Системный подход к управлению электронным журналом и журналом PROJECT MANAGEMENT

Системный подход к управлению электронным журналом и журналом PROJECT MANAGEMENT

1. Всемирная история: Энциклопедия. — Т. 6 / Под ред. Н.А. Смирнова. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. — 830 с.

2. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — Киев: МАУП, 2001. — 152 с.

3. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий предприятия. — М.: ИНТУИТ, 2005. — 503 с.

4. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 327 с.

5. Капинос Д.Е. Инновационное и технологическое развитие. Производство нововведений // Менеджмент сегодня. — 2013. — №2. — С. 78–93.

6. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник. — М.: Инфра-М, 2003. — 534 с.

7. Системный подход // Большая Советская Энциклопедия (БСЭ): В 30 т. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

8. Системный подход // Энциклопедия кибернетики: В 2-х т. — Т.2. — Киев: Главная редакция Украинской Советской энциклопедии, 1974.

9. Фелд Б., Коэн Д. Стартап в Сети. Мастер-классы успешных предпринимателей. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 338 с.

10. Boeing in Brief. — Подробнее .

11. Business Process Model and Notation (BPMN). Version 2.0.2. — Подробнее .

12. Porter M.E. (1996). «What is strategy?» Harvard Business Review, Vol. 74, No. 6, pp. 61–78.

13. TOGAF Version 9.1. Open Group Standard. (2011). U.S.: The Open Group.

+7 (495) 740-05-15

ЖУРНАЛ О ТОМ, КАК УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ, ПРОГРАММАМИ И ПОРТФЕЛЯМИ ПРОЕКТОВ

Системный подход к управлению экономикой проектной организации

Аверин С. А.

По мере развития экономики растет количество проектов по созданию высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Вместе с ростом количества и сложности проектов растут и требования к управлению проектными организациями. Достигнуть высокого уровня управления проектной организацией можно используя системный подход, ориентированный на классические технологии управления проектами, а также современные принципы управления организацией. Статья отражает видение автора в части организации системы управления экономикой проекта в частности и всей проектной организации в целом. Является полезным материалом для руководителей и квалифицированных специалистов в области экономики и проектного управления.

Версия для печати

Письмо главному редактору: форма для заполнения

Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы и подберем оптимальное для вашей компании рекламное предложение.

Адрес для корреспонденции: 125466, г. Москва, ая 48, ООО «Искусство управления проектами»

Системный подход к управлению электронным журналом и журналом PROJECT MANAGEMENT

. IPMA Competence Baseline (1999). Version 2.0. IPMA Editorial Committee: Caupin G., Knopfel H., Morris P., Motzel E., Pannenbacker O. Bremen: Eigenverlag, p. 112.

2. Body of Knowledge (2000). UK: APM Association for Project Managers. Cambridge Publishing Management, England, p. 64.

3. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) (2000). Project Management Institute.

4. A Guidebook of Project & Program Management for Enterprise Innovation (2002). PMCC / ENNA, Japan.

5. Управление проектами: основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции специалистов / Под ред. В. И. Воропаева. — М.: СОВНЕТ, Кубс Групп, 2001. — 265 с.

6. Zertifizierungsstelle der GPM Deutsche Gesellschaft fur Projektmanagement (ZERT) (1998). e.V.: Projektmanagement-Kanon. Der Deutsche Zugang zum Project Management Body of Knowledge, Koln, FRG.

7. Association Francophone due Management de Project: Matrices Devaluation en Management de Project (AFITEP) (1996). France, Javier.

8. Verein zur Zertifizierung von Projektmanagern der SPM Gesellschaft fur Projektmanagement and der SGO Gesellschaft fur Organisation: Beurteilungsstruktur, Begleitmaterial zur Zertifizierung von Projektmanagern (VZPM) (1996). Version 1.00, Switzerland.

9. Projekt Management Austria (PMA): PM Baseline (1999). Wissenselmente zum Projektmanagement und zum Management Projektorientierter Unternehmen, Version 1.0, Austria, September.

10. Воропаев В. И., Секлетова Г. И. Системное представление управления проектами // Управление проектами: Восток — Запад — грань тысячелетий. Сборник трудов международного симпозиума. — М.: СОВНЕТ, 1999. — Т. 1. — С. 71–77.

11. Воропаев В. И., Секлетова Г. И., Арчибальд Р. Д. Системная методология управления проектами и программами // Сборник трудов 17-го Всемирного конгресса по управлению проектами в Москве «Проектно-ориентированные бизнес и общество». — М., 2003.

12. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 464 с.

13. Воропаев В. И., Лебедь Б. Я., Орел Т. Я. и др. Методические указания по декомпозиции объектов строительства на проектно-технологические модули. — М: ВНИИГиМ, 1988. — 100 с.

14. Воропаев В. И., Лебедь Б. Я., Орел Т. Я. и др. Методические рекомендации по использованию композиционных методов представления информации в системах управления строительством. — М.: ЦНИИЭУС, 1990. — 100 с.

15. Оре О. Теория графов. — М.: Наука, 1968.

16. Бушуев С. Д. Развитие систем знаний и технологий управления проектами // Управление проектами. — №2. — 2005.

17. Арчибальд Р. Д. Глобальная система категоризации проектов: необходимость и предлагаемый подход, применение на практике и описание текущего состояния проекта разработки системы // Управление проектами. — №1. — 2005.

18. Уайдман М. Р. Моделирование в управлении проектами // Управление проектами. — №1. — 2005.

Системный подход к управлению электронным журналом и журналом PROJECT MANAGEMENT

Воропаев Владимир Иванович

доктор технических наукпрофессор

Основатель и почетный президент СОВНЕТ, академик РАЕН и МАИЭС, кафедра управления проектами Международной академии бизнеса, первый международный асессор IРМА.

Автор свыше 250 научных работ. Удостоен в 2005 г. награды IРМА «За выдающийся вклад в развитие мирового УП».

Системный подход к управлению электронным журналом и журналом PROJECT MANAGEMENT

Секлетова Галина Ивановна

кандидат технических наук

Вице-президент СОВНЕТ, сертифицированный специалист по управлению проектами, директор сертификационного центра СОВНЕТ.

Доцент кафедры “Управление проектами и программами” Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС).
Более 25 лет занималась системами управления в строительстве, экономико-математическими методами и информатикой,
последние 12 лет — управлением проектами. Опубликовала около 40 работ.

Крестин П.А.

Нарежная Т.К.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»

2. Алаева А.В., Филиппов Г.Б., Слепкова Т.И. Виды инжиниринговой деятельности в строительстве / Алаева А.В., Филиппов Г.Б., Слепкова Т.И. // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы VI международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». – NorthCharleston, SC, USA, 20-21 апреля 2015 г.

3. Ященко А.А., Слепкова Т.И. Имитационно – информационная модель при оценке эффективности строительных инновационных процессов / А.А. Ященко, Т.И. Слепкова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №10. – С.56-59.

4. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 256 с.

5. Манухина Л.А. Развитие муниципального земельного девелопмента комплексной жилой застройки // Недвижимость: экономика, управление. – 2013. – № 2. – С. 56-58.

6. Манухина Л.А., Грабовый П.Г. Планирование развития земельно-имущественного комплекса города с учетом различных концептуальных задач // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: сборник докладов Международной научной конференции. – 2013. – С. 494-498.

7. Нарежная Т.К., Ященко А.А. Применение 4D моделирования в календарном планировании на базе технологической платформы BIM в ГБПОУ МГСУ // Академическая наука – проблемы и достижения: Материалы VI международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». NorthCharleston, SC, USA, 2015. – С. 75-79.

В современном мире наши действия способны вызывать куда более долгосрочные и серьезные последствия, чем в прошлом. Общемировые связи стали настолько сильными, что изменение экономической или политической обстановки в одной стране косвенно сказывается и на других странах тоже. Так каким же образом можно научиться заглядывать в будущее и прогнозировать последствия от принятых нами решений в прошлом? Потому что в любом бизнесе, любой отрасли, важно прогнозировать и принимать правильные решения для эффективной работы и грамотного управления компанией. Выходом из сложившейся ситуации будет овладение системным подходом. Данный подход позволяет нам увидеть смысл и последовательность в происходящих событиях, вследствие чего мы сможем в определенном смысле подготовиться к событиям, которые произойдут в будущем и будем готовы управлять ими. Такой подход важен в такой сфере как девелопмент недвижимости, потому что, данная сфера обусловлена высокими рисками и управление этими рисками позволит эффективно управлять бизнесом, а соответственно получать наиболее высокую прибыль от проектов. Если субъекты строительного процесса овладеют и научатся пользоваться системным подходом, то будет намного легче отслеживать их связи, прогнозировать результат в будущем. Также сам девелопер сможет объективно оценивать ситуацию, решать спорные вопросы и следить, как принятые им решения скажутся на конечном результате. Данный подход позволит существенно улучшить и укрепить связи в коллективе, и самое главное избежать принятия неправильных решений, которые могут ставить реализацию девелоперского проекта под угрозу срыва.

Примером может послужить управление девелоперским проектом. Как известно, роль инвестора заключается в финансировании проекта, роль генерального подрядчика в обеспечении строительства объекта в срок и во взаимодействии с субподрядчиками, роль субподрядчика в выполнении требуемых от него строительно-монтажных работ на строящемся объекте, роль проектировщика, соответственно, заключается в проектировании девелоперского проекта или строящегося объекта недвижимости. Таким образом, можно наблюдать сложную систему субъектов строительного процесса. Если каждый из субъектов выполняет отведенную ему роль и задачи независимо от работы других субъектов, т.е., если проектировщик занимается проектированием объекта недвижимости, то от него не зависит и его не волнует, выполнят ли подрядчики свою работу в срок, то девелопер должен обеспечить эффективное взаимодействие и работу всех участников проекта и предусмотреть любой исход в будущем. Девелопер должен системно, комплексно управлять ходом работ и видеть, как работает система в целом. Управляющий девелоперским проектом из-за неумения пользоваться системным подходом может попасть под влияние ментальных ловушек:

– Вычеркивание – отбор и фильтрование опыта, часть которого уходит из памяти

– Конструирование – придумывание чего-то, что на самом деле отсутствует.

– Искажение – манипуляция фактами и событиями, придание им различных толкований.

– Обобщение – истолкование единственного случая как типичного для целого класса явлений.

Такие ментальные ловушки могут оказывать енгативное вляние на процесс принятия решений девелоперам, что в итоге подвергнет риску осуществление строительного проетка. Соответственно, девелоперу следует научиться пользоваться системным подходом, чтобы видеть целостную картину происходящих событий и уметь правильно трактовать события.

Как известно, скорость системы определяется самым медленным ее звеном. Поэтому, если деятельность каждого субъекта в общей системе отлажена, за исключением одного, общая картина изменится. Например, все предпринимательские субъекты (генеральный подрядчик, проектировщик, заказчик, сметчик и др.) работают слаженно, за исключением субподрядчиков, которые не выполняют в срок свою работу. В итоге получится, что хорошо отлаженная система не может прийти к разумному итогу своей деятельности, а именно сдачи объекта недвижимости, потому, что одно звеном в лице субподрядчика никто не занимался и оно тянет систему назад.

Еще одним важным моментом в работе с системами является то, что изменения скажутся с задержкой. Поэтому важно заранее продумывать, как поведет себя система при принятии того или иного решения.

Системный подход позволяет правильно толковать связь причина-следствие. Мы привыкли думать что, допустим, неквалифицированные рабочие приводят к неэффективному использованию рабочего времени. Но не учитываем, что в нашей системе на неэффективное использование рабочего времени также может влиять неправильная политика менеджмента, неслаженная работа подразделений. При данном походе предполагается, что причина носит односторонний результат. Таким образом, системное мышление показывает, что факторы влияют друг на друга и их относительная значимость меняется со временем. То есть причины носят динамичный, а не статичный характер. Надо помнить, что при системном подходе объяснением служит не какая-то отдельная причина, а структура системы и отношения факторов внутри нее.

Таким образом, на основе всего вышесказанного становится ясно, что успешный девелопер должен быт не только квалифицированный и компетентным специалистом, но и незаурядным психологом. Жизнь, как и функционирование строительной компании многогранна, поэтому управление и осознание некторыми вещами на ментальном уровне позволит грамотно выстраивать отношения с персоналом, прогнозировать успешное завершение проекта и, самое главное, получение намеченной прибыли.

Библиографическая ссылка

Крестин П.А., Нарежная Т.К. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ДЕВЕЛОПЕРСКИМИ ПРОЕКТАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-2.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14911 (дата обращения: 04.05.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Нуриев Рустам РафкатовичКазанский федеральный университетаспирант, кафедра экономики производства

АннотацияВ статье рассматривается значение информации в проектировании и управлении строительством. Подчеркивается необходимость применения системного подхода к решению проектных и строительных задач. Отмечается важность использования современной информации в проектировании строительных объектов с целью получения конечного результата в виде строительной системы в целом, а не отдельных ее элементов.

Nureyev Rustam RafkatovichKazan Federal UniversityPostgraduate student, Department of production economics

AbstractThe article discusses the importance of information in the design and construction management. Stresses the need for a systematic approach to the design and construction tasks. The importance of using modern information in the design and construction of objects in order to obtain the final result in the form of construction of the system as a whole and not its individual elements.

Понятие об информации появилось с изобретением письменности и означает сведения об окружающем мире, которые возможно передавать на каком либо носителе. Информацию в проектировании и строительстве следует рассматривать как любые сведения об объекте в зафиксированном виде, способные к передаче и восприятию. Информация в проектировании и управлении строительством несет сведения, предназначенные для узких специалистов и может быть понятна людям, обладающим профессиональной подготовкой. Информационные технологии представляют собой процесс сбора, обработки и дальнейшей передачи данных для достижения определенных целей. В области проектирования информация является и исходными данными и результатом проектирования.

Всю информацию можно поделить на разновидности со свойствами, которые важны в информационных технологиях: нематериальность; субъективность; ценность; независимость. Приведенные свойства информации – это свойства абстрактных систем, которые создаются человеком в теории системного анализа для обоснования принимаемых решений. Основные принципы такого подхода – принципы цели и целостности верны и для информационных систем. Например: если рассматривать вопросы проектирования, для СНиПов и ГОСТов, являющихся источником информации для специалиста, принцип цели характеризуется общей направленностью к ее содержанию, отраженной в названии. Цель нормативов – сформировать правила и рекомендации как элементы единой системы. Принцип целостности определяется в выделении конкретных правил для определенного раздела из общего массива нормативов.

Развитие современных строительных комплексов, технических систем и строительство промышленных объектов привело к необходимости проведения исследований системного характера. Это потребовало координации и участия специалистов различных профессий, унификации и согласований результатов исследований. Такие исследования стали возможны благодаря появлению современной вычислительной техники и созданию новых методов обработки информации и принятия решений.

Системное представление об окружающей среде возникло давно, в процессе развития человеческого общества. Человек всегда обращал внимание и устанавливал взаимосвязи между различными явлениями природы, тем самым формируя систему связанных элементов. Возможности человека в познании мира весьма ограниченны, поэтому переработка накопленной информации привела его к необходимости в разделении сложных систем на простые, а затем и на отдельные элементы. Постепенно, с развитием науки и техники, появилось такое понятие как свойство целостности системы, характеризующееся пониманием, что неучитываемые взаимосвязи в сложных системах придают им новые свойства, которыми не обладают исходные элементы.

Быстрые темпы развития профессиональной сферы проектирования привело к обособленности. Уровень знаний среди специалистов растет, но профессионализм становиться все более узким. Так, если какие-то связи, казавшиеся незначительными, не были учтены, то последствия могут быть непредсказуемыми. Такая ситуация сложилась в нашей стране при строительстве гидроэлектростанций при проведении мелиоративных работ. Результатом строительства таких объектов явились нежелательные последствия для сельского хозяйства, социальной сферы, а также для экологии. В данной статье рассмотрим основные положения системного подхода к решению разнородных задач в сфере проектирования и строительства. Основные принципы системного подхода определены свойствами систем. Из них можно выделить основные принципы цели, целостности и сложности. Примером использования принципов системного подхода в исследовании является анализ работы фермы покрытия в каркасе промышленного здания. В данном примере цель исследования состоит в подтверждении обеспечения несущей способности фермы, которая воспринимает внешние нагрузки от перекрытия. Целостность объекта исследования проявляется в выделении фермы из каркаса здания и учете взаимосвязи фермы – поясов, связей и распорок. Иерархический принцип сложности для этой же фермы проявляется в том, что она является одним из множества элементов несущего каркас здания. И в свою очередь, рассматриваемая ферма, выделенная из общей системы, также является системой.

В заключении отметим, что за последнее время методология принятия решений в строительстве получила широкое развитие. Создано программное обеспечение, обеспечивающее связь между элементами системы процесса проектирования и строительства с использованием единых баз данных. Разработаны информационные системы, помогающие принимать решения с помощью методологии системного анализа. Это направление получило название сквозного автоматизированного проектирования и управления (САПР) и эволюционирующее в отдельную ветвь – информационное моделирование объектов (BIM). Целью проектирования с помощью этих методов является конечный результат в виде объекта, т.е. строительная система в целом, а не отдельные ее элементы.

  • Селютина Л.Г. Производство строительных материалов: оценка условий и возможностей развития // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2005. № 2(7). С.163-168.
  • Селютина Л.Г. Формирование маркетинговых инвестиционных решений в системе управления жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 28. № 1. С.5-10.

Все статьи автора «RustamN»

Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности (и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.

Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Системный подход – это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.

Каждая системе имеет свои, присущие ей, особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реагировать на различного рода воздействия.

Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем: предприятие, цех производственный участок, участок человек-машина.

Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:

? Установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;

? Создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена;

? Создание механизма, обеспечивающего это согласование;

? Организационное построение органов управления, разработка методов и приемов управления системой.

? Системный подход к управлению производством (организацией) получил наибольшее распространение в США и используется практически во всех странах. Он предполагает рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. Этим обусловлена классификация подсистем, составляющих либо организационную структуру фирмы, либо производственную структуру.

Понятие системе предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимосвязаны и имеют многообразные связи с внешней средой. Фирма рассматривается как организация, представляющая собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом внутренняя структура организационной системы допускает относительную автономность подсистем, которые образуют иерархию подсистем.

Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.

Для выражения сути системы используются различные средства: графические, математические, матричные, «дерево решений» и др. каждое из этих средств не может полностью отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.

Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построения модели объекта управления – фирмы или предприятия. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить наиболее эффективного достижения общих целей.

Системный подход к управлению производством исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную (операционную) систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем.

Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством.

Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.

Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (см. рис. 1). Рис. 1. Схема функционирования системы.

Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние.

– механизм такого воздействия;

– совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении (см. рис.2). Рис. 2. Схема системы с механизмом управления.

При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

1. Выход основной системы.

2. Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.

3. Канал обратной связи.

4. Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие (см. рис. 3). Рис. 3. Схема системы управления организации.

Очевидно, что именно система управления организации имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:

1. структура управления;

2. техника управления.

3. функции управления.

4. методология управления (см. рис. 4). Рис. 4. Структура элементов системы управления организации.

При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

– функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

– компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед “компьютерной”. Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.

Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:

1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.

2. Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.

3. Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».

4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его понимании люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.

5. Всё большую роль, как указывалось выше, в организации начинает играть технологическая основа. Организация – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.

Управление с позиции системного подхода —

осуществление совокупности воздействий на объект, выбранных из множества возможных воздействий на основании информации о поведении объекта и состоянии внешней среды для достижения заданной цели.

Управление – функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (т. е. совокупности свойств, утеря которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение действий, обеспечивающих устойчивость функционирования и достижение поставленной цели.

Особенности управления: 1) предполагает измерение выходных параметров системы, сравнение результатов измерения с некоторыми заданными эталонами; 2) влияние на вход системы (регулирование, корректировка входа) для установления необходимого режима работы.

Система управления – система, в которой реализуются функции управления.

Алгоритм управления – свод правил, по которым на основании анализа информации о цели управления, о состоянии объекта управления, окружающей среды, о внешних и внутренних воздействиях формируется управленческая информация о требуемой совокупности управляющих воздействий.

Решение – предписание к действию для объекта управления (план, инструкция, приказ и т. д.). Принятие решений – выбор решения из множества рассматриваемых вариантов с помощью критерия или принципа выбора.

Основные подходы к управлению в новейшей зарубежной социологии управления

1. Системный подход в управлении.

2. Ситуационный подход как передовой подход в управленческой мысли.

Во второй половине XX ст. полностью оформилась школа социальных систем. Она представляет собой совокупность социологических подходов, рассматривающих организацию как социальную систему. Общее для них название – системный подход. Наиболее известные его представители Парсонс, Мертон, Форрестер, Саймон, Марч, Барнард, Этциони и др. На формирование школы значительное влияние оказали общая теория систем (Л. фон Берталанфи), кибернетика (Г. Винер), а также социальная психология.

Системный подход к организации рассматривает ее как динамическую целевую многофункциональную систему, состоящую из разнородных взаимосвязанных элементов (подсистем), т.е. как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.

Отдельные учения об управлении выделяют какое-то ключевое направление (цели, внешняя среда, структура и т.п.), но все они исходят из многомерности организации и управления ею, а также из необходимости учета в управлении влияния и взаимодействия внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие (прямое и косвенное) на функционирование организации. Другой важной особенностью управленческих учений данного направления является то, что они исходят из наличия системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей.

Термин «общая теория систем» был введен в научный оборот Людвигом фон Берталанфи (1901-1972) – известным физиком и физиологом, которым он обозначил выдвинутую им в 1937 г. в Чикагском университете теорию «открытых систем и состояний подвижного равновесия». Из сферы биологии принципы этой теории были перенесены на решение технических и управленческих проблем.

В 1948 г. Норберт Винер в книге «Кибернетика» развил теорию систем, которая изучает систему через анализ, проектирование и функционирование. Любая организация образуется в результате взаимодействия взаимосвязанных и взаимозависимых подразделений, частей, следовательно, обладает критериями системы и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер Барнард (1886-1961). Его интересовала организационная структура и применение социологических концепций в управлении. Свои взгляды по этим проблемам Барнард изложил в своей книге «Функции руководителя» (1938), в которой предложил сравнительный анализ организационных структур. Его основная мысль в том, что организация – это система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором. Его задача заключается в сохранении системы согласованных усилий в формальной организации.

Барнард рассматривает организацию как «систему связи». Весь процесс осуществляется посредством трех функций управления. Первой является создание и использование системы коммуникаций. Это основная обязанность руководителей, и она осуществляется путем тщательного подбора руководителей, использования положительных и отрицательных санкций и обеспечения неформальной организации.

Второй функцией является эффективное использование работников организации и стимулирование их служебного роста. Для этого требуются подбор персонала и разработка программы стимулирования. Третьей функцией является формулировка целей и задач организации. Для этого требуется квалифицированное делегирование полномочий и разработка системы коммуникации для осуществления контроля над всем планом.

Еще большее значение для деятельности организации Барнард придает «системе принятия решений». Вместо индивидуального принятия решений, основанного на «бессознательной и автоматической реакции», он предлагает «организационное принятие решений», основывающееся на рациональном анализе, размышлении и расчете. Барнард отмечает, что управленческие решения всегда связаны с вопросами морали, однако наиболее известные и признанные моральные принципы, в том числе и христианская этика, имеют лишь незначительное отношение к моральным проблемам делового мира. В то время проблемы морали административного поведения не получили еще необходимой разработки, и Барнард был одним из первых, кто указал на важность соответствующих исследований.

Барнард внес значительный вклад в теорию управления. Во-первых, он описал управленческие функции в аналитических и динамических терминах в отличие от его предшественников, дававших описательные характеристики.

Во-вторых, он стимулировал интерес к таким вопросам, как коммуникация, мотивация, принятие решений, цели и взаимоотношения внутри организации.

В-третьих, он развил идеи Файоля и других исследователей об управление, которое они рассматривали с точки зрения принципов и функций. Барнард, опираясь на интерес к психологическим и социологическим аспектам менеджмента, расширил эти идеи, включив в них взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности.

В начале 1960-х годов появилась еще одна значительная фигура – американский социолог и политолог Амитай Этциони (1929). Основной интерес Этциони – к организации. Он характеризует организацию как крупный, сложный социальный агрегат, в котором взаимодействует много социальных групп. Хотя эти группы имеют некоторые общие интересы (экономическая жизнеспособность организации), у них есть и интересы несовместимые (распределение прибыли). Они одинаково относятся к некоторым ценностям, особенно национальным, влияние которых становится очевидным в периоды кризисов, но расходятся во мнениях относительно других ценностей, например труд в обществе.

Различные группы могут сотрудничать в одних областях и конкурировать в других. Этциони отмечает, что внутри организации есть две группы, интересы которых часто вступают в конфликт – администрация и рабочие, ибо усилия руководства, направленные на то, чтобы заставить рабочего работать, в основе своей действуют на него отчуждающее. Этциони исходит из того, что право собственности дает право власти, что те, кто обеспечивает средства, определяют и их использование. Таким образом, все работники всех организаций недовольны, поскольку не могут решать, для чего будут использованы, и не владеют орудием, необходимым для независимого выполнения работы, которую требуется сделать.

Этциони выступает против менеджмента участия школы «человеческих отношений» – проведения с участием наемных работников организации демократических дискуссий, ведущих к принятию совместного решения, фактически уже принятого в верхах. Истинная цель подобных процедур – убедить низшие слои согласиться с этим решением. Этциони видит здесь создание ложного чувства участия, которое вызывается преднамеренно для того, чтобы добиться от рабочих сотрудничества в организационной деятельности и их обязательств содействовать выполнению задач, стоящих перед организацией.

Для анализа организаций А. Этциони использует термин «сложная организация» или «современная организация», отождествляя эти понятия с комплексным, всесторонним подходом. В его интерпретации организация – это многофакторное и многоцелевое образование, причем та организация, которая реализует параллельно несколько целей, оказывается гораздо эффективнее, чем организация, у которой цели строго специализированные.

Главный труд Энциони – книга «Активное общество: теория социальных и политических процессов» (1968). В ней сделана попытка создать такую схему общественного устройства, в которой наилучшим образом реализовались бы общечеловеческие ценности. Ключевые параметры такого общества – респонсивность (чувствительность правящих верхов к нуждам членов низших ступеней социальной иерархии) и аутентичность (подлинность самих человеческих потребностей, единых для всех членов общества независимо от их культурной принадлежности).

Один из путей усиления активности индустриального общества состоит в усилении централизованного контроля над функционированием системы. В отличие от Парсонса Этциони, говоря о контроле, имеет в виду не нормативное регулирование, а сложное взаимодействие власти и информации. В более поздних работах он уделяет большое внимание рассмотрению конкретных социальных проблем и, в частности, созданию системы социальных индикаторов, позволяющих очерчивать и решать эти проблемы.

Во второй половине XX века весомый вклад в социологию управления внесли американские специалисты по теории систем Михайло Месарович, Д. Мако и Ясухико Такахара.

Опираясь на принципы системного подхода, согласно которому ни одно действие не осуществляется в изоляции от другого, они выделили 3 уровня функционирования управляющих систем:

1) одноуровневые и одноцелевые;

2) одноуровневые многоцелевые;

3) многоуровневые многоцелевые. Последние являются наиболее сложными.

Многоуровневые и многоцелевые управленческие системы – это иерархии, каждая их которых включает ряд или множество структурных компонентов и соответствующих уровней управления. В такой системе (корпорации, крупной фирме), чтобы обеспечить ее эффективное функционирование, управленческая деятельность обычно распределяется по содержанию и уровням. На горизонтальном уровне осуществляется расстановка руководителей конкретных подразделений.

Генеральному директору подчинены замы по производству, маркетингу, финансам, персоналу и т.п., каждый из которых осуществляет различные по содержанию управленческие функции, но на одном уровне управления (по объему прав и ответственности, средствам распорядительности и т.п.). Горизонтальное управление дополняется вертикальной дифференциацией.

Ее суть в том, что некоторым руководителям высшего уровня управления приходится координировать работу других руководителей, находящихся на более низком уровне управления, а тем – работу руководителей еще более низкого уровня, а тем – работу неуправленческого персонала – исполнителей. Такое вертикальное разветвление управленческого труда образует определенную, иногда весьма сложную иерархическую систему уровней управления в сложных многоуровневых и многоцелевых системах.

Совокупность данных идей разных авторов относится к управлению в рамках микроэкономических систем – предприятий, корпораций. Одновременно с ними развивается второе направление поисков в области теории и практики социального управления. Эти идеи касались управления производственно-экономическими процессами, но в масштабах не микросистем, а экономики страны в целом. Первой в этом плане стала теория Джона Мейнарда Кейнса, обосновавшего необходимость и методы государственного вмешательства в экономику при сохранении принципов рыночного саморегулирования в качестве определяющих.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть управляемую ими организацию в единстве составляющих ее частей, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и неразрывно пересекаются с внешним миром. Ведь все организации – большие и маленькие, простые и сложные – являются системами. В них люди, их социальные взаимодействия, исполняемые ими социальные роли являются составными компонентами (социальные компоненты), которые в совокупности с техникой и технологией, используемыми для выполнения определенной работы (технические компоненты), образуют социотехническую систему. За исключением всей Вселенной находящиеся в ней системы одновременно являются подсистемами. Иными словами, системы чаще всего обладают подсистемами и в то же время выступают как основные части суперсистемы.

Руководитель является частью системы (университета, спортивной организации, банка), в которой он работает, но эта система включает в себя множество материально-технических, финансовых, социальных, психологических элементов. Направляя свои основные цели на работу с людьми, т.е. на социальные и психологические элементы системы, он одновременно постоянно взаимодействует с другими элементами, такими, в частности, как деньги, материалы, оборудование и т.д. Совершенно очевидно, что любой человек, интересующийся управлением, не может не заметить, что управление имеет характер открытой системы, т.е. динамично взаимодействует с окружающей средой.

Ни цели, ни задачи, ни планы действий не могут ставиться и осуществляться в вакууме закрытой компании. Рынки товаров, услуг и знаний, правительственные учреждения, конкуренты, технология и многие другие элементы той среды, которая окружает организацию (предприятие), влияют на цели и планы, способы и эффективность их реализации, и ими нельзя пренебречь. Столь же очевидно, что ни один управляющий, обладающий даже незначительным опытом работы с людьми, не может проигнорировать то обстоятельство, что они являются продуктами своего социокультурного окружения и подвергаются его воздействию.

Конструктивная роль системного подхода к управлению, а также к любой управленческой проблеме как к системе, заключается в том, что позволяет увидеть возможности и перспективы, а также особенности их взаимодействия друг с другом.

В целом системный подход позволил взглянуть на организацию как социотехническую систему, в которой имеются как минимум две обязательные взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: технико-технологическая (базовая, обеспечивающая организацию второй необходимой подсистемы) и социальная (второстепенная по отношению к технико-технологической, но обеспечивающая регулирование поведения членов организации, отвечающая за функцию соединения техники и человека).

Таким образом, представители системного подхода:

1) рассматривали управляемую систему не автономно, а в ее взаимозависимости с окружающей средой;

2) изучали методы адаптации системы к изменяющимся внешним условиям;

3) ввели понятие подсистемы как составляющей сложной системы – важное методологическое достижение;

4) обосновали основные задачи анализа: мотивы поведения человека, выявление его целевой ориентации, системы стимулов;

5) доказали, что в основе анализа социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр, теория информации и т.д.