В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Электронные дневники критикуют многие. Учителя за дополнительную (неоплачиваемую) работу, которую зачастую приходится выполнять в личное время и из дома. Родители — за сложности с авторизацией, задержки с заполнением расписания, выставлением отметок, размещением домашних заданий. Вместе с консультантом по развитию детей Оксаной Туркиной разбираемся, в чём его минусы для школьников и как их можно превратить в плюсы.

Зачем нужен электронный дневник

Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже не в его власти. Родители имеют доступ к дневнику 24/7, а также могут предоставлять его другим — любопытным родственникам, интересующимся репетиторам.

В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика.

Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим.

Электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми

Без всякого их участия. Дарья Сосновских, преподаватель французского языка и мать будущей первоклассницы, считает именно так: «Когда ребёнок сам записывает домашнее задание, он понимает, что и как надо делать. А с электронным дневником он не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу».

Как электронный дневник делает из ученика наблюдателя

Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками (важно различать и не путать отметки и оценки: отметка — это 3-4-5, а оценка «мало старался, хорошо, молодец!»). Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам.

Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам.

Просто пользоваться таким электронным органайзером — навык не лишний. Но так как всё, что появляется в нём, вносит не школьник, он не учится планировать свою неделю. Он лишь наблюдает, как её планируют за него другие люди. Если учесть, что далеко не у всех младшеклассников есть собственные компьютеры (планшеты, смартфоны), получается, ребёнок иногда вообще не может даже наблюдать за тем, как организован его учебный процесс.

«В информационном пространстве бумажный дневник не нужен. Преимущества электронного дневника очевидны: удобство для учителей в качестве инструмента работы с родителями и обучающимися, колоссальная экономия времени для доведения достоверной информации до всех участников образовательного процесса. Для детей — это информационный сервис, где прослеживается динамика обучения, формируется портфолио, имеется доступный современный ресурс для получения качественного образования. Для родителей — объективная картина достижений их детей, активная и оперативная коммуникация с любым учителем. Всё это дает возможность для комплексных решений повышения качества образования. Если же рассматривать бумажный дневник как органайзер учеников, то для этого есть более эффективные и современные инструменты».

Антон Богданов, директор школы № 1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н. Чернышёва

В чём польза бумажных дневников

Бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.

Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей.

Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий

В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школе.

Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.

Почему бумага часто лучше экрана

Учёные из Принстонского и Калифорнийского университетов в трёх исследованиях 2014 года подтвердили, что студенты, которые записывают лекции на ноутбуке, впоследствии хуже отвечают на концептуальные вопросы по учебному материалу и показывают более поверхностную обработку информации.

Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.

Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.

Что даёт электронный дневник детям

«В хорошей школе найдут способы научить детей организовывать себя. В школе похуже детям придётся набивать шишки самим. Где-то действует метод естественных последствий — домашнее задание нужно тебе и только тебе, у учителя электронный дневник, его твои записи не волнуют. И если ребёнку важно учиться, он будет записывать домашнее задание — в бумажный дневник или в тетрадь. Где-то дети организовываются сами, создают группы в WhatsApp, чтоб записать и уточнить домашнее задание. С одной стороны, в таких группах обязательные дети работают на необязательных. А с другой стороны, самоорганизация детей — это не так плохо: это спонтанность, работа по запросу, налаживание взаимосвязи между одноклассниками», — считает монтессори-педагог, мама четвероклассницы и семиклассника Татьяна Брыкова.

Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника. Сегодня электронный дневник — это только инструмент контроля образовательного процесса, который в идеале делает его прозрачным для родителей и учителя.

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Новые технологии в образовании — это хорошо. Интерактивные доски, дистанционное обучение, и тому подобное. Но такая, на первый взгляд, удобная штука, как электронный журнал, способна посеять в школе настоящий хаос. Наш блогер Дима Фурманов знает систему изнутри и рассказывает, в чём тут несостыковка.

Ученики, родители и учителя, как мы знаем, обязаны как-то договориться о «правилах игры» обучения ребёнка в школе. Это нужно, чтобы одни могли работать и не паниковать, а другие не хотели бы идти в прокуратуру.

Когда-то для упрощения пути от станции «учитель поставил оценку» до станции «мама негодует, за что сынок получил двойку» был придуман электронный журнал: родители в курсе оценок, страниц из него не вырвешь, бумаги меньше заполнять, меньше отчётности.

Как человек, который с такой системой проработал (как администратор системы в школе), я вам расскажу, почему всё совсем не так. В очередной раз я буду опираться на свой опыт работы в регионе. Этот регион не город Москва.

Модель перехода на электронный журнал

К сожалению, не все школы одинаково переходили или переходят на ведение электронного журнала. В связи с этим порой в городе могла быть ситуация, когда какие-то школы с журналом ещё не работают вообще, другие переведены директивно исключительно на электронный журнал, а третьи его используют в порядке эксперимента, ведя одновременно и электронный, и бумажный.

Если вы думаете, что проблемы в этом нет и «это же так просто», то вы ошибаетесь. Лишняя бессмысленная работа бесит всегда. Особенно если твои коллеги в соседней школе не занимаются дубляжом. Даже в новых школах. Эти же 30 минут, потраченные на глупое копирование, учитель мог потратить на подготовку интересного урока, консультирование ребёнка, а может быть, и на себя.

Реструктуризация работы педагога

Мало сказать школе, что она перешла на электронное ведение журнала. Нужно теперь поместить в нашу вселенную с электронным журналом всех педагогов. Да, все педагоги теперь обязаны использовать электронный журнал. И вчерашние студенты-практиканты (кто вырос в обнимку с гаджетами), и женщины пенсионного возраста, которые не всегда могут принять существование телефона без кнопок (обожаю сексизм).

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Никогда не ищите смысла во вносимых педагогами изменениях

Дети вступают в игру

С момента введения в вашей школе электронного журнала все дети будут пытаться использовать это в свою пользу. «А у меня интернета не было», «а вы домашку не прикрепили», «а вы нам не сказали, что домашнее будет в журнале», «а вы не пометили, что сегодня должна быть самостоятельная», «а я вам домашку прикрепил сегодня в семь утра». Если вы детей поделили на подгруппы по английскому языку, кто-нибудь обязательно придет не в ту.

Ещё дети много чего умеют в интернете. В моей практике даже встречалась целая схема по замене оценок на нужные. Или по затиранию ненужных пропусков. Первая схема хитрая, вторая — нет. Зато страниц не вырвут.

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Действительно, страниц не вырвешь, оценок не сотрешь

Требования управления образования

А вот и тот раздел, который раскрывает суть заголовка. В моём регионе каждый день требуют отчёта о 100% выполнении показателей журнала. За всё это страдает один ответственный по школе. Сейчас или вы отправитесь со мной в постмодернизм, или будете кивать и поддакивать. Итак, что хочет видеть управление.

Во-первых, 100% заполненное расписание у всех классов. Сперва может показаться, что этот пункт вполне логичный и расписание должно быть у всех. А теперь скажите, было ли в вашей школе так, что к 1 сентября расписание готово на неделю, оно всем нравится, в нём нет ошибок, и вы можете быть уверены, что никто не придёт к вам, завучу или директору с претензией? Вот-вот. А там считают, что оно у вас готово и меняться не будет. Даже если вы по совместительству и здесь не должны быть каждый день. И вообще, учитель — это призвание, не капризничайте.

Во-вторых, раз есть уроки, то на каждый урок должно быть задано домашнее задание. Тут в зависимости от региона, местами выходит на арену настоящий цирк. Нельзя указывать, что нужно что-либо принести (родители могут на это слово накинуться и написать, что в школе поборы.

Даже если вы сказали принести тетрадь), домашнее задание должно быть у всех классов (и кому какое дело, что в первом классе оценки не ставятся), домашнее задание должно быть на каждый урок (вот стоит ваша, допустим, информатика у класса четвёртым и шестым уроком, вот и дайте им задание на шестой урок. Ну и что, что у них на пятом литература). Отчётность превыше всего.

В-третьих, должны быть темы уроков. Вы скажете, что это просто и логично?

А теперь шок-контент: по отзывам моих коллег, в каждой школе есть учитель (а то и не один), который систематически не заполняет тему урока

А эта тема, на минуточку, должна совпадать с темой в поурочном планировании. Вам же не надо говорить, что будет проверять комиссия?

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

И не скажешь, что «мама, на завтра ничего не задали»

В-четвёртых, нужно, чтобы каждый урок учитель заходил в журнал и ставил там оценку. Или отметку о присутствии, ну, или опоздании. Ну, или прогуле. Теперь представьте, что вы проводите первый урок (там, где всякая техника безопасности, как вас зовут, что вы будете в этом году изучать) и на него пришли все. С точки зрения системы — нет пометки, значит урок не проведён (ладно, ладно, я помню, что в некоторых регионах есть галочка «урок проведён»).

В-пятых, есть чудный показатель «своевременное заполнение журнала». Все оценки и отметки о присутствии должны быть выставлены (исправить или удалить можно и потом, если в системе за это нет штрафа для школы, хе-хе) в этот же день. Ну, кроме контрольных и диктантов. Сколько вы теряли листков с отметками, которые надо в журнал переставить? Ну вот так-то.

Вместо пункта «в-шестых»:

Что делает администратор системы в школе?

Абсолютно всё. В том числе то, что лень делать другим людям. Например, если завучу лень составлять расписание, вы не только будете заливать его в систему, но ещё и составлять лично.

К отправке отчёта все показатели должны быть 100%. Поэтому будете придумывать тему сами, если её нет. И домашнее задание. И убирать неправильно поставленные оценки (см. «в-пятых»).

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Так видит работу школы управление образования

Здесь должен быть вывод

В начале третьей части компьютерной игры Fable персонаж должен был сделать выбор, кого он хочет казнить: крестьян или своего жениха (или невесту). И от этого выбора сюжет не менялся никак. К чему это?

Чтобы система образования с электронным журналом работала хорошо и правильно, три стороны должны понять друг друга. Это учителя, разработчики и чиновники. Но сколько бы постов в блогах ни выходило, сколько бы ни писалось петиций, не изменится ничего.

Чиновники будут просить отчётность, не думая, заложили ли возможность лёгкого сбора этой информации разработчики. А также не думая, есть ли у учителей вообще время на очередную малополезную справку.

Разработчики будут писать не вполне правильно работающие ресурсы. Потому что они не знают, как работают учителя, чтобы написать правильно. Да и чиновники от образования примут и сырую версию.

Учителя же будут молча делать бессмысленные отчёты в системе, которая не учитывает специфику школы.

Спросите, почему же нет ни слова про родителей? Потому что далеко не все могут зайти в журнал под своим именем, а не под именем ребёнка. Зато потом «вы мне ничего не говорите про моего Серёжу». Пусть сперва те, кто организует образование, договорятся. А потом и за этих примутся.

Данный материал не является рекламой, носит информационный характер и отражает оценочное мнение автора. Все позиции рейтинга подобраны, исходя из разработанных критериев отбора. Перед совершением покупки необходима консультация специалиста.

Электронные дневники – это специальные приложения на смартфон. В зависимости от функционала программы позволяют составлять короткие заметки, планировать время или составлять школьное расписание. Из плюсов – информацию можно легко менять, а встроенная система сортировки информации позволит легко ориентироваться в записях. Сохранить действительно важные моменты жизни можно, добавив в электронный дневник фото и видео.

Особенности электронных дневников для личных записей

Говорят, что ведение личного дневника помогает улучшить самочувствие. По сути это и лучший друг, которому можно рассказать все абсолютно честно, не боясь осуждения. А также персональный психотерапевт (перечитывая записи, можно проанализировать, что именно задевает больше всего, как удалось выйти из стрессовых ситуаций). Ну и просто книга жизни, которую можно перечитывать, вспоминая самые важные моменты.

Кстати, польза ведения дневников была научно доказана психологами из американского университета Дьюка. По словам одного из участников исследования Тимоти Уилсона, ежедневные записи помогают не только улучшить память, но и понять, что беспокоит человека, изменить ситуацию к лучшему.

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Преимущества электронных школьных дневников

Первые электронные дневники появились в 2014 году, после указа правительства РФ. Реформа была призвана упростить работу педагогов и обеспечить доступ родителям к информации об успеваемости детей. Электронный дневник случайно «не потеряется», вырвать из него страницы или подделать оценки не получится. А отговорку «ничего не задали» легко проверить, заглянув в приложение.

Помимо официальных интернет-ресурсов самой школы (не всегда удобных, кстати) есть множество приложений, которые помогут школьнику спланировать время, сохранить расписания звонков и даже напомнят о том, что учить уроки.

При выборе приложения, стоит обращать внимание на следующие критерии:

Единственный минус таких приложений – ребенок заполняет дневник сам, так что проконтролировать выполнение домашних заданий особо не получится. С другой стороны, делать заметки в смартфоне намного интереснее, чем в обычном, бумажном дневнике.

А вот для студентов такие программы – это отличная альтернатива ежедневникам, блокнотам. Ничего не потеряется, да и сортировать информацию будет намного легче. Расписание, справочники, имена преподавателей (актуально для первокурсников) будут всегда под рукой.

Лучшие приложения для школьников и студентов

Интерфейс и функционал схожи с бумажной версией классического бумажного школьного дневника. Можно составлять расписание уроков, звонков, выставлять оценки по предметам. В отдельной вкладке можно записать ФИО, контакты преподавателей, а также предметов, которые они ведут (не больше 3 для каждого). Количество учетных записей не ограничено. Из дополнительных функций – создание личных заметок.

В общем, удобное приложение с лаконичным, не отвлекающим внимание дизайном. Минимальные требования к ОС смартфона – Android от 4.1 и выше.

Количество скачиваний – 500 000+, рейтинг – 4,0.

School от Flaring App

Настоящий персональный помощник для школьников и родителей. Подходит для 5-11 классов, пригодится для студентов. Функциональные возможности:

Во вкладке «контакты» сохраняются телефонные номера педагогов и школьных друзей, а функция оповещения напомнит о невыученных уроках.
Интерфейс – в меру яркий, но не отвлекает внимание. Тему при желании можно изменить (варианты от черного до розового).
Приложение уже установили больше 1000000 пользователей, оценка – 4,4.

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Дневник от SkyLark

Яркое оформление, широкий функционал. Для удобства пользователей дни недели выделены разными цветами. Есть возможность не только записывать домашнее задание, но и ставить отметку о его выполнении или настраивать оповещения (какие уроки нужно сделать к завтрашнему дню, например).
Интерфейс удобный и понятный, с подсказками и разъяснениями для пользователей. Приложение работает без интернета. Требования к ОС – не ниже версии 4,4.
Скачиваний – более 10000, рейтинг – 4,3.

Weeklie – расписание для школ и Вузов

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Дневничок от Vasin Nikita

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Diaro от Pixel Crater Ltd

Станет и ежедневником, и фотоальбомом, и личным дневником. Здесь можно выбрать интерфейс «под себя» (изменить шрифт, тему оформления), сортировать записи по тегам, геолокациям или словам (параметры меняются в настройках), и даже отмечать настроение.

В платной версии есть функция резервного копирования и синхронизации данных на привязанных устройствах через Dropbox. Защитить личную информацию можно при помощи пароля (задается в настройках).
Установок – больше 1 миллиона, текущая оценка пользователей – 4,6, цена – от 30 рублей (есть промо-версия).

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Journey Two App Studio Pte. Ltd

Электронный дневник-журнал по функционалу схож с предыдущим приложением. Можно добавлять фото и видеофайлы, подключать автоматическое определение геолокации, легкий поиск событий, а также:

Пользователи отмечают оперативную работу техподдержки, приятный глазу и интуитивно понятный интерфейс. Единственный недостаток – цена. Полный функционал доступен только после покупки премиальной версии, а это 7599 рублей.
Скачиваний – 100000+, пользовательский рейтинг – 4.6.

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

MAY 7 от Daily inc.

Многофункциональная программа с надежной защитой персональных данных (пароль, отпечаток пальца). Здесь можно не только записывать мысли и впечатления, искать события по датам в календаре, сохранять изображения в фотоальбом. Еще одно преимущество – фото можно вставлять в текст (в других программах фотографии устанавливаются либо в начале, либо в конце заметки).

Профиль можно настроить под себя (неплохой выбор тем и шрифтов), лаконичное, красивое оформление – ничего лишнего, разобраться не сложно.
Скачиваний – 1миллион, оценка – 4.6, приложение платное, цена – 79-499 рублей.

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Ежедневник для ленивых – вести записи можно, используя значки-иконки. На основе отметок и будет строиться статистика за неделю, месяц, год. Текстовые заметки также можно использовать, например, чтобы объяснить причину радости или плохого настроения.

Через определенный промежуток времени можно выявить интересные закономерности, а при желании поделиться статистикой с друзьями. Интуитивно понятный интерфейс, настройки (от оформления, до названия эмоций) легко подстроить под себя.

В бесплатной версии доступен экспорт записей в CSV-файл, при покупке платной – в PDF, с возможностью печати.
Скачиваний – 10 миллионов, рейтинг – 4.6.

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Дневник-журнал (Diary – Write Journal) от Ascendik Niš

Дневник- журнал – это все-в-одном. Подходит для ведения личных записей, планирования важных событий, составления фотоотчета в путешествии. Можно прикреплять фотографии и смайлы, чтобы передать настроение или сохранять снимки в личный, защищенный паролем фотожурнал.

Функция ежедневных напоминаний поможет не пропустить важную встречу. Удобная функция поиска поможет «рассортировать» события по датам или имени.
Из недостатков – программа по только известному ей алгоритму выбирает заглавное фото для записи (изменить вручную не получится), за обновления (часто – это просто добавленные смайлы) придется доплачивать. Ну и кнопка записи расположена неудобно – закрывает строку с текстом.
Скачиваний – больше 100000, рейтинг – 4.7, цена – 399 рублей.

В чем не все так в электронном дневнике? Как выглядит электронное досьё и почему он пока проигрывает бумажному

Дневник с паролем (Handy Diary) от Appeus

Неплохая программа с защитой личной информации. Авторизация – только после ввода пароля. Если с запоминанием кода проблемы – можно добавить контрольный вопрос или адрес электронный почты для восстановления доступа к аккаунту.

Интерфейс меняется по желанию пользователя (побои, стиль и размер шрифта). Также можно добавлять фотографии, оценивать записи других пользователей, сортировать заметки по категориям. А также пересылать файлы по электронной почте или делиться ими с друзьями.

Простая навигация и удобный поиск событий на экране быстрого просмотра или при помощи фильтров (по категории, рейтингу или ключевым словам).

Скачиваний – больше 5000000, рейтинг – 4.6, цена – 59-239рублей.

Электронный дневник – это удобное приложение, которое всегда под рукой. Можно делать заметки, сохранять фото из путешествий, составлять списки дел и контролировать их выполнение. Для школьников и студентов подобные программы могут стать отличной альтернативой блокнотам и обычным дневникам. Записывать расписание, следить за успеваемостью будет намного проще.

Грунская Нина Валентиновна

учитель математики и информатики

МБОУ Елизаветинская СОШ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК – КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Глава . Определение электронного дневника и информационно-образовательного пространства образовательного учреждения

Глава . Электронный дневник – как средство организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения

«То, о чем когда-то и подумать было нельзя, сегодня становится реальностью. В моду входит все электронное. Вот и обычный школьный дневник приобрел современный вид, из бумажного переквалифицировавшись в электронный!»

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утвержден  сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению N 1 этого распоряжения.

Следует обратить внимание в перечне услуг на пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости». В этом пункте ответственными исполнителями за предоставление информации определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, и непосредственно образовательные учреждения субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления.

Электронный дневник – дополнительный сервис единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения, которое создано на основе комплекса программных средств.

Идея создания электронного дневника возникла в Западной Европе в начале 2000-тысячных годов и спустя несколько лет перекочевала в Россию. Как правило, подобные проекты оформлены в виде Web-сайтов. Внутри сайта обычно расположено несколько ступеней обработки информации, начиная с уровня создания записи о школе-классе-ученике, уровня «классного журнала» (журнала группы), обрабатываемого оператором, в чьи функции входит заведение в систему информации об успеваемости и посещаемости учащихся и, заканчивая уровнем дневника, в который автоматически переносится обработанная оператором информация.

В России в настоящее время существует несколько десятков Web-сайтов, обозначающих себя как электронный дневник школьник. Все образовательные учреждения уже используют электронные дневники.

Обозначим понятийный аппарат:

Объект: электронный дневник.

Предмет: процесс организация информационно – образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника.

Цель работы – рассмотреть электронный дневник – как средство организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения

Проанализировать литературу по данной теме.

На основе анализа дать определение электронному дневнику, информационно-образовательному пространству.

Указать основные достоинства и недостатки электронного дневника, его функциональные возможности, принцип работы с ним.

Рассмотреть каким образом происходит организация информационно – образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника «Дневник.ру»

Анализ литературы, электронных ресурсов по данной теме.

Понятие “Электронный дневник”, функциональные возможности и принцип работы

Функциональные возможности электронного дневника:

Возможность публикации новостей, объявлений, информации о школьных мероприятиях, достижениях учеников;

Возможность получения общей информации о классе и учебном плане (ученики, учителя, родители, предметы, экзамены);

Ведение интерактивного дневника учащегося;

Удобная форма выставления оценок;

Возможность публикации и редактирования расписания для каждого класса;

Запись и учет домашних заданий;

Система фиксации пропусков занятий и замечаний, доступных для просмотра родителям и администрации образовательного учреждения;

Возможность оповещения родителей об успеваемости ребенка и проводимых мероприятиях посредством sms или e-mail;

Реализована возможность проведения тестирования и опросов учащихся и их родителей;

Возможность задавать собственные настройки для быстрого поиска (название, описание класса);

Четкое разграничение прав доступа для различных групп пользователей.

Форум для общения классного руководителя с родителями;

Возможность осуществления интерактивного общения между школами;

Принцип работы с электронным дневником в образовательном учреждении:

Ответственный за информатизацию устанавливает программное обеспечение, необходимое для работы электронного дневника, и обеспечивает надлежащее функционирование созданной программно-аппаратной среды;

Пользователи получают реквизиты (коды) доступа к электронному дневнику в следующем порядке:

учителя, классные руководители, администрация получают реквизиты (коды) доступа у системного администратора;

родители и обучающиеся получают реквизиты (коды) доступа у классного руководителя.

Классные руководители своевременно заполняют и следят за актуальностью данных об обучающихся и их родителях, ведут переписку с родителями в соответствии с инструкцией.

Учителя аккуратно и своевременно заполняют данные об учебных программах и их прохождении, об успеваемости и посещаемости обучающихся, домашних заданиях в соответствии с инструкцией,

Заместители директора образовательного учреждения осуществляют периодический контроль за ведением электронного дневника, содержащий процент участия в работе, процент обучающихся, не имеющих оценок, процент обучающихся, имеющих одну оценку, запись домашнего задания, учет пройденного учебного материала, процент участия родителей и обучающихся в работе с электронным дневником;

Преимущества и недостатки электронного дневника

Во многих странах мира уже давно пришли к выводу, что ведение дневника в привычном виде – процесс неудобный и непрактичный. Развитие инновационных компьютерных технологий дает возможность модернизации бумажного дневника в электронный, что намного облегчит и усовершенствует воспитательный и образовательный процесс.

Преимуществаиспользования электронного дневника для родителей:

Родители узнают об оценках в день их выставления.

Немедленно информируются о прогулах своих детей.

Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.

Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.

При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту.

Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.

Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки.

Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания

Школьники (студенты) с помощью электронного дневника смогут:

оперативно узнавать о своих оценках по контрольным работам, экзаменам и т.д.;

всегда быть в курсе изменений в расписании уроков;

получать информацию о культурных мероприятиях (экскурсиях, поездках, походах и пр.);

всегда иметь доступ к домашнему заданию (даже если забыли его записать или потеряли);

следить за своей средней оценкой на фоне успеваемости класса в целом.

Школьнику (студенту) не требуется заполнять дневник, он генерируется автоматически на основе расписания занятий. В дневник оперативно попадают выставленные преподавателями оценки, домашние задания и другая важная информация. Статус домашних занятий можно менять с «Не выполнено» на «Выполнено» и наоборот. Ученик может за отдельно взятый период просмотреть домашние задания, оценки и другие важные сообщения.

Благодаря электронному дневнику процесс получения знаний станет более интересным, добавив в жизнь учащегося вкус соревнования за первенство в рейтинге учеников. Позволит выстроить более доверительные отношения с родителями, развить ответственность и работоспособность.

Кроме этого, мотивированность ученика возрастает, и он более ответственно подходит к посещению занятий и непосредственно к учебе. Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких- либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Представителям учебного заведения (учителям, директорам, завучам) электронный дневник позволяет:

без посредников общаться с родителями школьников (студентов);

удаленно работать с классом (назначать домашнее задание, просматривать успеваемость, посещаемость и т.д.);

автоматизировать процесс формирования большинства отчётов, необходимых для эффективного управления учебным процессом (система позволяет составлять отчёты по успеваемости в рамках одного класса или всего образовательного учреждения в форме таблиц, графиков, диаграмм);

Еще одним положительным и очень важным моментом использования электронного дневника учителем является минимальное использование аналогичных бумажных носителей, которые в совокупности с тетрадями и учебными материалами, требующимися учителю в процессе его работы, составляют весомую ношу и накладывают на учителя обязанность по контролю за этими материалами, чтобы исключить их утрату или использование сведений, содержащихся в них, недобросовестными учениками. При использовании электронного дневника учитель имеет возможность исключить или максимально снизить использование в своей работы обычных бумажных журналов и дневников.

Все, что названо выше – это, конечно, замечательно, но все мы знаем, что медаль имеет две стороны. Итак, какие риски существуют при использовании электронного дневника.

Первое. Возможно, хотя совсем необязательно, возникновение напряженности в отношениях с детьми. Не каждый ребенок сразу согласится с тем, чтобы находится под неусыпным контролем. Выход здесь может быть таким. Просматривать дневник вместе, не реагировать остро на неудовлетворительные оценки (ребенок учится, значит, имеет право на ошибки), куда важнее разобраться в сути затруднений и найти пути их устранения.

Второе. Участников образовательного процесса смущает трудоемкость технического внедрения электронного дневника, в третьих, не все школы оборудованы компьютерами в достаточном количестве для работы с новой системой. С учетом развития информатизации электронный дневник нужен. Но процесс его ведения и заполнения достаточно трудоемкий.

Кроме этого, необходима техническая база, а именно: свободный доступ учителя к компьютеру в удобное для него время, наличие сервера, постоянного системного администратора (желательно не учителя информатики, его задача – учить детей, а специалиста), ответственного за ведение электронного дневника. Неразрешимое противоречие на сегодня для абсолютного большинства школ: электронный дневник не может заменить традиционный до тех пор, пока у всех участников образовательного процесса не будет доступа к Интернету. В сельских школах России есть Интернет, но не во всех селах, а значит, родители не могут выйти элементарно в Интернет и посмотреть электронный дневник своего ребенка.

Четвертое. Дневник располагается на веб-сайте, значит, персональные данные Ваши и ребенка публикуются в сети Интернет. Поэтому крайне важно быть уверенным в том, что этот сайт надежно защищен. Для этого нужно попросить сертификат, он как раз и является гарантией того, что предоставляемая услуга, действительно, качественная.

Пятое. Денежный вопрос. Увы, некоторые электронные дневники – удовольствие небесплатное. В разных дневниках стоимость услуги колеблется от 100 до 250 рублей в месяц, в зависимости от объема предоставляемых сервисов (частота смс-сообщений, доступ к дополнительным сервисам: электронные библиотеки, хранилища мультимедийных файлов и пр.).

1.3 Определение информационно – образовательного пространства образовательного учреждения

Современное образовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду. И если 10 лет назад в образовательном процессе в основном доминировало изучение информатики и освоение компьютера, то последние годы на первый план постепенно стали выходить информационно-образовательные технологии, представляющие собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации в образовательном процессе.

В наше время нельзя представить образовательный процесс, без информационно-образовательных технологий, без информационного образовательного пространства.

Информационное пространство образовательного учреждения – это и физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, и виртуальное пространство гипертекстов, и иерархические системы пространства (электронная связь с вышестоящими организациями образования и другими школами). Другими словами, информационное пространство образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода и имеющейся материально—технической базы.

Определить информационно-образовательное пространство можно, исходя из понимания философской категории «пространство» как формы существования материальных объектов и процессов, характеризующейся структурностью и протяженностью материальных систем.

Образовательный процесс может протекать, и в специальном учебном

заведении (школе, колледже, вузе), и вне его (например, человек занимается самообразованием и для этого использует ресурсы Интернет, библиотечные фонды, различные семинары, консультации и т.д.)

Рассмотрим информационно-образовательное пространство, активно создающиеся в настоящее время в образовательном учреждении. Это пространство должно отвечать ряду требований, среди которых: многофункциональность, целостность, модульность, полисубъектная направленность, многоуровневость.

Многофункциональность означает, что информационно-образовательное пространство должно выполнять различные функции:

1) Научно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка, хранение и использование учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев уроков и внеурочных мероприятий, дидактических материалов и т.д.)

2) Создание баз данных образовательного учреждения, включающих

результаты мониторинга качества образовательного процесса, электронные дневники учащихся, электронные журналы. Это необходимо для внешней и внутренней оценки деятельности школы, обоснованного принятия управленческих решений.

3) Педагогическое сопровождение процесса обучения учащихся (предоставление материалов уроков, дополнительной информации для интересующихся, дополнительных материалов для подготовки к контрольным работам, тестам ЕГЭ и т.д.). Организация дистанционного обучения детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать учебное заведение.

4) Организация виртуального общения членов коллектива образовательного учреждения (на форумах с родителями учеников, педагогов друг с другом, с учащимися, учеников друг с другом). Возможности информационно-образовательного пространства направляются на привлечение родителей к образовательному процессу школы, повышению их культуры в области воспитания, обсуждения и решения важных проблем в жизни школы.

5) Накопление и распространение педагогического опыта. Повышение

6) Связь с общественностью, формирование положительного имиджа школы.

Целостность информационно-образовательного пространства связана с необходимостью информационной поддержки целостного образовательного процесса, выполнения ею функций, обеспечивающих нормальное протекание его в образовательном учреждении. Вместе с тем, целостность выступает в единстве с модульностью. В соответствии с выполняемыми функциями можно выделить модули: научно-методического обеспечения учебного процесса, педагогического сопровождения учебного процесса, мониторинга качества образования и т.д.

Требование полисубъектной направленности информационно-образовательного пространства отражает ее возможность удовлетворять потребности различных субъектов учебного процесса: учащихся, их родителей, педагогов, администрации.

Требование многоуровневости информационно-образовательного пространства связано с разработкой различных пространств: информационно-образовательного пространства конкретного учебного заведения, информационно-образовательного пространства системы образования муниципалитета, округа, города, области, страны и т.д.

Информационно-образовательное пространство – это пространство , построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

Существует несколько типов «электронных дневников», но самым распространенным и перспективным является «электронный дневник» – сайт. Он представляет собой Интернет-портал, позволяющий родителям видеть успеваемость и посещаемость своего ребенка, домашние задания, информационные сообщения, например о предстоящих мероприятиях, родительских собраниях и т.п. от классного руководителя, преподавателя или администрации образовательного учреждения.

Рассмортим организацию информационно-образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника «Дневник.ру».

«Дневник.ру»– это уникальный Интерет-проект, целью которого является создание единого информационно-образовательного пространства для всех участников образовательного процесса. Дневник представляет собой разнообразные сервисы для школьников, учителей и родителей: расписание уроков, электронный журнал, электронный дневник, домашние задания, школьный сайт, библиотека художественной литературы (содержит все произведения, изучаемые в рамках школьной программы). Всё это позволяет расширить образовательные возможности.

Немаловажно то, что это абсолютно бесплатный сайт для учителей, учеников и их родителей. Работа технической поддержки очень оперативна. Доступ в «Дневник» открыт 24 часа в сутки, что позволяет с ним работать в удобное для себя время.

Посредством «Дневник.ру» облегчается взаимодействие между родителем и образовательным процессом ребенка: они могут смотреть его текущее расписание занятий, следить за количеством домашних заданий, контролировать оценки, прогулы, а также получать полезную информацию о проводящихся мероприятиях в школе (родительские собрание, сборы, субботники и т.д.). Благодаря возможностям системы, родители одного ребенка, зайдя в журнал, не смогут увидеть замечания и заметки о других учениках – им будет дана информация об их ребенке, а также общая информация о различных мероприятиях.

Школьникам, в свою очередь, система напоминает таблицу расписания, где можно увидеть имеющиеся домашние задания и расписание уроков на всю неделю. Данный инструмент дает возможность смотреть ученику свою статистику и рейтинги по оценкам по годам, месяцам или неделям, что обуславливает и создает мотивацию учащегося к повышению своих оценок.

Учителя получают быстрый и удобный способ общения с родителями учеников. Кроме того, каждый учитель радеет за свое дело, за своих учеников, за свой класс, если он является классным руководителем. А иногда, к сожалению, возникают ситуации, которые препятствуют полноценному участию учителя в учебном процессе и учитель не может находиться в школе. Одним из таких случаев может быть болезнь учителя. В таком случае его заменяет другой. Осуществлять контроль и иметь на руках всю необходимую информацию по тому, как ученики получают учебный материал и насколько хорошо они его осваивают, учитель может увидеть в электронном дневнике. В таком случае, ему достаточно выйти в Интернет дома, зайти на страницу электронного дневника, ввести свои идентифицирующие данные, после этого он сможет, не прибегая к звонкам в школу учителю его заменяющему, получить информацию о домашнем задании учащихся, их поведении на уроках и данные о полученных учащимися оценках.

Для работы электронного дневника необходим администратор, который постоянно будет следить за работоспособностью дневника. Необходима группа, в состав которой должны входить представители администрации, учителя, ученики. Они будут заниматься подбором, оперативной обработкой новостей, регулярно обновляющихся на странице образовательного учреждения.

Возможность добавления новых пользователей в «Дневник.ру» предоставлена только администраторам школ, поэтому отсутствие посторонних лиц на сайте гарантировано. Дневник – это система для взаимодействия учеников, их родителей, учителей и администрации учреждения посредством Интернета.

Можно сделать вывод, что электронный дневник является одним из основных средств организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения и дает ей следующие преимущества:

улучшает систему воспитания и образования детей;

позволяет более качественно включить родителей в воспитание и образование их детей;

улучшает информационную грамотность в системе образования:

способствует процессу информатизации образовательной системы;

улучшает статистический мониторинг образовательной системы;

В наш век развития и внедрения информационных технологий постоянно появляются новые и совершенствуются старые механизмы по улучшению общественной и частной жизни во всех сферах деятельности. Образовательные учреждения не стали исключением. Во многих из них уже есть и интерактивные доски, и электронные журналы, и электронные дневники.

Целью исследования курсовой работы было рассмотреть электронный дневник – как средство организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения.

В ходе создания работы был проведен анализ научной и методической литературы, а также периодических изданий. На его основе было сформулировано определение электронного дневника, указан ряд его функциональных возможностей и принцип работы с ним в образовательном учреждении.

В теоретической части курсовой работы были рассмотрены положительные и отрицательные аспекты использования электронного дневника всеми участниками информационно-образовательного пространства образовательного учреждения и в виде таблицы представлены достоинства и недостатки электронного дневника.

Для достижения цели курсовой работы был проведен сравнительный анализ определений информационно-образовательного пространства образовательного учреждения.Анализ показал значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательное пространство образовательного учреждения.

Во второй части курсовой работы была рассмотрена организация информационно-образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника «Дневник.ру». «Дневник.ру» облегчает взаимодействие между родителем иобразовательным процессом ребенка: они могут смотреть его текущее расписание занятий, следить за количеством домашних заданий, контролировать оценки, прогулы, а также получать полезную информацию о проводящихся мероприятиях в школе. Учителя получают быстрый и удобный способ общения с родителями учеников.

улучшает информационную грамотность в системе образования;

создает предпосылки для электронного и дистанционного обучения.

Информационно-образовательное пространство или информационно-образовательный хронотоп / В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, М.Н. Потемкин // Наука и школа, №5, 2000.

От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / А.А. Веряев, И.К. Шалаев // Педагогика, 1998, № 4.

Коротенков, Ю.Г. Учебное пособие «Информационно-образовательная среда в основной школе», Академия АйТи, 2002.

. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Изд. Центр «Академия», 2000.

Электронный ресурс: .1../3//.

Электронный ресурс: ://1.//

Электронный ресурс: ://..//

Все оценки в телефоне: как завести электронный дневник и пользоваться им

образование – общество

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

школа, общество, россия, образование, образование – общество, социальный навигатор, сн_образование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *