведения журналов констатировали 36% опрошенных педагогов. Кроме того, постепенно происходит отказ и от обычных дневников в пользу электронных – этот факт подтвердили 22% учителей и 25% учеников».
76% школьников и 64% родителей объясняют растущую популярность электронных журналов и дневников оперативностью размещения информации преподавателями на данных ресурсах (в течение одних-двух суток).
84% учителей подтвердили, что в их учебных заведениях уже окончательно оформлена вся необходимая документация по отказу от бумажной версии журнала.
Однако Ксения Колесова, глава методического сопровождения инвестиционных проектов «Дневник.ру», обращает внимание на острую проблему, мешающую массовому переходу на электронные журналы и дневники. Речь идёт о всё ещё недостаточном материально-техническом оснащении отечественных школ, и этот факт подтвердили 44% респондентов.
Кроме того, большое число преподавателей обладают слабыми IT-компетенциями, что также, по мнению эксперта, тормозит процесс перехода на электронный вариант упомянутых документов. Ранее министр просвещения РФ сообщала, что, согласно результатам исследования, компьютерами на достаточном уровне владеют лишь 16% педагогов, но при этом О. Васильева заверила, что государство намерено такую ситуацию изменить.
В свою очередь, Екатерина Рыжкова, руководитель направления «Образование» IT кластера «Сколково», рассказала: «В рамках программы “Цифровая экономика”, в реализации которой активное участие принимает Фонд “Сколково”, планируется массовое повышение квалификации учителей, а также оснащение школ необходимым оборудованием и стабильным интернетом».
Что такое электронные журналы и дневники?
Электронные сервисы в школе начали вводить в 2009 году. Правительство России опубликовало распоряжение, согласно которому образовательные учреждения к 2014 году обязали вести электронные дневники и журналы успеваемости.
По сути это аналог обычного школьного дневника: в нём также есть расписание, домашние задания, оценки. Вот плюсы такого формата перед бумажными носителями:
- Дневник доступен родителям в онлайн-режиме.
- Ребёнок не потеряет и не испортит его.
- Можно получать уведомления об изменениях в расписании или оценках на почту и мобильный телефон.
- Есть возможность прикреплять материалы для подготовки к уроку.
Для чего нужны электронные журналы и дневники?
Электронный журнал — это цифровая версия школьного журнала, где отмечают пропуски, оценки, записывают темы урока. Система сама высчитывает средний балл и делает отчёты об успеваемости. Недобросовестным ученикам теперь сложнее стереть «н» или плохую оценку.
Предполагалось, что благодаря электронному документообороту контроль за успеваемостью станет прозрачнее и удобнее. Родители будут в онлайн-режиме следить за оценками ребёнка, у педагогов станет меньше бумажной работы, а школьники смогут записывать уроки и задания прямо в телефоне в свой электронный дневник.
Сегодня электронные журналы и дневники действительно есть почти во всех российских школах. Однако многие используют смешанную систему: ведут и цифровую, и бумажную версии журналов и дневников. Таким образом, документооборот не уменьшился, а увеличился.
Образовательные организации вправе сами выбирать систему электронного контроля успеваемости обучающихся. Существуют государственные сервисы (например, дневник на сайте мэра Москвы, на сайте «Госуслуги») и популярные частные разработки («Дневник.ру», «ЭлЖур» и другие).
С сентября 2017 года Департамент инновационных технологий Москвы ограничил сторонним разработчикам доступ к данным о московских школах. Поэтому все столичные образовательные организации пользуются только электронным дневником на сайте mos.ru.
Электронный журнал и электронный дневник для хоумскулеров
Для регистрации в указанных выше сервисах необходимо прикрепление к образовательной организации. Получить доступ к официальным электронным журналам и дневникам хоумскулеры могут только во время промежуточных аттестаций. В этот период он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.
Ведь в отличие от школы, на семейном обучении не ставят «энки» и оценки. Хоумскулеры сами выбирают программу и организовывают учебный процесс. Ответственность за качество знаний лежит на родителях и самом ученике. А как таковая проверка знаний проходит только в период промежуточной или итоговой аттестации.
С ведением электронного журнала и дневника на дистанционном обучении на протяжении всего учебного года сложнее. Для контроля текущей успеваемости лучше рассмотреть альтернативные версии, которые подойдут для хоумскулеров:
- В приложении iШкола можно составлять расписание, записывать домашние задания, ставить напоминания, выставлять оценки от одного до десяти баллов и получать график успеваемости. Есть также возможность добавлять PDF-файлы и вести заметки. Устанавливается бесплатно.
- «Школьный дневник» — бесплатное приложение для Android с базовым функционалом, но без оценок.
- Расписание занятий Weeklie — тоже бесплатный и удобный сервис для ведения электронного дневника. Плюсы: минималистичный дизайн и удобный виджет.
Кроме того, для учёта успеваемости можно адаптировать «Google.Календарь», Trello и другие сервисы планирования.
В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам и родителям помогает справляться с контролем успеваемости и распределением нагрузки персональный наставник. Он напомнит о домашних заданиях, пропущенных занятиях и посоветует включить в расписание кружки и секции ребёнка.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» не ставят оценки за домашние задания — учеников поощряют за усилие, а не результат. Но периодически проводятся проверочные, а раз в триместр или полугодие — и контрольные работы.
Резюме
Сервисы электронных дневников и журналов доступны преимущественно ученикам на традиционной форме обучения. Но хоумскулерам не стоит отказываться от удобства технологий. Можно использовать сторонние приложения и адаптировать электронные сервисы на дистанционном обучении под себя. Приложения позволяют автоматизировать организацию учебного процесса и сосредоточиться на получении знаний.
Всего в стране более 4 тыс. школ, где не ведут бумажный журнал.

Рейтинг регионов, в которых чаще и активнее всего используют электронный журнал и дневник, возглавила Московская область. В тройку лидеров вошли Тамбовская область и Республика Адыгея.
Топ-10 регионов, школы которых наиболее активно используют электронные журналы и дневники, составили в компании «Дневник.ру». Первые три строчки в нем заняли Московская, Тамбовская области и Республика Адыгея. На четвертом и пятом местах оказались Новгородская и Архангельская области. В рейтинге также отмечены Воронежская, Ивановская области, Хабаровский край, Республика Северная Осетия-Алания и Астраханская область.
Список составляется на основе показателей активности при работе с электронным журналом. Так, за первое полугодие 2022/23 учебного года в журналах школ Московской области выставлено 203 млн оценок, содержатся записи о 20 млн домашних заданий. В Тамбовской области выставлено 19 млн оценок и выдано 3 млн домашних заданий. В этих регионах все школы перешли на электронный формат учета успеваемости и посещаемости учеников, отмечают составители рейтинга. Учителя Адыгеи за анализируемый период выставили 10 млн оценок, внесли в журналы 1,5 млн домашних заданий. При составлении топ-10 анализировалось создание расписания уроков и их планирование, своевременное ведение классных журналов и выставление оценок, приводит слова генерального директора «Дневник.ру» Гавриила Леви в пресс-службе компании.
Такой рейтинг «Дневник.ру» составляет ежегодно. По данным цифровой образовательной платформы, в России 4295 школ отказались от бумажного журнала и ведут отчетность только в электронном. Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что электронные дневники школьников намерена интегрировать платформа «Сферум».
Исследование показало, что только у 51% российских школ есть Wi-Fi
Исследование показало, что только у 51% российских школ есть Wi-Fi
высшая школа экономики (вшэ)
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Цифровизация средней школы: цели, задачи, трудности трансформации
Цифровизация средней школы: цели, задачи, трудности трансформации
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, высшая школа экономики (вшэ), сн_образование, социальный навигатор
Общество, Высшая школа экономики (ВШЭ), СН_Образование, Социальный навигатор
“Сегодня большой задачей и проблемой для школ стоит создание методологической основы для построения цифровой среды в школе. Многие директора сталкиваются с проблемой того, что у них нет направляющих, которые помогли им определить базовые или главные вещи, которые им нужны в этом процессе”, – прокомментировала президент Социально ориентированной некоммерческой организации Союза “Профессионалы в сфере образовательных инноваций” (Обрсоюз) Наталья Булаева.
Гораздо лучше, по словам Булаевой, в школах организованы процессы цифровой безопасности. Исследование также показало, что практически ни для кого не является проблемой использование электронных дневников, журналов и расписаний – для большинства школ – это норма. По этим пунктам показатели 2021 года по сравнению с 2020 выросли с 89,5% до 93,5% (журналы и дневники) и с 89,5% до 95,9% (расписание).
Также, по данным исследования, более чем на 20 процентов выросло количество школ, внедривших компьютерные системы обучения (Яндекс-класс, Google Classroom, Moodle) – с 52,6% до 74,7%. Но наряду с этим остаются проблемы с интернетом: низкая скорость Wi-Fi (с 29 Мб/с она выросла до 61 Мб/с) и наличие доступа к Wi-Fi только у администрации и учителей. В целом беспроводной интернет, по данным мониторинга Обрсоюза, подключили 51% школ. Показатель 2020 года – 35%.
“Технологическая база для цифровой трансформации, для того, чтобы можно было менять учебную работу при помощи цифровых технологий, развивается крайне неравномерно. И это является одним из условий для того, чтобы переходить к новым формам обучения. Чтобы прийти к балансу требуются точечные технологические решения”, – подчеркнула научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования Национального исследовательского института “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) Ирина Дворецкая.
Все школы в России обеспечат доступом к интернету в этом году
Спикер пояснила, что под точечными решениями эксперты имеют в виду разные подходы к созданию цифровой среды в сельской школе и в большом школьном комплексе. По словам участников проекта, посетивших школы в разных регионах, степень интеграции цифровых технологий в городских и сельских школах отличается.
“Существует разница и, к сожалению, она не в пользу сельских школ. Конечно же, городские школы оснащены лучше”, – рассказала эксперт Союза профессионалов в сфере образовательных технологий Татьяна Зарайская.
Зарайская также обратила внимание, что сегодня школы практически не могут зарабатывать самостоятельно: из возможных вариантов только платные услуги, не работающие в режиме дистанционного обучения, и гранты, получить которые можно только при отсутствии налоговых задолженностей. Таким образом, не все школы могут подать заявку на получение гранта и, например, обновить оборудование. В одном из регионов, как отмечают участники, его не меняли с 1995 года.
“Сначала мы говорили о компьютеризации, когда насыщали школы “железом”, компьютерами, и было не особо важно какими. Главное, чтобы они в принципе появились”, – рассказала эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.
По словам экспертов, учителя и директора школ до сих пор вспоминают первую поставку оборудования в школы. Для некоторых с тех пор она осталась единственной. Смена оборудования происходит выборочно и все-таки не в полном объеме. В рамках мониторинга компании “Верконт Сервис”, специалисты опросили учителей и родителей на тему готовности школ к реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
“Среди учителей 38% респондентов считают, что школы не готовы. У родителей этот процент еще больше – практически 52 процента”, – рассказал эксперт “Верконт Сервис” Алексей Ганеев.
Ученые выяснили, как цифровая среда воздействует на психику школьников
Специалисты отмечают, что модель образования сегодня меняется в большинстве стран мира.
“Многие процессы и проблемы, о которых мы говорим сегодня, характерны и для других стран. И в других странах есть беспокойство учителей, родителей и учеников по поводу качества образования в условиях цифровой среды. И в других странах ведутся разговоры о том, что нужна цифровая дидактика и педагогика”, – заявил ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек.
Заир-Бек подчеркнул, что многие опасения, которые высказывают родители, и то, что озвучивают эксперты (в том числе неподготовленность школ к цифровому будущему), как раз-таки связаны с отсутствием цифровой дидактики. Многим педагогам не хватает компетенций и мотивации, чтобы серьезно меняться.
Дистанционное обучение и электронные дневники в школах получат единую российскую платформу.
Минцифры объявило о создании новой федеральной государственной информационной системы «Моя школа». Система будет передана от минпросвещения в ведение минцифры. Ее включат в состав инфраструктуры электронного правительства. Документ опубликован нормативных актов.
«Создание системы «Моя школа» направлено, в том числе, на решение проблемы использования подавляющим большинством образовательных организаций иностранного программного обеспечения и сервисов, которые становятся недоступными в связи с санкциями со стороны зарубежных компаний и иностранных государств», – пояснили в пресс-службе .
«Моя школа» должна повысить доступность учебных материалов, обеспечить профилактические работы с обучающимися и коммуникацию пользователей по видеосвязи, что особенно актуально при переходе на дистанционное обучение, что происходит последние годы довольно часто.
До 31 мая минпросвещения должно передать минцифры права на использование информационной системы, в том числе на ее модификацию. Она должна быть включена в состав инфраструктуры электронного правительства, при этом минцифры выступит оператором. «Моя школа» будет увязана с региональными информационными системами в сфере общего и среднего профессионального образования.
Система создается в целях развития всех ступеней образования, для эффективной информационной поддержки организаций системы образования и граждан, а также для внедрения цифровой образовательной среды и трансформации системы образования.
В рамках «Моей школы» должны появиться сервисы унифицированных электронных журналов и дневников, сервисы приема в образовательные организации и управления образовательными процессами. В том числе корректировать учебные планы и составлять расписание занятий тоже можно будет в этой системе.
Дополнительно предлагается создать электронный сервис по организации питания обучающихся и профильные сетевые образовательные сообщества.
В рамках системы будет функционировать библиотека контента, в которой размещается контент образовательного и воспитательного характера, прошедший проверку содержания на соответствие образовательным стандартам. При этом образовательный он не дублирует содержание учебников по предметам, а является дополнительным образовательным материалом, который используется педагогами при проведении уроков.
– Злата Минаева
С сентября 2013-2014 учебного года во многих столичных школах были введены электронные дневники и журналы, полезность которых уже успели оценить как учителя, так и сами ученики и их родители. M24.ru собрало информацию о том, как работают электронные дневники и чем они помогают учебному процессу.
Обновление школьного образования было начато несколько лет назад. С 2011 года открыта электронная запись в первый класс. В 2013 году появились первые электронные дневники, которые помогали эффективнее взаимодействовать учителям, ученикам и их родителям. Уже в сентябре 2013 года столичные школы обнародовали статистику – электронные дневники использовались в 1 305 школах, а в городской школьной информационной системе на тот момент зарегистрировали 860 тысяч человек.
В марте 2014 года глава департамента информационных технологий города Артем Ермолаев объявил о том, что все столичные школы пользуются электронными дневниками. При этом 36% учебных заведений полностью отказались от бумажных дневников (остальные школы пока используют и электронные, и обычные дневники).
ЕКАТЕРИНА ПОЛИЕНКО, УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ №1370
Я считаю онлайн-дневники очень удобными, ведь с их помощью мамы и папы имеют возможность ежевечерне отслеживать ситуацию с оценками. Увы, не все родители пока ими пользуются, многие по старинке ждут родительских собраний, на которых классные руководители всегда расскажут об успеваемости их чад. Однако мобильные родители держат руку на пульсе, всегда могут видеть долги ребенка, сделанные (и не совсем) домашние задания.
Однако, несмотря на удобство для родителей, электронные дневники доставляют дополнительные трудности учителю. Это дополнительная работа, кропотливая, точная, нет возможности отложить выставление оценок на потом, ведь все дневники и журналы должны быть заполнены практически сразу же после урока.
С помощью электронных дневников педагоги имеют возможность вести электронный школьный журнал, автоматически получать любую качественную и количественную информацию, использовать элементы дистанционного обучения и электронного документооборота. В свою очередь, родители могут своевременно видеть оценки ребенка и домашние задания, контролировать посещаемость, общаться с преподавателями и представителями администрации школы в режиме online.
Учитель “Ломоносовской школы” Анастасия Петренко отмечает, что в электронной отчетности есть свои плюсы и минусы. “С одной стороны, тотальный контроль, разумеется, приносит свои плоды. Ребята привыкают к мысли, что их образованию отводится такое внимание, что попустительски относиться к своему развитию теперь просто невозможно. Но есть и минус. Находясь под контролем в школе и дома, наверстывая упущенные темы, потому что учитель заявил о них в электронном журнале и поставил минус, грозящий перерасти в разочарование родителей, ребенок упускает важное – самоконтроль, возможность сказать себе: “Я не очень уверен к спряжении этого глагола, пойду подучу, чтобы знать наверняка” или: “А вот это мне точно пригодится для жизни, в этой области я стану специалистом”.
Родители по-разному относятся к электронным дневникам, но в основном оценивают это нововведение положительно.
ИРИНА, МАМА ВЫПУСКНИЦЫ 2014 ГОДА 11 КЛАССА ШКОЛЫ №301
Введение электронных дневников облегчило жизнь многим занятым родителям, у которых нет времени на ежедневное отслеживание успеваемости и проверку бумажных дневников, иногда даже на посещение родительских собраний не хватает времени. Нововведение очень понравилось, мне было легко к нему привыкнуть, поскольку профессия связана с работой на компьютере и в сети. Благодаря электронному дневнику дочери я могла без лишней траты времени проверить ее успеваемость, отследить количество прогулов и даже связаться с классной руководительницей, что очень помогало в течение учебного года.
Как это работает
“Теперь портал станет единой и единственной точкой доступа к электронному дневнику ученика для родителей. До этого школы использовали различные “вариации”, не было единой системы”, – заявили в пресс-службе в департаменте информационных технологий столицы.
Другие электронные нововведения в школах
Помимо электронных дневников и журналов, во многих школах уже действует система электронного прохода: родители получают SMS, когда их дети оказываются за турникетами.
Кроме того, в столичных школах установлены 160 тысяч компьютеров. “По количеству компьютеров, которые есть в школах, мы не только первое место в России, но и, наверное, первое место в мире теперь держим”, – сообщил ранее Сергей Собянин.
С 2014 года в 75 учебных заведениях проходит и эксперимент по внедрению электронных учебников. Подобное нововведение не только избавит школьников от необходимости набивать свой ранец книгами под завязку, но и даст возможность получать знания в любом формате. Занятия проходят по 11 электронным учебникам: по русскому языку, литературе, истории России, алгебре и геометрии, физике и химии, изобразительному искусству и музыке. С помощью электронного носителя можно также выполнить практические задания, лабораторные и контрольные работы.
Разработаны уже шесть электронных учебников. Аналогов им в нашей стране пока нет. “Это не просто переведенная в электронный вид бумажная версия – это совсем новая система с электронными приложениями, с видеозаписями, с движущимися картинками, интерактивом и так далее”, – рассказал об учебниках Сергей Собянин.
Ссылки по теме
О посещаемости и правильном питании школьников власти тоже не забывают. С помощью мобильного приложения “Госуслуги Москвы” родители смогут узнать, как часто дети опаздывают в школу и насколько регулярно они там питаются.
Напомним также, что в Москве реализуется проект “Школа новых технологий”. Он направлен на выявление и стимулирование передовых школ, которые применяют информационно-компьютерные технологии. На первом этапе проекта город выделял до трех миллионов рублей на каждое учебное заведение для закупки оборудования, программ и перевод классных журналов и дневников в сеть.
В середине мая 2014 департамент информационных технологий объявил о второй волне проекта. Среди требований к потенциальным школам-участницам конкурса – количество учеников, их должно быть не менее семисот. Кроме того, в отборе смогли принять участие только те общеобразовательные учреждения, которые полностью отказались от бумажного дневника и перешли на электронные технологии учета успеваемости учеников.
Новые технологии в образовании — это хорошо. Интерактивные доски, дистанционное обучение, и тому подобное. Но такая, на первый взгляд, удобная штука, как электронный журнал, способна посеять в школе настоящий хаос. Наш блогер Дима Фурманов знает систему изнутри и рассказывает, в чём тут несостыковка.
Ученики, родители и учителя, как мы знаем, обязаны как-то договориться о «правилах игры» обучения ребёнка в школе. Это нужно, чтобы одни могли работать и не паниковать, а другие не хотели бы идти в прокуратуру.
Когда-то для упрощения пути от станции «учитель поставил оценку» до станции «мама негодует, за что сынок получил двойку» был придуман электронный журнал: родители в курсе оценок, страниц из него не вырвешь, бумаги меньше заполнять, меньше отчётности.
Как человек, который с такой системой проработал (как администратор системы в школе), я вам расскажу, почему всё совсем не так. В очередной раз я буду опираться на свой опыт работы в регионе. Этот регион не город Москва.
Модель перехода на электронный журнал
К сожалению, не все школы одинаково переходили или переходят на ведение электронного журнала. В связи с этим порой в городе могла быть ситуация, когда какие-то школы с журналом ещё не работают вообще, другие переведены директивно исключительно на электронный журнал, а третьи его используют в порядке эксперимента, ведя одновременно и электронный, и бумажный.
Если вы думаете, что проблемы в этом нет и «это же так просто», то вы ошибаетесь. Лишняя бессмысленная работа бесит всегда. Особенно если твои коллеги в соседней школе не занимаются дубляжом. Даже в новых школах. Эти же 30 минут, потраченные на глупое копирование, учитель мог потратить на подготовку интересного урока, консультирование ребёнка, а может быть, и на себя.
Реструктуризация работы педагога
Мало сказать школе, что она перешла на электронное ведение журнала. Нужно теперь поместить в нашу вселенную с электронным журналом всех педагогов. Да, все педагоги теперь обязаны использовать электронный журнал. И вчерашние студенты-практиканты (кто вырос в обнимку с гаджетами), и женщины пенсионного возраста, которые не всегда могут принять существование телефона без кнопок (обожаю сексизм).
Дети вступают в игру
С момента введения в вашей школе электронного журнала все дети будут пытаться использовать это в свою пользу. «А у меня интернета не было», «а вы домашку не прикрепили», «а вы нам не сказали, что домашнее будет в журнале», «а вы не пометили, что сегодня должна быть самостоятельная», «а я вам домашку прикрепил сегодня в семь утра». Если вы детей поделили на подгруппы по английскому языку, кто-нибудь обязательно придет не в ту.
Ещё дети много чего умеют в интернете. В моей практике даже встречалась целая схема по замене оценок на нужные. Или по затиранию ненужных пропусков. Первая схема хитрая, вторая — нет. Зато страниц не вырвут.
Требования управления образования
А вот и тот раздел, который раскрывает суть заголовка. В моём регионе каждый день требуют отчёта о 100% выполнении показателей журнала. За всё это страдает один ответственный по школе. Сейчас или вы отправитесь со мной в постмодернизм, или будете кивать и поддакивать. Итак, что хочет видеть управление.
Во-первых, 100% заполненное расписание у всех классов. Сперва может показаться, что этот пункт вполне логичный и расписание должно быть у всех. А теперь скажите, было ли в вашей школе так, что к 1 сентября расписание готово на неделю, оно всем нравится, в нём нет ошибок, и вы можете быть уверены, что никто не придёт к вам, завучу или директору с претензией? Вот-вот. А там считают, что оно у вас готово и меняться не будет. Даже если вы по совместительству и здесь не должны быть каждый день. И вообще, учитель — это призвание, не капризничайте.
Во-вторых, раз есть уроки, то на каждый урок должно быть задано домашнее задание. Тут в зависимости от региона, местами выходит на арену настоящий цирк. Нельзя указывать, что нужно что-либо принести (родители могут на это слово накинуться и написать, что в школе поборы.
Даже если вы сказали принести тетрадь), домашнее задание должно быть у всех классов (и кому какое дело, что в первом классе оценки не ставятся), домашнее задание должно быть на каждый урок (вот стоит ваша, допустим, информатика у класса четвёртым и шестым уроком, вот и дайте им задание на шестой урок. Ну и что, что у них на пятом литература). Отчётность превыше всего.
В-третьих, должны быть темы уроков. Вы скажете, что это просто и логично?
А теперь шок-контент: по отзывам моих коллег, в каждой школе есть учитель (а то и не один), который систематически не заполняет тему урока
А эта тема, на минуточку, должна совпадать с темой в поурочном планировании. Вам же не надо говорить, что будет проверять комиссия?
В-четвёртых, нужно, чтобы каждый урок учитель заходил в журнал и ставил там оценку. Или отметку о присутствии, ну, или опоздании. Ну, или прогуле. Теперь представьте, что вы проводите первый урок (там, где всякая техника безопасности, как вас зовут, что вы будете в этом году изучать) и на него пришли все. С точки зрения системы — нет пометки, значит урок не проведён (ладно, ладно, я помню, что в некоторых регионах есть галочка «урок проведён»).
В-пятых, есть чудный показатель «своевременное заполнение журнала». Все оценки и отметки о присутствии должны быть выставлены (исправить или удалить можно и потом, если в системе за это нет штрафа для школы, хе-хе) в этот же день. Ну, кроме контрольных и диктантов. Сколько вы теряли листков с отметками, которые надо в журнал переставить? Ну вот так-то.
Вместо пункта «в-шестых»:
Что делает администратор системы в школе?
Абсолютно всё. В том числе то, что лень делать другим людям. Например, если завучу лень составлять расписание, вы не только будете заливать его в систему, но ещё и составлять лично.
К отправке отчёта все показатели должны быть 100%. Поэтому будете придумывать тему сами, если её нет. И домашнее задание. И убирать неправильно поставленные оценки (см. «в-пятых»).
Здесь должен быть вывод
В начале третьей части компьютерной игры Fable персонаж должен был сделать выбор, кого он хочет казнить: крестьян или своего жениха (или невесту). И от этого выбора сюжет не менялся никак. К чему это?
Чтобы система образования с электронным журналом работала хорошо и правильно, три стороны должны понять друг друга. Это учителя, разработчики и чиновники. Но сколько бы постов в блогах ни выходило, сколько бы ни писалось петиций, не изменится ничего.
Чиновники будут просить отчётность, не думая, заложили ли возможность лёгкого сбора этой информации разработчики. А также не думая, есть ли у учителей вообще время на очередную малополезную справку.
Разработчики будут писать не вполне правильно работающие ресурсы. Потому что они не знают, как работают учителя, чтобы написать правильно. Да и чиновники от образования примут и сырую версию.
Учителя же будут молча делать бессмысленные отчёты в системе, которая не учитывает специфику школы.
Спросите, почему же нет ни слова про родителей? Потому что далеко не все могут зайти в журнал под своим именем, а не под именем ребёнка. Зато потом «вы мне ничего не говорите про моего Серёжу». Пусть сперва те, кто организует образование, договорятся. А потом и за этих примутся.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов анонсировал создание в РФ федеральной системы учета успеваемости школьников. Эта глобальная электронная информационная платформа будет полностью государственной. Мы выясняли, что даст это нововведение учителям, детям и их родителям.
Недавно президент Путин выступил с рядом предложений, касающихся школьного образования – их уже окрестили «сентябрьскими поручениями». Одним из поручений явилось требование перевести все школьное электронное обучение и дистанционные технологии, сопряженные с обработкой персональных данных, исключительно на государственные платформы – до 1 сентября 2023 г.
Минпросвещения «пас приняло». На Всероссийском экспертном педагогическом совете глава ведомства Сергей Кравцов сообщил, что «нужно прекратить постоянную смену таких систем (электронных дневников. – Авт.), путем введения такой системы на федеральном уровне».
Министр отметил, что федеральный электронный дневник сведет к минимуму риск утечки персональных данных, взлом системы и другие риски, связанные с электронным документооборотом. Кравцов подчеркнул: главное отличие государственной системы – строгие требования. И, вероятно, в сердцах сравнил существующие сегодня электронные платформы учета успеваемости и расписания в школах с «зоопарком, с которым уже пора кончать».
Действительно, сейчас в целом по стране используется около десятка разных образовательных платформ, частных и бюджетных. Электронные дневники есть в компьютере и в смартфоне. В сущности, они дублируют бумажный дневник – там есть расписание, список пройденных тем, фактические оценки и статистика успеваемости ребенка. Ко многим электронным дневникам учитель может «прицепить» домашнее задание, в некоторых системах можно размещать и видео- аудиофайлы и другие дополнительные материалы. Все это и предложено унифицировать, перевести на государственный уровень.
Реальная жизнь, как обычно, вносит свои коррективы. Родители недовольны тем, что система непрозрачна, в ЭД нет телефонов и почты педагогов, нельзя напрямую достучаться до учителя-предметника или вовремя среагировать на какую-то ситуацию (а в школу не пускают из-за коронавируса). Еще чаще жалуются на то, что учителя не всегда тщательно и вовремя заполняют электронные дневники.
– У нас есть учительница английского языка, у которой электронный дневник всегда сбоит, – говорит мама 4-классника Екатерина Попова. – И у нас через раз в родительском чате «угадайка» – что же задали по английскому сегодня? Хорошо, что некоторые дети старательно переписывают ДЗ с доски в тетрадь, не надеясь на электронный дневник.
К другим неудобствам электронных дневников родители отнесли недостаточную осведомленность об уроках. В дневнике есть позиции «Сценарий урока» и «Тема урока», но если на них кликнуть, информация отсутствует. Для выяснения того, что же делали дети на уроки сегодня, для проболевших или пропустивших занятия по-прежнему задействованы старые добрые родительские чаты. Учителя оправдываются тем, что занятия в школах – очные. И расписывать все этапы учебного процесса в электронном дневнике они не обязаны.
Сейчас электронный дневник и журнал – хорошее подспорье для учебы, все в нашей школе с ним уже освоились. Но учителя по-прежнему жалуются на недостаток времени в связи с тем, что дублируется отчетность.
Пока «локальный» электронный дневник отлаживался, с ним часто возникали проблемы. И теперь у опытного пользователя сразу возникает вопрос – какие же «глюки» тогда будут у дневника федерального?
– Да ничего особенно страшного в разработке большой информационной системы учета оценок и классного дневника нет, – уверяет эксперт-аналитик цифровой компании Борис Авдеев. – У нас уже есть положительный опыт крупных платформ. Если уж такая система, как портал государственных услуг работает! А вы представьте, какие массивы данных там используются. Большие данные вот уже лет 20 никого не пугают. IT-ресурсы имеются, хорошие программисты тоже есть, и они работают. «Большой» дневник учета успеваемости или журнал создать не проблема. Главное, чтобы техническое задание было четким, внятным, а план реализации не отдавал бы фантастикой.
Интересно, что один из существующих сегодня в стране электронных дневников, цифровая платформа от Сколково, попал в топ-10 мировых образовательных сайтов. По версии международной IT-компании SimilarWeb в 2019 г. наш электронный дневник занял 9-е место. Кстати, это одна из немногих отечественных платформ, где без проблем «помещаются» презентации и видеоматериалы. Есть даже своя интерактивная лента новостей.
– А почему такая платформа только для учета знаний создается? – удивляется программист, разработчик детских обучающих роботов Игорь Воронин. – Нужна единая система, не только для оценок или расписания. Пусть ведется сбор данных о талантливых учениках. Выставляются проекты, достижения, чтобы другие дети тоже это видели и стремились к лучшему. Должна быть именно федеральная, государственная система поддержки проектной деятельности, грантов, дополнительных баллов к ЕГЭ за технические проекты. Ведь прежде чем что-то учесть, нужно это создать, я считаю.