Театрал. Новые театральные известия

Журнал «Театрал»

Театрал. Новые театральные известия

Максим Аверин о роли Арбенина в пластическом спектакле «Маскарад. Драма без слов», реж Сергей Землянский #театрал #премьера #аверин #москва

Театрал. Новые театральные известия

Спектакль для тех, кто думает, что театр — это не современно. Название в конце) #театрал #спектакль #театрпушкина #москва

Вера Алентова о себе и том, что про неё говорят коллеги. На презентации своей автобиографии «Все не случайно» #театрал #вераалентова

Поздравляем!❤️ Ещё больше поздравлений и воспоминаний коллег на нашем сайте (ссылка в профиле) #театрал #вераалентова #викторияисакова #юбилей

После спектакля «Ложные признания» #театрал #звездатеатрала #вераалентова

Спектакль-бенефис Валентины Талызиной! «Волки и овцы» в Театре Моссовета #театрал #премьера #талызина #моссовета

Спектакль к 80-летию Веры Алентовой 😍 #театрал #премьера #алентова

Яркая, шокирующая и неоднозначная история о юных оппозиционерах 19 века, протестующих против “кровавого режима” #театрал #премьера

Поклоны после спектакля «Улыбнись нам, Господи». Режиссёр – Римас Туминас #театрал #театрвахтангова

#театрал #бутусов #сатирикон #премьера #р

#театрал #валентинаталызина #премьера

“Звезда Театрала”-2021: что происходило на сцене и за кулисами #театрал #звездатеатрала #премия

Ренате Литвиновой сегодня исполняется 55 🎉 Поздравляем! #театрал #ренаталитвинова #деньрождения

13 декабря в Театре “Современник” #театрал #современник #крутой #гафт

Театрал. Новые театральные известия

Мы тоже решили подвести итоги года! 🙈 #театрал #итогигода

Пресс-подход Алексея Франдетти, режиссёра премии «Звезда Театрала» – 2021 #театрал #звездатеатрала #алексейфрандетти

Videos liked by teatral.online are currently hidden

Get the full app experience

В сентябре-октябре в Кузбассе прошёл Международный театральный фестиваль «Сверкающие грани театра», и нам – новокузнечанам – посчастливилось ощутить эту любовь именно так, как завещал великий классик – «всеми силами души». Ведь на сцене нашего драматического театра блистал овеянный славой академический театр имени Евгения Вахтангова с постановкой эпохального романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Как же невероятно это было! Но лучше Татьяны Викторовны Шипиловой не напишешь, поэтому читайте – Сверкать так сверкать (Новокузнецк. 2022. 27 октября).

Недавно в одном из веб-представительств театра Вахтангова прошел опрос, главная цель которого – выяснить предпочтения поклонников театрального искусства относительно тематического поиска информации и пользовательских предпочтений информационных ресурсов о театре.

Наша библиотека, к сожалению, на сегодняшний день не подписана ни на одно печатное периодическое издание о театре. Однако, может предложить на эту тему аннотированный список наиболее интересных журналов и газет, представленных в электронном формате со свободным доступом.

Материал субъективно сгруппирован по авторитетности изданий.

Ведущее периодическое издание в области театрального искусства, театроведения, эстетики, истории, социологии и экономики театра. Продолжает традиции альманаха, который выходил в Институте искусствознания с 1965 по 1993 годы, а затем в 2000-х годах.

Классическое периодическое издание о театре. Издается с 1930 года. В 1990-2000 годы выходил с перерывами. С 2010 года выходит обновленная версия журнала.

Петербургский театральный журнал: 16+. – Санкт-Петербург, 2010 – . – URL: https://ptj.spb.ru/ (дата обращения: 02.11.2022). – Загл. с экрана.

Толстый профессиональный журнал, объединяющий театральную Россию и Европу. Входит в пятерку лучших театральных изданий Европы. Выходит с 1992 года.

Основан в 1957 году. Старейшее авторитетное периодическое издание о музыке и музыкантах, освещающее текущие события музыкальной жизни в России и в мире. В фокусе внимания журнала – актуальные вопросы исполнительства и музыкальной педагогики, истории музыки и разных жанров музыкально-сценического искусства, фестивали и исполнительские конкурсы.

С 1930-х годов издавалась газета для сотрудников театра. В 2011 году изменила содержание, стала выходить для широкого круга читателей. В 2015 году трансформировалась в многополосный журнал. Информирует не только о событиях Большого театра, но и о театральной жизни России и всего мира.

Основан в 1981 году. Рассказывает об искусстве танца, о хореографах, композиторах, артистах и художниках, о балетных спектаклях. Посвящен народной и современной хореографии, балетным школам и фестивалям.

Основан в 2003 году. Издание о театральной и культурной жизни Москвы, Санкт-Петербурга, России и зарубежья. Ориентирован на широкую аудиторию в мире искусства и культуры. Представляет события в сфере театра, кино, музыки, литературы, выставок, моды и стиля.

Учрежден в 1997 году. Ежегодно выходят 10 номеров. Содержит полную и подробную информацию о российском театральном процессе.

Независимая медиа-платформа о балете и танце в России.

Основан в 1991 году при поддержке Союза Театральных Деятелей РФ. Единственный театральный журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии. Уделяет пристальное внимание театральному костюму; новым сценическим технологиям и материалам; искусству света; техническим достижениям в области светового и звукового оборудования; архитектуре театральных зданий, реконструкции и реставрации, новым проектам. Выходит 6 раз в год.

Газета «Экран и сцена» основана в 1990 году. Издание осуществляется при государственной финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Список периодических изданий о театре от Российской государственной библиотеки по искусству.

Список ВАКовских журналов рубрики «Театр. Театроведение» на elibrary.ru.

Дата актуализации информации: 2 ноября 2022 г.

Этот номер «Театрального журнала» — первый из тех пяти, которые выйдут в течение 2023 года. Над номером работали студенты и выпускники ГИТИСа совместно с известными театральными критиками и преподавателями ГИТИСа. В итоге получился сборник материалов, среди которых нашлось место круглому столу о проблемах современной театральной критики, рецензиям на спекаткли, историческим материалам, обзору новой книги и современной драмы. Большая часть первого номера посвящена сценическим интерпретациям пьес Александра Островского, 200-летие которого Россия отмечает в этом году.

Влюбленные широкого профиля

Аннигиляция героя на подмостках Петербурга XXI века. Торжество безликости

Письма в театр, которому верили

Никогда — никого — ни о чём

Ольга Михайлова, Елена Исаева

Балагурство (не) порок

Мужское — женское — мужское

Роман Бардаков, Екатерина Данилова

«У Островского зло побеждает, но это не трагично»

Интервью с Константином Богомоловым

Чёрным по чёрному без лака

Роман Бардаков, Екатерина Данилова, Яна Егорова

Команда ООО «Ренессанс Арт Групп»

1/2023
Основан в марте 2023 года
Выходит один раз в два месяца

Адрес редакции и издателя

Россия, 125009, Москва, Малый Кисловский пер., 6, Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Издательство ГИТИС

В соответствии с предоставленными материалами в

ООО «ИПК Парето-Принт»

, 170546, Тверская область, Промышленная зона

, комплекс № 3А

«Бедность не порок». Малый театр. Москва. Фото Николая Антипова

Вид на ГИТИС. Москва.

годы (фото из коллекции

Г. А. ЗаславскогоА. Н. Островскому

. Москва (фото Екатерины Даниловой)

Журнал начинается с дискуссии о театральной критике, в которой приняли участие выдающиеся представители старшего поколения театроведов и среди них Римма Павловна Кречетова, которая была важной фигурой в советском театроведении и театральной критике 70-х гг. и одним из главных толкователей становления Театра на Таганке. А заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров справедливо замечает, что новый театральный журнал нужен прежде всего нам самим, театроведам и критикам, чтобы понять своё место и вернуть уважение и смысл в эту профессию. У писателя Юрия Домбровского есть роман «Факультет ненужных вещей» и мне очень не хочется, чтобы театроведческий факультет и его студенты думали, что учатся на факультете, после которого им придётся заниматься пиаром строительных материалов и гостиничных услуг. Хочется, чтобы в ГИТИСе учили профессии, которая будет уважаема и востребована. В редакцию журнала мы привлекаем студентов театроведческого факультета заочной формы обучения, у которых уже есть одно высшее образование.

российский театральный критик. Ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа с 2016 года. Кандидат филологических наук. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Приветствие

Добро пожаловать в ЖЖ журнала “Театрал”. Мы пишем о жизни театров России, о премьерах и гастролях, о театральных фестивалях и премиях, об актёрах и актрисах, о тех и для тех, кто делает свои первые шаги на этом нелегком поприще (для вас, дорогие студенты театральных училищ и вузов), о том, какой сейчас театр нужен обществу, об идеях.В нашем ЖЖ Вы найдете анонсы самых ожидаемых событий в театральном мире, рецензии и статьи, которые по тем или иным причинам не попали на сайт, полные фото-репортажи.

Лаборатория Театра Наций провела тренинг для театра “Встречи” в Гатчине

В этом году пройдет юбилейный X Фестиваль театров малых городов, который активно поддерживает Театр Наций во главе с Евгением Мироновым. Уже несколько лет для московского театра это одно из приоритетных направлений деятельности, которое во многом способствует такой задаче, как поддержка коллективов из глубинки. «Театр Наций не ограничился фестивальной деятельностью», – говорит помощник художественного руководителя Елена Носова. – Уже второй год осуществляется новый проект – семинар-лаборатория по поддержке театров малых городов России. Этот синтез молодой режиссуры и современной драматургии зарекомендовал себя как эффективный экспресс метод». Такие эксперименты уже проводились в Великих Луках, Рыбинске, Балакове, Новошахтинске, Прокопьевске, Туапсе, Елеце, Советске. Проект дает возможность повысить свою квалификацию, расширить кругозор, и, кроме того, способствует формированию репертуара.

На этот раз экспресс-лаборатория Театра Наций приехала в гатчинский театр «Встречи». Вся работа семинара проходила в дворцово-парковом ансамбле музея «Гатчинский дворец». Администрация музея любезно предоставила неотреставрированные залы для репетиций и показов спектаклей. Программа началась с мастер-классов по сценической речи (педагог Наталья Седова) и сценическому движению (Владимир Малюгин). Параллельно с этим режиссеры разбирали с актерами пьесы. Этот профессиональный тренинг можно назвать экстремальным, ибо через три-четыре дня нужно уже было показать готовый эскиз. Честолюбие, присущее режиссерам, заставило выдать на публику не наброски, а почти готовые спектакли.

Тридцать пьес на выбор предоставил театру Олег Лоевский – арт-директор семинара-лаборатории. Из них пять произведений отобрал художественный руководитель театра «Встречи» Андрей Корионов. По его словам, лаборатория Театра Наций необходима театру как воздух, так как почти двадцать лет актеры играли, в основном, детские спектакли, и устали быть «зайчиками», да и городу давно пора было познакомиться с современным искусством, и потому выбор пьес главным режиссером оказался достаточно жестким.

Театрал. Новые театральные известия

Первым на суд зрителей был представлен эскиз спектакля «Русская народная почта» – грустная сказка, рассказанная драматургом Олегом Богаевым и воплощенная режиссером Виктором Стрельченко, выпускником мастерской Олега Кудряшова. Герой пьесы – Иван Жуков (актер Павел Явдосюк), схоронив два года назад жену, пишет письма друзьям юности, сам себе отвечает на них и снова пишет себе от разных людей, в том числе и от президента, а по ночам к нему приходят королева Англии с Лениным и спорят, кому достанется жилплощадь. Действие спектакля разворачивается в полуразрушенном кабинете императора Александра Ш. не исключено, что спектакль останется в репертуаре театра.

Театрал. Новые театральные известия

Режиссер Александр Созонов, ученик Кирилла Серебренникова, имеющий за плечами опыт по созданию собственных театров (Молодежный театр «ГОСТ», Пражский Театр «Студия-Кси»), с гатчинским театром сделал эскиз спектакля по пьесе Павла Пряжко «Жизнь удалась». Созонову удалось тактично рассказать написанную языком пролетарских окраин историю о новом поколении, остро нуждающемся в любви и счастье, в самореализации, но не умеющему выразить и объяснить это ни себе, ни другим. Именно на спектакль «Жизнь удалась» пришлось самое точное попадание в выборе места действия: руины Фойе дворцового театра, строительный хлам, обломки кирпичей как нельзя лучше подходили к словесному хламу, которым разговаривали герои, и хламу, которым набиты их души. «У Пряжко не было задачи шокировать публику. Эта пьеса – его жизненные наблюдения. А театр – увеличительное стекло, которое показывает нам, в каком мире мы живем», – рассказал Олег Лоевский. Кстати, на спектакле присутствовало много представителей старшего поколения, а мама актрисы Дарьи Королевой, сыгравшей Лену, заявила, что, только, благодаря спектаклю поняла, как сложно сегодня молодым не жить, а выживать в современном мире.

Театрал. Новые театральные известия

Режиссер Вячеслав Тыщук выбрал пьесу драматурга Олега Богаева «Тридцать три счастья». Выпускник РАТИ-ГИТИСа (мастерская Марка Захарова) в настоящее время учится в аспирантуре у Сергея Женовача. За плечами у молодого режиссера несколько постановок, в том числе, в питерском ТЮЗе, Ставропольском театре драмы, новосибирском театре «Глобус». Пьесу Богаева Тыщук сократил смело, лишив ее при этом авторского замысла. У драматурга все перевертыши происходят по волшебству («золотая рыбка»), а режиссер решил, что зрители должны дойти до сути сами, силой своего (и режиссерского) воображения. Некоторые фрагменты спектакля получились особенно удачно, причем не без труда актеров Елены Приказчиковой и Бориса Соколова, которые с наслаждением они проживали свои роли. Публика выразила желание оставить спектакль в репертуаре театра.

Театрал. Новые театральные известия

Режиссер Вилюс Малинаускас в свои двадцать семь лет уже возглавивший «Тильзит-театр», поставил с актерами «Встречи» эскиз спектакля по пьесе «Все мечтают» молодого драматурга Татьяны Голюновой. Эту пьесу предложил художественный руководитель театра Андрей Корионов. Вполне опытному, режиссеру, выпускнику Литовской академии музыки и театра, ученику Римаса Туминаса было непросто выжать из этой пьесы что-либо, кроме коротких поверхностных сюжетов. Вилюс показал свой эскиз спектакля «Триптих» в Арсенальном зале Дворца, попытавшись задействовать все пространство зала. Для этого он не дал публике возможности сидеть, а предложил перемещаться по залу, чтоб таким образом оправдать переходы между несвязанными частями пьесы. Для зрителей это была неожиданность, для актеров – новый опыт. Актеры во время работы над спектаклем буквально влюбились в интеллигентного Малинаускаса. Двоих из них, не связанных условиями контракта, молодой режиссер пригласил к себе в Тильзит-театр. Олег Лоевский, разбирая спектакль, отнес пьесу Голюновой к скетчевой драматургии, посоветовав молодому драматургу, присутствовавшей на показе, учиться коротким сюжетам у Равенхилла.

«Художник – это герой старых диснеевских мультиков»

Художник Мария Трегубова работает в одном из самых популярных театров Москвы – лаборатории Дмитрия Крымова при «Школе драматического искусства». Здесь зрителям через эстетское дуракаваляние и увлекательный метафорический ряд прививают вкус к хорошему театру.

Мы встретились во время подготовки новой постановки «Горки-10» Дмитрия Крымова, которая недавно вышла в «Школе драматического искусства» на Сретенке. Параллельно у Маши идет работа над «Процессом» в постановке Андрея Могучего в театре «Шаушпильхаус» в Дюссельдорфе. Разговор пошел о том, как важна мода на хороший театр и что для этого делает крымовская лаборатория.

– Маша, вы верите в то, что театр способен влиять на эстетический вкус зрителя?

Театрал. Новые театральные известия

“Театр – это моя правда”

Венсан Перес – частый гость на российской сцене. В 1996 году он снялся у Павла Лунгина в «Линии жизни», в 2007-м – у Шмелева в шпионской драме «Код апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк. В конце 2011 года Перес предстал перед российской публикой в совершенно неожиданном качестве, открыв в галерее RUARTS свою персональную фотовыставку «От Владивостока до Парижа», где рядом со снимками, изображающими, к примеру, Жерара Депардье и Люка Бессонна, висели фотографии Олега Табакова и Юрия Соломина. Для Переса фотография – особая глава жизни. Он опирался на искусство фотографа в начале своей карьеры и остался верен ему по сей день.

Драматический театр. Самые ожидаемые события 2012 года

Уже в первый месяц нового года в московских театрах прогремело сразу несколько заметных премьер – чего только стоят спектакли Карбаускиса и Богомолова. «Театрал» составил свой топ-лист событий, на которые стоит обратить внимание завсегдатаям столичных театров. А оправдают ли они ожидания зрителей, или же «выстрелит» какое-то незамеченное «ружье», покажет сезон. Ясно одно – год обещает быть насыщенным премьерами мэтров сцены и экспериментами молодых режиссеров.

«Бесы» Театр имени Вахтангова (27, 28 марта)

После ухода из Театра на Таганке легендарному режиссеру Юрию Любимову поступило одновременно несколько предложений от московских театров. В итоге, в этом году у Любимова запланировано сразу несколько премьер на ведущих площадках. В Театре имени Вахтангова полным ходом идут репетиции спектакля «Бесы» по одноименному роману Достоевского. Подробностей постановки Юрий Любимов не раскрывает, но не отрицает того, что не отменил своего решения посвятить постановку труппе Театра на Таганке. Пока известно только музыкальное решение «Бесов» – режиссер задействовал «Петрушку» Стравинского, а также музыкальные сочинения композитора Владимира Мартынова, написавшего музыку ко многим спектаклям мастера.

«Анархия» Театр Современник (30 января, 6 и 8 февраля)

«Театр должен быть не современен, а созвучен времени»

Актер Московского ТЮЗа Алексей Девотченко известен не только ролями в популярных театральных постановках, но и своим «гражданским темпераментом». А во вторник одной из самых обсуждаемых стала новость о том, что в столичном метро произошла драка между уроженцами Кавказа и актером, о которой он сообщил на своей странице в социальной сети. В интервью корреспонденту «Новых Известий» Алексей ДЕВОТЧЕНКО рассказал о своих политических взглядах и о новой работе с режиссером Камой Гинкасом.

– Но не все артисты должны ходить на митинги. Боже упаси! И я не люблю формулировку «гражданская позиция», здесь скорее уместнее гражданский темперамент. Потому что у кого-то есть гражданский темперамент, у кого-то нет. У меня так случилось, что он скорее есть.

– В кино политическая тема достаточно активно эксплуатируется. Может ли мода на всевозможные антиутопии перекочевать на театральные подмостки и будет ли она востребована?

Театр. Спасибо, что он-лайн

С каждым годом театры все активнее используют преимущества Интернет-пространства для популяризации своих проектов. Сайты, страницы в социальных сетях становятся теми «магнитами», которые информируют о спектаклях сетевую аудиторию. Кроме того, стремительно развивающиеся Интернет-приложения позволяют приобщиться к прекрасному не выходя из дома – в распоряжении театралов он-лайн версии цифровых телеканалов, видео-хостинги, хранящие огромное количество спектаклей со всего мира. С каждым годом становятся все более востребованы трансляции постановок в Интернет. Следовать единству времени и места теперь совершенно необязательно – их зритель выберет сам. Но не нужно забывать о том, что спектакль – материя тонкая, в своем роде уникальная, обладающая кучей специфических нюансов, которых нет, скажем, в кино. Насколько совместимы между собой высокие технологии и театр, пытался разобраться корреспондент «Театрала».

Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы решил помочь сценическому искусству найти свое место в Интернете. В январе этого года стартовал проект «Золотая коллекция телевизионных версий спектаклей московских театров», целью которого является продвижение постановок в глобальной сети. В свободном доступе на YouTube будут размещаться полные видео версии спектаклей лучших столичных театров. Проект вызвал неподдельный интерес юзеров – за полмесяца количество подписчиков канала побило отметку 1700, причем в он-лайне сейчас размещены только три спектакля.

Конец «холодной войны»

Долгие годы бродвейские «акулы» находились в конфронтации с людьми из Голливуда, но, похоже, теперь приоритеты пересмотрены – два магната в своем жанре, некогда питавшие друг к другу неприязнь, нашли, кажется, способ, как сосуществовать на взаимовыгодных условиях. Премьеры киноверсий мюзиклов, как оказалось, подпитывают интерес публики к сценическому оригиналу. Ярким примером стал фильм «Боевой конь», снятый Стивеном Спилбергом по одноименному мюзиклу. Картина на днях появилась в российском прокате. Как Бродвею удалось прийти к мирному соглашению с Голливудом, выяснял корреспондент «Театрала».

«Звезда Театрала»-2011

В Центральном доме актера журнал «Театрал» и газета «Новые Известия» подвели итоги минувшего сезона, наградив тех артистов и режиссеров, чьи работы, по мнению зрителей, стали наиболее заметными. В течение трех месяцев на сайте изданий можно было проголосовать за полюбившиеся премьерные спектакли и их создателей. В итоге волеизъявлением пяти тысяч проголосовавших определились лауреаты «Звезды Театрала»-2011.

В годы общего кризиса института экспертов все большее значение приобретают премии, где экспертами и судьями выступают не профессиональные критики, а зрители – иными словами, те, ради кого артисты выходят на сцену. И если эксперты часто воспринимаются как некие рекламные головы, рекомендующие тот, а не иной продукт, то в случае со зрительским выбором картина другая. Здесь путем голосования каждый желающий может выразить свой вкус и привязанность к спектаклю, к творчеству того или иного деятеля сцены. Премия «Звезда Театрала» – единственная в Москве, где сама публика предлагает номинантов, затем из поступивших заявок формируется шорт-лист и выставляется для голосования на сайте.

Премия «Звезда Театрала», по сути, является способом выражения зрительской любви. И, к счастью, эта любовь оказалась взаимной. На праздничном вечере в Доме актера звучало столько благодарных слов, что можно написать поэму об отношениях деятелей сцены со зрителями. Например, режиссер Театра Вахтангова Владимир Иванов сказал: «Театр может обойтись без режиссера, без драматурга, без артиста. Наверняка он может обойтись без театрального критика и без художника. Но единственный, без кого невозможно представить театр, – это зритель». Об этом же говорила и Инна Чурикова: «Зритель необходим, потому что он действующее лицо в этой истории, – сказала актриса. – Он понимает или не понимает. Он чувствует или не чувствует. Ему скучно или ему очень интересно. И если он поддерживает тебя, то есть возможность для полета».

Гости съезжались в Дом актера не торопясь. По фойе гуляли, приветствуя знакомых, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Юлия Пересильд, Алексей Девотченко, Андрей Максимов, Сергей Юшкевич, Владислав Флярковский, Виктор Рыжаков, Арина Шарапова, Игорь Яцко и многие другие. Марка Розовского, например, привлекла выставка, которую организовал фотокорреспондент «Новых Известий» Анатолий Морковкин: в фойе была развешана хроника минувших церемоний – главным образом фотографии лауреатов «Звезды Театрала» (нынешняя премия четвертая по счету). А телеведущего Владислава Флярковского заинтересовала выставка исторических кукол, организованная давним партнером «Новых Известий» – музеем кукол «Галерея Анастасии Чижовой».

С самого начала церемонии ведущие Антон Кукушкин и Марианна Лемешко задали стремительный темп и «телевизионный формат»: «Помните, только сегодня в прямом эфире работает канал «Театрал-24», и на нас смотрят миллионы соотечественников», – сказали они, играя в импровизированную телестудию. Однако телеведущая Арина Шарапова, которая вскоре вышла на сцену, чтобы вручить награду за лучшую мужскую роль, обратилась сперва к ведущим: «Вы создали такой накал, что если через полчаса все будет продолжаться в том же духе, вас увезут на скорой». К счастью, опасения не сбылись, а торжественная церемония до конца проходила динамично, ярко и по-праздничному театрально.

Первым был награжден актерский ансамбль спектакля «Враги: история любви», поставленный Евгением Арье в театре «Современник». Вышедший за статуэткой актер Сергей Юшкевичпризнался, что рад за себя, за коллег, за любимый театр, но больше всего радуется за режиссера, который 25 лет не работал на родине.

Следующим лауреатом «Звезды Театрала» стал Владимир Иванов, поставивший в минувшем сезоне в Театре Вахтангова спектакль «Люди как люди» по Горькому (номинация «За лучшую режиссуру»). Получив из рук телеведущего Владислава Флярковского фарфоровую статуэтку (выполненную на старинной чешской мануфактуре Rudolf Kampf по эскизам известного итальянского дизайнера Фабрицио Сманиа) и золотой значок, Владимир Иванов поблагодарил свой Вахтанговский театр, свою команду единомышленников и обратился к зрителям: «Всем спасибо, кто голосовал. Я не устаю повторять бесконечное количество раз: я счастлив».

Театрал. Новые театральные известия

Получив награду от телеведущей Арины Шараповой, Сергей Юшкевич сказал, что рад за свой «Современник» и особенно за режиссера Арье.

Не смог приехать на церемонию Евгений Миронов, ставший победителем в номинации «Лучшая мужская роль» (зрители оценили его за главную роль в спектакле «Калигула» Театра наций). В момент церемонии артист находился на гастролях в Милане, но обратился к зрительному залу с экрана: «Дорогие друзья, к сожалению, я сегодня не с вами, но тем не менее я очень признателен и благодарен за высокую оценку моей работы. Спектакль «Калигула» замечательного режиссера Някрошюса – это определенный этап в моей жизни. Поэтому огромная благодарность зрителям, которые заметили нашу постановку. И отдельное «спасибо» моим партнерам». Получать статуэтку за Миронова вышла очаровательная Юлия Пересильд: «Евгений Витальевич передавал всем большое спасибо за такое внимательное отношение к Театру наций, потому что спектакль непростой. В эти минуты он играет в Италии «Рассказы Шукшина», а 29-го числа у Миронова был день рождения, и я думаю, что «Звезда Театрала» для него достойная награда».

Кульминацией вечера стал выход на сцену королевы театра – Инны Чуриковой (приз «За лучшую женскую роль»). В минувшем сезоне актриса сыграла Алиенору Аквитанскую в постановке Глеба Памфилова «Аквитанская львица». Чурикову зал приветствовал стоя.

«Дорогие друзья, спасибо вам за такое теплое отношение, – сказала актриса. – Дорогой журнал «Театрал», спасибо за этот праздник и за то, что вы проявляете уважение и интерес к зрителю, поскольку театр и наши спектакли – это путь к зрителю. Мы выходим на сцену для того, чтобы это волновало, чтобы вы любили театр, чтобы приходили на спектакли. Я благодарна моему театру «Ленком» и Марку Анатольевичу Захарову за то, что к нам в театр пришла эта замечательная пьеса «Аквитанская львица» («Лев зимой»), и за то, что Глеб Анатольевич Памфилов взялся за постановку. Несколько минут назад с экрана Женя Миронов говорил, что Калигула для него – этапная роль. И для меня Алиенора – тоже этапная работа. Совершенно неизведанный характер, в котором перемешалось столько всего, что я не устаю восхищаться этой женщиной. Она стремится быть прекрасной, как королева, но в то же время обладает сложнейшим характером, как у воина или стратега. Она влюбчивая, страстная и невероятно противоречивая. Сложная и прекрасная женщина, которая жила много лет назад, но оставила мощный след. И я люблю всех своих партнеров, и этот спектакль, собирающий полные залы. Приношу признательность зрителю вот за этот подарок, за добрые слова. И хочется дальше жить и работать. Дай бог, чтобы так у нас было всегда».

В промежутке между награждениями лауреатов поздравляли музыкальными номерами их коллеги. Зажигательную «Финскую полечку» исполнили актеры «Театра на Юго-Западе», Нина Шацкая – романс на стихи Ахматовой, а артисты «Геликон-оперы» спели (!) «Танец маленьких лебедей», заглядывая друг другу в декольте, тараща глаза и отталкивая партнеров. Ближе к концу церемонии на сцене снова появилась Юлия Пересильд. В этот раз она уже предстала как лауреат в номинации «Роль второго плана» – за роль Дотти Смит в спектакле «Киллер Джо» (статуэтку актрисе вручал космонавт Олег Скрипочка). «Я поняла, почему космонавт пришел меня поздравить, – сказала Юлия. – Потому что эта роль во многом экспериментальная. Да и сам спектакль «Киллер Джо» в постановке Явора Гырдева – довольно трудная вещь для российской сцены. Это американская драматургия, новый жанр. Спектакль неоднозначный. Спектакль непростой. Спектакль, который вызвал очень бурную полемику. И потому еще приятней, что зрители все же отдали наибольшее количество голосов нашей работе».

«Лучшим музыкальным спектаклем сезона» зрители назвали «Русалочку» – постановку немецкого хореографа Джона Ноймайера (Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко). Награду в этой номинации вручала телеведущая канала ТВЦ Алена Горенко: «Сейчас в обществе очень много споров о том, нужны ли нам легионеры. Нужны ли легионеры, например, для спортивного клуба, чтобы команда побеждала? Нужны ли иностранные режиссеры, чтобы спектакль зазвучал? Но мне кажется, что если наша команда, в которой есть иностранные легионеры, побеждает, – то мы испытываем гордость за свою страну. То же самое можно сказать и о театре. Если зритель со спектакля Ноймайера выходит с чувством радости и восторга, он испытывает эйфорию от того, что увидел, – то да, наверное, легионеры нужны. Я от души поздравляю девочек, которые в этом спектакле танцуют сольные партии. Им огромное спасибо, потому что они фантастически сделали свою работу».

Почти в полном составе вышли на сцену студенты Школы-студии МХАТ – участники спектакля «Феи» по пьесе Ронана Шено, поставленного на сцене МХТ имени Чехова французским режиссером Давидом Бобе. Спектакль получил награду в номинации «Лучший эксперимент сезона». А «Лучшим антрепризным спектаклем» стала постановка «Страсти по Емельяну» в Театре Сергея Безрукова. Однако сам Безруков оказался на гастролях, поэтому, как и Евгений Миронов, прислал видеообращение: «Большое спасибо зрителям за то, что отметили мой спектакль. И я рад, что спектакль пользуется огромным успехом – каждый раз у нас аншлаг. Жаль, что я не могу быть на церемонии вручении, но я передаю слова благодарности не только зрителям, но и журналу «Театрал».

Театрал. Новые театральные известия

Главная номинация премии – «Легенда сцены» – единственная, которая не выбирается путем голосования, а победителей определяют учредители мероприятия – журнал «Театрал» и газета «Новые Известия». В минувшие годы ее лауреатами становились Элина Быстрицкая, Вера Васильева, Владимир Этуш, Олег Басилашвили, Владимир Зельдин и Юрий Любимов. В этом году награда досталась Сергею Юрскому и Галине Волчек. Однако принять участия в церемонии они не смогли, поскольку в тот вечер были плотно заняты в театре.

Предполагалось, что награды им вручат глава «Новых Известий» Валерий Яков и писатель и телеведущий Андрей Максимов. «Расскажу короткую историю про Юрского, поскольку мне кажется, что сегодня это особенно важно, – сказал Андрей Маркович со сцены. – Во времена, которые теперь называются застоем, мы довольно плотно дружили, и я присутствовал тогда едва ли не на всех репетициях Юрского. Сергей Юрьевич делал спектакль, посвященный памяти войны: замечательный, как сейчас бы сказали, микст из прозы и стихов о войне. В спектакле участвовало много блестящих артистов. И вот однажды приходит человек и читает дневники узников Бухенвальда или Освенцима – подлинный документ. Читает очень долго. И тут все понимают, что именно этот фрагмент войдет в спектакль, поскольку в нем отразились самые страшные, подлинные моменты. И когда он кончил читать, Сергей Юрский минут 40 объяснял, почему правда жизни и правда искусства – это разные вещи. И почему этот замечательный документ не может быть рядом со стихами и прозой. Мне кажется, для современного театра очень важно, что награду получает Юрский, потому что Юрский всю жизнь, в том числе и в наше время, занимается в театре подлинным искусством».

Александр Филиппенко прочитал в честь Сергея Юрского стихотворение Солоухина «Дирижер. Рапсодия Листа» и заверил собравшихся: «В эти минуты Сергей Юрьевич еще играет спектакль в Театре Моссовета. Перед началом я заглянул к нему в гримерку, и мы договорились, что, если он не успеет приехать в Дом актера, награду за него получу я. Поэтому, если позволите, я ее передам с огромным удовольствием. Мне присниться не могло, что однажды я выступлю в столь почетной для меня роли». Через двадцать минут в Театре Моссовета действительно завершился спектакль и легендарному артисту под аплодисменты зрителей была вручена «Звезда Театрала».

Помимо статуэтки от «Театрала» лауреаты получали подарки от партнеров церемонии. Григорий Померанцев, старший вице-президент авиакомпании airBaltic, преподнес Владимиру Иванову и Инне Чуриковой сертификаты своей авиакомпании (таким образом лауреаты смогут в удобное для них время полететь с семьей в любую точку мира). Также Инна Михайловна получила подарки от чешской фарфоровой мануфактуры Rudolf Kampf, которые преподнес директор по маркетингу ART MARKET GROUP Артур Акопян. А Валентина Минкова – представительница знаменитого бренда армянского коньяка «Арарат» – преподнесла Сергею Юрскому и Инне Чуриковой легендарный напиток.

«Главное – это отношение публики»

Инна ЧУРИКОВА: – У зрителя есть такое право – быть правым. Ему или нравится, или не нравится. Его или волнует, или не волнует. И слава богу, что у зрителя есть хотя бы это право. Мне, конечно, интересно мнение и профессионального сообщества, но когда зритель реагирует на глубокое, интересное, содержательное – это меня всегда впечатляет. Меня это поддерживает, поскольку наше дело должно быть не только развлекательным, но и серьезным. На мой взгляд, спектакль «Аквитанская львица» – очень мощный. Слава богу, что Глеб Анатольевич Панфилов этот спектакль поставил, а я получила возможность существовать в такой интересной, сложной истории жизни Алиеноры Аквитанской. Для меня это огромная радость в жизни. И я знаю, что у зрителей на него очень тонкая, глубокая реакция. Несмотря на то, что спектакль этот очень сложный, зритель нас очень поддерживает.

Глеб ПАНФИЛОВ: – Спектакль, конечно, мы делали для зрителя, а не для критиков. Критики – это цех, мнение его интересно, но это не главное. Все-таки главное – это отношение публики. Особенно в нынешней ситуации, когда зритель голосует не только отзывами, но и рублем. И это очень жесткие условия. Особенно это чувствуется в кино. Все-таки театр зритель наполняет и любит, а вот в нашем отечественном кино дела обстоят гораздо хуже. Владимир ИВАНОВ: – Театр может существовать без режиссера, драматурга, критика, но без зрителя он существовать не может. Театр создан и существует для зрителя. Хороший зритель или плохой – не тот вопрос. Зритель главный, и театр – для него.

Алексей ДЕВОТЧЕНКО: – Я не думаю, что зритель всегда прав. Потому что прав всегда режиссер-постановщик, ну и критика, естественно. Когда она вменяемая и адекватная. Вообще ко всем премиям я отношусь с большой долей иронии. Поскольку вещи соревновательного характера не могут вызывать другие чувства. Я считаю, что искусству вообще соревнование противопоказано. Вот премия «Золотая Маска», на мой взгляд, совершенно вредная премия – по своей структуре и организации. Это якобы конкурс, хотя заведомо все уже решено.

Владислав ФЛЯРКОВСКИЙ: – Журнал «Театрал» я знаю давно, мне издание нравится. Хотя время мчится вперед, и думаю, пора увеличивать объем или периодичность выхода, поскольку современный театр настолько многогранен, что о нем, сколько ни пиши, все равно будет мало. Но как бы то ни было, журнал сделан в хороших традициях прежних лет – тех самых лет, когда мы привыкали держать журнал в руках и читать его внимательно. Замечательно, что у журнала есть премия зрительских симпатий. Каждый зритель в отдельности не может дать объективной оценки театральному процессу, но в совокупности зрительские голоса создают весьма объективную картину. И потому эта премия мне интересна.

Андрей ЖИТИНКИН: – Я читаю «Театрал» от корки до корки. Как шагреневая кожа, сокращается список театральных изданий. Не выходит «Станиславский», закрыта газета «Культура». На церемонии «Звезды» было много критиков, и все в очевидном нервном напряжении. Мы все испытываем дефицит информации, несмотря на ее кажущееся изобилие. Я очень ценю первые страницы «Театрала», где сообщается о начале репетиций и подписании контрактов. Для меня как режиссера это ценная рабочая информация. Рубрика «Окно в мир» – тут я получаю информацию о том, что происходит в театрах Европы и Северной Америки. Я много работаю и много летаю – информация «Театрала» помогает сделать некий приоритетный выбор. Я очень люблю портреты актеров, должны быть рецензии, но информационный блок – самый ценный. Вы можете удивиться – мне нравится последний блок расписания – какие театры что позиционируют на выходные и будние дни – театральная афиша подана очень удобно.

Записали Мария МИХАЙЛОВА, Екатерина ВАСЕНИНА, Ирина АНИСИМОВА

IX Международный Рождественский фестиваль искусств зовет в Новосибирск

IX Международный Рождественский фестиваль искусств пройдет в Новосибирске со 2 по 10 декабря 2011 года. Первый форум состоялся шестнадцать лет назад, и с тех пор он радует новосибирцев каждый нечетный год. Один из организаторов самого крупного международного форума культуры за Уралом и директор драматического театра «Глобус» Татьяна Людмилина рассказывает: «Идея фестиваля зародилась в начале 90-х гг. Оказалось, что в декабре перед большими новогодними праздниками в Новосибирске практически нет крупных культурных событий. И в 1995-м году мы впервые провели Рождественский фестиваль, заполнив эту пустоту». Каждый раз сибирякам предлагается насыщенная событиями программа, представляющая разные виды искусства: драму, балет, музыку, живопись. За годы своего существования фестиваль укрепил статус международного и обрел постоянных участников и поклонников в разных странах.

Программа IX Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирской области будет традиционно разнообразной и обещает сюрпризы. В этом году в рамках фестиваля пойдут гастроли профессиональных российских и зарубежных коллективов и исполнителей, встречи с актерами, режиссерами и музыкантами, различные выставочные проекты. Кроме того, запланирован интересный эксперимент «Лаборатория молодой режиссуры» под руководством театрального деятеля Олега Лоевского, режиссеров Алексея Крикливого и Марата Гацалова.

Театрал. Новые театральные известия

География фестиваля охватит практически все районы Новосибирской области. Нововведением этого года станут гастроли не только коллективов Новосибирска, но приглашенных гостей. Так, 5 декабря в Доме культуры Кольцово «Такой театр» из Санкт-Петербурга покажет спектакль-притчу, четырехкратного номинанта на премию «Золотая маска» этого года, «Главное забыл» по произведению Шолом-Алейхема, а Театр-студия Александра Гончарука из Омска привезет в город Искитим постановку «Звезда на небе голубом не знает обо мне» Ярославы Пулинович. Заметим, что на фестивале это не единственный спектакль по пьесе молодого драматурга, лауреата премии «Дебют» Ярославы Пулинович. Центр имени Мейерхольда по ее пьесе покажет в Новосибирске моноспектакль Елены Гориной «Наташина мечта». Помимо этого в афише фестиваля присутствует еще одна постановка по произведению современного автора. Студенты третьего курса Школы-студии МХАТ покажут спектакль Кирилла Серебренникова с провокационным названием «Отморозки» по роману Захара Прилепина. Интересно, что в канву постановки вплетены и документальные тексты, которые молодые артисты подслушали и записали на московских и петербургских улицах. «Это политический театр, который имеет персональную адресацию: это молодая аудитория. Ведь Захар Прилепин писал для молодежи и о молодежи», − говорит Татьяна Людмилина. − «Составляя программу фестиваля, я больше всего хотела познакомить горожан именно с нетипичным для Новосибирска режиссёрским театральным почерком, состоянием». Известно, что режиссер Кирилл Серебренников уже дал свое согласие приехать на фестиваль.

Впервые в рамках Рождественского фестиваля в Новосибирске ждут Театр Маяковского, который 3 и 4 декабря «Женитьбой» Гоголя откроет драматическую программу смотра. На сцену театра «Глобус» выйдут ведущие артисты Маяковки: Евгения Симонова, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский. Как отмечает Татьяна Людмилина: «Приятным сюрпризом оказались совпадения, связанные с очень серьезным режиссером Миндаугасом Карбаускисом. Во-первых, он стал художественным руководителем Театра Маяковского, и первый контракт, который заключил театр с новым руководством – это контракт с нашим Рождественским фестивалем на показ спектакля «Женитьба». Во-вторых, в рамках фестиваля мы привозим его спектакль «Будденброки», поставленный в РАМТе. Я уверена, что возможность познакомиться с его творчеством запомнится новосибирцам надолго». Новосибирский зритель сможет увидеть «Будденброков» 5 декабря на сцене театра «Глобус». Всего на нынешнем фестивале будет представлено восемь драматических спектаклей, среди которых и «Кроткая» Московского театра юного зрителя в постановке ученицы Камы Гинкаса Ирины Керученко. Исполнитель главной роли Игорь Гордин в этом году стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль». Спектакль будет показан 6 и 7 декабря в специально отведенном помещении театра «Глобус» для небольшого числа зрителей.

Кроме того, настоящий пир духа ждет не только новосибирских театралов, но и самых взыскательных меломанов. Для них рождественские подарки привезли музыканты с разных концов мира. Так, вместе с прославленным Новосибирским симфоническим оркестром выступит знаменитое трио солистов из Франции: Рафаэль Олег (скрипка), Елена Розанова (фортепиано), Франсуа Сальк (виолончель). Также ожидаются выступления: голландского дуэта Jazz Prominents, известного во всем мире аккордеониста Ришара Гальяно, немецкого ансамбля духовых инструментов «Ариранг-квинтет», потрясающее шоу представит оркестр из Словакии «Цыганские дьяволы», а легендарный ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского устроит визуально-акустический перформанс по произведению Владимира Мартынова «Антифоны». Завершится же музыкальная программа сольным концертом известного пианиста Бориса Березовского.

А закроет Международный Рождественский фестиваль Театр Вахтангова, который привезет на форум спектакль Римаса Туминаса «Дядя Ваня» − лауреата «Золотой маски» в 2011 году. По единодушной оценке многих театральных критиков, Сергей Маковецкий в роли дяди Вани создал одну из лучших своих работ. Также в спектакле заняты другие звезды Вахтанговского театра: Владимир Симонов, Людмила Максакова, Владимир Вдовиченков.

Театрал. Новые театральные известия

По словам директора театра «Глобус» Татьяны Людмилиной, рождественский творческий десант позволит расширить границы профессионального искусства Новосибирска, приобщить жителей Новосибирской области к профессиональному искусству. В планах у организаторов форума продолжать развивать выезды приглашенных театров в районы Новосибирской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *