Опыт работы учителя начальной школы. Электронные формы учебников

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

Электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума”.

Каковы обязательные составляющие учебника?

В учебнике находят отражение такие этапы обучения:

  • раскрытие путей решения проблем

  • обобщение и систематизация

  • закрепление и контроль

Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

  1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

  2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

В каких видах существуют учебники и учебные пособия?

  • учебных книгах и текстах

  • книгах для дополнительного чтения

  • компьютерных программах на компакт-дисках

  • базах данных на веб-сайтах

Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в

обучении младших школьников, необходимо определить, с какой целью

средства информатизации включаются в образовательный процесс:

  1. наиболее эффективная реализация знаниевого подхода;

  2. внедрение личностно-ориентированного обучения.

В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.

Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:

– расширение спектра источников учебной информации;

– развитие познавательных интересов младших школьников;

– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.

Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием. Наиболее распространенная форма организации деятельности учеников в этом случае –

фронтальная работа с классом, а очевидный для учителя прием – беседа.

Среди проблем, связанных с таким подходом, назовем злоупотребление

наглядностью и, как следствие, замедление процесса интериоризации,

снижение внимания к учебному материалу у детей с преимущественно кинестетическим восприятием информации. Профилактикой является

соблюдение рекомендуемого временного режима и придание беседе, проводимой с опорой на электронную наглядность, развивающего характера, т.е. привнесение в беседу проблемных ситуаций.

В случае если электронные учебные пособия планируется применять

на уроке в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению, можно сформулировать следующие задачи:

– разнообразие видов учебной деятельности;

– развитие общеучебных умений и навыков;

– индивидуализация обучения.

Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:

– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;

– работа в парах для получения консультативной помощи, развития

навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат

– использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;

– применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;

– эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий,

позволяющая стимулировать познавательную деятельность;

При всех преимуществах второго подхода существуют по крайней мере

две проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач посредством использования данных приемов.

Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.

Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.

Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, рекомендуется обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.

Частные методические задачи применения электронных учебных пособий на уроках в начальной школе могут быть сформулированы, например, так:

– расширение числа средств для развития умений работы над языковыми явлениями;

– автоматизация вычислительных навыков, развитие навыков анализа

– формирование навыков моделирования явлений, процессов, объектов и т.д.

В качестве иллюстрации возможностей применения электронных учебных пособий рассмотрим особенности разработанного нами комплекта для обучения младших школьников математике.

Ориентация на развитие логического и образного мышления посредством использования выразительной наглядности на уроках математики нашла отражение в создании специфического иллюстративно-справочного материала, помещенного в раздел «Учись» каждой темы. Например, при изучении задач, в которых необходимо найти неизвестное слагаемое, использованы flash-ролики с растущими на клумбе цветами, плывущими по реке корабликами, опадающими листьями. Сочетание звукового сопровождения, анимации, краткого пояснения и символьно – знаковых записей позволяет применять эти материалы для фронтальной и индивидуальной работы.

В качестве тренировочных упражнений в данных электронных учебных пособиях выступают задания, направленные на усвоение названий

компонентов арифметических действий. Как правило, они выполнены в

виде игры, в которой ученику предлагается помочь какому-либо сказочному герою (пчелке, бабочке, медвежонку) выбрать цветок с заданным компонентом равенства. Мгновенная реакция в виде анимации и появления

занимательных символов позволяет ученику контролировать правильность своего выбора, превращает тренировочное упражнение в увлекательную игру. При этом символы, обозначающие неверный выбор, в соответствии с законами эргономики размещаются в правом верхнем углу экрана.

Особое место в электронных учебных пособиях по математике занимают задания, направленные на усвоение алгебраического материала.

Например, при изучении или повторении правил умножения и деления чисел с нулем можно предложить младшим школьникам набор электронных упражнений разного уровня сложности. В одних требуется

продемонстрировать знание правила умножения на нуль, деления нуля на

другое число. Другие, более сложные, направлены на завершение незаконченных формулировок или определений, выбор верного или, наоборот,

ошибочного равенства или неравенства и т.п. Следует отметить, что вы-

полнение вычислительных упражнений не предполагает дополнительно-

го использования калькулятора. Как правило, все вычисления производят-

ся устно, чаще всего с использованием приемов рационального счета.

Одним из преимуществ электронного пособия также является возможность проанализировать выбор, сделанный учеником в процессе выполнения отдельных заданий. Это обеспечивается не только фиксацией количества ошибочных ответов и их характеристикой, но и сохранением в оперативной памяти компьютера учебной ситуации в целом, решаемой задачи, анализируемого математического текста или теста.

Важное значение приобретают электронные учебные пособия при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников. В отдельных заданиях используют прием «прозрачных мешков», позволяющий не только организовать интерактивное взаимодействие школьника с изучаемым материалом, но и провести последующий фронтальный анализ результатов выполненной им классификации математических объектов. В этом случае задействуется проекционная аппаратура. В других ситуациях больший эффект может дать акцент на слуховое восприятие математических выражений и развитие навыков устного счета, например, при проведении так называемой «работы с оператором». По мере взросления школьников этот прием, а также эстафета и индивидуальные задания всё чаще дополняются работой в парах или небольших группах с целью проведения мини- исследования, классификации виртуальных объектов, символов и знаков, математических выражений. Обязательным условием такой работы является представление ее результатов классу или, реже, учителю.

Электронный учебник необходим, потому что он:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

  • освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

Использование электронных учебников и пособий

на уроках в начальной школе (слайд 1)

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».  

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности ЭФУ.

Что такое ЭФУ?

ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).

 – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию.

Каковы обязательные составляющие учебника?

  • постановка   задачи
  • раскрытие путей решения проблем
  • обобщение и систематизация
  • закрепление и контроль

Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.

Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

  1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
  2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Для чего нужна электронная форма учебника?

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

  • более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;
  • более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале, по ключевым словам,
  • дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

Презентация электронного учебника издательства «Просвещение»

В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания “электронная форма учебника” – начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. Время последних еще не наступило, хотя уже были попытки по внедрению разных типов электронных учебников, правда, результаты позволяют сказать о том, что по причине отсутствия единой идеи и стандарта до полной интерактивности учебникам еще далеко.

Поэтому на своих уроках я использую электронные приложения к учебникам, электронные учебные пособия.

Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?

Электронное приложение к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал.

Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении младших школьников, необходимо определить, с какой средства информатизации включаются в образовательный процесс:

  1. наиболее эффективная реализация знаниевого подхода;
  2. внедрение личностно-ориентированного обучения

В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.

Названным целям соответствуют следующие

– разнообразие видов учебной деятельности;

– развитие общеучебных умений и навыков;

– индивидуализация обучения.

– расширение спектра источников учебной информации;

– развитие познавательных интересов младших школьников;

– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.

Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах.

Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием.

Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс, авт. Г. В. Дорофеев

Электронное приложение к учебнику «Математика» для 2 класса общеобразовательных учреждений является составной частью учебно-методического комплекта по математике для начального общего образования (авт. Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой).

Приложение содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы: решения задач, тренажёры, проверочные работы, развивающие игры и многое другое. 

Всего приложение включает более 600 мультимедиаресурсов. Такая тесная связь электронного приложения с учебником значительно расширяет, дополняет его содержание и облегчает их совместное использование в образовательном процессе.

Учитель имеет возможность проводить интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий.

(Слайд 22) Важное значение приобретают электронное учебное пособие при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», авт. Л. Ф. Климанова, 2 класс

Отличительная черта электронного приложения к учебнику «Русский язык» для 2 класса – соответствие структуры его построения структуре учебника. Электронное приложение расширяет, дополняет содержание учебника, содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы, объединённые в рубрики: анимация, упражнения, игры, словарная работа и др.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс, авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

         Электронное приложение значительно расширяет и дополняет информационно-образовательное пространство УМК.

         Приложение состоит из 58 уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». 

Характерная особенность электронного приложения – широкое использование в нём материала отечественной и мировой культуры, в том числе произведений культуры народов России. Это — репродукции картин русских художников, фотографии произведений народных мастеров, архитектурных шедевров российских городов и сёл. Также широко используется богатейшее наследие устно-поэтического творчества народов России — пословицы, загадки, присловья. Всё это способствует воспитанию любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу и селу, своему Отечеству, родному языку; даёт эстетический импульс к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; помогает расширить опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал. Таким образом, опора на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры в электронном приложении решает задачу создания целостной картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук.

Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы»

Авторы программы: Г.О.Аствацатуров, Т.П.Аствацатурова, Л.Е.Шевченко, И.Я.Шерихова.

Программа охватывает важные и наиболее сложные для усвоения темы по курсу «Окружающий мир». Материалы мультимедийного пособия учитель может использовать на уроках при изучении новых тем, закреплении изученного, обобщении и актуализации знаний.

Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс, авт. Н.И. Роговцева и др.

Электронное приложение к учебнику «Технология» значительно расширяет и дополняет содержание учебника. 

Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам «Человек и Земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация».

 урок электронного приложения разделен на три части:

  В первой части урока представлен материал об истории возникновения предметов народных промыслов и особенностях создания изделия, которое ученики будут выполнять на уроке, а также информация о материалах и инструментах, при помощи которых создаются изделия. Это позволяет мотивировать школьников к выполнению изделия;

  Во второй части урока предлагается видеозапись процесса выполнения изделия, её можно просматривать как целиком, так и по этапам выполнения изделия. Перед выполнением изделия и/или в процессе его выполнения можно использовать вкладки, которые позволяют ученику вспомнить правила безопасного использования инструментов;

  Третья часть – это тестовые задания, позволяющие проверить знания, полученные при изучении темы.

Программно-методический комплекс «Мир музыки»

Программно-методический комплекс знакомит детей с основами музыкального искусства, видами музыкальной деятельности, разными жанрами музыки, обучает нотной грамоте, развивает художественно-эстетический вкус.

Рекомендуется использовать на разных занятиях: музыка, изобразительное искусство, культура, чтение, литература, развитие речи.

Программа включает четыре раздела:

– обучающе-развивающий раздел с широким набором интерактивных демонстрационных материалов по разным темам, набором заданий для закрепления изученного.

 – интерактивная книга со стихами, загадками, сказками по всем темам программы с возможностью прослушать их в выразительном исполнении.

 – творческий редактор, который позволяет исполнить, записать и прослушать музыкальное произведение в своем исполнении.

 – библиотека музыкальных произведений.

Программа содержит тестовые интерактивные игры, тренажеры, звуковые материалы.

Ориентирована на работу с детьми по следующим направлениям:

– развитие речи;

– ознакомление с окружающим миром;

– логопедические занятия.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

– Неречевые звуки: знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

 знакомство со звуками животного мира.

– Речевые звуки: развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

– Развитие связной речи: обучение построению связной речи (от словосочетания до текста).

– Интерактивный раздел: формирование навыка морфемного и словообразовательного разбора слов (задания на слогоделение, составление звуковых схем).

На уроках русского языка, окружающего мира и других предметных и дополнительных занятиях могут быть использованы отдельные слайды и задания по усмотрению учителя.

Электронные учебники и пособия:

•        облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

•        допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

•        освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

•        предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применение электронных учебников и пособий целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

  1. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой (1СД). ЗАО «Образование – Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2011г.
  2. Математика. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В.Дорофеева, С.Г.Миракова(1СД).  НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2015г.
  3. Технология. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг(1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2012г.
  4. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014г.
  5. Программно-методический комплекс «Развитие речи», ООО «Новый диск», 2008
  6. Программно-методический комплекс «Мир музыки», ООО «Новый диск», 2008
  7. Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы», ООО «Новый диск», 2007
  8.  
  9.  
  10.  
  11.  

Начальное общее образование

Психология и педагогика

Электронные формы учебников в начальной школе. Из опыта работы


Использование электронных учебников на уроках в начальной школе — не просто следование тенденциям нашего века информационных технологий, а выполнение требований, прописанных в образовательных стандартах. Однако не все педагоги и родители одобряют применение ЭФУ. Причина, как правило, в недостатке информации о том, как работают электронные учебники. В одном из наших вебинаров, Владилена Лазарева (заместитель директора по УВР начальных классов «Куриловской гимназии» Серпуховского района) представила собственный опыт знакомства с интерактивными ресурсами. Опираясь на него, обозначим этапы апробации ЭФУ в начальной школе.

14 ноября 2019

Шаги к использованию ЭФУ на уроках в начальной школе

  • Системно-деятельностный подход. Он обеспечивает получение личностных, предметных, метапредметных результатов, помогает формировать исследовательские навыки. Младшие школьники к окончанию четвертого класса должны соответствовать портрету ученика XXI века: быть коммуникативными, творческими и любознательными, уметь работать с информацией, чувствовать социальную ответственность, обладать критическим и системным мышлением, ориентировать на саморазвитие, уметь ставить и решать проблемы.

  • Индивидуализация обучения. Содержание ЭФУ направлено на все типы восприятия. Визуалам: галереи фотографий, видеофрагменты, текстовая информация. Аудиалам: звуковое сопровождение, видеофрагменты. Кинестетикам: интерактивные задания, виртуальные лаборатории, работа с клавиатурой.

  • Уход от репродуктивного обучения. Ребенок учится не глазами и ушами, а руками — это одно из главных правил современных технологий для начальных классов. Дети решают все учебные задачи путем моделирования.

2. Зайдите на сайт Lecta.ru и воспользуйтесь промокодом rosuchebnik на 5 бесплатных учебников. В течение 30 дней вы сможете пользоваться выбранными ЭФУ в полном объеме, изучая содержание, функции. В каталоге представлен крупнейший ассортимент ЭФУ. Особое внимание обратите на серию «Начальная школа XXI века». УМК содержит учебники по предметам:

В них реализованы все возможности современных электронных учебников.

Математика. 1 класс. Часть 2

Учебник создан на основе концепции “Начальная школа ХХI века”,разработанной под руководством профессора Н. Ф. Виноградовой. Учебник предназначен для изучения математики во втором полугодии 1 класса.Используется в комплекте с рабочей тетрадью № 3 (автор В. Н. Рудницкая). Объем материала представленного в учебнике, следует считать примерным; в зависимости от конкретных условий обучения учитель может использовать необходимое число упражнений. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

3. Пройдите курсы повышения квалификации. На сервисе LECTA представлены разнообразные обучающие видео для педагогов. После прохождения каждого модуля вы получите сертификат.

4. Изучите СанПиН по использованию ЭФУ. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках в начальной школе — 10-20 минут в зависимости от класса и рода деятельности (просмотр статичных изображений, просмотр динамических изображений, работа с аудиозаписями и т.д.)

5. Апробируйте бесплатные учебники на уроке. Существует 4 модели организации образовательного процесса с использованием ЭФУ:

  • Фронтальный режим (предполагается наличие в классе проектора и интерактивной доски).

  • Смешанное обучение «Перевернутый класс» (не подходит для первого класса, поскольку предусматривает изучение новой информации дома).

  • Смешанное обучение «Смена рабочих зон» (I зона: работа на компьютере; II зона: работа в парах или малых группах; III зона: работа с педагогом; IV зона: отдых, упражнения для профилактики утомляемости глаз).

  • Смешанное обучение «1 ученик — 1 компьютер» (школьник работает в индивидуальном темпе).

6. Примите участие в проекте «Школа, открытая инновациям». Если у вас уже есть бумажные издания корпорации «Российский учебник», то вы, в рамках всероссийской инновационной образовательной программы, можете получить их электронные версии бесплатно.

8. Расскажите о своем опыте. Корпорация «Российский учебник» активно развивает цифровые образовательные ресурсы. Мы будем рады вашим комментариям и предложениям по работе наших проектов. Помогите сделать их еще лучше, удобнее.

Изобразительное искусство. 1 класс

Цель учебника — общее, художественно-творческое развитие учащихся, реализуемое путём вовлечения их в творческую деятельность, обращения к разным видам искусства и использования на уроках изобразительного искусства сведений из других предметов, изучаемых в 1 классе. На первом году обучения дети узнают, какие материалы и инструменты ему нужны для создания своих произведений; получат первые представления о видах и жанрах изобразительного искусства; учатся передавать свои впечатления в рисунках и поделках с помощью художественных материалов и техник, пользоваться фотоаппаратом, искать дополнительную информацию для выполнения творческих заданий. Электронная форма учебника (ЭФУ) Изобразительное искусство. 1 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Изобразительное искусство 1 класса Савенкова Л. Г. Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.


Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!

LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru

Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зайдите в личный кабинет: там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.

Использование ЭФУ как средство активизации учебной деятельности младших школьников

ЭФУ – это особая форма учебника, сохраняющая неразрывную связь со своей печатной формой, обогащенная мультимедийными и интерактивными ресурсами, рассчитанными на школьников с разным уровнем подготовки. Жизнь сегодняшних школьников отмечена большой разницей, которая образовалась между их активностью за порогом школы (где они – современные и технически грамотные люди, свободно владеющие разными способами электронной связи) и их пребыванием в школе. И я считаю, что переход к использованию ЭФУ в учебном процессе позволит ученикам на современном уровне достигать запланированные результаты.
Электронные формы учебников работают off-line, автономно от любых информационных сетей. Интернет необходим только для загрузки учебников на устройство пользователя.
Я использую ЭФУ на уроках с 2015 года. На старте внедрения проекта я провела анкетирование среди родителей обучающихся. На родительском собрании мы обсудили вопросы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности.
В этом учебном году в 1 классе наряду с ЭФУ использую в своей работе высокоинтерактивные учебные пособия. Они принципиально отличаются отЭФУ максимально высокой степенью интерактивности: в них интерактивно ВСЁ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ интерактивным.
Мы не должны забывать, что в соответствии с изменёнными на 24 ноября 2015 года (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81) нормами СанПиН и вводом новых требований со 2.01.16 г. необходимо строго чередовать во время урока различные виды учебной деятельности, а непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут. Поэтому работу с ЭФУ на уроке веду фрагментарно.

Понимаю, что это не должно быть только украшением урока, а реально облегчить мою работу, сократить время объяснения нового материала, ускорив процесс восприятия, осмысления и закрепления. А в первом классе мотивировать и подавать его дозированно.
Изучив предметное содержание электронного учебника, убедилась в том, что полезно некоторые задания выводить на большой экран и проводить коллективное обсуждение хода решения. С использованием интерактивной доски работа на уроке приобрела другой аспект. Учащиеся с неподдельным интересом стремятся выйти к доске попробовать свои силы и показать свои знания. Ряд заданий являются проблемными, некоторые вызывают трудности, и роль доски выполняет большой экран, диалог строится сначала у доски. При выполнении заданий ребята могут допускать ошибки, поэтому корректирующая работа на большом экране просто необходима в начальной школе.
Благодаря внедрению ЭФУ у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока.
Однако на сегодняшний день проблемы есть, технические вопросы присутствуют: нет мобильного класса. Такая фронтальная модель работы с использованием ЭФУ, только как презентацией – это односторонний подход.
Хотя проблемы имеются, но не использовать это современное преимущество во благо образования наших детей уже нельзя. Плюсы ЭФУ неоспоримы: современность, многофункциональность, удобство, методическое оформление и технически грамотные интерактивные разработки и т.д.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока письма в 1 классе (технологическая карта фрагмента урока).

Рекомендуем посмотреть:



Опыт работы учителя начальной школы. Электронные формы учебников

Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений млад




Опыт работы учителя начальной школы. Электронные формы учебников

Из опыта работы учителя начальных классов на тему: ЗОЖ




Опыт работы учителя начальной школы. Электронные формы учебников

Опыт работы учителя начальной школы. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математ




Опыт работы учителя начальной школы. Электронные формы учебников

Развитие проектно – исследовательских навыков у младших школьников 1 класса


Похожие статьи:

Школьная адаптация первоклассников

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование исследовательской деятельности младших школьников

Изучение элементов геометрии на уроках математики в начальной школе

Устный счет на уроках математики в начальной школе. Из опыта работы

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО

Гаспарянц Лариса Варужановна

учитель начальных классов

Доклад посвящён теме использования электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС. В нём раскрывается понятие «электронного учебника», его обязательные составляющие, определены основные функции, а также в каких видах существуют учебники и учебные пособия. В докладе определены цели внедрения средств информатизации в образовательный процесс, в соответствии с которыми сформулированы общие дидактические и частные методические задачи, успешно решаемые на уроке с помощью электронных учебных пособий. А также озвучены проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач.

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований
ФГОС НОО

Гаспарянц Лариса Варужановна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2» города-курорта Кисловодска

Доклад посвящён теме использования электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС. В нём раскрывается понятие «электронного учебника», его обязательные составляющие, определены основные функции, а также в каких видах существуют учебники и учебные пособия. В докладе определены цели внедрения средств информатизации в образовательный процесс, в соответствии с которыми сформулированы общие дидактические и частные методические задачи, успешно решаемые на уроке с помощью электронных учебных пособий. А также озвучены проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач.

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

Электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума”.

Каковы обязательные составляющие учебника?

В учебнике находят отражение такие этапы обучения:

постановка задачи

раскрытие путей решения проблем

обобщение и систематизация

закрепление и контроль

Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

В каких видах существуют учебники и учебные пособия?

учебных книгах и текстах

книгах для дополнительного чтения

компьютерных программах на компакт-дисках

базах данных на веб-сайтах

Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении младших школьников, необходимо определить, с какой цельюсредства информатизации включаются в образовательный процесс:

наиболее эффективная реализация знаниевого подхода;

внедрение личностно-ориентированного обучения.

В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.

Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:

– расширение спектра источников учебной информации;

– развитие познавательных интересов младших школьников;

– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.

Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием. Наиболее распространенная форма организации деятельности учеников в этом случае – фронтальная работа с классом, а очевидный для учителя прием – беседа.

Среди проблем, связанных с таким подходом, назовем злоупотребление наглядностью и, как следствие, замедление процесса интериоризации, снижение внимания к учебному материалу у детей с преимущественно кинестетическим восприятием информации. Профилактикой является соблюдение рекомендуемого временного режима и придание беседе, проводимой с опорой на электронную наглядность, развивающего характера, т.е. привнесение в беседу проблемных ситуаций.

В случае если электронные учебные пособия планируется применять на уроке в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению, можно сформулировать следующие задачи:

– разнообразие видов учебной деятельности;

– развитие общеучебных умений и навыков;

– индивидуализация обучения.

Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:

– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;

– работа в парах для получения консультативной помощи, развития

навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат

– использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;

– применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;

– эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий,

позволяющая стимулировать познавательную деятельность;

При всех преимуществах второго подхода существуют по крайней мере

две проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач посредством использования данных приемов.

Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.

Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.

Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, рекомендуется обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.

Частные методические задачи применения электронных учебных пособий на уроках в начальной школе могут быть сформулированы, например, так:

– расширение числа средств для развития умений работы над языковыми явлениями;

– автоматизация вычислительных навыков, развитие навыков анализа математических текстов;

– формирование навыков моделирования явлений, процессов, объектов и т.д.

В качестве иллюстрации возможностей применения электронных учебных пособий рассмотрим особенности разработанного нами комплекта для обучения младших школьников математике.

Ориентация на развитие логического и образного мышления посредством использования выразительной наглядности на уроках математики нашла отражение в создании специфического иллюстративно-справочного материала, помещенного в раздел «Учись» каждой темы. Например, при изучении задач, в которых необходимо найти неизвестное слагаемое, использованы-ролики с растущими на клумбе цветами, плывущими по реке корабликами, опадающими листьями. Сочетание звукового сопровождения, анимации, краткого пояснения и символьно – знаковых записей позволяет применять эти материалы для фронтальной и индивидуальной работы.

В качестве тренировочных упражнений в данных электронных учебных пособиях выступают задания, направленные на усвоение названий компонентов арифметических действий. Как правило, они выполнены в виде игры, в которой ученику предлагается помочь какому-либо сказочному герою (пчелке, бабочке, медвежонку) выбрать цветок с заданным компонентом равенства. Мгновенная реакция в виде анимации и появления занимательных символов позволяет ученику контролировать правильность своего выбора, превращает тренировочное упражнение в увлекательную игру. При этом символы, обозначающие неверный выбор, в соответствии с законами эргономики размещаются в правом верхнем углу экрана.

Особое место в электронных учебных пособиях по математике занимают задания, направленные на усвоение алгебраического материала.

Например, при изучении или повторении правил умножения и деления чисел с нулем можно предложить младшим школьникам набор электронных упражнений разного уровня сложности. В одних требуется

продемонстрировать знание правила умножения на нуль, деления нуля на

другое число. Другие, более сложные, направлены на завершение незаконченных формулировок или определений, выбор верного или, наоборот,

ошибочного равенства или неравенства и т.п. Следует отметить, что выполнение вычислительных упражнений не предполагает дополнительного использования калькулятора. Как правило, все вычисления производятся устно, чаще всего с использованием приемов рационального счета.

Одним из преимуществ электронного пособия также является возможность проанализировать выбор, сделанный учеником в процессе выполнения отдельных заданий. Это обеспечивается не только фиксацией количества ошибочных ответов и их характеристикой, но и сохранением в оперативной памяти компьютера учебной ситуации в целом, решаемой задачи, анализируемого математического текста или теста.

Важное значение приобретают электронные учебные пособия при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников. В отдельных заданиях используют прием «прозрачных мешков», позволяющий не только организовать интерактивное взаимодействие школьника с изучаемым материалом, но и провести последующий фронтальный анализ результатов выполненной им классификации математических объектов. В этом случае задействуется проекционная аппаратура. В других ситуациях больший эффект может дать акцент на слуховое восприятие математических выражений и развитие навыков устного счета, например, при проведении так называемой «работы с оператором». По мере взросления школьников этот прием, а также эстафета и индивидуальные задания всё чаще дополняются работой в парах или небольших группах с целью проведения мини- исследования, классификации виртуальных объектов, символов и знаков, математических выражений. Обязательным условием такой работы является представление ее результатов классу или, реже, учителю.

Электронный учебник необходим, потому что он:

облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

1. Концепция электронных изданий и ресурсов; том I : Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям; том II : Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям (высшее профессиональное образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика) – М.: НФПК, 2003. 530 с.

2. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. –С. 119–123.

3. Молокова, А.В. Электронные учебные материалы для начальной школы : справочно-метод. пос. / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова ; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. –Новосибирск : НГУ, 2003. – 32 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пос.

для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Изд. центр«Академия», 2002. – 576

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/151035-ispolzovanie-jelektronnyh-uchebnikov-i-posobi

Также вас может заинтересовать

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»