Требования к электронным журналам
Общие сведения
Назначение и цели создания ЭЖ
Характеристика объекта автоматизации
Требования к ЭЖ
Требования к документированию
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу ЭЖ в действие
Источники разработки
Приложения
Общие сведения
Настоящий документ устанавливает единые требования к системам ведения журналов успеваемости обучающихся (ЭЖ) в образовательных учреждениях (ОУ) Российской Федерации (РФ) для обеспечения перехода на электронную форму ведения данных журналов*, в том числе:
- минимальные требования к информационным системам (ИС), которые могут использоваться в ОУ РФ, в части выполнения задач учета успеваемости и посещаемости обучающихся;
- требования к административным регламентам по ведению журналов успеваемости учащихся в ОУ РФ для обеспечения перехода на электронную форму ведения данных журналов.
Приведенные в настоящем документе единые требования к ЭЖ формируют условия для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по созданию информационно-образовательной среды ОУ в части:
- фиксации хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
- возможности использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
- взаимодействия ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования.
Настоящий документ не ограничивает ОУ в использовании расширенных функциональных возможностей ИС.
* Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе учебного процесса и индивидуальных результатах осуществляется на основе информации ЭЖ в соответствии требованиями и регламентами Государственной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».
Основания для разработки
Настоящий документ разработан в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 года по вопросу: «О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах» по разработке единых требований к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях.
ИС
Информационная система
ПО
Программное обеспечение
ОУ
Образовательное учреждение
Электронный журнал (ЭЖ)
ПО или электронные сервисы, обеспечивающие учет выполнения учебной программы, в том числе успеваемости и посещаемости обучающихся
Электронный дневник (ЭД)
ПО или электронные сервисы, обеспечивающие в электронном виде информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса
Администрация ОУ
Представители администрации ОУ: директор, заместители директора и др.
Педагогические работники ОУ
Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители и др.
Сотрудник ОУ
Физическое лицо, связанное трудовыми отношениями с ОУ
ОУО
Орган управления образования
РФ
Российская Федерация
ЛВС
Локальная вычислительная сеть
ИСПДн
Информационная система персональных данных
Повысить качество образования за счет:
- повышения уровня прозрачности учебного процесса;
- автоматизации учетных функций;
- повышения объективности оценивания учебных достижений обучающихся;
- удобства ведения учета и анализа учебной деятельности, повышения надежности хранения информации;
- повышения уровня соблюдения прав всех участников учебного процесса (совершенствования контроля за вводом и изменением информации);
- технологического развития учебного процесса.
2. Обеспечить исполнение образовательными учреждениями государственной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».
Учет выполнения учебных программ, в том числе:
- учет проведенных занятий с отражением тематики, занятости Педагогических работников ОУ, отклонений от ранее запланированного графика;
- учет домашних и иных* учебных заданий;
- учет результатов выполнения учебной программы обучающимися (успеваемость);
- учет посещаемости занятий обучающимися.
* Проекты, индивидуальные задания, исследования, рефераты, классная работа, самостоятельная работа и т.п.
Внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность (электронная услуга «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости») предусматривает практическое использование систем ЭЖ и ЭД в большинстве ОУ страны, что должно обеспечить рост качества и повышение эффективности системы образования РФ в целом.
Учет реализации учебных программ ведется распределенным образом всеми Педагогическими работниками ОУ. В начале года классные руководители должны внести на все предметные страницы журнала списки учебных групп своего класса.
Распределение предметных страниц по журналу и закрепление их за Педагогическими сотрудниками ОУ осуществляется на основании учебного плана и распределения нагрузки между Педагогическими работниками ОУ.
Педагоги осуществляют заполнение классных журналов в части информации о датах проведения занятий (в соответствии с расписанием занятий), о темах уроков, домашних заданиях, оценках учащихся и об отсутствии учащихся на уроках.
В конце отчетных периодов Педагогические работники ОУ подводят итоги учебного процесса. Каждому ученику должны быть выставлены итоговые оценки (или отметки), должна быть проведена статистическая оценка проведенных занятий на соответствие учебному плану, по типам занятий, по полученным результатам. В случае болезни ученика может быть назначена отсрочка выставления ему итоговой оценки. Итоговые оценки дублируются в сводную ведомость в конце классного журнала. Сводная ведомость должна быть передана в архив через 5 лет хранения журнала в ОУ. По итогам года составляется сводная статистическая таблица успешности учебного процесса.
Контроль за ведением учета учебно-педагогической документации и хранение журналов осуществляет Администрация ОУ. При наличии кадровых ресурсов работа распределяется между несколькими сотрудниками учебной части. Контроль подразумевает несколько направлений:
- проверка своевременности отражения в журнале занятий;
- проверка своевременности выставления отметок;
- проверка наполняемости отметок (в течение отчетного периода);
- проверка отражения посещаемости занятий;
- проверка выполнения учебной программы;
- проверка заполнения раздела домашних заданий;
- проверка домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся, требованиям по содержанию и объему;
- учет замененных и пропущенных уроков (занятий);
- ведение табеля учета рабочего времени Педагогов.
В перспективе для полной замены традиционного документооборота ОУ на бумажных носителях необходимо обеспечить инструментарий для отражения в электронной форме, как минимум, тех же функций. Часть функциональных обязанностей при этом необходимо автоматизировать. Использование электронных способов обработки информации позволяет лучше отразить индивидуальную успеваемость учеников, избежать в ряде случаев вывода избыточной информации (например, успеваемости группы учащихся), когда в этом нет необходимости (например, при проверке успеваемости предполагаемых медалистов).
Развитие систем оценки качества образования требует поддержки в рамках автоматизированной системы различных видов оценивания (например, критериальных). Деятельность Правительства РФ по переводу государственных услуг в электронный вид определяет необходимость информирования образовательным учреждением обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса в электронном виде, в частности посредством портала государственных услуг.
Требования к структуру ЭЖ
1. Функциональность ЭЖ может быть реализована в виде единой ИС или в виде набора отдельных функциональных модулей *.
2. Администрация ОУ несет ответственность за бесперебойность образовательного процесса с учетом рисков технических сбоев ЭЖ. Для компенсации рисков технических сбоев в ОУ должны быть предусмотрены меры по временному осуществлению образовательного процесса без ведения ЭЖ.
Требования к функционированию
1. Функциональность ЭЖ должна обеспечить возможность полной замены традиционных журналов* на бумажном носителе в части учета выполнения учебной программы (без анкетных, медицинских и других дополнительных данных, учет которых может вестись другими средствами, в том числе электронными).
2. ЭЖ должен обеспечивать потребности ОУ в части учета реализации учебной программы, в том числе:
- в ведении необходимых структур учебного года** ;
- в отражении систем оценивания, используемых в ОУ;
- в преобразовании результатов из одной системы оценивания в другую*** ;
- в делении классов на группы по различным предметам;
- в формировании учебных групп при профильном обучении, на элективных курсах, факультативах, кружках, при работе над проектами и т.п.;
- в совместимости с другими ИС, используемыми в ОУ.
3. Функционирование и использование ЭЖ должно осуществляться в соответствии с действующим Законодательством РФ, в том числе законом от 27.07.2006 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Средства администрирования ЭЖ должны предусматривать возможности адаптации (приспособления) ЭЖ к изменениям процессов и методов управления в ОУ без обращения к разработчикам ПО.
* Классные журналы, журналы факультативных занятий и др.
** Например, четвертей, триместров, полугодий, модулей и т.п.
*** Например, при переводе 100-бальной оценки в традиционную 5-ти бальную
Требования к численности и квалификации персонала
1. ЭЖ должен обеспечивать работу следующих категорий пользователей:
- Администрация ОУ;
- Педагогические работники ОУ;
- Технические специалисты (администраторы системы на уровне ОУ);
- Другие категории пользователей на усмотрение ОУ *.
2. Численность пользователей ЭЖ определяется потребностями ОУ.
3. Численность персонала, обеспечивающего работу ЭЖ, определяется техническими характеристиками и инструкцией по эксплуатации ИС, реализующей функции ЭЖ, а также потребностями ОУ.
4. Получение, ввод и редактирование информации в ЭЖ должны быть доступны для Пользователей с навыками работы в сети Интернет и с офисным программным обеспечением (текстовые и табличные редакторы).
5. Администрирование ЭЖ (в том числе, в части базовых функций организации учета учебного процесса) должно быть доступным ответственному Сотруднику ОУ с навыками работы в сети Интернет, с офисным программным обеспечением (текстовые и табличные редакторы), обладающему начальными навыками администрирования ИС **.
* В том числе, отдельные категории Сотрудников ОУ в соответствии с их должностной спецификой, проверяющие (представители органов управления образования), представители родительской общественности, органов самоуправления и др.
** Для администрирования ЭЖ, размещенного в ОУ, дополнительное требование – навыки администрирования существующей в ОУ ИКТ-инфраструктуры.
Требования к надежности и техническому обслуживанию
- ЭЖ должен функционировать в режиме «20 часов в сутки, 7 дней в неделю» с 06.00 до 02.00 следующего дня.
- Регламентные работы могут проводиться в ночное время с 2 до 6 часов местного времени. Более продолжительные регламентные работы (не более 1 суток) могут проводиться в каникулярное время с уведомлением пользователей за 1 неделю до начала работ.
- Средний уровень доступности ЭЖ должен быть не ниже 99% рабочего времени ЭЖ *.
- Аварийные режимы работы ЭЖ (более 1 часа простоя), включая недоступность сервиса по смежным причинам (например, сбои в работе сети), в течение учебных периодов не должны быть чаще 1 раза в месяц.
- В случае несоответствия выбранной реализации ЭЖ требованиям настоящего документа (п.п. 1-4, раздел «Требования к надежности и техническому обслуживанию), Администрация ОУ должна выбрать другую реализацию ЭЖ.
*1% – 12 минут простоя в сутки
Требования к эргономике и технической эстетике
- Интерфейсы ЭЖ должны быть интуитивно понятными и приближеными к формам традиционного классного журнала.
- ЭЖ должен обеспечивать оперативный отклик (не более 5 секунд на одиночную операцию) на типовые запросы пользователя (исключая сложные операции по синхронизации данных, построению отчетов, переводу ОУ на новый учебный год и т.д.).
Требования к защите информации от несанкционированного доступа
- Должны быть предусмотрены средства авторизации и аутентификации пользователей, обеспечивающие разграничение прав доступа Пользователей ЭЖ.
- Должна быть обеспечена защита персональных данных в соответствии с требованиями законодательства РФ.
- Информация об обучающихся должна быть доступна исключительно Сотрудникам ОУ, участвующим в учебном процессе.
- Должно быть предусмотрено протоколирование действий Пользователей по внесению и изменению информации в ЭЖ с регистрацией времени и авторства.
Требования по сохранности информации
- ЭЖ должен обеспечивать возможность архивного хранения данных (в том числе на внешних электронных и бумажных носителях).
- В ЭЖ должно быть предусмотрена возможность резервного копирования информации ответственным Сотрудником ОУ (по расписанию и/или принудительно), в том числе на внешние электронные носители.
Требования по стандартизации и унификации
- В ЭЖ должны быть предусмотрены возможности импорта/экспорта списочных сведений из/в распространенные форматы данных электронных таблиц.
- ЭЖ должен обеспечивать функции информирования о ходе и результатах учебного процесса (ЭД) либо взаимодействие с ИС, реализующей функции ЭД.
Требования к функциям (задачам)
1. ЭЖ должны обеспечивать возможность ввода, хранения и использования:
- структуры учебного года (четверти, триместры и т.п.);
- списков изучаемых предметов;
- списков обучающихся;
- списков Педагогических работников ОУ;
- списков классов;
- списков учебных групп;
- текущей успеваемости;
- промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
2. ЭЖ должны обеспечивать Педагогическим работникам ОУ следующие возможности:
- учет проведенных уроков (занятий) с возможностями занесения даты урока, темы урока, описания пройденного материала, выданного учащимся домашнего задания;
- регистрация факта присутствия/отсутствия учащегося на занятиях;
- выставление текущих и итоговых оценок учащимся в принятой для ОУ системе оценивания;
- указание фактов замены или совмещения занятий при отсутствии основного педагога;
- ввод неформализованных комментариев в отношении учебной деятельности учащихся;
- внесение результатов испытаний, проводимых в ОУ (экзаменов, проектов, практик и т.п.) по окончании учебных периодов перед формированием итоговой оценки;
- отражение информации о выполнении учебной программы;
- формирование сводок по итоговым отметкам (оценкам) на учебных курсах, пропускам;
- анализ (формирование аналитических отчетов) успеваемости и посещаемости учащихся;
- внесение исправлений в данные учета (темы уроков, оценки, домашние задания и т.п.) и осуществление контроля за исправлениями в соответствии с действующим регламентом ОУ.
3. ЭЖ должны обеспечивать Педагогическим работникам ОУ, исполняющим функции классных руководителей, следующие возможности:
- актуализация (корректировка) списков класса и учебных групп;
- актуализация (корректировка) данных обучающихся класса;
- анализ успеваемости обучающихся и посещаемости ими занятий.
4. ЭЖ должны обеспечивать Администрации ОУ следующие возможности:
- функциональные возможности Педагогических работников ОУ (п.2 и п.3);
- просмотр и редактирование всей информации ЭЖ в соответствии с функциональными обязанностями и уровнем доступа;
- распечатка информации из ЭЖ в соответствии с административными регламентами ОУ;
- формирование сводной ведомости итоговых отметок по стандартной форме на бумажном носителе;
- оперативный анализ текущих и итоговых результатов учебной деятельности обучающихся и Педагогических работников ОУ;
- экспорт информации из ЭЖ в стандартные форматы данных * для анализа и/или формирования отчетных форм;
- ввод и актуализация списков обучающихся, классов, учебных групп, Педагогических работников ОУ;
- отражение движения обучающихся (перевод из одного класса в другой, выбытие);
- настройка структуры учебного года (периодов обучения);
- настройка систем оценивания.
5. ЭЖ должны обеспечивать Техническим специалистам следующие возможности:
- настройка системных параметров ЭЖ, в том числе подключение внешних массивов данных (список Пользователей, Педагогических работников, обучающихся, предметов и т.д.);
- ведение (создание и редактирование) учетных записей Пользователей;
- редактирование профиля Пользователей;
- настройка прав доступа Пользователей;
- осуществление резервного копирования и восстановления данных ЭЖ;
- функции импорта и экспорта данных между ЭЖ и внешней ИС, используемой в ОУ;
- по решению Администрации ОУ иные функции, отнесенные в данном разделе к другим категориям пользователей.
* Например, TXT, ODF, CSV, HTML, XML и др.
Требования к лингвистическому обеспечению
1. ЭЖ должен функционировать на русском языке.
Требования к программному и техническому обеспечению
- ЭЖ может устанавливаться непосредственно в ОУ либо использоваться в виде внешнего Интернет-сервиса.
- ЭЖ должен функционировать в соответствии с Требованиями надежности к существующей ИКТ-инфраструктуре ОУ: с действующей локально-вычислительной сетью или в условиях ее отсутствия.
- Доступ, внесение и редактирование информации в ЭЖ может осуществляться с помощью как специализированного ПО (технология «клиент–сервер»), так и применением общедоступного программного обеспечения (Интернет-браузер, электронная почта и т.п.).
- Использование ЭЖ с веб-интерфейсом должно быть возможно с помощью общедоступных Интернет – браузеров, поддерживающих стандарты W3C (например, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Safari).
Требования к методическому обеспечению
В состав ЭЖ должны быть включены необходимые справочные и методические материалы, а также программа краткосрочного повышения квалификации пользователей (не более 18 часов).
Комплект эксплуатационной документации должен соответствовать требованиям ГОСТ 34.201-89 и должен включать исчерпывающие рекомендации по организации работы, обеспечивающие:
- исполнение требований законодательства по доступности и надежности информации;
- соблюдение законодательства о персональных данных;
- надежную эксплуатацию в случае различных нештатных ситуаций.
В комплект поставки ЭЖ должны быть включены следующие документы:
- Руководство администратора ЭЖ;
- Руководство пользователя ЭЖ;
- Программа обучения (повышения квалификации) Сотрудников ОУ;
- Другие необходимые справочные и методические материалы (по согласованию с ОУ).
Введение электронных форм учета хода и результатов учебной деятельности (ЭЖ) является составной частью работы по внедрению ИКТ в процесс управления ОУ, введения электронного документооборота.
Внедрение электронного журнала (ЭЖ) должно сопровождаться разработкой нормативно-правового обеспечения через развитие системы локальных актов ОУ. Федеральный Закон «Об образовании» (статья 2) предусматривает автономность ОУ, что дает право каждому ОУ разрабатывать собственную нормативно-правовую базу, не противоречащую действующему законодательству РФ в области образования. Функционирование и развитие ОУ поддерживается его собственной нормативно-правовой базой (локальными актами).
Нормотворческая деятельность ОУ предусматривает возможность реализации следующих направлений локального правового обеспечения ее основной деятельности:
- правовое обеспечение образовательного процесса и его методического сопровождения;
- правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;
- правовое обеспечение материально-технического снабжения;
- правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда;
- правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);
- правовое обеспечение делопроизводства всех сторон деятельности ОУ.
Необходимо учитывать, что нормативно-правовое обеспечение деятельности ОУ носит многоуровневый характер и включает в себя целый комплекс взаимосвязанных документов федерального, регионального и муниципального уровней, служащих содержательными ориентирами и нормативно-методологической основой для разработки локальной правовой документации самого ОУ. На основе разноуровневой законодательной базы создается единая нормативная система управления ОУ.
Процесс формирования нормативно-правового обеспечения внедрения ЭЖ в управление ОУ во многом совпадает с процессами формирования общешкольной нормативно-правовой базы и включает в себя следующие этапы:
- подготовительный;
- проектирование нормативного и регламентационного обеспечения;
- согласование и принятие нормативного и регламентационного обеспечения;
- начало использования ЭЖ.
Вопросы внедрения ЭЖ могут рассматриваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими вопросами, связанными с внедрением электронного документооборота и формированием информационной среды ОУ. В том случае если ЭЖ вводится в комплексе с другими ИС или в ОУ уже используются другие ИС, нормативно-правовое обеспечение использования различных ИС должно быть согласовано.
На подготовительном этапе должно быть осуществлены следующие виды работ:
1. Ознакомление большинства Сотрудников и органов самоуправления ОУ с различными вариантами ЭЖ и предстоящими соответствующими изменениями в деятельности преподавателей.
2. Организация неформального обсуждения и согласование подходов участников образовательного процесса к внедрению и использованию ЭЖ.
3. Выбор варианта используемого ЭЖ.
4. Формирование группы разработки нормативного и регламентационного обеспечения.
Подготовка плана работ и комплекта нормативно-правовых документов проводится группой работников ОУ, сформированной решением директора ОУ или общественно-государственного органа управления ОУ.
При подготовке проектов документов и плана работ необходимо провести анализ готовности учреждения к внедрению ЭЖ:
- уровень ИКТ – компетентности Сотрудников ОУ, ее соответствие требованиям, необходимым для работы с ЭЖ;
- психологическую готовность Сотрудников ОУ к инновационной деятельности и повышению квалификации;
- техническое оснащение ОУ и возможность дополнительного оснащения;
- расположение компьютеров в ОУ и организацию доступа к ним.
На основании проведенного анализа определяются основные подходы к внедрению ЭЖ, осуществляется выбор варианта ЭЖ и разрабатывается план работы, в том числе:
- определяется состав работников ОУ, участвующих во внедрении ЭЖ;
- планируется распределение обязанностей по работе с ЭЖ между Сотрудниками ОУ, участвующими во внедрении, способы взаимодействия и стимулирования;
- определяются необходимые требования к обучению работников ОУ;
- определяется состав технических средств, задействованных в работах по внедрению ЭЖ.
При разработке плана внедрения необходимо выделить этапы, сроки и определить содержание работы по следующим направлениям:
- организация обучения;
- подготовка технических средств ИКТ и программного обеспечения;
- организация деятельности педагогического коллектива по внедрению ЭЖ;
- подготовка информации и заполнение базы данных;
- контроль правильности заполнения информации.
После завершения предварительного этапа директор ОУ по согласованию с Учредителем издает приказ:
- предписывающий ОУ использование выбранной модели ЭЖ;
- указывающий сроки введения ЭЖ;
- определяющий план выполнения работ по подготовке к внедрению ЭЖ, включающий план выделения необходимых ресурсов.
Этап проектирования нормативного и регламентного обеспечения
Данный этап включает в себя организацию следующих мероприятий:
1. Издание директором ОУ приказа о порядке подготовки к использованию ЭЖ, содержащего:
- состав рабочей группы (РГ) по реализации модели функционирования ОУ с использованием ЭЖ;
- регламент и сроки работы РГ.
2. Анализ участниками рабочей группы имеющейся нормативной базы ОУ и подготовка проектов, включая:
- план работ по реализации модели функционирования ОУ с использованием ЭЖ;
- проекты изменений в действующих документах (локальных актах) и проекты новых документов (локальных нормативных актов) ОУ, относящихся к использованию ЭЖ.
3. Организация и проведение общественного обсуждения документов, подготовленных рабочей группой. В обсуждении каждого документа должны принять участие все лица, чью деятельность они регламентируют. Обсуждение может проходить на административном совещании, собрании трудового коллектива, собрании родителей, классных ученических собраниях и др.
4. Организация работы по соблюдению при использовании ЭЖ требований и норм Федерального закона «О персональных данных».
5. Организация правовой экспертизы рабочих вариантов ряда локальных актов (при необходимости).
Этап согласования и принятия нормативной базы
На данном этапе осуществляется:
1.Рассмотрение и согласование подготовленных рабочей группой документов органами общественно-государственного управления ОУ:
- педагогическим советом ОУ;
- управляющим советом или другими управляющими органами ОУ.
2. В случаях, предусмотренных законодательством, необходимо согласование ряда документов с Учредителем и иными структурами.
3. В случае выбора для внедрения информационной системы ЭЖ, расположенной на внешних серверах, администрирование которой ведется сторонней организацией, – подготовка и заключение договоров, регулирующих отношения по использованию ЭЖ, в том числе определяющий юридически обязывающую ответственность сторонней организации за сохранность данных,
4. Издание на основании согласованных документов директором ОУ приказа, в котором:
- утверждается план работ по реализации модели функционирования ОУ с использованием ЭЖ;
- утверждается Регламент деятельности участников образовательного процесса с использованием ЭЖ, в регламенте определяется ответственность лиц за сохранность данных;
- формируются группы (определяются Сотрудники ОУ или подразделения), выполняющие те или иные задачи по внедрению и использованию ЭЖ;
- утверждается план обучения (повышения квалификации) Сотрудников ОУ и их аттестации в области использования выбранного ЭЖ;
- утверждаются регламенты деятельности отдельных участников образовательного процесса, связанные с использованием ЭЖ, в том числе положения о подразделениях, измененные (расширенные) должностные инструкции;
- распределяются функции служб ОУ, включенных в Регламенты деятельности, по работникам, группам работников ОУ, подразделениям и внешним структурам;
- определяется ответственность за имеющиеся и планируемые к получению средства ИКТ-инфраструктуры, распределение этих средств по помещениям ОУ;
- определяются настройки ЭЖ, порядок заполнения исходных массивов данных и т. д.
Процедура принятия локальных нормативных актов определяется в Уставе ОУ. ОУ может самостоятельно сформировать комплект нормативных актов, обеспечивающих переход к использованию ЭЖ.
Приказ директора ОУ об утверждении и введении в действие принятых локальных актов доводится до сведения всех заинтересованных сторон. Если законодательством или уставом ОУ не установлена форма опубликования локальных актов, форма публикации определяется органом управления, принявшим акт.
Информация о локальных нормативных правовых актах ОУ должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса, функции и интересы которых они затрагивают.
Администрации ОУ следует учитывать, что многие из принятых локальных актов, например расширенные должностные инструкций, фактически не могут быть выполнены до начала функционирования ЭЖ (в том числе – наполнения).
Принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №3
протокол № _____ _______________________________
от «__»____________201 г «_____» ____________201 г
О ВЕДЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА И ЭЛЕКТРОННОГО ДНЕВНИКА
муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной
школы № 3 г. Маркса Саратовской области им.Л.Г.Венедиктовой
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой
- Электронный дневник – это комплекс программных средств, включающий базу данных и средства доступа к ней, размещенный на сайте http://dnevnik.ru/ – Дневник.ру «Единая Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть», формирующая электронную среду для учителей, учеников и их родителей.
- Настоящее Положение определяет понятия, цели, требования, организацию и работу электронного классного дневника-журнала общеобразовательной организации.
- Электронный дневник служит для решения задач описанных в п.2 настоящего Положения.
- является частью Информационной системы школы.
- Поддержание информации хранящейся в базе данных электронного дневника в актуальном состоянии является обязательным.
- Пользователями электронного дневника являются все участники образовательного процесса: администрация школы, учителя, классные руководители, учащиеся и родители (законные представители) учащихся.
- Хранение данных об успеваемости и посещаемости учащихся.
- Оперативный доступ к оценкам за весь период ведения дневника, по всем предметам, в любое время.
- Автоматизация создания периодических отчетов учителей, классных руководителей и администрации.
- Своевременное информирование родителей по вопросам успеваемости и посещаемости их детей.
- Информирование родителей и учащихся о домашних заданиях и прохождении программ по различным предметам.
- Возможность прямого общения между учителями, администрацией, родителями и учащимися вне зависимости от их местоположения.
- Создание условий для сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей.
- Повышение роли информатизации образования, организация обучения с использованием сетевых образовательных ресурсов.
- Стимулирование творческой активности педагогов и учащихся.
- Системный администратор, назначенный по приказу директора школы, регистрирует на сайте http://dnevnik.ru/ – Дневник.ру «Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть» школу и контролирует надлежащее функционирование школьного профиля на данном сайте.
- Пользователи получают реквизиты (коды) доступа к электронному дневнику в следующем порядке:
- учителя, классные руководители, администрация получают реквизиты (коды) доступа у системного администратора;
- родители и учащиеся получают реквизиты (коды) доступа у классного руководителя.
- Классные руководители своевременно заполняют и следят за актуальностью данных об учащихся и их родителях, ведут переписку с родителями об успехах и проблемах ребенка в соответствии с инструкцией,
- Учителя аккуратно и своевременно заполняют данные об учебных программах и их прохождении, об успеваемости и посещаемости учащихся, домашних заданиях в соответствии с инструкцией,
- Заместители директора школы осуществляют периодический контроль за ведением электронного дневника;
- Родители и учащиеся имеют доступ только к собственным данным и используют электронный дневник для их просмотра и ведения переписки в соответствии с инструкцией.
- Системный администратор, администрация и педагогический персонал несут ответственность за конфиденциальность персональных данных, согласно Закону Российской Федерации от 26.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
4.1 Системный администратор обязан:
Своевременно вносит в систему расписание уроков.
В начале каждого учебного года в соответствии со списками, представленными классными руководителями, распределяет учащихся в системе по группам.
Работает со справочниками и параметрами системы
Контролирует движение учащихся в системе.
Осуществляет связь со службой технической поддержки.
4.1.7. Консультирует и обучает (при необходимости) участников проекта основным приемам работы с программным комплексом.
4.1.8. Ведет мониторинг использования системы родителями и учениками.
4.1.9. Систематически контролирует регулярность внесения информации пользователями системы.
4.2. Классный руководитель обязан:
- Регулярно, не реже одного раза в месяц, проверять изменение фактических данных и при наличии таких изменений вносить соответствующие поправки.
- Сообщать системному администратору о необходимости ввода данных ученика в систему (по прибытии нового ученика) или удалении (после выбытия ученика).
- Еженедельно контролировать посещаемость учащихся через сведения о пропущенных уроках в системе
- Контролировать выставление педагогами оценок учащимся класса. В случае нарушения педагогами своих обязанностей информировать заместителя директора по УВР.
- В начале каждого учебного года, совместно с учителями-предметниками проводить разделение класса на подгруппы.
- Информировать родителей о поведении и успехах учащегося через текстовые сообщения внутри системы и возможностях просмотра электронного дневника.
- Проходить обучение на школьных семинарах, направленных на изучение приемов работы с электронным дневником.
- Категорически запрещается допускать учащихся к работе с электронным дневником-журналом (только просмотр).
4.3. Учителя-предметники обязаны:
- Заполнять Электронный дневник не реже одного раза в неделю.
- Систематически (1 раз в неделю, в день проведения урока) проверять и оценивать знания учащихся, отмечать их посещаемость.
- Вводить информацию о текущем учебном материале, согласно рабочей программе, о заданиях для самостоятельной работы, о домашних заданиях.
- Все записи по всем учебным предметам (включая уроки по иностранному языку) вести на русском языке с обязательным указанием не только тем уроков, но и тем практических, лабораторных, контрольных работ, экскурсий.
- При делении по предмету класса на подгруппы, состав подгруппы определяют учителя этих групп, совместно с классным руководителем. Записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим группу.
- Учителя, работающие в 1-х классах должны вести индивидуальное информационное пространство, т.к. оценки в 1-м классе в журнал, дневники и тетради ни по одному учебному предмету не ставятся.
- Проходить обучение на школьных семинарах, направленных на изучение приемов работы с электронным дневником.
4.4. Родители обучающихся обязаны
- Контролировать ознакомление с учебным материалом и выполнение заданий для самостоятельной работы, предоставленные на соответствующих страницах профиля школы на сайте http://dnevnik.ru/ – Дневник.ру «Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть».
- Родители и учащиеся имеют доступ только к собственным данным, и используют Электронный журнал только для их просмотра.
4.5. Заместители директора, в функциональные обязанности которых входит контроль качества образования образовательного учреждения обязаны:
4.5.1. Контролировать достоверность данных и своевременность заполнения электронного дневника классными руководителями.
5. Выставление итоговых оценок
- Итоговые оценки учащихся за триместр, год должны быть обоснованы.
- Итоговые оценки за триместр и год выставляются на странице «Итоговые отметки», следующий непосредственно за столбцом даты последнего урока.
- Итоговые оценки выставляются не позднее 2-х дней после окончания учебного периода.
6. Контроль и хранение
- Администрация школы и системный администратор обязаны обеспечить меры по бесперебойному функционированию электронного дневника, регулярному созданию резервных копий. В случае неполадок на сайте, не зависящих от администрации и системного администратора причин, данные лица ответственности не несут.
- Контроль за ведением электронного журнала осуществляется директором и заместителями директора не реже 1 раза в триместр.
- В конце каждого триместра электронный журнал проверяется на предмет фактического выполнения программы (соответствие учебному плану и тематическому планированию); объективности выставленных текущих и итоговых оценок; наличию контрольных и текущих проверочных работ.
- Результаты проверки классных журналов заместителем директора школы доводятся до сведения учителей и классных руководителей.
- В конце каждого учебного года электронные журналы, проходят процедуру архивации.
7. Права и ответственность пользователей
- Все пользователи имеют право на своевременные консультации по вопросам работы с Электронным дневником-журналом.
- Пользователи имеют право доступа к электронному журналу ежедневно и круглосуточно.
- Учителя-предметники и классные руководители имеют право заполнять Электронный дневник-журнал на уроке в специально отведенных местах (кабинетах информатики, информационно- центре) или на домашних компьютерах.
- Классные руководители и учителя-предметники несут ответственность за систематическое (не реже одного раза в неделю) и достоверное заполнение оценок и отметок о посещаемости обучающихся.
- Классные руководители несут ответственность за актуальность списков классов и информации об учащихся и их родителях.
- Инженер системо–техник несет ответственность за техническое функционирование электронного дневника и смежных систем, резервное копирование данных и их восстановление.
- Системный администратор несет ответственность за поддержание системы в актуальном состоянии.
- Все пользователи несут ответственность за сохранность своих реквизитов доступа.
С внедрением в школы электронного журнала жизнь педагогов вроде бы должна стать проще. Его невозможно внезапно потерять или где-то забыть. Журнал всегда открыт для просмотра родителей и закрыт от внесения изменений шаловливыми ручонками школьников. Но.
Оказалось, многие школы сталкиваются с проблемами: как правильно вести журнал? кто должен следить за своевременным внесением данных? что делать, если родители настаивают на том, чтобы перейти на другую платформу?
Можно ли сменить платформу для ведения электронного журнала?
В Москве и Московской области, а также в Республике Татарстан и в ряде других регионов страны электронные журналы и дневники входят в системы ЕСИА. Перейти на другую платформу априори невозможно.
А вот если в регионе нет четких предписаний по поводу использования платформы, то принимать решение о переходе вправе только администрация школы. Об этом говорится в Статье 28 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012 г.:
- осуществление контроля за успеваемостью и посещаемостью учеников;
- выставление оценок;
- ведение календарно-тематического планирования;
- запись домашних заданий, формирование расписания уроков и т.п.
Как регламентировать правила работы с электронным журналом?
Администрация школы вправе принять отдельный локальный акт или внести изменения и дополнения в текущий. Эксперты рекомендуют установить регламент пользования журналом в отдельном документе — положении. Именно там должны быть прописаны правила работы с электронным журналом: кто ответственен за ведение, нужно ли распечатывать его содержимое, как и в какие сроки уведомлять всех участников образовательного процесса об отметках и домашнем задании. Помните о том, что эти данные должны быть доступны родителям и ученикам.
Кто ответственен за ведение журнала?
Важно прописать в положении имена и полномочия тех, кто должен отвечать за электронный журнал. В конце концов, это официальный документ школы, на который можно ссылаться в случае, если что-то идет не по правилам.
Администратор — нужный человек, который знает о тонкостях работы с электронным журналом и умеет обращаться с информационными системами. Назначая работника на эту должность, важно отразить его функции и обязанности в школьном нормативном документе.
Администратор обычно выдает доступ пользователям, делает резервное копирование информации, создает отчеты, связывается с техподдержкой, когда это необходимо.
У кого еще должен быть доступ в электронный журнал?
- У классного руководителя. Ему открыты все страницы класса.
- У учителя-предметника. В его распоряжении — предметные страницы классов.
- У завуча. Он может просматривать все страницы и осуществлять контроль: вовремя ли был заполнен журнал?
Чтобы быть в курсе, ознакомьтесь с письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде:
Не смотря на повсеместное внедрение электронного образования, обычный бумажный школьный журнал учителя для оценок продолжает оставаться важным нормативным документом, без которого невозможно функционирование современной школы. Поэтому неудивительно, что заполнение его регулируется специальным положением, обязывающим регулярно заниматься ведением журнала. Нарушение одного из пунктов документа учителем может лишить его премии.
Классный журнал для школы действительно является необходимостью по ряду причин, обеспечивающих положительную динамику образовательного процесса.
Вот эти причины:
- удобство для самих учителей, ведь журнал собирает в себе все отметки, выставленные ученикам по классам, позволяя увидеть общую картину успеваемости каждого. К сожалению, объем памяти человека не может вмещать в себя все количество отметок, проставленное каждому ученику.
- удобство для родителей, поскольку позволяет следить за успехами своего сына или дочери, вовремя реагируя на неудовлетворительные отметки.
Классный журнал для школы не теряет актуальности с течением времени, являясь источником важной информации для всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей.
Можно классный журнал для оценок распечатать и посмотреть, как выглядит этот документ в действительности.
Структура школьного журнала
Книга обладает определенной структурой. На первой странице традиционно находится содержание, где можно найти перечень предметов, по которым проводят занятия в определенном классе в текущем учебном году. Следом для каждого отдельного предмета выделен свой разворот, на левой странице которого в алфавитном порядке записываются фамилии и имена учеников класса, проставляются их отметки в специально предназначенных для этого клетках, следующих сразу за фамилиями.
Правая страница служит для фиксации даты проведения урока, его темы и домашнего задания к следующему дню. Задание на дом прописывается подробно, с указанием страницы упражнения, его номера, параграфа, а в случае, если задание не из учебника, его содержание указывается полностью.
Журнал успеваемости для каждого класса заводится свой, что весьма удобно.
Важно иметь в виду, что каждый отдельно взятый журнал для школы может отличаться один от другого наличием предметов, указанных в них. Так, например, факультативные курсы у учеников одной параллели могут быть разные, а старшеклассники изучают большее количество предметов, чем первоклашки.
Также не стоит забывать, о том, что в названиях самих предметов с переходом на новую ступень могут произойти изменения: вместо литературного чтения появляется литература, на смену природоведению приходит биология, окружающий мир способен разделяться на географию, историю и биологию.
Ведение школьного журнала
Школьный журнал – вещь настолько важная, что учитель несет ответственность за сохранность этого документа, сравнимую с ответственностью за вверенных ему учеников. Он не должен пропасть или быть испорчен школьным хулиганом. Даже при эвакуации, учебной или нет, педагог обязан проследить за тем, чтобы и ученики, и классный журнал были спасены.
Очевидно, что школьный журнал успеваемости не может находиться в свободном доступе. Во внеурочное время он обязан находиться в учительской. Заполняется он только рукой преподавателя. В редких случаях возможно давать старосте класса проставить пропуски, но ребенок в таком случае должен быть по-настоящему ответственным, и педагог обязательно должен контролировать данный процесс.
Ведение документа нормировано положением по его заполнению.
Вот некоторые пункты для учителя, обязательные для исполнения:
- Учитель-предметник не имеет права вносить изменения в список учащихся класса, ответственен за это лишь классный руководитель;
- учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, обязан отмечать количество уроков, пропущенных учащимися в предыдущем учебном году;
- учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, обязан приклеить на последнюю страницу журнала конверт, куда помещаются медицинские справки, предоставляемые родителями в качестве доказательства отсутствия ребенка в школе по причине болезни;
- учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, должен заполнить листок здоровья, находящийся в конце журнала, по каждому ученику. Также необходимо заверить подписями всех учителей-предметников на этой странице то, что они знают о состоянии здоровья учеников;
- учитель, заменяющий основного преподавателя, обязан заносить все проведенные им замены уроков.
Правил, которые следует соблюдать при ведении классного журнала, пугающе много, и все они требуют внимания. Осложняется задача еще и тем, что система оценивания в начальной, средней школе и в старших классах различна, ведь чем взрослее ребенок, тем больше требований к нему предъявляется. Поскольку один преподаватель может вести уроки в разновозрастных классах, важно не запутаться при переводе уровня знаний ребенка определенного возраста в отметку.
Контроль
Классный руководитель, помимо заполнения журналов в качестве учителя-предметника, обязан следить за заполнением документа своего класса, чтобы отметки даже по, казалось бы, не слишком важным предметам развивающего цикла, вроде ИЗО, физической культуры, ритмики или технологии были проставлены вовремя, а тематическое планирование заполнено.
Каждый классный журнал для школы содержит страницу с итоговым контролем, куда заносятся отметки учеников за особо значимые работы: диктанты, изложения, лабораторные, контрольные и т.п., в зависимости от предмета. От того, насколько успешно выполнялись эти задания, зависит четвертная и годовая отметка, выставляющаяся и в журнал учителя, и в дневник школьника.
Определенную сложность составляет соотнесение проставленных отметок в дневнике ребенка и тех, которые выставлены в журнал. Нужно следить за правильностью их выставления по датам, чтобы в дальнейшем не возникло недопонимания со стороны ребенка и его родителей. По той же причине не стоит проставлять отметку в журнале в свободные клетки за другие даты, так легко самому запутаться и забыть, за что учащийся был оценен.
Уровень профессионализма учителя определяется как способностью грамотно поставить урок, так и умением вести документацию, которая в какой-то мере является доказательством его успехов на поприще прививания детям любви к знаниям. И тщательность заполнения журнала успеваемости в этом плане является доказательством.
В конечном итоге ведение классного журнала призвано с одной стороны контролировать успеваемость учеников, а с другой – корректность выполнения учебных планов. Не случайно заработная плата учителя зависит от проведенных за месяц уроков, количество которых отражено в классных журналах и легко контролируется, а родители, приходя на родительские собрания, конечно же, просят показать им журнал успеваемости, чтобы быть в курсе текущего положения дел их ребенка относительно учебы.
Школьный журнал для оценок – средство контроля эффективности учебного процесса со стороны всех его участников: учеников, учителей, родителей.