Научный журнал «Управление культурой»
Журнал издается с 2022 года 4 раза в год.
В городах-миллионниках России, где проживает более двадцати процентов населения, быстрее всего происходила постиндустриальная трансформация, усиливалась инновационная активность, в том числе, в культурной сфере. Это выражалось и в воспроизведении столичных моделей превращения культурных индустрий в сектор экономики. Развитие сферы культуры регионов шло не только через увеличение мест и способов культурного досуга, но, в первую очередь, содержательно.
Рост культурного капитала регионов, представленность его в деятельности культурных институций, безусловно, заслуживают внимания научного и экспертного сообщества в области культуры и искусства. Исследование и анализ эмпирических данных, раскрывающих специфику региональной культуры, позволяют получить более полное совокупное представление о потенциале культурных учреждений, составляющих региональный актив.
Потому для публикации результатов исследований региональной культуры Екатеринбургской академией современного искусства в 2022 году создан научно-практический журнал «Управление культурой».
Журнал определяет свою миссию как осмысление и отражение специфики, ценностей, векторов развития и содержательного наполнения региональной культуры в ее широком значении, а также создание актуальной площадки для знакомства с лучшими практиками формирования культурного контента региона.
Основные рубрики журнала
- Теоретические исследования
- Эмипирические исследования
- Управленческие кейсы
- Арт-критика
- Рецензии
Публикация результатов научных исследований региональной культуры и описание лучших практик формирования культурного контента региона, представляющих различные грани, интересы и составляющие региональной культуры, ее формирования, и, в конечном счете, управления ею.
Журнал ориентирован в первую очередь на ученых и исследователей, работающих в следующих отраслях науки:
- – Социология;
- – Педагогика;
- – Искусствоведение и культурология.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт)
«Культура и искусство»
Сетевое издание полного открытого доступа. Индексируется в РИНЦ. Двойное слепое рецензирование. Всем статьям присваиваются DOI.
Входит в Перечень ВАК (K2)
c 01.02.2022 г.5.7.1. Онтология и теория познания (философские науки), 5.7.2. История философии (философские науки), 5.7.3. Эстетика (философские науки), 5.7.4. Этика (философские науки), 5.7.5. Логика (философские науки), 5.7.6. Философия науки и техники (философские науки), 5.7.7. Социальная и политическая философия (философские науки), 5.7.8. Философская антропология, философия культуры (философские науки), 5.7.9. Философия религии и религиоведение (философские науки), 5.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (культурология).
С 20.03.2023.5.7.8. Философская антропология, философия культуры (исторические науки) 5.7.9. Философия религии и религиоведение (исторические науки) 5.10.1. Теория и история культуры, искусства (искусствоведение) 5.10.1. Теория и история культуры, искусства (культурология) 5.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (искусствоведение) 5.10.3. Виды искусства (с указанием конкретного искусства) (искусствоведение).
.
Google Scholar h5-index: 8 h5-медиана: 11 Общее число цитирований статей журнала в CrossRef: 106
До 31 декабря 2016 года журнал выходил как печатное издание и имел ISSN: 2222-1956. С 1 января 2017 года журнал выходит как сетевое издание и имеет ISSN: 2454-0625.
Выходные данные “Культура и искусство”
Культура и культуры
Правильная ссылка на статью:
Байрамова В.Ф., Исаев С.С., Самухина Е.Б. —
К вопросу о реставрации северного партера увеселительного парка усадьбы Останкино
// Культура и искусство.
– 2023. – № 4.
– С. 1 – 9.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.40106 EDN: KVCOCS URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40106
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, возникшие при составлении корректировки проектной документации с выполнением функции технического заказчика на проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением для современного использования ОКН федерального значения «Усадьба Останкино, конец XVIII в.». Приведены и проанализированы возможные пути решения задач по созданию образа сада времени его расцвета – конца XVIII века – первой четвери XIX вв. Демонстрируются аргументы обосновывающие проектные решения при выборе посадочного материала. Авторы концентрируют свое внимание именно на этом аспекте, как одном из многочисленных маркеров репрезентации локальных исторических явлений – в данном случае развитие определенного паркового объекта. Научная новизна работы связана с выявлением всех факторов и сочетаний планировочных элементов усадьбы, определивших достижение эстетической выразительности, которая и определяет статус объекта, как культурное наследие и национальное достояние. Мы полагаем, что при проведении новых реставрационных работ, необходимо ставить вопрос о восстановлении «кломб» в исторических абрисах. В современных условиях, когда изменились масштабы останкинского парка, изменилось его функциональное назначение, было бы неправильно предлагать восстанавливать «кломбы», применяя при этом древесно-кустарниковую растительность. Шесть «кломп» формируется в соответствии и на основании данных иконографических материалов. Предложенный цветочный ассортимент аналогичен решениям парадного двора – пион травянистый (лат. Paeónia), хоста (лат. Hósta), лилия (лат. Lílium) и весеннее цветущие эфемероиды.
Ключевые слова:
ансамбль, усадьба, пантеон искусств, посадочный материал, метод аналогий, партер, театр, реставрация, планы, памятник
Abstract:
The authors discusses the issues that arose when making adjustments to the project documentation with the performance of the function of a technical customer for carrying out repair and restoration work with an adaptation for modern use of windows of federal significance “Ostankino Manor, the end of the XVIII century”. The possible ways of solving the problems of creating an image of the garden of its heyday – the end of the XVIII century – the first quarter of the XIX century are presented and analyzed. The arguments justifying design decisions when choosing planting material are demonstrated. The authors focus their attention on this aspect, as one of the numerous markers of the representation of local historical phenomena – in this case, the development of a certain park object. The scientific novelty of the work is connected with the identification of all factors and combinations of planning elements of the estate, which determined the achievement of that aesthetic expressiveness, which determines the status of the object as a cultural heritage and national treasure. We believe that when carrying out new restoration work, it is necessary to raise the question of restoring “flower beds” in historical outlines. In modern conditions, when the scale of the Ostankino park has changed, its functional purpose has changed, it would be wrong to suggest restoring “flowerbeds”, while using tree and shrub vegetation. Six “klomps” are formed in accordance with and on the basis of these iconographic materials. The proposed floral assortment is similar to the solutions of the front yard – herbaceous peony (Latin Paeónia), hosta (Latin Hósta), lily (Latin Lílium) and spring flowering ephemeroids.
Keywords:
ensemble, manor, pantheon of arts, planting material, method of analogies, parterre, theater, restoration, plans, monument
Рябченко-Шац В.Д. —
Журнал «Весы» как индикатор зрелости русского символизма
// Культура и искусство.
– 2023. – № 4.
– С. 10 – 21.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.40395 EDN: URPRXU URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40395
Аннотация:
Журнал «Весы» стал чрезвычайно важной вехой на пути самопознания русского символизма – его страницы запечатлели окончательное оформление главных принципов и методов этого течения. Однако культурный дискурс на страницах журнала, вопреки распространённому мнению, не был гомогенен и статичен. Ознаменовав укрепление символизма в качестве важного явления в искусстве и общественной жизни, журнал «Весы» в то же время стал платформой для дискуссий о назревавшем в начале XX века кризисе символизма, отразив совершенно разные этапы развития этого течения. Предметом настоящего исследования выступают публицистические материалы, опубликованные на страницах «Весов», объектом работы стала эволюция идей символизма, отражённая в избранных материалах. При помощи дискурс-анализа стало возможным отследить и исследовать важнейшие этапы развития символистского дискурса, что и является целью настоящей работы. Анализ публицистических материалов журнала показал, что «Весам» не удалось остаться в рамках своих изначальных идейных и эстетических позиций: вопреки традиционным представлениям, символизм стремился жить своим временем, и в период социальных потрясений его идеи, безусловно, получили новое развитие. Полученные результаты могут внести вклад в теоретические знания о символисткой журналистке, журнале «Весы», эволюции идей символизма, а также служат платформой для дальнейших научных изысканий.
Ключевые слова:
Символизм, журнал Весы, символистская журналистика, символистские журналы, Серебряный век, символистский дискурс, эстетические манифесты, символистские манифесты, кризис символизма, эволюция идей символизма
Keywords:
the evolution of the ideas of symbolism, symbolism crisis, symbolist manifestos, aesthetic manifestos, symbolist discourse, Silver age, symbolist magazines, symbolist journalism, Vesy magazine, symbolism
Шилина В.А. —
Кластерная инициатива региональной музейной среды: проблемы и перспективы
// Культура и искусство.
– 2023. – № 4.
– С. 22 – 34.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.37867 EDN: VUIHHT URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37867
Аннотация:
В связи с потребностью кластеризации туристской, культурной и музейной среды возросла необходимость научных исследований среди культурологов, музеологов и других исследователей. Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа кластерных инициатив в контексте трансформации отдельных музеев в музейные кластеры. Объектом исследования является региональная музейная среда. Предметом исследования является кластерная инициатива как инструмент формирования музейного кластера. Цель статьи заключается в исследовании работы кластерных инициатив в процессе формирования музейного кластера. Для достижения цели были определены следующие задачи: 1. рассмотреть теоретическую и прикладную стороны формирования кластерных инициатив; 2. проанализировать факторы заинтересованности участников при создании музейного кластера; 3. выявить элементы, негативно влияющие на создание и функционирование музейных кластеров. В работе были применены общенаучные методы исследований, такие как метод анализа и синтеза. Также был применен метод научного прогнозирования для создания кластерных инициатив в музейной среде. Несмотря на спектр опубликованных работ, которые принадлежат в основном учёным-экономистам, исследований по внедрению кластерных инициатив в культурную среду крайне мало, что обусловливает необходимость дальнейшего изучения данного направления. Научная новизна исследования заключается в анализе деятельности кластерных инициатив в различных отраслях культуры и представлениях автора о специфике по внедрению кластерных инициатив из экономической и общекультурной в музейную среду с выявлением положительных и отрицательных особенностей данного процесса. В статье кластер рассматривается как особый тип бизнес-проектов, основанный на коллективных действиях их участников (кластерная инициатива). Также определено понятие «кластерная инициатива», выделены основная цель и задачи кластерных инициатив. Рассмотрена специфика её использования при создании музейных кластеров.
Ключевые слова:
кластерная инициатива, музейная среда, Республика Крым, музейный кластер, локализация, коммерциализация, стейкхолдер, совместный кластерный проект, кластерная обсерватория, музей
Keywords:
cluster observatory, joint cluster project, stakeholder, museum cluster, localization, commercialization, Republic of Crimea, museum environment, cluster initiative, the museum
Художественная культура и творчество
Розин В.М. —
Музыкальное движение: образ жизни, реальность нетрадиционного искусства, пространство обучения и самообразования (три комментария к концепции Аиды Айламазьян)
// Культура и искусство.
– 2023. – № 4.
– С. 35 – 45.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.40399 EDN: WJIHNT URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40399
Аннотация:
В статье излагается и комментируется концепция музыкального движения, основные идеи которой сформулировала и обосновала Аида Айламазьян, психолог и руководитель Центра музыкального движения «Гептахор». Автор считает¸ что в данном случае мы имеем дело с одной из новых форм экспериментальной жизни, своеобразно объединяющей в себе нетрадиционный вид искусства (серьезную музыку и танец), новый образ жизни, отчасти противостоящий сложившейся социальности, способствующий становлению новой личности, а также органический симбиоз альтернативного обучения и самообразования. Характеризуются особенности практики музыкального движения. Формулируется положение о том, что музыкальное движение демонстрирует новую витальную и художественную реальность, в которой музыка структурирована (артикулирована) танцевальным движением, а танец ‒ музыкой. Рассматриваются два мировоззренческих поворота (психологический и социальный) и проблема нового антропологического синтеза, которые способствовали новым представлениям и идеям. Антропологический синтез понадобился Айламазьян с целью осмысления практики музыкального движения. Он включает в себя три направления работы: критику балета как образца традиционного понимания танца и человека в нем; характеристику специфики нового, свободного танца и его формирования; концепт человека, отвечающего практике музыкального движения. Последний включает в себя четыре концептуальные идеи: 1) новую трактовку отношений музыки и танцевальных движений как двух сторон одного целого, 2) относит танцевальные движения и переживание музыки к личности и частично танцевальному сообществу, 3) включает практики музыкального движения в более широкое целое культуры, социальности, искусства, 4) истолковывает практику музыкального движения в том числе как процессы обучения и самообразования.
Ключевые слова:
музыка, танец, музыкальное движение, личность, обучение, самообразование, концепция, практика, жизнь, творчество
Abstract:
The article describes and comments on the concept of the musical movement, the main ideas of which were formulated and substantiated by Aida Aylamazyan, psychologist and head of the Center for the Musical Movement “Heptahor”. The author believes that in this case we are dealing with one of the new forms of experimental life, which in a peculiar way combines an unconventional art form (serious music and dance), a new way of life, partly opposing the established sociality, contributing to the formation of a new personality, as well as an organic symbiosis of alternative learning and self-education. The peculiarities of the practice of musical movement are characterized. The position is formulated that the musical movement demonstrates a new vital and artistic reality in which music is structured (articulated) by the dance movement, and dance is music. Two ideological turns (psychological and social) and the problem of a new anthropological synthesis, which contributed to new ideas and ideas, are considered. Aylamazyan needed an anthropological synthesis in order to comprehend the practice of the musical movement. It includes three areas of work: criticism of ballet as an example of the traditional understanding of dance and the person in it; characterization of the specifics of a new, free dance and its formation; the concept of a person who meets the practice of musical movement. The latter includes four conceptual ideas: 1) a new interpretation of the relationship between music and dance movements as two sides of one whole, 2) relates dance movements and the experience of music to the individual and partly to the dance community, 3) includes the practices of musical movement in a broader whole of culture, sociality, art, 4) interprets the practice of musical movement, including as learning and self-education processes.
Keywords:
practice, concept, self-education, training, personality, musical movement, dance, music, life, creativity
Архитектура и дизайн
Барсукова Н.И. —
Проблематизация современного урбанистического дизайна
// Культура и искусство.
– 2023. – № 4.
– С. 46 – 60.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.38045 EDN: WGYNNT URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38045
Аннотация:
Предметом исследования в данной статье являются концепции, направления и определения урбанистического дизайна, существующие в разных странах на сегодняшний день. Новизна исследования заключается в выявлении их особенностей и проблем, связанных с отсутствием единого теоретического и методологического подхода к урбанистическому дизайну. Рассматриваются основные тенденции городского дизайна, принципы формирования городских пространств, предлагаются категории и понятия дизайн-проектирования, отражающие средовые ценности урбанистической среды. Предпринята попытка показать, что эти противоречия могут быть решены путем расширения проблемного поля городского дизайна за счёт включения экологических, антропологических и психологических вопросов для создания инновационных проектов дизайна. Именно в ценностных установках наиболее ярко проявляются различия многих концепций. Обосновывается необходимость комплексного подхода к дизайну городской среды. Для этого предложена стратегия городского дизайна, обобщающая ключевые современные научные и прикладные точки зрения в этой области. В ней определены связи, совпадения и взаимодополняемость между различными концептуальными подходами, акцент сделан на человекоцентрированный дизайн и инновации. Она ориентирована на моделирование фактически новой синтетической среды, обладающей повышенными комфортными показателями без ущерба для природного окружения. Актуальность такого подхода обусловлена распространённым мнением о невозможности достижения экологического равновесия в рамках городского поселения. Результатом исследования явилось выявление основных тем и проблем, которые урбанистический дизайн способен решить на современном этапе.
Ключевые слова:
урбанистический дизайн, проблематизация, городская среда, многомерность, многофункциональность, стратегия, методология, комплексный подход, ценности, экологичность
Abstract:
The subject of research in this article is the concepts, directions and definitions of urban design that exist in different countries today. The novelty of the study is to identify their features and problems associated with the lack of a unified theoretical and methodological approach to urban design. The main trends of urban design, the principles of the formation of urban spaces are considered, categories and concepts of design reflecting the environmental values of the urban environment are proposed. An attempt is made to show that these contradictions can be solved by expanding the problem field of urban design by including environmental, anthropological and psychological issues to create innovative design projects. It is in the value attitudes that the differences of many concepts are most clearly manifested. The necessity of an integrated approach to the design of the urban environment is substantiated. For this purpose, a strategy of urban design is proposed, summarizing the key modern scientific and applied points of view in this area. It defines the connections, coincidences and complementarities between different conceptual approaches, the emphasis is on human-centered design and innovation. It is focused on modeling a virtually new synthetic environment with increased comfort indicators without compromising the natural environment. The relevance of this approach is due to the widespread opinion that it is impossible to achieve ecological balance within an urban settlement. The result of the study was the identification of the main themes and problems that urban design is able to solve at the present stage.
Keywords:
environmental friendliness, values, an integrated approach, methodology, strategy, multifunctionality, urban environment, multidimensionality, problematization, urban design