Стало известно, когда в России во всех школах заработает электронный дневник в 2020-2021 годах. О запуске сервиса «Моя школа» ранее заявлял глава Министерства просвещения Сергей Кравцов. С помощью программы ученики, родители и преподаватели смогут отслеживать успеваемость школьников.
Минфин внес изменения и добавил новые формы в Приказ № 52н. Каким учреждениям и как применять — в статье
- Поправки, которые утверждены Приказом от 15.06.2020 № 103н, действуют с 27 сентября 2020 года.
Бухгалтерия ежедневно обрабатывает поток документов, на основании которых в учете отражают активы, обязательства, доходы и расходы, ведь каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Это указано в ч. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Первичные учетные документы принимают к бухучету, если они составлены по унифицированным формам. В документах, формы которых не унифицированы, должны быть обязательные реквизиты.
Унифицированные формы для организаций бюджетной сферы утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В своей работе бухгалтер учреждения должен использовать формы из этого приказа в первую очередь.
В сентябре 2020 года Минфин внес серьезные изменения в Приказ № 52н.
- бланки действующих форм первичных документов и регистров;
- методические указания по заполнению документов.
2. Утвердили новые:
- журналы операций (ф. 0504071);
- электронные формы первичных документов;
- электронные регистры бухучета.
Применять новые электронные формы и регистры нужно по мере организационно-технической готовности учреждения, но не позже 1 января 2021 года.
Применять новые электронные формы и регистры должны госорганы и учреждения, которые по решению Правительства РФ, региональных и местных властей передали полномочия по бухучету Федеральному казначейству, финорганам субъекта РФ или муниципального образования (в соответствии с п. 6 ст. 264.1 БК).
Централизованные бухгалтерии и остальные учреждения могут использовать новые формы электронных документов по собственному усмотрению. Нужно закрепить это решение в учетной политике.
На ММСО-2020 представили новый образовательный сервис, объединяющий интерактивные домашние задания с ресурсами электронного дневника. Продуктом можно будет бесплатно воспользоваться уже в начале мая.
29 апреля на Московском международном салоне образования руководители компаний «БАРС Груп», Skyeng и ГК «Просвещение» рассказали о новом образовательном сервисе, который станет для отечественных педагогов точкой входа в процесс автоматизации онлайн-образования и одновременно эффективным способом взаимодействия с учениками. Продукт представляет собой интеграцию заданий интерактивной рабочей тетради Skysmart в систему электронного дневника.
Как рассказал управляющий партнер и директор по бизнес-развитию компании Skyeng Александр Ларьяновский, после перехода школ на дистанционное обучение огромным спросом у учителей стала пользоваться интерактивная рабочая тетрадь Skysmart. В настоящий момент воспользоваться тетрадью смогли уже более 740 тысяч учеников, которые в общей сложности решили более 2 миллионов заданий. В основу сервиса легли материалы, разработанные методистами и экспертами ГК «Просвещение».
Педагоги уже успели оценить новый сервис, но высказали предложение об интеграции интерактивной рабочей тетради в электронный дневник. Естественное желание учителей сократить количество используемых сервисов и приложений и унифицировать учебный процесс нашло отражение в идее представленной разработки.
Теперь рабочая тетрадь Skysmart будет объединена с электронным дневником компании «БАРС Груп». Эта компания состоит в Национальном центре информатизации Госкорпорации Ростех и обладает большим опытом разработки цифровых продуктов для образования. Зайдя в электронный дневник, ученик сможет в один клик получить домашнюю работу, выполненное задание будет проверяться автоматически, сам же учитель сможет принять решение об итоговой оценке и выставить ее.
Эльвира Гильманова, заместитель генерального директора «БАРС Груп», подчеркнула идею, что именно электронный дневник для каждого учителя и ученика является единой точкой входа в образовательную экосистему: он представляет собой единое окно, открывающее доступ к образовательным ресурсам. «Объединяя усилия трех компаний, мы сможем сделать новый продукт качественным и эффективным для пользователей», – отметила она.
«Наш совместный проект направлен не только на оценку знаний, – рассказал президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. – Он становится частью инструментария учителя в новых реалиях. С одной стороны, педагогу необходим привычный контент, которым он пользуется всю жизнь, с другой – новые технологии. Объединение интерактивной рабочей тетради с ресурсами электронного дневника дает учителю завершенный сервис обратной связи с учениками, позволяет взаимодействовать с детьми в понятном ему формате, эффективно внедрять технические новшества».
По мнению Михаила Кожевникова, у проекта большое будущее не только в условиях экстренного перехода на дистанционные формы работы, но и в рамках обычного учебного процесса. Любой качественный сервис, который ведет к экономии времени учителя при одновременном улучшении образовательных результатов, закрепится на рынке. В перспективе к проекту смогут подключиться и другие компании.
Для справки
Компания «БАРС Груп» – российский производитель ИТ-решений и экспертный центр в сфере государственной и корпоративной информатизации.
Национальный Центр Информатизации (НЦИ) – интегратор комплексных высокотехнологичных решений для цифровой экономики. НЦИ создает экосистемные проекты и комплексные продукты в интересах развития цифровой экономики, а также занимается их продвижением как на внутреннем, так и международном рынках.
В МЭШ создан ряд важных обновлений: комплексный учебный план с расписанием занятий, описанием тем и материалов ко всем урокам доступен на год вперед. Кроме того, школьники смогут посещать занятия в формате видеоконференций и закреплять свои знания с помощью видеоуроков, а также проводить опыты при помощи новых виртуальных лабораторий в библиотеке МЭШ.
“Библиотека “Московской электронной школы” насчитывает более миллиона единиц контента. Конечно же, он должен приносить пользу каждому участнику образовательного процесса – ученику, его родителям и учителю. Нововведения в МЭШ, которые мы внедряем с начала учебного года, как раз позволяют использовать огромный массив материалов по максимуму. Теперь у родителей и учащихся появилась возможность в любое время видеть подробную информацию по учебному плану на год вперед: не только предметы, которые предстоит изучить, но и темы, содержание каждого урока, включая материалы к занятиям. Новый функционал доступен в мобильном приложении “Дневник МЭШ” и в обновленной его web-версии”, отметила заместитель мэра Москвы по социальным вопросам Анастасия Ракова.
Если ученик отсутствовал на занятии, он легко получит недостающую информацию в Дневнике: материалы, прикрепленные учителем к уроку, помогут ознакомиться с темой. Учитель может прикрепить сценарии уроков, тесты для контроля знаний, дополнительные материалы и т.д. В новой веб-версии “Электронного дневника” с обновленным интерфейсом, он стал более структурированным, удобным и привлекательным с точки зрения дизайна. Важнейшим преимуществом нового интерфейса является его улучшенная производительность и быстродействие.
“Дневник МЭШ” теперь доступен и в формате голосового общения. Это стало возможным благодаря интеграции мобильного приложения “Дневник МЭШ” с голосовым помощником “Алиса” от компании Яндекс. “Алиса” теперь расскажет о расписании, оценках, о домашнем задании.
Если обучение проходит в дистанционном режиме (например, у классов, закрытых на карантин – таких в городе менее 2%), родителям и школьникам больше не придется искать в чатах или в электронной почте ссылки на сторонние ресурсы для проведения онлайн-уроков.
Для планирования, информирования и организации уроков используется платформа Microsoft Teams, которая встроена прямо в интерфейс МЭШ. Доступ к кнопке перехода на урок находится в электронном Дневнике в расписании. Выполнить вход в виртуальный класс можно за пять минут до начала занятия. Это программное обеспечение имеет понятный для всех интерфейс, а главное безопасно в использовании – все данные хранятся на территории нашей страны и во время урока вход незарегистрированных пользователей невозможен.
Обновленный раздел “Задания” позволит школьникам прикрепить файлы и фотографии к домашнему заданию прямо с телефона или планшета. С помощью планшета также теперь можно просматривать результаты выполненных тестов и делиться домашним заданием удобным для ребят способом.
Расширился и функционал для родителей, которые теперь могут контролировать питание ребенка в школьной столовой и управлять покупками в буфете. В соответствующей вкладке доступно меню детей на две недели вперед, информация о составе блюд и содержании в них полезных веществ, а также варианты завтраков и обедов – родители смогут выбрать предпочтительные блюда. Здесь же родители могут ознакомиться с ассортиментом буфетной продукции и составить “стоп-лист” на нежелательные к покупке виды продуктов или отдельные товары. Ребенок, придя в буфет, не сможет купить товары, отмеченные родителями как “запрещенные” (не сработает карточка).
У родителей появилась возможность настроить время push-уведомлений: если раньше оно приходило ежедневно в фиксированное время – в 18:00, то сейчас можно настроить отправку на любое удобное время. Для этого нужно зайти раздел “Настройки”, выбрать кнопку “Подписки” и перейти на экран “Уведомления”. В назначенный момент мобильное устройство напомнит об уроках, домашнем задании и выставленных за день оценках.
Быть в курсе школьных событий и активностей позволит функция просмотра чатов, созданных педагогами в web-версии, и новые информационные вкладки “Мероприятия” и “Новости”, которые расположены в разделе “Настройки”.
Обновился и контент Библиотеки – теперь там доступны видеоуроки. Это новый формат, открывающий дополнительные возможности для демонстрации и объяснения материала на уроке, а также повторения и закрепления знаний дома. На текущий момент в общем доступе в Библиотеке МЭШ размещено около пяти тысяч видеоуроков.
Совершенствование и расширение образовательного контента МЭШ происходит и путем интеграции с другими образовательными платформами. Теперь при создании цифрового домашнего задания учитель может прикреплять к нему не только контент из Библиотеки МЭШ, но и материалы из базы сервиса “Яндекс. Репетитор”. Сервис позволит автоматически получать результаты работ, выполненных учащимися.

«ЭПОС.Школа» — это удобная система электронных дневников. Благодаря ей учитель сможет через компьютер удобно и быстро опубликовать расписание, домашние задания, пообщаться с родителями
В 2019 году в Прикамье начали внедрять систему «ЭПОС.Школа». Это электронный дневник с массой дополнительных функций. На развитие проекта уже потратили больше шестисот миллионов, а в ближайшие два года планируют направить еще как минимум миллиард. Мы узнали, чем «ЭПОС.Школа» отличается от существовавших ранее электронных дневников на платформе Web2edu.ru и во сколько она обошлась региону.

Расписание на Web2edu выглядит старомодно, но вполне понятно
С мобильным приложением ситуация непонятная. В интернете его найти можно, но ни на сайте Web2edu.ru, ни в «Play Маркет» его нет. В сообществе сервиса одно из обсуждений посвящено приложению. Единственное сообщение в нем содержит ссылку на скачивание программы, но при переходе на нее высвечивается надпись «страница не найдена».
На сайт электронных дневников можно зайти как родитель, ученик, учитель, завуч, директор или администратор школы. В каждом случае функционал будет немного разным.
Мы смогли воспользоваться сайтом в роли родителя. Меню сайта разделено на несколько блоков: «Новости, общение», «Дневник ребенка», «Моя школа», «Образование города» «Образование региона». Наиболее полезны разделы «Дневник ребенка» и «Моя школа» (остальные или редко обновляются, или представляют собой справочники с адресами и номерами телефонов образовательных учреждений).

Некоторые темы на форуме Web2edu не обновлялись с 2014 года
В «Дневнике ребенка» можно посмотреть график звонков, расписание уроков, оценки и отметки об отсутствии ученика на уроках, узнать домашнее задание, получить информацию о количестве и продолжительности больничных за выбранный период. В разделе «Моя школа» есть список всех учителей. Каждому из них можно написать сообщение. Отдельно выделены педагоги, которые ведут уроки у ребенка пользователя. Преподавателей, с которыми родители общаются чаще других, можно добавить в друзья. Точно так же добавить в друзья и обмениваться сообщениями можно с администрацией школы, другими родителями и учениками. Для отправки официальных заявлений и обращений в школу есть раздел «Интернет-приемная».
В целом сервис электронных дневников выглядит немного старомодным, удобен в обращении только при заходе с компьютера, но работает быстро и предоставляет минимально необходимую для родителей информацию.
ЭПОС расшифровывается как электронная пермская образовательная система. Новый проект «ЭПОС.Школа», по задумке властей, должен заменить существующие электронные дневники. Его начали развивать в Пермском крае в 2019 году, в сентябре к системе подключили 25 школ, сейчас внедряют еще в 84. Мы отметили все эти школы на карте. До конца 2020-го «ЭПОС.Школа» планируют распространить на все школы Прикамья.
Так проект позиционируют в Министерстве информационного развития и связи:
— «ЭПОС.Школа» — облачная платформа, состоящая из нескольких блоков: электронного журнала и дневника, библиотеки электронных образовательных материалов и инфраструктуры, которая обеспечивает работу этих двух модулей. Интернет-платформа содержит все необходимые образовательные программы, инструменты для их создания и редактирования, с помощью конструктора из библиотеки электронных образовательных ресурсов можно составлять уроки, тесты, электронные учебные пособия. Программный инструмент «цифровой конструктор» позволяет учителям подобрать обучающие материалы к уроку для демонстрации во время учебного процесса.
«ЭПОС.Школа» во многом вдохновлена «Московской электронной школой» (МЭШ), но, как говорят в Минсвязи, не является копией столичного продукта. В ведомстве утверждают, что взяли оттуда все самое лучшее и дополнили это новыми разработками.
Пока, как и у предшественника Web2edu, у «ЭПОС.Школа» есть только сайт в полноразмерной, десктопной версии. Но в Минсвязи обещают, что мобильная версия и приложение появятся в обозримом будущем.
Как и в предыдущий вариант дневника, на сайт «ЭПОС.Школа» можно зайти как родитель, ученик или сотрудник образовательного учреждения. Мы попробовали воспользоваться разными вариантами и расскажем о самых важных, на наш взгляд, функциях.
Родитель при помощи «ЭПОС.Школа» может увидеть расписание, домашнее задание, оценки ребенка по разным предметам. На первый взгляд функции схожи с теми, что имела предыдущая версия дневника. Но при подробном рассмотрении становится ясно, что новшеств здесь немало.

При помощи «ЭПОС.Школа» дети и родители могут посмотреть расписание, домашнее задание, а также ориентировочное время выполнения уроков. Если навести курсор на оценку — станет видно, за что ее поставили
Так, при помощи «ЭПОС.Школа» можно узнать, сколько времени потребует выполнение домашнего задания по каждому предмету, какую тему проходили на каждом из уроков, в какой форме проходило то или иное занятие (очной, дистанционной). Информацию можно посмотреть не только на сегодня, но и на все другие дни в учебном году.

В системе есть все оценки ученика. Можно отобразить их за любой период
Кроме того, родителю доступна ведомость с оценками за любой нужный ему период: неделю, месяц, четверть, полугодие, год. Система сама высчитывает средний балл ученика, исходя из его текущих оценок. Мама и папа могут сравнить его с оценкой, выставленной учителем, к примеру, за четверть.
При помощи «ЭПОС.Школа» родитель может оценить успеваемость своего ребенка по любому предмету. Для этого система строит график, опираясь на отметки школьника. Вовремя увидев, что график нестабилен, кривая имеет тенденцию к понижению, родитель сможет предпринять меры и помочь ребенку исправить ситуацию.

В «ЭПОС.Школа» можно оценивать успеваемость при помощи графиков
— Мы сознательно ушли от рейтинговой системы, поэтому узнать, на каком месте в классе или школе находится ученик, через «ЭПОС.Школа» нельзя, — рассказала 59.RU главный аналитик отдела отраслевых проектов Центра информационного развития региона Екатерина Половникова. — Нам кажется, что куда важнее не сравнивать ребенка с другими, а сконцентрироваться на его личном результате. Из «ЭПОС.Школа» родитель может получить много важной информации и сделать вывод о том, насколько успешен школьник.
Как и в Web2edu, в «ЭПОС.Школа» есть возможность обмениваться сообщениями с учителями, администрацией, родителями, учениками. Она доступна не только мама и папам, но и другим пользователям системы.

По словам Екатерины Половниковой, в «ЭПОС.Школа» нет рейтингов учеников — от них ушли сознательно
Помимо сообщений, родители могут отправить сотрудникам школы уведомление об отсутствии ребенка. Для этого есть специальная форма. В ней можно отметить, как долго будет отсутствовать ученик — несколько уроков или целый день. Ребенок такое уведомление послать не сможет — в его варианте «ЭПОС.Школа» этой опции нет.
Зато ученики могут смотреть и скачивать материалы, которые учителя прикрепили к урокам и домашним заданиям. Это могут быть текстовые документы, презентации, видеоролики. Выполнив задания, школьники смогут отправить их на проверку. Благодаря этим функциям учеба может стать интереснее, а еще они могут быть полезны, когда школа находится на дистанционном обучении (например, во время карантина).

Если родителю интересно, он может изучить все программы, по которым занимается его ребенок
Также школьники могут посмотреть расписание, свои оценки за разные периоды, тематические планы и так далее.
В «ЭПОС.Школа» появилось много полезного и для учителей. Например, при помощи системы они могут одним нажатием кнопки отправлять журнал завучу на проверку, формировать и сдавать отчеты по успеваемости, посещаемости и другим показателям. В Минсвязи считают, что это значительно облегчит жизнь педагогов и позволит им не тратить много времени на бумажную работу.
В системе учителя и администрация школы могут задать любую шкалу оценки результатов учеников: пятибалльную, стобалльную, в формате зачета. Оценкам за контрольные или другие важные работы в «ЭПОС.Школа» можно придать больший вес, чем всем остальным, — удвоить или утроить. Это значит, что они будут иметь большее влияние на итоговую отметку за аттестационный период, чем оценки, скажем, за домашние работы.
В журнале учитель видит как текущие отметки, так и средний балл каждого ученика. Это помогает быстро отследить, с кем нужно позаниматься дополнительно. Как и родитель, учитель видит, когда и за что была поставлена каждая оценка. Также в журнале учителя автоматически появляются «энки», когда родители присылают уведомления об отсутствии детей на уроках.

Так в системе «ЭПОС.Школа» выглядит классный журнал
— В «ЭПОС.Школа» у учителя есть возможность удаленно задавать домашнее задание школьникам через интерфейс электронного журнала и дневника, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения, связанного с эпидемией коронавируса, — считают в Минсвязи. — Важно то, что ученики сами могут загружать в систему выполненные задания. Учитель, в свою очередь, может проверить выполненные задания, выставить оценки в электронный журнал и поставить отметку о том, что задание, отправленное учеником, просмотрено.
Также на сайте есть раздел «Библиотека ЭПОС». Сейчас ее наполняют материалами для учеников и учителей. При их помощи педагоги, к примеру, смогут создавать планы уроков в режиме, подобном конструктору.
Использование «ЭПОС.Школа» — право, а не обязанность родителей. Аккаунты на портале создают только тем, кто дал согласие на то, чтобы данные об их детях были в информационной системе «Контингент» (ее используют только образовательные учреждения и органы власти, в открытом доступе информации нет). Но, по данным Минсвязи, родители хорошо восприняли появление «ЭПОС.Школа» и считают ее удобным инструментом.
Для родителей, не имеющих доступа к интернету, в некоторых школах организуют рабочие места, с которых можно зайти в «ЭПОС.Школа». Также учителя имеют возможность распечатать информацию из системы и передать ее семьям. Особенно актуально это в сельских территориях.

Родитель не обязан пользоваться «ЭПОС.Школа». Но, как правило, никто от нее не отказывается
«ЭПОС.Школа» по смыслу похожа на Web2edu.ru и родительские чаты в мессенджерах, но кажется более качественным, удобным и многофункциональным продуктом. Чтобы сделать ее такой, в разработку системы и цифровизацию школ (сумму затрат отдельно на ЭПОС выделить не смогли) вкладывают около 1,6 миллиарда. Это средства из регионального и федерального бюджетов. Часть финансирования уже выделили из бюджета, часть — выделят в 2020–2021 годах.
На эти деньги не только создают «ЭПОС.Школа». Также средства идут на закупку компьютеров, подключение и оплату высокоскоростного интернета.
— Это будут вложения в цифровизацию образования в целом, — сообщили в Минсвязи. — Благодаря им школы смогут не только пользоваться «ЭПОС.Школа», но и решат множество других задач, получат возможность сделать образовательный процесс более современным.
Если разделить сумму затрат на разработку «ЭПОС.Школа» и цифровизацию на количество школ в Прикамье (их 644), то получится в среднем 2,5 миллиона на школу. Именно столько ушло бы на цифровизацию одной школы, если бы все они на момент начала участия в проекте были оснащены в равной степени. Но этот расчет показывает только приблизительный порядок цифр, так как разные школы требуют разного объема финансовых вливаний, часть школ имеет филиалы (затраты в таком случае необходимы на каждый).
Запуск новых электронных дневников в школах России
В июле 2020 года Министерство просвещения Российской Федерации заявило о создании нового департамента. Называется он «Цифровая трансформация больших данных». Сотрудники данного департамента займутся созданием сервиса «Моя школа». Это система цифровых данных, в которой будет находиться информация об успеваемости учеников всех государственных школ России.
В рамках новой программы также будет создана новая процедура аттестации учителей. Запуск сервиса «Моя школа» и других проектов нового департамента Министерства просвещения РФ запланирован на сентябрь 2021 года. Это означает, что многие школьники в текущем учебном году будут продолжать пользоваться традиционными бумажными дневниками.
Помимо электронного дневника, с помощью сервиса «Моя школа» выпускники, их родители и учителя смогут узнавать результаты олимпиад и государственных экзаменов. Также для школьников и преподавателей будут доступны методические материалы, учебники и другая полезная информация. В случае необходимости перехода на дистанционное образование, школы смогут воспользоваться сервисом «Моя школа» для того, чтобы посещать онлайн-уроки и делать домашние задания.
Что еще изменится в российских школах в 2020-2021 годах
1 сентября 2020 года, несмотря на пандемию коронавируса, в России стартовал полноценный учебный год. Школьники вернулись к традиционному обучению в школах. Из-за ограничительных мер процесс обучения изменился. Учителя обязаны на уроках носить защитные маски, а школьников ограничивают в передвижении по коридорам в свободное время. Как раньше между кабинетами ученики не перемещаются.
В новом учебном году вступил в силу новый федеральный закон №273. Он гласит о введении бесплатного питания в государственных школах для всех учеников младших классов. Право бесплатно питаться 1 раз в день имеют право все дети 1-4 классов, вне зависимости от социального статуса семьи. Обязательно обед или завтрак должен содержать в себе напиток и горячее блюдо.
С 1 сентября, вне зависимости от региона проживания, все классные руководители ежемесячно получают надбавку к заработной плате в размере 5 тыс. рублей. Глава Министерства просвещения ранее заявил, что величина выплат не будет зависеть от количества учеников в классе.
Какие действующие формы документов изменили
Инвентаризационные описи
В период годовой инвентаризации важно знать, как правильно оформить ее итоги. Напомню, что в целях составления годовой отчетности, инвентаризацию проводят до завершения финансового года, за который составляется отчетность. Например, в четвертом квартале (Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).
Отследите, чтобы в бухгалтерских программных продуктах обновили формы инвентаризационных описей. В Приказе № 52н есть два изменения этих документов:
- В бланках описей по ф. 0504081, ф. 0504083–0504086, ф. 0504088–0504089, ф. 0504091 реквизит «от «__» _________ 20__ г.» заменили на «на «__» _________ 20__ г.». Информация в описях отражается на дату проведения инвентаризации.
- В бланках ф. 0504081, ф. 0504086, ф. 0504088 реквизит «материально ответственное лицо» заменили на «ответственное лицо».
В отношении материальной ответственности ничего не меняется. Минфин разъяснил, что это понятие закреплено Трудовым кодексом. Материальная ответственность работника за ущерб работодателю прописана в ст. 238 ТК РФ. А в ст. 243 перечислены случаи полной материальной ответственности. То есть обязанность работника возмещать ущерб не определяется законодательством о бухучете. Следовательно, саму ответственность этот реквизит в документе не отменяет.
Документы для учета и списания активов
1. «Ответственное лицо» вместо «МОЛ» с 2020 года прописали также в реквизитах следующих документов:
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
- акты о списании: нефинансовых активов
ф. 0504104, транспортных средств ф. 0504105, мягкого и хозяйственного инвентаря ф. 0504143, материальных запасов ф. 0504230, БСО ф. 0504816; - ведомости выдачи: кормов и фуража ф. 0504203, материальных ценностей ф. 0504210;
- карточки и книги учета: имущества в пользовании ф. 0504206, животных ф. 0504039, материальных ценностей ф. 0504042, ф. 0504043, боя посуды
ф. 0504044; - меню-требование ф. 0504202;
- реестр сдачи документов ф. 0504053.
2. В Приказе № 52н финансисты уточнили, что инвентарную карточку учета нефинансовых активов ф. 0504031 и инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов
ф. 0504032:
- открывают при принятии к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива;
- закрывают при выбытии с бухучета инвентарного объекта НФА.
Также в инвентарной карточке ф. 0504031 не нужно указывать ОКОФ. При заполнении указываем амортизационную группу.
Инвентарную карточку группового учета ф. 0504032 открывают для основных средств, которые входят в комплекс объектов ОС, признаваемый единым инвентарным объектом. Например, для оконечных устройств сигнализационной сети, систем вентиляции, пожаротушения. То есть для камер видеонаблюдения, кондиционеров, средств вычислительной техники и оргтехники, которые входят в состав этих систем.
Теперь это согласуется с п. 45 Инструкции № 157н. Отдельную инвентарную карточку на систему видеонаблюдения заводить не нужно, так как она входит в состав здания и отдельным инвентарным объектом не является. Но карточку группового учета для отдельных элементов системы оформить нужно.
3. Опись инвентарных карточек ф. 0504033 не нужно составлять, если инвентарные карточки
ф. 0504031, 0504032 бухгалтерия формирует в форме электронного документа. То есть опись составляем только, если по-прежнему работаем с бумажными карточками.
4. Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов)
ф. 0504207 нужно оформлять сдачу на склад материалов, которые остались после разборки или иного выбытия основного средства. Раньше эту операцию оформляли требованием-накладной ф. 0504204.
5. Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря ф. 0504143. В Приказе № 52н уточнили, что акт применяют при списании не только хозяйственного, но и производственного инвентаря.
Производственный инвентарь — это предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не относятся ни к оборудованию, ни к сооружениям.
Акт ф. 0504143 предназначен для инвентаря стоимостью от 10 000 руб. до 100 000 руб. Ранее в Приказе № 52н стоимостной критерий был от 3 000 руб. до 40 000 руб., что не соответствовало положениям ФСБУ и инструкций по учету.
6. Также уточнили стоимостной критерий и в ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения ф. 0504210. Форму заполняют при передаче в эксплуатацию объектов ОС до 10 000 руб.
7. Бухгалтерская справка ф. 0504833 теперь имеет две функции: ее можно использовать как первичный учетный документ и как бухгалтерский документ.
Как первичный учетный документ бухгалтерскую справку используем для операций, по которым нет унифицированных первичных форм. Например, списание дебиторской задолженности.
Как бухгалтерский документ ф. 0504833 применяем, чтобы отразить бухгалтерские записи по операциям, оформленным электронными первичными документами, а также для отражения в учете операций по исправлению ошибок.
Также справку нужно оформить при передаче в централизованную бухгалтерию оформленных первичных учетных документов, в которых нет раздела «Отметка о принятии к учету».
В бухгалтерской справке ф. 0504833, сформированной как первичный учетный документ, отражают:
- в графе 1 — наименование и основание проводимой операции;
- графы 2 и 3 — не заполняются;
- в графах 4 и 5 — номера счетов по дебету и кредиту, соответствующие хозяйственной операции;
- в графе 6 — сумму операции.
В бухгалтерской справке ф. 0504833, сформированной как бухгалтерский документ, отражают:
- в графе 1 — наименование первичного учетного документа;
- в графах 2 и 3 — номер и дату первичного учетного документа;
- в графах 4 и 5 — номера счетов по дебету и кредиту счета, соответствующие хозяйственной операции, отраженной в первичном учетном документе;
- в графе 6 — сумму, указанную в первичном учетном документе по соответствующей хозяйственной операции.
8. Извещение ф. 0504805 с 2020 года тоже работает как первичный учетный и бухгалтерский документ.
Первичный учетный документ — для операций, по которым нет унифицированных первичных документов. Например, при предоставлении межбюджетных трансфертов с условиями при передаче активов.
Бухгалтерский документ — для отражения бухгалтерских проводок согласно первичному учетному документу по приемке-передаче имущества, активов и обязательств:
- при межведомственных и межбюджетных расчетах;
- расчетах между государственными, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями и учредителями;
- расчетах между органами, которые проводят кассовое обслуживание по поступлениям в бюджет и выбытиям из бюджета.
Новые регистры бухгалтерского учета
После внесения поправок в Приказ № 52н учреждения будут оформлять два новых журнала операций ф. 0504071.
В журнале операций межотчетного периода ф. 0504071 отражают операции межотчетного периода, например бухгалтерские записи по изменению входящих остатков по счетам на 1 января текущего года при переходе на новый ФСБУ. Раньше для этого использовали журнал по прочим операциям или журнал, который соответствует виду операций.
Для исправления ошибок раньше применяли журнал по прочим операциям, в котором делали отметку «Исправление ошибок прошлых лет». Теперь для этого есть новый отдельный журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет ф. 0504071. В п. 11 Инструкции № 157н внесли аналогичные изменения и новые регистры.
Новые электронные формы и регистры
Приказ № 52н пополнился также и новыми электронными регистрами бухучета:
1. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров ф. 0504093. Его нужно применять для регистрации в хронологическом порядке ПКО ф. 0310001 и РКО ф. 0310002, если их составляют в электронном виде и используют электронный документооборот.
Органы и учреждения, которые по решению Правительства РФ, региональных и местных властей передали полномочия по учету уполномоченным органам, обязательно ведут электронный журнал по форме 0504093. Остальные учреждения могут применять этот журнал, если пропишут это в учетной политике. Форму подписывает ответственный бухгалтер своей ЭЦП.
2. Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами ф. 0504094. Применяется при централизованном учете. В регистре в электронном виде формируют сведения о командировочных, компенсационных и иных выплатах в натуральной форме физлицам, которые облагаются НДФЛ и страховыми взносами. В этот регистр не включают выплаты, связанные с оплатой труда, и по договорам гражданско-правового характера.
3. Новые электронные формы первичных документов предназначены для оформления расчетов с подотчетными лицами при централизованном учете:
- ф. 0504512 — решение о командировании на территории РФ;
- ф. 0504513 — изменение решения о командировании на территории РФ;
- ф. 0504515 — решение о командировании на территорию иностранного государства;
- ф. 0504516 — изменение решения о командировании на территорию иностранного государства;
- ф. 0504518 — заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема;
- ф. 0504517 — решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
- ф. 0504520 отчет о расходах подотчетного лица.
- Скачайте шпаргалку, чтобы построчно заполнить новый отчет о расходах подотчетного лица ф. 0504520.
В конце статьи есть шпаргалка
Обратите внимание, отчет о расходах подотчетного лица ф. 0504520 составляют только в виде электронного документа и применяют для учета расчетов с подотчетными лицами на основании соответствующих электронных документов ф. 0504512, 0504513, 0504515, 0504516, 0504517, 0504518.
Если учреждение продолжает вести бумажный документооборот, то использовать нужно авансовый отчет ф. 0504505.
Подробнее о применении новых форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, использовании скан−копий документов — в вебинаре
Первичные документы и регистры бухгалтерского учета в бюджетной сфере. Изменения в Приказе № 52н.
Инструкция по входу в электронный дневник
Пока что общегосударственный сервис «Моя школа» не запущен, однако многие школы уже пользуются современными технологиями для внесения данных об успеваемости учеников.
Самый популярный сервис — компания «Дневник.ру». Это сертифицированный сервис, который является с 2009 года партнером Министерства просвещения. С его помощью ученики, преподаватели и учителя имеют круглосуточный доступ к информации об успеваемости. В 2015 году «Дневник.ру» начал сотрудничать с властями Московской области, после чего все средние образовательные учреждения региона перешли на электронные дневники. По состоянию на сентябрь 2020 года, половина государственных школ пользуется этим сервисом. Всего электронный дневник имеют 7,9 млн российских учеников.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Как заполнить отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520)