Электронный журнал. Электронный дневник. Что это такое?
Школьный электронный дневник и журнал – это комплекс программного обеспечения, созданный для оптимизации системы учета школьной успеваемости и контроля образовательного процесса.
Электронный дневник – это своеобразная программа, которая содержит отметки учащегося и домашние задания, рассылку которых осуществляет педагог.
21-й век – эра электроники и нанотехнологий. Компьютеры и прочие плоды технического прогресса уже прочно вошли в наш быт. Бумажные книги сменились электронными, письма в конвертах заменила электронная почта, стали доступными видео звонки и другие блага цивилизации. Не обошел стороной прогресс и образование.
Все больше информации школьники и студенты добывают в Интернете. Учебники сменились электронными пособиями. И даже школьный журнал теперь оцифрован. Не так давно появились в школах электронные дневники. Многих родителей такое новшество повергло в шок. Но не все так плохо. Что такое электронный дневник, разберемся в этой статье.
Хорошее или плохое нововведение?
Переход от материальных ресурсов к цифровым — последствие информационного прогресса. На Интернет-версии уже перешли множество структур, которыми ежедневно пользуются люди.
Электронные табели имеют множество преимуществ перед старыми аналогами. Это упрощает систему оценивания в учебных заведениях.
Противиться прогрессу невозможно, да и не нужно. Технологичные нововведения упрощают жизнь людей и с каждым годом становятся все совершеннее.
Как работала система
Учителя вели бумажные журналы как обычно, а потом дублировали информацию в электронный. Единственный плюс — родители могли смотреть оценки детей через интернет. Учителям в электронный журнал надо было перенести кучу документов:
- учебный план на каждый предмет;
- личные карточки учеников;
- информацию об учителях.
В средней петербургской школе учится 800-1000 человек и работает 30-50 учителей. Дата рождения, гражданство, контакты родителей, адрес, серия-номер свидетельства о рождении для учеников. Стаж, категория, личная информация для учителей. За первый учебный год в таком режиме вычистили все ошибки-опечатки-неточности. Удвоение бумажной работы в год введения электронного журнала — это ещё мягко сказано. Но с каждым годом вести электронный журнал всё-таки становилось проще. Учителя освоились, стали появляться плюсы.
Какие плюсы у электронного журнала
1. Электронный журнал — это большая база данных
Задача завуча по учебной части — следить за учебным процессом. Это значит контролировать успеваемость, посещаемость, дисциплину. Раньше бедные завучи собирали бумажные отчёты от классных руководителей. Кто сколько прогулял, кому светит двойка в четверти. Бедные классные руководители каждый месяц (а то и неделю) брали в руки бумажный журнал и отмечали посещения каждого ученика по всем предметам. С электронным журналом достаточно нажать две кнопки — и нужный отчёт уйдёт на печать. Можно узнать хоть средний балл класса по всем предметам — было бы желание. Богаче от этого ни завучи, ни классные руководители не стали. Зато появилось больше свободного времени.
2. Прозрачность оценок
У родителей есть доступ к успеваемости своего ребёнка онлайн. Даже если ученик не приносит дневник в школу, прячет его от учителей и время от времени выкидывает в мусор по дороге до дома. Родители узнают оценки вне зависимости от хитрости и находчивости лоботряса.
3. Ничего никуда не потеряется (даже если ребёнок отчаянно этого хочет)
Бумажный журнал — вещь. Он где-то лежит, кто-то его берёт. Он не может быть в двух местах одновременно. В прошлом году я опаздывал на урок, потому что по всей школе искал нужный мне журнал. Чтобы выставить годовые оценки, тоже нужен журнал. Всем. Сразу.
Минусы у электронных журналов тоже есть
У каждого учителя есть своя учётная запись с правом выставлять оценки. Стоит ученику узнать логин и пароль — и он сможет выставлять и удалять оценки. Или войти в кабинет и воспользоваться компьютером, на котором из электронного журнала не вышли. Человеческий фактор перешёл в другую плоскость. Если что-то такое случилось, отследить злоумышленника по горячим следам сложнее. Вы не поймаете его с поличным, ведь он не хранит журнал в рюкзаке. Учителя старшего поколения наиболее уязвимы к хакерским атакам. Закрытая крышка ноутбука — не значит, что он выключен. А если сложный пароль хранится на рабочем столе или в ящике учительского стола — тем более.
С внедрением в школы электронного журнала жизнь педагогов вроде бы должна стать проще. Его невозможно внезапно потерять или где-то забыть. Журнал всегда открыт для просмотра родителей и закрыт от внесения изменений шаловливыми ручонками школьников. Но.
Оказалось, многие школы сталкиваются с проблемами: как правильно вести журнал? кто должен следить за своевременным внесением данных? что делать, если родители настаивают на том, чтобы перейти на другую платформу?
Можно ли сменить платформу для ведения электронного журнала?
В Москве и Московской области, а также в Республике Татарстан и в ряде других регионов страны электронные журналы и дневники входят в системы ЕСИА. Перейти на другую платформу априори невозможно.
А вот если в регионе нет четких предписаний по поводу использования платформы, то принимать решение о переходе вправе только администрация школы. Об этом говорится в Статье 28 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012 г.:
- осуществление контроля за успеваемостью и посещаемостью учеников;
- выставление оценок;
- ведение календарно-тематического планирования;
- запись домашних заданий, формирование расписания уроков и т.п.
Как регламентировать правила работы с электронным журналом?
Администрация школы вправе принять отдельный локальный акт или внести изменения и дополнения в текущий. Эксперты рекомендуют установить регламент пользования журналом в отдельном документе — положении. Именно там должны быть прописаны правила работы с электронным журналом: кто ответственен за ведение, нужно ли распечатывать его содержимое, как и в какие сроки уведомлять всех участников образовательного процесса об отметках и домашнем задании. Помните о том, что эти данные должны быть доступны родителям и ученикам.
Кто ответственен за ведение журнала?
Важно прописать в положении имена и полномочия тех, кто должен отвечать за электронный журнал. В конце концов, это официальный документ школы, на который можно ссылаться в случае, если что-то идет не по правилам.
Администратор — нужный человек, который знает о тонкостях работы с электронным журналом и умеет обращаться с информационными системами. Назначая работника на эту должность, важно отразить его функции и обязанности в школьном нормативном документе.
Администратор обычно выдает доступ пользователям, делает резервное копирование информации, создает отчеты, связывается с техподдержкой, когда это необходимо.
У кого еще должен быть доступ в электронный журнал?
- У классного руководителя. Ему открыты все страницы класса.
- У учителя-предметника. В его распоряжении — предметные страницы классов.
- У завуча. Он может просматривать все страницы и осуществлять контроль: вовремя ли был заполнен журнал?
Чтобы быть в курсе, ознакомьтесь с письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде:
Не смотря на повсеместное внедрение электронного образования, обычный бумажный школьный журнал учителя для оценок продолжает оставаться важным нормативным документом, без которого невозможно функционирование современной школы. Поэтому неудивительно, что заполнение его регулируется специальным положением, обязывающим регулярно заниматься ведением журнала. Нарушение одного из пунктов документа учителем может лишить его премии.
Классный журнал для школы действительно является необходимостью по ряду причин, обеспечивающих положительную динамику образовательного процесса.
Вот эти причины:
- удобство для самих учителей, ведь журнал собирает в себе все отметки, выставленные ученикам по классам, позволяя увидеть общую картину успеваемости каждого. К сожалению, объем памяти человека не может вмещать в себя все количество отметок, проставленное каждому ученику.
- удобство для родителей, поскольку позволяет следить за успехами своего сына или дочери, вовремя реагируя на неудовлетворительные отметки.
Классный журнал для школы не теряет актуальности с течением времени, являясь источником важной информации для всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей.
Можно классный журнал для оценок распечатать и посмотреть, как выглядит этот документ в действительности.
Особенно для учителей и родителей (ученики рады меньше)
Кирилл Загустин, автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» живёт в Санкт-Петербурге, преподаёт историю и обществознание. В этом учебном году его школа отказалась от бумажного журнала. И за месяц у него накопилось много впечатлений от работы с электронным журналом — хороших и плохих.
Электронный журнал — безусловное добро. Даже в том виде, как он существовал параллельно с бумажным. Электронные журналы ввели в далёком 2009 году. Тогда я выпустился из школы и поступил в университет. Помню, как навестил свою учительницу по истории. Главная новость учебного года: «бумажной» работы стало в два раза больше.
Как работала система
Учителя вели бумажные журналы как обычно, а потом дублировали информацию в электронный. Единственный плюс — родители могли смотреть оценки детей через интернет. Учителям в электронный журнал надо было перенести кучу документов:
- учебный план на каждый предмет;
- личные карточки учеников;
- информацию об учителях.
В средней петербургской школе учится 800-1000 человек и работает 30-50 учителей. Дата рождения, гражданство, контакты родителей, адрес, серия-номер свидетельства о рождении для учеников. Стаж, категория, личная информация для учителей. За первый учебный год в таком режиме вычистили все ошибки-опечатки-неточности. Удвоение бумажной работы в год введения электронного журнала — это ещё мягко сказано. Но с каждым годом вести электронный журнал всё-таки становилось проще. Учителя освоились, стали появляться плюсы.
Какие плюсы у электронного журнала
1. Электронный журнал — это большая база данных
Задача завуча по учебной части — следить за учебным процессом. Это значит контролировать успеваемость, посещаемость, дисциплину. Раньше бедные завучи собирали бумажные отчёты от классных руководителей. Кто сколько прогулял, кому светит двойка в четверти. Бедные классные руководители каждый месяц (а то и неделю) брали в руки бумажный журнал и отмечали посещения каждого ученика по всем предметам. С электронным журналом достаточно нажать две кнопки — и нужный отчёт уйдёт на печать. Можно узнать хоть средний балл класса по всем предметам — было бы желание. Богаче от этого ни завучи, ни классные руководители не стали. Зато появилось больше свободного времени.
2. Прозрачность оценок
У родителей есть доступ к успеваемости своего ребёнка онлайн. Даже если ученик не приносит дневник в школу, прячет его от учителей и время от времени выкидывает в мусор по дороге до дома. Родители узнают оценки вне зависимости от хитрости и находчивости лоботряса.
Но не все родители этой возможностью пользуются. Для этого надо зарегистрироваться на сайте, ввести данные школы и сделать ещё пару манипуляций. А ещё есть родители, которые привыкли «по старинке». До сих пор раз в месяц классный руководитель вклеивает в дневник все оценки. Теперь и это проще: электронный журнал автоматически составит отчёт. Правда, работа с ножницами и клеем остаётся.
3. Ничего никуда не потеряется (даже если ребёнок отчаянно этого хочет)
Бумажный журнал — вещь. Он где-то лежит, кто-то его берёт. Он не может быть в двух местах одновременно. В прошлом году я опаздывал на урок, потому что по всей школе искал нужный мне журнал. Чтобы выставить годовые оценки, тоже нужен журнал. Всем. Сразу.
Раз в пять лет в школу приезжает цирк с шоу-программой «Мы потеряли классный журнал». Самые жаркие выступления — в апреле и мае. Бывает, кто-то из учеников решил обнулить оценки, да и учителя тоже люди. Мы не застрахованы от ошибки «положить туда, чтобы не потерять». Иногда старый журнал случайно находят в начале следующего года и в совершенно неожиданных местах. После эпопеи восстановления оценок по учительским записям и дневниковым оценкам.Теперь этой проблемы нет. С журналом одного класса можно работать одновременно, учителя больше не зависят друг от друга. После уроков и на переменах не надо идти в учительскую. Журнал невозможно потерять или испортить. В общем, кошмар недобросовестного ученика.
Минусы у электронных журналов тоже есть
У каждого учителя есть своя учётная запись с правом выставлять оценки. Стоит ученику узнать логин и пароль — и он сможет выставлять и удалять оценки. Или войти в кабинет и воспользоваться компьютером, на котором из электронного журнала не вышли. Человеческий фактор перешёл в другую плоскость. Если что-то такое случилось, отследить злоумышленника по горячим следам сложнее. Вы не поймаете его с поличным, ведь он не хранит журнал в рюкзаке. Учителя старшего поколения наиболее уязвимы к хакерским атакам. Закрытая крышка ноутбука — не значит, что он выключен. А если сложный пароль хранится на рабочем столе или в ящике учительского стола — тем более.
За восемь лет школы прошли длинный путь. От «зачем нам это нужно» до «ой, это удобно!». Сейчас тернии остались позади, а впереди — удобная жизнь с электронным журналом. Обнять его не получится, но это и к лучшему.
Электронные дневники критикуют многие. Учителя за дополнительную (неоплачиваемую) работу, которую зачастую приходится выполнять в личное время и из дома. Родители — за сложности с авторизацией, задержки с заполнением расписания, выставлением отметок, размещением домашних заданий. Вместе с консультантом по развитию детей Оксаной Туркиной разбираемся, в чём его минусы для школьников и как их можно превратить в плюсы.
Зачем нужен электронный дневник
Электронный дневник и журнал введены во всех школах Москвы с 2017/2018 учебного года как основной источник информации о посещаемости, успеваемости и домашних заданиях. Также он призван облегчить общение родителей и школы. Расписание уроков в электронный дневник вносит завуч, а графы с темами уроков, домашним заданием и отметками заполняет учитель.
Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже не в его власти. Родители имеют доступ к дневнику 24/7, а также могут предоставлять его другим — любопытным родственникам, интересующимся репетиторам.
В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика.
Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим.
Электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми
Без всякого их участия. Дарья Сосновских, преподаватель французского языка и мать будущей первоклассницы, считает именно так: «Когда ребёнок сам записывает домашнее задание, он понимает, что и как надо делать. А с электронным дневником он не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу».
Как электронный дневник делает из ученика наблюдателя
Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками (важно различать и не путать отметки и оценки: отметка — это 3-4-5, а оценка «мало старался, хорошо, молодец!»). Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам.
Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам.
Просто пользоваться таким электронным органайзером — навык не лишний. Но так как всё, что появляется в нём, вносит не школьник, он не учится планировать свою неделю. Он лишь наблюдает, как её планируют за него другие люди. Если учесть, что далеко не у всех младшеклассников есть собственные компьютеры (планшеты, смартфоны), получается, ребёнок иногда вообще не может даже наблюдать за тем, как организован его учебный процесс.
«В информационном пространстве бумажный дневник не нужен. Преимущества электронного дневника очевидны: удобство для учителей в качестве инструмента работы с родителями и обучающимися, колоссальная экономия времени для доведения достоверной информации до всех участников образовательного процесса. Для детей — это информационный сервис, где прослеживается динамика обучения, формируется портфолио, имеется доступный современный ресурс для получения качественного образования. Для родителей — объективная картина достижений их детей, активная и оперативная коммуникация с любым учителем. Всё это дает возможность для комплексных решений повышения качества образования. Если же рассматривать бумажный дневник как органайзер учеников, то для этого есть более эффективные и современные инструменты».
Антон Богданов, директор школы № 1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н. Чернышёва
В чём польза бумажных дневников
Бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.
Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей.
Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий
В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школе.
Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.
Почему бумага часто лучше экрана
Учёные из Принстонского и Калифорнийского университетов в трёх исследованиях 2014 года подтвердили, что студенты, которые записывают лекции на ноутбуке, впоследствии хуже отвечают на концептуальные вопросы по учебному материалу и показывают более поверхностную обработку информации.
Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.
Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.
Что даёт электронный дневник детям
«В хорошей школе найдут способы научить детей организовывать себя. В школе похуже детям придётся набивать шишки самим. Где-то действует метод естественных последствий — домашнее задание нужно тебе и только тебе, у учителя электронный дневник, его твои записи не волнуют. И если ребёнку важно учиться, он будет записывать домашнее задание — в бумажный дневник или в тетрадь. Где-то дети организовываются сами, создают группы в WhatsApp, чтоб записать и уточнить домашнее задание. С одной стороны, в таких группах обязательные дети работают на необязательных. А с другой стороны, самоорганизация детей — это не так плохо: это спонтанность, работа по запросу, налаживание взаимосвязи между одноклассниками», — считает монтессори-педагог, мама четвероклассницы и семиклассника Татьяна Брыкова.
Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника. Сегодня электронный дневник — это только инструмент контроля образовательного процесса, который в идеале делает его прозрачным для родителей и учителя.
Электронный журнал в школе
Электронный школьный журнал – это новая система учета успеваемости обучающихся, которую широко используют в школах и многих других учебных заведениях.
Такой классный журнал избавляет современных учителей от лишней бумажной волокиты, а подобного плана школьный дневник – лучший друг и помощник родителей, ученику спрятать теперь замечания и плохие оценки не получится, родители всегда имеют к нему доступ. Даже можно сказать, что он создан специально для родителей, а не школьников, чтобы иметь возможность контролировать процесс обучения.
По внешнему виду, электронный ничем не отличается от стандартного школьного журнала, а в основе лежит один и тот же принцип. Просто теперь, освоив пару новых знаний системы онлайн контроля знаний, педагог с легкостью может формировать ежедневные записи, квартальные и годовые отчетности, экономить при этом свои силы и время.
На сегодняшний день существует в сети большое множество программ, работающих как классный журнал, и большинство из них соответствуют правилам и требованиям современной школы.
Плюсы использования электронного классного журнала
- Он доступен к использованию в любое время и в любом месте, где есть сеть интернет, его не нужно искать у других учителей, в тот момент, когда он вам необходим и всегда под рукой у преподавателя. Он никуда не исчезнет в момент выставления контрольных оценок по итогам учебной четверти или года. Представители администрации также могут проконтролировать волнующие их вопросы успеваемости и ведения журнала в любой момент и им не надо долго ждать его заполнения всеми учителями.
- Ограниченный доступ к ресурсам журнала. Находящаяся в нем информация предоставлена для администрации, педагогов, учащихся и их родителей в разном объеме, согласно имеющимся у них правам.
- Любые изменения и дополнения сразу же становятся видимыми для всех пользователей журнала. Для администрации легче контролировать индивидуальный план работы учителя любого класса и вносить требуемые поправки в связи с теми или иными происходящими событиями.
- Система такого журнала полностью автоматизирована, она отображает всю статистику и необходимые расчеты в полном объеме без необходимости ручного заполнения. Всю необходимую информацию можно получить за считанные секунды, выставив правильно критерии отбора (фильтр).
- Непрерывное обновление данных об успеваемости и предоставление данной информации в графической форме.
- Возможность копирования необходимой информации из журнала на сторонний ресурс. Это избавит от лишних проблем в случае порчи или утери бумажной документации.
- Возможность для руководящих структур иметь полноценное представление об общей успеваемости класса, отдельному предмету либо по учителю, видя информацию о любой проведенной контрольной работе.
- Родители учеников находятся в курсе полученных оценок ребенка за день, домашнего задания и тем уроков необходимых для повтора либо самостоятельного изучения.
- Многие школьные электронные журналы имеет свою систему оповещения пользователей о важных событиях или других необходимых моментах.
- Электронный школьный журнал становится одним из важных средств развития современных технологий в образовательном учреждении.
У каждого электронного журнала учета успеваемости есть свои недостатки, среди которых можно выделить те общие отрицательные моменты, которые относятся к каждому из них.
Минусы использования электронного классного журнала
- Зависимость от провайдера сети интернет. Возможно появление проблем из-за перебоев со связью.
- Некоторые школы практикуют разделение на подгруппы внутри одного класса, и один и тот же ученик может входить в разные группы по разным предметам. Программа электронного журнала не продумана с точки зрения такого разделения, что усложняет школьный процесс обучения.
- Необходимость платить за компоненты, которые являются необходимыми составляющими для корректной работы онлайн системы контроля успеваемости.
- Для начала пользования электронным классным журналом, необходимо ввести большое количество информации, которая несет в себе практически всю документацию образовательного учреждения.
- Невозможность одновременного изменения одних и тех же данных разными учителями.
Вскоре планируется создание также общего информационного пространства, которое объединит образовательные учреждения и органы управления, а также научные и методические центры. Уполномоченные разных структур и уровней будут иметь доступ к отчетной информации, изучать статистику, контролировать и улучшать качество образования.
В ближайшем будущем электронный журнал позволит выйти на новый уровень электронного образования, соответствовать всем требованиям учебного заведения и иметь бесплатный доступ, что будет новым этапом в модернизации российского образования.
Очевидно, что инновационные технологии в образовании не стоят на месте, а находятся в постоянном развитии, а потому, как знать, что ждет нас в ближайшем будущем.
Актуальность курсовой работы. Потребности школы XXI века и эпохи информационного взрыва демонстрируют нам необходимость использования современных технологий, методов и форм работы, адекватных целям и задачам начального образования, в том числе перехода образовательных учреждений к электронной форме ведения школьной документации.
Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения.
Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
Одно из важных направлений в сфере образования на текущий момент – переход общеобразовательных организаций на безбумажную форму учёта успеваемости и посещаемости.
Таким образом, проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников является актуальной. В то же время переход на новые формы контроля и учета результатов обучения вызывает множество проблем, о чем свидетельствуют материалы педагогического Интернет-сообщества. Среди них проблемы с оборудованием (низкая скорость Интернет), отсутствие у учителей прочных навыков работы с компьютером и др.
Наблюдается противоречие между современными требованиями к информатизации образовательной среды и сложностями в овладении навыками работы с электронным журналом и дневником.
Возникает проблема, состоящая в необходимости выявления трудностей, связанных с введением электронных журналов и дневников и их преодолением.
Исходя из этого, цель исследования – выявить педагогические условия эффективного использования электронных журналов и дневников, как современных форм контроля учебных достижений младших школьников.
Объект исследования – электронный журнал и дневник как элементы информационной среды современной начальной школы.
Предмет исследования – педагогические условия эффективного использования электронных журналов и дневников, как современных форм контроля учебных достижений младших школьников.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Методологическую основу исследования составляют: системный подход (И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, М.И. Рожков); теории информационного общества и информатизации его структур (И.Масуда, А.И.Ракитов, К.К.Колин и др.); теория педагогической деятельности и управления ею (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.И.Данильчук, Н.В.Кузьмина,C.И.Архан-гельский, В.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов, М.М.Поташник, А.Н.Вырщиков и др.).
Структура курсовой работы отражает логику исследования и включает в себя 2 главы, 4 параграфа, заключение, список использованных источников и 5 приложений.
Во второй главе описана технология работы учителя начальных классов с электронным журналом и электронным дневником. Рассмотрены обязанности педагога по ведению журнала успеваемости обучающихся в электронной форме. Кроме того, здесь представлена диагностика эффективности применения электронного журнала и дневника.
Что из себя представляет электронный журнал
Раньше учителям и школьникам приходилось носить кучу листков и журналов для выставления оценок. Сейчас же появились электронные версии, которые значительно превосходят бумажные аналоги.
Доступ к оценкам есть у педагога, ученика и родителей. Процесс обучения можно посмотреть на компьютере, планшете или телефоне при наличии Интернета. Учитель прямо на уроке вводит отметки в журнал, который внешне выглядит, как бумажный. Также педагог может загружать домашнее задание, план обучения на год и другую информацию.
У каждого пользователя есть собственные логин и пароль, которые необходимы для входа на сайт. В электронном журнале можно вести диалог с учителем в спорных моментах.
Недостатки
Сбои системы
Интернет-ресурсы нередко могут выходить из строя, особенно в начале учебного года или периода. При этом ни педагоги, ни школьники не имеют доступ к журналу, что вызывает множество проблем. Однако такие перебои быстро устраняются, и уже через несколько дней система работает в обычном режиме.
Риск потери логина или пароля
В этом случае придется восстанавливать данные, потому что без них у пользователя нет доступа к информации. Необходимо попросить классного руководителя, чтобы он обратился к специалисту для восстановления. Несколько дней у человека не будет доступа к онлайн-журналу, пока ему не выдадут личные данные.
Необходим доступ в Интернет
Сейчас практически у каждого человека есть мобильный Интернет, и он способен выйти в Сеть практически в любом месте. Это позволяет узнать сведения об успеваемости даже на улице. Однако если у пользователя нет Интернета, или его временно отключили, посмотреть оценки или задание на дом не получится. Школьные дневники же всегда доступны для родителей и школьника.
Проблемы при переходе на электронную систему
Людям, привыкшим к бумажному варианту ведомостей, сначала трудно будет использовать виртуальный дневник. Во-первых, преподаватель и система выставляют итоговые отметки по-разному. Во-вторых, если человек не привык к Интернет-версиям различных ресурсов (заполнение документов, заказ талонов в поликлинику и пр.), освоиться с новшеством будет проблематично. Однако электронные журналы существуют достаточно долго, поэтому дети и взрослые уже научились ими пользоваться. Со временем все освоятся и забудут про старые аналоги.
Несвоевременное выставление оценок
При наличии бумажного варианта, преподаватели ставят отметки сразу после ответа или сдачи задания. С виртуальным журналом можно делать то же самое, однако некоторые педагоги не спешат ставить оценки даже спустя месяц. Может возникнуть подобная ситуация: ученик не знает свою успеваемость по предмету, а скоро конец учебы, и нужно улучшать свое положение. Однако это исключение из правил, и многие учителя ежедневно выкладывают информацию об успеваемости обучающихся.
Бескомпромиссность при оценивании
Цифровая система способна самостоятельно выводить итоговые отметки. Программа подсчитывает средний балл по каждой дисциплине. Раньше добрые педагоги могли пойти на встречу, чтобы улучшить успеваемость обучающегося. С электронным журналом такая ситуация невозможна, все действия совершает программа.
Все вышеперечисленные минусы виртуального табели успеваемости — недостатки, которые встречаются довольно редко, а при возникновении — быстро и легко решаются.
Зачем нужны электронные дневники школьникам
Обо все по порядку. Что делать, если ребенок пропустил занятия или забыл записать задание в школе? Электронный дневник придет на помощь. Теперь не нужно обзванивать одноклассников. Достаточно иметь доступ к Интернету на компьютере или телефоне.
Учитывая тот факт, что дети сегодня намного быстрее осваивают технику, чем азбуку, им гораздо проще, чем родителям разобраться в том, что такое электронный дневник и как им пользоваться.
ЭД нужен школьнику, чтобы:
- в любое время года иметь доступ к своим оценкам и наглядно отслеживать свою успеваемость;
- иметь доступ к рейтинговой шкале;
- быть в курсе всех классных событий и мероприятий (даже во время болезни или отсутствия по другим причинам).
Предварительный просмотр
Е. А. Бурыкина, МОБУГ № 2
Electronic pupil’s school record book. Is it better?
Электронный дневник. Чем он лучше обычного?
Аннотация. Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь, став ее неотъемлемой частью. Использование новых информационных технологий – одно из главных направлений развития образования, т. к. оно не должно отставать от других сфер жизни. Представить завтрашний день без компьютеров и интернета уже невозможно. В связи с изменившимися требованиями современного мира, изменяется и система образования, делается особый акцент на использование ИКТ при обучении. Появляются различные электронные учебники, создаются специальные обучающие программы, которые помогают и учащимся, и учителям.
Ключевые слова: ИКТ, информатизация, инновации в образовании, модернизация, электронный дневник
Summary. Information technologies have become a great part of our life. Use of new information technologies is one of the basic ways of improvement of quality of education. The education cannot be at the end of technological advance. It is impossible to imagine our world without computers and Internet. In connection with new standards of life the system of education has changed too. At present time there are many electronic books and courseware which helps pupils and their teachers.
Key words: IT, informatization, innovations in education, modernization, electronic pupil’s school record book
Внедрение информационных технологий – очень важный и актуальный вопрос, так как именно школа обязательно должна реагировать на изменения современного мира, адаптироваться к его требованиям. Только в случае, когда школа будет соответствовать высоким стандартам и успевать за развитием технологий, внедряя новые методы и подходы в обучении, она сможет быть актуальной и растить выпускников, готовых к жизни в современном, информационном обществе. Одной из наиболее актуальных технологий, которые активно вводятся в образовании, на сегодняшний день является система электронных дневников .
Школьный электронный дневник – это именно то, что необходимо сегодня многим родителям, самой школе, а также ученикам. Электронный журнал и электронные дневники обеспечивают более тесную, а, значит, и более продуктивную связь между школьником, учебным заведением и родителями.
Основными преимуществами электронных дневников является то, что они дают возможность обеспечивать актуальной и важной информацией родителей относительно жизни ребенка в школе и его текущей успеваемости, а также помогают в повседневной жизни учителям, избавляя их от выполнения рутинной работы и предоставляя эффективный инструмент для анализа информации.
На сегодняшний день есть две основные технологии реализации школьного электронного дневника – это СМС-дневник и непосредственно Интернет-дневник . Электронный дневник доступен родителям в сети Интернет в любое время и в любом месте. Для тех родителей, кто не имеет постоянного доступа к сети, есть услуга SMS-информирования, которая ежедневно предоставляет выписку всех оценок ребенка. Кроме просмотра оценок, электронные дневники позволяют увидеть расписание уроков, статистику изменений успеваемости, посещаемость, рейтинг ребенка среди одноклассников. При желании можно получать на электронную почту или мобильный телефон уведомления о новых оценках ребенка, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях и даже предстоящих экзаменах или контрольных.
Необходимо отметить, что электронные дневники полезны в первую очередь именно для родителей. Ни для кого не секрет, что дети часто утаивают плохие оценки, обманывают, что им ничего не задавали. С появлением электронных дневников такая проблема решена. Ребенок больше не имеет возможности схитрить или утаить проблемы в учебе, в результате повышается его ответственность, а, следовательно, и успеваемость. Учитывая то, что в связи со стремительным темпом жизни родители далеко не всегда могут прийти в школу, пообщаться с учителями, поговорить с собственными детьми, электронный дневник является очень актуальным. Ведь его можно просматривать в любое время суток, а также он является максимально объективным. Имея доступ к дневнику, родители всегда будут в курсе всех школьных мероприятий, оценок ребенка и замечаний учителя.
Немало положительных моментов при использовании электронных дневников есть и для учеников. С помощью электронного дневника можно в любой момент легко узнать расписание уроков или домашнее задание, если вдруг забыл записать. Одноклассники могут общаться между собой в чате дневника, помогая друг другу с выполнением сложных задач. На сегодняшний день, электронные дневники так же вмещают в себя большие библиотеки с необходимой учебной литературой, и ребенку не надо искать по всему интернету нужную информацию. Постоянное развитие системы электронных дневников привело к тому, что это уже не просто дневник, каким мы привыкли его видеть, а некая социальная сеть, благодаря которой достигается максимальная эффективность взаимодействия всех ее участников.
Также необходимо подчеркнуть и то, что вся информация, размещенная в электронном дневнике, строго конфиденциальна. Родитель школьника может ознакомиться только с информацией о своем ребенке и с общей школьной информацией.
Таким образом, анализируя преимущества электронного дневника, выделим следующее:
Преимущества для родителей :
• своевременное получение сведений об успеваемости ребенка;
• получение информации о посещаемости занятий;
• получение информации о школьных мероприятиях, предстоящих контрольных и экзаменах, родительских собраниях и т.д.;
• оказание необходимой помощи и поддержки своему ребенку, благодаря наличию оперативной и объективной информации об успеваемости.
Преимущества для ученика :
• получение информации о предстоящих контрольных работах, экзаменах, тестах;
• улучшение показателей образовательного процесса, самодисциплины.
Преимущества для учителя :
• оперативное информирование родителей об успеваемости ребенка, школьных и классных мероприятиях, изменениях в расписании;
• формирование итоговой ведомости за неделю, четверть, полугодие, год.
Преимущества для школы :
• возможность создания и оперативного изменения школьного расписания;
• формирование статистической отчетности по каждому учащемуся, классу, параллели, школе в целом;
• предоставление любой отчетности для контролирующих органов;
• контроль за выполнением учебного плана, посещаемостью занятий, дисциплиной и нормами домашних заданий;
Читайте также:
- Джунгли птичий рай краткое содержание
- Зачем галстуки в школах
- О театре марионеток клейст краткое содержание
- Изложение 6 класс по русскому языку паустовский шорох листьев
- Нормативные документы по комплектованию детских садов
Контроль
Классный руководитель, помимо заполнения журналов в качестве учителя-предметника, обязан следить за заполнением документа своего класса, чтобы отметки даже по, казалось бы, не слишком важным предметам развивающего цикла, вроде ИЗО, физической культуры, ритмики или технологии были проставлены вовремя, а тематическое планирование заполнено.
Каждый классный журнал для школы содержит страницу с итоговым контролем, куда заносятся отметки учеников за особо значимые работы: диктанты, изложения, лабораторные, контрольные и т.п., в зависимости от предмета. От того, насколько успешно выполнялись эти задания, зависит четвертная и годовая отметка, выставляющаяся и в журнал учителя, и в дневник школьника.
Определенную сложность составляет соотнесение проставленных отметок в дневнике ребенка и тех, которые выставлены в журнал. Нужно следить за правильностью их выставления по датам, чтобы в дальнейшем не возникло недопонимания со стороны ребенка и его родителей. По той же причине не стоит проставлять отметку в журнале в свободные клетки за другие даты, так легко самому запутаться и забыть, за что учащийся был оценен.
Уровень профессионализма учителя определяется как способностью грамотно поставить урок, так и умением вести документацию, которая в какой-то мере является доказательством его успехов на поприще прививания детям любви к знаниям. И тщательность заполнения журнала успеваемости в этом плане является доказательством.
В конечном итоге ведение классного журнала призвано с одной стороны контролировать успеваемость учеников, а с другой – корректность выполнения учебных планов. Не случайно заработная плата учителя зависит от проведенных за месяц уроков, количество которых отражено в классных журналах и легко контролируется, а родители, приходя на родительские собрания, конечно же, просят показать им журнал успеваемости, чтобы быть в курсе текущего положения дел их ребенка относительно учебы.
Школьный журнал для оценок – средство контроля эффективности учебного процесса со стороны всех его участников: учеников, учителей, родителей.
Преимущества виртуальной системы
Быстрый и легкий доступ
Если раньше приходилось искать бумажный журнал по кабинетам, просить учителей озвучить успеваемость каждого ученика, то электронные версии позволяют быстро узнать оценки по определенному предмету.
Свобода от бумажной волокиты
До развития Интернета в каждом классе был ответственный, который обязан носить классную ведомость и передавать ее педагогам. Нередко, когда менялся дежурный, журнал терялся. Сейчас в большинстве школ все кабинеты оборудованы компьютерами, что позволяет сразу выставлять оценки на сайте.
К тому же, не придется каждый год покупать школьный дневник, а учебному заведению — множество бумажных табелей, что более экономично.
Подробная информация о процессе обучения
В старых табелях было минимум данных: оценки, список учеников, домашнее задание (и то не всегда) и имена преподавателей. При просмотре возникали вопросы, например, за что стоит данная оценка. В Интернет-журналах можно выкладывать разного рода информацию:
- Домашнее задание и пояснения к ней.
- Темы каждого урока за день.
- Отметки с указанной работой.
- План занятий и будущие темы уроков.
- Замечания об успеваемости и поведении.
Непредвзятость к школьникам
Некоторые учителя могут некорректно относиться к ученикам. При выставлении отметок преподаватели занижают или завышают их. Такое отношение обычно вызвано конфликтом между обучающимся и педагогом. Однако с использованием виртуальных табелей эта проблема исключена. Система выводит средний балл за время учебы, и по результатам учитель выставляет итоговую оценку.
Преимущества электронного дневника перед бумажным
Несмотря на эти неудобства, электронный дневник имеет множество преимуществ перед печатным аналогом:
- Электронный дневник не потеряется, не утонет, не будет порван и сожжен.
- Оценки, выставленные в ЭД, не поддаются корректировке – ученик не сможет самостоятельно исправить оценку.
- Родители имеют круглосуточный доступ к школьному электронному дневнику своего ребенка.
- Ни одна оценка, выставленная учителем в журнал, не будет пропущена в ЭД. Следовательно, ребенок и родители увидят реальную картину и динамику успеваемости.
- При отсутствии ребенка в школе он не выпадает из учебного процесса, так как имеет доступ к домашним заданиям и объявлениям учителя.
Вот, что такое электронный дневник. Он удобен, прост в использовании, мобилен и всегда доступен. Поэтому не стоит бояться новшеств. Образование сегодня шагает в ногу со временем!
Платформа «Дневник. ру» в помощь педагогам
Внедрение электронных дневников в Московской области началось с целью упорядочить и упростить работу педагогического коллектива.
Платформа «Дневник.ру» была разработана в помощь учителям. Работа с ЭЖ и ЭД предполагает:
- Автоматический расчет итоговых оценок и рейтинга учащихся.
- Оперативное общение с родителями учащихся и коммуникацию с педагогами.
- Интеграцию с педагогами из разных школ для обмена опытом.
- Дистанционные консультации и занятия.
- Анализ работы педагогов и всего учебного заведения.
Родительский контроль
Что такое электронный дневник с точки зрения родителей? Многие воспринимают это новшество в штыки. А зря! В отличие от электронного, школьный дневник привычного бумажного формата может “потеряться” или “забыться” нерадивыми учениками. Дети часто не подают дневник на оценку учителю или забывают записать задание. Тогда родители не видят реальной картины успеваемости своего чада и не могут полноценно контролировать учебный процесс.
Электронный дневник школы позволяет маме или папе круглосуточно контролировать поведение и успеваемость ребенка, даже если они отсутствуют дома (например, в командировке). Кроме того, доступ к ЭД открывает для родителей следующие возможности:
- Открытый доступ к информации о школьных мероприятиях, к расписанию уроков.
- Контроль посещаемости уроков и оперативную информацию о поведении учеников в школе.
- Свободное общение с педагогами образовательного учреждения.
- Возможность интерактивной связи с администрацией школы.
Это очень удобно в условиях жизни современного человека, когда у родителей зачастую нет времени на личное посещение учебного заведения для общения с педагогами. Справедливости ради нужно сказать, что многие родители в своем плотном графике с трудом находят время на непосредственное общение с ребенком, не говоря уже о школе.
Трудности при работе с ЭД и ЭЖ
Электронные дневники и журналы во многих областях России находятся на стадии внедрения. Проблемы возникают из-за отсутствия необходимого оборудования и доступа к Интернету в отдаленных районах нашей родины. В связи с чем полноценно работать с электронной документацией педагогические работники и родители учащихся не могут.
Еще одним препятствием на пути введения школьных электронных дневников является почтенный возраст педагогов.
Стоит отметить, что во многих школах, особенно это касается маленьких городов и деревень, большинство педагогов пенсионного возраста. Этим людям сложно дается освоение работы в Интернете и, соответственно, образовательных платформ.
Еще одна трудность, о которой говорят практикующие учителя, заключается в том, что такие электронные дневники и журналы во многих образовательных учреждениях ведутся параллельно с бумажными. Соответственно, на плечи педагогов ложиться двойная нагрузка.
Потому во многих образовательных учреждениях вводятся специальные должности специалистов, отвечающих за ведение электронных журналов и другой документации.
Структура школьного журнала
Книга обладает определенной структурой. На первой странице традиционно находится содержание, где можно найти перечень предметов, по которым проводят занятия в определенном классе в текущем учебном году. Следом для каждого отдельного предмета выделен свой разворот, на левой странице которого в алфавитном порядке записываются фамилии и имена учеников класса, проставляются их отметки в специально предназначенных для этого клетках, следующих сразу за фамилиями.
Правая страница служит для фиксации даты проведения урока, его темы и домашнего задания к следующему дню. Задание на дом прописывается подробно, с указанием страницы упражнения, его номера, параграфа, а в случае, если задание не из учебника, его содержание указывается полностью.
Журнал успеваемости для каждого класса заводится свой, что весьма удобно.
Важно иметь в виду, что каждый отдельно взятый журнал для школы может отличаться один от другого наличием предметов, указанных в них. Так, например, факультативные курсы у учеников одной параллели могут быть разные, а старшеклассники изучают большее количество предметов, чем первоклашки.
Также не стоит забывать, о том, что в названиях самих предметов с переходом на новую ступень могут произойти изменения: вместо литературного чтения появляется литература, на смену природоведению приходит биология, окружающий мир способен разделяться на географию, историю и биологию.
Ведение школьного журнала
Школьный журнал – вещь настолько важная, что учитель несет ответственность за сохранность этого документа, сравнимую с ответственностью за вверенных ему учеников. Он не должен пропасть или быть испорчен школьным хулиганом. Даже при эвакуации, учебной или нет, педагог обязан проследить за тем, чтобы и ученики, и классный журнал были спасены.
Очевидно, что школьный журнал успеваемости не может находиться в свободном доступе. Во внеурочное время он обязан находиться в учительской. Заполняется он только рукой преподавателя. В редких случаях возможно давать старосте класса проставить пропуски, но ребенок в таком случае должен быть по-настоящему ответственным, и педагог обязательно должен контролировать данный процесс.
Ведение документа нормировано положением по его заполнению.
Вот некоторые пункты для учителя, обязательные для исполнения:
- Учитель-предметник не имеет права вносить изменения в список учащихся класса, ответственен за это лишь классный руководитель;
- учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, обязан отмечать количество уроков, пропущенных учащимися в предыдущем учебном году;
- учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, обязан приклеить на последнюю страницу журнала конверт, куда помещаются медицинские справки, предоставляемые родителями в качестве доказательства отсутствия ребенка в школе по причине болезни;
- учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, должен заполнить листок здоровья, находящийся в конце журнала, по каждому ученику. Также необходимо заверить подписями всех учителей-предметников на этой странице то, что они знают о состоянии здоровья учеников;
- учитель, заменяющий основного преподавателя, обязан заносить все проведенные им замены уроков.
Правил, которые следует соблюдать при ведении классного журнала, пугающе много, и все они требуют внимания. Осложняется задача еще и тем, что система оценивания в начальной, средней школе и в старших классах различна, ведь чем взрослее ребенок, тем больше требований к нему предъявляется. Поскольку один преподаватель может вести уроки в разновозрастных классах, важно не запутаться при переводе уровня знаний ребенка определенного возраста в отметку.
История вопроса
В 1975 году американец индийского происхождения Сэм Питрода разработал первый электронный журнал. Мир долго привыкал к идее виртуальных дневников, и только спустя 20 лет технологии достигли того уровня, когда вся актуальная информация передается в цифровом виде. В 2009 году правительство России распорядилось использовать в школах электронные дневники и журналы. При этом, по закону, образовательные учреждения вольны сами выбирать наиболее удобный сервис.
Причин несколько. Во-первых, многие родители запутались на самом первом этапе — не понимали, как зарегистрироваться на портале госуслуг и отыскать там дневник. В сети появились специальные презентации и видеоролики, объясняющие родителям, как пройти квест с паролями и добраться наконец до журнала. Во-вторых, родители отмечают, что система часто зависает, особенно под конец четверти. В-третьих, задания в журнале появляются несвоевременно.
Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь, став ее неотъемлемой частью. Использование новых информационных технологий – одно из главных направлений развития образования, т. к. оно не должно отставать от других сфер жизни. Представить завтрашний день без компьютеров и интернета уже невозможно. В связи с изменившимися требованиями современного мира, изменяется и система образования, делается особый акцент на использование ИКТ при обучении. Появляются различные электронные учебники, создаются специальные обучающие программы, которые помогают и учащимся, и учителям.
Вложение | Размер |
---|---|
_elektronnyy_dnevnik._chem_on_luchshe_obychnogo.doc | 47.5 КБ |