Дневник
Web-ориентированная школьная образовательная сеть, состоящая из 3 модулей: дистанционное обучение, управление школьным документооборотом и социальная сеть. Базовый функционал бесплатен для всех подключившихся. Система отвечает требованиям ФЗ-152 «О персональных данных», соответствуя по защите классу К2. Компания-разработчик системы имеет 22 авторских свидетельства.
↑ Вернуться к списку приложений
ПРИЛОЖЕНИЕ
Г
Любое образовательное учреждение сталкивается с большим потоком
документооборота. Преподаватели ежедневно выполняют десятки манипуляций по
отбору нужной информации, заполняют классный журнал.
На сегодняшний день уровень информационных технологий достаточно высок, и
все большее количество электронной документации приобретает официальный статус,
заменяя физические источники. Таким образом, информационные технологии
позволяют реализовать систему дополнительного контроля успеваемости учащихся,
автоматизируя при этом данный процесс в учебном заведении.
Электронный журнал – это удобный, мощный инструмент для создания единого
информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия
образовательного учреждения с родителями учащихся.
Так как электронный журнал – это информационная система, то все данные об
учащихся и учебном процессе достаточно заполнить один раз, а в будущем только
дополнять, или исправлять при необходимости.
Цены
Для 1 пользователя
Для 20 пользователей
Для 50 пользователей
1С:Электронный журнал колледжа, 1С:Предприятие 8.3 ПРОФ
40 000 ₽
1С:Электронный журнал колледжа,
1С:Предприятие
8.3 ПРОФ: лицензия на 20 рабочих мест, лицензия на сервер
204 400 ₽
1С:Электронный журнал колледжа,
1С:Предприятие
8.3 ПРОФ: лицензия на 50 рабочих
мест, лицензия на сервер
313 600 ₽
Центр компетенции по образованию «Русские Решения» – разработчик инструмента «1С:Электронный журнал
колледжа»,
поэтому наиболее быстро и качественно внедрит его в Ваш учебный процесс. Закажите бесплатную демонстрацию
программного продукта прямо сейчас. Наш специалист наглядно покажет возможности программы и ответит на Ваши
вопросы.
2
Требования к информационной системе
Ключевыми требованиями к создаваемой системе являются:
— открытость, то есть она должна соответствовать всем современными
стандартами, поддержка Веб-технологий, а также возможность добавления
функционала как сторонних разработчиков, так и наработок учащихся;
— масштабируемость, как ключевое требование с точки зрения экономии.
Не придется заново перестраивать систему при наращивании функционала;
— Кроссплатформенность, способность работать на различных
устройствах, операционных системах, серверах;
— адаптируемость, то есть возможность простой настройки под нужды
заказчика;
— расширяемость, то есть возможность наращивания функциональных
возможностей системы, не изменяя принятого ранее метода развития и базы,
— локализация, то есть поддержка национальных требований и
стандартов в области документооборота, организации процесса обучения,
особенностей Российской системы образования.
Основные требования к разрабатываемой информационной системе относительно
функциональных возможностей состоят в следующем:
— Система должна обеспечивать конфиденциальность информации таким
образом, что персональные данные студента может просматривать только он сам,
его родители и педагогический персонал техникума, а вносить изменения – только
соответствующие педагоги;
— Студент закреплен за одной из групп, а группа, в свою очередь,
закреплена за одной из специальностей;
— Каждая дисциплина закреплена за одной из групп, а также за одним
из преподавателей;
— Код студента является уникальным и неизменным;
— Номера дисциплин, групп, специальностей уникальны и неизменны, а
их наименования могут изменяться.
Лучшие приложения для школьников и студентов
Интерфейс и функционал схожи с бумажной версией классического бумажного школьного дневника. Можно составлять расписание уроков, звонков, выставлять оценки по предметам. В отдельной вкладке можно записать ФИО, контакты преподавателей, а также предметов, которые они ведут (не больше 3 для каждого). Количество учетных записей не ограничено. Из дополнительных функций – создание личных заметок.
В общем, удобное приложение с лаконичным, не отвлекающим внимание дизайном. Минимальные требования к ОС смартфона – Android от 4.1 и выше.
Количество скачиваний – 500 000+, рейтинг – 4,0.
School от Flaring App
Настоящий персональный помощник для школьников и родителей. Подходит для 5-11 классов, пригодится для студентов. Функциональные возможности:
Во вкладке «контакты» сохраняются телефонные номера педагогов и школьных друзей, а функция оповещения напомнит о невыученных уроках.
Интерфейс – в меру яркий, но не отвлекает внимание. Тему при желании можно изменить (варианты от черного до розового).
Приложение уже установили больше 1000000 пользователей, оценка – 4,4.
Дневник от SkyLark
Яркое оформление, широкий функционал. Для удобства пользователей дни недели выделены разными цветами. Есть возможность не только записывать домашнее задание, но и ставить отметку о его выполнении или настраивать оповещения (какие уроки нужно сделать к завтрашнему дню, например).
Интерфейс удобный и понятный, с подсказками и разъяснениями для пользователей. Приложение работает без интернета. Требования к ОС – не ниже версии 4,4.
Скачиваний – более 10000, рейтинг – 4,3.
Weeklie – расписание для школ и Вузов
Дневничок от Vasin Nikita
Самая верхняя диаграмма, на которой объект моделирования представлен
единственным блоком с граничными стрелками. Эта диаграмма называется A-0.
Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей
средой. Поскольку единственный блок представляет весь объект, его имя – общее
для всего проекта. Это же справедливо и для всех стрелок диаграммы, поскольку
они представляют полный комплект внешних интерфейсов объекта. Диаграмма A-0
устанавливает область моделирования и ее границу.
Контекстная диаграмма A-0 также должна содержать краткие утверждения,
определяющие точку зрения должностного лица или подразделения, с позиций
которого создается модель, и цель, для достижения которой ее разрабатывают. Эти
утверждения помогают руководить разработкой модели и ввести этот процесс в
определенные рамки. Точка зрения определяет, что и в каком разрезе можно
увидеть в пределах контекста модели. Изменение точки зрения, приводит к
рассмотрению других аспектов объекта. Аспекты, важные с одной точки зрения,
могут не появиться в модели, разрабатываемой с другой точки зрения на тот же
самый объект. Формулировка цели выражает причину создания модели, т.е. содержит
перечень вопросов, на которые должна отвечать модель, что в значительной мере определяет ее структуру. Наиболее важные свойства объекта
обычно выявляются на верхних уровнях иерархии; по мере декомпозиции функции
верхнего уровня и разбиения ее на подфункции, эти свойства уточняются. Каждая
подфункция, в свою очередь, декомпозируется на элементы следующего уровня, и
так происходит до тех пор, пока не будет получена релевантная структура,
позволяющая ответить на вопросы, сформулированные в цели моделирования. Каждая
подфункция моделируется отдельным блоком. Каждый родительский блок подробно описывается дочерней диаграммой на
более низком уровне. Все дочерние диаграммы должны быть в пределах области
контекстной диаграммы верхнего уровня.
Работы (Activity) обозначают поименованные процессы, функции или задачи,
которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты.
Работы изображаются в виде прямоугольников. Все работы должны быть названы и
определены. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным,
обозначающим действие (например, «Ведение электронного журнала успеваемости и
посещаемости»). Работа «Ведение электронного журнала успеваемости и
посещаемости» может иметь, например, следующее определение: «Это модель,
которая описывает процесс многократного введения и редактирования персональных
данных студентов и последующего их вывода пользователю». При создании новой
модели автоматически создается контекстная диаграмма с единственной работой,
изображающей систему в целом.
Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде
стрелок. Стрелки представляют некоторую информацию и именуются
существительными. Различают 4 вида стрелок:
— Входные. Они ставятся с левой стороны и описывают материал или
информацию, которая преобразуется в данной работе;
— Выходные. Они ставятся с правой стороны и описывают материал или
информацию, которая производится данной работой (обязательно должна
присутствовать хотя бы одна стрелка этого вида);
— Управление – правила, процедуры или стандарты, нормативные акты,
на основе которых должна осуществляться данная работа (также должна
присутствовать хотя бы одна стрелка);
— Ресурсы или механизмы (материальные, трудовые, финансовые
ресурсы).
На рис. 3.2.1 представлена контекстная диаграмма «Ведение электронного
журнала и посещаемости».
Рис. 3.2.1 – Контекстная диаграмма «Ведение электронного журнала
успеваемости и посещаемости»
Ведомость
учета посещаемости
Преимущества электронных школьных дневников
Первые электронные дневники появились в 2014 году, после указа правительства РФ. Реформа была призвана упростить работу педагогов и обеспечить доступ родителям к информации об успеваемости детей. Электронный дневник случайно «не потеряется», вырвать из него страницы или подделать оценки не получится. А отговорку «ничего не задали» легко проверить, заглянув в приложение.
Помимо официальных интернет-ресурсов самой школы (не всегда удобных, кстати) есть множество приложений, которые помогут школьнику спланировать время, сохранить расписания звонков и даже напомнят о том, что учить уроки.
При выборе приложения, стоит обращать внимание на следующие критерии:
Единственный минус таких приложений – ребенок заполняет дневник сам, так что проконтролировать выполнение домашних заданий особо не получится. С другой стороны, делать заметки в смартфоне намного интереснее, чем в обычном, бумажном дневнике.
А вот для студентов такие программы – это отличная альтернатива ежедневникам, блокнотам. Ничего не потеряется, да и сортировать информацию будет намного легче. Расписание, справочники, имена преподавателей (актуально для первокурсников) будут всегда под рукой.
3
Выбор СУБД
Для принятия решения о выборе СУБД можно проанализировать наиболее
популярные: Postgre, MySQL и MSSQL Server. Эти системы будут анализироваться по
ряду признаков. На основе анализа результатов будет решен вопрос о приоритетности
каждой конкретной СУБД для выбранной предметной области.
Перечень требований к СУБД, используемых при анализе той или иной
информационной системы, может изменяться в зависимости от поставленных целей.
Для высоко нагруженных систем используется клиент-серверная архитектура,
это значит, что для баз данных использует отдельно выделенный сервер.
Многие производители СУБД выпускают средства разработки приложений для
своих систем, которые позволяют более тонко настроить сам сервер. Исходя из
этого стоит выбирать СУБД, которая может настаиваться без специального ПО.
В MySQL в отличии от Microsoft SQL Server и Postgre нет триггеров и
процедур, это считается недочетом. Из-за этого приходится организовывать все
задачи в приложении, не использовать стандартные средства, тем самым
усложняется создание приложения.
В таблице 5.3.1 приведен список операционных систем, под управлением
которых способна работать система управления базами данных.
В таблице 5.3.2 приведены достоинства и недостатки СУБД
Поддерживаемые операционные системы
СУБД
Операционные системы
Postgre
Windows, Linux, Unix
MS SQL Server
Windows
MySQL
Linux, Unix,
Windows
Достоинства
и недостатки СУБД
СУБД
Плюсы
Минусы
Postgre
Высоко функциональная и
бесплатная СУБД с открытым кодом, хорошая поддержка со стороны сообщества
разработчиков
Местами низкая
производительность при обработки больших объёмов информации, малая
популярность продукта
MS SQL
Высоко функциональная,
удобна при использовании среды Windows
Платная, сложна в
администрировании, не кроссплатформенная
MySQL
Бесплатная СУБД, имеет
открытый код, занимает мало места, лёгкое администрирование mysql с набором
всего необходимого функционала, большое сообщество разработчиков, работает на
множестве платформ
незащищённость от потери
данных, поддержка только малых баз данных
Итак, рассмотренные СУБД имеют свои достоинства и недостатки, сопоставив
их, было принято решение в пользу выбора MySQL.
база данный учебный электронный журнал
АИС «Параграф 3»
Семейство автоматизированных информационных систем, предназначенное для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, а также процессов учёта и сбора данных на различных уровнях управления системой образования, с возможностью выгрузки на портал «Петербургское образование». Поддерживается компанией ООО «Внедренческий Центр Комплекс», г. Санкт-Петербург, РФ.
АИСУ «ПараГраф» 2
Семейство программных комплексов «Учебное заведение XXI», предназначенных для автоматизации основных процессов управления учреждениями системы образования на уровне детских садов, школ, гимназий, лицеев, ПТУ, техникумов, колледжей и районных отделов (управлений) образования. Поддерживается НПП «ИНИС-СОФТ», г. Минск, Беларусь.
Управление школой
Рабочее место GET-Teacher
Главные преимущества
Работайте с данными из электронного журнала, электронного
дневника и загруженного календарно-тематического планирования в одном информационном пространстве.
Полноценная замена бумажному журналу
Теперь не нужно вести бумажный журнал успеваемости и
дублировать информацию в электронном виде. Есть специальный электронный журнал, полностью
удовлетворяющий требованиям и рекомендациям Минобрнауки России.
Электронный дневник
Позволяет студентам и родителям просматривать в личном
кабинете данные об
успеваемости, итоговых оценках, посещаемости, домашних заданиях.
Экономия времени
Рис. 1 – Интерфейс программы «1С:Электронный журнал колледжа»
Описание программы
Журналы в учебных заведениях предназначены для учета успеваемости и присутствия студентов на занятиях, а также
выполнения учебной программы преподавателями. На сегодняшний день заполнение журналов в бумажном виде утрачивает
актуальность. Более того, документооборот в электронном виде поощряется на государственном уровне.
Некоторые колледжи, зная о Распоряжении Правительства РФ от 25 апреля 2011 года N 729-р, все равно продолжают
дублировать документы в бумажном виде.
При том, что Министерство Просвещения РФ в Письме от 01.10.2021 года №СК-403/08 разъяснило, что одновременное
ведение журналов успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается.
Теперь учреждения среднего профессионального образования могут пользоваться инструментом, позволяющий обеспечить
работу преподавателей и администрации в едином информационном пространстве, разработанный на платформе
«1С:Предприятие 8.3».
В программу встроен дневник, который позволяет студентам и их родителям получать информацию об успеваемости,
посещаемости и домашних заданиях студента.
Программа поддерживает многопользовательскую работу преподавателей, методистов, заместителей директоров и других
сотрудников администрации в локальной сети или через интернет.
В программе есть возможность ведения учета до трех подгрупп. Функционал аналогичен бумажному журналу, при
необходимости есть функция распечатывания документа.
Рис. 2 – Интерфейс рабочего стола администратора в программе
Возможности администратора в «1С
Рис. 3 – Рабочий стол куратора
Возможности программы для преподавателя
Рис. 4 – Часть страницы электронного журнала
Возможности электронного дневника для студентов и родителей
После описания системы в целом ведется разбиение ее на большие фрагменты.
Данный процесс именуется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые
обрисовывают любой фрагмент и взаимодействие фрагментов, именуются диаграммами
декомпозиции. После декомпозиции контекстной диаграммы ведется декомпозиция
каждого большого фрагмента системы на наиболее маленькие и т.д., до достижения
подходящего значения подробности описания. После каждого сеанса декомпозиции
делаются сеансы экспертизы – специалисты предметной области показывают на
соотношение реальных бизнес-процессов сделанным диаграммам. Найденные
несоответствия исправляются, и лишь после прохождения экспертизы в отсутствии
замечаний разрешено приступать к последующему сеансу декомпозиции. Так
достигается соотношение модели реальным бизнес-процессам на любом уровне
модели. Синтаксис описания системы в целом и каждого ее фрагмента схож на
протяжении построения всей модели.
Диаграммы декомпозиции содержат схожие работы, т.е. дочерние работы,
имеющие единую родительскую работу. При разработке диаграммы декомпозиции
надлежит указать нотацию новой диаграммы и численность работ на ней. Возможный
перерыв количества работ – 2-8. Декомпозировать работу на одну работу не имеет
смысла: диаграммы с численностью работ больше 8 получаются сверх насыщенными и
некорректно читаются. Для обеспечения наглядности и лучшего осмысливания
имитируемых процессов рекомендовано применять от 3-х до 6 блоков на одной
диаграмме. Если как оказалось, что количество работ недостаточно, то работу
разрешено добавить в диаграмму, щелкнув поначалу по кнопочке на палитре
инструментов, а потом по свободному месту на диаграмме.
Работы на диаграммах декомпозиции традиционно размещаются по диагонали от
левого верхнего угла к правому нижнему. Таковой распорядок именуется в левом
верхнем углу помещается самая принципиальная работа, исполняемая по времени
первой. Дальше вправо книзу размещаются наименее принципиальные или исполняемые
позже работы. Такое расположение упрощает чтение диаграмм, не считая того, на
нем базируется понятие взаимосвязей работ (рис. 3.3.1).
Каждая из работ на диаграмме декомпозиции может быть в свою очередь
декомпозирована (рис. 3.3.2). На диаграмме декомпозиции работы нумеруются
автоматически слева направо. Номер работы показывается в правом нижнем углу.
Рис. 3.3.1 – Декомпозиция первого уровня для процесса «Ведение
электронного журнала успеваемости и посещаемости»
Рис. 3.3.2 – Декомпозиция второго уровня для процесса «Ввод данных»
Диаграмма декомпозиции предназначена для детализации работы. В отличие от
моделей, отображающих структуру организации, работа на диаграмме верхнего уровня
в IDEF0 – это не элемент управления нижестоящими работами. Работы нижнего
уровня – это то же самое, что работы верхнего уровня, но в более детальном
изложении. Как следствие этого границы работы верхнего уровня – это то же
самое, что границы диаграммы декомпозиции.
При декомпозиции работы входящие в нее и исходящие из нее стрелки (кроме
стрелки вызова) автоматически появляются на диаграмме декомпозиции (миграция
стрелок), но при этом не касаются работ.
Для связывания стрелок входа, управления или механизма необходимо перейти
в режим редактирования стрелок, щелкнуть по наконечнику стрелки и потом по
соответствующему сегменту работы. Для связывания стрелки выхода необходимо
перейти в режим редактирования стрелок, щелкнуть по сегменту выхода работы и
затем по стрелке.
Для связи работ между собой используются внутренние стрелки, то есть
стрелки, которые не касаются границы диаграммы, начинаются у одной и кончаются
у другой работы.
Для рисования внутренней стрелки необходимо в режиме рисования стрелок
щелкнуть по сегменту (например, выхода) одной работы и затем по сегменту
(например, входа) другой. В IDEF0 различают следующие типы связей работ.
— Связь по входу (output-input), когда стрелка выхода вышестоящей работы
направляется на вход нижестоящей (например, на рис. 2 стрелка «Ведомость учета продукции» связывает работы «Ввод
и редактирование данных о выпуске продукции» и «Поиск данных о продукции»);
— Связь по управлению (output-control), когда выход вышестоящей
работы направляется на управление нижестоящей. Связь по управлению показывает
доминирование вышестоящей работы. Данные или объекты выхода вышестоящей работы
не меняются в нижестоящей;
— Обратная связь по входу (output-input feedback), когда выход
нижестоящей работы направляется на вход вышестоящей. Такая связь, как правило,
используется для описания циклов;
— Обратная связь по управлению (output-control feedback), когда
выход нижестоящей работы направляется на управление вышестоящей.
Явная стрелка имеет источником одну-единственную работу и назначением тоже
одну-единственную работу.
Разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Одни и те же данные или объекты,
порожденные одной работой, могут использоваться сразу в нескольких других
работах. С другой стороны, стрелки, порожденные в разных работах, могут
представлять собой одинаковые или однородные данные или объекты, которые в
дальнейшем используются или перерабатываются в одном месте. Для моделирования
таких ситуаций в IDEF0 используются разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Для
разветвления стрелки нужно в режиме редактирования стрелки щелкнуть по
фрагменту стрелки и по соответствующему сегменту работы. Для слияния двух
стрелок выхода нужно в режиме редактирования стрелки сначала щелкнуть по
сегменту выхода работы, а затем по соответствующему фрагменту стрелки.
Смысл разветвляющихся и сливающихся стрелок передается именованием каждой
ветви стрелок. Существуют определенные правила именования таких стрелок.
Рассмотрим их на примере разветвляющихся стрелок. Если стрелка именована до
разветвления, а после разветвления ни одна из ветвей не именована, то
подразумевается, что каждая ветвь моделирует те же данные или объекты, что и
ветвь до разветвления.
Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления какая-либо
из ветвей тоже именована, то подразумевается, что эти ветви соответствуют
именованию. Если при этом какая-либо ветвь после разветвления осталась
неименованной, то подразумевается, что она моделирует те же данные или объекты,
что и ветвь до разветвления.
Все работы модели нумеруются. Номер состоит из префикса и числа. Может
быть использован префикс любой длины, но обычно используют префикс А.
Контекстная (корневая) работа дерева имеет номер А0. Работы декомпозиции А0
имеют номера А1, А2, A3 и т.д. Работы декомпозиции нижнего уровня имеют номер
родительской работы и очередной порядковый номер, например работы декомпозиции
A3 будут иметь номера А31, А32, АЗЗ, А34 и т.д. Работы образуют иерархию, где
каждая работа может иметь одну родительскую и несколько дочерних работ, образуя
дерево. Такое дерево называют деревом узлов, а вышеописанную нумерацию –
нумерацией по узлам. Диаграммы IDEF0 имеют двойную нумерацию. Во-первых,
диаграммы имеют номера по узлу. Контекстная диаграмма всегда имеет номер А-0,
декомпозиция контекстной диаграммы – номер А0, остальные диаграммы декомпозиции
– номера по соответствующему узлу (например, A1, A2, А21, А213 и т. д.). BPwin
автоматически поддерживает нумерацию по узлам, т.е. при проведении декомпозиции
создается новая диаграмма и ей автоматически присваивается соответствующий номер.
В результате проведения экспертизы диаграммы могут уточняться и изменяться,
следовательно, могут быть созданы различные версии одной и той же (с точки
зрения ее расположения в дереве узлов) диаграммы декомпозиции. BPwin позволяет
иметь в модели только одну диаграмму декомпозиции в данном узле.
ЭЖ РУЖЭЛЬ
Электронный журнал, функционирующий как Java-приложение для сервера Apple WebObjects и распространяемый бесплатно по лицензии BSD. Имеет модульную структуру. Позволяет вести школьные журналы, мониторить учебный процесс, быстро просматривать текущие задания и уроки, вести списки преподавателей, учащихся и классов (с учётом требований 152-ФЗ «О персональных данных»). Все основные операции осуществляются пользователем через web-интерфейс.
2
Обзор современных программных средств для решения задачи ведения электронного
журнала
На крупном уровне есть разные реализации схожих систем. В других странах
автоматизация учебного процесса стоит на еще наиболее высочайшем уровне, нежели
в учреждениях нашей страны. Наверное, связано как и с всеобщим отставанием наше
страны в информационных технологиях, так и с широким развитием в западных
государствах удаленного образования. Последнее, стимулирует автоматизации
действий в образовании, введению web-интерфейсов доступа к
средствам автоматизации. Учащийся ВУза, который учится дистанционно, имеет
возможность иногда проверить положение дел лишь через интернет, потому доступ к
собственной учетной записи чрез всемирную сеть обязателен для успешного введения
удаленного образования.
В России степень развития дистанционного образования только начинает
набирать обороты. Потому численность подобных сервисов еще не в такой мере, как за рубежом. При этом почти все из учреждений, которые
вводят дистанционное обучение и сервисы успеваемости учащихся, считаются
отделениями зарубежных институтов и средних учебных заведений. К схожим реализациям в России стоит отнести программное
обеспечение контролирования успеваемости в средних школах, которое
ориентировано на извещение родителей о положении дел детей. Такие решения
разрабатываются частными компаниями. Так,
во многих школах города внедрена система электронных дневников студентов, при
помощи которых родители студентов имеют все шансы осуществлять контроль за собственными
детьми. Но почти все из данных сервисов не
дают доступа к данным по успеваемости подростков чрез сеть Интернет. Однако, не
смотря на это, формирование таковых «электронных журналов» – не плохая
предпосылка большего развития схожих систем в гораздо больших масштабах.
Из планов, схожих разрабатываемому, следует выделить ресурс
«Образовательный портал дистанционного обучения» Вологодского Государственного
Университета, построенный на платформы MOODLE, который еще считается неплохим
образцом веб-сервиса для учащихся в образовательных целях. Система нацелена,
прежде всего, на организацию взаимодействия между педагогом и учащимися, но и
подойдет для организации обычных дистанционных курсов, а так же помощи в очном
обучении. Ресурс имеет возможность использоваться студентами при условии
получении регистрационных данных у педагога, разместившего курс.
Наиболее удачные реализации системы «Электронный журнал» в России
являются:
· www.antcol.ru/jur – Журнал успеваемости студентов Международного Колледжа
Туризма (рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1 – Журнал успеваемости студентов Международного Колледжа
Туризма
· www.emsy.org – Независимый онлайн-cервис электронных журналов
успеваемости, ориентированный на образовательные учреждения стран СНГ – школы,
дошкольные учреждения, лицеи, колледжи, техникумы, институты, центры
сертификации и другие. Основная функция сервиса – организация и ведение
журналов оценок в сети Интернет (рис. 1.2.2).
· www.dnevnik.ru – Всероссийская
бесплатная школьная образовательная сеть (рис. 1.2.3).
Рис. 1.2.2 – Независимый онлайн-cервис электронных журналов www.emsy.org
Рис. 1.2.3 – Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть
www.dnevnik.ru
Изучив имеющиеся решения сообразно теме, можно сделать вывод, что
предоставленная проблема считается не до конца решенной, что дает большие
возможности для будущего исследования и улучшения. Наверное, в особенности
актуально для нашей страны в целом и для Вологды в частности. Осуществление
web-обслуживания электронного журнала имеет принципиальное практическое
значение для учащихся, т.к. позволит им следить за своим положение дел в
учебном заведении в любое время и из любого места с доступностью всемирной
паутины. Так же облегчает контроль родителей над своими детьми(успеваемости и
посещаемости).
Школьный сервер GET-Combi
2
Средства программирования разрабатываемого приложения
Высокоуровневый
язык программирования общего назначения, ориентированный на повышение
производительности разработчика и читаемости кода. Синтаксис ядра Python
минималистичен. В то же время стандартная библиотека включает большой объём
полезных функций.поддерживает несколько парадигм программирования, в том числе
структурное, объектно-ориентированное, функциональное, императивное и
аспектно-ориентированное. Основные архитектурные черты – динамическая типизация,
автоматическое управление памятью, полная интроспекция, механизм обработки
исключений, поддержка многопоточных вычислений и удобные высокоуровневые
структуры данных. Код в Python организовывается в функции и классы, которые
могут объединяться в модули (они в свою очередь могут быть объединены в
пакеты).
Язык и его интерпретатор разрабатываются группой энтузиастов в рамках
проекта с открытым кодом. Проект не является свободным и распространяется под
собственной лицензией.
В области программирования для Сети python – один из популярнейших скриптовых языков (наряду с
JSP, Perl и языками, используемыми в ASP.NET) благодаря своей простоте,
скорости выполнения, богатой функциональности, кроссплатформенности и
распространению исходных кодов.
Популярность в области построения web-сайтов определяется наличием большого набора
встроенных средств для разработки web-приложений. Основные из них:
— Автоматическое извлечение POST и GET-параметров, а также переменных
окружения web-сервера в предопределенные массивы;
— Файловые функции успешно обрабатывают как локальные, так и
удаленные файлы;
— Автоматическая отправка HTTP-заголовков;
— Работа с cookies и сессиями;
— Обработка файлов, загружаемых на сервер;
— Работа с HTTP заголовками и HTTP авторизацией;
— Работа с XForms;
— Работа с удаленными файлами и сокетами.
В настоящее время python
используется разработчиками для высоконагруженных проектов. Согласно рейтингу
Tiobe, базирующемся на данных поисковых систем, в декабре 2009 года python находится на 3 месте среди языков
программирования (уступая Java и C), поднявшись за год на две позиции.
В настоящий момент существует единственная реализация python, ни одна сторонняя компания не
поддерживает исполняемых модулей, отличных от официальной сборки. Такое
положение вещей, с одной стороны, позволяет быстро внедрять и распространять
нововведения среди сообщества разработчиков, с другой стороны, разрабатывать
язык программирования в условиях отсутствия стандарта, так как единая
реализация обеспечивает его по факту. В таких условиях большое значение
приобретает версия интерпретатора, определяющая текущую функциональность
(обратная совместимость между версиями интерпретатора не соблюдается строго).
В 1994 году датский программист Расмус Лердорф создал набор скриптов на
Perl/CGI для вывода и учёта посетителей его онлайн-резюме, обрабатывающий
шаблоны HTML-документов. Лердорф назвал набор Personal Home Page (Личная
Домашняя Страница). Вскоре функциональности и быстроты Perl – интерпретатора
скриптов – перестало хватать, и Лердорф разработал с использованием языка C
новый интерпретатор шаблонов PHP/FI.
2
Определение состава работ
Работы по разработке программного изделия можно разбить на следующие
этапы:
. Подготовительный этап;
. Этап отладки и тестирования системы;
. Составление документации;
Технология проведения исследований и разработок может быть представлена в
виде перечней работ, выполняемых в определенной последовательности.
5
Оценка качества системы учета нагрузки преподавателей
Оценка качества разрабатываемого модуля была проведена совместно с
руководителем дипломного проекта.
Для определения качества системы воспользовались методикой комплексных
показателей (характеристик), которая заключается в применении конкретного
задокументированного критерия оценки к конкретному программному модулю, пакету
или продукции.
Критерий оценки качества ПО – набор определенных и задокументированных
правил и условий, которые используются для решения о приемлемости общего
качества конкретной программной продукции. Качество представляется набором
установленных уровней, связанных с программной продукцией.
В качестве метода оценки был применен метод начисления баллов по каждой
характеристике, после чего по среднему баллу можно было судить о качестве
разрабатываемого программного продукта. Для определения уровня ранжирования
воспользовались 10-балльной системой. Всё это определяет ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93
“Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики
качества и руководство по их применению”.
Данная веб система как программное обеспечение может быть оценено
следующими характеристиками:
Для оценки функциональных возможностей применяются следующие параметры:
Пригодность – атрибут программного обеспечения, показывающий наличие и
соответствие набора функций конкретным задачам. Разрабатываемая система
отвечает требованиям, которые ставились в техническом задании дипломного
проекта. Оценка пригодности проекта – 10 баллов.
Правильность – атрибут программного обеспечения, показывающий обеспечение
правильности соответствия результатов или эффектов. Результаты при работе
программы являются не менее достоверными, чем если бы работа проводилась
прежним способом. Правильность – 10 баллов.
Согласованность – атрибут программного обеспечения, который заставляет
программу придерживаться соответствующих стандартов или соглашений, положений,
законов или подобных рекомендаций. Общий вид, интерфейс соответствуют принятым
стандартам программирования для Windows.
Согласованность – 10 баллов.
Защищенность – атрибут программного обеспечения, относящийся к его
способности предотвращать несанкционированный доступ, случайный или
преднамеренный, к программе и данным. Проектом предусматривается защита данных,
использующихся в программе от несанкционированного доступа, оценим защищенность
в 9 баллов.
Способность к взаимодействию – атрибут ПО, относящийся к способности его
взаимодействовать с конкретными системами. Способность к взаимодействию – 5
баллов.
Оценим надежность программы с помощью следующих критериев.
Стабильность – атрибут программного обеспечения, относящийся к частоте
отказов при ошибках в программном обеспечении. За время тестирования программы
отказов и ошибок, вызванных ошибками при разработке системы, обнаружено не
было, что позволяет сделать вывод о стабильности работы программного
обеспечения. Стабильность – 6 баллов.
Устойчивость к ошибке – атрибут программного обеспечения, относящийся к
его способности поддерживать определенный уровень качества функционирования в
случаях программных ошибок или нарушения определенного интерфейса. В программе
предусмотрен контроль вводимой информации. Оценка устойчивости к ошибке – 6.
Восстанавливаемость – атрибут программного обеспечения, относящийся к его
возможности восстанавливать уровень качества функционирования и восстанавливать
данные, непосредственно поврежденные в случае отказа, а также к времени и
усилиям, необходимым для этого. Оценка восстанавливаемости – 10.
Оценим практичность программы с помощью следующих критериев.
Понятность – атрибут программного обеспечения, относящийся к усилиям
пользователя по пониманию общей логической концепции и ее применяемости. Оценка
понятности – 10 баллов.
Обучаемость – атрибут программного обеспечения, относящийся к усилиям
пользователя по обучению его применению.. Обучаемость – 8 баллов.
Простота в использовании – атрибут программного обеспечения, относящийся
к усилиям пользователя по эксплуатации и оперативному управлению. Оценка
простоты в использовании – 10 баллов.
Для оценки эффективности применяются следующие параметры:
Характер изменения во времени – атрибут программного обеспечения,
относящийся к временам отклика и к скоростям выполнения его функций. Время
подготовки, вывода информации, а также время обработки вводимых данных зависит
от вычислительной мощности сервера и персонального компьютера клиента. Оценка –
8 баллов.
Характер изменения ресурсов – атрибут программного обеспечения,
относящийся к объему используемых ресурсов и продолжительности такого
использования при выполнении функций. Оценка характера изменения ресурсов – 9
баллов.
Оценим сопровождаемость программы с помощью следующих критериев.
Изменяемость – атрибут программного обеспечения, относящийся к усилиям,
необходимым для модификации, устранению отказа или для изменения условий
эксплуатации. Для изменения программы необходима правка исходных кодов. Оценка
изменяемости – 8 баллов.
Устойчивость – атрибут программного обеспечения, относящийся к риску от
непредвиденных эффектов модификации. В программе предусмотрен контроль за
изменениями, которые вносит пользователь при работе. Устойчивость – 9 баллов.
Анализируемость – атрибут ПО, относящийся к усилиям необходимым для
диагностики недостатков или случаев отказов или определения составных частей
для модернизации. Анализируемость – 8 баллов.
Тестируемость – атрибут ПО, относящийся к усилиям, необходимым для
проверки модифицированного ПО. Тестируемость – 10 баллов
Оценку мобильности проведем по следующим показателям.
Адаптируемость – атрибут программного обеспечения, относящийся к удобству
его адаптации к различным конкретным условиям эксплуатации, без применения
других действий или способов, кроме тех, что предназначены для этого в
рассматриваемом программном обеспечении. Оценка адаптируемости – 9.
Простота внедрения – атрибут программного обеспечения, относящийся к
усилиям, необходимым для внедрения программного обеспечения в конкретное
окружение. Программный комплекс интегрирован в функционирующую систему, поэтому
оценка простоты внедрения – 7 баллов.
Взаимозаменяемость – атрибут программного обеспечения, относящийся к
простоте и трудоемкости его применения вместо другого конкретного программного
средства в среде этого средства. Переход на применение разрабатываемого
продукта вместо ранее использовавшихся программ не является сложным. Оценка –
10 баллов.
Соответствие – атрибут ПО, который заставляет систему подчиняться
стандартам или соглашениям, относящимся к мобильности. Система использует
стандартные языки и подчиняется соглашениям, принятым в вышестоящем проекте.
Соответствие – 10 баллов.
Результаты экспертной оценки занесены в таблице 7.7.
Оценка качества программного обеспечения
Атрибут
Балл
Пригодность
10
Правильность
10
Согласованность
10
Защищенность
9
Способность к
взаимодействию
8
Стабильность
7
Устойчивость к ошибке
5
Восстанавливаемость
10
Понятность
10
Обучаемость
8
Простота в использовании
10
Характер изменения во
времени
9
Характер изменения ресурсов
9
Изменяемость
7
Устойчивость
8
Анализируемость
9
Тестируемость
10
Адаптируемость
9
Простота внедрения
10
Взаимозаменяемость
8
Соответствие
10
Средний балл
8,9
Электронный журнал для школы «ЭлЖур»
Web-ориентированный журнал, соответствующий требованиям Министерства образования и науки. Обеспечивает защиту и безопасность данных: компания-разработчик системы ЭлЖур «Веб-Мост» прошла процедуру регистрации в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
Особенности электронных дневников для личных записей
Говорят, что ведение личного дневника помогает улучшить самочувствие. По сути это и лучший друг, которому можно рассказать все абсолютно честно, не боясь осуждения. А также персональный психотерапевт (перечитывая записи, можно проанализировать, что именно задевает больше всего, как удалось выйти из стрессовых ситуаций). Ну и просто книга жизни, которую можно перечитывать, вспоминая самые важные моменты.
Кстати, польза ведения дневников была научно доказана психологами из американского университета Дьюка. По словам одного из участников исследования Тимоти Уилсона, ежедневные записи помогают не только улучшить память, но и понять, что беспокоит человека, изменить ситуацию к лучшему.
Видео о программе
Работа с системой начинается аналогично предыдущим модулям. После
успешной авторизации родитель увидит страницу, на которой расположено меню для
выбора действия: управление пользователями и ролями, управление учебными
заведениями, добавление филиалов, настройка системных параметров, создание
отчетности по заполняемости системы.
Данный модуль имеет все те же функции, что и администратор заведения, для
управления конкретным учебным заведением, но так же может добавлять и новые.
(Рис. 6.7.1)
Рис. 6.7.1 – Управление учебными заведениями и
добавление филиалов
Настройка параметров системы заключается в заполнении нескольких полей,
таких как ссылка на приложение технической поддержки, систему защиты от
ботнетов. После данных манипуляций система будет готова к использованию. (Рис.
6.7.2)
Рис. 6.7.2- Настройки системы
Одним из не малых факторов безопасности служит управление аккаунтами и
назначение ролей пользователям системы. Все роли заранее определены. Назначение
не составляет труда. (рис. 6.7.3)
Рис. 6.7.3 – Управление пользователями и ролями
Отчетность по заполняемости системы осуществляется, перейдя в
соответствующий пункт меню. Далее выбирается заведение, для которого требуется
посмотреть информацию или на сколько заполнена системы в целом.
Данные показываются в таблице в %, а так же рисуется круговая диаграмма
для более наглядного примера (Рис. 6.7.4)
Рис. 6.7.4- Отчетность о заполнении системы
4
Расчёт сметной стоимости модуля
Сметная стоимость разработки представляет собой сумму затрат, планируемых
на проведение работ, соответствующих составленному перечню. Работы по
разработке программного обеспечения для создания модуля «Бухгалтерия» будут
проводиться группой, состоящей из руководителя проекта и программиста. Расчет
сметы производится методом сметных калькуляций по отдельным статьям расходов
всех необходимых ресурсов. Сметная калькуляция содержит следующий перечень
затрат: материалы, заработная плата персонала, отчисления на социальные нужды,
затраты на амортизацию, накладные расходы, прочие расходы. Проведем вычисления
всех статей затрат.
. Определение затрат на материалы
Затраты на материалы определяются на основе расчета их потребления в
процессе разработки. Транспортно-заготовительные расходы принимаются на уровне
10% от цены на материалы. Расчеты затрат на материалы приведены в таблице 7.3.
Расчет затрат на материалы
Материалы
Ед. измерения
Кол-во
Цена, руб.
Стоимость, руб.
1. Бумага A4
Пачка
1
170
170
2. Авторучка
шт.
1
15
15
3. Краска для принтера
шт.
1
350
350
Итого:
535
. Расчет заработной платы
Затраты на основную заработную плату персонала определяются исходя из
продолжительности их работы, а также ставок оплаты труда (7.3).
Где Д р.мес. – среднее
количество рабочих дней в месяце = 22;
Т рi
– трудоемкость выполняемых работ;
Зп – среднемесячная заработная плата.
= 9090,81 руб.;
= 18272,73 руб.
Затраты на доплаты, надбавки, премии составляют 80 % от заработной платы
(7.4).
ЗПнадб = 0,8
= 7272,73 руб.;
Основная заработная плата определяется как сумма ежемесячной заработной
платы с учетом районного коэффициента и затрат на доплаты, надбавки, премии
(7.5).
ЗПосн = (ЗП + ЗПнадб)
Результаты расчета представлены в таблице 7.4.
Расчет основной заработной платы
Категория персонала
Количество, чел.
Трудоемкость, чел/дней
Оклад, руб.
Величина ЗПосн,
руб.
Руководитель проекта
1
20
10000
16363,64
Программист
1
67
6000
32890,91
Итого:
2
87
49254,55
. Расчет отчислений на социальные нужды
Отчисления на социальные нужды составляют 30,2% от общего фонда
заработной платы (12.6). Из них:
% – в пенсионный фонд;
,1% – на медицинское страхование;
,9% – на социальное страхование;
,2% – на страховку от несчастного случая.
Зсоц = 0,302
49254,55 = 14874,87 руб.
. Расчет капитальных вложений
Для производства любого программного продукта необходимы аппаратные и
инструментальные средства. В качестве аппаратных средств возьмем 1 рабочую
станцию и 1 принтер. Разработка системы производится с использованием
инструментов веб разработчика: дистрибутив Apache XAMPP, программа NotePad++, программа Composer, браузер Google Chrome.
Расчет капитальных вложений Кв в оборудование и программное обеспечение
производится по формуле (7.7).
Кв = Ка + Кпо (7.7)
Где Ка – стоимость аппаратных
средств;
Кпо – стоимость программного обеспечения.
В таблице 7.5 приведены расчет капитальных вложений в аппаратные и
инструментальные средства, необходимые для разработки программного проекта.
Количество
Цена за ед., руб
Стоимость, руб.
Рабочая станция (ноутбук)
1 шт.
18000
18000
Принтер
1 шт.
2500
2500
Ка = 24000
Дистрибутив Apache XAMPP
0
0
0
Программа NotePad++
0
0
0
Программа Composer
0
0
0
Браузер Google Chrome
0
0
0
Кпо = 0
Итого:
20500
Все используемое программное обеспечение является бесплатным поэтому
Кв = Ка = 20500 руб.
. Затраты на амортизацию
Размер амортизационных отчислений оборудования и программного обеспечения
определяется по формуле (7.8).
где КВ – стоимость аппаратных и программных средств,
tр – время работы (87 дней),
Tр – число дней в году (365 день),
На – норма отчислений на амортизацию.
По вычислительной технике и оргтехнике годовая норма амортизации
установлена в размере 12%, таким образом, сумма амортизационных отчислений за
год составит:
= 586,36 руб.
. Расчет затрат на накладные расходы
На статью “Накладные расходы” относят затраты которые не могут быть
включены непосредственно в себестоимость проекта – расходы на содержание
работников, не участвующих в производстве программных изделий, а также расходы
на аренду помещений, коммунальные услуги и т.п. Накладные расходы составляют
30% от общей заработной платы (12.9).
Зн = 0,3
49254,55 = 14776,36 руб.
. Расчет затрат на прочие расходы
Статья “Прочие расходы” включает в себя все остальные затраты, связанные
с выполнением проекта, которые могут быть непосредственно отнесены на стоимость
проекта, но по которым в калькуляции не предусмотрено отдельной статьи.
Затраты на прочие расходы составляют 3% от суммы всех предыдущих расходов
(12.10).
Зпроч = 0,03
(535 + 49254,55+ 14874,87 + 586,36 + 14776,36) =
8. Сметная калькуляция затрат
Сметная калькуляция затрат представляет собой плановую себестоимость
производства программного изделия и составляется на всем объеме работ. Сметная
калькуляция затрат на рассматриваемый проект представлена в таблице 7.6.
Сметная калькуляция затрат на создание ПО учет ресурсов на предприятии
Статья затрат
Всего затрат на проект,
руб.
Материалы
535
Заработная плата
49254,55
Отчисления на социальные
нужды
14874,87
Расходы на амортизацию
586,36
Накладные расходы
14776,36
Прочие расходы
1954,57
Всего
81981,71
Таким образом, сметная стоимость продукта составит 81981,71 руб.
3
Программная реализация модуля «Преподаватель»
Для работы с автоматизированной информационной системой «Электронный
журнал» необходимо ввести URL в
адресную строку браузера. После загрузки данных в окне браузера появится
страница с которой начинается работа в информационной системе – это страница
аутентификации пользователя в системе (рис. 6.3.1).
Рис. 6.3.1 – Страница аутентификации пользователя
В центре экрана расположена форма аутентификации пользователя, но если
пользователь еще не зарегистрирован в системе, то ниже приводится ссылка на
страницу регистрации.
После успешной аутентификации преподаватель попадает на страницу выбора
отображения нужного ему предмета, где он может выставлять оценки, отмечать
посещаемость и редактировать тему урока и домашнее задание (рис. 6.3.2).
Рис. 6.3.2 – Страница выбора отображения информации
На протяжении всей работы с системой отображается персональная информация
о преподавателе: ФИО преподавателя, доступные предметы, также рядом с этой
информации расположена гиперссылка для выхода пользователя из системы, на
приложение технической поддержки или ссылку на нее, а так же смену пароля.
После нажатия на дату преподаватель может заполнить тему урока и домашнее
задание (рис. 6.3.3).
Рис. 6.3.3 – Страница текущей успеваемости студента
Для выставления отметок, необходимо просто выбрать ячейку и поставить
туда отметку, либо «Н», если студент отсутствовал на уроке.