В связи с многочисленными обращениями участников образовательных отношений по вопросам ведения журналов успеваемости и выставления отметок по результатам проведения промежуточной аттестации в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) Минпросвещения России информирует.
Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, ведение учителями журнала и дневников обучающихся осуществляется в электронной (либо в бумажной) форме.
Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается.
Дополнительно Минпросвещения России сообщает, что ведение журнала успеваемости входит в перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставляемых в электронной форме, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р.
Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на соответствующий учебный год.
ВПР рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ.
Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР.
Соответствующие рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/22 учебном году направлены совместным письмом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа 2021 г. N СК-228/03/01.16/08-01 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
На основании пункта 10 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации.
Таким образом, проверка работ, выполненных обучающимися, при проведении ВПР осуществляется образовательной организацией самостоятельно.
При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение данным обучающимся этого задания.
В случае если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы образовательной организации, в форме сбора результатов ВПР предусмотрена возможность выставления значения “Тема не пройдена”.
Минпросвещения России просит взять на контроль доведение указанной информации до сведения органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования, а также руководителей общеобразовательных организаций.
Журналы успеваемости и дневники обучающихся ведутся учителями в электронной либо в бумажной форме. Не допускается одновременное ведение (дублирование) журнала в электронном и бумажном виде.
Относительно ВПР указано, что их рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ. В рамках такой аттестации необходимо избегать дублирования контрольных работ в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. Школа проверяет работы самостоятельно.
При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение этого задания. Если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы, то можно выставить значение “Тема не пройдена”.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Электронный документ признается равнозначным документу на бумажном носителе, когда
Примечание. Подробнее о мнении Минфина относительно ЭЦП можно узнать: ГК, 2015, N 12, с. 4
То есть наличие электронной подписи – обязательное требование для электронного документа. Если вы обмениваетесь с контрагентом документами, например, по электронной почте, или составляете первичные документы с помощью пользовательских программ (Word, Excel и т. п.), то есть без использования электронной подписи, то такие документы нужно обязательно распечатывать и подписывать. Без живой подписи на бумаге они не могут быть приняты к учету.
Когда электронные документы нужно распечатывать
Налоговые декларации (расчеты), представляемые в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи, так и хранятся виртуально.
Налоговый кодекс не содержит требований об изготовлении бумажных копий электронной отчетности.
Таким образом, само по себе окончание отчетного (налогового) периода не является основанием для распечатывания электронных документов, подписанных ЭЦП, в частности налоговых деклараций (расчетов), счетов-фактур, первичных документов, а также иных бумаг, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной печатью. Такие документы можно продолжать хранить в электронном виде и распечатывать только по требованию и при необходимости.
Вопрос
В каком виде (как детально) должны быть распечатаны и представлены счета бухгалтерского и налогового учета в случае проверки, если организация планирует переход на новую программу и потом не будет возможности распечатать?
Ответ
Регистры бухгалтерского и налогового учета должны быть распечатаны согласно составу, утвержденному в учетной политике организации.
При этом нужно учитывать, что бухгалтерские программы формируют некоторые регистры, которые дублируют ряд сведений. Например, оборотно-сальдовая ведомость по конкретному счету и карточка того же счета. Необходимо ли распечатывать оба регистра – решение принимается организацией самостоятельно. Возможно, какие-то данные будут необходимы в дальнейшем, поэтому можно распечатать все регистры, которые формирует программа.
Но при запросе документов налоговые органы обязаны ориентироваться на порядок формирования данных бухгалтерского учета, утвержденный руководителем организации, и не вправе запрашивать регистры, которые организация не утвердила в учетной политике.
Обоснование
Исходя из части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.
С 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению.
Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, руководителем экономического субъекта определяется состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта 2.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 и п. 12 ст. 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, и иные необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 Кодекса.
Кодексом не определяется исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы вправе потребовать у проверяемого лица.
В то же время, если учетной политикой организации не предусмотрено составление такого регистра, как, например, главная книга, то налоговые органы не могут ее затребовать.
Например, в учетной политике организации может быть закреплено, что на основании ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” в организации бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерской компьютерной программы и используются следующие формы регистров бухгалтерского учета:
- I квартал,
- полугодие,
- 9 месяцев,
- год.
ОСВ распечатывается один раз в квартал.
- 01 – с расшифровкой по видам основных средств;
- 02 – с расшифровкой по видам основных средств;
- 60 – с расшифровкой по Контрагентам без учета субсчетов 60.1 и 60.2;
- 62 – с расшифровкой по Контрагентам (без учета субсчетов 62.1 и 62.2);
- 70 – с расшифровкой по работникам;
- 71 – с расшифровкой по работникам.
Распечатываются по требованию. Хранятся в электронном виде.
И так далее.
Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Налоговое законодательство предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ). Поэтому организация не может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление регистра, который не составляет. Такого же мнения придерживаются ФАС Поволжского округа (Постановление от 20.02.2018 N Ф06-29050/2017) и ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 26.03.2013 по делу N А03-7357/2012).
Также неправомерно привлекать к ответственности за непредставление документов, которых нет у организации, при отсутствии ее вины в этом (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.09.2019 N Ф02-4700/2019, Ф02-4507/2019 по делу N А19-31730/2018).
На основании изложенного считаю, что объем информации, который организация хочет вывести на бумажный носитель, может превышать перечень форм, утвержденных в учетной политике. Но для представления документов для проверки обязательно нужно утвердить перечень форм формируемых регистров, чтобы у налоговых органов не было повода привлечь организацию к ответственности за непредставление «всех» бухгалтерских регистров.
Психология и педагогика
Трудно потерять, легко найти и невозможно забыть
28 января 2020
Оказалось, многие школы сталкиваются с проблемами: как правильно вести журнал? кто должен следить за своевременным внесением данных? что делать, если родители настаивают на том, чтобы перейти на другую платформу?
Можно ли сменить платформу для ведения электронного журнала?
В Москве и Московской области, а также в Республике Татарстан и в ряде других регионов страны электронные журналы и дневники входят в системы ЕСИА. Перейти на другую платформу априори невозможно.
А вот если в регионе нет четких предписаний по поводу использования платформы, то принимать решение о переходе вправе только администрация школы. Об этом говорится в Статье 28 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012 г.:
«Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации».
Взвесьте все «за» и «против»: возможно, другая платформа более функциональна и удобна не только для родителей и учеников, но и для педагогов.
Если переход все же нежелателен, и аргументы родителей не убедительны, постарайтесь объяснить, что электронный журнал, которым школа пользуется в настоящий момент, отвечает главным требованиям для обеих сторон образовательного процесса, например:
- осуществление контроля за успеваемостью и посещаемостью учеников;
- выставление оценок;
- ведение календарно-тематического планирования;
- запись домашних заданий, формирование расписания уроков и т.п.
А дополнительные «фишки» вроде выставления «лайков» и выкладывания фотографий — прерогатива скорее соцсетей, нежели школьного документа, пусть и электронного.
Как регламентировать правила работы с электронным журналом?
Администрация школы вправе принять отдельный локальный акт или внести изменения и дополнения в текущий. Эксперты рекомендуют установить регламент пользования журналом в отдельном документе — положении. Именно там должны быть прописаны правила работы с электронным журналом: кто ответственен за ведение, нужно ли распечатывать его содержимое, как и в какие сроки уведомлять всех участников образовательного процесса об отметках и домашнем задании. Помните о том, что эти данные должны быть доступны родителям и ученикам.
Кто ответственен за ведение журнала?
Важно прописать в положении имена и полномочия тех, кто должен отвечать за электронный журнал. В конце концов, это официальный документ школы, на который можно ссылаться в случае, если что-то идет не по правилам.
Администратор — нужный человек, который знает о тонкостях работы с электронным журналом и умеет обращаться с информационными системами. Назначая работника на эту должность, важно отразить его функции и обязанности в школьном нормативном документе.
Администратор обычно выдает доступ пользователям, делает резервное копирование информации, создает отчеты, связывается с техподдержкой, когда это необходимо.
У кого еще должен быть доступ в электронный журнал?
- У классного руководителя. Ему открыты все страницы класса.
- У учителя-предметника. В его распоряжении — предметные страницы классов.
- У завуча. Он может просматривать все страницы и осуществлять контроль: вовремя ли был заполнен журнал?
Само собой, важно внести изменения в любую школьную документацию, где фигурируют перечисленные должности: это важно, чтобы каждый знал о собственной ответственности и мог распределять нагрузку. Ведь если что-то пойдет не так, родители имеют право пожаловаться даже в прокуратуру.
Чтобы быть в курсе, ознакомьтесь с письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде:
«Министерство обращает внимание, что услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:
- сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;
- сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;
- сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;
- сведения о посещаемости уроков (занятий);
- сведения о расписании уроков (занятий);
- сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
- содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания».