Чем полезен электронный дневник школьникам?
Если раньше приходилось искать бумажный журнал по кабинетам, просить учителей озвучить успеваемость каждого ученика, то электронные версии позволяют быстро узнать оценки по определенному предмету.
Свобода от бумажной волокиты
До развития Интернета в каждом классе был ответственный, который обязан носить классную ведомость и передавать ее педагогам. Нередко, когда менялся дежурный, журнал терялся. Сейчас в большинстве школ все кабинеты оборудованы компьютерами, что позволяет сразу выставлять оценки на сайте.
К тому же, не придется каждый год покупать школьный дневник, а учебному заведению — множество бумажных табелей, что более экономично.
Подробная информация о процессе обучения
В старых табелях было минимум данных: оценки, список учеников, домашнее задание (и то не всегда) и имена преподавателей. При просмотре возникали вопросы, например, за что стоит данная оценка. В Интернет-журналах можно выкладывать разного рода информацию:
Родители или учителя могут писать сообщения друг другу при возникновении вопросов по домашней работе или оценкам.
Непредвзятость к школьникам
Некоторые учителя могут некорректно относиться к ученикам. При выставлении отметок преподаватели занижают или завышают их. Такое отношение обычно вызвано конфликтом между обучающимся и педагогом. Однако с использованием виртуальных табелей эта проблема исключена. Система выводит средний балл за время учебы, и по результатам учитель выставляет итоговую оценку.
Для чего нужны электронные журналы и дневники?
Электронный журнал — это цифровая версия школьного журнала, где отмечают пропуски, оценки, записывают темы урока. Система сама высчитывает средний балл и делает отчёты об успеваемости. Недобросовестным ученикам теперь сложнее стереть «н» или плохую оценку.
Предполагалось, что благодаря электронному документообороту контроль за успеваемостью станет прозрачнее и удобнее. Родители будут в онлайн-режиме следить за оценками ребёнка, у педагогов станет меньше бумажной работы, а школьники смогут записывать уроки и задания прямо в телефоне в свой электронный дневник.
Сегодня электронные журналы и дневники действительно есть почти во всех российских школах. Однако многие используют смешанную систему: ведут и цифровую, и бумажную версии журналов и дневников. Таким образом, документооборот не уменьшился, а увеличился.
Образовательные организации вправе сами выбирать систему электронного контроля успеваемости обучающихся. Существуют государственные сервисы (например, дневник на сайте мэра Москвы, на сайте «Госуслуги») и популярные частные разработки («Дневник.ру», «ЭлЖур» и другие).
С сентября 2017 года Департамент инновационных технологий Москвы ограничил сторонним разработчикам доступ к данным о московских школах. Поэтому все столичные образовательные организации пользуются только электронным дневником на сайте mos.ru.
Электронный журнал
Электронный журнал для учебных заведений — это система, которая позволяет автоматизировать процесс ведения журнала учета успеваемости учеников. Он представляет собой цифровую версию классического бумажного журнала, в котором отображаются данные об учениках, их успеваемости, посещаемости занятий и другие важные параметры.
Одной из главных задач электронного журнала для учебных заведений является упрощение и ускорение процесса ведения журнала. В отличие от традиционного бумажного журнала, данные в электронном журнале можно быстро и удобно обновлять, проверять и анализировать. Это позволяет учителям быстро оценить успеваемость каждого ученика и принять решение по его продвижению в учебном процессе.
Кроме того, электронный журнал предоставляет учителям возможность взаимодействия с родителями и учениками. Он позволяет учителям отправлять уведомления о проведенных занятиях, домашних заданиях и оценках учеников, а также получать обратную связь от родителей.
Одним из главных преимуществ электронного журнала для учебных заведений является возможность хранения данных об учениках в безопасном электронном формате. Это позволяет избежать потери или повреждения бумажных журналов и обеспечить безопасность данных учеников.
Также стоит отметить, что электронный журнал позволяет учителям быстро анализировать данные об успеваемости учеников и выявлять проблемы и тенденции в их обучении. Это помогает учителям принимать эффективные решения по улучшению качества учебного процесса и повышению успеваемости учеников.
Чем полезен электронный журнал для родителей
Родители смогу узнать оценки ребенка еще до того, как он придет со школы. Ученик не сможет обмануть взрослых, например, что учитель не задал домашнее задание, или он получил «двойку» за контрольную работу.
Школа будет лучше оснащена
Переход на виртуальные журналы — один из ключевых этапов цифровизации. В школе назначается сотрудник, который отвечает за работу электронных дневников. Для подключения к системе «Дневник.ру» для каждого учебного заведения выделяются деньги из государственного бюджета. Таким образом, школа получает современное оснащение.
Всегда быть в курсе процесса учебы ребенка
Родитель в любой момент может посмотреть успеваемость и посещаемость ребенка. Для него не будет сюрпризом, что ученик прогулял занятие или не сделал домашнее задание на сегодня.
Привитие информационной культуры детям
Введение электронных журналов и дневников — первый этап развития информационной культурой. Цифровые версии бумажной волокиты более информативны, что важно для современного мира.
Если ребенок будет со школьных лет знать, как и где узнать нужную информацию, ему будет легче адаптироваться к изменениям в будущем. Например, если на работе ему придется сотрудничать с партнерами через цифровые сервисы или общаться с коллегами.
Чем полезен электронный дневник родителям?
Сама по себе школьная информационная система, электронный журнал и дневник представляют собой информационный ресурс, размещенный на просторах Интернета.
Людей, которым нравится школьная электронная система, становиться все меньше. Чтобы понять, почему это происходит, необходимо разобраться, что же представляют электронный журнал, школьный дневник
Данные ресурсы создаются с одной целью, чтобы структурировать и облегчить процесс обучения.
Смысл этой системы заключается в том, что на этом портале учителя школ ведут электронные дневники и журналы, чтобы родители своевременно могли отследить успеваемость своего ребенка.
В электронный журнал учителя могут вносить информацию о домашнем задании, делается это для того, чтобы родители могли контролировать, сделал их ребенок уроки или нет.
Помимо этого на школьных информационных порталах или в электронных журналах размещается различная дополнительная информация конкретно о каждом ученике, например в каком часу ребенок пришел в школу, сделали ли ему замечание на каком-нибудь уроке и за что. Вообще подобный электронный журнал выступает средством взаимодействия, связи и общения между родителями и школой
— не все школы имеют быстроскоростное интернет соединение, которое бы позволяло учителям в режиме онлайн вносить всю необходимую информацию в электронный журнал, поэтому большинство из них по старинке вносить все данные в бумажный привычный для всех журнал, а в конце рабочего дня, когда нагрузка на Интернет подключение не токая большая или же перебивать все эти данные вечером дома. Самое интересное, что половина российских школ вообще не имеет выхода в Интернет и все также продолжает пользоваться обычными бумажными журналами и дневниками. Если говорить об учителях, то данное нововведение доставило им одни неудобства, потому что теперь у преподавателей стало больше рутинной работы.
Поэтому, тратя время на заполнение электронного журнала, многие учителя сетуют на то что не успевают донести до учеников всю учебную программу, запланированную на день.
В этом случае очень легко понять учителей, так как разорваться между обучением детей и обязательным заполнением электронного журнала довольно сложно.
— большая затрудненность в работе педагогов в электронными журналами и школьными информационными порталами связана еще и с тем, что не каждый учитель имеет свой персональный компьютер в своем классе, с которого он мог бы заходить на общеобразовательный ресурс и заполнять необходимые документы. Связано это с тем, что многие школы не имеют такого денежного потенциала и не получают финансовую поддержку со стороны государства, поэтому ведение электронного журнала в большинстве школ России попросту невозможно.
– не все учителя обладают необходимыми знаниями для работы с компьютером, связано это с тем, что в школах на сегодняшний момент работают довольно пожилые учителя, так как молодые педагоги не идут в школу из-за низкого уровня зарплаты, а иногда просто, потому что у них не хватает опыта.
— помимо перечисленных факторов, многие педагоги жалуются на то, что с появлением информационных школьных ресурсов, введением школьных журналов и дневников они совсем перестали общаться с родителями.
Связано это может быть со многими причинами, так например, не все российские семьи обладают выходом в Интернет или персональным компьютером, особенно это касается областных и деревенских населенных пунктов
Но, как бы то ни было одна из самых основных проблем в использовании информационных школьных сетей и электронных журналов заключается в том, что больше всего от этой системы страдают дети, которые чувствуют по отношению себе постоянное давление со сторон педагогов и родителей.
В конце концов, каждый ребенок имеет право на личное пространство, особенно это касается учеников обучающихся в выпускных и старших классах, именно они всячески стараются поломать систему, воруя пароли от личного кабинета у родителей, а иногда даже у самих педагогов.
Таких детей можно понять, ведь постоянные оповещения родителей о том, где находиться их ребенок, какую оценку он получил довольно мешает ученикам расслабиться и ощутить полный вкус детства.
Как пользоваться электронным дневником?
Многие родители считают «МРКО» оптимальным инструментом для того, чтобы «держать руку на пульсе». В основном, системой довольны мамы учеников младших классов, которым не доводилось работать с другими сервисами. Кроме того, многие отмечают, что за последний год были исправлены ошибки, «МРКО» реже зависает, да и педагоги привыкли к нему. Судя по всему, разработчики прислушиваются к мнению пользователей и совершенствуют свой продукт.
Мама второклассника Анна Гладченко считает «МРКО» отличным ресурсом для работающих родителей: «Я оперативно, в режиме онлайн получаю информацию об оценках и домашних заданиях сына, сидя весь день на работе (на совещаниях, на обеде), а потому могу контролировать учебный процесс. Хоть и дистанционно, но зато в девять часов вечера не приходится что-то проверять. Могу проанализировать оценки по всем предметам за предыдущий период, вижу, где и что нужно подтянуть».
Департамент информационных технологий города Москвы обещает проводить обучающие семинары и вебинары по «МРКО» для педагогов. Кроме того, каждой школе планируют выделить куратора, который поможет разобраться с системой. Это важная услуга, так как многим преподавателям пенсионного возраста сложно привыкнуть даже к работе с мышкой и клавиатурой, не говоря уже о многофункциональном электронном журнале.
Бумажные дневники до конца не исчезли — многие ученики по-прежнему записывают в них задания, потому что так им удобнее. Мало кто возражает против подобных «дубликатов» — наоборот, родители радуются, если дети меньше времени проводят у компьютера. Но полностью отказываться от электронных журналов никто не собирается. По словам Голуб, «МРКО» в разы лучше бумажных дневников:
«Плюс электронного журнала перед бумажным есть несомненный, — говорит Ева. — Всё-таки гораздо проще стереть и сохранить какую-то ошибочную букву в названии темы, даже если нужно дойти до технического специалиста, чем ехать в какое-то в специальное место, где тебе этот лист просто вырежут и вклеют новый, за что придется заплатить кучу денег. Я работала в учреждении, где были обязательны бумажные журналы, и если у тебя красиво написана четверочка, и ее можно перепутать с „н“, то ты испортил лист, ты должен всё переписывать, переставлять, перешивать — за свои деньги, в свое время. В этом плане электронный журнал — манна небесная».
Кто настраивает электронный дневник?
Функция выставления и исправления оценок есть только у учителей. Однако в цифровой системе возможен человеческий фактор. Если педагог не закроет электронный журнал, ученики могут воспользоваться ситуацией и исправить оценки. Изменения рано или поздно заметят.
Электронный журнал и электронный дневник для домашнего обучения
Для регистрации в системе «Дневник.ру» необходимо прикрепиться к конкретной школе. Получение доступа возможна во время промежуточной аттестации. В данный период ученик становится экстерном и получает академические права, как полноценный школьник.
Такой план будет актуален, если к ребенку приходят учителя из школы, к которой он прикреплен. Если родители решают самостоятельно обучать школьника или приглашать сторонних педагогов, стоит обратить внимание на другие сервисы. Есть специальные приложения, где можно по-своему составлять расписание, распределять учебную программу. От системы «Дневник.ру» лучше отказаться.
Можно ли установить дневник школьника на телефон
Сервисы электронных дневников и журналов доступны преимущественно ученикам на традиционной форме обучения. Но хоумскулерам не стоит отказываться от удобства технологий. Можно использовать сторонние приложения и адаптировать электронные сервисы на дистанционном обучении под себя. Приложения позволяют автоматизировать организацию учебного процесса и сосредоточиться на получении знаний.
Как часто информация обновляется в электронном журнале?
Электронный журнал содержит актуальную информацию об успеваемости и посещаемости ученика. Сведения обновляются моментально. Когда учитель ставит оценку в электронном журнале, родитель сразу увидит ее на сайте.
Преимущества и недостатки электронного журнала
Электронный журнал обладает множеством преимуществ перед бумажной версией. Многие школы уже отказываются от стандартных дневников, выставляя оценки в системе «Дневник.ру».
Электронный журнал и электронный дневник для хоумскулеров
Для регистрации в указанных выше сервисах необходимо прикрепление к образовательной организации. Получить доступ к официальным электронным журналам и дневникам хоумскулеры могут только во время промежуточных аттестаций. В этот период он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.
Ведь в отличие от школы, на семейном обучении не ставят «энки» и оценки. Хоумскулеры сами выбирают программу и организовывают учебный процесс. Ответственность за качество знаний лежит на родителях и самом ученике. А как таковая проверка знаний проходит только в период промежуточной или итоговой аттестации.
С ведением электронного журнала и дневника на дистанционном обучении на протяжении всего учебного года сложнее. Для контроля текущей успеваемости лучше рассмотреть альтернативные версии, которые подойдут для хоумскулеров:
Кроме того, для учёта успеваемости можно адаптировать «Google.Календарь», Trello и другие сервисы планирования.
В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам и родителям помогает справляться с контролем успеваемости и распределением нагрузки персональный наставник. Он напомнит о домашних заданиях, пропущенных занятиях и посоветует включить в расписание кружки и секции ребёнка.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» не ставят оценки за домашние задания — учеников поощряют за усилие, а не результат. Но периодически проводятся проверочные, а раз в триместр или полугодие — и контрольные работы.
Как войти в электронный журнал?
После регистрации на сайте вам будет отправлено письмо на указанный электронный адрес с запросом на подтверждение регистрации. Для того чтобы подтвердить свой электронный адрес, перейдите по ссылке, указанной в письме.
Войдите в систему
После того, как вы вошли в систему, изучите функциональность электронного журнала. Обычно электронные журналы предоставляют возможность просматривать статьи, комментировать их, оставлять отзывы, подписываться на рассылки и т.д. Изучите все возможности, которые предоставляет электронный журнал, и начните использовать их.
Пользуйтесь регулярно
Если у вас возникнут вопросы или проблемы при использовании электронного журнала, не стесняйтесь обращаться за помощью к администрации сайта. Обычно на сайте есть раздел с контактными данными, где можно найти адрес электронной почты или телефон для связи с администрацией. Они могут помочь решить любые проблемы и ответить на все вопросы.
Вопросы и ответы
Что такое электронный журнал?
Электронный журнал — это электронная версия обычного печатного журнала, которая доступна в Интернете.
Какие преимущества есть у электронного журнала по сравнению с печатным?
Электронный журнал имеет множество преимуществ, среди которых: быстрый и удобный доступ к информации, возможность поиска по содержанию, меньшие затраты на производство и доставку, возможность комментирования и обратной связи со статьями и многое другое.
Какие типы электронных журналов бывают?
Электронные журналы бывают разных типов: научные, общественно-политические, культурные, развлекательные и т.д.
Как найти нужный электронный журнал?
Нужный электронный журнал можно найти с помощью поисковых систем, специализированных баз данных или на сайте самого журнала.
Какие функции доступны в электронном журнале?
Функциональность электронного журнала может быть разной, но обычно она включает в себя: просмотр статей, поиск по содержанию, комментирование и обратную связь со статьями, возможность подписки на рассылку и многое другое.
Какие проблемы могут возникнуть при использовании электронного журнала?
При использовании электронного журнала могут возникнуть проблемы с доступом к сайту, проблемы с оплатой подписки, проблемы с поиском нужной информации и т.д.
Как соблюдать правила использования электронного журнала?
Какие возможности предоставляют электронные журналы для авторов статей?
Электронные журналы предоставляют авторам статей возможность быстро и удобно опубликовывать свои материалы, получать обратную связь от читателей, продвигать свои исследования и т.д.
Можно ли бесплатно читать электронные журналы?
Некоторые электронные журналы предоставляют бесплатный доступ к своим материалам, однако, в большинстве случаев для доступа к полной версии журнала необходимо оплатить подписку.
Какие форматы файлов используются в электронных журналах?
Электронные журналы могут использовать разные форматы файлов для своих материалов, в том числе PDF, HTML, EPUB и другие.
Какие преимущества имеет электронный журнал для издателей?
Электронный журнал позволяет издателям снизить затраты на производство и доставку журнала, увеличить свою аудиторию за счет доступности и удобства использования, быстрее и эффективнее проводить маркетинговые исследования и т.д.
Какие темы можно найти в электронных журналах?
В электронных журналах можно найти материалы на самые разнообразные темы: от научных и технических статей до развлекательных и культурных материалов.
Можно ли получить доступ к электронному журналу без подписки?
Возможен доступ к части материалов, которые могут быть предоставлены бесплатно, однако полный доступ к электронному журналу обычно предоставляется только по оплаченной подписке.
Каковы требования к электронному журналу для его успешной работы?
Электронный журнал должен быть удобен и функциональным, иметь высокое качество содержания, хороший дизайн и обеспечивать безопасность данных. Также важно уделять внимание маркетинговым стратегиям и продвижению журнала в Интернете для привлечения большей аудитории и увеличения числа подписчиков.
Какие могут быть недостатки электронного журнала?
Некоторые из недостатков электронного журнала могут включать в себя: ограниченность доступа к материалам без подписки, проблемы с защитой данных, низкое качество изображений и т.д.
Каковы особенности чтения электронного журнала?
Чтение электронного журнала может отличаться от чтения традиционного печатного журнала. Читатель может изменять масштаб, менять цветовую гамму и т.д. для более комфортного чтения.
Какие возможности предоставляются в электронном журнале для поиска информации?
В электронном журнале читатель может использовать функцию поиска для быстрого и удобного поиска нужной информации. Это может быть полезно при работе со статьями или поиске определенных тем.
Какой уровень безопасности обеспечивается в электронном журнале?
Электронный журнал должен обеспечивать высокий уровень безопасности для защиты конфиденциальных данных пользователей, таких как данные о подписке, личная информация и т.д.
Какие могут быть проблемы с использованием электронного журнала?
Проблемы, связанные с использованием электронного журнала, могут включать в себя: технические проблемы с доступом к сайту, проблемы с оплатой подписки, проблемы с поиском нужной информации и т.д.
Интернет-ресурсы нередко могут выходить из строя, особенно в начале учебного года или периода. При этом ни педагоги, ни школьники не имеют доступ к журналу, что вызывает множество проблем. Однако такие перебои быстро устраняются, и уже через несколько дней система работает в обычном режиме.
Риск потери логина или пароля
В этом случае придется восстанавливать данные, потому что без них у пользователя нет доступа к информации. Необходимо попросить классного руководителя, чтобы он обратился к специалисту для восстановления. Несколько дней у человека не будет доступа к онлайн-журналу, пока ему не выдадут личные данные.
Необходим доступ в Интернет
Сейчас практически у каждого человека есть мобильный Интернет, и он способен выйти в Сеть практически в любом месте. Это позволяет узнать сведения об успеваемости даже на улице. Однако если у пользователя нет Интернета, или его временно отключили, посмотреть оценки или задание на дом не получится. Школьные дневники же всегда доступны для родителей и школьника.
Проблемы при переходе на электронную систему
Людям, привыкшим к бумажному варианту ведомостей, сначала трудно будет использовать виртуальный дневник. Во-первых, преподаватель и система выставляют итоговые отметки по-разному. Во-вторых, если человек не привык к Интернет-версиям различных ресурсов (заполнение документов, заказ талонов в поликлинику и пр.), освоиться с новшеством будет проблематично. Однако электронные журналы существуют достаточно долго, поэтому дети и взрослые уже научились ими пользоваться. Со временем все освоятся и забудут про старые аналоги.
Несвоевременное выставление оценок
При наличии бумажного варианта, преподаватели ставят отметки сразу после ответа или сдачи задания. С виртуальным журналом можно делать то же самое, однако некоторые педагоги не спешат ставить оценки даже спустя месяц. Может возникнуть подобная ситуация: ученик не знает свою успеваемость по предмету, а скоро конец учебы, и нужно улучшать свое положение. Однако это исключение из правил, и многие учителя ежедневно выкладывают информацию об успеваемости обучающихся.
Бескомпромиссность при оценивании
Цифровая система способна самостоятельно выводить итоговые отметки. Программа подсчитывает средний балл по каждой дисциплине. Раньше добрые педагоги могли пойти на встречу, чтобы улучшить успеваемость обучающегося. С электронным журналом такая ситуация невозможна, все действия совершает программа.
Все вышеперечисленные минусы виртуального табели успеваемости — недостатки, которые встречаются довольно редко, а при возникновении — быстро и легко решаются.
Электронный журнал и электронный дневник – в чем же отличие?
Журнал и дневник — это общий цифровой сервис, но функционал у данных систем разный. В журнале можно просмотреть успеваемость и посещаемость школьников, уровень выполнения педагогической нагрузки. Сервис предоставляет статистическую информацию, по которой можно подробно изучить школьную программу. Журнал дает возможность посмотреть ход обучения прозрачно и независимо.
В электронном дневнике содержится информация об успеваемости конкретного ученика: оценки, замечания учителей и др. Это персональная страница школьника, доступ к которой есть у него самого и родителей.
Можно ли установить дневник школьника на компьютер
Для просмотра электронного журнала на компьютере необходимо заходить непосредственно на сайт. Отдельного приложения для ПК нет.
История вопроса
В 1975 году американец индийского происхождения Сэм Питрода разработал первый электронный журнал. Мир долго привыкал к идее виртуальных дневников, и только спустя 20 лет технологии достигли того уровня, когда вся актуальная информация передается в цифровом виде. В 2009 году правительство России распорядилось использовать в школах электронные дневники и журналы. При этом, по закону, образовательные учреждения вольны сами выбирать наиболее удобный сервис.
Сейчас существуют электронные дневники на любой вкус: платформа Дневник.ру от сотрудников IT-кластера «Сколково», Универсальная электронная школьная карта, смс-дневники и так далее. Самым популярным сервисом стал «ЭлЖур», который тесно сотрудничает со школами, принимая во внимание пожелания педагогов. Однако теперь у него появился сильный конкурент — одобренный правительством сервис «Московский регистр качества образования», или короче — «МРКО». Доступ к нему осуществляется на портале государственных услуг.
По официальным данным, уже 34 столичные школы опробовали новый формат дневников МРКО. Теперь власти предлагают внедрить его и в те образовательные учреждения, которые до сих пор пользовались другими сервисами, в том числе и системой «ЭлЖур» (всего 51 школа). При первой попытке осуществить этот переход общественность взбунтовалась, 20 тысяч человек подписали петицию против навязывания «МРКО». Чем же им так не угодила новая система?
Аргументы «против»
Мама восьмиклассника Елена Ермилина жаловалась еще на один минус «МРКО»: «Половина учителей его либо не заполняет, либо заполняет потом. Узнать домашние задания и оценки вовремя практически невозможно. В нашей школе эта система работает четвертый год, первый и второй всё было замечательно, так как журнал был на сайте школы, им занимались сотрудники. А последние два года одни мучения!».
Здесь можно было бы свалить вину на нерадивых преподавателей, но у них к «МРКО» свои претензии. Учительница русского языка и литературы Ева Голуб поделилась своими впечатлениями от работы с двумя сервисами — «ЭлЖур» и «МРКО»:
„МРКО“ — обязательный журнал для всех. Его приказом свыше внедряют во всех учебных заведениях. Нас он тоже „настиг“. Переписка там невнятная; к интерфейсу привыкнуть можно, но привыкать нужно довольно долго. Очень много „глюков“ и „багов“. Регулярно что-нибудь пропадает: ты вбиваешь информацию, но она не сохраняется. Или же на твоем компьютере ее видно, а на другом — уже нет. Половина класса может увидеть информацию, а половина — нет. Так происходит и с оценками, и домашними занятиями, и с формой внеклассной занятости. Всё заполнил, думаешь: „Ну, слава Богу, я с себя это снял“. А через месяц тебя звонят : „Почему вы форму не заполнили?“. Смотришь, а там пусто. Опять сидишь, заново заполняешь. Никогда не можешь быть уверен, увидит человек информацию или нет — это главный минус».
Министерство образования не могло проигнорировать всеобщее негодование, да и петиция с 20 тысячами подписей не осталась незамеченной. Чиновники заявили, что школы вправе самостоятельно выбирать наиболее удобный вид дневника. Тем не менее, департамент образования продолжает мягко, но настойчиво предлагать «МРКО». В эту систему были вложены средства государственного бюджета, и в ее основе лежит здравая идея — создать единый универсальный журнал для всех школ. Кроме того, не все пользователи так категорично настроены против нового журнала.
Как получить доступ к электронному журналу или дневнику?
Электронный журнал и дневник доступны в регионах, в которых внедрена цифровая система «Дневник.ру». В некоторых областях невозможно получить доступ без учетной записи на портале Госуслуг. Электронный журнал могут просмотреть пользователи старше 14 лет, у которых есть стандартная или подтвержденная учетная запись на сайте.
Что из себя представляет электронный журнал
Раньше учителям и школьникам приходилось носить кучу листков и журналов для выставления оценок. Сейчас же появились электронные версии, которые значительно превосходят бумажные аналоги.
Доступ к оценкам есть у педагога, ученика и родителей. Процесс обучения можно посмотреть на компьютере, планшете или телефоне при наличии Интернета. Учитель прямо на уроке вводит отметки в журнал, который внешне выглядит, как бумажный. Также педагог может загружать домашнее задание, план обучения на год и другую информацию.
Мифы и реальности электронных школьных журналов
На прошлой неделе у нас вышел небольшой материал, мотивирующий школы не стесняться переходить на электронный журнал. На наше счастье в х появился Михаил Кушнир, эксперт «Лиги образования», в прошлом — советник управления Департамента образования, один из ответственных за разработку модели массового внедрения электронных журналов в Москве.
Именно он написал для нас исчерпывающий сборник мифов, связанных с электронными журналами, и благополучно их разоблачил. Приступим.
Власть решает, какой журнал и как вести
Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» унаследовал от закона 1992 года распределение компетенций между уровнями управления образованием.
Право организации на самостоятельный выбор способа ведения учета закреплено в законе 273-ФЗ.
Вот ответ Минобрнауки РФ с ми автора о сложностях отношений образовательных организаций с органами власти в указанном аспекте.
Во многих регионах в более или менее явной форме органы власти навязывают свое решение. Их волнует формальное выполнение государственных поручений по реализации госуслуг и попутно возможность усиления надзорных функций, а не реальная помощь каждой школе в выборе адекватного решения электронного журнала.
Журнал — финансовый документ
Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.
Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации».
В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация. Классный журнал относится не к финансовой группе документов, а к учебно-педагогической (п.2).
В ней же отмечено, что «Дневник учащегося, являющийся документом школьника и не относящийся к школьной документации, также не рассматривается».
С другой стороны, известно, что комиссии КРУ в советские времена требовали журналы и на основе его анализа выдвигали финансовые претензии. И сегодня имеют место волюнтаристские методы управления и контроля, и сегодня проверяемые не знают закона либо не готовы отстаивать свои законные права.
Этот миф может сыграть очень злую шутку с некомпетентными администраторами, ибо сегодня ведение журналов по закону находится в компетенции образовательной организации и порядок ведения учета должен быть описан в локальных нормативных актах.
Предлагаю самостоятельно ответить на вопрос: как будут проверять образовательную организацию, которая в собственных нормативных актах написала, что журнал — документ финансовой отчетности? А я уже не раз видел подобные утверждения в современных положениях школ о своих электронных журналах.
Нельзя отказаться от бумажного журнала
Реальность: При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учёт и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.
Это приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ — это дополнительное свидетельство помимо отнесения задачи ведения учёта законом 273-ФЗ к компетенции образовательной организации.
Как устроен электронный журнал
Электронный журнал — это цифровой сервис или ПО, доступ к которому есть у каждого родителя школьника. С помощью такого дневника можно узнать следующее:
У родителей, учеников и учителей есть круглосуточный доступ к электронному дневнику.
Новый электронный журнал
По задумке, электронные журналы должны упрощать коммуникацию между педагогами и родителями. Учителя отмечают посещаемость, выставляют оценки, описывают уроки и фиксируют задания.
Родители же узнают все новости о школьной жизни ребенка «из первых рук», так что их больше не введут в заблуждение вырванные из дневника страницы и тройки, исправленные на пятерки. Сейчас все московские школы переходят на единую систему. «Учёба.
«ЭЖ», «МРКО», «ОУ» — у родителей школьников уже свой секретный язык, малопонятный тем, чьи дети ходят в сад или уже давно закончили школу. Эти аббревиатуры так или иначе связаны с относительно новым явлением — электронным журналом. Разработчики уверяют, что система МРКО — это его «улучшенная версия», но не все педагоги и родители с этим согласны.
В сети появились специальные презентации и видеоролики, объясняющие родителям, как пройти квест с паролями и добраться наконец до журнала.
Во-вторых, родители отмечают, что система часто зависает, особенно под конец четверти. В-третьих, задания в журнале появляются несвоевременно.
Если отмечают, что это была контрольная работа, тут же у всех отметок проставляется вес. „ЭлЖур“ симпатичнее и зависал раза два за то время, что я им пользовалась.
Плюсы и минусы использования электронного журнала
Современные технологии все больше проникают в быт людей. Многие структуры перешли на электронные системы, оставив в прошлом горы макулатуры и проблемы с заполнением документов. Такое новшество коснулось и системы образования. Уже большинство школ России перешли на электронные журналы. Это заметно упрощает систему оценивания.
Сбои системы
Хорошее или плохое нововведение?
Переход от материальных ресурсов к цифровым — последствие информационного прогресса. На Интернет-версии уже перешли множество структур, которыми ежедневно пользуются люди.
Электронные табели имеют множество преимуществ перед старыми аналогами. Это упрощает систему оценивания в учебных заведениях.
Противиться прогрессу невозможно, да и не нужно. Технологичные нововведения упрощают жизнь людей и с каждым годом становятся все совершеннее.