Тем, кто отвел ребенка в первый класс, придется привыкать не только к статусу родителей школьника. Теперь у них начнут просить деньги на школьные нужды, детям будут ставить оценки, предъявлять требования к внешнему виду и задавать домашнее задание. А родители будут соглашаться: тратить деньги, покупать форму, ругать детей за двойки и часами сидеть над прописями. Хотя всего этого можно не делать — потому что у родителей первоклашек есть права.
Вот что можно требовать от школы, чтобы добиться справедливости, облегчить нагрузку на детей и сэкономить.
Абрамова
Консультация «Нужен ли школьный дневник?»
Сейчас, во времена технологий, идёт спор между старым и новым. Школу также затронуло данное «событие» и одно из таких противостояний дневники.
Электронный дневник использует уже все педагогическое сообщество. Появление электронного дневника, является разумным шагом. Родители могут лучше контролировать и узнавать о жизни своих детей.
Полезные функции школьного дневника для ребенка.
1. Писать от руки действительно полезно. Рукописное письмо один из важных инструментов развития мозга. Отказываться особенно в начальной школе от дополнительной практики в рукописи не стоит.
2. Школьный бумажный дневник выполняет функцию ежедневника, органайзера. Школьники в дневниках записывают расписание уроков, домашние задания, важные пометки о школьных мероприятиях, о которых нужно не забыть. Посмотрев в дневник, ученик легко вспомнит, что ему сегодня задавали на дом, какие предметы он изучал и что еще ожидает его на этой неделе.
3. Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится, а также несет ответственность о его содержании. Самостоятельность оформления дневника учеником, является важным механизмом самоорганизации. Дневник помогает в развитии аккуратности, внимательности и ответственности. В этом и состоит важность бумажного школьного дневника. Он выполняет дисциплинирующую функцию, он помогает выделить главное, составить собственный план на неделю и приучает ребенка делать то же самое и в будущей взрослой жизни.
4. «Индикатор» успеваемости. Учитель в дневник выставляются оценки, которые школьник получил на уроке, замечания. Проанализировав свои отметки, сможет проанализировать на какие предметы стоит обратить большее внимание. В дневнике он сможет отмечать свои собственные успехи и достижения, видеть, в чем состоят его ошибки.
5. В современном бумажном школьном дневнике, содержатся страницы с полезной информацией. Такие как, календарь, правила, математические формулы, карта страны или мировая карта, таблицы вспомогательные, внутреннее наполнение может быть разным. В связи с этим можно говорить о том, что дневник выполняет функцию информационного справочника.
6. Контроль посещаемости. Записки по поводу опрашивания, если классный руководитель не возражает, лучше писать в дневнике. Это позволит в случае необходимости сверить пропуски, а также избежать недоразумений.
Правила ведения дневника.
1. Дневник является документом и ведение его обязательно для каждого ученика.
2. Дневник заполняется систематически. Заполнение дневника должно быть аккуратным, только синей пастой, каллиграфичным почерком, без исправлений.
3. В дневнике недопустимы произвольные записи ( например: «каникулы», «праздник», и т. п.)
4. Предметы и название месяца пишутся со строчной буквы.
5. Домашние задания записываются в соответствующей графе, без ошибок и с правильными сокращениями.
6. Дневник учителю, для выставления оценки, подаётся в течение урока или в конце.
7. В конце недели дневник подписывается классным руководителем.
8. Родители обязаны ежедневно просматривать дневник и контролировать его правильное ведение.
Уважаемые родители, обратите серьёзное внимание на работу вашего ребёнка с дневником и приучайте к правилам его ведения. Посеяв привычку «своевременно и аккуратно производить записи», пожнё те хорошие черты характера: аккуратность, исполнительность, пунктуальность.
Либо электронный дневник/журнал, либо бумажный!
В ряде образовательных организаций администрация заставляет учителей вести двойной учет успеваемости обучающихся, в том числе, и без оборудования соответствующего рабочего места (компьютер, доступ в интернет). Это НЕЗАКОННО!
1. «При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом.» — Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде».
2. «Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.» — п. 2.3 Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
3. «Исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.» — Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей».
4. «Ведение электронного журнала — без его дублирования в бумажной форме и без возложения на учителей обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся, относящейся к функционалу администрации организации.» — Письмо Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323.
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Елена Вениаминовна Чурина
Спасибо. Но мы ведем обе формы.
Каракай Лариса Павловна
Познавательно. А к ЭЖ какое это имеет отношение? В смысле: приказы, письма – есть, а в реальной жизни – иначе? Так я всегда пишу: 1) хочешь есть калачи – не лежи на печи; 2) мы – не рабы. Добивайтесь.
Отредактировано 11-12-2017 11:57
Лариса Павловна, подборка документов, представленная Вами, во всех отношениях хороша. Мы знаем, что мы -не рабы, но видимо лежебоки.
Куранова Елена Юрьевна
Спасибо за информацию. У нас ведется один журнал – электронный, но ученический дневник – бумажный, в который мы обязаны выставлять оценки, если не каждую неделю, то 1 раз в две неделю обязательно.
А почему? В электронном журнале ученики и родители не видят оценки? Мы как только перешли на ЭЖ – так и отменили бумажные дневники. В ЭЖ есть всё: и оценки, и домашнее задание.
А потому, что есть такие родители, которые говорят, что они не обязаны иметь подключение к интернету, не обязаны получать пароль к ЭЖ, и вообще не обязаны заходить туда. Так что давайте нам бумажный дневник с оценками. А если учитель не выставляет оценки в бумажный дневник ребёнку, то тут же составляется жалоба во все инстанции. Мы бедные-несчастные, а учителя сволочи.
Отредактировано 09-12-2017 08:45
У нас тоже родители так говорили сначала, и заходить в ЭЖ тоже не хотели. Помнится, начальник образования города даже по местному ТВ выступал: я просмотрел ЭЖ, родители совсем не интересуются – посещений мало, важно постоянно заглядывать в ЭЖ. Приучили. Инстанции же знают, что в школах – ЭЖ. Хотя, конечно, доходы сейчас такие, что для некоторых Интернет – роскошь.
Отредактировано 09-12-2017 12:51
Не у всех наших учеников есть компьютер дома (неблагополучные семьи), многие раньше выходили в мобильном телефоне на ЭД, но теперь эта функция стала платной. Поэтому, чтобы не давать родителям лишней возможности писать жалобы в разные выше стоящие инстанции, о том что они не знали, что у ребенка выходит “2” за четверть, нас обязали выставлять оценки в дневник. Хотя многие родители не смотрят оценки не только в ЭД, но и в бумажном.
Касимова Людмила Михайловна
Не мечта – необходимость, только в этом случае директор имеет право требовать от вас заполнение ЭЖ.
Грибанова Ирина Эдуардовна
А у нас и в электронном журнале, и в бумажном, и в дневниках, и в ведомостях выставляем оценки. ЭЖ в классах не везде, надо оставаться в учительской заполнять после уроков. Если забудешь, то уменьшают стимулирующие. У нас есть там пункт – своевременное заполнение ЭЖ. И никакие ЗАКОНЫ для нас не закон!!!
Терпите, платят – значит, нормально. Нас хватило на год-полтора. А что у вас в Положении об ЭЖ написано: вести 2 журнала?
А кто нам давал читать это Положение? Да и существует ли оно в нашей школе? А работать так необходимо, потому что в селе одна школа, больше негде работать. Обязали – и делаем!
Не знаю, есть ли Положение в вашей школе. На сайте школы нет?Должно быть принято, и вас должны ознакомить с ним под роспись, т.к. оно касается вас.
Отредактировано 11-12-2017 21:21
Специально изучила наш школьный сайт, у нас такого положения нет. Ничего об ЭЖ, кроме самого журнала, нет.
Не думаю, что так может быть. Каждый шаг в школе регулируется каким-то документом – локальным актом. Есть ЭЖ – значит, должно быть Положение о нём. Спросите у директора.
о единых требованиях к ведению и заполнению ученического дневника
1. Основные положения
Дневник является школьным документом учащегося. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.
Дневник школьника – это:
Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.
1.1. Все записи в дневнике учащийся делает синими чернилами.
1.2. Ученик заполняет лицевую сторону обложки; записывает названия предметов и фамилии, имена и отчества преподавателей; приводит расписание уроков, факультативных занятий и, по мере необходимости, внеклассных и внешкольных мероприятий; указывает месяц и число.
Посторонние записи и рисунки в дневнике недопустимы.
1.3.Ученик ежедневно записывает домашние задания для самостоятельной работы в графы того дня, на который они заданы; в период школьных каникул оформляется план внеклассных и внешкольных мероприятий.
1.4.Учащийся предъявляет дневник по требованию учителей-предметников и классного руководителя.
1.5.Учитель, оценивая ответ учащегося, выставляет отметку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.
1.6. Классный руководитель еженедельно следит за выполнением требований, предъявляемых к ведению дневника, наличием в дневнике отметок, полученных учащимися в течение недели, и отмечает количество опозданий и пропущенных занятий. В конце дневника классный руководитель выставляет итоговые сведения об успеваемости и посещаемости учащегося и заверяет их своей подписью в специально отведенных графах.
1.7. Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его ведение.
1.8. Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с данными требованиями.
2. Работа учителей-предметников с дневниками школьников
Учителя могут использовать словесные оценки. Они способствуют повышению самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою. Допускается следующая тематика записей:
2.1. Словесные оценки, похвала (“Молодец!”, “Умница!”, “Замечательно выполнил задание!”, “Очень хорошо подготовился!”, “Отлично!”, “Блестяще!”, “Прекрасно!”, “Я горжусь тем, что у меня есть такой ученик!”).
2.4. Приглашения (“Уважаемый ________________________! Приглашаю Вас на родительское собрание по теме _______________________________________________________, кото-
рое состоится __________ в кабинете № __________. Классный руководитель
2.7. Информирование родителей об успехах их детей.
2.8. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе.
2.9. Поздравления с праздниками.
2.10. Поздравления с победами на олимпиадах, достижениями в спорте.
2.11. Обращения к родителям.
В случае необходимости, запись замечания или обращения к родителям делается корректно, кратко и четко, не унижая достоинства ученика, и без каких-либо намеков в адрес родителей по поводу плохого воспитания детей. Безграмотность, нарушение норм литературного языка в формулировках, неразборчивый, небрежный почерк, нарушения этикета (бестактность) – для учителя не допустимы!
2.1.2. Учитель обязан контролировать запись учащимися домашнего задания по своему предмету, уделяя особое внимание слабоуспевающим и неуспевающим школьникам; регулярно выставлять все полученные учащимися за урок отметки.
3. Работа классных руководителей с дневниками школьников
Работа классных руководителей с дневниками учащихся регламентируется их должностными обязанностями в образовательном учреждении.
Классный руководитель обязан:
3.1. еженедельно проверять дневники учеников своего класса;
3.2. следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;
3.3. контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели;
3.4. в случае необходимости вписывает отсутствующие отметки по предметам, подтверждая их своей подписью;
3.5. отмечать число пропущенных уроков за неделю и количество опозданий;
3.6. контролировать: аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки; правильность заполнения дневника; обратную связь с родителями;
3.7. заверять своей подписью проверку дневника;
3.8. отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и школы;
3.9. в целях своевременного информирования родителей учащихся, классный руководитель имеет право сделать выписку по форме всех текущих отметок на отдельном листочке или в дневнике:
Ф.И.____________________Отметки с ________по_______
Предметы Текущие отметки
Пропуски без уважительных причин
Подпись классного руководителя _________________ ФИО
3.10. Разнообразие полиграфического исполнения дневников затрудняет их проверку, т. к. не в каждом из них предусмотрены страницы для замечаний, каникулярных записей, расписания на четверть и т. п. Можно предложить приобретать на класс одинаковые дневники (по решению родительского собрания, проводимого в мае или августе, или родительского актива класса) с учетом общешкольных требований.
4. Проверка дневника школьника родителями
Заполненный в соответствии с требованиями дневник позволяет родителям: видеть успехи или неудачи своего ребенка; контролировать его сборы в школу; знать о режиме учебных занятий, каникулярных мероприятиях; а также быть в курсе школьных событий.
Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года должны просматривать и подписывать дневник, при необходимости проверять правильность его ведения.
5. Работа администрации образовательного учреждения с дневниками школьников.
5.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль (по плану ВШК) ведения дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с требованиями, закрепленными в Положении о ведении дневников. При административном контроле дневников проверяется наличие в них:
5.2. Контролируется качество и частота проверки дневников классным руководителем, а также культура ведения и эстетика оформления дневника учащимися.
5.3. По итогам административного контроля администратор, проводивший проверку дневников, составляет справку, в которой указывает выявленные нарушения, формулирует замечания и дает рекомендации по устранению нарушений за определенный период времени.
Многие современные взрослые по привычке отсчитывают время страницами школьного дневника (и воскресенье все время куда-то выпадает, как будто его нет). Но нужны ли такие дневники нашим детям, особенно когда есть электронный журнал? А для чего? Ищем ответ вместе с родителями, психологами и педагогами.
Кому нужны дневники?
Все школьные дневники по своей сути совершенно идентичны. Отличаться могут разве что обложки (с любимыми мультперсонажами, с пайетками, стразами или тиснением), а еще первые и последние страницы, в которые разработчики школьно-письменных принадлежностей пытаются уместить максимум полезной информации. Здесь можно найти практически все, начиная от математических формул за 11 лет школы и заканчивая политической картой мира и важными историческими датами за всю историю человечества. В остальном — это просто череда разворотов, расчерченных на 6 дней, где обязательно есть расписание, графа «что задано», место под оценку и для подписи родителей и учителя.
Некоторые школы создают собственные дневники. Но это, как правило, вопрос дизайна. Герб школы на обложке, гимн школы на форзаце. Внутри все остается, как и было еще сто лет назад.
Современные родители все чаще недоумевают, зачем нужен этот пережиток прошлого, когда есть электронный журнал. Правда, находятся и те, кому куда проще заглянуть в бумажный дневник днем, чем бесконечно обновлять страницу приложения, в нервном ожидании, когда учитель найдет время выкатить домашнее задание. Те, кто ратует за бумажный дневник, говорят о необходимости приучения ребенка к аккуратности и порядку. В некоторой степени вторят этим родителям и нейропсихологи.
Екатерина Галяева, нейропсихолог, сенсорный игротерапевт:
Я за то, чтобы в начальной школе ученик пользовался бумажным дневником, усваивал правила заполнения и имел наглядный рабочий ежедневник плюс своеобразный мотиватор, а начиная со средней школы, если управляющие функции уже сильны, переходил бы на электронный вариант.
Необходимость заполнять дневник требует от ребёнка дисциплины и организованности, а также:
Бумажный дневник в первую очередь нужен детям со слабыми функциями программирования, регуляции и контроля — то есть тем, кому сложно удерживать алгоритм и последовательность программы занятий.
Программирование вообще отлично тренируется различными списками — покупок в магазине, чек-листами сборов в школу, приготовлением различных рецептов и т. д. А чтобы тренировалась функция контроля, нужно в каждый список добавлять поле для галочки «выполнено». И чтобы ребенок сам и только сам ставил эту волшебную галочку.
Если у ребёнка с управляющими функциями и без дневника все хорошо, то можно экономить время и пользоваться электронным вариантом.
Есть ли жизнь без дневника
Дневник — это инструмент контроля за успеваемостью. Но здесь важно понимать, а кому больше нужен этот контроль: детям или родителям? Или учителям? И что будет, если дневник вдруг исчезнет? И это вовсе не фантазии: эксперименты по учебе без дневников уже проводились во многих школах. В том числе и в московской школе № 1540.
Марина Моисеева, бывший директор школы 1540, независимый консультант по образованию
В школе № 1540 традиционных дневников с оценками вообще никогда не было. Идея была простая: дневник — это не инструмент наказания, а, напротив, средство, помогающее развить умение планировать свою учебную деятельность. Мы рекомендовали детям вести дневники именно как планировщики. Оценки в них учителя не ставили, они сразу выставлялись в электронный журнал (у нас тогда был свой собственный).
И проблем с ответственностью и самоорганизацией у детей не было. Неорганизованными оказались родители.
Многие редко заходили в электронный журнал и проверяли оценки. Мы разговаривали с родителями, как задавать детям вопросы о прошедшем дне, чтобы узнать об оценках от них самих. Учили взрослых доверию к собственным детям, убеждали, что гиперопека — это путь в никуда. Родителям не надо знать о каждой двойке. У ребенка должно быть желание и ответственность за вторую попытку и пересдачу материала на более высокую отметку.
Если с ребенком были очень серьезные проблемы (неуспеваемость, плохое поведение, не делает ДЗ), то психологи рекомендовали семье и ребенку перейти на использование бумажного дневника, чтобы ежедневно быть на связи и быстро реагировать на все события. Обычно это воспринималось ребенком как мотивация исправить ситуацию и взяться за ум, чтобы восстановить личное пространство и снизить внимание со стороны взрослых. С воспитательной точки зрения это работало идеально.
Есть ли такие дети, кому бумажный дневник и тотальный ежедневный контроль показан? Да, безусловно
Мы видели таких детей при приеме в школу и старались их отговорить к нам поступать. Почему? Они уже так привыкли к тотальному контролю со стороны родителей и жёстким дисциплинарным рамкам внутри прежних школ, что наша демократичная атмосфера и доверие их полностью расхолаживали и не позволяли учиться как все. Таких детей было не много, максимум 1-2 человека на параллель, и чаще всего они переводились в другие школы уже после первой четверти.
Бумажные дневники как фиксация учителем оценок — это полная архаика, т. к. все родители имеют доступ в электронный журнал и дневник. Дневник как средство информирования родителей о проказах ребенка, забытых тетрадях, родительских собраниях — тоже архаика.
Сейчас родители и учителя скорее спишутся через мессенджер или просто созвонятся, если потребуется что-то оперативно решить или пожаловаться. И ещё есть электронная почта.
Фактически из старых функций бумажному дневнику остается только функция записи домашнего задания и того, что нужно принести на урок. А для этого подойдёт любой ежедневник.
Ежедневник вместо дневника — да или нет
Действительно, если дневник выполняет функцию ежедневника, то не имеет значения, бумажный он или электронный — эту точку зрения разделяют многие психологи.
Ася Бурштейн, психолог:
Все очень индивидуально. Взрослые же тоже все по-разному выстраивают свою жизнь. Кто-то бумажный ежедневник ведёт, кто-то все в электронных календарях записывает.
Во всем нужен баланс. Полезно научиться вести бумажный дневник. Открываешь на нужной странице и видишь всю неделю, планировать просто. Но и электронные дневники научиться вести тоже полезно. Но только это должен быть не электронный журнал, а отдельная программа, куда ребёнок сам вносит задания.
Кстати, есть школы, где были попытки ввести именно практику ежедневников, разработанных под школьные нужды. Причем в таком формате это подходит не только ученикам начальных классов, но и старшеклассникам.
Анна Кузнецова, к.полит.н., учитель географии в школе № 1553 им. В. И. Вернадского, работает в школе с 1990 года:
Я старорежимный сторонник бумажных дневников. Прежде чем цифровизировать процесс контроля за своим временем, делами, необходимо пройти этап «ручного управления». Умение расписывать на бумаге задачи очень важно. Оно помогает впоследствии и в освоении новых технологий, составлении алгоритмов действий. Дневник должен стать формой самоорганизации и самоконтроля. Электронный журнал и так лишает возможности школьника скрыться от контроля родителей и учителей.
Плюс никто не отменяет важности моторики в запоминании информации.
В идеале школа сама делает индивидуальные дневники под свой учебный год
По сути, роль дневника может выполнить любой ежедневник, но школьный дневник заточен именно под школьную неделю, которую можно окинуть взглядом на один разворот. В нашей школе одно время в ходу были ежедневники. В них размещалась справочная информация — телефоны и мейлы учителей, телефоны и мейлы одноклассников, дни рождения учителей, сотрудников и ребят-учеников. Расписание каникул и основных традиционных мероприятий на учебный год.
Было место и для традиционной разграфки — расписание и запись домашнего задания. И не было места для оценок и для замечаний учителей. Оценки — совсем не обязательная опция в школе в принципе.
Владимир Погодин, учитель Новой школы, специалист центра цифровизации образования Москвы, победитель конкурса i-Учитель-2018:
В том формате, в каком дневник есть сейчас, он не нужен — ни в бумажном, ни в электронном виде.
Это просто еще один инструмент формальности в образовании, демонстрация внешних проявлений обучения и воспитание исправного страха, который частенько подается под словом «ответственность».
Безусловно, в начальной школе дневник может служить опорой для того, чтобы понимать, что где записано, что, где, когда будет. Тот же календарик, что в телефоне, который вибрирует тебе по любому поводу. Но по своей сути в какой-то момент этот «календарик» оказывает медвежью услугу. Да, ты становишься эффективнее, ребенок становится успешнее, но если вечером ты пытаешься вспомнить «А что сегодня было», то попросту не можешь этого сделать.
Такой дневник не отражает сути понятия «дневник». Там же нет ничего, кроме записи того, что тебе задали, и оценки за то, как ты соответствуешь тому, что тебе задали. В нынешнем варианте дневник предполагает, что ребенок — объект образования: домашнее задание, оценка, требование, чтобы родители ознакомились с дневником.
А между тем дневник может быть очень хорошим инструментом для того, чтобы вернуть ребенка себе самому
Он должен быть про то, что я сам выбираю, чем я сам занят, что у меня получается/не получается. Дневник должен стать инструментом учения. И здесь важный момент: не дать школе залезть в такой дневник своими лапами.
Дневник должен быть помощником ребенка в рефлексии по поводу своего образования, сопровождать личностный рост и развитие. Сейчас масса технических возможностей, и в идеале было бы здорово создать интерактивный дневник. Когда ты можешь записать свою идею, а после легко к ней вернуться спустя какое-то время, чтобы взглянуть на нее с другой стороны.
Причем я бы призвал не слишком фокусироваться на внешней части. То есть если эта штука помогает человеку актуализироваться, помогает становиться лучшей версией самого себя, то это очень круто. А если начинает смещать фокус на что-то внешнее, я бы задумался.
Как создать такой дневник? Путем переговоров. Каждый отдельный класс с каждым учителем могут вместе придумать свой дневник, проговорить все нюансы и зафиксировать все это на бумаге. А когда мы поймем, что нам с этим дневником становится плохо, замечаем, что перестали его заполнять по собственному желанию, тогда мы опять собираемся и все меняем. Дневник должен меняться вместе с ребенком. И только в этом случае он будет работающим инструментом в обучении.
Фото на обложке: Shutterstock / VPales
Статья “Нужен ли школьный дневник”
Цели обозначение проблемы ведения дневника учащимися
Задачи
рассмотреть важность ведения школьного документа
дать рекомендации по ведению дневника.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Узикова Марина Дмитриевна,
учитель начальных классов
В школе нельзя всему научиться-
нужно научиться учиться.
Электронный дневник использует уже все педагогическое сообщество, представляет собой интернет-портал, на котором выкладывается информация не только об успеваемости учеников, но и домашние задания, информация о поездках и экскурсиях, об изменении в расписании и многое другое. Родители могут посмотреть только данные своего ребенка, разработчики гарантируют конфиденциальность данных.
Появление электронного дневника, является разумным шагом. Родители могут лучше контролировать и узнавать о жизни своих детей, посмотреть средний балл ребёнка по какому-либо предмету, не нужно перелистывать весь журнал или дневник, программа сделает все сама. Преимущества, безусловно, есть. С ним проще, даже если нет компьютера под рукой, то подойдет смартфон или планшет.
Но, несмотря на все это, обычные школьные дневники продолжают существовать и пользуются огромным успехом у школьников, выпускаются большими партиями со всевозможными рисунками, яркими страницами и полезным внутренним содержимым вроде календаря, словаря, таблицы умножения и прочим.
Чтобы понять, почему бумажный школьный дневник важен, разберем, какую информацию он содержит.
Во-первых, многие считают, что писать – значит жить и развивать свой интеллект. Психологи считают, что рукописное письмо один из важных инструментов развития мозга. Отказываться особенно в начальной школе от дополнительной практики в рукописи не стоит. Как известно, со стороны школьника в дневник записывается расписание уроков, домашние задания, важные пометки о школьных мероприятиях, о которых нужно не забыть. Со стороны учителя в дневник выставляются оценки, которые школьник получил на уроке, замечания, напоминания для родителей о родительских собраниях, школьных мероприятиях.
Во-вторых, в современном бумажном школьном дневнике, содержатся страницы с полезной информацией. Такие как, календарь, правила, математические формулы, карта страны или мировая карта, таблицы вспомогательные, внутреннее наполнение может быть разным. В связи с этим можно говорить о том, что дневник выполняет функцию информационного справочника.
В – третьих, школьный бумажный дневник выполняет функцию ежедневника.
Посмотрев в дневник, ученик легко вспомнит, что ему сегодня задавали на дом, какие предметы он изучал и что еще ожидает его на этой неделе. Проанализировав свои отметки, сможет проанализировать на какие предметы стоит обратить большее внимание и подтянуть «хвосты».
В – четвертых, это информационная книга для родителей. С помощью дневника учитель и родитель ребенка могут передавать друг другу информацию, например, доносить информацию о родительских собраниях или о том, на какое мероприятие класс собирается идти на этой неделе и др.
Не нужно забывать о том, что бумажный школьный дневник, также выполняет дисциплинирующую функцию, он помогает выделить главное, составить собственный план на неделю и приучает ребенка делать то же самое и в будущей взрослой жизни.
В дневнике он сможет отмечать свои собственные успехи и достижения, видеть, в чем состоят его ошибки. Самостоятельность оформления дневника учеником, является важным механизмом самоорганизации. Дневник – это официальный документ школьника, он и только он за него отвечает, несет ответственность о его содержании. Дневник помогает в развитии таких привычек и качеств – как аккуратность, внимательность и ответственность. Именно в этом и состоит важность бумажного школьного дневника.
Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.
журнал, в котором регистрируются
показатель успеваемости ученика;
средство для обращения школы
– Учащийся должен предъявлять свой дневник
по требованию сотрудников школы.
-Если в дневнике имеются какие-либо записи учителя, необходимо родителям поставить роспись, показав тем самым, что они ознакомлены с данной информацией.
– В конце недели родители расписываются только тогда, когда классный руководитель провёл проверку дневника и поставил свою роспись.
Правила ведения дневника.
2. Дневник заполняется систематически. Заполнение дневника должно быть аккуратным, только синей пастой, каллиграфичным почерком, без исправлений.
3. В дневнике недопустимы произвольные записи (например: «каникулы», «праздник», и т.п.)
4. Предметы и название месяца пишутся со строчной буквы.
5. Домашние задания записываются в соответствующей графе, без ошибок и с правильными сокращениями.
6. Дневник учителю, для выставления оценки, подаётся в течение урока или в конце.
Придерживайся данных рекомендаций.
Режим школьного дня
Сон. Будильник. Душ. Зарядка.
Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка.
Туфли. Путь. Вороны. Счет.
Двойка. Завуч. Огорченье.
Бег по лестнице. Урок.
Цифры. Правила. Мученья.
Свет. Окно. Мечты. Виденья.
Устный счет. Пример. Доска.
Оптимизм. Борьба с пороком.
Шутки. Смех. Конец урокам!
Дом. Один. Ура! Игрушки.
Суп. Блины. Компот. Ватрушки.
Отдых. Мультиков программа.
Телефон. Компьютер. Мама.
Встреча. Поцелуй. Дневник.
Ох! Ремень. Вопросы. Крик.
Оправданья. Сопли. Слезы.
-Сделай сам! –Угу. Решебник.
Ужин. Ванна. Расслабленье.
Завтра утром повторенье:
В понедельник я старался
И без двоек продержался.
Вторник тоже – молодцом!
Шёл с сияющим лицом.
Кто дневник увидит –
Бедный папа мой родной
Посвятил мне выходной.
Мы футбол смотреть не стали!
И подумал я –
Ну, честно! –
Что учиться ИНТЕРЕСНО!
Отменить оценки в любой форме
В первом классе детям не могут ставить оценки. Причем запрещено ставить не только цифрами — пятерки или двойки. Нельзя применять любую оценочную систему. Например, некоторые учителя начинают ставить детям в тетрадях штампики, по которым понятно, кто написал лучше, а кто хуже. Или выдают треугольники и кружки, комментируя, что кружок — это «отлично», а треугольник — «удовлетворительно», то есть тройка.
Как меньше тратить и больше зарабатывать
Рассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю
Потом дети расстраиваются и даже плачут. Родителям тоже бывает неприятно: ребенок второй день ходит в школу, а его уже наградили треугольником троечника. Причем не за знания, а за разговоры на уроках или бег по коридору на переменах. Если учитель придумал свою систему оценок в первом классе, а вы против — так и скажите.
На чем можно сэкономить при подготовке к школе
Разрешить присутствие на уроках
Родители имеют право знакомиться с содержанием образования. Например, если им кажется, что ребенка неправильно учат, учитель странно себя ведет или есть претензии к самому первоклашке. Маме или папе могут даже разрешить посидеть на занятиях — но только если такая возможность прописана в документах школы и на это согласны учителя и директор.
Нельзя просто прийти в класс, сесть на заднюю парту и поставить всех перед фактом, что теперь вы будете наблюдать за работой учителей. Вмешиваться в процесс, поправлять педагога или делать замечания детям тоже нельзя. Все претензии — после уроков лично учителю или администрации школы. Если не отреагируют — в департамент образования или прокуратуру.
Как работает родительский комитет
Отдать документы, если ребенок не готов к учебе
Некоторых первоклашек зачисляют в школу до семи лет. По закону так можно: если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 6 месяцев и родители считают, что он уже готов учиться, то ему необязательно ходить в садик еще год.
В октябре выясняется, что ребенок к школе не готов: не может выдержать полчаса на уроке, сильно устает, начинаются нервные тики, нарушается сон, а учителя жалуются на поведение. Иногда доходит до психиатра: до школы был здоровый ребенок, а к Новому году появилось несколько неврологических диагнозов. Учителя злятся, школьный психолог ничего не может сделать, врачи прописывают успокоительные — и маме тоже.
Если родители поняли, что ребенок не готов к школе и нужно подождать еще год, они имеют право забрать его из первого класса. Для этого нужно написать заявление и расторгнуть договор на обучение. Скорее всего, школа будет против: могут потребовать справку, что ребенок переводится в другую школу, или заключение специальной комиссии, что первоклассник пока не готов к учебе. Получить такие документы не сложно, но можно забрать ребенка и без них. Отказ школы отдать документы — повод для жалобы в прокуратуру и департамент образования.
В следующем сентябре можно еще раз пойти в первый класс. Родители при этом ничего не нарушают: отправить ребенка в начальную школу нужно до того, как ему исполнится 8 лет. Первоклассник в возрасте 7 лет и 10 месяцев — это нормально. Если ребенку в первом классе уже исполнилось 8 лет, забрать документы просто по желанию родителей не получится: придется доказывать, что есть противопоказания по состоянию здоровья, а одной неусидчивости и усталости не хватит.
На всякий случай можно запастись справками от невролога, заключением психолога и характеристикой от учителя. Если кто-то из слишком заботливых работников образования решит пожаловаться в опеку, документы не помешают.
Что делают органы опеки
Отменить поборы
Детей в школе учат бесплатно — то есть за счет бюджета. Родители могут вообще ни за что не платить. Даже за питание: первокласснику все равно дадут чай с булочкой.
Расходы на школьные нужды, подарки учителям, жалюзи, краску, принтер в класс и новые парты — только по желанию. Никаких обязательных сборов быть не может. Родители первоклассников сами решают, сколько сдавать на клеенки для урока технологии и нужно ли дарить детям подарки на дни рождения. Если кто-то против, с этой семьи нельзя требовать деньги или ущемлять ребенка. Сдавать деньги или нет, решает не родительский комитет и школьные активисты, а каждый родитель сам за себя.
Олимпиады, платные дополнительные занятия, полное питание — это тоже добровольные расходы. Можно ничего не платить: ребенок будет обедать дома и обойдется без конкурсов.
Нужно ли сдавать деньги на нужды школы
Не задавать домашнее задание
В первом классе детям не должны задавать домашку: после трех-четырех уроков они вправе идти домой и отдыхать. Учитель может порекомендовать почитать интересный рассказ, написать пару строчек в прописях или повторить цифры. Но это именно рекомендация, а не требование.
Если ребенок в первом классе не выполнил домашнее задание, ему не могут сделать замечание. Требовать выполнения тоже нельзя. Если родители считают, что лишняя нагрузка ребенку не нужна, можно напомнить учителю о требованиях Минобразования: никаких домашних заданий. Контрольных работ в течение первого полугодия тоже быть не должно.
Сколько стоит собрать ребенка в первый класс
Возмещать вред имуществу и ребенку
Школа несет ответственность за здоровье и безопасность детей. Если во время уроков, на перемене или сразу после занятий ребенку был причинен вред — он упал, ударился или подрался, родители имеют право требовать от школы возмещения материального и морального вреда.
Если выяснится, что виновата не школа, а другой ребенок-хулиган, платить будут его родители. Например, если ребенок разбил чужой телефон — можно требовать компенсацию от его родителей. Если два первоклашки подрались на стадионе через 10 минут после уроков — за травмы заплатит школа.
Кто заплатит за вред ребенку: родители или школа
Присматривать за ребенком после уроков
Если в школе есть группа продленного дня, первоклассник может после уроков оставаться там на несколько часов. Его накормят обедом, развлекут и присмотрят за ним до прихода родителей.
Школа имеет право, но не обязана создавать группы продленного дня и сама решает, сколько детей туда набирать. Обычно в большинстве школ такие группы есть. Этот вопрос можно уточнить у классного руководителя или социального педагога. В продленку записывают в начале года: мест может хватить не всем.
Если родители работают и ребенка некому забрать после уроков, узнайте о стоимости питания и других условиях в группе продленного дня и запишите туда первоклашку. Даже если скажут, что мест нет, через пару недель они могут появиться: кто-то из детей откажется, и будет дополнительный набор.
Кроме продленки в школе могут быть дополнительные занятия: танцы, футбольная секция, рисование. Ребенок может ходить туда во время продленки или отдельно — после уроков.
Сколько стоит отдать ребенка на бальные танцы
Школьники обязаны носить дневник в школу, зачем?
В наше время многое изменилось, если ранее без дневника приходить в школу не было смысла, он требовался чтобы фиксировать там домашнее задание в частности, ставить оценки, да и вообще следить за успеваемостью ученика.
То сейчас дневники в большинстве современных школ электронные, заполняются учителями прямо на компьютере, так что удалить или исправить там самостоятельно оценки становится сложно, хотя ранее этот процесс воспринимался весьма легко.
В большинстве крупных городов теперь и в современных школах носить с собой дневник не является необходимостью и вполне можно приходить в школу без него, имея только тетрадки, учебники и ручки.
С начальной школы детям надо внушить, что дневник- это документ ученика, который подтверждает в каком классе и школе он учится, как учится. Дневник- это лицо ученика. Он воспитывает в нем ответственное отношение к учебе. Какие бы электронные носители не появились, считаю, что минимум до 5-6 класса дневник ученику нужен.
Сейчас это на усмотрение классного руководителя. При условии, что школа полноценно перешла на Электронный дневник, все учителя вовремя вносят оценки и домашнее задание. Но это, пожалуй, фантастическая школа. Пусть лучше школьники все сами записывают.
У меня с первого класса остался (маманя прибрала).
Жуткая вещь – каждый день красная запись учителя.
У нас в школе в Нижнем новгороде эл. дневники на Дневник.ру.
Потом кто, если хочет меняет пароль.
Мы не меняли, какой дали такой и оставили.
Регистрируют, как детей, так и родителей.
Я захожу в дневники внучек, а в свой очень редко, за что получаю каждый раз на собрании.
А чего я там не видела?
Если что-то срочное, то для этого есть чаты, а оценки я прекрасно вижу у них в дневниках, также как и задание на дом.
Недавно, правда, пришлось поменять пароль, потому что компьютер ломался и пришлось покупать новый системный блок.
В наш век родители просто не имеют возможности часто ходить в школу, узнавать об успеваемости собственного ребенка. И еще дети часто намеренно скрывают от родителей свою успеваемость, задания по разным предметам на дом. Электронный дневник нужен для того, чтобы родители могли вовремя и точно узнать об оценках детей и посмотреть, что задали сыну или дочке на следующий урок. Следовательно, родителям выгодно, когда в школе есть электронный дневник. С его помощью мама или папа ученика могут задать учителю вопрос, сообщить о том, что ребенок не придет или опоздает в школу и т.д. Трубку телефона учитель не всегда может взять, т.к. находится на уроке, а в эл. дневнике прочитать вопрос и ответить на него можно в свободное время.
Ребенку вроде бы тоже удобно работать с эл. дневником. Не записал д/з – посмотрел в дневник. Во время болезни тоже можно выполнять задания, если самочувствие позволяет. Но вот с дневником не скроешь от родителей все свои оценки и пропуски уроков.
Для учителей с одной стороны выгодно иметь связь с родителями с помощью эл. дневника, знаешь, что больные дети тоже выполняют задания. Но с другой стороны дневник – это лишняя неоплачиваемая работа. А бесплатно сейчас мало кто любит работать.
В целом эл. дневник – это шаг вперед в нашем образовании, полезное изобретение. Теперь от него уже трудно отказаться.
Мы тоже храним дневники. И свои, и дневники наших родителей, чтобы сначала прятать от детей, наставляя их и рассказывая, как хорошо учился дедушка. А потом раскрыть им страшный секрет, о том, что и поведение и наши оценки оставляли желать лучшего. Это что-то типа школьного альбома воспоминаний или дневника друзей, к-рый в начале дети сами прячут от родителей, а потом вместе читают и улыбаются, только наоборот)
Каждый человек имеет полное право завести в социальных сетях 1, 50 или 150 аккаунтов, на своё усмотрение.
Но никто не имеет право заставлять его это делать, никак не зависимо от возраста или статуса. Взрослый это или ребёнок, 99 лет ему или 9 годиков.
Более того, никто не имеет права заставлять ребёнка пользоваться интернетом так, как это решил учитель. У ребёнка вообще может не быть компьютера. И где ему пользоваться и где заводить себе аккаунты? У своих друзей или подруг?
Учитель совершает какую-то аферу. Уж не знаю я, коммерческую или методическую, но это натуральнейшая афера. Детей нужно оттягивать от социальных сетей, а не привлекать их с помощью палки.
Перевести ребенка на семейное обучение
Ребенок может числиться в школе, а учиться дома. Родители имеют право перевести первоклассника на семейное обучение. Даже если ребенок абсолютно здоров: просто родители так решили.
Это не то же самое, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом. Школьник на семейном обучении сам осваивает предметы, а потом сдает экзамены в школе. При этом он может участвовать в олимпиадах, конкурсах, посещать школьные мероприятия и соревнования. За обучение ребенка при этом отвечают родители, а школа — только за аттестацию.
Если семейное обучение не понравится или родители передумают, можно вернуться в школу в любое время.
Какие права есть у родителей в школе