Создание условий для функционирования электронной информационно образовательной среды в школе

Россия, г. Челябинск

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС 

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется: новыми образовательными запросами общества, семьи и государства, широким внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни.

Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию: стремительный рост информационно-ресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ;  интерактивность; возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Важнейшим условием и одновременно средством формирования современной системы образования является информационно образовательная среда (ИОС).

Информационная образовательная среда школы в контексте ФГОС ООО включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

На сегодняшний день в нашем лицее выстроена структура пространства, которая дает ощутимые результаты. В процессе создания и использования открытой информационно-образовательной среды происходят изменения, из которых хотелось бы отметить следующие: изменяется функционал и роль руководителя; изменяется организационная структура управления и появляется определенная регламентация деятельности; изменяются способы управления лицеем, выраженные в делегировании полномочий и уровня ответственности за различные участки работы; изменяется организационная культура; возникают новые формы взаимодействия, неформальная организация работы.

Получены качественные результаты: повышение уровня учебной мотивации, качества образования, так как каждый ребенок знает, что его успехи или неуспехи на уроках будут известны родителям практически в режиме реального времени; ведение учебного процесса с использованием курсов с ИКТ-поддержкой, размещенных в обновленной информационной среде лицея; обеспечение наглядного, прозрачного образовательного процесса, доступного всем его участникам; повышение информационной культуры, профессионального мастерства учителя; повышение ИКТ – компетентности учащихся; повышение мотивации учащихся в освоении учебных предметов; оперативность принятия управленческих решений, внедрение практики вебинаров; широкое использование дистанционных форм проведения обучающих семинаров для детей, родителей, педагогов.

С приходом в школу ИКТ образовательная среда лицея меняется. В настоящее время наш лицей обеспечен и техникой, и возможностями коммуникаций, и электронными образовательными ресурсами. Целью создания современной образовательной информационной среды лицея является содействие возникновению и развитию процессов образовательного сетевого взаимодействия между объектами и субъектами среды, а также формированию активности субъектов, побуждению образовательных и социальных инициатив для развития компетентности как общественно и личностно значимой ценности. Создание и развитие такой информационной среды, является основной целью государственной политики в области информатизации образования на ближайшие годы.

Современная информационно-коммуникационная предметная среда включает: совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной предметной области.

Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами: осуществлением информационного взаимодействия пользователей как между собой, так и с экранными представлениями изучаемых объектов, влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования распределенного информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области; возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области.

Результатом работы по созданию ИОС лицея является электронно-образовательный продукт:

– Электронные учебники, энциклопедии, тренажеры.

разработки рабочих программ и уроков

– Новые шаблоны тестов.

– Бинарные уроки.

– Сайт лицея – победитель городского конкурса сайтов образовательных учреждений г. Челябинска в номинации «Самый инновационный сайт лицея, гимназии, созданный на других платформах», I место в городском конкурсе «Лучшие интернет-представительства образовательных учреждений г. Челябинска», в номинации «Лучший сайт образовательного учреждения г. Челябинска», в общероссийском конкурсе «Лучший школьный сайт» заняли 14 место по России и 2 рейтинг по г.Челябинску.

-Блоги учащихся и учителей. Блог кафедры новых информационных технологий победитель конкурса «Лучшие интернет-представительства специалистов ОУ г.Челябинска – 2012».

– Проекты Интел (2 проекта, 1  Диплом победителя I регионального конкурса «История успеха»).

-Победители областного конкурса педагогических работников образовательных учреждений, разработавших научно-методические материалы по образовательной робототехнике и современному цифровому оборудованию в 2013 году.

-Электронное Портфолио учащихся и педагогов, методическая копилка (Федеральный уровень).

-Структурированные каталоги ЦОР и ЭОР и др.

Для организации единой информационно-образовательной среды лицея: установлен сервер, 20 бухт витой пары. Наличие 7 управляемых коммутаторов, приобретенных в 2013 году,  позволяют модернизировать локальную сеть, как в основной, так и  сделать монтаж проводной локальной сети  во всех корпусах начальной школы, с целью увеличения пропускной способности и обеспечения безопасности сети  лицея.

В 2015 году в лицее будут обновлены ноутбуки в предметных лабораториях, закуплены электронные учебники и методические пособия по всем предметам с целью повышения интереса учащихся к процессу обучения и для дальнейшего использования электронных учебников учащимся.

Начата работа по обновлению локальной сети  в лицее  с целью повышения уровня защиты ИОС лицея и качества обслуживания(QoS). Ведутся работы по созданию распределенной сетевой инфраструктуры на базе серверной и выделенных коммутационных узлов, расположенных на каждом из этажей лицея, как в основном здании, так и в начальной школе.  Вертикальная инфраструктура (канал связи серверная – коммутационный узел) выполнена на базе оптоволоконных проводов. Горизонтальная инфраструктура коммутационный узел – конечный пользователь исполненного на базе медного кабеля «витая пара».

Все эти факты говорят об устойчивости инновационной деятельности.

        Эффективность реализации современной электронной образовательной среды проявляется в повышении качества образования за счет эффективного использования современных педагогических технологий и ИКТ, обеспечении доступа учителей и учащихся к информационным ресурсам, наличие информационной культуры педагогов и учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий, осознание педагогами своей новой роли в современной школе, постоянное повышение уровня компетентности в овладении и использовании новых технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *