Tc tle rfg

• «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии

• Абамзинская НШДС

• Богатыревская СОШ

• БОУ “ЦОиКСД” МО ЧР

• БОУ Шумерлинская ОШИдОсОВЗ

• Булдеевская ООШ

• ВСОШ №1

• Гимназия № 5 СШ

• Гимназия №1

• Гимназия №2

• Гимназия №4

• Гимназия №46

• Заволжская СОШ

• Ибресинская СКОШИ

• Игорварская ООШ

• Кадетская школа им. А.В. Кочетова

• Кадетская школа № 14

• Калининская СКОШИ

• Кокшакасинская ООШ

• КОКШАНОВСКАЯ НШДС

• Конарская СОШ

• Кугесьская СКОШИ

• Лицей №2

• Лицей №3

• Лицей №4

• Лицей №44

• Малоянгорчинская ООШ

• МАОУ Лицей ГСиУ

• МБОУ “Верхнеаккозинская ООШ”

• МБОУ “Гимназия №1” г. Ядрин

• МБОУ “Мижеркасинская ООШ”

• МБОУ “Никулинская НОШ”

• МБОУ “Питеркинская СОШ”

• МБОУ “СОШ №3” г.Ядрина

• МБОУ “Хозанкинская ООШ”

• МБОУ “Чукальская НОШ”

• МБОУ “Шолинская ООШ”

• МБОУ «Красночетайская СОШ»

• МБОУ «Шатьмапосинская ООШ»

• МБОУ Абашевская СОШ

• МБОУ Абызовская СОШ

• МБОУ Адабайская ООШ

• МБОУ Азимсирминская СОШ

• МБОУ Айбечская СОШ

• МБОУ Акрамовская ООШ

• МБОУ Аксаринская НШ – детский сад

• МБОУ Акулевская ООШ

• МБОУ Алгазинская СОШ

• МБОУ Алгашинская СОШ

• МБОУ Алдиаровская СОШ

• МБОУ Алманчиковская СОШ

• МБОУ Алманчинская СОШ

• МБОУ Алтышевская ООШ

• МБОУ Алтышевская СОШ

• МБОУ Анастасовская СОШ

• МБОУ Анат-Кинярская СОШ

• МБОУ Анаткасинская НШ-ДС

• МБОУ Андреево-Базарская СОШ

• МБОУ Андреевская ООШ

• МБОУ Арабосинская ООШ

• МБОУ Аранчеевская ООШ

• МБОУ Асановская СОШ

• МБОУ Атлашевская СОШ

• МБОУ Атнарская СОШ

• МБОУ Атнашевская ООШ

• МБОУ Атратская СОШ

• МБОУ Ахматовская СОШ

• МБОУ Ачакасинская ООШ

• МБОУ Б.Карачинcкая ООШ

• МБОУ Б.Сундырская СОШ

• МБОУ Байгильдинская СОШ

• МБОУ Байглычевская ООШ

• МБОУ Байгуловская СОШ

• МБОУ Байдеряковская ООШ

• МБОУ Байдиряковская ООШ

• МБОУ Балабаш Баишевская СОШ

• МБОУ Балдаевская СОШ

• МБОУ Батыревская вечерняя СОШ

• МБОУ Батыревская СОШ №1

• МБОУ Батыревская СОШ №2

• МБОУ Бахтигильдинская ООШ

• МБОУ Белоозерская ООШ

• МБОУ Бичурга-Баишевская СОШ

• МБОУ Бичуринская ООШ

• МБОУ Болшечеменевская СОШ

• МБОУ Больше-Яльчикская СОШ

• МБОУ Большеабакасинская ООШ

• МБОУ Большеатменская СОШ

• МБОУ Большебикшихская СОШ

• МБОУ Большебуяновская ООШ

• МБОУ Большекатрасьская СОШ

• МБОУ Большесундырская НОШ

• МБОУ Большетаябинская ООШ

• МБОУ Большечакинская ООШ

• МБОУ Большечурашевская СОШ

• МБОУ Большешатьминская СОШ

• МБОУ Большешигаевская ООШ

• МБОУ Большеяниковская СОШ

• МБОУ Большеяушская СОШ

• МБОУ Буинская СОШ

• МБОУ Буртасинская СОШ

• МБОУ Верхнеачакская СОШ

• МБОУ Верхнеяндобинская НШДС

• МБОУ Восходская ООШ

• МБОУ ВСОШ №1

• МБОУ Вурман-Кибекская СОШ

• МБОУ Вурман-Сюктерская СОШ

• МБОУ Вурманкасинская ООШ

• МБОУ Вурнарская СОШ №1 им. И.Н.Никифорова

• МБОУ Вурнарская СОШ №2

• МБОУ Вутабосинская СОШ

• МБОУ Гимназия №1

• МБОУ Гимназия №1 г. Мариинский Посад

• МБОУ Гимназия №6

• МБОУ Гимназия №8

• МБОУ Долгоостровская СОШ

• МБОУ Егоркинская СОШ

• МБОУ Еметкинская СОШ

• МБОУ Ермошкинская СОШ

• МБОУ Засурская ООШ

• МБОУ Ибресинская СОШ №1

• МБОУ Иваньково – Ленинская ООШ

• МБОУ Икковская ООШ

• МБОУ Ильинская СОШ

• МБОУ Именевская ООШ

• МБОУ Индырчская СОШ

• МБОУ Исаковская ООШ

• МБОУ Ишакская СОШ

• МБОУ Ишлейская СОШ

• МБОУ Кадетский лицей

• МБОУ Кадикасинская НШ-ДС

• МБОУ Калайкасинская СОШ

• МБОУ Калининская СОШ

• МБОУ Карабай-Шемуршинская СОШ

• МБОУ Карабашская НОШ

• МБОУ Караевская СОШ

• МБОУ Караклинская СОШ

• МБОУ Карамышевская СОШ

• МБОУ Карачевская ООШ

• МБОУ Карачуринская ООШ

• МБОУ Кармамейская ООШ

• МБОУ Кашмашская ООШ

• МБОУ Кзыл-Камышская НШДС

• МБОУ Кильдюшевская СОШ

• МБОУ Кирская СОШ

• МБОУ Климовская СОШ

• МБОУ Ковалинская ООШ

• МБОУ Козловская ООШ №1 им. Тухланова А.Г.

• МБОУ Козловская СОШ №2

• МБОУ Козловская СОШ №3

• МБОУ Кольцовская СОШ

• МБОУ Комсомольская СОШ №1

• МБОУ Комсомольская СОШ №2

• МБОУ Кошки-Куликеевская СОШ

• МБОУ Красноармейская СОШ

• МБОУ Красномайская НШДС

• МБОУ Краснооктябрьская СОШ

• МБОУ Кувакинская СОШ

• МБОУ Кугеевская ООШ

• МБОУ Кугесьская СОШ №1

• МБОУ Кугесьский лицей

• МБОУ Кудеихинская СОШ

• МБОУ Кудеснерская ООШ

• МБОУ Кукшумская ООШ

• МБОУ Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева

• МБОУ Кумашская ООШ

• МБОУ Кушелгинская ООШ

• МБОУ Кшаушская СОШ

• МБОУ Кюстюмерская СОШ

• МБОУ Лащ-Таябинская СОШ

• МБОУ Липовская СОШ

• МБОУ Лицей №18

• МБОУ Малобикшихская СОШ

• МБОУ Малобуяновская ООШ

• МБОУ Малокарачкинская ООШ

• МБОУ Малокармалинская СОШ

• МБОУ Малокибечская ООШ

• МБОУ Малотаябинская ООШ

• МБОУ Малояушская СОШ

• МБОУ Мамышская СОШ

• МБОУ Миренская ООШ

• МБОУ Мишуковская ООШ

• МБОУ Можарская СОШ

• МБОУ Мокринская НШДС

• МБОУ Моргаушская СОШ

• МБОУ Москакасинская СОШ

• МБОУ Мусирминская СОШ

• МБОУ Напольновская СОШ

• МБОУ Напольнокотякская СОШ

• МБОУ Николаевская ООШ

• МБОУ Нискасинская СОШ

• МБОУ Новоайбесинская СОШ

• МБОУ Новоатайская СОШ

• МБОУ Новоахпердинская ООШ

• МБОУ Новоачакасинская НШДС

• МБОУ НовоБайбатыревская СОШ

• МБОУ Новобуяновская СОШ

• МБОУ Новокотяковская НШДС

• МБОУ Новомуратская СОШ

• МБОУ Новотинчуринская ООШ

• МБОУ Новоурюмовская ООШ

• МБОУ Новочелкасинская ООШ

• МБОУ Новочурашевская СОШ

• МБОУ Новошимкусская СОШ

• МБОУ Норваш Шигалинская СОШ

• МБОУ Нюргечинская СОШ

• МБОУ Октябрьская НОШ

• МБОУ Октябрьская СОШ

• МБОУ ООШ г. Мариинский Посад

• МБОУ Ораушская ООШ

• МБОУ Орининская СОШ

• МБОУ Орнарская ООШ

• МБОУ Оточевская НШ- ДС

• МБОУ Первомайская СОШ

• МБОУ Первочурашевская СОШ

• МБОУ Персирланская ООШ

• МБОУ Пикшикская СОШ

• МБОУ Полевобикшикская СОШ

• МБОУ Полевошептаховская СОШ

• МБОУ Порецкая СОШ

• МБОУ Приволжская ООШ

• МБОУ Ряпинская ООШ

• МБОУ Сабанчинская ООШ

• МБОУ Салабайкасинская ООШ

• МБОУ Санарпосинская СОШ

• МБОУ Селоядринская СОШ

• МБОУ Семеновская СОШ

• МБОУ Сеспельская СОШ

• МБОУ Сигачинской НШДС

• МБОУ Сине-Кинчерская ООШ

• МБОУ Синьял-Покровская СОШ

• МБОУ Синьяльская СОШ

• МБОУ Советская СОШ

• МБОУ Сойгинская СОШ

• МБОУ Солдыбаевская ООШ им. А. Г. Журавлева

• МБОУ Сосновская ООШ

• МБОУ СОШ №1

• МБОУ СОШ №10

• МБОУ СОШ №11

• МБОУ СОШ №12

• МБОУ СОШ №13

• МБОУ СОШ №14

• МБОУ СОШ №16

• МБОУ СОШ №17

• МБОУ СОШ №19

• МБОУ СОШ №2

• МБОУ СОШ №20

• МБОУ СОШ №3

• МБОУ СОШ №4

• МБОУ СОШ №5

• МБОУ СОШ №6

• МБОУ СОШ №7

• МБОУ СОШ №8

• МБОУ СОШ №9

• МБОУ Среднекибечская СОШ

• МБОУ Среднетатмышская СОШ

• МБОУ Старо-Янашевская ООШ

• МБОУ Староайбесинская СОШ

• МБОУ Староахпердинской ООШ

• МБОУ Старотиньгешская СОШ

• МБОУ СТАРОТОЙСИНСКАЯ НШДС

• МБОУ Староурмарская СОШ

• МБОУ Старочукальская ООШ

• МБОУ Стемасская ООШ

• МБОУ Сугайкасинская ООШ

• МБОУ Сугутская СОШ

• МБОУ Сутчевская СОШ

• МБОУ Сыбайкасинская ООШ

• МБОУ Сятра-Лапсарская ООШ

• МБОУ Сятра-Хочехматская СОШ

• МБОУ Сятракасинская СОШ

• МБОУ Тарханская СОШ

• МБОУ Татарско-Сугутской СОШ

• МБОУ Татмыш-Югелевская НШДС

• МБОУ Тегешевская ООШ

• МБОУ ТНШДС

• МБОУ Тобурдановская СОШ

• МБОУ Тойгильдинская ООШ

• МБОУ Тойсинский СОШ

• МБОУ Токаевская СОШ

• МБОУ Толиковская СОШ

• МБОУ Тораевская СОШ

• МБОУ Траковская СОШ

• МБОУ Тренькасинская СОШ

• МБОУ Трёхбалтаевская СОШ

• МБОУ Трёхизб-Шемуршинская НШДС

• МБОУ Туванская ООШ

• МБОУ Тузи-Муратская ООШ

• МБОУ Тузисярмусская ООШ

• МБОУ Турмышская СОШ

• МБОУ Туруновская ООШ

• МБОУ Тюмеревская СОШ

• МБОУ Тюрлеминская СОШ

• МБОУ Убеевская СОШ

• МБОУ Урмаевская СОШ

• МБОУ Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова

• МБОУ Ухманская СОШ

• МБОУ Хирпосинская ООШ

• МБОУ Ходарская СОШ

• МБОУ Хормалинская СОШ

• МБОУ Хочашевская ООШ

• МБОУ Хумушская ООШ

• МБОУ Хучельская ООШ

• МБОУ Чагасьская ОСШ

• МБОУ Чадукасинская ООШ

• МБОУ Чебаковская ООШ

• МБОУ Челкасинская ООШ

• МБОУ Чемуршинская ООШ

• МБОУ Чепкас-Никольская ООШ

• МБОУ Чирш-Хирлепская ООШ

• МБОУ Чиршкасинская СОШ

• МБОУ Чубаевская ООШ

• МБОУ Чуварлейская СОШ

• МБОУ Чуваштимяшская СОШ

• МБОУ Чуманкасинская СОШ

• МБОУ Чурачикская ООШ

• МБОУ Чутеевская СОШ

• МБОУ Шаймурзинская ООШ

• МБОУ Шакуловская ООШ

• МБОУ Шальтямская ООШ

• МБОУ Шатракасинская ООШ

• МБОУ Шемалаковская ООШ

• МБОУ Шемуршинская СОШ

• МБОУ Шибылгинская СОШ

• МБОУ Шивбосинская НОШ

• МБОУ Шигалинская ООШ

• МБОУ Шимкусская СОШ

• МБОУ Шинерская ООШ

• МБОУ Шихабыловская ООШ

• МБОУ Шихазанская СОШ

• МБОУ Шомиковская ООШ

• МБОУ Шоркасинская СОШ

• МБОУ Шоркистринская СОШ

• МБОУ Шоршелская СОШ

• МБОУ Шумерлинская СОШ

• МБОУ Шыгырданская СОШ №1

• МБОУ Шыгырданская СОШ №2

• МБОУ Эльбарусовская СОШ

• МБОУ Ювановская СОШ

• МБОУ Юманайская СОШ

• МБОУ Юнгинская СОШ

• МБОУ Юськасинская СОШ

• МБОУ Яльчикская СОШ

• МБОУ Яманакская НОШ

• МБОУ Ямашевская СОШ

• МБОУ Янгильдинская ООШ им. Салихова М.А.

• МБОУ Янгильдинская СОШ

• МБОУ Янгличская СОШ им. Героя РФ. Н.Ф. Гаврилова

• МБОУ Янгорчинская СОШ

• МБОУ Янтиковская начальная школа – детский сад

• МБОУ Янтиковская О_О_Ш

• МБОУ Янтиковская СОШ

• МБОУ Яншихово – Норвашская СОШ

• МБОУ Яншихово-Челлинская СОШ

• МБОУ Яншиховская НШДС

• МБОУ Янышская ООШ

• МБОУ Ярабайкасинская СОШ

• Михайловская ООШ

• Начальная школа – детский сад

• Новочебоксарская СКОШИ

• НОШ №1

• НОШ №2

• Первомайская СОШ

• Первостепановская ООШ

• Поваркасинская ООШ

• Починокинельская СОШ

• Саланчикская СКОШИ

• СОШ п.Опытный

• СОШ №1

• СОШ №10

• СОШ №11

• СОШ №12

• СОШ №17

• СОШ №18

• СОШ №19

• СОШ №2

• СОШ №20

• СОШ №22

• СОШ №23

• СОШ №24

• СОШ №27

• СОШ №28

• СОШ №29

• СОШ №3

• СОШ №30

• СОШ №31

• СОШ №33

• СОШ №35

• СОШ №36

• СОШ №37

• СОШ №38

• СОШ №39

• СОШ №40

• СОШ №41

• СОШ №42

• СОШ №43

• СОШ №45

• СОШ №47

• СОШ №48

• СОШ №49

• СОШ №50

• СОШ №53

• СОШ №54

• СОШ №55

• СОШ №56

• СОШ №57

• СОШ №59

• СОШ №6

• СОШ №60

• СОШ №61

• СОШ №62

• СОШ №63

• СОШ №64

• СОШ №7

• СОШ №9

• Старочелны – Сюрбеевская СОШ

• Сыресинская НОШ

• Таушкасинская СОШ

• Тестовая школа

• Тувсинская СОШ

• Убеевская СОШЗТ

• Центр образования №1

• Центр образования №2

• Цивильская СКОШИ №1

• Цивильская СКОШИ №2

• Чебоксарская СКНШДС №2

• Чебоксарская СКОШИ

• Чебоксарская СКОШИ №1

• Чебоксарская СКОШИ №2

• Чебоксарская СКОШИ №3

• Чиричкасинская СОШ

• Чурачикская СОШ

• Шераутская СОШ

Tc tle rfg

Электронное образование Республики Татарстан

Вход для сотрудников сферы образования и учеников

Вход для пользователей

Что делать, если я забыл пароль?

Если вы забыли пароль, то для его восстановления обратитесь к администрации школы или к классному руководителю.

В 2014 году восьмиклассник Леван Квирквелия придумал, как заработать на цифровизации школьного образования. Он создал приложение, которое в удобном формате выгружает оценки и расписание уроков из государственных электронных систем. В 2016 году структуры правительства Москвы заблокировали ему доступ к данным, но благодаря вниманию СМИ проект выжил. Сейчас им пользуются более 2 млн школьников

«Раньше, если кто-то из школьников в чате класса во «ВКонтакте» писал «лол», то бот «Дневничка» отвечал ему «кек». Такие штуки всегда вызывают бурю эмоций — ребенок сразу же рассказывает о нас друзьям», — описывает одну из особенностей приложения «Дневничок» его основатель, 21-летний Леван Квирквелия.

До недавнего времени он сам был школьником и поэтому хорошо понимает интересы сверстников. Первую версию приложения-дневника для Android он запустил в 2014 году, когда учился в восьмом классе. Проект парсил (собирал данные с разных сервисов) оценки, домашнее задание и расписание уроков из электронного журнала «Московского центра качества образования» (МРКО) и показывал их в удобном мобильном формате. Всего за несколько месяцев работы он привлек больше 1000 пользователей. С тех пор «Дневничок» разросся до двух полноценных версий для iOS и Android и 2 млн пользователей.

Сооснователь Qiwi Сергей Солонин инвестировал в конкурента «Бизнес молодости»

Параллельно ему закрыли доступ к API (интерфейсу) московского электронного дневника, из-за чего он на время потерял возможность собирать нужные данные. Кроме того, на рынок вышло аналогичное приложение правительственной «Московской электронной школы» (МЭШ).

За счет чего проект Квирквелии продолжил успешно конкурировать с государством?

Запрет дневника

Леван Квирквелия родился и вырос в подмосковном Долгопрудном. Родители в начале 2000-х купили ему «очень древний» компьютер с дисковой операционной системой MS-DOS — пользоваться им можно с помощью командной строки. Еще в дошкольном возрасте он разобрался, как на нем работать, а в начальных классах стал создавать примитивные сайты. «Во 2-3 классе я сделал на narod.ru (бесплатный хостинг в рунете. — Forbes) свой первый сайт — страничку класса с пятью ссылками, — вспоминает Квирквелия. — Там не нужно было особо программировать, и дизайна никакого не было, но я тогда был самым счастливым человеком на планете».

Вскоре Квирквелия стал изучать язык HTML, чтобы делать сайты «покруче». Денег такая разработка не приносила, говорит он: «Я делал все не под заказ, а в свое удовольствие. Пытался создавать игры, делал сайт с фильмами, сервис контроля личных финансов».

С начала 2010-х годов российские школы постепенно переходили на электронные журналы успеваемости, которые были призваны заменить бумажные аналоги. Их разрабатывали как частные компании («Дневник.ру», «Нетскул.ру», «ЭлЖур»), так и государство. В частности, в столичные школы электронный журнал внедрил «Московский регистр качества образования» (МРКО) при департаменте образования Москвы. В 2014 году московским учителям рекомендовали перейти на журнал, разработанный МРКО. В марте того же года глава департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Артем Ермолаев объявил, что все столичные школы теперь пользуются электронными дневниками.

В школу не пойдем: как инвестиции в EdTech изменят образование после пандемии

Квирквелия на личном опыте прочувствовал переход на электронные журналы и дневники: «Интерфейс дневника МРКО был просто ужасен. А с телефона он вообще глючил и переставал работать». Для удобства пользования дневником с мобильного телефона он решил разработать приложение, которое бы парсило и показывало данные из журнала МРКО. Недолго думая, на январских каникулах 2014 года Квирквелия создал первую версию такого приложения для Android: оно показывало расписание уроков, оценки и домашнее задание. Предприниматель назвал приложение «МРКО — независимый электронный дневник» и в конце января выложил на Google Play.

Квирквелия рассказал о проекте на своей странице во «ВКонтакте» и всем одноклассникам. По его словам, через неделю приложение установили около 100 человек, после череды обновлений к началу февраля количество скачиваний выросло вдвое, спустя месяц, когда Квирквелия доработал и интерфейс, пользователей стало уже 600, а к апрелю аудитория перевалила за 1000.

В апреле, чтобы привлечь к приложению новых пользователей, Квирквелия написал на почту разработчикам МРКО и попросил рассказать о его проекте на главной странице правительственного дневника. «Меня в ответ позвали познакомиться, — вспоминает он. — Я пришел, а мне сообщили, что я со своим приложением нарушаю закон о персональных данных пользователей, и для дальнейшей работы мне нужно пройти проверки и получить лицензию. Что конкретно я должен был сделать, я так и не понял, но все звучало так, будто мне нельзя работать».

Tc tle rfg

Испугавшись штрафов, школьник решил закрыть проект и в конце апреля одним днем удалил приложение из Google Play: «Я на этом ничего не зарабатывал, поэтому даже к юристам обратиться не мог. Погуглил — действительно для обработки персональных данных нужна была дорогостоящая лицензия. Глубоко вникать не стал — подумал, на всякий случай лучше прекратить».

Forbes направил запрос в Московский центр качества образования (МЦКО), который отвечал за формирование МРКО. На момент публикации на него не ответили.

Мемы для школьников

Закрыв «МРКО — независимый электронный дневник», Квирквелия увлекся новым проектом — конструктором интернет-магазинов для продажи товаров из компьютерных игр Rust. На разработку старшеклассник потратил до двух месяцев. Проект зарабатывал за счет 10%-ой комиссии с оборота игровых товаров. По словам Квирквелии, конструктор с первого дня приносил доход: поначалу несколько сотен рублей в день, а впоследствии — порядка 50 000 рублей в месяц.

Новый бизнес отнимал много времени, признается Квирквелия: «Это была фултайм-работа за 50 000 рублей: я отвечал на вопросы людей в поддержке, кодил». Из-за того, что доходы вскоре почти перестали расти, в середине 2015 года он решил оставить и этот проект. Вместо него Квирквелия решил возродить мобильный дневник, который, по его мнению, мог бы зарабатывать гораздо больше конструктора за счет рекламы или платы за подписку. «Раньше о монетизации я не задумывался, а теперь начал относиться к приложению как к бизнесу», — говорит он.

Золотой век откладывается: почему российское онлайн-образование ждет падение вместо расцвета

К тому времени отсутствие лицензии перестало пугать школьника: «За год я успел разобраться в вопросе и понял, что работа моего приложения схожа с работой любого браузера. Мы же не требуем лицензии с Google Chrome за то, что он транслирует нам данные». Квирквелии действительно не нужна была лицензия, утверждает сооснователь сервиса Solar Staff и юрист в области интернет-права Павел Шинкаренко: достаточно брать у каждого пользователя согласие на работу с его данными в установленной форме и выполнять требования по безопасности хранения и обработки таких данных. «Да, все эти меры влекут дополнительные расходы на обеспечение информационной безопасности, но это не какие-то пошлины или платы за лицензии», — резюмирует юрист.

За лето 2015 года Квирквелия написал две версии приложения «МРКО для телефона» — для Android и iOS. Принцип работы системы оставил прежним: приложение парсило данные из официального электронного журнала и дневника МРКО и транслировало их в удобном формате. Но внешний вид школьник изменил, заказав у фрилансера дизайн интерфейса и логотипа за несколько десятков тысяч рублей.

Добавились и новые фичи: советы о том, какие оценки нужно получать, чтобы закончить четверть или полугодие на желаемый балл; заметки, которыми можно делиться с родителями и одноклассниками; а также бот для чатов класса во «ВКонтакте», который автоматически присылал домашнее задание на вопрос «Что задали?» и реагировал на мемы (например, отвечал «кек» на сообщение «лол»). Зарабатывать Квирквелия решил на встраиваемой в приложение рекламе Google и «Яндекса» и на ежемесячной комиссии в 39 рублей за ее отключение.

Неэффективные расходы города

Параллельно предприниматель начал развивать проект в соцсети «ВКонтакте»: делал регулярные посты в группе «Электронный дневник для МРКО» (сейчас — около 29 000 подписчиков), которую создал еще в 2014-м, с первых рекламных доходов покупал и разыгрывал между подписчиками сотовые телефоны.

Новые возможности приложения и маркетинг дали свои плоды: в 2015–2016 учебном году на приложение подписались несколько десятков тысяч учащихся, Квирквелия заработал первые $2000. В следующем учебном году число пользователей доросло до 100 000, а доход — до $11 400. Квирквелия тогда учился в 10–11 классе, деньги поступали на его ИП.

Большая часть учащихся узнавала о приложении через сарафанное радио, которое запускали виральные механизмы: бот и подписи с названием приложения на скриншотах домашнего задания или расписания. В продвижении так же помогало хорошо настроенное описание приложения, благодаря которому в поисковой выдаче в Google Play и App Store по соответствующим запросам «МРКО для телефона» приложение Квирквелии было первым в выдаче (приложение также попадало в топ-3 в категории «Образование» в App Store). На руку предпринимателю играло и то, что набирали популярность электронные дневники и журналы. «Если в 2014 году мы еще конкурировали с бумажным дневником, то теперь совсем нет», — констатирует Квирквелия.

Затемнители и прагматики: почему борьба против закона о просвещении имеет смысл

Электронные аналоги активно продвигало правительство Москвы. Помимо МЦКО, их внедрением занимался департамент информационных технологий, который отвечал за разработку новой системы «Общегородского электронного журнала/дневника» (ОЭЖД). В 2015 году ДИТ открыл сторонним разработчикам API к электронным дневникам и электронным картам школьников — теперь неофициальные дневники могли не парсить данные, а получать к ним доступ к ним через публичный API. В том же году ведомство запустило мобильный доступ к официальному дневнику с помощью приложения «Госуслуги Москвы» и отчиталось о 800 000 уникальных пользователей электронного журнала и дневника в месяц.

В том же 2015 году центр антикоррупционных исследований «Трансперенси» (признан иноагентом) направил обращения в ФАС, московскую прокуратуру и Минобрнауки. В них он просил разобраться в том, насколько эффективно город расходовал средства на многочисленные дублирующие друг друга версии электронных школьных дневников и журналов (МРКО, ОЭЖД и другие) и вообще законно ли навязывать школам единое муниципальное решение. Чиновники тогда отвергли все обвинения в свой адрес.

В 2016 году ДИТ объединил все разработки в проект «Московская электронная школа» (МЭШ). Помимо электронного дневника и журнала, в МЭШ включили систему «Проход и питание» (с ее помощью родитель видит, когда ребенок пришел в школу и не забыл ли поесть в столовой), чат с учителем и другие сервисы.

Итальянская забастовка

Осенью 2016 года у проекта Квирквелии началась череда проблем с государственными системами. Еще в октябре часть пользователей приложения увидела «пошлую рекламу 18+» из-за ошибки предпринимателя с фильтром сервиса монетизации рекламы Google AdMob. По словам Квирквелии, он исправил ошибку в тот же вечер. Вскоре после этого сайт официального московского дневника стал часто меняться, рассказывает он: «Это ломало парсинг, потому что с каждым изменением его приходилось перенастраивать». Тогда он перешел на использование открытого API — с ним приложение не нужно было чинить из-за любого изменения в источнике данных.

После этого ему заблокировали работу с открытым API. Вплоть до середины декабря 2016-го предприниматель «бесконечно пинговал систему» ДИТ. «Приходилось использовать что-то вроде итальянской забастовки: когда мне перестали отвечать, я позволил каждому пользователю отправить письмо с запросом в ДИТ по кнопке в приложении, — вспоминает он. — Поскольку ДИТ обязан ответить на каждое письмо — мне позвонили через несколько часов и переговоры восстановились».

По итогам переговоров Квирквелии восстановили доступ к публичному API. Но ненадолго: в начале августа 2017 года ведомство объявило, что закрывает API для всех сторонних разработчиков. Квирквелия в знак протеста опубликовал рассказ обо всей этой истории на платформе «Хабр». О ситуации тогда написали многие СМИ.

Начальству виднее: как новый закон помешает работе просветителей в России

Журналист Иван Голунов в расследовании «Медузы» о заработках чиновников на сервисе «Активный гражданин» связывал закрытие доступа к API Квирквелии с конкуренцией его «МРКО для телефона» с другим платным мобильным дневником, который разрабатывала компания «Тактик Лабс». По данным «Медузы», эта компания связана с «Альтариксом» — разработчиком многих электронных сервисов мэрии, в том числе «Госуслуг». «Все эти проблемы начались, чтобы дать дорогу приложению «Тактик Лабс». Когда стало понятно, что ничего не получится — доступ к API ограничили всем», — подтверждает Квирквелия. По его словам, после этой истории приложение «Тактик Лабс» закрылось.

Forbes направил запросы в «Альтарикс» и ДИТ. На момент публикации на них не ответили.

В сентябре 2017-го Квирквелия вернулся к парсингу данных. По мнению предпринимателя, его работу и дальше могли бы ограничивать, если бы не резонанс в СМИ: «Я бы не смог работать и через парсинг, если бы на эту историю не обратили внимание».

Кочующие школьники

В 2017–2018 учебном году доход приложения вырос в 2,5 раза — до $28 600. В 2018-м Квирквелия поступил на факультет бизнес-информатики в Высшую школу экономики, но уже через три месяца бросил вуз: «Решил, что больше знаний я получаю в своем проекте — зачем тратить время на учебу? К тому же я уже на нем зарабатывал».

Нарастить показатели помогла интеграция приложения с региональными системами электронных дневников и журналов: в 2018 году он предоставил пользователям доступ к данным портала «Петербургского образования» и к «Дневнику республики Татарстан». По словам Квирквелии, сейчас 66% аудитории его приложения приходится на Москву, 31% — на Татарстан и Санкт-Петербург, оставшиеся 3% — на остальные города России.

Сыграли роль в росте выручки и эксперименты с новыми фичами, говорит Квирквелия: «Мы стали делать очень быстрые A/B-тесты (инструмент для сравнения друг с другом двух версий продукта. — Forbes)». В 2020 году он запустил веб-версию приложения. С началом пандемии и переходом школьников на удаленное обучение веб-версия пользовалась большим спросом, чем приложение, говорит он: «Нас это спасло: мы не потеряли нашу аудиторию. Школьники на время удаленки переместились в веб, а с открытием школ вернулись в приложение».

Слова предпринимателя подтверждают скриншоты внутренней отчетности проекта (есть в распоряжении Forbes). В мае выручка приложения упала на 80–90%, но в сентябре вернулась к прежним показателям. В текущем учебном году Квирквелия заработал на рекламе и плате за ее блокировку около $200 000. До конца учебного года (мая) он рассчитывает выручить еще $60 000–80 000.

Борьба за долю рынка

В 2020 году на рынок приложений-дневников вышла и правительственная МЭШ. Прежде в этой нише, помимо сервиса Квирквелии, существовали частные игроки: среди них одноименное приложение разработчика цифровых платформ для школ «Дневник.ру» (прежде им пользовались в московских школах, но после запуска МЭШ компания сфокусировалась на регионах), «Мой дневник» от частной «Барс Груп» и «ЭлЖур.Дневник».

Квирквелия признает текущее лидерство «Дневник.ру» по выручке, но в ближайшие годы рассчитывает побороться с конкурентом и по этому показателю. В середине 2020 года он собирался создавать внутри приложения образовательную платформу, чтобы нарастить аудиторию, и обсуждал с командой и друзьями, как ее назвать. До этого проект фактически никак не назывался. В коллективном мозговом штурме родилось шутливое «Дневничок». «Мы все посмеялись, но забыть не смогли. Это суперское название, вокруг него можно сделать много мемов», — говорит Квирквелия.

Альтернативное образование: тренды развития EdTech

Несмотря на рост конкуренции, «Дневничок» остался в лидерах. По данным на 12 апреля он лидировал среди других дневников в топе бесплатных приложений категории «Образование» в App Store, 13 апреля в лидеры среди дневников выбился «Дневник МЭШ». По данным сервиса аналитики Sensor Tower, в марте 2021 года «Дневничок» скачали 30 000 пользователей, «Дневник.ру» — 50 000, «Дневник МЭШ» — 40 000.

По словам Квирквелии, всего «Дневничок» скачали более 2,5 млн раз, ежедневно в приложение заходят более 600 000 пользователей. Для сравнения, приложение «Дневник.ру», по собственным данным, скачали более 5 млн раз. В ДИТ, ответственной за МЭШ, на запрос Forbes не ответили. В Google Play указано, что у «Дневничка» и «Дневник.ру» больше 1 млн установок, у «Дневник МЭШ» — более 500 000.

Гендиректор «Дневник.ру» Гавриил Леви говорит, что компания не ощущает конкуренцию ни с МЭШ, ни с «Дневничком». «По выручке на рынке приложений-дневников для школьников мы лидируем с большим отрывом», — говорит он. Часть функций «Дневник.ру» — платная.

Туманное завтра

В декабре 2020 года вместо полноценной образовательной платформы в «Дневничке» появилась платформа вопросов и ответов. На ней школьники могут задавать вопросы по домашним заданиям и получать ответы от сверстников или экспертов (ими выступают студенты-фрилансеры). «У нас с первого дня появился огромный поток вопросов. Сейчас в базе их уже 180 000. Это космический результат», — доволен он. Предприниматель рассчитывает, что ответы на вопросы будут всплывать в соответствующих результатах поиска в Google и «Яндекс», люди будут заходить на сайт, а затем скачивать приложение.

Нарастить аудиторию дневника с помощью платформы вопросов и ответов — хорошая идея, считает основатель другого детско-родительского приложения «Где мои дети» Вадих Гиниатулин. Он приводит в пример компанию Brainly, которая развивает в России сервис для совместного решения домашних заданий, — по собственным данным, в СНГ у него около 55 млн ежемесячных пользователей.

По словам Гиниатулина, приложение «Дневничок» работает качественнее конкурентных дневников, кроме того, у него лучше пользовательский интерфейс. При этом он видит серьезные риски для развития «Дневничка». «В определенный момент им ограничат доступ к данным, которые они получают из электронных журналов, — считает Гиниатулин. — Сервисы по закону не имеют права ограничивать доступ к этой информации, но это в теории. На практике все может быть совсем по другому».

«Не хватает маховика времени»: что мешает учителям использовать цифровые технологии

С тем, что «Дневничку» может и дальше мешать конкуренция с государственными сервисами, согласен сооснователь образовательных проектов «Нетология», «Фоксфорд», и Digital Dolina Максим Спиридонов. «Это инфраструктурный проект, завязанный на сегмент рынка, который находится практически в полной монополии государства, — объясняет предприниматель. — Как следствие, государство, как и во всем в отношении школьного обучения, стремится очень жестко устанавливать правила и выкатывать собственные решения, запреты, или регламенты».

По словам Спиридонова, и «Дневник.ру», и «ЭлЖур» постоянно испытывают трудности в связи с действиями государства. Бизнес оказывается в ситуации, где он настолько сильно зависит от регулятора, что не уверен в завтрашнем дне, считает Спиридонов. По его словам, из-за присутствия государства на рынке инвестиционная привлекательность частных дневников падает очень низко: «Оценочно мультипликаторы при инвестиционных сделках в таких случаях сопоставимы с мультипликаторами офлайн-решений: 1–1,5 к выручке вместо более привычных для edtech-проектов 4–5».

Квирквелия признается, что опасается действий правительства: «В России тяжело не бояться, особенно с нашей историей». Но в будущее своего бизнеса он, тем не менее, верит. «На данный момент законодательная база на нашей стороне», — считает предприниматель. За годы многое изменилось, рассказывает он, и теперь официальные приложения от государства заимствуют фичи «Дневничка»: «Это хороший тренд. Уверен, что в будущем мы придем к тому, что государственные дневники откроют API и работать станет чуточку проще и спокойнее».

Платформа для автодилеров и разработчик TON

Платформа для автодилеров и разработчик TON: кому дали денег на этой неделе

Зарубин И. Шугнанские тексты и словарь. , Л. , 1960

В статье затрагивается проблема взаимодействия бинарных оппозиций Glueck (счастье)/Unglueck(несчастье) в произведениях современных немецких авторов и их переводов на русский язык.

In the article talked about a statement of locuses of the christian (catholic, Greco-Orthodox, Armenian), judaic (Jewish and Caraimi), and moslem inlightening in Caffa of the 13-15th centuries.

Статья посвящена основным проблемам становления исторической науки в ХХ веке. При этом выделяются несколько основных направлений: цивилизационный подход, теория модернизации, неомальтузианство, диффузионизм. Рассматривается проблема субъективности в исторической науке.

Люди и тексты. Исторический альманах: «Заказ» на историю? Актуализация информационного пространства прошлого. – М. : Институт всеобщей истории РАН, 2014. В статье предпринимается попытка представить развитие историко-историографического процесса в стенах императорского Харьковского университета как результат реализации идеи профессионализации исторической науки. Воплощением этой идеи в реальной практике была сознательная деятельность ученых по созданию профессионального научного сообщества. Историографическое знание использовалось как инструмент механизмов передачи знания последующим поколениям ученых и проведения научной экспертизы. Однако решающее значение в процессе дисциплинизации историографии сыграло участие историографического знания в формировании профессионального этоса историков.

Статья посвящена анализу архивного документа из Архива Императорской археологической комиссии, хранимого ныне в ИИМК РАН, об археологических раскопках начинающего (на тот момент) исследователя В.В. Радлова в 1868-1869 гг. на территории современной северной части Кыргызстана. В результате анализа автор приходит к выводу, что работы им проводились на городище Красная Речка. Это были первые официальные археологические исследования на территории Кыргызстана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *