«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

«Электронный дневник и журнал» — сервис, позволяющий участникам образовательного процесса получать информацию об учебных расписаниях, текущих и итоговых отметках и домашних заданиях в режиме онлайн. Также электронный школьный документооборот должен обеспечить снижение административной нагрузки на общеобразовательные учреждения[1].

Дневник.ру  — российская IT-компания в сфере образовательных технологий. По собственным утверждениям, компания занимается разработкой единой электронной образовательной среды для учителей, учеников, родителей и органов государственного управления[1].

Дневник.ру
Изображение логотипа
URL dnevnik.ru
Коммерческий Да
Тип сайта Цифровая образовательная платформа, Электронный дневник и журнал
Регистрация Бесплатная, с подтверждением от администратора
Язык (-и) Русский, английский, испанский, португальский
Количество пользователей 13 млн
Язык программирования ASP.NET
Расположение сервера Флаг России Россия, Санкт-Петербург
Автор Гавриил Леви и Александр Зубков
Начало работы 2007 год
Страна
  • «Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника Россия

Компания основана в 2007 году предпринимателями Гавриилом Леви[2] и Александром Зубковым[3] (через несколько лет Александр, как он сам сообщает в своем блоге, постепенно отошёл от дел)[4]. Головной офис расположен в Санкт-Петербурге[1]. Известно, что по состоянию на 2013 год порядка 28 000 школ в РФ подключены к платформе[2][5], а в 2014 все школы РФ должны были использовать Дневник.ру. Во многих регионах России, государственная услуга получения информации об успеваемости ребёнка портала ГосУслуги реализуется через Дневник.ру, а авторизация в платформе возможна с использованием учётной записи пользователя портала ГосУслуги[6].

Почему электронный дневник нужен родителям, а не школьникам? «Фонтанка» объясняет

В этом дневнике нельзя стереть оценку или вырвать страницу, чтобы скрыть двойку, его нельзя забыть дома, а доступ к нему возможен из любой точки земного шара — был бы интернет. Домашнее задание, кстати, тоже всегда под рукой.

«Фонтанка» разобралась, что такое электронный дневник и почему им чаще пользуются родители петербургских школьников, а не сами ученики.

1

Что представляет собой Электронный дневник?

ПоделитьсяПоделиться

2

Какие данные есть в электронном дневнике?

В первую очередь, все об учебе: расписание уроков, оценки, домашнее задание, фамилии педагогов. Можно увидеть, во сколько ребенок пришел в школу и ушел из нее (а точнее, приложил карточку к турникету на входе и выходе).

Дополнительно здесь можно отслеживать, сколько средств тратит ребенок на питание и что покупает в буфете, устанавливать ограничение на сумму, которую можно потратить в день, или запрет на блюда с аллергенами или те, которые просто нежелательно употреблять.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

ПоделитьсяПоделиться

3

Как получить доступ к дневнику?

Чтобы подключить все эти услуги, нужно авторизоваться на портале «Петербургское образование». Удобнее всего это сделать с помощью ЕСИА — Единой системы идентификации и аутентификации, которая обеспечивает доступ к различным сайтам, связанным с получением государственных услуг. Затем нужно подать электронную заявку и прийти в школу с паспортом, чтобы подписать заявление и подтвердить родство с ребенком.

Сервисы по оплате питания станут доступны, когда ребенку выдадут Единую карту школьника, и родители пополнят счет ребенка.

ПоделитьсяПоделиться

4

Обязательно ли лично идти в школу для регистрации?

Это необходимо, чтобы подтвердить: вы действительно законный представитель ребенка, указанного при регистрации.

Чаще всего это простая формальность, но бывают случаи, когда одного из родителей лишают родительских прав, а второй законный представитель не дает согласие на передачу данных о ребенке.

ПоделитьсяПоделиться

5

Должен ли учитель заполнять электронный дневник?

В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 03.07.2019 №1976-р «О переходе на электронный (безбумажный) учет успеваемости в государственных общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга» с 01.09.2020 учителя обязательно должны заполнять электронный классный журнал. А вся информация из него автоматически появляется в электронном дневнике.

ПоделитьсяПоделиться

6

В электронном дневнике видны не все отметки. В чем может быть причина?

В Электронный дневник данные поступают из информационных систем, установленных в школе. Школа сама решает, с какой частотой выгружать новую информацию на портал «Петербургское образование». Иногда настройки предполагают только разовую выгрузку в конце учебного дня.

Также это зависит и от учителя: он может не сразу после урока занести отметку в электронный классный журнал.

ПоделитьсяПоделиться

7

В дневнике не отображаются данные. Что делать?

Если возникают какие-то проблемы с авторизацией или отображением информации в каких-либо разделах, на портале Петербургское образование есть форма обратной связи с техподдержкой. Там можно задать любой вопрос о работе сервиса.

ПоделитьсяПоделиться

8

Где получить Единую карту школьника и как ей пользоваться?

Единая карта школьника выдается в тех школах, которые включены в Проект по установке систем контроля доступа и оплаты питания. Вместе с ней родителю выдают памятку с инструкцией и всеми необходимыми реквизитами для перевода денег на карту.

Для прохода в школу нужно просто поднести карту к турникету — как в метро. Для покупки в столовой, если на карте есть необходимые средства, нужно приложить ее к считывателю в буфете школьной столовой. Сейчас системой электронного доступа уже оборудовано более 650 школ: там ученики могут оплатить питание по-взрослому, карточкой.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

ПоделитьсяПоделиться

9

Нужно ли эту карту где-то регистрировать?

Единую карту школьника отдельно регистрировать не нужно. Привязка к конкретному ученику происходит непосредственно в школе.

ПоделитьсяПоделиться

10

А с телефона следить за учебой ребенка можно?

У портала «Петербургское образование» есть официальное мобильное приложение, в котором можно следить за успехами ребенка. Приложение дублирует все основные функции портала.

Материал публикуется в партнерстве с Комитетом по информатизации и связи и на основе предоставленных им данных при участии
Комитета по образованию.

ПоделитьсяПоделиться

Раньше было как? Открываешь дневник школьника — и там красным по белому выведены его оценки. С новыми технологиями изменилась жизнь не только у педагогов, которые выставляют оценки в электронный дневник, но и у родителей, которые не всегда понимают, что за отметку получил ребенок. Разбираемся вместе с директором московской школы № 1155 Татьяной Мориковой.

Сколько «весит» оценка (и что это значит)

Больше всего вопросов у родителей вызывает наличие в ЭЖД («Электронный журнал и дневник») рядом с оценкой по тому или иному предмету еще одной цифры — так называемого веса оценки, который варьируется от 1 до 4.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Татьяна Морикова поясняет: «Каждая школа руководствуется Федеральным законом „Об образовании“, на основании которого и разрабатывает свое собственное „Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся“. Именно в нем четко прописываются формы контроля и вес каждой отметки».

По сути, вес отметки в электронном журнале — это примечание, которое указывает на то, за что именно получена та или иная оценка. Так, вес 1, по словам Мориковой, имеет отношение к формам контроля, которые позволяют оценить отдельные результаты по освоению содержания учебных предметов. В этой категории — оценки за устные ответы, домашние задания, работу с картой и т. д.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Вес 2 подразумевает формы контроля, которые помогают оценить знания в комплексе по нескольким темам (сочинение, контрольная работа, зачет). Поэтому «тройка в квадрате», то есть с индексом «2», — это, скорее всего, за контрольную (но есть нюансы, о которых ниже). Вес 3 имеют формы независимой внешней оценки образовательных результатов (речь об олимпиадах, независимых диагностиках). Но есть важное но.

Так как в каждой школе своя система оценивания, то, например, в одном учебном заведении контрольная работа может иметь вес 2, а в другой — 4

Это просто формальность (2 не значит «меньше» или «хуже», чем 4), а не запутаться позволяет разъяснение, которое, как правило, стоит возле оценки с указанием, за что она, собственно, стоит: «словарный диктант», «практическая работа», «смысловое чтение» или, положим, «комбинированная работа».

Отдельная история — оценки за ВПР (Всероссийские проверочные работы). С одной стороны, в ряде школ вес этих оценок равен единице и они не могут существенно повлиять на итоговую оценку ребенка по предмету. С другой стороны, есть школы, где учителя сообщают ученикам, что от оценки за ВПР зависит оценка в году. Зависит или нет — в Департаменте образования и науки города Москвы, куда обратился за разъяснением «Мел», не комментируют. По всей видимости, здесь действует обычная система: каждая школа самостоятельно принимает решение относительно веса оценки за ВПР.

Татьяна Морикова отмечает: «Важны все отметки ребенка, но есть понятие промежуточной аттестации — это работа, позволяющая в комплексе оценить знания и умения за определенный учебный период (триместр, полугодие, год). Такие работы имеют большее значение в определении годовой отметки».

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Почему в ЭЖД и в бумажном дневнике могут быть разные оценки

Во многих школах, особенно в начальных классах, по-прежнему стараются пользоваться бумажными дневниками: привычка вести дневник, по словам учителей, дисциплинирует учеников. Вот только нередко случается так, что в бумажном дневнике одно количество оценок по предмету, а в ЭЖД — другое, а иногда и оценки отличаются. Татьяна Морикова говорит, что «все отметки, которые выставляет учитель, должны быть обязательно перенесены в электронный журнал, иначе у ребенка и семьи может возникнуть ошибочное представление об уровне успеваемости по предмету. Несовпадение отметок тоже недопустимо».

Но это в идеальном мире, а в реальности учителя забывают переносить оценки или не ставят в бумажный дневник плохие отметки — только хорошие

И путаница все-таки возникает. Бороться с этим можно, только общаясь с учителем или, в случае необходимости, с администрацией школы.

Еще один важный момент: каждая оценка в электронном дневнике должна появляться своевременно, что также прописано в локальных актах школы. Так, за устный ответ или работу на уроке (например, за ответ у доски) отметка выставляется день в день, за проверочные работы (диктант, контрольная работа и т. д.) — в течение 3 дней со дня проведения работы, за письменную работу (включая сочинения по русскому языку и литературе в 10-11-х классах) — в течение одной недели со дня ее проведения. Но лучше эти моменты (относительно сроков выставления оценок) уточнять у администрации школы.

В любом случае ситуация, когда контрольная была написана две недели назад, а оценки все еще нет, является серьезным недочетом в работе образовательной организации.

Можно ли исправлять оценки

Во времена бумажного классного журнала исправить оценку было невозможно: если в нем стоит двойка, то единственный шанс ее перекрыть — заработать несколько новых хороших отметок.

С ЭЖД в этом плане чуть проще. Татьяна Морикова поясняет: «Исправить отметку в электронном журнале технически возможно, процедуры исправления отметок определяются локальным актом школы. В некоторых случаях новая отметка ставится рядом с неудовлетворительной, а в некоторых — исправляется на новую».

Правда, как показывает практика, не все учителя умеют это делать или попросту не хотят, утверждая, что такая функция отсутствует

Есть у ЭЖД и еще один неочевидный плюс, особенно если ребенок имеет доступ к своему дневнику, — это система мотивации. Так, школьник видит не только свои отметки, но и может подсчитать, сколько четверок или пятерок ему необходимо для желаемого результата в итоге.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

«Если, например, за работу получена отметка 3 с весом 2, то, чтобы ее перекрыть, необходимо получить две пятерки. Средневзвешенный балл рассчитывается по формуле: сумму произведений оценок на их вес нужно разделить на сумму веса этих оценок», — объясняет Татьяна Морикова.

Получается, что систему обмануть нельзя — все подсчитывается автоматически, — но рассчитать, что нужно сделать, чтобы повлиять на конечную оценку, достаточно легко.

Иллюстрация на обложке: ymart / Shutterstock / Fotodom

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

В эпоху цифровых технологий мы скоро потеряем такое понятие, как школьный дневник в его первозданном формате. Как скоро это произойдёт и что будет дальше? Анастасия Дурягина — о том, как не хочется расставаться со знаковым атрибутом школьного времени.

Старый бумажный друг

Школьный дневник сегодня — это основной документ школьника на момент его обучения в образовательном учреждении. Учителя выставляют в дневник оценки, записывают нормы ГТО и так далее. Ни один поход на школьный базар не обходился без покупки такой важной вещи для школьника. Сейчас выпускают дневники на любой вкус: в твёрдой обложке, цветные, с блёстками, с изображением супергероев. Многие школы заказывают дневники в типографии, размещают на первых страницах информацию, которую считают важной. Это очень удобно!

Да и у вас, как и у меня, был этот дневник. Старый добрый дневник, куда мы записывали расписание уроков, домашнее задание. Неужели он скоро исчезнет и такого понятия уже не будет у наших внуков?

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Плюсы бумажного дневника

  • Ребёнок самостоятельно (ежедневно) заполняет дневник, так он учится самоорганизации.
  • В дневнике много полезной информации: расписание звонков, уроков, ФИО учителей, безопасный путь до школы и так далее.
  • Гимн РФ, памятные даты.
  • Важные номера телефонов.
  • Вся информация собрана в одном месте и доступна для ребёнка.

Минусы бумажного дневника

  • Ребёнок может забыть его, потерять, порвать.
  • Учитель требует дневник чаще всего для выставления замечаний или плохих оценок, что негативно сказывается на мотивации ребёнка к учёбе.
  • Для старшеклассников дневник на бумажном носителе устарел. Сейчас молодёжь активно использует технические средства: мобильные телефоны, планшеты, они удобнее. Создаются группы и сообщества, в которых быстро и без проблем можно узнать домашнее задание.
  • Через запись в дневнике учитель может вызвать родителей в школу.

Оформление дневника всегда было особым видом школьного искуства, особенно во время каникул. Дети любили большими буквами писать в дневнике «Ура, каникулы!». Эмоциально раскрашивали и предвкушали отдых. Это архив тёплых воспоминаний о самых главных датах. Помните?

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Учительские перлы

Кажется, что это никогда не закончится и вновь будут появляться смешные записи в дневниках детей. Но если бумажный формат дневника отменят, то всё это особое удовольствие канет в небытие. Порой учителя превосходят всех современных юмористов со своими замечаниями в дневнике. У каждого своя коллекция весёлых записей.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника


Эра ЭД и ЭЖ

Ну вот, теперь технологии развились до Луны и обратно, беспощадно сменяя всё бумажное на электронное. Мне стало интересно, почему всех хотят посадить на электронные журналы и дневники. Считается, что такие специальные программы, как ЭЖ и ЭД, придумал Сэм Питрода аж в 1975 году. С тех самых пор все страны пытаются внедрить такую систему в образовательный процесс. А что же законы гласят?

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению N 1 этого распоряжения.

Ответственными исполнителями за пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в перечне услуг в сфере образования определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, непосредственно образовательные учреждения (как субъекты Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления). Услуга должна была быть доступна в России с 01.01.2014.

По идее с 2016 года реально все должны работать с ЭЖ и ЭД. Каждая школа выбирает себе ресурс, прикрепляется и начнивает взаимодействовать -выдавать доступ родителям, учителям, ученикам.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Плюсы электронного дневника

  • Формирование учебного плана учителями.
  • Портфолио учеников (внесение личных данных ученика и его родителей).
  • Формирование статистики посещаемости/успеваемости школьников.
  • Информирование ученика и родителя об образовательном процессе в электронном виде.
  • Родитель видит оценку онлайн.
  • Можно увидеть, какую тему проходили на каждом уроке, какое дали домашнее задание. Эта информация будет достовернной, ведь её заполняет учитель.

Минусы электронного дневника

  • У портала, к которому привязана школа (и я как родитель), нет мобильного приложения, только сайт.
  • Часто сам сайт подвисает и информация обновляется с задержкой.
  • Если у меня сядет телефон, то я никак не узнаю информацию по домашнему заданию (тут меня спасёт бумажный дневник).
  • Не совпадают оценки в дневнике и в ЭД. Приходится постоянно уточнять у учителя. А бедные учителя постоянно мучаются при заполнении таблиц в ЭЖ (ведь у всех разные ПО, в каждой свои примочки).
  • Ещё есть и такие родители (да, они существуют, я лично таких знаю), у которых нет ЭД, нет интернета, нет мэйла. Они орентируются только по бумажному дневнику в том, что касается школьной жизни ребёнка.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

А вот что говорят родители, которые уже давно пользуются такими электронными программами или только начали.

«У нас уже второй год электронный дневник. Довольна как слон. Вижу оценку сразу после урока, даже домой с работы ещё не пришла. Всё расписание, все преподаватели, домашние задания — всё супер. Мне нравится. В прошлом году переписывалась там с классной (была правда начальная школа, 4 класс)». Архангельская область.

«У нас тоже электронный дневник и меня он совсем не радует… С его появлением дети перестали вести бумажный дневник, учителя перестали озвучивать домашнее задание. При этом в электронном пишут домашнее задание неправильное. Каждый день тратим много времени на поиски домашки, а спрашивают сполна. Из-за этого очень съехали в успеваемости. Говорили об этом директору, но ничего не меняется». Москва.

«Мой сын учится в 10 классе. Во второй четверти ввели электронный дневник. Это так удобно! Я знаю обо всех оценках в школе, о прогулах, с кем он общается в классе. Могу проконтролировать выполнение домашнего задания. Теперь фраза „ничего не задали“ в доме не произносится». Ростов-на-Дону.


Я не знаю, когда пропадёт привычный дневник совсем, когда мы тотально перейдём на электронный вариант (но, видимо, совсем скоро, может, с 2020 года?), но я точно понимаю, что если исчезнет обычный дневник, то уйдёт что-то очень важное.

Фото на обложке: Shutterstock (HGalina)

Сегодня мы постараемся ответить на наиболее распространенные вопросы, которые волнуют родителей, касающиеся электронного аналога традиционного журнала успеваемости.


<!–

–>
<!– –>

<!– –>
<!–

–>
<!–

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

–>

Интернет и цифровые технологии все увереннее становятся неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности современного человека. Не стала исключением и система образования, в которой электронные учебники постепенно вытесняют обычные книги, а ноутбуки и планшеты – традиционные тетради. Относительно твердые позиции до сих пор занимает бумажный вариант школьного дневника. Но это только потому что, во-первых, не во всех российских школах используются электронные дневники (но это преимущественно сельские школы), а во-вторых, многие родители банально не доверяют электронным журналам и не знают обо всех его особенностях и преимуществах.

И если с первым без вмешательства властей и соответствующих органов мы сделать ничего не можем, то рассказать о возможностях электронного дневника в состоянии. Именно поэтому сегодня мы постараемся ответить на наиболее распространенные вопросы, которые волнуют родителей, касающиеся электронного аналога традиционного журнала успеваемости.

Что такое электронный дневник?

Электронный дневник – электронные сервисы или программное обеспечение, призванное обеспечить:

  • учет выполнения школьниками учебной программы (в том числе, посещаемости и успеваемости);
  • информированность всех участников образовательного процесса (в частности, учеников и их родителей) о ходе и результатах обучения;
  • упорядочение документооборота и снижение административной нагрузки на общеобразовательные организации;
  • возможность создания портфолио учащихся и внутренней социальной сети, а также ведения новостной ленты образовательной организации и личных блогов преподавателей.

Электронный журнал и электронный дневник – это одно и тоже?

По сути, это один и тот же электронный сервис, но имеющий разные возможности.

  • Электронный журнал – инструмент учета, позволяющий осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью учеников, а также выполнением учебной и педагогической нагрузки, повышать ИКТ-компетентность сотрудников школы, накапливать и систематизировать учебно-методические наработки, обеспечивать прозрачность учебного процесса, информировать все заинтересованные стороны о ходе обучения.
  • Электронный дневник – индивидуализированная выборка данных из электронного журнала о ходе и результатах обучения конкретного ученика. Доступ к персональной “странице” школьника имеют как сам ученик, так и его родители.

Зачем электронный дневник нужен родителям?

Внедрение электронных дневников в школе позволяет родителям:

  • иметь круглосуточный доступ к наиболее достоверной, точной и свежей информации об успеваемости своего ребенка (причем, как с ПК, так и с мобильного телефона);
  • получать своевременную информацию о расписании уроков и мероприятиях, которые запланированы в школе;
  • оперативно контролировать посещаемость ребенком уроков и его поведение в школе;
  • осуществлять интерактивное общение с преподавателями ученика и администрацией общеобразовательной организации.

Зачем электронный дневник нужен школьникам?

Благодаря внедрению в российских школах электронных дневников, ученикам больше не нужно беспокоиться о том, что они забыли записать домашнее задание или изменения в расписании предметов – стоит только зайти на страницу классного электронного журнала, и перед школьником откроется самая актуальная информация. Особенно это удобно для тех школьников, которые по тем или иным причинам пропустили занятия в школе. Кроме того, электронный дневник позволяет:

  • отслеживать свои оценки за любой период времени;
  • просматривать рейтинги по успеваемости;
  • быть в курсе как школьной жизни в целом, так и жизни класса в частности.
  • Зачем электронный дневник нужен учителям?
  • Для учителей электронный дневник стал хорошим подспорьем в работе. С его помощью можно:
  • общаться с родителями учеников и оперативно решать с ними текущие проблемы и задачи;
  • подсчитывать рейтинги учащихся;
  • формировать отчеты об успеваемости учеников;
  • отслеживать аналитику работы общеобразовательной организации по различным направлениям;
  • общаться с коллегами по вопросам профессиональной деятельности и обмена опытом;
  • организовать виртуальные консультации и дополнительные занятия.

Может ли ученик самостоятельно исправить оценки в электронном дневнике?

Теоретически такая возможность исключена. На практике же случиться может всякое, поскольку в работе системы не исключен человеческий фактор. Например, сотрудник школы, отвечающий за внесение оценок в электронный журнал, может оставить систему открытой и выйти из кабинета, а находчивый ученик воспользуется моментом и внесет нужные ему изменения. Конечно же, рано или поздно стороннее вмешательство будет обнаружено и виновники понесут заслуженное наказание, но, как говориться, “осадочек останется”.

Кроме того, нельзя забывать о том, что современная молодежь – это продвинутые пользователи, в отличие от многих сотрудников школы, для которых электронные системы и виртуальное пространство являются привычной средой обитания. Поэтому может возникнуть ситуация, когда учитель просит ученика посмотреть, например, почему на его компьютере не воспроизводиться видео, а школьник, по ходу решения этой проблемы, заодно заглядывает в электронный журнал и исправляет там свои оценки. Кстати, большинство преподавателей либо не заботятся о защите данных электронного журнала и используют самые примитивные пароли, либо вообще оставляют систему без защиты на протяжении всего дня.

Ну и последнее. Электронные журналы, как и другое программное обеспечение, разрабатываются талантливыми программистами, которые предусматривают в своем продукте разные уровни защиты. Однако каждую, даже самую надежную защиту можно “обойти”, и никто не даст гарантии, что именно ваш ребенок не окажется тем самым хакером, который может “взломать” электронный журнал не выходя за пределы своей комнаты и вмешаться в работу всей системы: изменить как свои оценки, так и оценки своих одноклассников, получить доступ к личной информации преподавателя, “заразить” вирусом файлы и т.д.

Насколько достоверная и своевременная информация в электронном журнале?

Здесь, опять таки, очень многое зависит от человеческого фактора. Если сотрудник школы ответственно относится к своим обязанностям по заполнению электронного журнала, то участники образовательного процесса получают актуальную и достоверную информацию. В противном случае, оценки не в полной мере могут отображать уровень успеваемости учащихся, а информация о мероприятиях в школе может оказаться устаревшей.

К сожалению вынуждены констатировать, что после изучения различных форумов, на которых родители делятся своими впечатлениями об электронных дневникам, мы сделали неутешительный вывод: в подавляющем большинстве российских школ к вопросу заполнения электронных дневников относятся халатно. А все потому, что эту обязанность возложили либо на учителей-предметников, либо на классных руководителей. Причем эта обязанность не оплачивается. Ну а педагогам, которым итак работы хватает, либо элементарно некогда, либо просто не хочется регулярно обновлять информацию в электронном журнале.

Но не все так пессимистично, как может показаться на первый взгляд. Все чаще руководство школ нанимает специалиста, который отвечает исключительно за обслуживание и наполнение школьных электронных ресурсов. Данный факт позволяет надеяться, что в самом скором времени во всех электронных журналах будет только достоверная и актуальная информация, а сами электронные системы будут надежно защищены и безопасны.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Электронные дневники критикуют многие. Учителя за дополнительную (неоплачиваемую) работу, которую зачастую приходится выполнять в личное время и из дома. Родители — за сложности с авторизацией, задержки с заполнением расписания, выставлением отметок, размещением домашних заданий. Вместе с консультантом по развитию детей Оксаной Туркиной разбираемся, в чём его минусы для школьников и как их можно превратить в плюсы.

Зачем нужен электронный дневник

Электронный дневник и журнал введены во всех школах Москвы с 2017/2018 учебного года как основной источник информации о посещаемости, успеваемости и домашних заданиях. Также он призван облегчить общение родителей и школы. Расписание уроков в электронный дневник вносит завуч, а графы с темами уроков, домашним заданием и отметками заполняет учитель.

Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже не в его власти. Родители имеют доступ к дневнику 24/7, а также могут предоставлять его другим — любопытным родственникам, интересующимся репетиторам.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика.

Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим.

Электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми

Без всякого их участия. Дарья Сосновских, преподаватель французского языка и мать будущей первоклассницы, считает именно так: «Когда ребёнок сам записывает домашнее задание, он понимает, что и как надо делать. А с электронным дневником он не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу».

Как электронный дневник делает из ученика наблюдателя

Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками (важно различать и не путать отметки и оценки: отметка — это 3-4-5, а оценка «мало старался, хорошо, молодец!»). Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам.

Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Просто пользоваться таким электронным органайзером — навык не лишний. Но так как всё, что появляется в нём, вносит не школьник, он не учится планировать свою неделю. Он лишь наблюдает, как её планируют за него другие люди. Если учесть, что далеко не у всех младшеклассников есть собственные компьютеры (планшеты, смартфоны), получается, ребёнок иногда вообще не может даже наблюдать за тем, как организован его учебный процесс.

«В информационном пространстве бумажный дневник не нужен. Преимущества электронного дневника очевидны: удобство для учителей в качестве инструмента работы с родителями и обучающимися, колоссальная экономия времени для доведения достоверной информации до всех участников образовательного процесса. Для детей — это информационный сервис, где прослеживается динамика обучения, формируется портфолио, имеется доступный современный ресурс для получения качественного образования. Для родителей — объективная картина достижений их детей, активная и оперативная коммуникация с любым учителем. Всё это дает возможность для комплексных решений повышения качества образования. Если же рассматривать бумажный дневник как органайзер учеников, то для этого есть более эффективные и современные инструменты».

Антон Богданов, директор школы № 1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н. Чернышёва

В чём польза бумажных дневников

Бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.

Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей.

Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий

В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школе.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.

Почему бумага часто лучше экрана

Учёные из Принстонского и Калифорнийского университетов в трёх исследованиях 2014 года подтвердили, что студенты, которые записывают лекции на ноутбуке, впоследствии хуже отвечают на концептуальные вопросы по учебному материалу и показывают более поверхностную обработку информации.

Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.

Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.

«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника

Что даёт электронный дневник детям

«В хорошей школе найдут способы научить детей организовывать себя. В школе похуже детям придётся набивать шишки самим. Где-то действует метод естественных последствий — домашнее задание нужно тебе и только тебе, у учителя электронный дневник, его твои записи не волнуют. И если ребёнку важно учиться, он будет записывать домашнее задание — в бумажный дневник или в тетрадь. Где-то дети организовываются сами, создают группы в WhatsApp, чтоб записать и уточнить домашнее задание. С одной стороны, в таких группах обязательные дети работают на необязательных. А с другой стороны, самоорганизация детей — это не так плохо: это спонтанность, работа по запросу, налаживание взаимосвязи между одноклассниками», — считает монтессори-педагог, мама четвероклассницы и семиклассника Татьяна Брыкова.

Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника. Сегодня электронный дневник — это только инструмент контроля образовательного процесса, который в идеале делает его прозрачным для родителей и учителя.

Виды и особенности внедренияПравить

Переход к учету личных образовательных достижений обучающихся в электронной форме посредством электронного журнала должен сопровождаться разработкой нормативно-правового обеспечения через развитие системы локальных актов образовательных организаций (далее ОО). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[4] предусматривает автономность ОО, что дает право каждой ОО разрабатывать собственную нормативно-правовую базу, не противоречащую действующему законодательству РФ в области образования. Функционирование и развитие ОО поддерживается собственной нормативно-правовой базой (локальными актами).

По видам электронные дневники и журналы можно разделить на сетевые, которые, в свою очередь, делятся на федеральные и региональные, и локальные.

Сетевой федеральный электронный журнал размещается на высокопроизводительном серверном оборудовании и доступен для использования любой образовательной организацией России. После регистрации на официальном сайте такого электронного журнала образовательная организация получает возможность его полноценного использования: ввода или импорта данных о классах, обучающихся, учебном плане, распределении учебной нагрузки, расписании и пр.; ввода педагогическими работниками календарно-тематических планов занятий, сведений о темах проведенных занятий, отметках успеваемости и посещаемости и т. д. Обучающиеся и их родители получают доступ к электронному дневнику по логинам и паролям, выдаваемым образовательной организацией, либо, в некоторых случаях, через портал госуслуг. Компенсацию затрат владельцы сетевых электронных журналов часто реализуют за счет размещения рекламы, продажи услуг поддержки или другого смежного функционала.

Сетевые федеральные электронные журналы и дневники
НаименованиеГод созданияПравообладатель
Дневник.ру2007ООО «Дневник.ру»
Баллов.Нет2007ООО «ОПТИМА»
СтадиАппс2010ООО «Ализар»
ЭлЖур2010ООО «Веб-Мост»

Сетевой региональный электронный журнал размещается на серверах субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и обслуживает образовательные организации своего региона или муниципалитета. Разработка программного обеспечения таких журналов производится имеющими соответствующий опыт российскими ИТ-компаниями, и его приобретение регионами, установка на свои серверы и сопровождение — по договорам с правообладателями. Следует отметить, что в отличие от федеральных сетевых журналов доменные имена региональных сетевых электронных журналов являются уникальными в каждом регионе.

Сетевые региональные электронные журналы и дневники
НаименованиеГод созданияГде используетсяПравообладатель
Сетевой Город. Образование2002Несколько регионов РоссииАО «ИРТех»
Петербургское образование. Электронный дневник2011Санкт-ПетербургКомитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Образование web 2.02011Несколько регионов РоссииООО «Институт информационных систем»
БАРС Образование?Несколько регионов РоссииАО «БАРС Груп»
Электронный журнал и дневник Московской электронной школы2017МоскваДепартамент образования и науки города Москвы
АИС «Образование» (Башкортостан)2017Республика БашкортостанАО «Башкирский регистр социальных карт»

Локальный электронный журнал размещается на собственном (возможно, облачном) сервере образовательной организации. У такого решения есть как положительные стороны (независимость от оператора федерального или регионального электронного журнала, лучшая доступность за счет существенно более низкой нагрузки, возможность самостоятельного расширения функционала и более гибкой индивидуальной настройки), так и отрицательные (необходимость самостоятельного технического обслуживания оборудования и программного обеспечения, потребность в соответствующих специалистах и пр.).

Локальные электронные журналы и дневники
НаименованиеНомер в ЕРРП*Год созданияПравообладательЛицензияСерверное ПО
Сетевой Город. Образование16332002АО «ИРТех»ПроприетарнаяWindows Server
1С:Образование49612003ООО «1С-Софт»ПроприетарнаяWindows, Linux, Mac OS X
РУЖЭЛЬ21662007Кушнир Г. М.,
Кушнир М. Э.
BSD licenseЛюбые ОС и СУБД; JRE; веб-сервер Apache
Аверс: Электронный классный журнал4532008ООО «ФинПромМаркет-XXI»ПроприетарнаяWindows, *nix
Программный модуль «Электронный журнал»99112018ООО «Кибер-Софт»Нет сведенийЛюбая ОС; СУБД PostgreSQL; веб-сервер Apache
Электронный журнал «Шкала»117072019Гольдин А. М.Modified BSD licenseЛюбая ОС; среда NodeJS; модуль NeDB

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Проблемам внедрения информационных систем электронных дневников и журналов посвящено множество публикаций; достаточно полное обобщение опыта (по состоянию на лето 2015 года) содержится в статье «Мифы и реальности электронных журналов успеваемости».

Дополнительные функции «Электронного дневника и журнала»Править

  • Формирование учебного плана учителями
  • Уведомление о прогуле школы
  • Формирование статистики посещаемости/успеваемости школьников
  • Публикация новостей и объявлений
  • Автоматическая публикация расписания уроков
  • Организация площадки для общения учителей и родителей
  • Отправка СМС-сообщений родителям с оценками ребёнка
  • Отправка Push и E-mail уведомлений родителям ребёнка
  • Использование электронного журнала как надстройки над системой управления образовательной организацией

СсылкиПравить

  • dnevnik.ru — официальный сайт Дневник.ру
  • Лоянич А. «Дневник.ру» — школьная социальная сеть на сайте «Руформатор»
  • Родители смогут видеть оценки школьников через мобильное приложение на сайте «Известия»
  • Родители стали чаще проверять электронные дневники на портале Edutainme
  • Жилинская О. Максимум здравого смысла и никаких родителей под дверью. Почему учителям нравится электронный журнал на сайте «Мел»

ПримечанияПравить

  1. Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2010 года № 246-р
  2. 1 2 Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.2. Дата обращения: 20 мая 2015. Архивировано 13 октября 2013 года.

ИсторияПравить

Разработка проекта была начата в 2007 году. В 2008 году «Дневник.ру» впервые представлен на выставке «Российский образовательный форум». В 2009 году закончилось бета-тестирование главного продукта компании — цифровой образовательной платформы «Дневник.ру» — и началось активное подключение школ[7].

В 2011 году «Дневник.ру» получил первый транш венчурных инвестиций 1,7 млн долларов от фонда Prostor Capital. В 2012-м второй транш инвестиций от фонда Runa Capital составил 5 млн долларов[8].

В 2012 году компания стала резидентом инновационного Фонда «Сколково»[9].

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Раздел «О нас». – Официальный сайт «Дневник.ру». Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 24 сентября 2018 года.
  2. 1 2 «Дневник на стол» Архивная копия от 13 октября 2018 на Wayback Machine, газета «Коммерсантъ» (25 апреля 2013).
  3. Профиль компании на CrunchBase. Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано 23 августа 2018 года.
  4. Личный блог Александра Зубкова о жизни, бизнесе и путешествиях Архивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine.
  5. Как российские власти помогли основателю проекта «Дневник.ру» Гавриилу Леви. Ведомости. Дата обращения: 6 апреля 2020. Архивировано 6 апреля 2020 года.
  6. Авторизация через портал Государственных услуг. Портал службы поддержки. Дневник.ру. Дата обращения: 7 апреля 2021. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  7. «Это бизнес-проект, но с детей, родителей и учителей деньги я брать не буду». – Журнал Forbes, 27 апреля 2012 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  8. Фонд Runa Capital вложил $5 млн в образовательный портал dnevnik.ru. – Журнал Forbes, 3 сентября 2012 года. Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано 30 сентября 2018 года.
  9. Runa Capital инвестировал $5 млн в образовательную платформу Дневник.ру, резидента Фонда Сколково. – Официальный сайт «Сколково», 4 сентября 2012 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  10. Лауреаты Премии Рунета – 2010. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  11. Премия Рунета. Номинанты и Лауреаты 2011 года. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  12. Номинанты и Лауреаты 2012 года. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 2 июля 2017 года.
  13. 23 премии для мобильных и веб-разработчиков. – Портал vc.ru, 20 марта 2017 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  14. Российский образовательный проект Дневник.ру стал новым «пионером» WEF. – Rusbase, 27 августа 2013. Дата обращения: 25 сентября 2018. Архивировано 9 октября 2018 года.
  15. «Дневник.ру» стал победителем EdTechXEurope 2016. – Официальный сайт «Сколково», 24 июня 2016 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.

АктуальностьПравить

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р[3] утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению № 1 этого распоряжения.

Ответственными исполнителями за пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в перечне услуг в сфере образования определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, непосредственно образовательные учреждения (как субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления). Услуга должна была быть доступна в России с 1.1.2014.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 года № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ…» поручило ведомствам до 1.7.2014 составить и опубликовать перечни услуг в своих сферах деятельности в соответствии с изложенными правилами. В перечне на сайте министерства образования и науки Российской Федерации упомянутая выше услуга по состоянию на лето 2016 года отсутствовала.

В 2012 году Минобрнауки России изданы методические рекомендации по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде[2], детализирующие требования к электронным дневникам и журналам.

Журнал учета успеваемости и посещаемости — инструмент учёта в образовательной организации. Ведение его в электронном виде оптимально для повышения прозрачности образовательного процесса и для реализации возможности информирования родителей в электронном виде.

Электронный дневник как индивидуализированная выборка данных ученика из электронного журнала — это информирование ученика и родителя об образовательном процессе в электронном виде.

ОпределениеПравить

Согласно определению Министерства образования и науки РФ[2]:

  • Электронный журнал — ПО или электронные сервисы, обеспечивающие учёт выполнения учебной программы, в том числе успеваемости и посещаемости обучающихся;
  • Электронный дневник — ПО или электронные сервисы, обеспечивающие в электронном виде информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса.

Награды и премииПравить

  • «Дневник.ру» три раза получал «Премию Рунета»: в 2010-м[10] и 2011 годах[11] в номинации «Учительский интернет-проект года», а в 2012 году в номинации «Электронное государство в информационном обществе»[12].
  • В апреле 2012 года «Дневник.ру» получил премию World Summit Awards как победитель в категории E-Learning & Education[13].
  • В 2013 году компания получила премию «Technology Pioneer» по версии World Economic Forum[14].
  • В 2016 году проект «Дневник.ру» признан лучшим в сфере образовательных технологий на международном конкурсе Edtech x Europe[15].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *