• «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии
• Абамзинская НШДС
• Богатыревская СОШ
• БОУ “ЦОиКСД” МО ЧР
• БОУ Шумерлинская ОШИдОсОВЗ
• Булдеевская ООШ
• ВСОШ №1
• Гимназия № 5 СШ
• Гимназия №1
• Гимназия №2
• Гимназия №4
• Гимназия №46
• Заволжская СОШ
• Ибресинская СКОШИ
• Игорварская ООШ
• Кадетская школа им. А.В. Кочетова
• Кадетская школа № 14
• Калининская СКОШИ
• Кокшакасинская ООШ
• КОКШАНОВСКАЯ НШДС
• Конарская СОШ
• Кугесьская СКОШИ
• Лицей №2
• Лицей №3
• Лицей №4
• Лицей №44
• Малоянгорчинская ООШ
• МАОУ Лицей ГСиУ
• МБОУ “Верхнеаккозинская ООШ”
• МБОУ “Гимназия №1” г. Ядрин
• МБОУ “Мижеркасинская ООШ”
• МБОУ “Никулинская НОШ”
• МБОУ “Питеркинская СОШ”
• МБОУ “СОШ №3” г.Ядрина
• МБОУ “Хозанкинская ООШ”
• МБОУ “Чукальская НОШ”
• МБОУ “Шолинская ООШ”
• МБОУ «Красночетайская СОШ»
• МБОУ «Шатьмапосинская ООШ»
• МБОУ Абашевская СОШ
• МБОУ Абызовская СОШ
• МБОУ Адабайская ООШ
• МБОУ Азимсирминская СОШ
• МБОУ Айбечская СОШ
• МБОУ Акрамовская ООШ
• МБОУ Аксаринская НШ – детский сад
• МБОУ Акулевская ООШ
• МБОУ Алгазинская СОШ
• МБОУ Алгашинская СОШ
• МБОУ Алдиаровская СОШ
• МБОУ Алманчиковская СОШ
• МБОУ Алманчинская СОШ
• МБОУ Алтышевская ООШ
• МБОУ Алтышевская СОШ
• МБОУ Анастасовская СОШ
• МБОУ Анат-Кинярская СОШ
• МБОУ Анаткасинская НШ-ДС
• МБОУ Андреево-Базарская СОШ
• МБОУ Андреевская ООШ
• МБОУ Арабосинская ООШ
• МБОУ Аранчеевская ООШ
• МБОУ Асановская СОШ
• МБОУ Атлашевская СОШ
• МБОУ Атнарская СОШ
• МБОУ Атнашевская ООШ
• МБОУ Атратская СОШ
• МБОУ Ахматовская СОШ
• МБОУ Ачакасинская ООШ
• МБОУ Б.Карачинcкая ООШ
• МБОУ Б.Сундырская СОШ
• МБОУ Байгильдинская СОШ
• МБОУ Байглычевская ООШ
• МБОУ Байгуловская СОШ
• МБОУ Байдеряковская ООШ
• МБОУ Байдиряковская ООШ
• МБОУ Балабаш Баишевская СОШ
• МБОУ Балдаевская СОШ
• МБОУ Батыревская вечерняя СОШ
• МБОУ Батыревская СОШ №1
• МБОУ Батыревская СОШ №2
• МБОУ Бахтигильдинская ООШ
• МБОУ Белоозерская ООШ
• МБОУ Бичурга-Баишевская СОШ
• МБОУ Бичуринская ООШ
• МБОУ Болшечеменевская СОШ
• МБОУ Больше-Яльчикская СОШ
• МБОУ Большеабакасинская ООШ
• МБОУ Большеатменская СОШ
• МБОУ Большебикшихская СОШ
• МБОУ Большебуяновская ООШ
• МБОУ Большекатрасьская СОШ
• МБОУ Большесундырская НОШ
• МБОУ Большетаябинская ООШ
• МБОУ Большечакинская ООШ
• МБОУ Большечурашевская СОШ
• МБОУ Большешатьминская СОШ
• МБОУ Большешигаевская ООШ
• МБОУ Большеяниковская СОШ
• МБОУ Большеяушская СОШ
• МБОУ Буинская СОШ
• МБОУ Буртасинская СОШ
• МБОУ Верхнеачакская СОШ
• МБОУ Верхнеяндобинская НШДС
• МБОУ Восходская ООШ
• МБОУ ВСОШ №1
• МБОУ Вурман-Кибекская СОШ
• МБОУ Вурман-Сюктерская СОШ
• МБОУ Вурманкасинская ООШ
• МБОУ Вурнарская СОШ №1 им. И.Н.Никифорова
• МБОУ Вурнарская СОШ №2
• МБОУ Вутабосинская СОШ
• МБОУ Гимназия №1
• МБОУ Гимназия №1 г. Мариинский Посад
• МБОУ Гимназия №6
• МБОУ Гимназия №8
• МБОУ Долгоостровская СОШ
• МБОУ Егоркинская СОШ
• МБОУ Еметкинская СОШ
• МБОУ Ермошкинская СОШ
• МБОУ Засурская ООШ
• МБОУ Ибресинская СОШ №1
• МБОУ Иваньково – Ленинская ООШ
• МБОУ Икковская ООШ
• МБОУ Ильинская СОШ
• МБОУ Именевская ООШ
• МБОУ Индырчская СОШ
• МБОУ Исаковская ООШ
• МБОУ Ишакская СОШ
• МБОУ Ишлейская СОШ
• МБОУ Кадетский лицей
• МБОУ Кадикасинская НШ-ДС
• МБОУ Калайкасинская СОШ
• МБОУ Калининская СОШ
• МБОУ Карабай-Шемуршинская СОШ
• МБОУ Карабашская НОШ
• МБОУ Караевская СОШ
• МБОУ Караклинская СОШ
• МБОУ Карамышевская СОШ
• МБОУ Карачевская ООШ
• МБОУ Карачуринская ООШ
• МБОУ Кармамейская ООШ
• МБОУ Кашмашская ООШ
• МБОУ Кзыл-Камышская НШДС
• МБОУ Кильдюшевская СОШ
• МБОУ Кирская СОШ
• МБОУ Климовская СОШ
• МБОУ Ковалинская ООШ
• МБОУ Козловская ООШ №1 им. Тухланова А.Г.
• МБОУ Козловская СОШ №2
• МБОУ Козловская СОШ №3
• МБОУ Кольцовская СОШ
• МБОУ Комсомольская СОШ №1
• МБОУ Комсомольская СОШ №2
• МБОУ Кошки-Куликеевская СОШ
• МБОУ Красноармейская СОШ
• МБОУ Красномайская НШДС
• МБОУ Краснооктябрьская СОШ
• МБОУ Кувакинская СОШ
• МБОУ Кугеевская ООШ
• МБОУ Кугесьская СОШ №1
• МБОУ Кугесьский лицей
• МБОУ Кудеихинская СОШ
• МБОУ Кудеснерская ООШ
• МБОУ Кукшумская ООШ
• МБОУ Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева
• МБОУ Кумашская ООШ
• МБОУ Кушелгинская ООШ
• МБОУ Кшаушская СОШ
• МБОУ Кюстюмерская СОШ
• МБОУ Лащ-Таябинская СОШ
• МБОУ Липовская СОШ
• МБОУ Лицей №18
• МБОУ Малобикшихская СОШ
• МБОУ Малобуяновская ООШ
• МБОУ Малокарачкинская ООШ
• МБОУ Малокармалинская СОШ
• МБОУ Малокибечская ООШ
• МБОУ Малотаябинская ООШ
• МБОУ Малояушская СОШ
• МБОУ Мамышская СОШ
• МБОУ Миренская ООШ
• МБОУ Мишуковская ООШ
• МБОУ Можарская СОШ
• МБОУ Мокринская НШДС
• МБОУ Моргаушская СОШ
• МБОУ Москакасинская СОШ
• МБОУ Мусирминская СОШ
• МБОУ Напольновская СОШ
• МБОУ Напольнокотякская СОШ
• МБОУ Николаевская ООШ
• МБОУ Нискасинская СОШ
• МБОУ Новоайбесинская СОШ
• МБОУ Новоатайская СОШ
• МБОУ Новоахпердинская ООШ
• МБОУ Новоачакасинская НШДС
• МБОУ НовоБайбатыревская СОШ
• МБОУ Новобуяновская СОШ
• МБОУ Новокотяковская НШДС
• МБОУ Новомуратская СОШ
• МБОУ Новотинчуринская ООШ
• МБОУ Новоурюмовская ООШ
• МБОУ Новочелкасинская ООШ
• МБОУ Новочурашевская СОШ
• МБОУ Новошимкусская СОШ
• МБОУ Норваш Шигалинская СОШ
• МБОУ Нюргечинская СОШ
• МБОУ Октябрьская НОШ
• МБОУ Октябрьская СОШ
• МБОУ ООШ г. Мариинский Посад
• МБОУ Ораушская ООШ
• МБОУ Орининская СОШ
• МБОУ Орнарская ООШ
• МБОУ Оточевская НШ- ДС
• МБОУ Первомайская СОШ
• МБОУ Первочурашевская СОШ
• МБОУ Персирланская ООШ
• МБОУ Пикшикская СОШ
• МБОУ Полевобикшикская СОШ
• МБОУ Полевошептаховская СОШ
• МБОУ Порецкая СОШ
• МБОУ Приволжская ООШ
• МБОУ Ряпинская ООШ
• МБОУ Сабанчинская ООШ
• МБОУ Салабайкасинская ООШ
• МБОУ Санарпосинская СОШ
• МБОУ Селоядринская СОШ
• МБОУ Семеновская СОШ
• МБОУ Сеспельская СОШ
• МБОУ Сигачинской НШДС
• МБОУ Сине-Кинчерская ООШ
• МБОУ Синьял-Покровская СОШ
• МБОУ Синьяльская СОШ
• МБОУ Советская СОШ
• МБОУ Сойгинская СОШ
• МБОУ Солдыбаевская ООШ им. А. Г. Журавлева
• МБОУ Сосновская ООШ
• МБОУ СОШ №1
• МБОУ СОШ №10
• МБОУ СОШ №11
• МБОУ СОШ №12
• МБОУ СОШ №13
• МБОУ СОШ №14
• МБОУ СОШ №16
• МБОУ СОШ №17
• МБОУ СОШ №19
• МБОУ СОШ №2
• МБОУ СОШ №20
• МБОУ СОШ №3
• МБОУ СОШ №4
• МБОУ СОШ №5
• МБОУ СОШ №6
• МБОУ СОШ №7
• МБОУ СОШ №8
• МБОУ СОШ №9
• МБОУ Среднекибечская СОШ
• МБОУ Среднетатмышская СОШ
• МБОУ Старо-Янашевская ООШ
• МБОУ Староайбесинская СОШ
• МБОУ Староахпердинской ООШ
• МБОУ Старотиньгешская СОШ
• МБОУ СТАРОТОЙСИНСКАЯ НШДС
• МБОУ Староурмарская СОШ
• МБОУ Старочукальская ООШ
• МБОУ Стемасская ООШ
• МБОУ Сугайкасинская ООШ
• МБОУ Сугутская СОШ
• МБОУ Сутчевская СОШ
• МБОУ Сыбайкасинская ООШ
• МБОУ Сятра-Лапсарская ООШ
• МБОУ Сятра-Хочехматская СОШ
• МБОУ Сятракасинская СОШ
• МБОУ Тарханская СОШ
• МБОУ Татарско-Сугутской СОШ
• МБОУ Татмыш-Югелевская НШДС
• МБОУ Тегешевская ООШ
• МБОУ ТНШДС
• МБОУ Тобурдановская СОШ
• МБОУ Тойгильдинская ООШ
• МБОУ Тойсинский СОШ
• МБОУ Токаевская СОШ
• МБОУ Толиковская СОШ
• МБОУ Тораевская СОШ
• МБОУ Траковская СОШ
• МБОУ Тренькасинская СОШ
• МБОУ Трёхбалтаевская СОШ
• МБОУ Трёхизб-Шемуршинская НШДС
• МБОУ Туванская ООШ
• МБОУ Тузи-Муратская ООШ
• МБОУ Тузисярмусская ООШ
• МБОУ Турмышская СОШ
• МБОУ Туруновская ООШ
• МБОУ Тюмеревская СОШ
• МБОУ Тюрлеминская СОШ
• МБОУ Убеевская СОШ
• МБОУ Урмаевская СОШ
• МБОУ Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова
• МБОУ Ухманская СОШ
• МБОУ Хирпосинская ООШ
• МБОУ Ходарская СОШ
• МБОУ Хормалинская СОШ
• МБОУ Хочашевская ООШ
• МБОУ Хумушская ООШ
• МБОУ Хучельская ООШ
• МБОУ Чагасьская ОСШ
• МБОУ Чадукасинская ООШ
• МБОУ Чебаковская ООШ
• МБОУ Челкасинская ООШ
• МБОУ Чемуршинская ООШ
• МБОУ Чепкас-Никольская ООШ
• МБОУ Чирш-Хирлепская ООШ
• МБОУ Чиршкасинская СОШ
• МБОУ Чубаевская ООШ
• МБОУ Чуварлейская СОШ
• МБОУ Чуваштимяшская СОШ
• МБОУ Чуманкасинская СОШ
• МБОУ Чурачикская ООШ
• МБОУ Чутеевская СОШ
• МБОУ Шаймурзинская ООШ
• МБОУ Шакуловская ООШ
• МБОУ Шальтямская ООШ
• МБОУ Шатракасинская ООШ
• МБОУ Шемалаковская ООШ
• МБОУ Шемуршинская СОШ
• МБОУ Шибылгинская СОШ
• МБОУ Шивбосинская НОШ
• МБОУ Шигалинская ООШ
• МБОУ Шимкусская СОШ
• МБОУ Шинерская ООШ
• МБОУ Шихабыловская ООШ
• МБОУ Шихазанская СОШ
• МБОУ Шомиковская ООШ
• МБОУ Шоркасинская СОШ
• МБОУ Шоркистринская СОШ
• МБОУ Шоршелская СОШ
• МБОУ Шумерлинская СОШ
• МБОУ Шыгырданская СОШ №1
• МБОУ Шыгырданская СОШ №2
• МБОУ Эльбарусовская СОШ
• МБОУ Ювановская СОШ
• МБОУ Юманайская СОШ
• МБОУ Юнгинская СОШ
• МБОУ Юськасинская СОШ
• МБОУ Яльчикская СОШ
• МБОУ Яманакская НОШ
• МБОУ Ямашевская СОШ
• МБОУ Янгильдинская ООШ им. Салихова М.А.
• МБОУ Янгильдинская СОШ
• МБОУ Янгличская СОШ им. Героя РФ. Н.Ф. Гаврилова
• МБОУ Янгорчинская СОШ
• МБОУ Янтиковская начальная школа – детский сад
• МБОУ Янтиковская О_О_Ш
• МБОУ Янтиковская СОШ
• МБОУ Яншихово – Норвашская СОШ
• МБОУ Яншихово-Челлинская СОШ
• МБОУ Яншиховская НШДС
• МБОУ Янышская ООШ
• МБОУ Ярабайкасинская СОШ
• Михайловская ООШ
• Начальная школа – детский сад
• Новочебоксарская СКОШИ
• НОШ №1
• НОШ №2
• Первомайская СОШ
• Первостепановская ООШ
• Поваркасинская ООШ
• Починокинельская СОШ
• Саланчикская СКОШИ
• СОШ п.Опытный
• СОШ №1
• СОШ №10
• СОШ №11
• СОШ №12
• СОШ №17
• СОШ №18
• СОШ №19
• СОШ №2
• СОШ №20
• СОШ №22
• СОШ №23
• СОШ №24
• СОШ №27
• СОШ №28
• СОШ №29
• СОШ №3
• СОШ №30
• СОШ №31
• СОШ №33
• СОШ №35
• СОШ №36
• СОШ №37
• СОШ №38
• СОШ №39
• СОШ №40
• СОШ №41
• СОШ №42
• СОШ №43
• СОШ №45
• СОШ №47
• СОШ №48
• СОШ №49
• СОШ №50
• СОШ №53
• СОШ №54
• СОШ №55
• СОШ №56
• СОШ №57
• СОШ №59
• СОШ №6
• СОШ №60
• СОШ №61
• СОШ №62
• СОШ №63
• СОШ №64
• СОШ №7
• СОШ №9
• Старочелны – Сюрбеевская СОШ
• Сыресинская НОШ
• Таушкасинская СОШ
• Тестовая школа
• Тувсинская СОШ
• Убеевская СОШЗТ
• Центр образования №1
• Центр образования №2
• Цивильская СКОШИ №1
• Цивильская СКОШИ №2
• Чебоксарская СКНШДС №2
• Чебоксарская СКОШИ
• Чебоксарская СКОШИ №1
• Чебоксарская СКОШИ №2
• Чебоксарская СКОШИ №3
• Чиричкасинская СОШ
• Чурачикская СОШ
• Шераутская СОШ
Электронное образование Республики Татарстан
Вход для сотрудников сферы образования и учеников
Вход для пользователей
Что делать, если я забыл пароль?
Если вы забыли пароль, то для его восстановления обратитесь к администрации школы или к классному руководителю.
В 2014 году восьмиклассник Леван Квирквелия придумал, как заработать на цифровизации школьного образования. Он создал приложение, которое в удобном формате выгружает оценки и расписание уроков из государственных электронных систем. В 2016 году структуры правительства Москвы заблокировали ему доступ к данным, но благодаря вниманию СМИ проект выжил. Сейчас им пользуются более 2 млн школьников
«Раньше, если кто-то из школьников в чате класса во «ВКонтакте» писал «лол», то бот «Дневничка» отвечал ему «кек». Такие штуки всегда вызывают бурю эмоций — ребенок сразу же рассказывает о нас друзьям», — описывает одну из особенностей приложения «Дневничок» его основатель, 21-летний Леван Квирквелия.
До недавнего времени он сам был школьником и поэтому хорошо понимает интересы сверстников. Первую версию приложения-дневника для Android он запустил в 2014 году, когда учился в восьмом классе. Проект парсил (собирал данные с разных сервисов) оценки, домашнее задание и расписание уроков из электронного журнала «Московского центра качества образования» (МРКО) и показывал их в удобном мобильном формате. Всего за несколько месяцев работы он привлек больше 1000 пользователей. С тех пор «Дневничок» разросся до двух полноценных версий для iOS и Android и 2 млн пользователей.
Сооснователь Qiwi Сергей Солонин инвестировал в конкурента «Бизнес молодости»
Параллельно ему закрыли доступ к API (интерфейсу) московского электронного дневника, из-за чего он на время потерял возможность собирать нужные данные. Кроме того, на рынок вышло аналогичное приложение правительственной «Московской электронной школы» (МЭШ).
За счет чего проект Квирквелии продолжил успешно конкурировать с государством?
Запрет дневника
Леван Квирквелия родился и вырос в подмосковном Долгопрудном. Родители в начале 2000-х купили ему «очень древний» компьютер с дисковой операционной системой MS-DOS — пользоваться им можно с помощью командной строки. Еще в дошкольном возрасте он разобрался, как на нем работать, а в начальных классах стал создавать примитивные сайты. «Во 2-3 классе я сделал на narod.ru (бесплатный хостинг в рунете. — Forbes) свой первый сайт — страничку класса с пятью ссылками, — вспоминает Квирквелия. — Там не нужно было особо программировать, и дизайна никакого не было, но я тогда был самым счастливым человеком на планете».
Вскоре Квирквелия стал изучать язык HTML, чтобы делать сайты «покруче». Денег такая разработка не приносила, говорит он: «Я делал все не под заказ, а в свое удовольствие. Пытался создавать игры, делал сайт с фильмами, сервис контроля личных финансов».
С начала 2010-х годов российские школы постепенно переходили на электронные журналы успеваемости, которые были призваны заменить бумажные аналоги. Их разрабатывали как частные компании («Дневник.ру», «Нетскул.ру», «ЭлЖур»), так и государство. В частности, в столичные школы электронный журнал внедрил «Московский регистр качества образования» (МРКО) при департаменте образования Москвы. В 2014 году московским учителям рекомендовали перейти на журнал, разработанный МРКО. В марте того же года глава департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Артем Ермолаев объявил, что все столичные школы теперь пользуются электронными дневниками.
В школу не пойдем: как инвестиции в EdTech изменят образование после пандемии
Квирквелия на личном опыте прочувствовал переход на электронные журналы и дневники: «Интерфейс дневника МРКО был просто ужасен. А с телефона он вообще глючил и переставал работать». Для удобства пользования дневником с мобильного телефона он решил разработать приложение, которое бы парсило и показывало данные из журнала МРКО. Недолго думая, на январских каникулах 2014 года Квирквелия создал первую версию такого приложения для Android: оно показывало расписание уроков, оценки и домашнее задание. Предприниматель назвал приложение «МРКО — независимый электронный дневник» и в конце января выложил на Google Play.
Квирквелия рассказал о проекте на своей странице во «ВКонтакте» и всем одноклассникам. По его словам, через неделю приложение установили около 100 человек, после череды обновлений к началу февраля количество скачиваний выросло вдвое, спустя месяц, когда Квирквелия доработал и интерфейс, пользователей стало уже 600, а к апрелю аудитория перевалила за 1000.
В апреле, чтобы привлечь к приложению новых пользователей, Квирквелия написал на почту разработчикам МРКО и попросил рассказать о его проекте на главной странице правительственного дневника. «Меня в ответ позвали познакомиться, — вспоминает он. — Я пришел, а мне сообщили, что я со своим приложением нарушаю закон о персональных данных пользователей, и для дальнейшей работы мне нужно пройти проверки и получить лицензию. Что конкретно я должен был сделать, я так и не понял, но все звучало так, будто мне нельзя работать».
Испугавшись штрафов, школьник решил закрыть проект и в конце апреля одним днем удалил приложение из Google Play: «Я на этом ничего не зарабатывал, поэтому даже к юристам обратиться не мог. Погуглил — действительно для обработки персональных данных нужна была дорогостоящая лицензия. Глубоко вникать не стал — подумал, на всякий случай лучше прекратить».
Forbes направил запрос в Московский центр качества образования (МЦКО), который отвечал за формирование МРКО. На момент публикации на него не ответили.
Мемы для школьников
Закрыв «МРКО — независимый электронный дневник», Квирквелия увлекся новым проектом — конструктором интернет-магазинов для продажи товаров из компьютерных игр Rust. На разработку старшеклассник потратил до двух месяцев. Проект зарабатывал за счет 10%-ой комиссии с оборота игровых товаров. По словам Квирквелии, конструктор с первого дня приносил доход: поначалу несколько сотен рублей в день, а впоследствии — порядка 50 000 рублей в месяц.
Новый бизнес отнимал много времени, признается Квирквелия: «Это была фултайм-работа за 50 000 рублей: я отвечал на вопросы людей в поддержке, кодил». Из-за того, что доходы вскоре почти перестали расти, в середине 2015 года он решил оставить и этот проект. Вместо него Квирквелия решил возродить мобильный дневник, который, по его мнению, мог бы зарабатывать гораздо больше конструктора за счет рекламы или платы за подписку. «Раньше о монетизации я не задумывался, а теперь начал относиться к приложению как к бизнесу», — говорит он.
Золотой век откладывается: почему российское онлайн-образование ждет падение вместо расцвета
К тому времени отсутствие лицензии перестало пугать школьника: «За год я успел разобраться в вопросе и понял, что работа моего приложения схожа с работой любого браузера. Мы же не требуем лицензии с Google Chrome за то, что он транслирует нам данные». Квирквелии действительно не нужна была лицензия, утверждает сооснователь сервиса Solar Staff и юрист в области интернет-права Павел Шинкаренко: достаточно брать у каждого пользователя согласие на работу с его данными в установленной форме и выполнять требования по безопасности хранения и обработки таких данных. «Да, все эти меры влекут дополнительные расходы на обеспечение информационной безопасности, но это не какие-то пошлины или платы за лицензии», — резюмирует юрист.
За лето 2015 года Квирквелия написал две версии приложения «МРКО для телефона» — для Android и iOS. Принцип работы системы оставил прежним: приложение парсило данные из официального электронного журнала и дневника МРКО и транслировало их в удобном формате. Но внешний вид школьник изменил, заказав у фрилансера дизайн интерфейса и логотипа за несколько десятков тысяч рублей.
Добавились и новые фичи: советы о том, какие оценки нужно получать, чтобы закончить четверть или полугодие на желаемый балл; заметки, которыми можно делиться с родителями и одноклассниками; а также бот для чатов класса во «ВКонтакте», который автоматически присылал домашнее задание на вопрос «Что задали?» и реагировал на мемы (например, отвечал «кек» на сообщение «лол»). Зарабатывать Квирквелия решил на встраиваемой в приложение рекламе Google и «Яндекса» и на ежемесячной комиссии в 39 рублей за ее отключение.
Неэффективные расходы города
Параллельно предприниматель начал развивать проект в соцсети «ВКонтакте»: делал регулярные посты в группе «Электронный дневник для МРКО» (сейчас — около 29 000 подписчиков), которую создал еще в 2014-м, с первых рекламных доходов покупал и разыгрывал между подписчиками сотовые телефоны.
Новые возможности приложения и маркетинг дали свои плоды: в 2015–2016 учебном году на приложение подписались несколько десятков тысяч учащихся, Квирквелия заработал первые $2000. В следующем учебном году число пользователей доросло до 100 000, а доход — до $11 400. Квирквелия тогда учился в 10–11 классе, деньги поступали на его ИП.
Большая часть учащихся узнавала о приложении через сарафанное радио, которое запускали виральные механизмы: бот и подписи с названием приложения на скриншотах домашнего задания или расписания. В продвижении так же помогало хорошо настроенное описание приложения, благодаря которому в поисковой выдаче в Google Play и App Store по соответствующим запросам «МРКО для телефона» приложение Квирквелии было первым в выдаче (приложение также попадало в топ-3 в категории «Образование» в App Store). На руку предпринимателю играло и то, что набирали популярность электронные дневники и журналы. «Если в 2014 году мы еще конкурировали с бумажным дневником, то теперь совсем нет», — констатирует Квирквелия.
Затемнители и прагматики: почему борьба против закона о просвещении имеет смысл
Электронные аналоги активно продвигало правительство Москвы. Помимо МЦКО, их внедрением занимался департамент информационных технологий, который отвечал за разработку новой системы «Общегородского электронного журнала/дневника» (ОЭЖД). В 2015 году ДИТ открыл сторонним разработчикам API к электронным дневникам и электронным картам школьников — теперь неофициальные дневники могли не парсить данные, а получать к ним доступ к ним через публичный API. В том же году ведомство запустило мобильный доступ к официальному дневнику с помощью приложения «Госуслуги Москвы» и отчиталось о 800 000 уникальных пользователей электронного журнала и дневника в месяц.
В том же 2015 году центр антикоррупционных исследований «Трансперенси» (признан иноагентом) направил обращения в ФАС, московскую прокуратуру и Минобрнауки. В них он просил разобраться в том, насколько эффективно город расходовал средства на многочисленные дублирующие друг друга версии электронных школьных дневников и журналов (МРКО, ОЭЖД и другие) и вообще законно ли навязывать школам единое муниципальное решение. Чиновники тогда отвергли все обвинения в свой адрес.
В 2016 году ДИТ объединил все разработки в проект «Московская электронная школа» (МЭШ). Помимо электронного дневника и журнала, в МЭШ включили систему «Проход и питание» (с ее помощью родитель видит, когда ребенок пришел в школу и не забыл ли поесть в столовой), чат с учителем и другие сервисы.
Итальянская забастовка
Осенью 2016 года у проекта Квирквелии началась череда проблем с государственными системами. Еще в октябре часть пользователей приложения увидела «пошлую рекламу 18+» из-за ошибки предпринимателя с фильтром сервиса монетизации рекламы Google AdMob. По словам Квирквелии, он исправил ошибку в тот же вечер. Вскоре после этого сайт официального московского дневника стал часто меняться, рассказывает он: «Это ломало парсинг, потому что с каждым изменением его приходилось перенастраивать». Тогда он перешел на использование открытого API — с ним приложение не нужно было чинить из-за любого изменения в источнике данных.
После этого ему заблокировали работу с открытым API. Вплоть до середины декабря 2016-го предприниматель «бесконечно пинговал систему» ДИТ. «Приходилось использовать что-то вроде итальянской забастовки: когда мне перестали отвечать, я позволил каждому пользователю отправить письмо с запросом в ДИТ по кнопке в приложении, — вспоминает он. — Поскольку ДИТ обязан ответить на каждое письмо — мне позвонили через несколько часов и переговоры восстановились».
По итогам переговоров Квирквелии восстановили доступ к публичному API. Но ненадолго: в начале августа 2017 года ведомство объявило, что закрывает API для всех сторонних разработчиков. Квирквелия в знак протеста опубликовал рассказ обо всей этой истории на платформе «Хабр». О ситуации тогда написали многие СМИ.
Начальству виднее: как новый закон помешает работе просветителей в России
Журналист Иван Голунов в расследовании «Медузы» о заработках чиновников на сервисе «Активный гражданин» связывал закрытие доступа к API Квирквелии с конкуренцией его «МРКО для телефона» с другим платным мобильным дневником, который разрабатывала компания «Тактик Лабс». По данным «Медузы», эта компания связана с «Альтариксом» — разработчиком многих электронных сервисов мэрии, в том числе «Госуслуг». «Все эти проблемы начались, чтобы дать дорогу приложению «Тактик Лабс». Когда стало понятно, что ничего не получится — доступ к API ограничили всем», — подтверждает Квирквелия. По его словам, после этой истории приложение «Тактик Лабс» закрылось.
Forbes направил запросы в «Альтарикс» и ДИТ. На момент публикации на них не ответили.
В сентябре 2017-го Квирквелия вернулся к парсингу данных. По мнению предпринимателя, его работу и дальше могли бы ограничивать, если бы не резонанс в СМИ: «Я бы не смог работать и через парсинг, если бы на эту историю не обратили внимание».
Кочующие школьники
В 2017–2018 учебном году доход приложения вырос в 2,5 раза — до $28 600. В 2018-м Квирквелия поступил на факультет бизнес-информатики в Высшую школу экономики, но уже через три месяца бросил вуз: «Решил, что больше знаний я получаю в своем проекте — зачем тратить время на учебу? К тому же я уже на нем зарабатывал».
Нарастить показатели помогла интеграция приложения с региональными системами электронных дневников и журналов: в 2018 году он предоставил пользователям доступ к данным портала «Петербургского образования» и к «Дневнику республики Татарстан». По словам Квирквелии, сейчас 66% аудитории его приложения приходится на Москву, 31% — на Татарстан и Санкт-Петербург, оставшиеся 3% — на остальные города России.
Сыграли роль в росте выручки и эксперименты с новыми фичами, говорит Квирквелия: «Мы стали делать очень быстрые A/B-тесты (инструмент для сравнения друг с другом двух версий продукта. — Forbes)». В 2020 году он запустил веб-версию приложения. С началом пандемии и переходом школьников на удаленное обучение веб-версия пользовалась большим спросом, чем приложение, говорит он: «Нас это спасло: мы не потеряли нашу аудиторию. Школьники на время удаленки переместились в веб, а с открытием школ вернулись в приложение».
Слова предпринимателя подтверждают скриншоты внутренней отчетности проекта (есть в распоряжении Forbes). В мае выручка приложения упала на 80–90%, но в сентябре вернулась к прежним показателям. В текущем учебном году Квирквелия заработал на рекламе и плате за ее блокировку около $200 000. До конца учебного года (мая) он рассчитывает выручить еще $60 000–80 000.
Борьба за долю рынка
В 2020 году на рынок приложений-дневников вышла и правительственная МЭШ. Прежде в этой нише, помимо сервиса Квирквелии, существовали частные игроки: среди них одноименное приложение разработчика цифровых платформ для школ «Дневник.ру» (прежде им пользовались в московских школах, но после запуска МЭШ компания сфокусировалась на регионах), «Мой дневник» от частной «Барс Груп» и «ЭлЖур.Дневник».
Квирквелия признает текущее лидерство «Дневник.ру» по выручке, но в ближайшие годы рассчитывает побороться с конкурентом и по этому показателю. В середине 2020 года он собирался создавать внутри приложения образовательную платформу, чтобы нарастить аудиторию, и обсуждал с командой и друзьями, как ее назвать. До этого проект фактически никак не назывался. В коллективном мозговом штурме родилось шутливое «Дневничок». «Мы все посмеялись, но забыть не смогли. Это суперское название, вокруг него можно сделать много мемов», — говорит Квирквелия.
Альтернативное образование: тренды развития EdTech
Несмотря на рост конкуренции, «Дневничок» остался в лидерах. По данным на 12 апреля он лидировал среди других дневников в топе бесплатных приложений категории «Образование» в App Store, 13 апреля в лидеры среди дневников выбился «Дневник МЭШ». По данным сервиса аналитики Sensor Tower, в марте 2021 года «Дневничок» скачали 30 000 пользователей, «Дневник.ру» — 50 000, «Дневник МЭШ» — 40 000.
По словам Квирквелии, всего «Дневничок» скачали более 2,5 млн раз, ежедневно в приложение заходят более 600 000 пользователей. Для сравнения, приложение «Дневник.ру», по собственным данным, скачали более 5 млн раз. В ДИТ, ответственной за МЭШ, на запрос Forbes не ответили. В Google Play указано, что у «Дневничка» и «Дневник.ру» больше 1 млн установок, у «Дневник МЭШ» — более 500 000.
Гендиректор «Дневник.ру» Гавриил Леви говорит, что компания не ощущает конкуренцию ни с МЭШ, ни с «Дневничком». «По выручке на рынке приложений-дневников для школьников мы лидируем с большим отрывом», — говорит он. Часть функций «Дневник.ру» — платная.
Туманное завтра
В декабре 2020 года вместо полноценной образовательной платформы в «Дневничке» появилась платформа вопросов и ответов. На ней школьники могут задавать вопросы по домашним заданиям и получать ответы от сверстников или экспертов (ими выступают студенты-фрилансеры). «У нас с первого дня появился огромный поток вопросов. Сейчас в базе их уже 180 000. Это космический результат», — доволен он. Предприниматель рассчитывает, что ответы на вопросы будут всплывать в соответствующих результатах поиска в Google и «Яндекс», люди будут заходить на сайт, а затем скачивать приложение.
Нарастить аудиторию дневника с помощью платформы вопросов и ответов — хорошая идея, считает основатель другого детско-родительского приложения «Где мои дети» Вадих Гиниатулин. Он приводит в пример компанию Brainly, которая развивает в России сервис для совместного решения домашних заданий, — по собственным данным, в СНГ у него около 55 млн ежемесячных пользователей.
По словам Гиниатулина, приложение «Дневничок» работает качественнее конкурентных дневников, кроме того, у него лучше пользовательский интерфейс. При этом он видит серьезные риски для развития «Дневничка». «В определенный момент им ограничат доступ к данным, которые они получают из электронных журналов, — считает Гиниатулин. — Сервисы по закону не имеют права ограничивать доступ к этой информации, но это в теории. На практике все может быть совсем по другому».
«Не хватает маховика времени»: что мешает учителям использовать цифровые технологии
С тем, что «Дневничку» может и дальше мешать конкуренция с государственными сервисами, согласен сооснователь образовательных проектов «Нетология», «Фоксфорд», и Digital Dolina Максим Спиридонов. «Это инфраструктурный проект, завязанный на сегмент рынка, который находится практически в полной монополии государства, — объясняет предприниматель. — Как следствие, государство, как и во всем в отношении школьного обучения, стремится очень жестко устанавливать правила и выкатывать собственные решения, запреты, или регламенты».
По словам Спиридонова, и «Дневник.ру», и «ЭлЖур» постоянно испытывают трудности в связи с действиями государства. Бизнес оказывается в ситуации, где он настолько сильно зависит от регулятора, что не уверен в завтрашнем дне, считает Спиридонов. По его словам, из-за присутствия государства на рынке инвестиционная привлекательность частных дневников падает очень низко: «Оценочно мультипликаторы при инвестиционных сделках в таких случаях сопоставимы с мультипликаторами офлайн-решений: 1–1,5 к выручке вместо более привычных для edtech-проектов 4–5».
Квирквелия признается, что опасается действий правительства: «В России тяжело не бояться, особенно с нашей историей». Но в будущее своего бизнеса он, тем не менее, верит. «На данный момент законодательная база на нашей стороне», — считает предприниматель. За годы многое изменилось, рассказывает он, и теперь официальные приложения от государства заимствуют фичи «Дневничка»: «Это хороший тренд. Уверен, что в будущем мы придем к тому, что государственные дневники откроют API и работать станет чуточку проще и спокойнее».
Платформа для автодилеров и разработчик TON
Платформа для автодилеров и разработчик TON: кому дали денег на этой неделе
Зарубин И. Шугнанские тексты и словарь. , Л. , 1960
В статье затрагивается проблема взаимодействия бинарных оппозиций Glueck (счастье)/Unglueck(несчастье) в произведениях современных немецких авторов и их переводов на русский язык.
In the article talked about a statement of locuses of the christian (catholic, Greco-Orthodox, Armenian), judaic (Jewish and Caraimi), and moslem inlightening in Caffa of the 13-15th centuries.
Статья посвящена основным проблемам становления исторической науки в ХХ веке. При этом выделяются несколько основных направлений: цивилизационный подход, теория модернизации, неомальтузианство, диффузионизм. Рассматривается проблема субъективности в исторической науке.
Люди и тексты. Исторический альманах: «Заказ» на историю? Актуализация информационного пространства прошлого. – М. : Институт всеобщей истории РАН, 2014. В статье предпринимается попытка представить развитие историко-историографического процесса в стенах императорского Харьковского университета как результат реализации идеи профессионализации исторической науки. Воплощением этой идеи в реальной практике была сознательная деятельность ученых по созданию профессионального научного сообщества. Историографическое знание использовалось как инструмент механизмов передачи знания последующим поколениям ученых и проведения научной экспертизы. Однако решающее значение в процессе дисциплинизации историографии сыграло участие историографического знания в формировании профессионального этоса историков.
Статья посвящена анализу архивного документа из Архива Императорской археологической комиссии, хранимого ныне в ИИМК РАН, об археологических раскопках начинающего (на тот момент) исследователя В.В. Радлова в 1868-1869 гг. на территории современной северной части Кыргызстана. В результате анализа автор приходит к выводу, что работы им проводились на городище Красная Речка. Это были первые официальные археологические исследования на территории Кыргызстана