1 2 3 4 5
Оглавление
Глава 1 Особенности использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования
1.1. Административный аспект по использованию электронных дневников и журналов успеваемости учащихся
1.2. Проблемы использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования
1.3. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося
Глава 2 Анализ использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования (на примере МОУ СОШ № 9 г. Шуя, Ивановской области)
2.1.Организация и ход исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по использованию электронных дневников и журналов успеваемости, учащихся в учреждениях среднего образования для участников образовательного процесса
Введение
Актуальность исследования заключается в том, современная школа должна идти в ногу со временем и привлекать всех участников образовательного процесса к использованию новейших достижений в области информационных технологий.
Информатизация отечественного образования направлена на внедрение современных технологий, которые упрощают коммуникацию образовательной среды и объектов образования, также ускоряют процесс получения информации, дают возможность для полного и всестороннего анализа актуальной информации для всех участников образовательного процесса. Кроме того, электронные образовательные ресурсы нового поколения приведут к принципиальным изменениям результатов образования.
В условиях информатизации образования развивающая образовательная среда определяется как информационно-образовательная. Это связано, прежде всего, с тем, что окружает человека, начинает рассматриваться как информация или её источник.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему новейших педагогических технологий, которые обеспечивают обучение в современной информационно-образовательной среде.
В целом, можно говорить о том, что информационно-образовательная среда (ИОС)– система информационной, технической и учебно-методической составляющих, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 июля 2010г. N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009г. N 1993-ри от 7 сентября 2010г. N1506-р производится перевод государственных услуг в электронный вид. На этом основании в последние годы в системе управления школой широко внедряются электронные школьные дневники.
Электронный дневник является удобной формой уточнения расписания образовательных предметов на учебную неделю и текущих домашних заданий. Кроме того электронная форма учебного дневника позволяет знать о текущих событиях школьной жизни. Дневник позволяет учащимся просматривать учебную статистику и индивидуальные рейтинги по оценкам за интересующие периоды времени. Так возникает дополнительная учебная мотивация учащихся к улучшению качества индивидуальной успеваемости и закреплению достигнутых результатов. Электронный дневник разработан для того чтобы повышать интерес учащихся к учебной деятельности и вести активное участие в общешкольных мероприятиях.
Необходимость электронного дневника несомненна. Так как на современном уровне развития информационно-коммуникационных технологий на сегодняшний день состояние компьютеров у учащихся численно и качественно превышает парк компьютеров прошлых лет. Также 98% родителей и опекунов имеют доступ в Интернет как с домашнего компьютера, так и с мобильных устройств для того чтобы отслеживать и контролировать учебно-воспитательный процесс своих детей дистанционно. Электронный дневник позволяет это делать самостоятельно, не прибегая к бумажному дневнику или звонкам классному руководителю.
В связи с этим возникает необходимость научного обоснования внедряемых электронных форм учебного дневника для передачи родителям и опекунам информации о достижениях учащихся образовательного учреждения, что и определяет значимость настоящего исследования.
К сожалению, зачастую функционал электронных журналов и дневников используется не в полной мере, а также существует проблема их своевременного и качественного заполнения.
Тема исследования «Использование электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в образовательных учреждениях среднего общего образования»
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий:
- между привычными способами взаимодействия учителей, учащихся и их родителей в образовательном процессе и новыми формами этого взаимодействия.
- между реально существующими и необходимыми материально техническими условиями для реализации информационных услуг, предоставляемых в электронной форме в общеобразовательных учреждениях.
Проблема исследования заключается в решение указанных противоречий.
Цель исследования– выявить и экспериментально проверить условия использования электронных дневников и журналов для представления учебной информации и информации о достижениях обучающихся и их влияние на успеваемость обучающихся.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- Изучить административный аспект по использованию электронных дневников и журналов успеваемости учащихся;
- Характеризовать проблемы использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования;
- Провести анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося с целью выбора наилучшего по функциональным возможностям для дальнейшей работы с ним;
- Выявить и экспериментально проверить условия использования электронных дневников и журналов для представления учебной информации и информации о достижениях обучающихся и их влияние на успеваемость обучающихся.
- Разработать методические рекомендации по использованию электронных дневников и журналов успеваемости, учащихся в учреждениях среднего образования для участников образовательного процесса.
Объект исследования – способ получения информации родителям и через систему электронных дневников и журналов в учреждениях среднего образования для организации контроля и учета успеваемости.
Предмет исследования – технология использования электронных дневников и журналов в образовательном процессе для организации контроля и учета успеваемости.
Гипотеза исследования – использование электронных средств предоставления информации (электронных дневников и электронных журналов) позволяет повысить уровень мотивации обучающихся и повысить процент выполненных домашних заданий при соблюдении следующих условий:
- Администрация ОУ
- наличие локальной и нормативной базы
- работоспособность ИКТ – инфраструктуры ОУ (в частности проводная и/или беспроводная локально вычислительная сеть)
- наличие устройств доступа к электронному журналу (компьютер)
- открытый доступ к электронному журналу (например, кабинет информатики)
- Учителя – предметники
- вносят в ЭЖ данные о проведенном уроке по факту в день его проведения, не позднее 1 часа после окончания всех занятий в этот день
- в соответствии с календарно-тематическим планированием заполняет темы уроков,
- указывает виды работ (домашняя работа, контрольная работа, самостоятельная или тестовая работа), за которые ученик получает оценку (отметку),
- вносит данные об опоздании или отсутствии учащихся
- в графе «домашнее задание» заполняет содержание задания, номер страницы учебника или тетради, номера задач и/или упражнений подлежащих выполнению, необходимости указывается характер его выполнения (читать по ролям, выучить наизусть, и т. д.)
- Родители. Необходимо своевременно просматривать электронный дневник учащегося, что позволит:
- узнать об оценках в день их выставления
- информацию о прогулах, замечаниях своих детей
- домашнее задание
Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию
- Учащиеся. Необходимо своевременно просматривать электронный дневник, что позволит:
- всегда видеть актуальное расписание занятий
- иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем
- следить за своей средней оценкой
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы и методики исследования:
- теоретические: анализ и обобщение,
- эмпирические–констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, анализ документации, беседа.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы в области:
- работы в области организации взаимодействия участников образовательного процесса средствами ИКТ (О.В,Акулова, В.Л.Аношкина, Ю.К.Бабанский, А.Е.Бахмутский, В.С.Безрукова, Г.Б.Голуб, В.Н.Жданов, С.А.Писарева, И.П.Подласый и др.);
- научные разработки внедрения в практику взаимодействия школы с родителями электронных журналов и электронных дневников как форм предоставления информации о достижениях обучающихся (А.Г.Асмолов, Н.В.Буханцева, И.Г.Захарова,» С.А.Иващенко, К.К.Колин, Е.И.Машбиц, А.В.Осин, И.В.Роберт, В.А.Смирнова, Т.Н.Шалкина и др.).
- теории и практики информационного образования (КозловО.А., Т.А., Лапчик, Мартиросян Л.П., РобертИ.В., ТихоновА.Н.);
- формирования ИКТ компетентности педагога (А.С.Белкин, Н.И.Гендина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спиринидр).
- теории методологии управления–это вопросы системного и программно-целевого подходов (Т.М.Давыденко, А.Е.Капто, В.С.Лазарев, А.М.Моисеев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, О.Г.Хомерики и др.).
- теории инновационного развития образования (Б.С.Гершунский,
- Е.И.Казакова, В.С.Лазарев, Н.Д.Никандров, В.И.Слободчиков, Н.Н.Суртаева, А.П.Тряпицына, О.Г.Хомерики, Н.Р.Юсуфбекова и др.)
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- Разработаны методические рекомендации по использованию электронных дневников и журналов успеваемости, учащихся в учреждениях среднего образования для участников образовательного процесса.
- Полученные в результате исследования данные, могут быть использованы для эффективной организации педагогического процесса в рамках использования электронных дневников и журналов успеваемости.
Научная новизна заключается в
- определены функции электронного журнала, выявлены его возможности в деятельности учителя школы;
- определены методики работы с электронным дневником и журналом успеваемости;
- разработаны методические рекомендации для учителей, детей, их родителей для работы с электронным дневником и журналом.
Опытно – экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 (МОУ СОШ № 9) г. Шуя Ивановской области. В экспериментальной работе приняли участие учащиеся 7 а и 7 б классов в количестве 50 учащихся и 20 учителей.
Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в три этапа с 2016 – 2018 г.г.:
- Поисково-подготовительный этап (2016 г.): теоретическое изучение психолого – педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темой исследования;
- Основной этап: (2016 – 2017 г.г.) проведение констатирующего эксперимента и обработка результатов.
- Контрольно – обобщающий (2017 – 2018 г.г): проведение формирующего эксперимента и обработка результатов. Разработаны методические рекомендации по использованию электронных дневников и журналов успеваемости, учащихся в учреждениях среднего образования для участников образовательного процесса.
Апробация результатов исследования: Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры информационных система и технологий Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (2016-2019 гг.), докладывались на Международных студенческих электронных научных конференциях «Студенческий научный форум» (2017 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
- Учебная мотивация является важным условием, и процент выполненных домашних заданий являются взаимосвязанными.
- Администрация ОУ
- наличие локальной и нормативной базы
- работоспособность ИКТ – инфраструктуры ОУ (в частности проводная и/или беспроводная локально вычислительная сеть)
- наличие устройств доступа к электронному журналу (компьютер)
- открытый доступ к электронному журналу (например, кабинет информатики)
- вносят в ЭЖ данные о проведенном уроке по факту в день его проведения, не позднее 1 часа после окончания всех занятий в этот день
- в соответствии с календарно-тематическим планированием заполняет темы уроков,
- указывает виды работ (домашняя работа, контрольная работа, самостоятельная или тестовая работа), за которые ученик получает оценку (отметку),
- вносит данные об опоздании или отсутствии учащихся
- в графе «домашнее задание» заполняет содержание задания, номер страницы учебника или тетради, номера задач и/или упражнений подлежащих выполнению, необходимости указывается характер его выполнения (читать по ролям, выучить наизусть, и т. д.)
- узнать об оценках в день их выставления
- информацию о прогулах, замечаниях своих детей
- домашнее задание
- всегда видеть актуальное расписание занятий
- иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем
- следить за своей средней оценкой
Структура диссертационной работы:
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты
исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографии и приложений.
Глава 1 Особенности использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования
- администрация образовательного учреждения;
- учителя предметники и классные руководители;
- учащиеся и родители (законные представители учащегося);
- проверяющие службы (представители органов управления образования);
- администраторы системы управления образованием.
Существуют обязанности администрации к части выполнения ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника обучающихся.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе один раз месяц выполняет контроль за своевременным и верным заполнением электронным журналом учителями школы по направлениям:
- Контроль своевременности отражения в журнале учета занятий;
- Контроль выставления индивидуальных отметок;
- Контроль выполнения графика отметок за проверочные работы;
- Контроль за отметками о посещаемости занятий;
- Контроль по выполнению учебного плана;
- Контроль своевременности выполнения работы с отстающими обучающимися;
- Контроль заполнения домашнего задания;
- Контроль домашнего задания на соответствие требованиям по учебного содержанию и объему
- Осуществляет статистическую оценку прошедших занятий на соответствие утверждённому учебному плану, по видам занятий, и результатам;
- Осуществляет сбор печатных ведомостей по итогам триместра, полугодия и учебного года, их передачу на хранение в школьный архив;
- Доводит до сведения родителей (законных представителей) обучающихся о том, что при работе с электронным журналом и дневником будут использоваться персональные данные учащихся и их, личные получают только с согласия родителей (законных представителей) учащихся для использования в установленной форме.
- Осуществляет в управленческой системе обязанности составителя и разработчика расписания, редактирует учебное расписание при необходимости на текущий момент в соответствии с наличием отсутствующих (болеющих) педагогов и назначением учителей, осуществляющих замену;
- Осуществляет учет замененных и/или пропущенных уроков в соответствии с действующими нормативными регламентирующими документами;
Администратор по электронным формам журнала и дневника назначается приказом директора образовательного учреждения. В его обязанности входит:
- Настройка системы структуры учебного года;
- Настройка расписания автоматизированного информирования родителей учащихся (законных представителей) по имеющимся контактным данным, о результатах учебной деятельности, не реже одного раза в неделю;
- Настройка системы оценивания для учителей предметников;
- Создание и редактура учетных записей пользователей ЭЖ и ЭД из записей администрации, учителей, классных руководителей обучающихся;
- Настройка электронного доступа в соответствии с полномочиями пользователей и рабочей нагрузкой учителей;
- В начале учебного года осуществляет корректировку списков классов;
- На протяжении учебного года по мере необходимости осуществляет корректировку списков классов в связи с прибытием или выбытием учащегося;
По большей части заполнение и ведение электронного журнала и дневника в ходит в обязанности учителей предметников и классных руководителей с целью ведения статистики успеваемости учащихся в электронной форме. Электронная форма упрощает выполнение анализа и ведение мониторинга успеваемости и посещаемости как учебных предметов так и всей статистики учета успеваемости учащихся.
Учителя предметники вносят в ЭЖ данные о проведенном уроке по факту в день его проведения, не позднее 1 часа после окончания всех занятий в этот день. Выполнять запись проведенных уроков заранее запрещается. Учителя, в соответствии с расписанием уроков, вносят в ЭЖ такую информацию:
- Название темы урока;
- Оценки учащихся;
- Отметки об опоздании или отсутствии учащихся;
- Тема и объем домашнего задания.
Оценки за письменную проверочную работу выставляют в графе электронного журнала, соответствующей дню ее прохождения. Если в день проведения проверочной работы кто-либо из учащихся отсутствовал, то в электронном журнале это отмечается буквой (н), что обозначает пропуск проверочной работы. Оценки в электронном журнале, электронном и бумажном дневниках, тетрадях для текущих и проверочных работ учащихся должны совпадать.
В конце отчетных периодов (триместр, год) учителя осуществляют статистику учебного процесса по каждому учащемуся. Итоговые оценки для ученика выставляются в электронный журнал и дневник не позднее, чем в последний день установленного отчётного периода. В случае пропусков занятий по уважительной причине (болезни) учащегося может быть осуществлена отсрочка выставления итоговой оценки. Для аттестации учащихся по учебным предметам, достаточно трех оценок (необходимый минимум).
Учитель, который заменяет отсутствующего учителя, получает доступ к ЭД и ЭЖ страницы отсутствующего учителя и ответственен за заполнение журнала и дневника в установленном порядке.
В электронных дневниках и журналах 1 классов оценки не выставляются, но вся основная информация заносится, как и в других классах.
В обязанности классного руководителя по части ведения дневника и журнала успеваемости учащихся своего класса в электронной форме входят такие обязанности:
- Заполняет в системе и при необходимости вносит корректировки данные детей из своего класса: дата рождения, мобильный телефон учащегося и родителей, e-mail который проверяется ежедневно, адрес фактического проживания.
- Создает пользователя системы «АВЕРС» минимум для одного из родителей (законных представителей) ребенка и предоставляет им данные для входа в систему.
Контроль над ведением электронного дневника и журнала осуществляет директор учреждения и его заместитель по учебно-воспитательной на уровне образовательного учреждения.
Заполнение документов электронного вида на 10 сентября включает:
- создание списков классов, трудовых групп;
- настройка в системе структуры учебного года;
- настройка расписания автоматизированного информирования родителей (законных представителей) обучающихся;
- настройка системы оценивания;
- создание учётных записей для всех пользователей электронных форм отчетности;
- настройка права доступа по ролям пользователей и актуальной учебной нагрузкой образовательного персонала;
- заполнения в системе расписания уроков;
- внесение личной и контактной информации обо всех обучающихся;
Так же необходимо отметить, что ежемесячно электронный журнал должен проверяться заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Электронный дневник проверяется еженедельно классным руководителем у каждого учащегося.
В конце каждого отчетного периода ответственными лицами тщательно выполняется проверка фактического усвоения программы (соответствие заполненного материала и учебного плана, тематического планирования). Осуществляется проверка на объективность выставленных текущих и итоговых отметок. Осуществляется проверочный мониторинг на отметки о проверочных работ. Проверяется правильность записей замены уроков. Осуществляется проверка уроков проведенных с использованием нетрадиционных форм.
Рассмотрим комплект документов необходимый для внедрения и использования электронных форм отчетности (электронных дневников и журналов):
Комплект дополнений в должностные инструкции по разделу функциональные обязанности персонала образовательных учреждений, по использованием электронных дневников и журналов;
Регламент использования электронных дневников и журналов;
Для этого создается перечень локальных нормативных актов, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения, перечень локальных актов, которые регламентируют права участников образовательного процесса. Перечень локальных актов, которые регламентируют деятельность профессиональных объединений.
Для того чтобы, выполнить подготовку проектов документов и плана работы нужно провести анализ готовности образовательного учреждения к внедрению электронного журнала и дневников. Для этого выполняется диагностика уровня ИКТ — компетентности персонала, на ее соответствие требованиям, которые необходимы для работы с электронным журналом и дневником. Выполняют диагностику психологической готовности персонала к инновационной деятельности, в случае необходимости направляют на повышение квалификации. Осуществляют сопровождение технического оснащения образовательного учреждения и рассматривают возможность дополнительного оснащения. Выполняют соответствующее расположение компьютеров в образовательном учреждении и организуют доступ к ним.
Проектирование нормативного и регламентационного обеспечения происходит под контролем директора образовательного учреждения приказа о порядке подготовки к использованию ЭЖ и ЭД.
Согласование и принятие нормативной базы начинается с рассмотрения и согласования подготовленных документов органами управления образовательного учреждения. Затем выполняется подготовка и заключение договоров которые регулируют отношения по использованию ЭЖ и ЭД. После этого начинается издание на основании согласованной документации директором образовательного учреждения приказа, в котором:
Распределяются функции служб школы, включенных в Регламенты деятельности, по работникам, группам работников школы, подразделениям и внешним структурам;
Утверждается план обучения (повышения квалификации) сотрудников школы и их аттестации в области использования ЭЖ;
Утверждается планирование работы по внедрению модели функционирования ОУ с использованием ЭЖ и ЭД;
Утверждается Регламент деятельности участников образовательного процесса с использованием ЭЖ, в регламенте определяется ответственность лиц за сохранность данных;
Утверждаются регламенты деятельности отдельных участников образовательного процесса, связанные с использованием ЭЖ, в том числе – положения о подразделениях, измененные (расширенные) должностные инструкции;
Формируются группы (определяются сотрудники или подразделения), выполняющие те или иные задачи по внедрению и использованию ЭЖ;
Приказ директора образовательного учреждения об утверждении и реализации принятых локальных актов оглашается всем заинтересованным сторонам. В случае если уставом школы не предусмотрена форма публикации локальных актов, форма опубликования определяется органом управления, который принял акт.
Вся информация о локальных нормативных правовых актах образовательного учреждения должна быть доступной, открытой для всех участников образовательного процесса учреждения.
Известно два критерия применимости ЭЖ и ЭД:
1 критерий — обязательный минимум организационных и технических условий внедрения ЭЖ и ЭД.
Таким образом рассмотрели административный аспект по использованию электронных дневников и журналов успеваемости учащихся. Суть которого раскрывается в описании полномочий и ответственности сторон за ведение и сопровождения электронного журнала и дневника. Так же в данном параграфе рассмотрены административные документы и программы, которые необходимы для внедрения, установки и пользования ЭД и ЭЖ. Описаны пути реализации использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся.
Кроме этого, встроенный в программу конструктор позволяет самостоятельно создавать шаблоны отчетных форм для подготовки необходимых отчетов на основе баз данных подведомственных учреждений.
В таблицах 1-4 подробно описаны программные продукты ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по следующим критериям:
- Функциональные возможности электронного журнала
- Функциональные возможности электронного дневника учащегося
- Способ информирования родителя (законного представителя) о результатах успеваемости
- Дополнительные возможности
Оценка критериев проводилась по трех балльной шкале:
0 – возможность отсутствует, 1 – ограниченная возможность, 2 – полноценная возможность использования.
Таблица 1. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Функциональные возможности электронного журнала»
Таблица 2. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Функциональные возможности электронного дневника учащегося»
Таблица 3. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Способ информирования родителя (законного представителя) о результатах успеваемости»
Таблица 4. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Дополнительные возможности»
Представим результаты анализа для наглядности в виде диаграмм.
На Рис.1 видно по данной группе критериев лидирует программный продукт ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося Дневник.ру и Образование 2.0.
Рис.1. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Функциональные возможности электронного журнала»
На Рис.2. видно по данной группе критериев лидируют программные продукты ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося NetSchool, Аверс: Электронный классный журнал, ЭлЖур,1С:Хронограф Проф 3.0
Рис.2.Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Функциональные возможности электронного дневника учащегося»
На Рис.3. видно по данной группе критериев лидируют программные продукты ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося Сетевой город. Образование, РУЖЕЛЬ, Дневник.ру.
Рис.3. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Способ информирования родителя (законного представителя) о результатах успеваемости»
На Рис.4. видно по данной группе критериев лидируют программные продукты ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося Сетевой город. Образование, 1С:Хронограф Проф 3.0
Рис.4. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Дополнительные возможности»
Таблица 5. Обобщенный результат по всем критериям
Рис.5. Обобщенный результат по всем критериям
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- Каждая система имеет индивидуальный набор функций.
- Личные кабинеты для учителя, ученика и родителей предоставляет каждая система.
- Использовать систему как социальную сеть, можно только системы Дневник.ру.
- Бесплатное внедрение системы в школу предоставляет Дневник.ру.
- Данные системы идеально подходят для ведения разного рода отчетности, составления расписания, выставления оценок, контроля посещаемости, записи тем урока, домашних заданий и комментариев.
- Производить смс-рассылку можно за дополнительную плату в системах NetSchool и ЭлЖур.
- Если для школы нужна система, которая могла бы следить не только за успеваемостью, тогда лучше воспользоваться АИС «Сетевой Город. Образование». Данная система хоть и платная, но при этом имеет большое количество модулей, которые помогут автоматизировать и другие аспекты деятельности школы.
- Системы NetSchool и 1С: ХроноГраф Журнал предполагают хранение программный модулей и самой Базы Данных на собственном сервере школы, то есть предполагают установку программного обеспечения без выхода в Интернет. Для работы в остальных системах необходим выход в Интернет, так как все данные хранятся на сервере компании.
Выводы по главе 1
Таким образом в первом параграфе рассмотрели административный аспект по использованию электронных дневников и журналов успеваемости учащихся. Суть которого раскрывается в описании полномочий и ответственности сторон за ведение и сопровождения электронного журнала и дневника. Так же в данном параграфе рассмотрены административные документы и программы, которые необходимы для внедрения, установки и пользования ЭД и ЭЖ. Описаны пути реализации использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся. Рассмотрен сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося.
Проблемы использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования в эпоху модернизации информационного пространства образовательной среды связаны с потребностью внедрения единого информационного ресурса в сфере образовательных технологий.
Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева приняла решение о допустимости использования в российских школах электронных журналов и дневников. Электронный журнал обеспечивает возможность видеть полную картину успеваемости, а также другие отличные сведения, которые вносятся в электронный журнал и дневник, такие как замечания, прогулы. Эта информация доступна только тем, пользователям имеют к ней доступ: образовательный персонал, администрация школы, родители (в электронном дневнике ученика). Поэтому электронный дневник, по мнению родителей (законных представителей), школа становится для них намного понятнее и ближе.