” Использование электронного журнала учителем начальных классов Волкова С. учитель начальных классов МОУ «НОШ 5» город Лысьва. ” — Транскрипт
Использование электронного журнала учителем начальных классов Волкова С.Н. учитель начальных классов МОУ «НОШ 5» город Лысьва
Преимущества для школы: повышение престижа образовательного учреждения повышение престижа образовательного учреждения повышение уровня успеваемости в школе повышение компьютерной грамотности сотрудников школы; возможность быстрого информирования родителей; возможность более эффективного распределения времени учителя
Для учителя: Журнал оценок. Оперативное знакомство родителей с оценками в за неделю. Отчеты по успеваемости
Для родителей: активное участие родителей в воспитании и обучении ребенка( многие вопросы решаются с помощью электронной почты); достоверная информация об оценках и пропусках; возможность в любое время поддерживать связь с учителем; быстрое реагирование на прогулы, плохое поведение ребенка; экономия времени.
Для ученика: расписание занятий всегда под рукой; информирование о изменении в расписании; быстрая информация о результатах контрольных работ; участие в различных проектах
Школьный электронный журнал Цель проекта: ознакомление с понятием «электронный журнал», его структурой и функцией.
Система электронных журналов – это удобный, мощный, а главное совершенно бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.
Функции и возможности электронного журнала: – контроль посещаемости занятий и опозданий на уроки; – контроль посещаемости занятий и опозданий на уроки; – контроль дисциплины; – контроль дисциплины; – регистрация оценок, получаемых на уроках; – регистрация оценок, получаемых на уроках; – регистрация оценок за выполнение заданий, в том числе зачетных по темам; – регистрация оценок за выполнение заданий, в том числе зачетных по темам; – регистрация тем и контроль выполнения домашних заданий; – регистрация тем и контроль выполнения домашних заданий; – контроль нагрузки ученика в течение учебной недели; – контроль нагрузки ученика в течение учебной недели; – представление информации о расписании и темах уроков; – представление информации о расписании и темах уроков; – обмен сообщениями между педагогами, учащимися и родителями. – обмен сообщениями между педагогами, учащимися и родителями. (смотри подробнее) (смотри подробнее)
Для школы “Электронный журнал” – это источник дополнительного дохода для школы. Школа сама формирует тарифы на услугу “электронный журнал” для родителей. “Электронный журнал” не заменяет обычный журнал, а рассматривается только как его копия, доступная для родителей. “Электронный журнал” – это источник дополнительного дохода для школы. Школа сама формирует тарифы на услугу “электронный журнал” для родителей. “Электронный журнал” не заменяет обычный журнал, а рассматривается только как его копия, доступная для родителей.
Для родителей “Электронный журнал” – это спокойствие и информированность для родителей. “Электронный журнал” дает возможность родителям всегда быть в курсе школьных событий и следить за успеваемостью и посещаемостью своего ребенка. “Электронный журнал” – это спокойствие и информированность для родителей. “Электронный журнал” дает возможность родителям всегда быть в курсе школьных событий и следить за успеваемостью и посещаемостью своего ребенка.
Для учеников “Электронный журнал” это доступ к всегда актуальному расписанию уроков для учеников. “Электронный журнал” развивает чувство ответственности у ребенка перед родителями за свою успеваемость и поведение в школе.
Страницы журналов и дневников будут доступны с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, при наличии прав пользователя на доступ к данным. Страницы журналов и дневников будут доступны с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, при наличии прав пользователя на доступ к данным.
Структура электронного журнала: Электронный школьный журнал – это аналог бумажного журнала. Только работать с ним гораздо проще и интереснее. Экранная форма по виду соответствует странице школьного журнала. Педагог заполняет оценки школьников, домашние задания, факт присутствия ученика на уроке. По умолчанию тема урока заполняется автоматически из учебного плана. Все функции по поддержке базы данных, по обновлению клиентских приложений, по добавлению новых возможностей, по обеспечению педагогов соответствующими правами доступа возлагаются на системного администратора. Электронный школьный журнал – это аналог бумажного журнала. Только работать с ним гораздо проще и интереснее. Экранная форма по виду соответствует странице школьного журнала. Педагог заполняет оценки школьников, домашние задания, факт присутствия ученика на уроке. По умолчанию тема урока заполняется автоматически из учебного плана. Все функции по поддержке базы данных, по обновлению клиентских приложений, по добавлению новых возможностей, по обеспечению педагогов соответствующими правами доступа возлагаются на системного администратора. (смотри подробнее) (смотри подробнее) (смотри подробнее) (смотри подробнее)
Область применения: Электронный журнал уже на протяжении нескольких лет используется во многих странах мира (Австралии, США, Канаде, многих европейских странах). Причем область его применения очень широка – от информирования о посещаемости и сообщения оценок до предупреждения о резком изменении погодных условий (ураганах и т.п.) и возможных терактах. Электронный дневник зарекомендовал себя как очень эффективный способ улучшения успеваемости учащихся. Электронный журнал уже на протяжении нескольких лет используется во многих странах мира (Австралии, США, Канаде, многих европейских странах). Причем область его применения очень широка – от информирования о посещаемости и сообщения оценок до предупреждения о резком изменении погодных условий (ураганах и т.п.) и возможных терактах. Электронный дневник зарекомендовал себя как очень эффективный способ улучшения успеваемости учащихся. Что касается российского опыта внедрения электронного журнала, то он не так велик. То тут, то там в прессе периодически появляются сообщения, что в каком-то городе России появилась подобная система. Однако единой системы ведения электронного журнала пока не было. Что касается российского опыта внедрения электронного журнала, то он не так велик. То тут, то там в прессе периодически появляются сообщения, что в каком-то городе России появилась подобная система. Однако единой системы ведения электронного журнала пока не было.
Авторы проекта: Родионова Татьяна (321гр.) Родионова Татьяна (321гр.) Урусова Мария (322гр.) Урусова Мария (322гр.)
С 1 сентября 2011 года наш ЦО стал использовать в
работе электронный журнал Городской Школьной
Информационной системы (ГШИС) и я хочу поделиться
с вами нашим опытом работы с новыми
информационными ресурсами.
Электронный журнал является
средством информирования и общения
пользователей
Как я использую ресурс
электронного журнала?
Например, чтобы дети подготовились к
письменной проверке знаний по математике или
русскому языку, я прикрепляю в электронном
журнале в домашнем задании по нужному предмету
тренировочный математический диктант, тест,
необходимую памятку проверочную работу для
самостоятельной отработки материала дома. А на
занятия школьного компонента, ученики приходят с
вопросами и проблемами по каждой работе. И мы
разбираем, закрепляем и повторяем трудный
материал вместе.
Теперь в электронном журнале и дневнике можно
подробно записать творческие задания по любому
предмету. В обычном бумажном дневнике не всегда
хватает места.
Электронный журнал даёт возможность прикрепить
к домашнему заданию презентацию или. Можно
прикреплять презентации (формат ppt и pptх).
Можно прикреплять аудио и видео файлы
продолжительностью 1-2 минуты. Особенно эти
возможности можно использовать на уроке
литературного чтения, окружающего мира,
изобразительного искусства и внеклассной
работе.
Электронный журнал даёт возможность и
индивидуального дистанционного
консультирования. Если ученик отсутствует в
школе, он своевременно узнаёт темы пропущенных
уроков и домашние задания из электронного
дневника. Можно дать индивидуальное задание
отсутствующему ученику, но только во
внутренних сообщениях.
Минусы электронного журнала
Минус Выполненное задание ученик может
прислать учителю, но не в системе электронного
дневника, а с помощью дистанционного
консультирования, предложенного учителем,
например, на его электронную почту или на
собственный сайт.
Ещё один минус для индивидуального
консультирования: объём информации,
прикрепляемой в сообщении может быть не более
печатной страницы. Как можно выходить из этого
затруднения? Во внутренних сообщениях есть
значок «скрепка» который даёт возможность
вставить ссылку на нужный сайт, где находится
необходимое задание. И по этой ссылке ученик
переходит к необходимому сайту, например сайту
своего учителя или к другим сайтам.
Для классного руководителя есть возможность
разместить в новостях класса объявление для
родителей и детей, дополнительную информацию для
подготовки к конкурсам, праздникам, викторинам и
пр.внеклассным мероприятиям. Например сценарий
праздника, слова песен, вопросы викторины и пр.
Это позволит всем ученикам и их родителям всегда
быть в курсе событий и принимать активное
участие в школьной жизни.
Возможности электронного дневника
для учеников и родителей
В электронном дневнике все как в настоящем
дневнике. Разница лишь в том, что родители могут в
любой момент, даже на работе посмотреть, как идут
дела их ребенка в школе. И еще этот дневник нельзя
забыть дома или потерять. Слайд
На первый взгляд может показаться, что
электронный дневник – это посягательство на
личную жизнь и свободу детей, так как теперь
родители будут в курсе всех школьных событий,
оценок и замечаний. Но все это только на пользу.
Электронный дневник это не жесткий контроль над
детьми, это возможность сблизиться детям и их
родителям. От родителей не будет тайн, что
позволит и детям, и родителям больше доверять
друг другу и чаще общаться не только в сфере
обучения, но и в контексте личных переживаний.
Исправление не затянется на долгое время. Всё это
даёт возможность стать более, честным и открытым
человеком для общества. Благодаря этой программе
у ребенка с самого раннего возраста формируется
чувство ответственности.
Использование электронного журнала и дневника
позволило объединить учеников, учителей и
родителей. Программа позволила использовать
новые формы общения и полноценно использовать
современные информационные технологи в
образовательном процессе. Большинство родителей
говорит: «Спасибо!».
Сегодня для всех участников образовательного процесса на первый план выходит качество образования, а для образовательного учреждения – это основной показатель работы школы. Поэтому очень важно грамотно и эффективно спланировать мониторинг качества образования и выбрать инструментарий, с помощью которого этот процесс будет осуществляться.
Под мониторингом в системе “педагог – обучающийся” понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Иначе говоря, мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе “педагог – обучающийся “, позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. Одним из важнейших факторов повышения качества обучения в общеобразовательной школе является постоянное взаимодействие участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся через журнал, дневник, родительские собрания и индивидуальные беседы.
НО все из Вас, наверняка, сталкивались с ситуациями, когда дети, начиная получать в школе плохие отметки или замечания, во избежание наказания дома, делают все, чтобы мама и папа не узнали о них. В этот момент они становятся очень сообразительными. Говорят, что забыли дневник дома, хотя бывает, что на самом деле дети их забывают, прячут в портфелях, не подают учителю. И если даже и подают, то потом не показывают родителям, обманывают и вырывают листы из дневников.
А родители иногда дома совершенно забывают посмотреть дневник своего ребенка.
Сегодня в большинстве семей и папа и мама работают с раннего утра и до позднего вечера. Из-за такого плотного графика работы они не в состоянии достаточно времени уделить общению с ребенком, узнать о его успехах и помочь преодолеть неудачи. У них нет возможности, а иногда и желания зайти в школу на родительское собрание, побеседовать с учителями.
В результате дети, видя, что очень многое сходит им с рук перестают учиться
Всем известно что основной документ, заполняемый преподавателем – это школьный журнал. В век информационных технологий этот документ неизбежно стал электронным и, по своим функциональным возможностям, отличается от своего бумажного аналога настолько, насколько персональный компьютер отличается от печатной машинки.
Электронный школьный журнал работает как интерактивная экспертная система контроля качества образования, осуществляющая дифференцированный подход к каждому обучаемому, выстраивающая и анализирующая его индивидуальную образовательную траекторию в течение всего периода обучения
Цель электронного журнала – способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся средних школ; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.
Я считаю, что Электронный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом, потому, что с его помощью легко и удобно обмениваться информацией всем участникам школьного процесса – учителям, родителям, ученикам
Для учителей Электронный журнал в школе стал большим подспорьем. Используя электронный журнал, мы можем:
просматривать расписание занятий
выставлять оценки учащимся
отмечать опоздания, прогулы и отсутствующих
назначать домашние задания
вести статистику успеваемости по своему предмету, в разрезе каждого ученика и каждого класса в целом
Интерфейс электронного журнала позволяет нам – учителям быстро и в максимально удобной форме получить всю необходимую информацию за любой период (начиная с момента подключения школы к системе).
Классный руководитель может осуществлять те же действия, что и учитель-предметник, но к ним добавляется возможность сформировать статистику успеваемости по своему классу в разрезе как отдельных предметов, так и по всем предметам в целом.
Электронный школьный журнал позволяет классным руководителям своевременно, контролировать и улучшать общую успеваемость в классе.
Кроме этого классный руководитель может создавать классные мероприятия в своем классе, например, классный час, родительское собрание и т.п.
Для этого нужно:
Для классного мероприятия выбирается дата, указываются время начала и время окончания, кабинет и описание, после чего классное мероприятие автоматически смогут видеть в своем расписании все преподаватели, ведущие предметы в этом классе, все учащиеся этого класса и их родители.
Сейчас у каждого родителя есть доступ к сети Интернет. Выкроить пару минут в день для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе, очень просто. Для этого не нужно отпрашиваться с работы, устраивать не очень приятную, временами, процедуру проверки дневника.
Учащимся Электронный школьный журнал позволяет не только быть честными и открытыми с родителями, но и дает возможность:
Всегда видеть расписание занятий с учетом запланированных замен
Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем
Мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.
Такая, максимально открытая обстановка, на мой взгляд, помогает решить множество психологических проблем и благотворно сказывается на успеваемости ребенка, а также способствует развитию личности ребенка, благодаря развитию таких его качеств как честность, открытость в общении, умение работать самостоятельно с учебными материалами и постижение новых технологий, которые с каждым днем все более активно входят в нашу жизнь.
Но надо помнить, что Электронный школьный журнал как система управления качеством образования будет эффективно реализоваться только тогда, когда в образовательном учреждении происходит целенаправленное формирование информационной среды.
С 1 сентября 2011 года наш ЦО стал использовать в работе электронный журнал Городской Школьной Информационной системы (ГШИС) и я хочу поделиться с вами нашим опытом работы с новыми информационными ресурсами.
Повышение ИКТ-компетентности учителя,
Электронный журнал является средством информирования и общения пользователей
Как я использую ресурс электронного журнала?
Например, чтобы дети подготовились к письменной проверке знаний по математике или русскому языку, я прикрепляю в электронном журнале в домашнем задании по нужному предмету тренировочный математический диктант, тест, необходимую памятку проверочную работу для самостоятельной отработки материала дома. А на занятия школьного компонента, ученики приходят с вопросами и проблемами по каждой работе. И мы разбираем, закрепляем и повторяем трудный материал вместе.
Теперь в электронном журнале и дневнике можно подробно записать творческие задания по любому предмету. В обычном бумажном дневнике не всегда хватает места. Электронный журнал даёт возможность прикрепить к домашнему заданию презентацию или. Можно прикреплять презентации (формат ppt и pptх). Можно прикреплять аудио и видео файлы продолжительностью 1-2 минуты. Особенно эти возможности можно использовать на уроке литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и внеклассной работе.
Минус Выполненное задание ученик может прислать учителю, но не в системе электронного дневника, а с помощью дистанционного консультирования, предложенного учителем, например, на его электронную почту или на собственный сайт.
Для классного руководителя есть возможность разместить в новостях класса объявление для родителей и детей, дополнительную информацию для подготовки к конкурсам, праздникам, викторинам и пр.внеклассным мероприятиям. Например сценарий праздника, слова песен, вопросы викторины и пр. Это позволит всем ученикам и их родителям всегда быть в курсе событий и принимать активное участие в школьной жизни.
Возможности электронного дневника для учеников и родителей
Введение
В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению № 1 этого распоряжения.
Следует обратить внимание в перечне услуг на пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости». В этом пункте ответственными исполнителями за предоставление информации определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, и непосредственно образовательные учреждения субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления.
Для реализации распоряжения № 1993-р в настоящее время актуальны именно апробация и организация предоставления услуг в электронном виде для всех участников образовательного процесса. Электронный дневник это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям.
Электронный дневник – дополнительный сервис единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения, которое создано на основе комплекса программных средств.
Идея создания электронного дневника возникла в Западной Европе в начале 2000-тысячных годов и спустя несколько лет перекочевала в Россию. Как правило, подобные проекты оформлены в виде Web-сайтов. Внутри сайта обычно расположено несколько ступеней обработки информации, начиная с уровня создания записи о школе-классе-ученике, уровня «классного журнала» (журнала группы), обрабатываемого оператором, в чьи функции входит заведение в систему информации об успеваемости и посещаемости учащихся и, заканчивая уровнем дневника, в который автоматически переносится обработанная оператором информация.
В России в настоящее время существует несколько десятков Web-сайтов, обозначающих себя как электронный дневник школьник. Все образовательные учреждения уже используют электронные дневники.
Обозначим понятийный аппарат:
Объект: электронный дневник.
Предмет: процесс организация информационно-образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника.
Цель работы: рассмотреть электронный дневник как средство организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения.
Методы: Анализ литературы, электронных ресурсов по данной теме.
Глава I. Определение электронного дневника и информационно-образовательного пространства образовательного учреждения
1.1. Понятие «Электронный дневник», функциональные возможности и принцип работы
Электронный дневник и журнал успеваемости – это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям. Интернет-проект «Дневник.ру» реализует эти возможности.
Главная цель Интернет-проекта «Дневник.ру» – Электронный классный журнал и электронный дневник – сделать открытой информацию об оценочных суждениях участников образовательного процесса для организации их своевременного обсуждения и корректировки действий или деятельности тех или иных субъектов.
Участниками образовательного процесса являются учащиеся, учителя, руководители методических объединений, администрация общеобразовательного учреждения, родители учащихся.
Электронный дневник – это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией образовательного учреждения. Родители получают возможность контролировать запись домашнего задания и его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с учащимся его текущую успеваемость.
Функциональные возможности электронного дневника:
Принцип работы с электронным дневником в образовательном учреждении:
1.2. Преимущества и недостатки электронного дневника
Во многих странах мира уже давно пришли к выводу, что ведение дневника в привычном виде – процесс неудобный и непрактичный. Развитие инновационных компьютерных технологий дает возможность модернизации бумажного дневника в электронный, что намного облегчит и усовершенствует воспитательный и образовательный процесс.
Преимущества использования электронного дневника для родителей:
Электронный дневник – отличный способ контроля не только собственного ребенка, но и надлежащего качества работы педагогов образовательного учреждения.
Школьники (студенты) с помощью электронного дневника смогут:
Школьнику не требуется заполнять дневник, он генерируется автоматически на основе расписания занятий. В дневник оперативно попадают выставленные преподавателями оценки, домашние задания и другая важная информация. Статус домашних занятий можно менять с «Не выполнено» на «Выполнено» и наоборот. Ученик может за отдельно взятый период просмотреть домашние задания, оценки и другие важные сообщения.
Благодаря электронному дневнику процесс получения знаний станет более интересным, добавив в жизнь учащегося вкус соревнования за первенство в рейтинге учеников. Позволит выстроить более доверительные отношения с родителями, развить ответственность и работоспособность.
Кроме этого, мотивированность ученика возрастает, и он более ответственно подходит к посещению занятий и непосредственно к учебе. Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Представителям учебного заведения (учителям, директорам, завучам) электронный дневник позволяет:
Еще одним положительным и очень важным моментом использования электронного дневника учителем является минимальное использование аналогичных бумажных носителей, которые в совокупности с тетрадями и учебными материалами, требующимися учителю в процессе его работы, составляют весомую ношу и накладывают на учителя обязанность по контролю за этими материалами, чтобы исключить их утрату или использование сведений, содержащихся в них, недобросовестными учениками. При использовании электронного дневника учитель имеет возможность исключить или максимально снизить использование в своей работы обычных бумажных журналов и дневников.
С учетом развития интернет-технологий и развитием систем электронных дневников, их использование значительно облегчает работу учителя и упрощает учет, который занимает чуть меньше времени, чем непосредственно процесс обучения. К тому же электронный дневник является еще и средством возможного практически он-лайн общения учителя и родителей учащегося, что позволяет сократить время на проведение длительных и порой совершенно не плодотворных родительских собраний.
Все, что названо выше – это, конечно, замечательно, но все мы знаем, что медаль имеет две стороны. Итак, какие риски существуют при использовании электронного дневника.
Первое. Возможно, хотя совсем необязательно, возникновение напряженности в отношениях с детьми. Не каждый ребенок сразу согласится с тем, чтобы находится под неусыпным контролем. Выход здесь может быть таким. Просматривать дневник вместе, не реагировать остро на неудовлетворительные оценки (ребенок учится, значит, имеет право на ошибки), куда важнее разобраться в сути затруднений и найти пути их устранения.
Второе. Участников образовательного процесса смущает трудоемкость технического внедрения электронного дневника, в третьих, не все школы оборудованы компьютерами в достаточном количестве для работы с новой системой. С учетом развития информатизации электронный дневник нужен. Но процесс его ведения и заполнения достаточно трудоемкий.
Третье. Кроме этого, необходима техническая база, а именно: свободный доступ учителя к компьютеру в удобное для него время, наличие сервера, постоянного системного администратора (желательно не учителя информатики, его задача – учить детей, а специалиста), ответственного за ведение электронного дневника. Неразрешимое противоречие на сегодня для абсолютного большинства школ: электронный дневник не может заменить традиционный до тех пор, пока у всех участников образовательного процесса не будет доступа к Интернету. В сельских школах России есть Интернет, но не во всех селах, а значит, родители не могут выйти элементарно в Интернет и посмотреть электронный дневник своего ребенка.
Четвертое. Дневник располагается на веб-сайте, значит, персональные данные Ваши и ребенка публикуются в сети Интернет. Поэтому крайне важно быть уверенным в том, что этот сайт надежно защищен. Для этого нужно попросить сертификат, он как раз и является гарантией того, что предоставляемая услуга, действительно, качественная.
Пятое. Денежный вопрос. Увы, некоторые электронные дневники – удовольствие небесплатное. В разных дневниках стоимость услуги колеблется от 100 до 250 рублей в месяц, в зависимости от объема предоставляемых сервисов (частота смс-сообщений, доступ к дополнительным сервисам: электронные библиотеки, хранилища мультимедийных файлов и пр.).
1.3. Определение информационно-образовательного пространства образовательного учреждения
Современное образовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду. И если 10 лет назад в образовательном процессе в основном доминировало изучение информатики и освоение компьютера, то последние годы на первый план постепенно стали выходить информационно-образовательные технологии, представляющие собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации в образовательном процессе.
В наше время нельзя представить образовательный процесс, без информационно-образовательных технологий, без информационного образовательного пространства.
Информационно-образовательное пространство образовательного учреждения определяется как пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных технологий.
Информационное пространство образовательного учреждения – это и физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, и виртуальное пространство гипертекстов, и иерархические системы пространства (электронная связь с вышестоящими организациями образования и другими школами). Другими словами, информационное пространство образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода и имеющейся материально-технической базы.
Определить информационно-образовательное пространство можно, исходя из понимания философской категории «пространство» как формы существования материальных объектов и процессов, характеризующейся структурностью и протяженностью материальных систем.
Понятие «информационно-образовательное пространство» по аналогии можно определить как форму существования информации, используемую для образовательных целей, в которую включены и материальные объекты (носители информации различного вида, устройства передачи, хранения информации и т.д.) и идеальные (информационные потоки, информационные поля и т.д.). Ему также будет присуще свойство структурности, и, скажем так, частичной материальности, относящейся к аппаратной его части.
Образовательный процесс может протекать, и в специальном учебном заведении (школе, колледже, вузе), и вне его (например, человек занимается самообразованием и для этого использует ресурсы Интернет, библиотечные фонды, различные семинары, консультации и т.д.)
Рассмотрим информационно-образовательное пространство, активно создающиеся в настоящее время в образовательном учреждении. Это пространство должно отвечать ряду требований, среди которых: многофункциональность, целостность, модульность, полисубъектная направленность, многоуровневость.
Многофункциональность означает, что информационно-образовательное пространство должно выполнять различные функции:
Целостность информационно-образовательного пространства связана с необходимостью информационной поддержки целостного образовательного процесса, выполнения ею функций, обеспечивающих нормальное протекание его в образовательном учреждении. Вместе с тем, целостность выступает в единстве с модульностью. В соответствии с выполняемыми функциями можно выделить модули: научно-методического обеспечения учебного процесса, педагогического сопровождения учебного процесса, мониторинга качества образования и т.д.
Требование полисубъектной направленности информационно-образовательного пространства отражает ее возможность удовлетворять потребности различных субъектов учебного процесса: учащихся, их родителей, педагогов, администрации.
Требование многоуровневости информационно-образовательного пространства связано с разработкой различных пространств: информационно-образовательного пространства конкретного учебного заведения, информационно-образовательного пространства системы образования муниципалитета, округа, города, области, страны и т.д.
Информационно-образовательное пространство – это пространство , построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.
Из всех выше описанных определений можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательное пространство образовательного учреждения.
См. продолжение статьи