Кого принимает и выпускает “топовый” лицей в Саранске
САРАНСК, 19 октября. /ТАСС/. 19 октября в России отмечается День лицеиста. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске в этом году на втором месте в рейтинге топ-500 лучших школ, представленном Министерством образования РФ. Образовательное учреждение функционирует всего шесть лет, но за это время его воспитанникам удалось достичь высоких результатов на олимпиадах разных уровней. Представители лицея рассказали ТАСС о том, как выковывается успех в кропотливой работе день за днем.
Гимн России по утрам
Заместитель директора по научно-методической работе Наталья Каштанова рассказала корреспонденту ТАСС, что в лицее сейчас обучается 313 человек. Из Мордовии большинство, но есть и 50 ребят из 19 регионов России — Пензенской, Нижегородской, Самарской, Московской областей, Республики Чувашия, Пермского и Приморского краев, Дагестана. Иногородним предоставляется общежитие — проживание в нем, как и обучение в лицее, совершенно бесплатно. Здесь же могут останавливаться родители, приехавшие в образовательное учреждение издалека.
Комнаты есть одноместные и двухместные, их площадь не меньше 12 квадратных метров. Здесь есть все необходимое для полноценной жизни и учебы: кровать, два стола, стулья, тумбочка, шкаф для книг, душевая кабина. По уровню оснащенности помещения соответствуюет трехзвездочному отелю, считает Каштанова. Здесь же есть комнаты психологической разгрузки, где с лицеистами работает специалист, и самоподготовки, а также тренажерный зал.
Двери в комнатах общежития всегда открыты, причем в прямом смысле слова. Ребята хорошо воспитаны и не позволяют недостойного поведения дома у своих соседей
“Каждое утро в общежитии начинается с гимна России — его все воспитанники слушают по радио, под него просыпаются. Двери в комнатах всегда открыты, причем в прямом смысле слова. Ребята хорошо воспитаны и не позволяют недостойного поведения дома у своих соседей”.
Все лицеисты получают ежемесячную стипендию в размере 400 рублей, отличникам выплачивается повышенная стипендия в размере 800 рублей, а за особые заслуги, успехи в олимпиадном движении, ребята получают именные стипендии от спонсоров размером до 6000 рублей.
“Ключи” к ученикам
В расписании по девять уроков ежедневно. Первую половину дня идут общие занятия, вторую воспитанники уделяют работе по профильному направлению. Всего их три – физическое (физика и астрономия), математическое (математика и информационные технологии) и химико-биологическое (химия, биология, экология). Выбранным предметом лицеисты занимаются до 16 часов в неделю.
Научный руководитель лицея Дмитрий Подлесный отмечает, что, несмотря на высокую нагрузку, ребята все же устают меньше, чем в обычных школах. “Ученики говорят, что в обычных школах было лишь шесть уроков, но учиться было тяжелее. А в лицее они больше занимаются любимыми предметами, поэтому день пролетает на одном дыхании”.
Каждый из преподавателей лицея хранит свои “ключи” к сердцам учеников. Например, педагог дополнительного образования Рушан Кадикин, который занимается с ребятами робототехникой, не любит, когда к нему обращаются на “вы”. С ребятами у них существует договоренность: на уроке он педагог, к которому нужно обращаться по имени-отчеству, а после урока — друг и старший наставник, можно переходить на “ты”.
“Благодаря такому методу удается стереть возрастную границу между учителем и учеником. Это помогает добиться главного — открытости”.
“Мы не говорим ученикам
Куратор направления физики Сергей Сабаев рассказал, что, в отличие от обычной школы, лабораторный физический практикум выведен в отдельный предмет. В лицее за последний год было оборудовано несколько лабораторий — механики и термодинамики, электричества, магнетизма, молекулярной и атомной физики, оптики.
Занятия в лабораториях ориентированы на практику первого-второго курсов вузов. Сам принцип выполнения работ также ничуть не уступает уровню студентов, здесь есть три этапа — допуск (когда ребята изучают методическую литературу), выполнение и защита работы. Каждая из работ длится не менее полутора часов.
Практически все оборудование для занятий собрано руками преподавателей. Это оказалось гораздо удобнее: к примеру, на одной из установок можно выполнить 15 видов лабораторных работ. Причем уровень лабораторных работ соответствует физическому практикуму 1-2 курсов ведущих вузов.
“Манометр в лаборатории помог сделать стеклодув, заказ выполнялся по заранее подготовленным эскизам. Покупать простой прибор неинтересно. В наших есть краны из магазинов, отпиленные детали от кастрюль, специально для одной из установок мы заказали в компании, которая оснастила лицей приборами освещения, плафон для лампы. Так детям гораздо увлекательнее работать”.
Ученикам нравится наблюдать за созданием нового оборудования. Удается заинтересовать и родителей. Отец одного из ребят, радиолюбитель, помог педагогам в создании нескольких приборов.
В лицее есть химическая и биологическая лаборатории. Куратор направления биологии народный учитель Людмила Юркина рассказала, что уровню их оснащенности могут позавидовать многие вузы. В лаборатории есть все необходимое, чтобы проводить вскрытие и изучать внутреннее строение организма. Мощность здешних микроскопов позволяет рассмотреть даже мелкие личинки паразитов. Ребята делают уникальные срезы по анатомии растений, изучают их и зарисовывают, выполняют работы по биохимии и физиологии растений. Дети приходят на занятия в белых халатах: в лицее уверены, что форма дисциплинирует и делает их более ответственными.
Я могу призвать детей к тому, чтобы они блеснули своими знаниями и прославили свой лицей, республику и страну. Это очень действенно и всегда помогает
“Мы не говорим ученикам: “Сядь хорошо” — это их унижает. Я могу лишь призвать детей к тому, чтобы они блеснули своими знаниями и прославили свой лицей, республику и страну. Это очень действенно и всегда помогает”.
Народный учитель часто напоминает своим ребятам, что для успешной работы им необходимо проявить себя — сначала в лицее, затем в вузе. “Детям очень нравятся такие разговоры, всегда слушают внимательно и чувствуют себя взрослее”.
В лицее есть еще одна традиция поощрения призеров международных олимпиад — каждого из них по прибытии встречают аплодисментами. Ребята проходят по длинному коридору, вдоль стен которого выстраиваются ученики. После торжественной церемонии все вместе направляются в школьную столовую, где устраиваются чаепития с тортом.
Очередная торжественная церемония прошла здесь недавно, 14 октября, в честь Дамира Гасымова и Станислава Цапаева, завоевавших золотую и бронзовую медали на международной астрономической олимпиаде в Болгарии. Эта олимпиада проводится с 1996 года, в состязаниях три тура — теоретический, практический и наблюдательный.
Научный руководитель лицея Дмитрий Подлесный рассказал, что самая тщательная подготовка к состязаниям начинается за два месяца до олимпиады. «Детям вводится индивидуальный график, для их подготовки прочерчивается индивидуальная образовательная траектория, позволяющая школьникам отработать в индивидуальном порядке пропущенные предметы».
На торжественную церемонию приехал и отец одного из победителей олимпиады Фариз Гасымов. Он рассказал, что, когда они с супругой узнали о победе Дамира, всю ночь не спали. “Сам я был в школе математиком, а мама преподает английский, сын в семье первый астроном”.
Дамир проявлял свои незаурядные умственные способности с раннего детства. В три года он уже вместе с мамой и ее подругой посещал планетарий, а в пять лет пошел в школу. Сейчас ему 15 лет, он учится уже в десятом классе. В Саранск Дамир переехал из Нижнего Новгорода, это решение принял сам.
“Сын у меня очень самостоятельный, все важные решения принимает сам. Еще он очень серьезный, никогда не отвлекается от занятий. Накануне олимпиады звонил ему, а он скажет два слова и все: не мешай заниматься,” — рассказал Фариз Гасымов.
Бывают тройки, не бывает троечников
Обычно в учреждениях, получивших то или иное почетное звание, сразу же появляется конкурс в несколько человек на место, но в республиканском лицее этого не произошло. Главное условие поступления — любовь к профильному предмету и его знание на хорошем уровне.
“Ничего сверхъестественного нет. Все задания в рамках школьной программы. Кроме профильного предмета, ребята сдают тесты по русскому языку, чтобы педагоги могли оценить общий уровень владения, так как дети поступают из многонациональных регионов”, — рассказала Наталья Каштанова.
Есть и еще одно непременное условие — у будущего лицеиста должны быть “горящие глаза”. Без этого в лицей просто невозможно поступить. Случается, что родители очень хотят перевести ребенка в образовательное учреждение, но у него самого нет желания. Опытные педагоги это отмечают сразу.
Тем, кто действительно хочет учиться и прилагает к этому усилия, идут навстречу. Многие сдают тесты не с первой попытки, но не отчаиваются и приходят на следующий год. Такое упорство заметно сразу, и для таких школьников педагоги иногда могут делать исключения, принимая экзамены в незапланированный период.
Отчисление за неуспеваемость – явление в лицее крайне редкое. Бывает, что у детей нет интереса к занятиям, но они это понимают и уходят сами. “На общем уровне такие дети чувствуют себя неполноценно и принимают решение вернуться в прежнюю школу. А некоторые ребята не готовы к самостоятельной жизни и начинают сильно скучать по дому”, — добавила Наталья Николаевна.
В лицее нет разделения на троечников и отличников. У детей могут быть удовлетворительные оценки даже не по одному предмету, но при этом они легко завоевывают призовые места на олимпиадах по своему профилю. Здесь действует главное правило — всегда считаться со своими воспитанниками, видеть в них состоявшихся взрослых людей. Ученикам остается одно — соответствовать.
Класс с обсерваторией
Респектабельное здание за ажурным забором у парка в центре города напоминает дворец. Лицей для одаренных детей справил новоселье три года назад. Здесь все “самое-самое” – самый большой спортзал, самый современный интернат и даже настоящая обсерватория. Аккуратный газон во дворе зеленеет майской травой.
Сегодня уже трудно поверить в то, что вначале саранская “школа вундеркиндов” ютилась в здании бывшего ПТУ на окраине. Тогда, в 2010-м, слова научного руководителя центра Дмитрия Подлесного о том, что скоро на мировых предметных олимпиадах школьники из мордовской глубинки “подвинут” зарубежных соперников, многие воспринимали с улыбкой. Но уже в 2013-м по качеству образования и числу завоеванных воспитанниками медалей учебный центр оказался в десятке лучших российских школ и с тех пор не покидает ее.
– Сейчас мы уступаем только Президентскому физико-математическому лицею Санкт-Петербурга. Но там обучаются более 800 человек, а у нас – менее 350. Детей они набирают с пятого класса, а мы – только с седьмого. А ведь чем раньше начать работать с ребенком – тем лучше. Поэтому нам приходится догонять в усиленном темпе. Пока получается, – говорит Евгений Вдовин. – А вообще, конечно, все дети от природы одарены. Но для того чтобы эти задатки раскрыть, нужны три составляющие. Это комфортная учебная среда, квалифицированные педагоги, но 75 процентов успеха определяется тем, насколько самодисциплинирован и трудолюбив сам ученик. У нас были прецеденты, когда дети приходили к нам, быстро схватывали материал, опережали сверстников, но потом расслаблялись. А те, кто работал, в итоге догоняли и перегоняли их.
В мае был опубликован рейтинг регионов по итогам Всероссийской олимпиады: Москва – на первом месте, а Мордовия уже третий год подряд – на втором. При этом из 49 дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, завоеванных республикой в этом году, 41 – достояние лицеистов.
Премии за победу
Сделать качественное образование доступным для достойных, обеспечить талантливым детям равные стартовые условия – такая цель ставилась при создании лицея. Кроме того, он должен был стать кузницей кадров для инновационной экономики, а потому здесь делают упор на естественные и точные науки – физику, математику, информатику, химию и биологию.
Настоящей звездой лицея стал саранский школьник Иван Утешев, завоевавший восемь медалей мировых олимпиад по физике и астрономии. Юный вундеркинд был награжден орденом Славы Мордовии. Ему предлагали продолжить учебу в одном из ведущих технических вузов Китая со стипендией в 50 тысяч долларов в год, но Иван отказался: он выбрал для себя Московский физико-технический институт. Обучаясь в столице, парень не теряет связи с лицеем – он помогает готовить новое поколение победителей. Одиннадцатиклассник Никита Романов, вернувшийся недавно из вьетнамского Ханоя с серебряной медалью Азиатской олимпиады по физике, своего еще совсем юного наставника уважительно именует по имени-отчеству.
– Иван Александрович много занимался со мной теорией – делился опытом, присылал свои работы. Он очень мне помог, – рассказал Никита.
По словам юноши, покинуть родной Нижний Тагил его заставило стремление к самостоятельности. Продолжить образование он планирует в том же вузе, где учится Иван Утешев.
А однокашник Никиты Тимур Маннанов приехал из Башкортостана.
– Год назад я был участником Всероссийской олимпиады по химии, проходившей в Саранске. Побывав в лицее, решил, что буду учиться здесь, – вспоминает он. – Тут очень сильные преподаватели. К тому же обучение бесплатное, да еще и получаем небольшие стипендии: “хорошисты” – 400 рублей, “отличники” – 800.
Весной Тимур стал победителем мировой Менделеевской олимпиады в Минске. Но медаль – это не только моральное удовлетворение. В Мордовии седьмой год действует грантовая система: учителя, подготовившие победителей и призеров предметных состязаний, получают ежемесячные надбавки к зарплате от пяти до 50 тысяч рублей на срок от одного до трех лет – в зависимости от уровня турниров. А школьникам выплачивают премии: так, призеру Всероссийской олимпиады полагается 30 000 рублей, победителю – 60 000. “Бронза” мировой олимпиады оценивается в 100 000 рублей, “серебро” – в 200 000, “золото” – в 300 000 рублей.
Все флаги – в гости
– Не многие школы страны могут похвастаться возможностью приглашать лучших педагогов и ученых страны с лекциями. Мы можем – республика оплачивает это, как и возможность отправлять детей на учебно-тренировочные сборы и в профильные лагеря, – говорит Евгений Вдовин. – Так, ведущие математики собираются в Кирове, лучшие информатики – в Санкт-Петербурге и Иннополисе под Казанью. Вместе с тем многие знают, что лучшие физики – это Мордовия, и приезжают к нам, что очень важно. Нельзя вариться в собственном соку.
День лицеистов расписан буквально по минутам. А с шести до девяти вечера – занятия в спортивных секциях. Кстати, по итогам спартакиады среди школ Саранска лицей стабильно в тройке лидеров.
Пока семиклассник из Сирии – единственный иностранец среди лицеистов. Но в приемной комиссии уже лежит заявление из Казахстана
Семиклассник Салех Аль-Хадж Аюб родом из охваченного пожаром войны Алеппо. Сейчас семья обосновалась в деревне Лобановка Ельниковского района Мордовии.
– Моя мама по происхождению русская – она из Марий Эл. Отец зарабатывает в Сети – занимается интернет-магазином. Часть родственников осталась в Сирии, другие разъехались по миру – в Германию, Турцию, – рассказывает мальчик. – В пятом классе я участвовал в олимпиаде по математике и стал первым по району. Тогда преподаватель по русскому языку рассказал мне о лицее. Я не очень надеялся, что поступлю, но все получилось! Привыкать пришлось недолго, я быстро сдружился с одноклассниками. В общежитии хорошие условия. Моя старшая сестра учится здесь, в Саранске – она студентка Мордовского университета.
Пока Салех – единственный иностранец среди лицеистов. Но в приемной комиссии уже лежит заявление из Казахстана.
Дмитрий Подлесный, научный руководитель Республиканского лицея для одаренных детей:
– Идея создания лицея в свое время принадлежала бывшему главе РМ Николаю Меркушкину. По его личному приглашению я и прибыл работать в республику. Достичь результатов за короткий срок удалось благодаря прямому взаимодействию с руководством региона – иначе многие идеи были бы попросту похоронены и наше становление затянулось бы на долгие годы. Стало бы здорово, если бы в районах республики заработали центры по подготовке школьников к поступлению в наш лицей. До сих пор главный критерий отбора – горящие глаза ребенка. Уровень же знаний, демонстрируемый на вступительных испытаниях, оставляет желать лучшего.
Недавно Москва увеличила премии для победителей предметных олимпиад: до 300 000 рублей – для победителей всероссийского уровня и до миллиона – для обладателей мирового “золота”. Для наших воспитанников это станет поводом “сменить прописку” – и осуждать их за это нельзя. Прецеденты уже есть: сейчас формируют сборную РФ, там один участник из Санкт-Петербурга и четыре московских школьника, два из которых – бывшие наши ученики. Цена вопроса для Мордовии – порядка трех миллионов рублей. Хотя, строго говоря, это не регионы должны перетягивать одеяло на себя: нужно создать государственную программу премирования – как в спорте, где олимпийцев по возвращении ждут иномарки на Васильевском спуске.
183 медали разного достоинства завоевали саранские лицеисты на международных состязаниях школьников.
Войти в личный кабинет
ЭлЖур — одна из современных программных и информационных систем, работающих в сегменте информационных услуг для образовательных учреждений. Создан командой российских разработчиков.
Система предлагает компьютеризацию и автоматизацию типовых процессов школы в соответствии с требованиями Государственной программы развития образования. В основном используется — Электронный школьный дневник и Электронный студенческий дневник для учащихся и родителей.
Назначение и характеристики
Электронный журнал для образовательных учреждений ЭлЖур — это многофункциональный автоматизированный информационный комплекс, который сопровождает большинство школьных процессов, связанных с учебной деятельностью, а также позволяет формировать единое коммуникационное пространство для всех участников образовательной деятельности, от администрации школы до учеников и родителей.
Система ЭлЖур реализована по принципам SaaS, что делает ее масштабируемой, например, позволяет выпускать готовые решения на уровне муниципальных образований для организации полноценного управления и мониторинга для органов управления образованием в районах, городах и поселках федерации.
Стандартное представление работы учителя, полностью унаследованное от бумаги:
- Учет успеваемости, посещаемости;
- ведение видов работ;
- раздельная работа с проверками и заданиями, включая дневник задач;
- тематический планировщик-календарь с самостоятельной заменой;
- домашние работы;
- личное расписание учителя;
- расчет средней оценки и взвешенный расчет итоговых оценок студента;
- индивидуальные студенческие отчеты.
Стандартное представление дневника ученика для родителей и учеников:
- программа;
- домашние работы;
- пропущенные оценки и уроки;
- резюме по всем предметам;
- пропущенные темы урока;
- графический мониторинг успеваемости по предметам и в целом;
- тестовый анализ;
- SMS-оповещения для родителей об оценках,
- комментариях и посещаемости.
Элжур школы
Ссылка на электронный журнал «Республиканский лицей Cаранск» — centerod.eljur.ru
Регион — Республика Мордовия.
Ещё образование в регионах, в т.ч. Мордовия, в т.ч. рейтинги
Об особенностях педагогического процесса при обучении одаренных в интервью журналисту газеты «Мордовия» рассказал директор лицея Евгений Вдовин.
– Евгений Александрович, название лицея говорит само за себя – здесь должны учиться одаренные дети. Но как их выявить в общей массе?
– Каждый ребенок от природы изначально талантлив в чем-либо, вопрос лишь в том, как он сможет раскрыть свои способности. Определяя понятие «одаренные дети», надо отметить, что, прежде всего, это дети, имеющие внутренние предпосылки, зачастую скрытые, к выдающимся достижениям и большое упорство в познании предмета своих интересов. Когда совпадают три фактора: способности, трудолюбие и хорошие учителя, то у ребенка есть возможности для развития своих дарований.
– Получается, что в лицей может прийти любой желающий?
– Перед нами стоят задачи – сделать качественное образование доступным, обеспечить талантливым детям равные стартовые условия вне зависимости от места проживания и финансовых возможностей родителей. Уникальность лицея, прежде всего, в его открытости – поступить сюда может абсолютно любой школьник из любой точки России, жаждущий глубоких знаний в области естественных наук и дисциплин математического цикла. На сегодняшний день у нас обучаются порядка 100 детей из Саранска, еще столько же – из районов республики и более пятидесяти – из других регионов. При этом вовсе не обязательно, чтобы в своей общеобразовательной школе они были отличниками или хорошистами.
– А как же уровень базовых знаний?
– Поступить в лицей несложно. Ребенок проходит стандартное тестирование, которое не требует сверхспособностей. Он просто должен знать элементарные вещи, как выпускник средней общеобразовательной школы. Если школьнику не удается пройти тестирование, дается вторая и даже третья попытка. Подчеркну еще раз, что решающим фактором является желание ребенка учиться в лицее. Как показывает практика, это верный путь. Были случаи, когда дети, которые первоначально не могли складывать дроби, через три года становились победителями математических олимпиад.
– Лицей – нетиповое общеобразовательное учреждение. В чем заключается принципиально новая концепция обучения?
– Учебным планом предусмотрены как базовые знания, направленные на выполнение образовательного стандарта, так и индивидуальные занятия, в рамках которых ведется углубленное изучение профильных предметов: физики, астрономии, математики, или информатики, программирования, либо химии, биологии, экологии. Теория подкрепляется очень мощной практикой. Наши дети могут выезжать на учебно-тренировочные сборы, в профильные лагеря за пределы республики.
В лицее есть современные лаборатории, аналогов которым нет не только в школах республики, но и вузах. Например, в 9 классе на уроке биологии наши учащиеся сами готовят микропрепараты из свежей рыбы и под микроскопом определяют виды паразитов, обитающих в ней.
– Как правило, к концу восьмого класса наши ученики знают школьную программу и за девятый класс. Требования к учащимся очень высокие. Для всех обязательно участие в олимпиадах. Тем не менее, у нас мало отличников. Дети, которые учились в школах на круглые пятерки, поступая в лицей, становятся троечниками. В этом ничего страшного нет, это нормальный процесс. В своей школе они, может быть, были самыми умными, а здесь все такие.
– Поначалу да, но потом это проходит. Проблема в другом. Учиться в лицее сложно, поэтому не все выдерживают. Первый год показательный, но не всегда. Бывают прецеденты, когда дети уходят и после трех лет обучения. Не каждый готов целиком посвятить себя науке: сегодня многие посещают спортивные секции, получают дополнительное образование. Когда дети приходят в наш лицей, в приоритете все-таки должна быть учеба.
– Вы отчисляете неуспевающих лицеистов?
– По закону об образовании такого права у нас нет. Учащиеся уходят сами, если чувствуют, что не справляются. Но, как правило, уходы бывают не по причине неуспеваемости, а из-за того, что дети скучают по дому и родителям. Приезжие живут у нас в современном интернате, в очень хороших условиях, но не все в 13 лет готовы к самостоятельной жизни.
– У одаренных детей особый распорядок?
– Занятия начинаются в 8.30 и длятся до 14.00, потом час – большая перемена. Классического домашнего задания у нас нет. С 15.00 до 18.00 проводится индивидуальная работа. По сути, это то же самое, что группа продленного дня. С 18.00 до 19.00 – различные спортивные секции. Мы стараемся разнопланово развивать детей, поэтому имеем хорошие результаты не только на олимпиадах. В городских спартакиадах традиционно входим в тройку победителей по 13 видам спорта.
– К каким требованиям должны быть готовы будущие лицеисты?
– Девиз нашего образовательного учреждения – дисциплина, порядок, ответственность! Дети убираются в школе сами – это наша принципиальная позиция, приучаем их к самостоятельности и труду. Если кто-то нарушает дисциплину, сразу вызываем родителей. Под запретом у нас компьютерные игры, социальные сети. На территории лицея нельзя употреблять газировку, чипсы, сухарики. Хочу подчеркнуть, что наши учащиеся не курят!
– Здорово! Прочитав эти строки, многие родители захотят привести своих детей к вам. Когда можно сдавать тесты на поступление?
– Первая волна поступлений – в мае, вторая – в июне. Еще один шанс дается в августе. Но вообще хочу отметить, что тем, кто желает у нас учиться, не обязательно ждать весны. Можно прийти сейчас и пройти долицейскую подготовку, чтобы успешно сдать тестирование. Расценки по платным услугам такие же, как и в общеобразовательных школах Саранска – от 35 руб. за учебный час.
С этого года у нас впервые обучаются и семиклассники (ранее обучение велось только в 8-11 классах). Набрано два класса в тестовом режиме. Профили обучения не изменились: физический, математический и химико-биологический.
– Недавно между лицеем, Петербургским университетом информационных технологий механики и оптики и Технопарком было подписано соглашение о сотрудничестве. Какие перспективы открываются перед учащимися?
– Во-первых, будет развиваться научно-методическая база. Еженедельно педагоги университета будут доступны нашим лицеистам и педагогам дистанционно, дважды в год они будут приезжать к нам, поэтому преподаватели лицея смогут повысить свою квалификацию. К сожалению, обучение информационным технологиям у нас не на таком высоком уровне, как физика и химия.
Во-вторых, будет создан стипендиальный фонд. Дети, которые проявляют наиболее выдающиеся способности, будут иметь материальную поддержку. Хочу отметить, что и сегодня наши лицеисты получают стипендию: 400 рублей – за хорошую учебу и 600 рублей – за отличную. Сумма небольшая, но очень важен стимул.
В-третьих, это хорошая возможность продолжить обучение по выбранному профилю. Что касается Технопарка, то это практическая подготовка и гарантированные рабочие места.
– Какие вузы в этом году выбрали ваши выпускники?
– Из 78 выпускников 18 – поступили в МГУ им. Н.П. Огарева, остальные выбрали ведущие вузы страны – МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Петербургский университет и другие.
– Вернутся ли они в Мордовию?
– Надеемся, что да. Трое наших выпускников уже работают в Лицее для одаренных детей.
С. Медведева«Мордовия», № 41(489), 13 октября 2016
За шесть лет в лицее подготовлены:
26 победителей и 95 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
28 золотых, 36 серебряных и 27 бронзовых медалистов международных предметных олимпиад и турниров;
12 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовый медалисты международных (мировых) предметных олимпиад школьников.
Республиканский лицей для одаренных детей – в первых строках российских рейтингов
Вице-премьер РФ Ольга Голодец, министр образования и науки РФ Ольга Васильева и директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко представили перечень лучших школ России-2016. Республиканский лицей для одаренных детей занял первое место в «ТОП-10 общеобразовательных организаций по физико-химическому профилю» и лидирует в десятке общеобразовательных организаций по индустриально-технологическому профилю. 2-е место у лицея в «ТОП-25» перечня 500 лучших образовательных организаций России; также лицей занимает вторые позиции в «ТОП-10» общеобразовательных организаций сразу по трем профилям: физико-математическому, биолого-географическому и по химико-биологическому.
Кроме того, лицей вошел в «ТОП-200» общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся; в «ТОП общеобразовательных организаций математического профиля»; в рейтинг самых лучших общеобразовательных организаций по оборонно-спортивному профилю.
Лицей создан 11 мая 2010 года, учредитель — Министерство образования Республики Мордовия. Имеется 25 учебных помещений, столовая на 128 посадочных мест, 3 спортивных зала (физкультурный, гимнастический и тренажерный), актовый зал, библиотека, медицинские кабинеты и компьютерные классы.
Имеется пришкольный интернат, расположенный неподалеку.
Участие в рейтингах: входит в топ-500 школ России.
Директор и учителя лицея
Директор — Вдовин Евгений Александрович, кандидат культурологии.
Учителя — 56 штатных педагогов и 13 совместителей. В лицее работают 2 доктора наук, 25 кандидатов наук, 42 не остепенённых педагога. 44 педагога, работающие в лицее, имеет высшую квалификационную категорию, 14 – первую квалификационную категорию, 7 специалистов соответствуют занимаемой должности, 4 – молодые специалисты.
Видеоэкскурсия по лицею
Контактная информация
Полное наименование — Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одарённых детей»
Официальный сайт — https://rlc.education
Телефоны — (8342) 47-10-39, приемная
Адрес — 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, 46.