Постановление Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241“О федеральной государственной информационной системе “Моя школа” и внесении изменения в подпункт “а” пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме”
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе “Моя школа”.
2. Установить, что федеральная государственная информационная система “Моя школа” (далее – система “Моя школа”) создается на основе информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации.
оператором системы “Моя школа” – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
функциональным заказчиком системы “Моя школа” – Министерство просвещения Российской Федерации.
4. Министерству просвещения Российской Федерации до 1 августа 2022 г. обеспечить передачу Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации прав на использование информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации, а также при необходимости иных информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, входящих в состав информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, предусмотренной Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 “О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды”, и включающих права на их модификацию, с последующей передачей указанных информационных систем Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в установленном порядке.
5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до передачи в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления прав на использование информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и иных информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего постановления приступить к выполнению мероприятий по созданию элементов системы “Моя школа”, обеспечивающих реализацию функций указанной системы, и обеспечить создание системы “Моя школа” в следующие сроки:
до 1 января 2023 г. – создание первой очереди системы “Моя школа” в объеме, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации;
до 1 июля 2023 г. – создание второй очереди системы “Моя школа” в объеме, позволяющем обеспечить реализацию функций системы “Моя школа” в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с подпунктом “л” пункта 7 и абзацем вторым подпункта “а” пункта 8 Положения, утвержденного настоящим постановлением, обеспечить взаимодействие региональных государственных информационных систем в сфере общего образования и среднего профессионального образования:
с системой “Моя школа” начиная с 1 января 2023 г.;
с федеральной государственной информационной системой “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” до 1 сентября 2022 г.
7. Установить, что реализация мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и их территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
8. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в подпункт “а” пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 “Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; 2013, N 27, ст. 3612; N 45, ст. 5827; N 52, ст. 7218; 2014, N 48, ст. 6876; 2021, N 21, ст. 3585; N 30, ст. 5796; N 36, ст. 6434; 2022, N 1, ст. 166; N 7, ст. 990; N 16, ст. 2658).
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 июля 2022 г. N 1241
Положение
о федеральной государственной информационной системе “Моя школа”
1. Настоящее Положение определяет состав, цели и задачи федеральной государственной информационной системы “Моя школа” (далее – система “Моя школа”), принципы ее создания, развития и эксплуатации, правила информационного взаимодействия и состав участников информационного взаимодействия, осуществляемого посредством системы “Моя школа” (далее – участники взаимодействия), функции системы “Моя школа”, состав сведений, размещаемых в системе “Моя школа” и порядок доступа к ним, порядок взаимодействия системы “Моя школа” с иными информационными системами и порядок защиты информации, содержащейся в системе “Моя школа”.
2. Система “Моя школа” создается:
а) в целях поддержки системы образования и создания благоприятных условий для функционирования системы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;
б) в целях обеспечения информационной поддержки органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления Российской Федерации, организаций системы образования и граждан при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, а также для управления образовательным процессом;
в) в целях обеспечения возможности использования цифровой образовательной среды, а также для создания условий для цифровой трансформации системы образования и использования новых возможностей информационных технологий при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования;
г) в иных целях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.
3. Участниками взаимодействия являются:
а) оператор системы “Моя школа” – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
б) функциональный заказчик системы “Моя школа” – Министерство просвещения Российской Федерации;
в) пользователи системы “Моя школа” – обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, педагогические и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уполномоченные представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие правами владения, пользования и распоряжения материалами и средствами обучения и воспитания, предоставленными в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений обучающихся (далее – цифровой образовательный контент), и цифровыми решениями, предоставляющими возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающими автоматизацию образовательной деятельности (далее – цифровые образовательные сервисы), являющиеся поставщиками цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов, иные физические и юридические лица, использующие систему “Моя школа”;
г) поставщики сведений системы “Моя школа” – педагогические работники и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уполномоченные представители Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, поставщики цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов.
4. Задачами системы “Моя школа” являются:
а) создание унифицированного сервиса электронных журналов и электронных дневников, предоставление доступа участникам взаимодействия к такому сервису, обеспечение возможности его взаимодействия с сервисами электронных журналов и электронных дневников региональных информационных систем в сфере общего образования и среднего профессионального образования;
б) создание электронных сервисов для организации приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность, учета обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формирования цифровых портфолио обучающихся;
в) создание электронных сервисов для управления образовательными процессами, включая корректировку учебных планов, составление расписания занятий;
г) создание электронного сервиса по организации питания обучающихся;
д) обеспечение возможности создания посредством иных информационных систем персональных и групповых онлайн-коммуникаций пользователей, включая чаты и видеоконференции;
е) обмен учебными материалами между педагогическими работниками, обучающимися и их родителями (законными представителями), а также обучающимися между собой в рамках совместной проектной работы;
ж) создание профильных сетевых образовательных сообществ;
з) расширение функционала и повышение доступности создаваемых Министерством просвещения Российской Федерации библиотеки цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов, а также базы электронных образовательных ресурсов;
и) обеспечение возможности проведения профилактической работы с обучающимися;
к) обеспечение возможности получения образовательных и иных связанных с образованием сервисов посредством предоставления участникам взаимодействия единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам и базе электронных образовательных ресурсов;
л) создание условий для взаимодействия системы “Моя школа” с региональными информационными системами в сфере общего образования и среднего профессионального образования на основе единых требований, установленных Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
м) создание возможностей для вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в образовательный процесс.
5. Система “Моя школа” обеспечивает реализацию следующих функций:
а) работа с сервисом электронных журналов, в том числе в целях обеспечения учета успеваемости обучающихся, посещения ими учебных занятий и формирования заданий для обучающихся;
б) работа с сервисом электронных дневников, в том числе для управления образовательными процессами, включая корректировку учебных планов, составление расписания занятий;
в) работа с библиотекой цифрового образовательного контента, в том числе обеспечение возможности использования цифрового образовательного контента педагогическими работниками для подготовки и проведения уроков, а обучающимися – для осуществления самоподготовки путем изучения релевантного верифицированного цифрового образовательного контента;
г) работа с презентациями, текстовыми документами, документами, содержащими таблицы, посредством программ, обеспечивающих доступ к информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (браузеры), для использования в образовательном процессе, в том числе для совместной работы пользователей системы “Моя школа”;
д) возможность создания посредством иных информационных систем персональных и групповых онлайн-коммуникаций пользователей, включая чаты и видеоконференции;
е) разработка и ведение измерительных материалов (заданий), ключей правильных ответов, критериев проверки для проведения диагностической работы;
ж) трансляция цифровых образовательных решений с использованием средств отображения информации в классах, а также мониторинг их применения;
з) проведение и расчет результатов диагностической работы, экспертиза развернутых ответов участников диагностической работы;
и) единая точка доступа в систему “Моя школа”, в том числе управление профилями пользователей и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также правами их доступа, обеспечение идентификации, аутентификации и авторизации;
к) работа с личными кабинетами пользователей, формой обратной связи, в том числе с учетом профилей пользователей;
л) сквозной полнотекстовый поиск по цифровому образовательному контенту, который хранится в системе “Моя школа”;
м) унифицированный обмен данными с иными информационными системами;
н) управление уведомлениями пользователей системы “Моя школа”;
о) учет обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
п) формирование и ведение реестров, содержащих данные об участниках образовательных отношений и поставщиках цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов;
р) мониторинг показателей работоспособности системы “Моя школа”;
с) регистрация событий, возникающих в рамках деятельности участников взаимодействия и значимых для дальнейшего использования;
т) обеспечение защиты информации от неправомерного или непреднамеренного доступа к ней, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении защищаемой информации, обрабатываемой в системе “Моя школа”;
у) управление процессом технической поддержки пользователей;
ф) иные функции, установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.
6. Принципами создания и функционирования системы “Моя школа” являются:
а) реализация однократного предоставления данных в систему “Моя школа” для их дальнейшего многократного использования;
б) единство описания данных сферы образования и использование единых справочников, классификаторов, реестров;
в) размещение и использование нормативной справочной информации в федеральной государственной информационной системе “Единая система нормативной справочной информации”;
г) использование федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” для идентификации и аутентификации пользователей;
д) использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного взаимодействия с иными государственными информационными системами;
е) непрерывность, своевременность и полнота поступления данных, их соответствие измеряемому процессу, доступность их получения;
ж) контроль качества данных в части внедрения эффективных автоматических механизмов мониторинга изменений и непрерывной сверки данных из различных источников;
з) интерактивный доступ к системе “Моя школа” всех пользователей вне зависимости от их территориального размещения;
и) обеспечение конфиденциальности, целостности, доступности информации, содержащейся в системе “Моя школа”, и разграничение прав доступа к ней участников взаимодействия, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к защите информации;
к) снижение дублирования деятельности других систем, участвующих в организации образовательного процесса и управлении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, всех уровней, реализация принципа максимальной интеграции;
л) применение свободно распространяемого программного обеспечения или программного обеспечения, включенного в соответствующий реестр, предусмотренный Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 “Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, в случае необходимости применения стороннего программного обеспечения.
7. Оператор системы “Моя школа” является ее техническим заказчиком и обеспечивает:
а) создание, развитие и эксплуатацию системы “Моя школа”;
б) бесперебойное функционирование системы “Моя школа”;
в) возможность доступа к системе “Моя школа” участников взаимодействия;
г) по согласованию с функциональным заказчиком системы “Моя школа” утверждение:
технических стандартов и требований к технологической совместимости системы “Моя школа” с иными информационными системами;
требований к стандартам и протоколам обмена сведениями системы “Моя школа” с иными информационными системами;
методических рекомендаций по представлению в систему “Моя школа” и получению из системы “Моя школа” сведений, содержащих в том числе форматы передачи состава сведений и их детализацию;
д) методическую и консультационную поддержку участников взаимодействия по вопросам, относящимся к компетенции оператора системы “Моя школа”;
е) техническое администрирование системы “Моя школа”, в том числе технико-технологическое сопровождение, эксплуатацию программно-аппаратных средств системы “Моя школа” и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей ее функционирование;
ж) исполнение требований законодательства Российской Федерации о защите информации и законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
з) управление правами доступа участников взаимодействия;
и) работу службы технической поддержки пользователей системы “Моя школа”;
к) осуществление мониторинга работы участников взаимодействия и формирование статистических отчетов по вопросам технического функционирования системы “Моя школа”;
л) совместно с функциональным заказчиком системы “Моя школа” утверждение единых требований к взаимодействию системы “Моя школа” с региональными информационными системами в сфере общего образования и среднего профессионального образования, а также требований к взаимодействию федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – единый портал) с региональными информационными системами в сфере общего образования и среднего профессионального образования;
м) согласование порядка формирования и ведения реестров, содержащих данные об участниках образовательных отношений и поставщиках цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов.
8. Функциональный заказчик системы “Моя школа” осуществляет:
совместно с оператором системы “Моя школа” единых требований по взаимодействию системы “Моя школа” с региональными информационными системами в сфере общего образования и среднего профессионального образования, а также требований к взаимодействию единого портала с региональными информационными системами в сфере общего образования и среднего профессионального образования;
по согласованию с оператором системы “Моя школа” порядка формирования и ведения реестров, содержащих данные об участниках образовательных отношений и поставщиках цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов;
б) установление по согласованию с оператором системы “Моя школа” функциональных требований, касающихся создания, развития и эксплуатации системы “Моя школа”;
в) согласование технических заданий на выполнение работ и оказание услуг, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией системы “Моя школа”, подготовленных оператором системы “Моя школа”;
г) проведение мониторинга деятельности по созданию, развитию и эксплуатации системы “Моя школа”, а также по обучению и методической поддержке ее пользователей, по организации разработки цифрового образовательного контента, цифровых образовательных сервисов и по включению электронных образовательных ресурсов в систему “Моя школа”;
д) разработку и внедрение единых принципов функционирования цифровой образовательной среды в рамках системы “Моя школа”;
е) организацию разработки цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов, экспертизу цифрового образовательного контента, а также включение в систему “Моя школа” электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования;
ж) организацию работы ситуационного центра по внедрению и функционированию системы “Моя школа”;
з) обучение, методическую и консультационную поддержку пользователей и поставщиков сведений системы “Моя школа”, а также иных участников взаимодействия по вопросам, относящимся к компетенции функционального заказчика;
и) сбор предложений участников взаимодействия по доработке имеющихся и развитию новых функциональных возможностей системы “Моя школа”.
9. Пользователи системы “Моя школа” получают информацию из системы “Моя школа” в соответствии с настоящим Положением.
10. Поставщики сведений системы “Моя школа” обеспечивают:
а) представление актуальных и достоверных сведений в систему “Моя школа”;
б) работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с системой “Моя школа”;
в) соответствие собственных информационных систем и технических средств установленным требованиям к взаимодействию с системой “Моя школа”;
г) соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе об интеллектуальной собственности, при размещении в системе “Моя школа” цифрового образовательного контента и иных материалов.
11. Система “Моя школа” обеспечивает возможность размещения, хранения и представления следующих сведений:
а) цифровой образовательный контент и цифровые образовательные сервисы, а также электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования;
б) электронные документы, используемые в образовательном процессе;
в) измерительные материалы (задания), ключи правильных ответов, критерии проверки для проведения диагностической работы;
г) результаты проведения диагностической работы;
д) сведения о средствах отображения информации, используемых в субъектах Российской Федерации;
е) нормативно-справочная информация, применяемая в сфере начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;
ж) сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, сообществах таких организаций, входящих в них групп обучающихся (отделения, параллели, классы), а также групп, сформированных из педагогических работников и обучающихся в секциях и кружках, а также групп по интересам обучающихся и сообществ педагогических работников;
з) реестр цифровых профилей участников образовательных отношений в составе сведений об обучающемся, родителе (законном представителе) обучающегося, педагогическом и ином работнике организации, осуществляющей образовательную деятельность, организации, осуществляющей образовательную деятельность;
и) реестр поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов.
12. В системе “Моя школа” осуществляется обработка персональных данных участников образовательных отношений по перечню согласно приложению.
13. В системе “Моя школа” не допускается обработка сведений, составляющих государственную тайну.
14. Информация, содержащаяся в системе “Моя школа”, подлежит защите в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите информации и законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
15. Система “Моя школа” осуществляет взаимодействие и информационный обмен с:
а) федеральной государственной информационной системой “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”;
б) единым порталом;
в) региональными информационными системами в сфере общего образования и среднего профессионального образования;
г) иными информационными системами, с использованием которых обеспечивается предоставление сервисов, направленных на повышение эффективности реализации задач системы “Моя школа”, а также с российскими программами для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями между пользователями этих программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения.
16. Информационное взаимодействие системы “Моя школа” с информационными системами осуществляется на основании соглашения, заключаемого оператором системы “Моя школа” с операторами информационных систем, и обеспечивается посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия или путем интеграции систем посредством технологий прикладного программного интерфейса.
Приложение
к Положению о федеральной государственной
информационной системе “Моя школа”
Перечень
персональных данных участников образовательных отношений, обработка которых осуществляется в федеральной государственной информационной системе “Моя школа”
1. Персональные данные обучающегося:
идентификатор учетной записи в федеральной государственной информационной системе “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – идентификатор учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации);
фамилия, имя, отчество (при наличии);
деперсонализированные идентификаторы, полученные из иных государственных информационных систем;
идентификатор учетной записи в региональной информационной системе в сфере общего образования и (или) среднего профессионального образования.
2. Персональные данные родителя (законного представителя) обучающегося:
идентификатор учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации;
фамилия, имя, отчество (при наличии);
деперсонализированные идентификаторы, полученные из иных государственных информационных систем;
адрес электронной почты;
реквизиты документа, подтверждающего полномочия родителя (законного представителя) обучающегося.
3. Персональные данные педагогического или иного работника организации, осуществляющей образовательную деятельность:
идентификатор учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации;
фамилия, имя, отчество (при наличии);
деперсонализированные идентификаторы, полученные из иных государственных информационных систем;
реквизиты документа, удостоверяющего личность;
регистрационный номер и дата выдачи документов об образовании и (или) о квалификации, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;
адрес электронной почты.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 июля 2022 г. N 1241
Изменение,
которое вносится в подпункт “а” пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме
Подпункт “а” пункта 2 дополнить абзацем следующего содержания:
“федеральная государственная информационная система “Моя школа”;”.
На основе информсистемы Минпросвещения решено создать ФГИС “Моя школа”. С помощью нее можно будет:
– работать с электронными журналами, дневниками, с библиотекой цифрового образовательного контента;
– создавать персональные и групповые онлайн-коммуникации пользователей, включая чаты и видеоконференции;
– вести учет обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и иных работников образовательных организаций.
Помимо прочего в задачи ФГИС входит создание электронных сервисов для организации приема в образовательные организации, для управления образовательными процессами, включая корректировку учебных планов, составление расписания занятий, для организации питания обучающихся.
ФГИС будет взаимодействовать с Единым порталом госуслуг, ЕСИА, с региональными информсистемами в сфере образования и иными сервисами.
Положение об электронном журнале в школе
Положение
об электронном классном журнале
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об электронном классном журнале (далее – Положение) разработано на основании действующего законодательства Российской Федерации о ведении документооборота и учета образовательной деятельности:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года;
- Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006г № 152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями на 14 июля 2022 года;
- Письма Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» с изменениями от 21.10.2014г;
- Письма Федерального агентства по образованию от 29.07.2009г № 17-110 «Об обеспечении защиты персональных данных»;
- Письма Минобрнауки России от 13.08.2002г № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях»;
- Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции от 9 января 2023 года;
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в котором говорится, что в должностные обязанности учителя входит «осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)», в редакции от 31.05.2011 года.
1.2. Электронный журнал (ЭЖ) является государственным нормативно-финансовым документом и ведение его обязательно для каждого учителя и классного руководителя.
1.3. Электронным классным журналом называется комплекс программных средств, включающий базу данных и средства доступа к ней.
1.4. Электронный классный журнал служит для решения задач, описанных в п. 2 настоящего Положения.
1.5. Настоящее Положение устанавливает единые требования по ведению электронного журнала успеваемости / электронного дневника обучающегося (ЭЖ/ЭД), определяет понятия, цели, требования, организацию и работу электронного классного журнала школы.
1.6. Электронный журнал должен поддерживаться в актуальном состоянии.
1.7. Пользователями электронного журнала являются: администрация школы, учителя, классные руководители, обучающиеся и родители.
1.8. Электронный журнал является частью информационно-образовательной системы школы.
1.9. В случае невыполнения данного Положения об электронном классном журнале администрация образовательной организации имеет право налагать дисциплинарные взыскания в установленном действующим законодательством порядке.
2. Задачи, решаемые с помощью электронного классного журнала
Электронный журнал используется для решения следующих задач:
2.1. Хранение данных об успеваемости и посещаемости обучающихся.
2.2. Вывод информации, хранящейся в базе данных, на бумажный носитель для оформления в виде документа в соответствии с требованиями российского законодательства.
2.3. Оперативный доступ к оценкам за весь период ведения журнала по всем предметам в любое время.
2.4. Автоматизация создания периодических отчетов учителей и администрации.
2.5. Своевременное информирование родителей по вопросам успеваемости и посещаемости их детей.
2.6. Контроль выполнения образовательных программ, утвержденных учебным планом на текущий учебный год.
2.7. Создание единой базы календарно-тематического планирования по всем учебным предметам и параллелям классов.
2.8. Создание и реализация дистанционных учебных курсов.
2.9. Создание портфолио обучающихся, педагогов.
2.10. Создание условий для дистанционного консультирования заболевших детей.
2.11. Разработка и проведение диагностических и тестовых работ с целью промежуточного и итогового контроля.
2.12. Автоматизация создания промежуточных и итоговых отчетов учителей-предметников, классных руководителей и администрации.
2.13. Обеспечение возможности прямого общения между учителями, администрацией, родителями и обучающимися вне зависимости от их местоположения.
3. Правила и порядок работы с электронным классным журналом
3.1. Инженер по компьютерам устанавливает программное обеспечение, необходимое для работы электронного журнала, и обеспечивает надлежащее функционирование созданной программно-аппаратной среды.
3.2. Пользователи получают реквизиты доступа к электронному журналу в следующем порядке:
- Учителя, классные руководители, администрация получают реквизиты доступа у администратора ЭЖ.
- Родители и обучающиеся самостоятельно регистрируются в системе электронный журнал/электронный дневник (ЭЖ/ЭД).
3.3. Классные руководители своевременно заполняют журнал и следят за достоверностью данных об обучающихся и их родителях в соответствии с инструкцией.
3.4. Учителя аккуратно и своевременно заносят данные об учебных программах и их прохождении, об успеваемости и посещаемости обучающихся, домашних заданиях в соответствии с инструкцией.
3.5. Заместители директора школы по УВР осуществляет периодический контроль за ведением электронного журнала, содержащий процент участия в работе, процент обучающихся, не имеющих оценок, процент обучающихся, имеющих одну оценку, запись домашнего задания, учет пройденного учебного материала.
3.6. Родители и обучающиеся имеют доступ только к собственным данным и используют ЭЖ/ЭД для его просмотра в соответствии с инструкцией.
4. Права, обязанности
4.1. Права:
4.1.1. Все пользователи имеют право доступа к электронному журналу ежедневно и круглосуточно.
4.1.2. Все пользователи имеют право на своевременные консультации по вопросам работы с электронным журналом.
4.1.3. По результатам проверки администратор, учителя и классные руководители вправе рассчитывать на премиальное вознаграждение по итогам учебных периодов.
Директор школы имеет право:
- Назначать сотрудников школы на исполнения обязанностей в соответствии с данным положением;
- Обозначать темы для обсуждения, касающиеся образовательной деятельности, и процесса управления школой;
- Публиковать приказы и положения, издаваемые в школе, в разделе «Документы».
Заместитель директора по УВР имеет право:
- Получать своевременную индивидуальную консультацию по вопросам работы с электронным журналом;
- Обсуждать любую тему, касающуюся образовательной деятельности, и процесса управления школой;
- Вести личное электронные портфолио.
Администратор по ЭЖ/ЭД имеет право:
- Обсуждать любую тему, касающуюся образовательной деятельности, и процесса управления школой;
- Составлять представление директору школу на премирование учителей по результатам работы с электронным журналом.
Инженер по компьютерам имеет право:
- Обсуждать и вносить предложения по улучшению работы с электронным журналом и дневником.
Тьютор имеет право:
- Обсуждать и вносить предложения по улучшению работы с электронным журналом и дневником.
Учитель-предметник имеет право:
- Получать своевременную консультацию по вопросам работы с электронным журналом;
- Формировать свои электронные учебные курсы, итоговые, промежуточные и контрольные тестовые работы и использовать их при проведении уроков;
- Обсуждать любую тему, касающуюся образовательной деятельности и процесса управления школой;
- Обсуждать и вносить предложения по улучшению работы с электронным журналом и дневником;
- При своевременном, полном и качественном заполнении электронного журнала формировать отчеты по работе в электронном виде: Календарно-тематическое планирование; Итоги успеваемости по предмету за учебный период; Отчет учителя-предметника по окончании учебных периодов и итоговый;
- Создавать и публиковать объявления на электронной доске объявлений;
- Вести личное электронное портфолио.
Классный руководитель имеет право:
- Получать своевременную консультацию по вопросам работы с электронным журналом;
- Обсуждать любую тему, касающуюся образовательной деятельности и процесса управления школой;
- При своевременном, полном и качественном заполнении электронного журнала учителями-предметниками формировать отчеты по работе в электронном виде: Отчет о посещаемости класса (по месяцам); Предварительный отчет классного руководителя за учебный период; Отчет классного руководителя за учебный период; Итоги успеваемости класса за учебный период; Сводная ведомость учета успеваемости обучающихся класса; Сводная ведомость учета посещаемости.
- Формировать при необходимости «Информационное письмо для родителей» в бумажном виде для вклеивания в обычный дневник обучающегося;
- Создавать и публиковать объявления на электронной доске объявлений;
- Вести личное электронное портфолио.
4.2. Обязанности:
Директор организации, осуществляющую образовательную деятельность, обязан:
- Разрабатывать и утверждать нормативную и иную документацию образовательной организации по ведению ЭЖ/ЭД;
- Осуществлять контроль за ведением ЭЖ/ЭД не реже 1 раза в четверть.
- Создать все необходимые условия для внедрения и обеспечения работы электронного журнала в учебно-воспитательной деятельности и процессе управления школой;
- Предусматривать денежное вознаграждение учителей и классных руководителей в случае должного исполнения правил и порядка работы с электронным журналом при начислении премии (стимулирующих выплат), с учетом их нагрузки при работе с системой.
Заместители директора по УВР обязаны:
- Совместно с другими административными сотрудниками разрабатывать нормативную базу образовательной деятельности для ведения ЭЖ/ЭД для размещения на сайте образовательной организации;
- Формировать расписание занятий по классам, учителям и кабинетам в начале учебного года. При необходимости проводить корректировку расписания;
- Проверять наличие календарно-тематического планирования в электронном журнале школы у учителей предметников до начала учебного года;
- Контролировать своевременность заполнения электронного журнала учителями-предметниками и классными руководителями с помощью «Отчета о доступе к классному журналу»;
- Создавать и публиковать объявления на электронной доске объявлений о времени и месте классных собраний, изменениях в расписании и другой оперативной информации для учителей, обучающихся и родителей;
- Анализировать данные по результативности образовательной деятельности и при необходимости формировать необходимые отчеты в бумажном виде по окончанию учебных периодов.
Администратор по ЭЖ/ЭД обязан:
- Организовать внедрение ЭЖ/ЭД в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- Разработать совместно с администрацией школы, нормативную базу по ведению ЭЖ/ЭД;
- Обеспечить всех пользователей реквизитами доступа к электронному журналу. Вести базу данных пользователей и статистику работы с электронным журналом;
- Контролировать работу с электронным журналом всех участников образовательной деятельности: администрации, учителей, обучающихся и их родителей;
- Обеспечивать своевременную консультацию по вопросам работы с электронным журналом;
- Проводить школьные семинары, направленные на изучение возможностей и способов работы с электронным журналом;
- Поддерживать связь с родителями и осуществлять необходимые консультации по вопросам подключения и работы с электронным журналом
- Размещать на школьном сайте нормативно – правовые документы по ведению ЭЖ/ЭД;
- Размещать на сайте общеобразовательной организации инструкцию по работе с ЭЖ/ЭД для учеников, родителей (законных представителей), педагогов.
Инженер по компьютерам обязан:
- Обеспечить меры по бесперебойному функционированию электронного журнала;
- Контролировать работоспособность системы ЭЖ/ЭД;
- Осуществлять связь со службой технической поддержки разработчика ЭЖ/ЭД;
- Определять точки эксплуатации ЭЖ/ЭД (в случае недостаточной технической оснащенности образовательной организации).
- Организовать внедрение ЭЖ/ЭД в образовательной организации;
- Разработать совместно с администрацией школы, нормативную базу по ведению ЭЖ/ЭД;
- Обеспечивать своевременную консультацию по вопросам работы с электронным журналом;
- Проводить школьные семинары, направленные на изучение возможностей и способов работы с электронным журналом;
- Размещать на школьном сайте нормативно – правовые документы по ведению ЭЖ/ЭД;
- Размещать на сайте общеобразовательной организации инструкцию по работе с ЭЖ/ЭД для учеников, родителей (законных представителей), педагогов;
- Обеспечить меры по бесперебойному функционированию электронного журнала;
- Контролировать работоспособность системы ЭЖ/ЭД.
Классный руководитель обязан:
- Проходить обучения на школьных семинарах, направленных на изучение приемов работы с электронным журналом;
- Заполнять и следить за актуальностью данных об обучающихся своего класса и их родителях;
- Контролировать своевременное (еженедельное) заполнение базы данных ЭЖ/ЭД об обучающихся учителями-предметниками; вести мониторинг успешности обучения;
- Инструктировать обучающихся и их родителей по вопросам регистрации в ЭЖ/ЭД;
- Организовать сбор комплекта документов по обеспечению законодательных требований о защите персональных данных;
- Вносить в электронный журнал факты пропуска занятий обучающимися по уважительной причине;
- Еженедельно корректировать выставленные учителями предметниками факты пропуска занятий обучающимися;
- Оповещать родителей неуспевающих обучающихся, обучающихся, пропускающих занятия по неуважительной причине;
- Проводить обучение для учеников и родителей (законных представителей) по работе с ЭЖ/ЭД;
- Организовать обмен информацией с обучающимися и родителями (законными представителями);
- Осуществлять контроль доступа родителей и обучающихся.
5. Общие правила ведения учета
5.1. Внесение информации о занятии и об отсутствующих должны производиться по факту в день проведения. Если занятие проводилось вместо основного преподавателя, факт замены должен отражаться в момент внесения учетной записи.
5.2. Внесение в журнал информации о домашнем задании должно производиться в день проведения занятия не позднее, чем через 3 часа после окончания всех занятий данных обучающихся.
5.3. Результаты оценивания выполненных обучающимися работ должны выставляться не позднее 10 дней со дня их проведения в соответствии с принятыми в образовательной организации правилами оценки работ.
5.4. Архивное хранение учетных данных должно предусматривать контроль за их целостностью и достоверностью на протяжении всего необходимого срока.
6. Условия совмещенного хранения данных в электронном виде и на бумажных носителях
6.1. В случае необходимости использования данных ЭЖ из электронной формы в качестве печатного документа информация выводится на печать и заверяется в установленном порядке. Архивное хранение учетных данных на бумажных носителях должно осуществляться в соответствии с действующим Порядком Рособрнадзора, утвержденным приказом Минобрнауки России №546 от 25 апреля 2022 года.
6.2. Сводная ведомость итоговой успешности класса за учебный год выводится из системы учета в том виде, который предусмотрен действующими требованиями архивной службы. Если данные по учебному году хранятся в электронном виде, сводная ведомость может быть передана в архив сразу по завершении ведения учета в соответствующем классном журнале.
6.3. При ведении учета в электронном виде необходимость вывода данных на печать для использования в качестве документа определяется соответствием используемой информационной системы ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами».
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об электронном классном журнале / дневнике является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение об электронном классном журнале принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Нормативные документы по ЭЖД
Мы постарались собрать воедино ключевые документы, регулирующие переход образовательных организаций на электронный учет успеваемости, и воспроизвести логико-хронологическую последовательность нормативного регулирования вопросов, связанных с данной тематикой.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают требования к Информационно-образовательной среде образовательного учреждения в части предоставления возможности вести определенные виды деятельности.
Методические рекомендации Минобрнауки
В поддержку реализации ФГОС Министерство образования выпускает Методические рекомендации по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде.
Рекомендации напоминают, что полный перевод всех запланированных услуг должен завершиться к 1 января 2014 года. А также обращают внимание, что «рекомендации не ограничивают ОУ в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей».
Документы Департамента образования г. Москвы
ДОгМ последовательно выпустил несколько документов, которые обеспечивали внедрение электронных журналов в школах Москвы.
Отказ от ведения бумажного журнала
Многие образовательные учреждения как Москвы, так и регионов России осуществили свой переход на полностью электронный учет успеваемости, то есть отказались от ведения бумажного журнала. Система ЭлЖур удовлетворяет всем требованиям, которые позволяют школе вести только электронный журнал. Однако и само ОУ должно соответствовать требованиям к подобному переходу.