Для чего нужны электронные журналы и дневники?
Электронный журнал — это цифровая версия школьного журнала, где отмечают пропуски, оценки, записывают темы урока. Система сама высчитывает средний балл и делает отчёты об успеваемости. Недобросовестным ученикам теперь сложнее стереть «н» или плохую оценку.
Предполагалось, что благодаря электронному документообороту контроль за успеваемостью станет прозрачнее и удобнее. Родители будут в онлайн-режиме следить за оценками ребёнка, у педагогов станет меньше бумажной работы, а школьники смогут записывать уроки и задания прямо в телефоне в свой электронный дневник.
Сегодня электронные журналы и дневники действительно есть почти во всех российских школах. Однако многие используют смешанную систему: ведут и цифровую, и бумажную версии журналов и дневников. Таким образом, документооборот не уменьшился, а увеличился.
Образовательные организации вправе сами выбирать систему электронного контроля успеваемости обучающихся. Существуют государственные сервисы (например, дневник на сайте мэра Москвы, на сайте «Госуслуги») и популярные частные разработки («Дневник.ру», «ЭлЖур» и другие).
С сентября 2017 года Департамент инновационных технологий Москвы ограничил сторонним разработчикам доступ к данным о московских школах. Поэтому все столичные образовательные организации пользуются только электронным дневником на сайте mos.ru.
Аргументы «против»
Мама восьмиклассника Елена Ермилина жаловалась еще на один минус «МРКО»: «Половина учителей его либо не заполняет, либо заполняет потом. Узнать домашние задания и оценки вовремя практически невозможно. В нашей школе эта система работает четвертый год, первый и второй всё было замечательно, так как журнал был на сайте школы, им занимались сотрудники. А последние два года одни мучения!».
Здесь можно было бы свалить вину на нерадивых преподавателей, но у них к «МРКО» свои претензии. Учительница русского языка и литературы Ева Голуб поделилась своими впечатлениями от работы с двумя сервисами — «ЭлЖур» и «МРКО»:
„МРКО“ — обязательный журнал для всех. Его приказом свыше внедряют во всех учебных заведениях. Нас он тоже „настиг“. Переписка там невнятная; к интерфейсу привыкнуть можно, но привыкать нужно довольно долго. Очень много „глюков“ и „багов“. Регулярно что-нибудь пропадает: ты вбиваешь информацию, но она не сохраняется. Или же на твоем компьютере ее видно, а на другом — уже нет. Половина класса может увидеть информацию, а половина — нет. Так происходит и с оценками, и домашними занятиями, и с формой внеклассной занятости. Всё заполнил, думаешь: „Ну, слава Богу, я с себя это снял“. А через месяц тебя звонят : „Почему вы форму не заполнили?“. Смотришь, а там пусто. Опять сидишь, заново заполняешь. Никогда не можешь быть уверен, увидит человек информацию или нет — это главный минус».
Министерство образования не могло проигнорировать всеобщее негодование, да и петиция с 20 тысячами подписей не осталась незамеченной. Чиновники заявили, что школы вправе самостоятельно выбирать наиболее удобный вид дневника. Тем не менее, департамент образования продолжает мягко, но настойчиво предлагать «МРКО». В эту систему были вложены средства государственного бюджета, и в ее основе лежит здравая идея — создать единый универсальный журнал для всех школ. Кроме того, не все пользователи так категорично настроены против нового журнала.
Интегрирование новых информационных технологий в школьный учебный процесс России. Проблемы и перспективы введения системы электронных дневников. Обязанности педагога в части обеспечения ведения журнала успеваемости учеников в компьютерной форме.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
По опросу в 67 регионах более половины руководителей школ не знают о том, что могут самостоятельно и полностью перейти на электронные классные журналы. При этом к идее отказа от “бумаги” 63 процента директоров отнеслись положительно.
В России с 2013 года реализуется эксперимент “Отказ от бумажного журнала”, в котором принимают участие около 800 школ. Правда, только 30 процентов из них смогли полностью перейти на электронную систему. Остальные пока ведут два журнала параллельно или отказались от “бумаги” только в некоторых классах.
В школьный учебный процесс все теснее интегрируются новые информационные технологии. Различные ИТ-круглый столсервисы (например, электронные дневники) получают широкое распространение – прежде всего, потому, что с их помощью легко и удобно общаться всем участникам школьного процесса – учителям, родителям, ученикам. Одной из самых удобных и поэтому востребованных технологий в школе следует считать систему электронных дневников. Популярность электронных дневников обусловлена как реальной пользой, получаемой от их использования всеми участниками учебного процесса, так и вниманием к этому вопросу со стороны государства. Принятые законодательные акты федерального и регионального уровней определяют, что с 1 января 2014 года все образовательные учреждения должны ввести в практику работы систему оказания государственных услуг в электронном виде.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённым приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от «26» августа 2010 г. № 761н, учитель обязан осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Проблемы и перспективы введения системы электронных дневников и журналов обсуждались в рамках круглого стола «Система введения электронных журналов и дневников», прошедшего в ИДЦ управления образованием в рамках секционных заседаний августовской педагогической конференции.
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ И ДНЕВНИКИ
1.1 Функционирование электронных журналов и дневников
Мы живем в условиях глобальной информатизации мирового пространства. Информатизация проникла во все сферы человеческой деятельности и является одним из главных условий достижения успеха. В связи с этим роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, сегодня на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации, а также технология постановки проблем для исследования и поиска их решения.
Поэтому не случайно, главная проблема нашего образовательного учреждения – обеспечить повышение качества образования в образовательном учреждении. Повышение качества образования можно добиться за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении.
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Этой связи в наибольшей степени на сегодняшний день способствуют система электронных журналов и дневников.
На сегодняшний день материально- техническая база нашего общеобразовательного учреждения состоит из компьютеров, используемых как в управлении образовательным процессом, так и в учебном процессе.
В каждом кабинете имеются проекторы, принтеры, экраны.
Руководством созданы условия для повышения ИКТ- компетентности сотрудников школы, запущена локальная сеть, доступ к Интернету имеют все учителя в каждом кабинете. Вышеприведенные условия позволяют в нашей школе активно внедрять и наладить работу электронного журнала и дневника в образовательный процесс, который автоматизирует процесс контроля за успеваемостью, дублирует записи школьного журнала, защищая его от искажений, даёт возможность контролировать накопляемость оценок по предметам.
Дмитрий Медведев предлагает школьный журнал и дневник школьника сделать электронными. «Давайте вот как сделаем: бумажную форму журнала и дневника убирать не будем, а вменим в обязанности школ параллельно ввести эти электронные документы. Во всяком случае, журнал точно можно ввести», – сказал Медведев на заседании президиума Госсовета, на котором рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ.
Президент считает, что это будет способствовать обучению компьютерной грамотности и педагогов.
Помимо курса на модернизацию образования, есть ряд неоспоримых преимуществ электронного журнала перед своим бумажным прототипом.
Электронный журнал доступен в любом месте, где есть интернет, за ним не надо «стоять в очереди», как это часто бывает в школах, в том числе и в нашей, когда учителя подолгу не могут передать друг другу классный журнал для заполнения текущих отметок и четвертных оценок. Что уж говорить о классных руководителях и администрации, которые должны работать по итогам учебных периодов с уже заполненным журналом.
В электронных журналах в системе отображается полная статистика и представлены все необходимые расчетные показатели. Например, автоматическое выставление отметок за четверть (программа считает средний балл по текущим отметкам, результаты успеваемости учащихся по предметам в виде различных графиков и диаграмм. Отчеты в школе, которые заполнялись вручную, электронный журнал создает автоматически.
Администрация имеет возможность контролировать заполняемость журнала и видит полную картину успеваемости в любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику. Электронные журналы в этом плане также являются хорошими помощниками и для классных руководителей и для родителей.
Родители видят оценки своих детей и полученные замечания — в день их выставления, они всегда в курсе заданного домашнего задания, тем пропущенных уроков.
Уведомления посредством электронной почты и смс-сообщений позволяют оперативно поддерживать контакт с родителями.
Электронный школьный журнал — это новый стандарт информатизации школы в ближайшем будущем. Он позволяет школе встать на современную ступень Информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), соответствовать всем ее требованиям, при этом он бесплатный для школы.
Исходя из выше сказанного, можно прийти к следующим выводам о том, каким должен быть школьный электронный журнал:
Электронный журнал похож на школьный бумажный журнал и имеет простой способ заполнения;
Данные ученика об оценках (а также другие сведения, вносимые в электронный журнал, такие как замечания, пропуски и т.д.) доступны только тем, кто имеет право их видеть: учителя, администрация школы, родители (в электронном дневнике ученика);
Ученики и их родители имеют возможность контролировать среднюю оценку по предметам, тем самым работать над повышением успеваемости. В этом помогают сводная ведомость учащихся по предметам, а также успеваемость по предметам, представленные в виде диаграмм;
Электронный журнал осуществляет контроль количества и полноты выставляемых оценок, обеспечивающий корректную аттестацию учащихся. Классный руководитель и администрация школы имеют инструменты контроля и диагностики успеваемости класса по каждому предмету, по отдельным классам, по каждому учителю и по каждому ученику;
Электронный журнал обеспечивает возможность контроля за пропусками уроков, по дате и по предмету;
Пользователи электронного журнала имеют возможность на странице с оценками класса визуально различать оценки за контрольные, самостоятельные и другие виды работ;
Цель электронного журнала – способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению качества предметной обученности.
Электронный журнал не требует ничего, кроме доступа в интернет. Учителя могут работать с ним из дома, а родители смотреть за успехами ребенка – прямо с работы. Это позволяет сэкономить массу времени.
Данная программа око.ру к которой подключилась наша школа реализует все эти и многие другие возможности.
И самое главное – данная система позволяет добавлять в нее новый функционал, необходимый именно для нашей школы.
Поэтому, используемые в нашей практике особые формы отчетов данная программа может предоставить эти инструменты.
Преимущество Электронного школьного журнала для родителей:
Родители узнают об оценках в день их выставления;
Немедленно информируются о прогулах своих детей;
Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания;
Своевременно принимают меры для исправления ситуации с успеваемостью;
Получают уведомления через sms или электронную почту;
Узнают, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни;
Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки.
Электронный школьный журнал предусматривает удобство и преимущества для самих школьников:
Ученик также может пользоваться инструментами электронного журнала:
Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен;
Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем;
Следить за своей средней оценкой;
Даст возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или годам. Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе. Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Без сомнения что внедрение электронных журналов и дневников в образовательный процесс будет способствовать:
большей осмысленности, определенности, целенаправленности и осознанности;
активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению реального личностно-ориентированного обучения;
повышению качества образования.
1.2 Обязанности педагога в части обеспечения ведения журнала успеваемости обучающихся в электронной форме
Педагоги вносят в ЭЖ записи о проведенном занятии по факту в день проведения, не позднее 1 часа после окончания занятий в этот день. Производить запись уроков заранее недопустимо. Педагог, в соответствии с расписанием занятий, вносит в ЭЖ следующую информацию:
– тема урока,
– оценки учащихся,
– отметки об отсутствии или опоздании учащихся,
– домашние задания.
В графе “Домашнее задание” фиксируются содержание задания, страницы, номера задач и упражнений, а при необходимости указывается содержание задания и характер его выполнения (выучить наизусть, читать по ролям и т. д.).
Педагоги выставляют в ЭЖ тип оценки в зависимости от типа урока (контрольная, самостоятельная, домашняя работа и т.п.). Результаты оценивания выполненных обучающимися контрольных, самостоятельных и др. работ должны выставляться не позднее 2 дней со дня их проведения. Оценки выставляются по 5-бальной системе. Допускается проставление в одну клетку двух оценок через дробь: “4/5”; “4/4” или создание в журнале нескольких столбцов для фиксации оценок разных типов, полученных на одном уроке, например, за домашнюю работу, за работу на уроке, за самостоятельную работу.
Оценки за письменную работу проставляют в графе журнала, соответствующей дню ее проведения. Если в день проведения контрольной работы кто-то из учащихся отсутствовал, то в журнале напротив его фамилии проставляют соответствующее условное обозначение. Работу над ошибками следует проводить после каждого контрольного измерения. Отметку по итогам работы над ошибками выставляют в журнал в графе того дня, когда она была проведена. Отметки в электронном журнале, дневниках, тетрадях для текущих и контрольных работ обучающихся должны совпадать.
По предметам, за которые согласно учебному плану школы не предусмотрено выставление оценок (ЛФК, ритмика, развитие психомоторики, факультативные курсы) выставляются отметки об опоздании, отсутствии и оценки за отчетный период в форме «зачёт-незачёт».
В конце отчетных периодов (четверть, год) педагоги подводят итоги учебного процесса. Итоговые оценки каждому ученику выставляются не позднее, чем в последний день отчётного периода. В случае болезни ученика может быть назначена отсрочка выставления ему итоговой оценки. Для аттестации (по итогам четверти) учащегося по учебному предмету, на который затрачивается менее трех часов в неделю по учебному плану, достаточно двух отметок (необходимый минимум).
Не допускается внесение изменений в ЭЖ после распечатки и сдачи классным руководителем четвертного или годового отчета по классу.
Педагог, заменяющий отсутствующего педагога, получает доступ к ЭЖ на странице отсутствующего педагога и заполняет журнал в установленном порядке. В графе «Домашнее задание» педагог после записи домашнего задания вносит запись: «Замена. Фамилия И. О.»
В журналы 1 классов оценки не выставляются, вся остальная информация вносится, как и в журналах других классов.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Ведение электронного дневника и электронного журнала
В соответствии с п. 16 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона об образовании.
Результаты текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, посещаемость обучающимися уроков (занятий), содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материал, изученный на уроке (занятии), домашнее задание и т.д. фиксируются в журнале успеваемости, который представляет собой государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя (педагога).
Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения материала, совершенствования методики проведения уроков (занятий), внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. В образовательных учреждениях используются следующие формы текущего контроля успеваемости: летучка (опрос), коллоквиум (контрольное собеседование), тестовые задания, доклад, реферат, проверка конспекта, самостоятельная письменная работа и т.д.
Промежуточная аттестация проводится с целью получения информации о качестве усвоения целого блока программного материала. В образовательных учреждениях используются следующие формы промежуточной аттестации: коллоквиум (контрольное собеседование), тестовые задания, контрольная письменная работа и др.;
Итоговая аттестация проводится с целью оценки результатов обучения за определенный (достаточно большой) промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. В образовательных учреждениях используются следующие формы итоговой аттестации: зачеты в устной или письменной форме, экзамены, защита курсовых работ и др.
Анализ текущей практики предоставления государственной (муниципальной) услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в субъектах Российской Федерации показал, что отдельные образовательные учреждения в течение нескольких лет применяют системы, позволяющие интерактивно взаимодействовать участникам образовательного процесса. Основная идея создания электронного дневника и электронного журнала заключается в автоматизации учебного процесса и расширении спектра информационных услуг, позволяющих оперативно получить интересующую информацию, начиная от изменений, внесенных в расписание обучающегося, до индивидуального домашнего задания и рекомендаций родителям (законным представителям).
На сегодняшний день ведение электронных дневников и журналов нормативными правовыми актами закреплено только в Пермском крае, в Приказе Министерства образования Пермского края от 29.03.2010 № СЭД-26-01-04-81 «Об утверждении новой редакции требований к характеристикам услуги по ведению электронных дневников и журналов и новой редакции регламента мониторинга предоставления общеобразовательными учреждениями Пермского края услуги по ведению электронных дневников и журналов, утвержденных Приказом Министерства образования Пермского края от 9 марта 2010 г. N СЭД-26-01-04-50» предложено следующее определение услуги по ведению электронных дневников и журналов – услуга, которая предоставляется дистанционно в электронном виде родителям обучающегося, законным представителям обучающегося по их запросу общеобразовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий для обеспечения возможности ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с результатами текущего контроля посещаемости уроков, успеваемости, промежуточной аттестации обучающегося.
В связи с тем, что на данный момент на федеральном уровне отсутствует нормативная правовая база, регулирующая ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости, целесообразно предложить следующие административные процедуры:
По итогам проведения уроков (занятий), промежуточных контрольных, аттестаций учитель (преподаватель) образовательного учреждения проводится анализ полученных результатов, на основании которого формируется как общая информация, такая как содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего домашнего задания, сведения о расписании уроков (занятий); сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий), так и персональная информация о текущей успеваемости обучающегося; результатах промежуточного контроля; промежуточной аттестации; посещаемости уроков (занятий), индивидуальном домашнем задании. Информация, вносящаяся в электронный журнал, должна быть доступна учителям (преподавателям), родителям (законным представителям) обучающегося в конкретном классе (группе) и обучающимся класса (группы). Информация, вносящаяся в электронный дневник, должна быть доступна учителям (преподавателям), родителям (законным представителям) конкретного обучающегося и обучающемуся.
Предоставление актуальной и достоверной информации о результатах предоставления государственной (муниципальной) услуги родителям (законным представителям) обучающихся, самим обучающимся
Информации о результатах предоставления государственной (муниципальной) услуги может быть доступна родителям (законным представителям) обучающегося, обучающемуся в форме электронного журнала и дневника на Портале в любое время в личном кабинете по специальному коду, полученному в образовательном учреждении.
Направление сводной статистической информации об успеваемости обучающихся по утвержденным формам в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (для муниципальных учреждений), в орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования (для государственных учреждений субъекта Российской Федерации)
Сформированная информация о текущей успеваемости обучающегося передается ответственным специалистом образовательного учреждения в орган местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, для проведения анализа, формирования общей картины успеваемости в образовательных учреждениях, муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также по субъекту Российской Федерации в целом.
2.2 Опыт Касьяновской СОШ внедрения сервиса «электронный журнал» МКОУ
электронный дневник педагог школьный
Потребности школы XXI века и эпохи информационного взрыва демонстрируют нам необходимость перехода образовательных учреждений к электронной форме ведения школьной документации.
Стратегия гуманизации современного образования, предполагающая учет личностных интересов и потребностей ребенка, связанные с этим сложности в моделировании учебного процесса и составлении расписания, сохранение персональной информации об успеваемости ребенка и удобная организация информационного рабочего пространства педагога – это далеко не полный перечень всех преимуществ, которые предоставляет школе электронный документооборот.
Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 20010-2014 годы является совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением является самой эффективной моделью по соотношению средств, необходимых на ее реализацию, и влияния ее результата на всех участников образовательного процесса в школе. Вместе с тем, это самое проблемное направление инновационных процессов в современной школе.
Решении Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года №185-руказывается, что внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность предусматривает практическое использование систем электронных журналов и дневников в большинстве школ страны, что должно обеспечить рост качества и повышение эффективности системы образования Российской Федерации в целом.
Электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников.
Цель электронного журнала – способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся средних школ; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.
При введении электронных дневников и журналов администрация школы должна ответить на целый ряд вопросов:
– с какой целью вводятся электронный дневник и журнал?
– для кого он вводится (ученики, родители, учителя, администрация)?
– какую пользу их введение принесет педагогическому коллективу, ученикам, родителям?
– кто, прежде всего, заинтересован в их введении?
– какие локальные акты должны быть созданы в школе?
– в какие локальные акты необходимо внести изменения?
– кто будет осуществлять техническое сопровождение проекта?
– какие коррективы будут внесены в служебные обязанности учителя, классного руководителя и других работников, задействованных при реализации этого проекта?
– как мотивировать учителя заниматься новым видом деятельности?
– какой вариант занесения оценок выбрать: непосредственно на уроке, раз в неделю и др.
– кто будет заносить оценки в электронные дневники и журналы: учитель, классный руководитель, технический специалист или вместе.
Для ответа на эти вопросы рассмотрим базовые возможности классного электронного журнала, которые позволяют определить его необходимость в учебном процессе.
Введение электронных журнала и дневника в школе будет большим подспорьем для преподавателей. Используя электронный журнал, он сможет осуществлять с ним следующие операции, на первоначальном этапе проекта.
выставлять оценки учащимся
отмечать опоздания, прогулы и отсутствующих
назначать домашние задания
вести статистику успеваемости по своему предмету, в разрезе каждого ученика и каждого класса в целом
оставлять сообщения для родителей учащихся
просматривать расписание занятий на день, неделю, и т.д.
Удобный интерфейс электронного журнала успеваемости позволит преподавателю быстро и в максимально удобной форме получить всю необходимую информацию за любой период (начиная с момента подключения школы к системе), например, оценки по контрольным, тематическим, лабораторным работам, рефератам и т.д.
Классный руководитель сможет осуществлять те же действия, что и преподаватель, но к ним добавятся возможность сформировать статистику успеваемости по своему классу в разрезе как отдельных предметов, так и по всем предметам в целом.
Данный проект позволит классным руководителям своевременно, практически в реальном режиме времени, уведомлять родителей о необходимости подтянуть те или иные «хвосты» и позволит контролировать и улучшать общую успеваемость в классе. Также система общения «классный руководитель – родители» позволит более эффективно и плодотворно проводить родительские собрания. Каждый родитель, который захочет обсудить тот или иной вопрос, сможет заранее написать сообщение классному руководителю с перечнем своих вопросов, а тот, в свою очередь, к моменту проведения родительского собрания подготовит ответы на заданные вопросы, что приведет к более плодотворному общению между школой и родителями, снизит напряженность, которая порой возникает в этих отношениях, а также будет способствовать более эффективному вовлечению родителей в воспитательный и учебный процессы.
Преимущества использования Электронного журнала для родителей
Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.
Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью
Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку
При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту
Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни
Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания
В эпоху модернизации информационного пространства страны возникает потребность создания единого информационного поля в сфере образования, так, как будущее как Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов полностью зависит от уровня образования и социальной ответственности ее граждан. Во многом социальное восприятие ребенка зависит также от уровня вовлеченности его родителей в школьную жизнь, в понимании проблем и пожеланий ребенка, а также своевременности корректировки поведения и успеваемости ребенка по всем направлениям развития. Для реализации данного проекта необходимо построить аналитическую систему контроля успеваемости и посещения учащихся такого уровня, чтобы было возможно максимально интегрировать возможности по корректировки образовательных программ, вовлечению родителей в учебный процесс, пониманию ситуации по успеваемости и причинам ее динамики, а также контроля посещаемости учащихся учебных заведений.
На уроках, внеклассных занятиях, факультативах, детских площадках – везде с ним происходят события, которые необходимо знать каждому родителю, заботящемуся о своем чаде.
Однако сегодня в большинстве семей и папа и мама работают с раннего утра и до позднего вечера. Из-за такого плотного графика работы они не в состоянии достаточно времени уделить общению с ребенком, узнать о его успехах и помочь преодолеть неудачи. И уж тем более для них практически невозможно в ранний вечерний час зайти в школу на родительское собрание, побеседовать с учителями.
Порой, достаточно трудно совместить родительские обязанности с работой, отнимающей много сил и времени. Данный проект призван помочь родителям в исполнении их «родительских обязанностей» в отношении их детей-школьников. Теперь не нужно с замиранием сердца идти на родительское собрание и ждать «сюрпризов» от классного руководителя, а потом устраивать своим провинившимся чадам «разбор полетов» и заставлять их браться за ум, и исправлять оценки, когда до окончания семестра или учебного года осталась неделя.
С помощью системы электронного дневника родители ежедневно, практически, в режиме реального времени смогут узнавать об успеваемости и поведении своих детей в школе, и своевременно принимать соответствующие меры. Практически у каждого родителя на работе есть доступ к сети Интернет. Выкроить же пару минут в обеденный перерыв для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе, очень просто. Для этого не нужно отпрашиваться с работы, устраивать не очень приятную, временами, процедуру проверки дневника. Кроме того, ребенок будет понимать, что родители узнают его оценки еще до того как он вернется из школы и нет смысла прятать заветный дневник или обманывать, в случае неудачи на уроке. Да и у родителей будет время взвесить ситуацию, не наломать дров сгоряча, а подумать, как помочь ребенку исправить сложившуюся ситуацию.
Такая, максимально открытая обстановка поможет решить множество психологических проблем и благотворно скажется на успеваемости ребенка.
Многие учащиеся, особенно те, которые смотрят программы новостей, уже знают о существовании так называемых электронных дневников. По поводу внедрения этих систем в школах, со стороны учеников существует много различных мнений. Некоторые из них против использования данных технологий в школах, они не заинтересованы в этом, потому что родители смогут более плотно контролировать процесс их обучения и то, какие оценки они получают. Однако, тайное рано или поздно становится явным и если ученик не выполняет домашнее задание, то это, в конце концов, становится известно родителям. И нет смысла это скрывать. Конечно, каждый человек индивидуален, но «чистосердечное признание смягчает наказание», поэтому лучше сразу честно признаться в том, что за невыполненное задание в школе поставили плохую оценку. Причины невыполнения могут быть различными, но реакция родителей, как правило, мягче в том случае, если учащийся самостоятельно сообщает об этом факте, чем когда родители узнают обо всем на родительском собрании.
Данный проект и электронный дневник, как часть этого проекта, позволяет не только быть честными и открытыми с родителями, но и дает оперативный доступ учащемуся к массе полезной и необходимой информации домашнее задание, расписание занятий, регулярные напоминания о незакрытых «хвостах», рекомендуемая литература, хранилище информации (оно может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для учебы материалы, учебники, книги и т.д.), общение с преподавательским составом и администрацией школы, а также, общение со сверстниками из своей школы или из других школ, которые являются участниками данного проекта, и многое другое.
Таким образом данный проект с самого детства будет способствовать развитию личности ребенка, благодаря развитию таких его качеств как честность, открытость в общении, умение работать самостоятельно с учебными материалами и постижение новых технологий, которые с каждым днем все более активно входят в нашу жизнь.
В школьный учебный процесс все теснее интегрируются информационные технологии, прежде всего, потому, что с их помощью легко и удобно обмениваться информацией всем участникам школьного процесса – учителям, родителям, ученикам
Популярность электронных дневников обусловлена как реальной пользой, получаемой от их использования всеми участниками учебного процесса, так и вниманием к этому вопросу со стороны государства. Так, за последние 2 года несколько событий стимулировали развитие этого направления в российском образовании. Во-первых, Президент РФ выступил с инициативой о необходимости введения электронных дневников. Во-вторых, Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко принял решение об использовании в российских школах в 2012 г. электронных дневников. Кроме того, с 1 января 2011 г. в полном объеме вступит в силу ФЗ № 152 о защите персональных данных.
Как известно, до сих пор ведение бумажного классного журнала остается обязательной нагрузкой во всех российских школах. По словам Максима Пратусевича, директора физико-математического лицея № 239, это рудимент советской эпохи. «В законе СССР от 29 декабря 1974 года, описывающем требования к школьному журналу, указано, что записи в журнале должны вестись ручкой. Одна эта нелепая строчка до сих пор не дает нам избавить учителей от двойной работы – ведения электронного и бумажного журналов в масштабе всей страны», – отметил Максим Яковлевич.
С 2009 года в рамках ПНП “Образование”, национальной инициативы “Школа 2020” в России стартовал новый школьный Интернет-проект “Образовательная сеть “Дневник.ру”. Он разработан в соответствии с идеологией Приоритетного национального проекта «Образование» и не имеет аналогов в мире. Уникальность «Дневник.ру» подтверждена 22 авторскими свидетельствами. Цель: создание единой информационно-образовательной среды для учителей, родителей и учеников.
«Дневник.ру» – официально зарегистрированная информационная система для обработки персональных данных. «Дневник.ру» это инструмент, который во многом делает процесс управления образованием более оперативным и удобным, позволяя быстро и одновременно информировать о текущих изменениях в школе всех участников образовательного процесса. Сайт максимально комфортен для любого уровня Интернет-пользователей.
Проект социальный, значит, бесплатный. Подключение и работа в школьной сети не оплачивается ни школой, ни родителями. Нужен только компьютер с выходом в интернет и активный человек, который станет администратором “Дневника.ру” в школе. Доступ в систему осуществляется только по специальному коду, полученному в образовательном учреждении.
Единая образовательная сеть “Дневник.ру” прошла процедуру сертификации средств защиты информации и получила Сертификат соответствия!
Сертификат удостоверяет, что “Дневник.ру” обладает встроенными средствами защиты от несанкционированного доступа к информации и соответствует требованиям руководящего документа Гостехкомиссии России «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от НСД к информации» для 5-го класса защищенности.
Данные образовательной сети:
Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”;
Касьяновская школа в 2011 – 2012 учебном году стала участником проекта «Электронный дневник»
В 2014 – 2015 учебном году школа продолжает работать с электронным дневником «Дневник.ру» (для учащихся 1-11 классов). Сайт http://dnevnik.ru/
Зарегистрировано 14 сотрудников и 61 ученик.
Администраторы Ткачева А.А. и Татаринова Л.А.
Ведется работа с родителями по организации и обучению работы в сети «Дневник.ру»
Постараемся своевременно информировать Вас об оценках, полученных ребятами на уроках. В случае необходимости учитель-предметник и классный руководитель будет информировать Вас об особых случаях, происходящих на уроках и во внеурочное время. Информация будет носить рекомендательный характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексютина, Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге /Н. Алексютина // Учительская газета. — 2013. — №51.
2. Виноградова, Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания /Н. Ф. Виноградова/Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2002 г.).
3. Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся /Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. – Самара, 2013.- 91 с.
4. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 — 2012 г.г.»
5. Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции /Е. В. Доманский // Интернет-журнал «Эйдос». — 2013. — 24 апреля.
6. Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования /В. В. Краевский/ Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2002 г.).
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. /И. Ю. Кулагина. – Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 2013. -176с.
8. Лебедева, Г. А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника. /г. А. Лебедева.- Соликамск, 2012.
9. Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода /А. Лобок //Первое сентября. — 2012. — №18.
10. Маскин, В.В., Петренко, А. А., Меркулова, Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. /В. В. Маскин, А.А. Петренко, Т. К. Меркулова/ Практическое пособие.- М.: АРКТИ,2013.-64 с.
11. Мухина, В.С. Детская психология. /В. С. Мухина.- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2012.- 352с.
12. Пиявский, С.А. Научно-ориентированное обучение /С. А. Пиявский /Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2002 г.).
13. Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированимю ключевых компетентностей учащихся начальной школы. /Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара, 2013.-128 с.
14. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Дж. Равен / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2013.
15. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
16. Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников /А. В. Тихоненко /Начальная школа. — 2012. — №4. — С. 78-84.
17. Харламова, Т. Компетентное обсуждение /Т. Харламова / Школьный психолог. — 2002. — №20
18. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской / Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. — 23 апреля.
19. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы /А. В. Хуторской / Народное образование. — 2013. — № 2. — С. 58-64.
20. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А. В. Хуторской/ Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2002 г.).
21. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе. /С. Е. Шишов., В.А. Кальней. — М., 2012.
22. ВСЕТЕСТЫ.RU http://vsetesti.ru/http://vsetesti.ru/;
23. Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru/;
24. Сайт «Мир психологии» http://psychology.net.ru/;
25. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp.
26. Официальный сайт Министерства образования и науки http://www.ed.gov.ru.
Размещено на Allbest.ru
Электронный журнал и электронный дневник для хоумскулеров
Для регистрации в указанных выше сервисах необходимо прикрепление к образовательной организации. Получить доступ к официальным электронным журналам и дневникам хоумскулеры могут только во время промежуточных аттестаций. В этот период он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.
Ведь в отличие от школы, на семейном обучении не ставят «энки» и оценки. Хоумскулеры сами выбирают программу и организовывают учебный процесс. Ответственность за качество знаний лежит на родителях и самом ученике. А как таковая проверка знаний проходит только в период промежуточной или итоговой аттестации.
С ведением электронного журнала и дневника на дистанционном обучении на протяжении всего учебного года сложнее. Для контроля текущей успеваемости лучше рассмотреть альтернативные версии, которые подойдут для хоумскулеров:
Кроме того, для учёта успеваемости можно адаптировать «Google.Календарь», Trello и другие сервисы планирования.
В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам и родителям помогает справляться с контролем успеваемости и распределением нагрузки персональный наставник. Он напомнит о домашних заданиях, пропущенных занятиях и посоветует включить в расписание кружки и секции ребёнка.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» не ставят оценки за домашние задания — учеников поощряют за усилие, а не результат. Но периодически проводятся проверочные, а раз в триместр или полугодие — и контрольные работы.
Мифы и реальности электронных школьных журналов
На прошлой неделе у нас вышел небольшой материал, мотивирующий школы не стесняться переходить на электронный журнал. На наше счастье в х появился Михаил Кушнир, эксперт «Лиги образования», в прошлом — советник управления Департамента образования, один из ответственных за разработку модели массового внедрения электронных журналов в Москве.
Именно он написал для нас исчерпывающий сборник мифов, связанных с электронными журналами, и благополучно их разоблачил. Приступим.
Власть решает, какой журнал и как вести
Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» унаследовал от закона 1992 года распределение компетенций между уровнями управления образованием.
Право организации на самостоятельный выбор способа ведения учета закреплено в законе 273-ФЗ.
Вот ответ Минобрнауки РФ с ми автора о сложностях отношений образовательных организаций с органами власти в указанном аспекте.
Во многих регионах в более или менее явной форме органы власти навязывают свое решение. Их волнует формальное выполнение государственных поручений по реализации госуслуг и попутно возможность усиления надзорных функций, а не реальная помощь каждой школе в выборе адекватного решения электронного журнала.
Журнал — финансовый документ
Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.
Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации».
В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация. Классный журнал относится не к финансовой группе документов, а к учебно-педагогической (п.2).
В ней же отмечено, что «Дневник учащегося, являющийся документом школьника и не относящийся к школьной документации, также не рассматривается».
С другой стороны, известно, что комиссии КРУ в советские времена требовали журналы и на основе его анализа выдвигали финансовые претензии. И сегодня имеют место волюнтаристские методы управления и контроля, и сегодня проверяемые не знают закона либо не готовы отстаивать свои законные права.
Этот миф может сыграть очень злую шутку с некомпетентными администраторами, ибо сегодня ведение журналов по закону находится в компетенции образовательной организации и порядок ведения учета должен быть описан в локальных нормативных актах.
Предлагаю самостоятельно ответить на вопрос: как будут проверять образовательную организацию, которая в собственных нормативных актах написала, что журнал — документ финансовой отчетности? А я уже не раз видел подобные утверждения в современных положениях школ о своих электронных журналах.
Нельзя отказаться от бумажного журнала
Реальность: При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учёт и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.
Это приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ — это дополнительное свидетельство помимо отнесения задачи ведения учёта законом 273-ФЗ к компетенции образовательной организации.