Самой распространённой процедурой в 44-ФЗ является электронный аукцион – 80% всех закупок проходит именно в этом формате. И, хотя суть его довольна проста: выигрывает тот, кто дал самую низкую цену, – электронный аукцион имеет свои особенности.
Электронный аукцион можно проводить на любую сумму, но, когда участников много, они начинают торговаться. В такой ситуации важно детально рассчитать стоимость исполнения контракта и свои возможности, не поддаваться азарту. При подготовке к электронному аукциону нужно учитывать нижнюю цену.
Рекомендуйте сервисы Контура и зарабатывайте, станьте Реферальным партнером крупной IT-компании!
В сегодняшней статье мы разберём пошаговую инструкцию для участия в открытом электронном аукционе.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Суть электронной процедуры
Под электронным аукционом понимают закупку, которая:
Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта.
Контур.Призма — управление рисками по 115-ФЗ, заключайте только безопасные сделки с контрагентами и соблюдайте требования закона.
Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:
Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.
Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.
Понятие госзакупок по 44-ФЗ
Сейчас все закупки проводятся на электронной площадке в электронной форме. Исключение – закупки не для всех. Закупку размещают на общем сайте госзакупок zakupki.gov.ru, который после регистрации доступен любому участнику.
Участники ищут интересную им закупку на сайте zakupki.gov.ru, после чего подают необходимую документацию через электронную площадку.
На электронной площадке заказчик:
Электронный аукцион – это способ закупки, при котором взаимодействие между заказчиком и поставщиком происходит в режиме онлайн. Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену для заключения контракта. При этом заказчик и поставщик обмениваются не бумагами, а электронными документами. Электронная подпись и ноутбук позволяют участвовать в аукционе из любой точки мира.
Государство – надёжный крупный заказчик. В 2021 году общий объём муниципальных и государственных заказов (с учётом госкорпораций и естественных монополий) оценили примерно в 18,7 трлн рублей.
Порядок действий для участия в электронном аукционе
Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить электронную подпись и доступ на электронные торговые площадки (ЭТП), а также подготовить спецсчёт. Рассмотрим этот процесс подробнее:
С 2022 года регистрация в ЕИС бессрочная.
Заказчикам по 44-ФЗ допускается размещать закупки только на площадках из указанного в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р перечня:
В рамках торговой площадки каждый аккредитованный поставщик имеет личный кабинет, который позволяет подавать заявки на участие в аукционах и участвовать в них, подавать запросы для разъяснения документации по аукциону и др.
Спецсчёт — расчётный счёт в банке, который предназначен только для работы с обеспечением заявок (имеет дополнительный функционал).
Спецсчёт можно открыть в одном из 25 банков, указанных в распоряжении Правительства РФ от 13 июля 2018 г. № 1451-р, которые вправе работать с обеспечением заявок по 44-ФЗ.
Он нужен, чтобы обеспечить заявку, – с него производится оплата за вход в закупку и списывается плата за победу в электронном аукционе.
Особенности работы со спецсчётом:
Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта
Заказчик обязан требовать обеспечения заявки на участие в аукционе (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Размер обеспечения заявки составляет 0,5% – 1% от начальной цены контракта.
Исключение: в закупках до 1 млн руб. заказчик может обойтись без обеспечения.
Внести обеспечение заявки можно:
Как упоминалось выше, спецсчёт открывается в одном из одобренных Правительством РФ банков.
Победившему в закупке поставщику нужно внести обеспечение исполнения контракта (ОИК), которое составляет 0,5% — 30% от НМЦК.
Для обеспечения также можно использовать независимую гарантию. Список банков и организаций, которые могут выдавать гарантии, утверждается Правительством РФ.
Документы для проведения электронного аукциона, подача заявки на участие
Чтобы провести электронный аукцион, заказчик размещает в ЕИС извещение (п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).
С 1 января 2022 г., чтобы участвовать в электронном аукционе, не требуется допуск. Подаётся единая заявка: подготовка 2 частей не нужна. Подавшие заявку участники вправе направить ценовые предложения (ч. 1 ст. 43, ч. 1, 2 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Чтобы участвовать в электронном аукционе, заявка должна содержать данные (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ):
1) характеристики товара, которые соответствуют показателям из описания объекта закупки, и товарный знак, если есть. Сведения можно не указывать, если товарный знак указан в описании объекта закупки и к поставке предлагается товар с ним же; если в описании объекта закупки есть проектная документация либо смета на капремонт (ч. 2 ст. 43 44-ФЗ)
2) наименование страны происхождения товара по Общероссийскому классификатору стран мира
Обратите внимание: если в закупке с запретом на допуск товаров иностранного происхождения предложить иностранный товар, то оператор ЭТП обязан вернуть заявку (подп. «д» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ).
3) документы, которые подтверждают соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства, требуются для отдельных товаров, если заказчик установил в извещении такое условие. Например, документ для подтверждения регистрации товара при закупке лекарств – копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минфина России от 12 октября 2020 г. № 24-02-06/88891).
Важно: в остальных случаях, если по закону документы передаются вместе с товаром (копия паспорта товара, сертификат качества и др.), требование предоставить их при подаче заявки неправомерно, так как участник не обязан в этот момент иметь товар в наличии.
Срок подачи заявки рассчитывается с момента публикации заказчиком извещения о закупке:
Если в извещение внесли изменения, сроки подачи продлевают:
Наглядно о сроках аукциона
Процесс проведения аукциона
Участники, которые подали заявки, заходят на ЭТП в назначенное время и подают свои ценовые предложения – стоимость, по которой они готовы выполнить контракт. В ходе аукциона ценовые предложения снижаются.
Каждое снижение – шаг аукциона, который составляет 0,5% – 5% от НМЦК.
В ходе аукциона участники могут снизить цену до 0,5% от НМЦК или ниже. В таком случае аукцион будет идти в обратном направлении: участники предлагают сумму, которую они готовы заплатить за заключение контракта заказчику. Увеличивать цену можно до 100 млн рублей.
Участник закупки вправе направить заказчику запрос на разъяснение. Всего разрешено подать:
Особенности заключения контракта
Когда в ЕИС размещён протокол подведения итогов, контракт заключается не ранее чем через 10 дней.
Последовательность действий участников:
Если участник направит заказчику протокол разногласий, сроки заключения продлят. Разрешается попросить исправить какие-либо ошибки или неточности, несоответствие контракта закупочной документации.
Если аукцион признали несостоявшимся
Для всех конкурентных открытых закупок применяются единые случаи, при которых закупка будет признана несостоявшейся:
Если аукцион признали несостоявшимся, возможны следующие варианты:
Особенности электронного аукциона
В извещении об электронном аукционе заказчик устанавливает 3 вида требований к участникам:
Участники должны подходить под все указанные требования. Соответствие единым требованиям участники декларируют на ЭТП самостоятельно, подтверждают, что закон не ограничивает их в участии в закупках.
Важно: если закупка проводится для СМП, необходимо подтвердить свою принадлежность к СМП, проставив «галочку» на ЭТП.
Запрос на разъяснение
Часто госзаказчики допускают ошибки в документации: не указывают место доставки, требуемое количество товара, не прикрепляют важный документ, применяют непонятные формулировки и т.д. Однако участник электронного аукциона вправе подать запрос на разъяснение через электронную площадку.
Обратите внимание: количество запросов ограничено — не более 3 раз, но в самом запросе разрешается задать необходимое количество вопросов.
После получения запроса заказчик должен в течение 2 дней ответить на него. Если действительно была допущена ошибка, в документацию нужно внести изменения. И, хотя сроки процедуры увеличатся, всё будет по правилам.
Шаг аукциона
На всех 8 ЭТП установлены одинаковые шаги аукциона и время ожидания ценовых предложений:
Пример: проводится аукцион на 1 млн рублей, шаг аукциона составит 5 000 – 50 000 рублей. Разрешается «шагать» любой цифрой в указанном диапазоне.
Особенности проведения аукциона
Участвуя в электронном аукционе, следует обращать внимание на такие основные моменты, как:
Участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:
Торги будут считаться завершёнными, если никто не внёс более выгодного предложения через 10 минут после предъявления самой низкой ставки.
За несколько минут система автоматически сформирует протокол с итогами торгов, где будут указаны лучшие ставки, а всех участников скроют под номерами.
Только после проведения аукциона заказчикам станут доступны 2-ые части заявок, где будет указано, какие компании скрыты под номерами. После рассмотрения 2-ых частей заявок будет выявлен победитель, которому направят госконтракт. Контракт необходимо подписать электронно в установленные сроки.
Также нужно предоставить обеспечение контракта, размер которого составляет до 30% от НМЦК. Эту сумму можно перевести на временный счёт заказчика или представить в виде банковской гарантии.
Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет – закажите его. Это бесплатно!
(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)
Для закупки строительных работ по общему правилу вы можете проводить как электронный аукцион, так и открытый конкурс в электронной форме, поскольку эти работы не включены в аукционный Перечень.
В некоторых случаях для закупки строительных работ можно провести, например:
Обратите внимание: до 31.12.2022 заказчики вправе выбирать способ закупки для нужд Республики Крым, г. Севастополя и нужд муниципальных образований этих субъектов РФ в особом порядке. Он должен быть согласован с Минфином России и установлен НПА этих субъектов РФ. Такая возможность есть только при некоторых закупках, в частности при закупках на выполнение федеральным органом исполнительной власти (его подведомственным учреждением), который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, работ по строительному контролю (ч. 1.3 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, ч. 66, 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 543).
За нарушение порядка проведения закупок вас могут привлечь к ответственности. Например, если вы провели запрос котировок в электронной форме, когда закупка была возможна только в форме аукциона или конкурса, штраф составит 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Обратите внимание: приобретение недвижимого имущества, которое будет создано в будущем, вместо закупки строительных работ по такому объекту неправомерно. С учетом конкретных обстоятельств неправомерным могут признать также приобретение готового объекта недвижимости у единственного поставщика (Письмо ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19). Ведомство дополнительно указало: Закон N 44-ФЗ позволяет по итогам конкурентной закупки заключить договор купли-продажи квартиры, которая будет создана (с учетом позиции ВАС РФ) (Письмо от 09.12.2019 N МЕ/108026/19).
Для проведения конкурентной закупки обычно необходимы следующие документы:
Составляя документацию, учтите требования к формированию предмета закупки. В частности, строительные работы можно включить в один лот с иными работами только в определенных случаях. Например, их можно объединить с проектированием и вводом в эксплуатацию объекта капстроительства, если контракт заключается по ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Правила заключения такого контракта установлены Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563.
Документы нужно разместить в ЕИС не менее чем (ч. 1 ст. 54.2, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2, 3 ст. 63, п. 3 ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ):
Обратите внимание: при проведении запроса котировок в электронной форме в ЕИС размещается только извещение и проект контракта, документация о закупке не формируется (ч. 1, 4 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Документация должна включать информацию, содержащуюся в извещении, и документы (информацию), указанные в ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, в том числе:
Учтите, что выполнять строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капстроительства по договору подряда имеют право ИП и юрлица — члены соответствующей СРО, кроме случаев, указанных в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ (ч. 2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Исходя из сложившейся практики ФАС России, рекомендуем при установлении требования о членстве в СРО участника закупки предусмотреть в документации:
Дополнительные требования нужно предусмотреть при проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта для федеральных нужд более 10 млн руб. (для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд — более 5 млн руб.), если закупаются следующие работы (позиции 2 — 2(6) Приложения N 1 к Постановлению N 99):
Дополнительные требования также следует установить при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме с НМЦК выше 100 млн руб., если закупаются работы по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) (позиция 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99).
Учтите: нельзя устанавливать дополнительные требования одновременно по нескольким позициям Приложений N N 1 и 2 к Постановлению N 99 (Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-02-05/81672);
Ее включение в состав документации является надлежащим исполнением требований п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В связи с этим дополнительно составлять техническое задание, в том числе указывать функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, не надо. Учтите также: по Закону N 44-ФЗ объем и содержание работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства определяются такой и (или) иной технической документацией (ч. 6 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ).
Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Если вы планируете осуществить закупку работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства не полностью, а отдельными этапами, проектную документацию в отношении каждого этапа нужно разработать в объеме, необходимом для его осуществления (Письмо Минстроя России от 21.11.2019 N 44567-ОД/08). Учтите, что возможность выполнить такие работы по этапам нужно обосновать.
При закупке работ по капремонту объекта капстроительства за счет бюджетных средств вы не обязаны формировать проектную документацию в полном объеме (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). ФАС России отметила, что при закупке таких работ может быть подготовлена только смета. В этом случае от участников нужно требовать предоставить в первой части заявки исключительно согласие на выполнение работ (Информация ФАС России). Однако есть и альтернативная позиция.
Важно! Если вы планируете осуществить строительство, капремонт, реконструкцию объекта капстроительства в рамках нацпроектов (госпрограмм), то перед разработкой проектной документации направьте задание на проектирование на проверку в органы (организации) госэкспертизы субъектов РФ (Письмо Минстроя России от 09.04.2020 N 13809-ИФ/01). Примерная форма задания на проектирование объекта капстроительства приведена в Приложении к Методическим рекомендациям о порядке согласования такого задания, которые содержатся в том же Письме;
Обратите внимание! Утверждены типовые формы заявок на участие в закупках в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401). Их следует учитывать, в частности, при установлении требований к составу заявок (ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
При проведении электронного аукциона они зависят от того, входит ли в состав аукционной документации проектная документация:
Если электронный аукцион признан несостоявшимся, можно провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае необходимо установить требование представить в составе заявки только названное согласие. Включение в документацию иных требований к составу заявки является нарушением Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20);
— наименование страны происхождения товара;
— сведения о товарном знаке (при наличии) и конкретных показателях товара, соответствующих положениям документации. Такую информацию участник представляет, если в документации не указан товарный знак либо он предложил товар с другим товарным знаком.
Наличие проектной документации в составе аукционной документации не повлияет на требования к составу второй части заявки. Нельзя требовать представления в ее составе документов, подтверждающих соответствие доптребованиям. Такие документы участник закупки представляет оператору электронной площадки, который проверяет только их комплектность и принимает решение о размещении в реестре участников (ч. 12, 13 ст. 24.2, ч. 8.2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.10.2019 N 24-02-08/84217). Соответствие участника аукциона доптребованиям проверяет комиссия при рассмотрении вторых частей заявок.
Учтите, что в рамках конкурса с ограниченным участием в электронной форме представление этих документов требовать нужно. С учетом положений ч. 12 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ полагаем, что не надо признавать заявку не соответствующей требованиям документации в связи с их отсутствием в составе заявки, если необходимые документы представил оператор электронной площадки.
Учтите, если открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся, то можно провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае необходимо установить требование представить в составе заявки только названное согласие. Включение иных требований к составу заявки является нарушением Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20);
На требования к составу второй части заявки на участие в таком конкурсе наличие проектной документации не влияет;
Не нужно устанавливать дату рассмотрения первых частей заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме, если в описание объекта закупки включена проектная документация (п. 1 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Учтите также: если в состав аукционной документации включена проектная документация и участник представил согласие, то он считается допущенным к участию в электронном аукционе. При этом первые части заявок не рассматриваются (ч. 10 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);
Обычно дата проведения аукциона — это следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Если в аукционную документацию включена проектная документация, то аукцион начнется через четыре часа после окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Данное условие применимо и в случае, если окончание такого срока выпадает на нерабочий день (Письмо Минфина России от 10.06.2019 N 24-06-06/42421).
Вместе с тем рекомендуем не устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в аукционе на нерабочий (выходной или праздничный) день.
Дата подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) — это второй рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок. Если в конкурсную документацию включена проектная документация, дату подачи окончательных предложений устанавливать не нужно (ч. 3 ст. 54.6, ч. 4 ст. 56.1, п. 1 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ);
Важно! При закупке работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства на территории РФ может потребоваться обязать подрядчика выполнить часть из них самостоятельно (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ). Возможные виды работ и их объем необходимо включить в документацию (пп. «а» п. 2 Постановления N 570). Положения Постановления N 570 не применяются к закупке, предусматривающей выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (Письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96959).
Обратите внимание: утверждены Требования к типовой документации для закупок в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401). Такую документацию разработает Минфин России (п. 5 указанных Требований, Письмо Минфина России от 19.11.2019 N 24-06-05/89376). Применять ее придется в обязательном порядке (ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
Проверьте, соответствуют ли данные проводимой закупки информационной карте. Если да, то вы должны использовать типовой контракт или типовые условия. Например, в сфере строительства утверждены:
Если типовые условия вам не подходят (например, закупаете работы, не указанные в информационной карте), подготовьте проект контракта самостоятельно. В нем, в частности, учтите требования Закона N 44-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: к контракту на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства законодательно установлен ряд требований, например:
Под электронным аукционом в Законе № 44-ФЗ понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.
В конце статьи вы найдете таблицу с перечислением всех важных этапов электронного аукциона и со сроками их проведения.
В конце статьи есть шпаргалка
Для наглядности разобьем процедуру проведения электронного аукциона на ряд этапов и рассмотрим сроки проведения каждого из них.
Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона и документации
Для того чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.
Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
Так, при проведении электронного аукциона извещение размещается в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Исключение составляют случаи, когда НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб. Извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, ст. 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.
Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днем размещения извещения и днем окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.
Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (Письмо от 28.08.2015 № ОГ-Д28-11486).
Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.
Размещение в ЕИС разъяснений положений извещения об электронном аукционе
Разъяснения необходимо разместить в ЕИС не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику такого запроса.
При этом если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).
При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения в отношении одного такого аукциона
Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона
Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке и разместить изменения в ЕИС заказчик может не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).
Обратите внимание, что изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.
При внесении изменений необходимо убедиться, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке оставалось не менее 7 дней. При этом если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб., до даты окончания срока подачи заявок должно быть не менее трех дней.
Отказ от проведения электронного аукциона
Заказчик имеет право отменить электронный аукцион не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Для этого он формирует с использованием ЕИС извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает его в ЕИС.
С момента размещения такого извещения в ЕИС закупка считается отмененной.
Если срок для отмены закупки истек, но контракт еще не заключен, отменить электронный аукцион можно, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы.
Рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе
Действовавший ранее порядок рассмотрения первых/вторых частей заявки на участие в электронном аукционе утратил силу, поскольку заявка участника теперь является единой и на части не делится.
В связи с этим установлен новый алгоритм электронного аукциона (ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Если заявок подано больше одной, Законом № 44-ФЗ предусмотрена следующая схема. В частности, участники закупки, подавшие заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара/работы/услуги, подать ценовые предложения, предусматривающие снижение НМЦК либо начальной суммы цен единиц товара/работы/услуги. Эта процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок. Детальные требования к подаче такого предложения установлены в ч. 3 ст. 49 Закона №44-ФЗ.
Участник имеет право не подавать ценовое предложение, но тогда его предложение будет считаться равным НМЦК либо начальной сумме цен единиц товара/ работы/услуги.
После проведения процедуры подачи ценовых предложений оператор формирует протокол подачи ценовых предложений, в котором указаны поданные предложения в порядке возрастания.
Только после этого заказчик рассматривает заявки участников. Комиссия рассматривает заявки, а также информацию и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки. По итогам рассмотрения заявка либо признается соответствующей требованиям извещения, либо отклоняется.
Рассмотрение заявок, формирование и направление оператору электронной площадки протокола подведения итогов электронного аукциона осуществляются в срок не более двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.
Определение победителя электронного аукциона
Заявкам, которые признаны соответствующими извещению о проведении электронного аукциона, комиссия присваивает порядковый номер в зависимости от поданного ценового предложения. Победителем является участник, заявке которого присвоен первый номер (пп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, победителем аукциона признается участник закупки:
Заключение контракта с победителем электронного аукциона
Заключение контракта с победителем электронного аукциона производится по универсальной схеме, предусмотренной для электронных процедур в ст. 51 Закона № 44-ФЗ.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Заказчик заполняет проект контракта и направляет контракт на подписание участнику, размещая его в ЕИС и на электронной площадке (при помощи функционала ЕИС), в течение двух рабочих дней после дня публикации в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Участник проверяет контракт на предмет ошибок в реквизитах, корректности внесенных сведений об участнике. Если информация внесена верно, участник размещает на площадке документ об уплате обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер (если они были установлены), и проект контракта, которые подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью. Эти действия победитель вправе осуществить в течение пяти рабочих дней после дня получения проекта контракта от заказчика (п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
Если заказчик соглашается с направленным протоколом разногласий, то размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта.
Если же заказчик отказывается принимать замечания, изложенные в протоколе разногласий, то составляет отдельный документ с причинами такого отказа и размещает его вместе с контрактом в ЕИС и на площадке в течение двух рабочих дней со дня получения протокола разногласий (ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
После подписания контракта победителем электронного аукциона заказчик обязан подписать его в течение двух рабочих дней со дня, когда участник подписал контракт и предоставил обеспечение его исполнения, но не раньше чем через 10 дней со дня публикации итогового протокола (ч. 5 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
С момента размещения в ЕИС контракта, подписанного заказчиком, он считается заключенным (п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
Если последний день срока подписания проекта контракта победителем является нерабочим, то победитель вправе подписать контракт в первый из последующих рабочих дней. Такой вывод основан на положениях ст. 193 ГК РФ и поддержан Минэкономразвития России (Письмо от 01.06.2015 № Д28и-1449).
Для того чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем пользоваться таблицей:
№
п/пЭтап аукционаКонтрольные срокиСтатья в Законе
№ 44-ФЗ
1Размещение в ЕИС извещенияПри НМЦК ≤ 300 млн руб. — не менее чем
за 7 дней до даты окончания срока подачи заявокп. 2 ч. 3 ст. 42
При НМЦК ≤ 2 млрд руб. в случае закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства — не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявокп. 2 ч. 3 ст. 42
Все остальные аукционы — не менее чем
за 15 дней до даты окончания срока подачи заявокп. 2 ч. 3 ст. 42
2Размещение в ЕИС разъяснений положений извещенияНе позднее 2 дней со дня, следующего за днем поступления заказчику такого запросач. 5 ст. 42
3Внесение изменений в извещениеНе позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупкеч. 4 ст. 42
4Отказ от проведения аукционаНе позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявокп. 1 ч. 2 ст. 36
5Проведение процедуры подачи ценовых предложенийЧерез 2 часа с момента окончания срока подачи заявокп. 23 ч. 1 ст. 42
6Рассмотрение заявокНе более 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявокч. 5 ст. 49
7Направление проекта контракта победителемВ течение 2 рабочих дней после дня публикации в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукционаст. 51
8Подписание победителем/направление протокола разногласийВ течение 5 рабочих дней после дня получения проекта контракта от заказчикаст. 51
9Подписание заказчиком проекта контракта в случае согласия с протоколом разногласийВ течение 2 рабочих дней со дня получения протокола разногласийст. 51
10Подписание заказчиком проекта контракта в случае отказа в принятии протокола разногласийВ течение 2 рабочих дней со дня получения протокола разногласийст. 51
11Контракт считается заключеннымС момента размещения в ЕИС контракта, подписанного заказчикомст. 51
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Из нашей статьи вы узнаете:
Одним из популярных и у заказчиков, и у поставщиков конкурентных способов закупки является аукцион.
Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается закупка, информация о которой размещается в ЕИС и победителем которой становится участник, предложивший наименьшую цену контракта.
Аукцион проводится на электронной площадке её оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на восьми электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р:
Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.
Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.
Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Исключение составляют закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления. Их закупать по результатам аукционов запрещено (ч.8 статьи 24).
Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ
В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.
Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ — двух миллиардов рублей, то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.