Добавление к оценке весового коэффициента, или просто веса, позволяет учесть “важность” задания, за которое выставлена оценка. Например, для домашней работы может быть выбран вес = 1, для контрольной – вес = 3, а для итоговой контрольной работы – вес = 5. Веса оценок учитываются при расчете среднего балла учащегося, который в этом случае правильнее называть средневзвешенным баллом.
Средний балл рассчитывается как сумма всех оценок деленная на количество оценок, средневзвешенный балл – как сумма произведений оценок на их веса, деленная на сумму весов.
Приведем пример: поставлено 5 за домашнюю работу (которой назначен вес 1) и 3 за контрольную работу (которой назначен вес 3). Тогда средний балл = (5 + 3)/2 = 4 балла, а средневзвешенный = (5×1 + 3×3)/(1 + 3) = 14/4 = 3.5, что отражает тот факт, что оценка за контрольную работу важнее, чем оценка за домашнее задание. Вес можно представить как количество соответствующих оценок – средневзвешенный бал за пятерку с весом 1 и тройку с весом 3 точно такой же, как средний балл за одну пятерку и три тройки.
Средневзвешенный балл таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости. Величины весов за разные виды оценок определяется локальными нормативными актами учебных организаций.
Средневзвешенный балл
Средний балл или итоговая оценка в Дневник.ру – что «главнее»?
Почему итоговые оценки не всегда совпадают со средним баллом, который отражается в Дневник.ру? Это один из самых популярных вопросов школьников и родителей в конце четверти. Проясняем ситуацию в свежем выпуске видеоблога Дневник.ру.
Посмотреть выпуск можно по ссылке.
0:14 – Специалист службы поддержки пользователей Дневник.ру Татьяна Бурим:
0:53 – Педагог гимназии №1 (г. Стерлитамак) Ильдар Валитов:
– Нас при проверках ругают за что? Устные ответы у ребенка – пятерки. Контрольные и самостоятельные – четверки, тройки. И мы ему ставим 5, потому что у него реально вышло 4,8-4,7. Но оценка не должна быть выше той, что он получает за контрольные и самостоятельные.
1:45 – Педагог гимназии «Гармония» (г. Великий Новгород) Ольга Королева:
– У нас есть четкое положение, прошлый год мы работали по системе коэффициентов: если балл был 4,75, то это была пятерка, если 4,7, то четверка. Это была граница максимально допустимого перехода, а минимально допустимый был 0,5. Здесь на усмотрение учителя. Прошлый год мы работали по системе 05, но при этом были коэффициенты для итоговых и практических работ. В этом году у нас положение о том, что мы ставим отметку на балл выше, если у ребенка 0,6.
Средневзвешенный балл = сумма оценок, умноженных на их вес / сумма весов этих оценок.
Пример подсчета средневзвешенного балла
Учащийся получил 5 за контрольную, 3 за ответ на уроке, 4 за контрольную.
Вес контрольных – 10 баллов, вес ответа на уроке – 1 балл.
Средневзвешенный балл = (5*10+3*1+4*10)/(10+1+10)=4,43.
Правила выставления оценок в электронный журнал.Настоящие Правила выставления оценок в электронный журнал разработаны в
– с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 « 273-ФЗ»;
– Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»);
Принципы выставления оценки в электронный журнал:
– система оценивания должна показывать динамику успехов обучающихся в различных сферах познавательной деятельности;
– в систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий и развивающий;
– оценка должна дать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык;
– критерии оценивания должны быть справедливы и объективны;
– при выставлении оценки должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
– в первый день после выхода учащегося после болезни, оценка “2” не ставится.
Шкала оценок, выставляемых в электронный журнал:
-оценка «5» выставляется в случае, если устный ответ, письменная работа, практическая деятельность обучающегося в полном объеме соответствует изученной теме, допускается один недочет, объем знаний, умений, навыков составляет 91- 100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение, умение применять правила, определения, обоснование суждения);
– оценка «4» выставляется, если устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем знаний, умений и навыков обучающегося составляет 75-100% содержания (правильный, но не совсем точный ответ);
– оценка «3» выставляется, если устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определенный набор грубых и не грубых ошибок и недочетов. Обучающийся владеет знаниями, умениями, навыками в объеме 50-74% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно обоснованы суждения, не приведены примеры, материал излагается непоследовательно);
– оценка «2» выставляется, если устный ответ, письменная работа, практическая деятельность частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем знаний, умений, навыков составляет менее 50% содержания. За невыполнение домашней работы также выставляется оценка «2».
Обучающимся, освобожденным от занятий физической культуры на основании медицинской справки, отметка выставляется за изучение теоретических вопросов учебной дисциплины. Права и обязанности обучающегося при получении оценки:
– обучающийся имеет право на индивидуальное обоснование оценки; 2
– в случае неудовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) выставленной оценкой, они имеют право заявить об этом письменно зам. директора по УВР в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня выставления оценки;
– обучающийся, пропустивший тематический контроль по любой причине отсутствия, должен выполнить контроль в сроки, обозначенные педагогом-предметником;
– обучающийся имеет возможность пройти контроль ещё раз и получить ещё одну отметку, исправление оценок за триместр допускается в сроки, обозначенные решением педагогического совета;
– обучающийся обязан оповещать учителя-предметника об ошибочно выставленной оценке;
– обучающемуся, пропустившему 50% и более учебных занятий в течение аттестационного времени, оценка за промежуточную аттестацию (триместр) может быть выставлена только после сдачи обучающимся пропущенного учебного материала в сроки, определенные учителем;
– ответственность за сдачу пропущенного учебного материала возлагается на обучающегося и его родителей (законных представителей).
Основные временные параметры работы с электронным журналом учителем-предметником:
– учитель-предметник в течение урока или не позднее 21.00 текущего учебного дня заполняет темы уроков в соответствии с календарно-тематическим планированием, указывает виды выполненных на уроке работ, записывает содержание домашнего задания и характер его выполнения, страницы, номера задач и упражнений;
– оценки за урок должны быть выставлены учителем-предметником не позднее 21.00 текущего учебного дня;
– учитель – предметник выставляет оценки за контрольную работу в рамках внутреннего мониторинга в течение 3-х дней со дня ее проведения;
– учитель-предметник выставляет оценки за письменную работу (включая сочинения по русскому языку и литературе в 10-11 классах) в течение одной недели со дня ее проведения;
– внесение информации об обучающихся, отсутствующих на уроке, опоздавших на урок, должно производиться учителем-предметником по факту в день проведения;
– учитель-предметник выставляет оценки в рамках промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся каждому ученику своевременно в течение последней недели каждого учебного периода;
Критерии перевода среднего балла электронного журнала в пятибалльную систему оценивания
Начальные классы (2-4) кроме музыки, ИЗО, технологии и физической культуры: – оценка «5» ставится, если средний балл составляет от 4,65 до 5 при условии выполнения 50% и более итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на «отлично» и при отсутствии оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; – оценка «4» ставится, если средний балл составляет от 3,65 до 4,64 при условии выполнения 90% итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на «хорошо» и «отлично» и при отсутствии оценок «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; – оценка «3» ставится, если средний балл составляет от 2,55 до 3,64 при условии выполнения 90% итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на оценку, не ниже удовлетворительной; – оценка «2» ставится, если средний балл ниже 2,54 и уровень выполнения 50% и более итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на оценку ниже удовлетворительной.
В спорных случаях за учителем закреплено окончательное решение выставления итоговой оценки с учетом учебной деятельности и прилежания обучающегося в течение четверти, триместра и с учетом выполнения зачетных работ по предметам ( контрольные, тестовые, зачеты, проверочные, лабораторные, практические работы). Оценка без использования правил округления « в пользу ученика» согласовывается с заместителем директора по УВР школы. . Неудовлетворительные итоговые оценки выставляются при согласовании с зам. директора школы по УВР и обсуждаются на педагогическом совете.
Музыка, ИЗО, технология, физическая культура: Оценки за четверть выставляется по среднему баллу по правилам математического округления (в пользу обучающегося).
Предметы гуманитарного цикла
При выставлении итоговых оценок учитель – предметник учитывает, в первую очередь, оценки, полученные обучающимся, за контрольные, диагностические и проверочные работы. – оценка «5» выставляется, если средний балл составляет от 4,65 до 5 при наличии большего количества отличных оценок при отсутствии оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; – оценка «4» выставляется, если средний балл составляет от 3, 65 до 4, 64 при наличии большего количества оценок «5» и «4» при отсутствии неудовлетворительных оценок; – оценка «3» выставляется, если средний балл составляет от 2,55 до 3,64 при наличии большего количества удовлетворительных оценок; – оценка «2» выставляется, если средний балл ниже 2,54 и обучающийся имеет в основном неудовлетворительные оценки.
При выставлении итоговых оценок учитель – предметник руководствуется следующим:
-письменные контрольные, проверочные работы или тесты выполнены в большинстве на оценку, которая согласуется с итоговой;
– результативность устной речи на уроках согласно критериям оценки данного вида речевой деятельности;
– оценка «5» выставляется, если средний балл составляет от 4,65 до 5 при наличии большего количества отличных оценок при отсутствии оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; – оценка «4» выставляется, если средний балл составляет от 3, 65 до 4, 64 при наличии большего количества оценок «5» и «4»при отсутствии неудовлетворительных оценок; – оценка «3» выставляется, если средний балл составляет от 2,55 до 3,64 при наличии большего количества удовлетворительных оценок; – оценка «2» выставляется, если средний балл ниже 2, 54 и обучающийся имеет в основном неудовлетворительные оценки.
Если обучающийся отлично владеет устной речью, но тесты или контрольные работы пишет на «хорошо», то учитель-предметник имеет право поставить «отлично» в качестве итоговой оценки.
В спорных случаях за учителем закреплено окончательное решение выставления итоговой оценки с учетом учебной деятельности и прилежания обучающегося в течение четверти, триместра и с учетом выполнения зачетных работ по предметам ( контрольные, тестовые, зачеты, проверочные, лабораторные, практические работы). Оценка без использования правил округления « в пользу ученика» согласовывается с заместителем директора по УВР школы.
Предметы естественно-научного цикла – математика, алгебра, геометрия:
– оценка «5» ставится, если средний балл составляет от 4,65 до 5 при условии выполнения 50% и более итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на 4 «хорошо» и «отлично» и при отсутствии оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; – оценка «4» ставится, если средний балл составляет от 3,65 до 4,64 при условии выполнения 50% и более итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ, при отсутствии оценок «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; – оценка «3» ставится, если средний балл составляет от 2,55 до 3,64 при условии выполнения 50% и более итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на оценку, не ниже удовлетворительной; – оценка «2» ставится, если средний балл ниже 2,54 и уровень выполнения 50% и более итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на оценку ниже удовлетворительной.
Предметы естественно-научного цикла – информатика и ИКТ, физика, химия, география, биология:
– оценка «5» выставляется, если средний балл составляет от 4,65 до 5 при наличии большего количества отличных оценок при отсутствии оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; – оценка «4» выставляется, если средний балл составляет от 3,65 до 4,64 при наличии большего количества оценок «5» и «4»при отсутствии неудовлетворительных оценок; – оценка «3» выставляется, если средний балл составляет от 2,55 до 3,64 при наличии большего количества удовлетворительных оценок; – оценка «2» выставляется, если средний балл ниже 2,54 и обучающийся имеет в основном неудовлетворительные оценки.
Музыка, ИЗО, технология, физическая культура, ОБЖ, МХК, ОДНКР, ОРКСЭ.:
Оценки за триместр (полугодие) выставляется по среднему баллу по правилам математического округления (в пользу обучающегося). Неудовлетворительные итоговые оценки выставляются при согласовании с зам. директора школы по УВР и обсуждаются на педагогическом совете школы