Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Психология и педагогика

Что такое электронные журналы и дневники?

Электронные сервисы в школе начали вводить в 2009 году. Правительство России опубликовало распоряжение, согласно которому образовательные учреждения к 2014 году обязали вести электронные дневники и журналы успеваемости. 

По сути это аналог обычного школьного дневника: в нём также есть расписание, домашние задания, оценки. Вот плюсы такого формата перед бумажными носителями:

  • Дневник доступен родителям в онлайн-режиме.
  • Ребёнок не потеряет и не испортит его.
  • Можно получать уведомления об изменениях в расписании или оценках на почту и мобильный телефон.
  • Есть возможность прикреплять материалы для подготовки к уроку.


<!–

document.write(VK.Share.button(
{
url: ‘https://gazeta-pedagogov.ru/mozhet-li-administratsiya-shkoly-zastavlyat-uchitelej-vesti-elektronnyj-zhurnal/’,
title: ‘Может ли администрация школы заставлять учителей вести электронный журнал?’,
description: ‘На важный вопрос от учителя отвечает юрист в области образования, руководитель юридической фирмы EduLegal Михаил Джикия.’,
image: ‘https://gazeta-pedagogov.ru/wp-content/uploads/2019/10/mozhet-li-administratsiya-shkoly-zastavlyat-uchitelej-vesti-elektronnyj-zhurnal.jpg’,
noparse: true
},
{
type: ‘custom’,
text: ‘
}));



document.getElementById(”).onclick = function() {
FB.ui({
method: ‘share’,
display: ‘popup’,
href: ‘https://gazeta-pedagogov.ru/mozhet-li-administratsiya-shkoly-zastavlyat-uchitelej-vesti-elektronnyj-zhurnal/’,
}, function(response){});
}



–>

Какие регламентирующие документы должна иметь школа при вводе электронного журнала?

Вопросы использования информационно-образовательной среды (а ведение электронных журналов относится к ней), регулируются целым рядом нормативно-правовых актов, в частности:

  1. Постановление Правительства РФ от 17.11.2007 N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О персональных данных»
  3. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  5. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
  6. Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07.

Исходя из требований указанных актов, введение в школе электронных журналов с одной стороны не является обязательным, а с другой порождает необходимость создавать ряд внутренних локальных документов. Так, для внедрения электронного журнала необходимо разработать и принять следующие документы:

  1. Приказ о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных учащихся.
  2. Приказ о внедрении электронного классного журнала.
  3. Регламент ведения электронного журнала.
  4. Регламент предоставления услуги ЭД (информирования родителей и обучающихся о результатах обучения).
  5. Дополнения в функциональные обязанности работников школы (отраженные в трудовых договорах и (или) должностных регламентах).

Имеет ли право администрация школы в приказном порядке заставлять учителей вести ЭЖ параллельно с бумажной версией, при этом не оплачивая ведение ЭЖ?

При этом в школе нет интернета и компьютеров на столе у каждого учителя, т.е. педагоги должны выполнять эту работу дома, используя собственные ресурсы.

Администрация школы (а в первую очередь ее учредитель) должны в соответствии с требованиями ФГОС обеспечить минимальные условия для реализации образовательных программ, в том числе компьютеры для учащихся и условия для работы педагогов.

В том случае если создана локальная база, внесены дополнения в трудовые функции работников, приказами назначены лица ответственные за ведение электронных журналов, а родителям обеспечен доступ в систему – с вас могут требовать их заполнять.

Если же, по сути, работа идет в бумажных журналах, а информационно – образовательной среды нет, то требования администрации школы должны носить рекомендательный характер.


<!–



–>

<!–
sdfsdfsdfsd
–>


В связи с многочисленными обращениями участников образовательных отношений по вопросам ведения журналов успеваемости и выставления отметок по результатам проведения промежуточной аттестации в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) Минпросвещения России информирует.

Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, ведение учителями журнала и дневников обучающихся осуществляется в электронной (либо в бумажной) форме.

Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается.

Дополнительно Минпросвещения России сообщает, что ведение журнала успеваемости входит в перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставляемых в электронной форме, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р.

Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на соответствующий учебный год.

ВПР рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ.

Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР.

Соответствующие рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/22 учебном году направлены совместным письмом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа 2021 г. N СК-228/03/01.16/08-01 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

На основании пункта 10 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации.

Таким образом, проверка работ, выполненных обучающимися, при проведении ВПР осуществляется образовательной организацией самостоятельно.

При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение данным обучающимся этого задания.

В случае если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы образовательной организации, в форме сбора результатов ВПР предусмотрена возможность выставления значения “Тема не пройдена”.

Минпросвещения России просит взять на контроль доведение указанной информации до сведения органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования, а также руководителей общеобразовательных организаций.

Журналы успеваемости и дневники обучающихся ведутся учителями в электронной либо в бумажной форме. Не допускается одновременное ведение (дублирование) журнала в электронном и бумажном виде.

Относительно ВПР указано, что их рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ. В рамках такой аттестации необходимо избегать дублирования контрольных работ в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. Школа проверяет работы самостоятельно.

При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение этого задания. Если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы, то можно выставить значение “Тема не пройдена”.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Либо электронный дневник/журнал, либо бумажный!

В ряде образовательных организаций администрация заставляет учителей вести двойной учет успеваемости обучающихся, в том числе, и без оборудования соответствующего рабочего места (компьютер, доступ в интернет). Это НЕЗАКОННО!

1. «При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом.» — Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде».

2. «Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.» — п. 2.3 Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

3. «Исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.» — Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей».

4. «Ведение электронного журнала — без его дублирования в бумажной форме и без возложения на учителей обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся, относящейся к функционалу администрации организации.» — Письмо Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323.

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058



Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Елена Вениаминовна Чурина

Спасибо. Но мы ведем обе формы.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Елена Вениаминовна Чурина

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Каракай Лариса Павловна

Познавательно. А к ЭЖ какое это имеет отношение? В смысле: приказы, письма – есть, а в реальной жизни – иначе? Так я всегда пишу: 1) хочешь есть калачи – не лежи на печи; 2) мы – не рабы. Добивайтесь.

Отредактировано 11-12-2017 11:57

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Елена Вениаминовна Чурина

Лариса Павловна, подборка документов, представленная Вами, во всех отношениях хороша. Мы знаем, что мы -не рабы, но видимо лежебоки.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Куранова Елена Юрьевна

Спасибо за информацию. У нас ведется один журнал – электронный, но ученический дневник – бумажный, в который мы обязаны выставлять оценки, если не каждую неделю, то 1 раз в две неделю обязательно.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Каракай Лариса Павловна

А почему? В электронном журнале ученики и родители не видят оценки? Мы как только перешли на ЭЖ – так и отменили бумажные дневники. В ЭЖ есть всё: и оценки, и домашнее задание.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

А потому, что есть такие родители, которые говорят, что они не обязаны иметь подключение к интернету, не обязаны получать пароль к ЭЖ, и вообще не обязаны заходить туда. Так что давайте нам бумажный дневник с оценками. А если учитель не выставляет оценки в бумажный дневник ребёнку, то тут же составляется жалоба во все инстанции. Мы бедные-несчастные, а учителя сволочи.

Отредактировано 09-12-2017 08:45

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Каракай Лариса Павловна

У нас тоже родители так говорили сначала, и заходить в ЭЖ тоже не хотели. Помнится, начальник образования города даже по местному ТВ выступал: я просмотрел ЭЖ, родители совсем не интересуются – посещений мало, важно постоянно заглядывать в ЭЖ. Приучили. Инстанции же знают, что в школах – ЭЖ. Хотя, конечно, доходы сейчас такие, что для некоторых Интернет – роскошь.

Отредактировано 09-12-2017 12:51

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Куранова Елена Юрьевна

Не у всех наших учеников есть компьютер дома (неблагополучные семьи), многие раньше выходили в мобильном телефоне на ЭД, но теперь эта функция стала платной. Поэтому, чтобы не давать родителям лишней возможности писать жалобы в разные выше стоящие инстанции, о том что они не знали, что у ребенка выходит “2” за четверть, нас обязали выставлять оценки в дневник. Хотя многие родители не смотрят оценки не только в ЭД, но и в бумажном.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Касимова Людмила Михайловна

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Каракай Лариса Павловна

Не мечта – необходимость, только в этом случае директор имеет право требовать от вас заполнение ЭЖ.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Грибанова Ирина Эдуардовна

А у нас и в электронном журнале, и в бумажном, и в дневниках, и в ведомостях выставляем оценки. ЭЖ в классах не везде, надо оставаться в учительской заполнять после уроков. Если забудешь, то уменьшают стимулирующие. У нас есть там пункт – своевременное заполнение ЭЖ. И никакие ЗАКОНЫ для нас не закон!!!

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Каракай Лариса Павловна

Терпите, платят – значит, нормально. Нас хватило на год-полтора. А что у вас в Положении об ЭЖ написано: вести 2 журнала?

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Грибанова Ирина Эдуардовна

А кто нам давал читать это Положение? Да и существует ли оно в нашей школе? А работать так необходимо, потому что в селе одна школа, больше негде работать. Обязали – и делаем!

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Каракай Лариса Павловна

Не знаю, есть ли Положение в вашей школе. На сайте школы нет?Должно быть принято, и вас должны ознакомить с ним под роспись, т.к. оно касается вас.

Отредактировано 11-12-2017 21:21

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Грибанова Ирина Эдуардовна

Специально изучила наш школьный сайт, у нас такого положения нет. Ничего об ЭЖ, кроме самого журнала, нет.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Каракай Лариса Павловна

Не думаю, что так может быть. Каждый шаг в школе регулируется каким-то документом – локальным актом. Есть ЭЖ – значит, должно быть Положение о нём. Спросите у директора.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. N СК-403

Поддержите ОУЗС если вам был полезен наш материал
Поддержать

         Чаще всего этот отказ образовательные организации мотивируют тем, что они вынуждены вести двойную работу, которая не подлежит оплате, а также – просто удобством ведения журнала учета успеваемости в электронном виде.

         Мы считаем, что данные мотивы отказа абсолютно не основаны на законе.

         Прежде всего, обратите внимание на то, что понятие «учет успеваемости» включает в себя и ведение журнала успеваемости, и ведение дневника.

         Дневник предназначен для информирования ребенка/родителя, а также –  для подтверждения результатов успеваемости

         Журнал является обязательным документом для школ для фиксации результатов успеваемости.

         Электронный журнал является комплексным документом и совмещает все: и статистику, и документооборот по льготам, по расходам/доходам школы, по отчетам и т.п. При этом электронный журнал интегрирован в  ГИС районный, затем – городской, региональный и т.п.     

         Электронный дневник — является на данный момент, услугой для родителей, то есть услугой по информированию родителей об успеваемости ребенка, о его посещаемости и о том, что проходит ребенок в школе.

         У самих детей нет прямого доступа к электронному дневнику, они осуществляют вход в систему с помощью родителей.

         Указанное обстоятельство является существенным отличием от бумажного дневника.

         При этом необходимо иметь ввиду, что электронный дневник интегрирован в общую систему/базу данных и неразрывно связан не только с оценками, но и с учетом посещаемости, потому что если оформлены карты проход/питание, то посещаемость ребенка в школу ведется автоматически: при проходе ребенка в школу по карте идет фиксация о том, что ребенок в школе, но не на конкретном уроке.

         Таким образом, электронный дневник перекладывает всю ответственность по обеспечению информирования и контроля за успеваемостью на родителей.

         Бумажный дневник — это документ учета успеваемости и информирование, прежде всего, самого ребенка, у которого всегда есть доступ к своему дневнику.

         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит обязательного требования о ведении учета успеваемости в электронном виде (электронного журнала и электронного дневника), исходя из буквального толкования положений об учете успеваемости.

         Так, пункт 10 части статьи 28 ФЗ «Об образовании в РФ» прямо предусматривает, что обязанностью образовательной организации является  осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

         Как именно школа будет осуществлять этот контроль – закон, как видите, не предписывает.

         А тем более закон не обязывает вести учет успеваемости в двойной форме – электронной и бумажной.

         Поэтому утверждения об обязательном ведении электронного дневника и ведении двойной работы – это всего лишь лукавство, направленное на унифицирование работы по ведению учета успеваемости в классе.

         Таким образом, если в отношении ребенка заявлено о ведении дневника в бумажном виде, то учитель осуществляет учет успеваемости в избранном родителями виде, а не в двойном.

         Указанная позиция также выражена в официальном ответе Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ на один из запросов ОУЗС. С текстом данного документа можно ознакомиться ниже.

         Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ разъясняет, что поскольку в соответствии с пунктом 10 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  обязанностью образовательной организации является осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, но обязательной формы учета (электронной или бумажной) закон не предписывает и не обязывает по каждому из учеников вести одновременно и электронный, и бумажный учет успеваемости, то в отношении тех учеников, чьи родители подали заявление на ведение учета успеваемости в электронном виде, учитель обязан вести электронный журнал и дневник, а в отношении тех учеников, чьи родители не подали или отозвали заявление на ведение учета в электронном формате, учитель обязан вести бумажный журнал и дневник.

         В вышеуказанном письме Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ разъясняет, что ведение журнала успеваемости входит в перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг в электронной форме, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 729-р.

Законом прямо предусмотрено право граждан выбрать для себя форму той или иной госуслуги, при этом несмотря на то, что положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 729-р регулируется именно электронная форма госуслуги по ведению учета успеваемости, эта электронная форма не установлена в качестве единственной для осуществления услуги по ведению учета успеваемости.

         Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».

         Поэтому не допускается ограничение права родителей (законных представителей) выбрать традиционную, а не электронную форму учета успеваемости.

Таким образом, ведение учета успеваемости, в т.ч. – в части электронного дневника, это госуслуга, связанная с получением основного общего образования (и начального тоже), а навязывание электронной формы оказания госуслуг недопустимо, поскольку законом прямо предусмотрено право граждан выбрать для себя форму госуслуги.

          При этом ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, как уже было сказано, не содержит требований о том, что учет успеваемости и ведение дневника возможны только в электронной форме.

         Поэтому Вы вправе настаивать, чтобы госуслуга по осуществлению учета успеваемости Вам была предоставлена в традиционной, а не электронной, форме.

         Кроме того, целью этой госуслуги является получение информации любым способом, поскольку у ребенка и родителя есть право получать информацию, при этом— любым способом. Поэтому запретить получать информацию в традиционном виде образовательные организации не могут.

Отказ от получения государственной услуги Электронный дневник является правом родителей несовершеннолетних обучающихся. Отказ от услуги, также, как и согласие на нее производится на основании заявления родителя на имя руководителя образовательной организации.

         Соответственно, для отказа от ведения учета успеваемости, рекомендуем также подать заявление Об отказе от электронных госуслуг (ниже представлен бланк заявления для скачивания и пошаговый алгоритм действий).

         Теперь рассмотрим часто встречающуюся ситуацию: родителям разрешают ведение дневника в бумажном виде, но настаивают на ведении журнала учета успеваемости в электронном виде, предлагая обезличить персональные данные ребенка.

           Как уже было указано выше: ведение дневника – это всего лишь часть учета успеваемости, представляющая собой информирование, а не самостоятельная сфера.

         Поэтому когда Вы отказываетесь от электронного дневника, то отказываетесь от получения информации в электронной форме об успеваемости ребенка. Подав заявление на ведение бумажного дневника, родители требуют получать информацию, узнавать оценки и т.п., защищая таким образом законные интересы ребенка на получение информации о результатах обучения, информировании о текущей и прочих успеваемостях, о темах уроков и тп.

         Учитывая, что электронный журнал – это комплексный документ, содержащий в себе массу разнообразных функций и персональных данных, то ведение электронного журнала при наличии бумажного дневника совершенно не отвечает цели отказа от госуслуги, в т.ч. по информированию, в электронной форме, потому что в данном случае учет успеваемости будет производиться именно в электронной форме, а бумажный дневник в этом случае– просто аксессуар, в силу вышеперечисленных особенностей электронного журнала.

         В настоящее время мы, совместно с родителями- активистами, работаем над тем, чтобы Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ подготовил официальные разъяснения или методические рекомендации для  школ России, целью которых было бы урегулирование порядка действий образовательной организации в вопросе выбора формы учета успеваемости и безопасной обработки персональных данных ребенка, при осуществлении которой персональные данные ребенка не доступны для дальнейшей обработки, межведомственное взаимодействие исключено, риски хищения и использования данных не в интересах ребенка сведены к маловероятным.

         Что касается обезличивания персональных данных, то, на наш взгляд, обезличивание теоретически может стать более безопасным только в одном случае: когда в электронной базе данных вообще не содержится никаких сведений о ребенке, максимум – только статистическая единица, «цифровое выражение» без привязки к ФИО, адресу, номеру СНИЛС, телефону, то есть без какой-либо идентификации личности, чтобы сопоставить фактическое количество учеников в классе с количеством учеников в электронном журнале.

         Но в настоящее время, учитывая отсутствие гарантий безопасности и соблюдения прав и законных интересов детей при обезличивании персональных данных, мы не рекомендуем соглашаться на этот вид обработки персональных данных в силу указанных причин.

         Кроме того, с помощью обезличивания образовательная организация может снять с себя всю ответственность за соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».   При ненадлежащем учете успеваемости в бумажном виде, или полном отказе от его ведения, может возникнуть опасная ситуация, когда родители не смогут доказать ничего: ни выставления оценок, ни количества посещений, затем могут возникнуть существенные проблемы с выдачей аттестата, поскольку образовательная организация сможет сослаться на то, что не знает кому выдавать документ, так как родители обезличили персональные данные ребенка.

         Что делать сейчас, если Вы хотите, чтобы учет успеваемости в отношении Вашего ребенка был осуществлен в традиционной форме на бумажном носителе? Ниже размещен пошаговый алгоритм с разъяснением каждого шага, открытым указаниям на те трудности и нюансы, с которыми родителями могут столкнуться. А могут и не столкнуться, поскольку работники образования и руководители образовательных организаций – люди разные, кто-то отнесется с пониманием, кто-то, возможно, уже хорошо изучил этот вопрос, а кто-то будет противостоять и не понимать суть Ваших требований. В наших разъяснениях мы аккумулировали опыт активных родителей, собрали все возможные возражения и перечислили вероятные затруднения, с которыми могут столкнуться родители. Однако сам алгоритм нужен именно для успешного преодоления этих трудностей. Кроме того, мы разместили в нем для свободного скачивания официальные письма госорганов, полученные в ответ на наши запросы и запросы родителей -активистов, для наиболее эффективного отстаивания и укрепления Вашей правовой позиции перед школой. Опыт родителей-активистов оказался весьма успешным, поэтому нет оснований полагать, что алгоритм не сработает.

Кроме того, относительно неправомерности позиции образовательных организаций о том, что якобы они могут осуществлять ОПД в части ведения успеваемости без согласия субъекта ПД (его законных представителей), нам пояснили, что «в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации не установлен способ ведения текущего контроля успеваемости только в электронной форме, что обязывает образовательные учреждения по заявлению законных представителей учащихся обеспечить альтернативный способ ведения журнала успеваемости (в бумажной форме).»

1)  Сначала нужно подготовить заявление об отказе от автоматизированной обработки персональных данных ребенка. 

Это необходимо для производства учета успеваемости именно в бумажном виде. Получение основного общего образования в государственной школе – это комплексная госуслуга, поэтому отказываясь от ее получения в электронной форме, Вы, подавая данное заявление, требуете обеспечить традиционный способ обработки персональных данных без средств автоматизации в части электронных платформ и баз данных типа АИС или ГИС. Для наилучшего понимания того, что из себя представляет корректный отказ от автоматизированного способа ОПД, предлагаем ознакомиться с нашими подробными разъяснениями “КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОПД АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ? ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ”.

Тем самым Вы выражаете свое непосредственное намерение – заявить о ведении учета успеваемости в традиционном виде на бумажном носителе.

Оно фактически дублирует пункт 2, однако исходя из опыта родителей-активистов, подача данного заявления конкретизирует и уточняет Ваше намерение выбрать госуслуги в сфере учета школьной успеваемости именно в традиционной, а не электронной форме. Это подтверждает, что Вы не отказываетесь от учета успеваемости, аттестаций и тп, что нередко вменяют родителям работники образования, не разобравшись в сути заявления об отказе от электронного дневника и полагая, что родители вообще отказываются от учета успеваемости. Кроме того, это заявление избавит Вас от необоснованных требований писать еще какие-то дополнительные объяснения или заявления, например, об отказе от электронного журнала, поскольку этим заявлением Вы подтверждаете свое намерение получать госуслугу в виде ведения учета успеваемости, но в традиционной, а не электронной форме.

На основании официального письма от 29.10.2021 г. № 04-ПГ-МП-56472 Министерства просвещения: если законный представитель обучающегося не дал согласия на автоматизированную обработку персональных данных ребенка, либо отозвал его, то это не является основанием для отказа в ведении учета успеваемости учащегося.

ВНИМАНИЕ! Инструкция о том, как корректно и безопасно обезличить персональные данные ребенка будет опубликована отдельно! До опубликования указанных разъяснений рекомендуем не соглашаться на обезличивание ПД.

6) Одновременно с заявлениями из пунктов 1,2 и 3 рекомендуем подать заявление о проведении проведения проверки удаления ПД из электронных баз данных. Оно необходимо для обеспечения защиты персональных данных в электронном журнале, в связи с тем, что обработка ПД детей в электронном журнале осуществляется школой на платформе, предоставляемой ООО «Дневник.ру», но правовая природа отношений «Дневник.ру» и родителей не раскрыта и не ясна, а права и законные интересы обучающихся в таких правоотношениях остаются незащищенными, как законодательно так и технически.

Аналогичное разъяснение закрепляется письмом от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 марта 2017 г. №10-134. По тексту разъяснения: отказавшимся от предоставления персональных данных для внесения в федеральную информационную систему обеспечения государственной итоговой аттестации обучающимся, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в случае отказа от обработки персональных данных при проведении ГИА и ЕГЭ, аттестация может быть организована без внесения персональных данных в информационные системы РИС и ФИС.

ВНИМАНИЕ! ЕСТЬ ДОПОЛНЕНИЕ (по состоянию на 14.06.2022)!

Общественное движение «Родители Москвы» направляли похожие запросы по вопросу учета успеваемости, на которые получили, в целом, аналогичный ответ, что и представленные нами в настоящей инструкции о том, что одновременное ведение учета успеваемости в электронном и в бумажном не допускается и что образовательные учреждения при получении отзыва согласия на ОПД в электронном виде в рамках оказания услуг по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведении дневника и журнала успеваемости обязаны обеспечить альтернативный способ ведения журнала успеваемости (в бумажной форме),

однако есть и важное дополнение:

Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не просто сформулировала вышеизложенную в настоящей инструкции позицию о недопустимости ведения двойного (электронного и бумажного) учета успеваемости и недопустимости отказа в ведении учета успеваемости в бумажном виде, но и направила разъяснения об этом в адрес Департамента образования и науки города Москвы.

Трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

28 января 2020

Оказалось, многие школы сталкиваются с проблемами: как правильно вести журнал? кто должен следить за своевременным внесением данных? что делать, если родители настаивают на том, чтобы перейти на другую платформу?

Можно ли сменить платформу для ведения электронного журнала?

В Москве и Московской области, а также в Республике Татарстан и в ряде других регионов страны электронные журналы и дневники входят в системы ЕСИА. Перейти на другую платформу априори невозможно.

А вот если в регионе нет четких предписаний по поводу использования платформы, то принимать решение о переходе вправе только администрация школы. Об этом говорится в Статье 28 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012 г.:

«Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации».

Взвесьте все «за» и «против»: возможно, другая платформа более функциональна и удобна не только для родителей и учеников, но и для педагогов.

Если переход все же нежелателен, и аргументы родителей не убедительны, постарайтесь объяснить, что электронный журнал, которым школа пользуется в настоящий момент, отвечает главным требованиям для обеих сторон образовательного процесса, например:

  • осуществление контроля за успеваемостью и посещаемостью учеников;
  • выставление оценок;
  • ведение календарно-тематического планирования;
  • запись домашних заданий, формирование расписания уроков и т.п.

А дополнительные «фишки» вроде выставления «лайков» и выкладывания фотографий — прерогатива скорее соцсетей, нежели школьного документа, пусть и электронного.

Как регламентировать правила работы с электронным журналом?

Администрация школы вправе принять отдельный локальный акт или внести изменения и дополнения в текущий. Эксперты рекомендуют установить регламент пользования журналом в отдельном документе — положении. Именно там должны быть прописаны правила работы с электронным журналом: кто ответственен за ведение, нужно ли распечатывать его содержимое, как и в какие сроки уведомлять всех участников образовательного процесса об отметках и домашнем задании. Помните о том, что эти данные должны быть доступны родителям и ученикам.

Кто ответственен за ведение журнала?

Важно прописать в положении имена и полномочия тех, кто должен отвечать за электронный журнал. В конце концов, это официальный документ школы, на который можно ссылаться в случае, если что-то идет не по правилам.

Администратор — нужный человек, который знает о тонкостях работы с электронным журналом и умеет обращаться с информационными системами. Назначая работника на эту должность, важно отразить его функции и обязанности в школьном нормативном документе.

Администратор обычно выдает доступ пользователям, делает резервное копирование информации, создает отчеты, связывается с техподдержкой, когда это необходимо.

У кого еще должен быть доступ в электронный журнал?

  • У классного руководителя. Ему открыты все страницы класса.
  • У учителя-предметника. В его распоряжении — предметные страницы классов.
  • У завуча. Он может просматривать все страницы и осуществлять контроль: вовремя ли был заполнен журнал?

Само собой, важно внести изменения в любую школьную документацию, где фигурируют перечисленные должности: это важно, чтобы каждый знал о собственной ответственности и мог распределять нагрузку. Ведь если что-то пойдет не так, родители имеют право пожаловаться даже в прокуратуру.

Чтобы быть в курсе, ознакомьтесь с письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде:

«Министерство обращает внимание, что услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:

  • сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;
  • сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;
  • сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;
  • сведения о посещаемости уроков (занятий);
  • сведения о расписании уроков (занятий);
  • сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
  • содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания».

Для чего нужны электронные журналы и дневники?

Электронный журнал — это цифровая версия школьного журнала, где отмечают пропуски, оценки, записывают темы урока. Система сама высчитывает средний балл и делает отчёты об успеваемости. Недобросовестным ученикам теперь сложнее стереть «н» или плохую оценку.

Для чего нужны электронные журналы и дневники?

Предполагалось, что благодаря электронному документообороту контроль за успеваемостью станет прозрачнее и удобнее. Родители будут в онлайн-режиме следить за оценками ребёнка, у педагогов станет меньше бумажной работы, а школьники смогут записывать уроки и задания прямо в телефоне в свой электронный дневник. 

Сегодня электронные журналы и дневники действительно есть почти во всех российских школах. Однако многие используют смешанную систему: ведут и цифровую, и бумажную версии журналов и дневников. Таким образом, документооборот не уменьшился, а увеличился.

Образовательные организации вправе сами выбирать систему электронного контроля успеваемости обучающихся. Существуют государственные сервисы (например, дневник на сайте мэра Москвы, на сайте «Госуслуги») и популярные частные разработки («Дневник.ру», «ЭлЖур» и другие).

С сентября 2017 года Департамент инновационных технологий Москвы ограничил сторонним разработчикам доступ к данным о московских школах. Поэтому все столичные образовательные организации пользуются только электронным дневником на сайте mos.ru.

Резюме

Сервисы электронных дневников и журналов доступны преимущественно ученикам на традиционной форме обучения. Но хоумскулерам не стоит отказываться от удобства технологий. Можно использовать сторонние приложения и адаптировать электронные сервисы на дистанционном обучении под себя. Приложения позволяют автоматизировать организацию учебного процесса и сосредоточиться на получении знаний.

Электронный журнал и электронный дневник для хоумскулеров

Для регистрации в указанных выше сервисах необходимо прикрепление к образовательной организации. Получить доступ к официальным электронным журналам и дневникам хоумскулеры могут только во время промежуточных аттестаций. В этот период он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.  

Ведь в отличие от школы, на семейном обучении не ставят «энки» и оценки. Хоумскулеры сами выбирают программу и организовывают учебный процесс. Ответственность за качество знаний лежит на родителях и самом ученике. А как таковая проверка знаний проходит только в период промежуточной или итоговой аттестации. 

С ведением  электронного журнала и дневника на дистанционном обучении на протяжении всего учебного года сложнее. Для контроля текущей успеваемости лучше рассмотреть альтернативные версии, которые подойдут для хоумскулеров:

  • В приложении iШкола можно составлять расписание, записывать домашние задания, ставить напоминания, выставлять оценки от одного до десяти баллов и получать график успеваемости. Есть также возможность добавлять PDF-файлы и вести заметки. Устанавливается бесплатно. 
  • «Школьный дневник» — бесплатное приложение для Android с базовым функционалом, но без оценок.
  • Расписание занятий Weeklie — тоже бесплатный и удобный сервис для ведения электронного дневника. Плюсы: минималистичный дизайн и удобный виджет. 

Кроме того, для учёта успеваемости можно адаптировать «Google.Календарь», Trello и другие сервисы планирования.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам и родителям помогает справляться с контролем успеваемости и распределением нагрузки персональный наставник. Он напомнит о домашних заданиях, пропущенных занятиях и посоветует включить в расписание кружки и секции ребёнка. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» не ставят оценки за домашние задания — учеников поощряют за усилие, а не результат. Но периодически проводятся проверочные, а раз в триместр или полугодие — и контрольные работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *