Внедрение электронного учебника в школах

Зачем ридеры школьникам

Время на прочтение

В западных школах реализуется множество проектов, которые привносят интерактивность в процесс получения знаний: от перехода на персональные компьютеры до внедрения облачных технологий.

Однако новые технологии внедряются и в наших образовательных учреждениях. Школы постепенно переходят на электронные учебники, а ученики начинают использовать планшеты и «читалки» не только для развлечений. Сегодня мы расскажем, как цифровые учебники влияют на здоровье и успеваемость и где в России уже используют ридеры для обучения.

Внедрение электронного учебника в школах

Преимущества электронной литературы

По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.

В России надзорные организации также формируют подобные рекомендации. Например, к 1 сентября 2017 года Роспотребнадзор опубликовал стандарты к «заполненности» ранца школьника. Там написано, что вес комплекта учебников для учеников первых и вторых классов не должен превышать 1,5 кг.

Однако эти требования в современных реалиях реализовать не всегда удается. На сайте «КП» отмечают, что перевес рюкзаков у школьников достигает двух килограмм. Потому что дети носят у себя за спиной тяжелые бумажные учебники, сменную обувь, спортивную форму, альбомы для рисования и др.

Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.

Переход на «цифру» положительно влияет не только на осанку, но и на успеваемость школьников. Как отмечает руководитель департамента информационных технологий Москвы Мария Коссе, дети, работающие с электронными книгами, имеют более высокую успеваемость. Поэтому, например, в сентябре школьники части школ Среднего Урала получили планшеты с двумя экранами: один обычный, другой — на электронных чернилах.

Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.

Чем заменить книги

Бумажные учебники — это вчерашний день, и переход на «цифровую» литературу в стенах школ положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся. В качестве замены книгам можно выделить читалки и планшеты, у которых есть свои преимущества и недостатки.

Среди достоинств планшетов можно отметить то, что часто их покупают детям для «внеучебной» деятельности. Поэтому родителям остается только поставить необходимое программное обеспечение для чтения цифровых учебников, и ребенок может начинать заниматься.

При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики. Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык. Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.

Читалки по сравнению с планшетами имеют более узкий функционал, однако в этом есть и плюс — ребенок начинает воспринимать гаджет как «серьезный» инструмент для обучения. При этом экран ридеров, поскольку выполнен по технологии электронных чернил, не утомляет глаза (об этом мы подробнее поговорим далее).

Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.

Например, компания Amazon заявляет, что ридер Kindle Paperwhite держит заряд 8 недель. А читалка ONYX BOOX Chronos с батареей 3000 мАч «проживет» гораздо дольше любого планшета.

И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.

Внедрение электронного учебника в школах

Также отметим, что с 2015 года в России работает поправка к закону «Об образовании», согласно которой все школьные учебники должны иметь цифровую версию, повторяющую бумажный аналог (включая иллюстрации). И цифровой копией является точная копия печатного издания, представленная в формате PDF.

Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.

Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos. С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field. Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.

Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.

Внедрение электронного учебника в школах

Влияние ридеров и планшетов на зрение

Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.

Яркости встроенной подсветки не хватает, чтобы «побороть» солнце. Экран ридера же по своим свойствам напоминает бумагу, поэтому свет здесь играет на руку — шрифт, наоборот, приобретает контрастность.

Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.

В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.

Это подтверждает исследование, проведенное учеными из Университета Париж 8. Во время десятидневного эксперимента они измеряли частоту моргания испытуемых и записывали их личные ощущения. В результате было установлено, что при работе с дисплеями E Ink, «усталость» зрения наступает медленнее.

«За годы эволюции человек привыкал смотреть на объекты, освещенные солнцем. Смотреть непосредственно на солнце, а также на огонь, молнию и всяческие светодиоды глаз не привык и поэтому быстро устаёт», — говорит Евгений Суворов, руководитель отдела развития компании «МакЦентр».

Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.

Кто использует читалки

Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?

Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA). Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы. А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.

Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.

В качестве примера внедрения читалок в российских образовательных учреждениях можно привести военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Руководство приобрело ридеры ONYX BOOX C67ML Darwin для удобства и комфорта курсантов и преподавателей. А компания «МакЦентр» разработала специальную прошивку для устройств. В Черноморском училище сделали выбор в пользу электронной бумаги не только с целью совершенствования учебного процесса, но и для сохранения здоровья студентов.

«Мы тщательно подошли к этому проекту, изучили отечественный рынок устройств для чтения электронных книг, — комментирует Дмитрий Феклистов, начальник IT-лаборатории ЧВВМУ. — В результате мы решили остановиться на модели ONYX BOOX C67ML Darwin, которая, на наш взгляд, наилучшим образом соответствует требованиям к индивидуальному мобильному инструменту курсанта (компактность, общая надежность, эргономичность и быстродействие устройства, контрастный сенсорный экран E Ink с подсветкой, чехол, заказная прошивка на базе Android, емкий аккумулятор и приемлемая цена)».

Еще одним образовательным учреждением, которое закупило электронные учебники на базе E Ink, стала Троицкая Православная школа. В качестве поставщика оборудования также выступила компания «МакЦентр». Проект был начат ещё с модели BOOX 60, и руководство докупает современные ридеры ежегодно.

В январе 2015 года платформа LightSail Education провела опрос среди 475 преподавателей по всему миру. 94% опрошенных отметили, что ожидают роста популярности электронных книг в школах. А 52% учителей сказали, что хотели бы «перевести» студентов на цифровую литературу. При этом, согласно отчету Kids and Family Reading Report 2015, число детей, которые читали хотя бы одну книгу в электронном варианте, также увеличилось.

Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.

Также E Ink планируют начать выпуск электронных блокнотов совместно с компанией Sony. Возможно, в будущем E Ink экраны «выйдут за пределы» чтения и станут использоваться в школах как универсальные системы для составления заметок и рисования.

P.S. Предлагаем несколько обзоров для тех, кому интересны ридеры ONYX BOOX:

Примерное время чтения: 4 минуты

Электронный букварь. Чем обернётся введение электронных учебников в школах?

Внедрение электронного учебника в школах

В следующем учебном году школьники могут оказаться без привычных учебников. Вступили в силу изменения Минобрнауки в приказ № 1047 от 5.09.2013 г., устанавливающий, какие книжки можно давать детям в руки, а какие нет.

Внедрение электронного учебника в школах

Хотя в разгаре только третья четверть, школы уже сейчас должны задуматься о закупке учебников на следующий год. В прошлом году новый порядок допуска учебников в школы уже привёл к скандалу, когда учителям вдруг запретили пользоваться целым рядом учебно-методической литературы. В частности, известный учебник математики Людмилы Петерсон попал в опалу из-за «недостаточной патриотичности заданий». Учителям пришлось срочно перестраивать учебные планы, а школам искать замену.

Теперь появились новые условия. Так что ситуация может повториться. В принципе, сами по себе новые требования довольно прогрессивные. Отныне в школы могут допускаться только те учебники, которые имеют электронную версию. Причём это не просто точная перепечатка текста из бумажной версии со всеми картинками. В таком учебнике обязательно должны быть всевозможные интерактивные элементы: галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные и проверочные работы и т.д. Учебник должен читаться на трёх и более операционных системах (не обязательно лицензионных), причём не менее двух из них должны быть мобильными, воспроизводиться на любом устройстве, будь то компьютер, ноутбук, планшет, смартфон или интерактивная доска в классе, даже без подключения к Интернету. Должна иметься возможность для создания заметок и закладок. Плюс качество всего этого должно быть таким, чтобы дети не вышли поголовно из школы слепыми. Создать такой учебник не так-то просто.

Внедрение электронного учебника в школах

«Теперь начинаются проблемы не у школ, а у производителей учебников, потому что всё это будет делать дороже процедуру создания школьной литературы, — считает Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. — Нет чёткого понимания, где заказывать разработку электронных версий. Хотя сейчас рынок наверняка отреагирует на это. Есть сложившиеся компании, которые заранее готовились под эту работу. Собственно, под них этот приказ во многом и издавался, чтобы дать возможность подзаработать неким коммерческим фирмам, специализирующимся на разработке программного обеспечения. Конечно, учебник в электронном виде — это будущее нашего образования, как и любого другого. Эра цифровых технологий давно уже наступила. Мы не сможем остаться в стороне от этого процесса. Но для региональных бюджетов это станет дополнительной нагрузкой в части увеличения расходов на образование и для кармана родителей наверняка. По закону учебниками и учебными пособиями школы должны обеспечивать субъекты РФ. Если муниципальная школа — то из бюджета муниципалитета. Руководителям всех регионов дана установка прекратить поборы в образовательных учреждениях. Но где-то всё равно продолжают по старинке испытывать терпение родителей, под всякими предлогами собирая с них недостающие суммы. Хочется верить, что это не приведёт к дополнительному витку сборов и очередной истории, когда будут пытаться с родителей содрать шкуру.

Внедрение электронного учебника в школах

Не путайте: электронный учебник — это вовсе не означает, что всех учеников должны бесплатно обеспечить планшетами или ридерами с закачанными в них учебниками. Речь идёт только об электронной программе, которая будет поступать в школы на дисках, флэшках, других носителях. Причём школа не может приобрети только электронную версию. Обязательно комплекс — и бумажный, и электронный. Вопрос обеспечения так называемыми карт-ридерами — устройствами, на которых будет воспроизводиться учебник, до сих пор не решён».

Более того. Пока не было никаких серьёзных исследований, как такие электронные учебники будут влиять на здоровье детей, в частности на зрение. Хотя подобная экспертиза и прописана в законе, но разве можно её провести качественно за несколько месяцев? Так что советуем родителям пока не гнаться за новинкой.

Самое интересное в соцсетях

Жигулина, О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Жигулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5732/ (дата обращения: 08.06.2023).

Электронные учебники
начинают занимать все большее место в нашей жизни. На сегодняшний
день идет активный процесс по созданию электронных учебников в
гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс. Электронный
учебник можно, например, определить как совокупность графической,
текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой
информации, а также печатной документации пользователя. Электронное
издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также
опубликовано в компьютерной сети.

Основные формы
электронного учебника

Как и в создании любых
сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для
успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее,
существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее,
конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне,
это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность
составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация
ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную
картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в
определенной предметной области.

Энциклопедия. Это
базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин
энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в
электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по
отношению к стандартам образования.

Задачник.
Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет
функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая
необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема –
подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда.
Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую
работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем
взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках
проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию
и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная
среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над
проектом.

Авторская среда.
Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То
есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной
специальности, конкретного студента. Для этого необходима
соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает
включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию,
позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и
методические пособия по предмету. Фактически, это подобие
инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда.
Традиционно
электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию
в текстовой или графической форме. Это является наследием
полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно
реализовать методический прием “делай как я”. Такая среда
наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Основные этапы
разработки электронного учебника

С 1 сентября 2011 года
в 25 российских школах начался эксперимент по апробации
использования в учебном процессе электронных учебников на базе
электронных мобильных устройств (букридеров). Этот эксперимент
проводится в рамках масштабного проекта по развитию электронных
образовательных интернет-ресурсов нового поколения.

Букридеры — один из
современных инструментов обучения, который может быть с равным
успехом задействован и для изучения нового материала, и для
самостоятельной работы учащихся. Такой учебник вмещает в себя весь
учебный курс.

Еще одно устройство,
проходящее апробацию, — нетбук-трансформер, который может
использоваться и как планшетный компьютер. С его помощью учитель
будет иметь возможность давать своим ученикам дополнительную
информацию по теме урока, проводить опросы и тесты, задавать
домашние задания, контролировать их выполнение, оценивать результаты
и т. д.

Электронные учебники очень
мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их
накопительные возможности ограничиваются только объемом карты
памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию,
делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять
информацию в логические блоки. Кроме того, современные букридеры
дают возможность использовать в учебном материале не только текст и
иллюстрации, но и мультимедийный контент.

Однако главным, с точки
зрения родителей и учителей, преимуществом электронных учебников
перед традиционными аналогами является небольшой вес и компактные
размеры. По их мнению, возможность избавить детей от необходимости
ежедневно носить с собой тяжелые ранцы с полным комплектом бумажных
книг — это неоспоримое достоинство электронных учебников.

В условиях недостаточного
количества учебников по разнообразным дисциплинам значимость пособий,
изготовленных студентами самостоятельно, еще более возрастает. Для
студента процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с
осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого
данным учебным пособием. Таким образом, включаясь в процесс
конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный
материал, по которому создается электронное учебное пособие.

Использование
электронных учебных пособий в образовательном процессе вуза позволяет
более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с
интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный
материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать
теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При
использовании электронных учебных пособий происходит не только
репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая,
что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

Очень
важен тот факт, что студент имеет возможность и на лекции, и на
практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы
пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование
которого в образовательном процессе формирует целостный образ
изучаемого предмета.

Конечно, новые
электронные продукты с трудом вписываются в узкое русло существующей
классно-урочной системы, к тому же есть ряд других проблем. К
сожалению, разработкой и использованием новых форм обучения
занимается не так много специалистов, хотя о проблемном подходе,
методе проектов, креативном обучении и пр. многие уже не раз
слышали. Приходится констатировать, что разрабатываемые
программистскими коллективами ЭУ часто не вписываются и в новые
формы обучения, поскольку программисты знакомы с ними только
понаслышке. Получается противоречие: новейшие (по технологиям)
продукты разрабатываются программистами, знающими на собственном
опыте только старые формы обучения и пытающимися приспособить
разрабатываемый электронный продукт именно к этой устаревшей форме.

Большинство
разработчиков так называемых ЭУ предлагает уже готовый продукт и не
может одновременно предложить эффективный способ использования этого
продукта, поскольку не владеют основами психолого-педагогических
знаний. Такой продукт может быть очень симпатичным, содержать всякие
программистские новшевства например: изоморфинга, крутящихся
3D-моделей или мигающих флэш-изображений, но быть абсолютно
непригодным к использованию в школе или ВУЗе.

Для понимания
некоторых новых возможностей ЭУ попробуем привести примеры, когда
использование обычных учебников неэффективно.

I. ЭУ должен
предоставлять близкие к реальности возможности. В нем, например,
можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном
учебнике, фрагменты видеофильмов, а можно использовать панорамы
виртуальной реальности, с помощью которых на экране компьютера можно
получить полное представление об окружающей обстановке, в том числе
и об источниках звука, рассмотреть подробнее определенные предметы и
даже прочитать их описание или прослушать эту же информацию.

Этот способ
представления информации может быть широко использован в учебных
дисциплинах, в которых присутствует описательная информация:
география, история, в определенной степени – литература,
представление различных экспериментальных установок (физика и химия)
и др.

II. Возможность
представления различных типов задач на примере. Освоив математику и
физику, все мы можем рассчитать точку А, в которой встретятся два
тела, движущиеся со скоростями V1 и V2. В жизни же мы постоянно
решаем эти задачи без формул и бумаги. Действительно, успеет ли
пешеход перейти на противоположную сторону улицы, по которой
интенсивно движутся автомобили? Успеет ли автомобилист объехать
препятствие и не столкнуться со встречным автомобилем? Ни один
обычный учебник принципиально не может поставить такую задачу и, тем
более, научить ее решать. С определенными ограничениями (все-таки
это будет только модель реальной жизни) ЭУ может учить решать и
такие задачи. Кстати, и в этом примере мы говорим о предъявлении
наглядно-образной информации, вместо вербального (текстового)
описания.

III. Необъятные
возможности предоставляют ЭУ в преподавании иностранных языков.
Возможность изучения правильного произношения, мимики губ, звучание
изучаемых звуков.

Можно сделать вывод, что
электронный учебник должен, сохраняя все возможности обычных
учебников, обладать принципиально новыми, по сравнению с ними,
качествами, включающими элементы гипермедиа и виртуальной
реальности, обеспечивающими высокий уровень наглядности,
иллюстративности и высокой степени интерактивности, обеспечивать
новые формы структурированного представления больших объемов
информации и знаний, возможности эффективного поиска требуемой
информации.

Таким образом, нам
действительно предстоит сделать весьма важный шаг: провести массовую
разработку ЭУ для различных предметов. При этом хотелось бы
напомнить, что даже успешное создание ЭУ по многим предметам не
способно само по себе кардинальным образом улучшить качество
образования. Очень многое зависит от наличия соответствующей
инфраструктуры, а еще больше – от качества подготовки и
переподготовки преподавателей, их возможности успешно использовать
разработанные средства.

Основные термины (генерируются автоматически): электронных учебников, образовательном процессе, электронного учебника, Применение электронных учебников, образовательном процессе вуза, электронных образовательных, электронном учебнике, Применение электронных образовательных, электронных учебных пособий, процессе электронных учебников, формы электронных учебников, электронный учебник, электронных образовательных ресурсов, созданию электронных учебников, форма электронного учебника, электронные учебники, обычных учебников, преимуществом электронных учебников, достоинство электронных учебников, применение электронных учебников.

Библиографическое описание

Келбусова, С. С. Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС основной школы / С. С. Келбусова, Д. М. Богачева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО “Издательство АСГАРД”, 2016. — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9968/ (дата обращения: 08.06.2023).

В настоящее время успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, которые размещаются в сети Интернет и на CD дисках. Учебный материал может быть представлен различными способами: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

В образовательном процессе нашей школы используются различные виды электронных образовательных ресурсов:

Учителя используют ЭОР на различных этапах урока. Например:

 на этапе актуализации знаний — электронные тесты, в том числе собственных разработок;

 на этапе объяснения нового материала — мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

 на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков используют программы — тренажёры, кроссворды.

Различные варианты технического оснащения кабинетов в нашей школе определяют организационно-педагогические модели применения ЭОР в учебном процессе:

 компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран;

 компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске;

 один ученик — один компьютер;

До недавнего времени в нашей школе, как и во многих других, в основном использовались первые две организационно-педагогические модели. Практически в каждом кабинете есть компьютер, проектор, экран, в некоторых — интерактивные доски, однако, с появлением учебно-лабораторного оборудования в состав, которого входит комплект ноутбуков, стало возможно применение и третьей.

В школе создана рабочая группа по использованию электронных ресурсов в образовательном процессе целью, которой является исследование уже имеющихся ЭОР и практики их использования учителями школы, а также апробация электронных учебников.

В рамках работы группы было проведено тестирование учащихся и учителей школы, чтобы выяснить, какие именно и на каких уроках используются ЭОР. В результате выяснилось, что на сегодняшний день самый популярный ЭОР на уроке — это презентация, второе место занимают аудио и видео материалы и различные компьютерные программы. Самой известной коллекцией электронных ресурсов, которую используют учителя в школе при подготовке к урокам, является openclass.ru.

Возможности, которые сегодня дает использование ЭОР на уроках переоценить невозможно, однако для подготовки к урокам мы тратим массу времени в поисках нужной, интересной информации. Бывает — находим интересные вещи и сохраняем их для себя.Ни что так сегодня высоко ни ценится как время. А его чаще всего и не хватает. Поэтому наша рабочая группа также поставила перед собой задачу: создать каталог электронных ресурсов учителей школы, чтобы обобщить опыт работы учителей со стажем и помочь молодым учителям с выбором ресурса к уроку.

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

ЭФУ (электронная форма учебника) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр.

Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения. Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.

Электронный учебник выполняет две основные функции:

Преимущества ЭФУ для учителя заключаются в следующим:

 Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации.

 Наличие большого количества практических и контрольно-измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.

 Возможность реализации новых форм учебной деятельности, основанных на самостоятельной работе школьников с учебным материалом, включающей элементы исследования.

 Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для отдельных учеников.

Преимущества ЭФУ для ученика заключаются в следующем:

 Более высокая наглядность учебного материала за счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов.

 Легкость доступа к требуемому учебному материалу благодаря наличию интерактивного оглавления и навигационных инструментов на панели тулбара, системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам.

 Возможности проверки и самопроверки знаний с немедленным получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу.

 Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.

Эксперимент по вводу школьных электронных учебников в России стартовал 1 апреля 2013 года, для этого были определены 60 столичных школ. Для апробации и, возможно, дальнейшей доработки были выбраны 11 учебников: по русскому языку (5–9 классы), литературе (5 класс), истории России (7–8 классы), математике (5 класс), алгебре и геометрии (7–9 классы), физике и химии (9 класс), биологии (7 класс), а также по изобразительному искусству и музыке.

На сегодняшний день свыше 12 тыс. учеников и педагогов в 162 школах Московской области пользуются электронными учебниками издательства «Просвещение».

Электронные учебники постепенно становятся неотъемлемой частью системы школьного образования. В Вологодской области электронные учебники еще только начинают свой путь, в связи с этим одной из задач нашей рабочей группы стало изучение и внедрение электронных учебников.

Прежде чем начать внедрение электронных учебников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», было проведено анкетирование учителей на предмет готовности к использованию ЭОР, а именно электронных учебников. В исследовании приняли участие учителя математики, иностранного языка, информатики, истории, русского языка и литературы. Проанализировав анкеты, были получены следующие результаты:

Действительно, на данный момент большинство школ не готово к внедрению электронных учебников, так как существует ряд проблем:

Во-первых, электронные копии будут предоставлены бесплатно только первый год. В дальнейшем, их потребуется закупать школам самостоятельно. Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ может быть предоставлена на 1 год или на 5 лет, и от этого зависит стоимость лицензии. Стоимость лицензии на 1 год — 25 % от стоимости печатного учебника, на 5 лет — 80 % от стоимости печатного учебника. Стоимость одной лицензии на предоставление годового доступа к ЭФУ составляет от 60 до 85 рублей в зависимости от стоимости печатного учебника.

Во-вторых, электронные копии есть — а устройств, предназначенных для их воспроизведения — нет. Не каждая школа может позволить себе оснастить класс планшетами или ноутбуками.

Третья проблема — это компьютерная грамотность, не каждый учитель сможет самостоятельно научиться пользоваться электронным учебником, а повышение квалификации педагогов, мастер-классы, презентации — всем этим процессом надо управлять и все стоит денег.

Внедрение ЭУ находится на первоначальном этапе, и издательства предоставляют учебники бесплатно для апробации. Так, например, если ваша образовательная организация в 2015 году приобретала напрямую у издательства «ДРОФА» учебную продукцию, входящую в действующий Федеральный перечень, вы автоматически становитесь участником проекта — «Новые возможности — каждой школе!».По условиям проекта вам предоставляются лицензии на доступ к электронным формам учебников на 2015/16 учебный год в количестве, равном закупленному по контракту. Учителю также предоставляется доступ.

Можно воспользоваться другой услугой этого же издательства. Каждому учителю предоставляется право опробовать ЭФУ издательства «ДРОФА» с одним из своих классов в течение первого полугодия 2015/2016 учебного года. Комплект лицензий на доступ к ЭФУ предоставляется для учителя и учеников в количестве 35 штук, на право пользования в срок до 1 апреля 2016 года. Для получения доступа необходимо подать заявку, прикрепив к ней справку с места работы, с указанием преподаваемых предметов. После одобрения заявки на указанный при регистрации адрес электронной почты будет направлен сертификат лицензии на использование учебников в электронной форме.

Электронные формы учебников (ЭФУ) издательства «ДРОФА» могут быть использованы как на стационарных компьютерах (настольных и ноутбуках), так и на мобильных устройствах (планшетах, смартфонах и пр.). Для корректного функционирования ЭФУ издательства «ДРОФА» рекомендуется использовать устройства с характеристиками, указанными в таблице 1.

Апробированы были электронный учебник по английскому языку для 5 класса и учебник информатики для 10 профильного класса. Каждый учебник имеет интуитивно понятный интерфейс, даже пятиклассникам не составило труда в нем быстро разобраться.

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

 более компактна — фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;

 более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника, настройки отображения и поиска по ключевым словам;

 дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами — мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

 позволяет учителю реализовать новые формы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.

К сожалению, на данный момент не каждая школа может обеспечить своих учеников компьютерами или планшетами, поэтому в череповецких школах электронные учебники еще только начинают свой путь.

Основные термины (генерируются автоматически): учебник, электронный учебник, учебный материал, учитель, класс, образовательный процесс, печатный учебник, ресурс, школа, Московская область.

Психология и педагогика

От плана внедрения до применения на практике

Современные школы все чаще задумываются об использовании электронного образовательного контента. Это не удивительно: применение учебных материалов с интерактивными дополнениями и обширными банками заданий выводят образовательный процесс на новый уровень. Сформировать подходящую модель учебного процесса с ЭФУ для своей школы можно в ходе апробации. Представляем элементы подготовительного и стартового этапов внедрения ЭФУ, а также результаты апробации, которыми поделилась передовая «Газпром школа».

22 октября 2019

Подготовительный этап

1. Изучение возможностей

2. Анализ и обобщение опыта

На подготовительном этапе важно понять, каким опытом и знаниями владеют педагоги и ученики, с какими цифровыми ресурсами учителя умеют и считают нужным работать.

Читайте подробнее о возможностях ЭФУ в нашей статье: ЭФУ и ЭОР — цифровые инструменты современных уроков»

3. Общение с родителями

4. Анализ технических возможностей и выбор формата использования

Платформа Lecta с технической точки зрения практически универсальна. Для использования электронного учебника диагональ экрана должна быть от 9 дюймов. Объем памяти на устройстве: желательно от 16Гб, но это не принципиально, поскольку работать с ЭФУ корпорации «Российский учебник» можно в режиме онлайн, без скачивания.

Инструменты для использования ЭФУ:

Отвечая на вопросы: использовать ЭФУ вместе или вместо печатных изданий? в школе и/или дома? на каких устройствах? — администрация формирует собственную модель внедрения электронных учебников.

Стартовый этап

Действия на стартовом этапе:

Заказ электронных учебников.

Сопровождение (организационное и техническое) установки учебников на электронные устройства.

Мониторинг установки учебников.

Тренинг для школьников по работе с учебниками.

Координация участников проекта.

Мониторинг проблем использования.

Участие самих школьников в поддержке одноклассников и учителей при использовании планшетов, электронных приложений, учебников.

Обезличенная книговыдача, реализованная в проекте Lecta — это доступ к любому набору учебников из каталога по количеству выдач, приобретенных школой. После оформления покупки у администрации есть 30 календарных дней на оплату счета, при этом код активации высылается заблаговременно. Прежде, чем добавить учебник в свой «портфель», можно посмотреть его демоверсию.

Внедрение электронного учебника в школах

История России. 6 класс. С древнейших времен до XVI в. Учебник

Учебник, подготовленный в соответствии с историко-культурным стандартом, охватывает период отечественной истории с древнейших времен до XVI века. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника – системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности./

Опыт «Газпром школы»

В 2017 году «Газпром школа» начала подготовительный этап апробации использования ЭФУ в параллели 5 классов. Сейчас идет непосредственно экспериментальный этап, на основе которого уже можно сделать некоторые выводы:

В целом можно сказать, что применение электронных форм учебников вскоре станет неотъемлемой частью современной эффективной образовательной деятельности.

Внедрение электронного учебника в школах

Физика. 7 класс. Учебник.

Учебник рассчитан на учащихся общеобразовательных организаций, приступающих к систематическому изучению физики. Настоящее издание вместе с рабочими тетрадями, тетрадью для лабораторных работ и методическим пособием для учителей составляет учебно – методический комплект по физике для 7 класса. В учебнике представлен раздел “Механические явления”. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации «Российский учебник» по адресу lecta.rosuchebnik.ru.

LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru

Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зайдите в личный кабинет: там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *