Курсовая работа “Электронные образовательные ресурсы как средство формирования познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка”

Место работы/учебы: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 3 курс

Актуальность использования электронных образовательных ресурсов отмечается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где указывается на то, что «одной из задач современного педагога является обучение учащихся не просто овладению компьютерной грамотностью или умение использовать информационные технологии в повседневной жизни, а способность решать с их помощью образовательные задачи». Применение современных электронных образовательных ресурсов включено и в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» и является одной из основных общепедагогических функций.

Проблемой развития познавательного интереса в разное время занимались такие ученые, как А. Р. Абилитарова, Е. Ю. Бибик, В. С. Болбас, А. А. Горчинская, Е. П. Грибова, Е. П. Денисова, Н. В. Иванова, Т. Ю. Кириленко, А. П. Панфилова, К. А. Пашковец, К. М. Трубникова, Г. И. Щукина, Д. Т. Эльчиева и другие. Вопросами использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе занимались многие педагоги и ученые, такие как Т. А. Абрамова, Е. А. Белова, Н. В. Вершинина, Е. А. Демидова, А. И. Евсеев, Д. Ю. Калинченко, О. В. Красильникова, Е. В. Крюченко, А. А. Лорсанова, Л. С. Марченко, И. В. Роберт, Н. В. Турковская и другие.

Объект исследования – процесс формирования познавательного интереса к русскому языку у младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия использования электронных образовательных ресурсов как средства формирования познавательного интереса у младших школьников к русскому языку.

Цель исследования: изучение педагогических условий использования электронных образовательных ресурсов как средства формирования познавательного интереса у младших школьников к русскому языку.

В ходе исследования применялись следующие методы:

Выводы теоретической части свидетельствуют о том, что использование различных электронных образовательных ресурсов на занятиях по русскому языку способствует повышению познавательного интереса учащихся. Использование электронных источников образования позволяет поддерживать постоянный интерес к русскому языку в начальной школе, влияет на качество знаний, эффективность обучения и развитие учащихся. Однако компьютерные технологии не могут полностью заменить изучение предметов начальной школы, в том числе русского языка, традиционными методами, а являются лишь полезным дополнением к урокам, которое является хорошим инструментом для самообучения учителей и учащихся.
Поэтому необходимо проводить дальнейшие экспериментальные исследования и разрабатывать методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в начальной школе в процессе преподавания русского языка для формирования стойкого познавательного интереса к обучению в целом, и непосредственно к предмету.

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Эффективное использование
электронных образовательных ресурсов  на уроках русского языка  в начальной
школе в рамках реализации дистанционного обучения.

МАОУ
«СОШ № 5»НТЦ им. И. В. Мичурина

г. Мичуринска Тамбовской области

“The illiterate of the
21st Century are not those

who cannot read and
write but those

who cannot learn,
unlearn and relearn”.

В реалиях современного общества актуальным  является
высказывание известного американского философа, социолога и футуролога Элвина
Тоффлера. В переводе это звучит как «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто
не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться разучиваться и
переучиваться». Дистанционное образование и повышение квалификации даёт
реальную возможность людям повышать уровень своего образования в течение всей
жизни.

Возросший спрос на современное и
качественное образование  и появившиеся   в последнее десятилетие  мощные
сетевые компьютерные и телекоммуникационные системы способствуют внедрению
дистанционных образовательных технологий и разработке электронных
образовательных ресурсов  в современной школе.

Применение ЭОР на уроках в начальных классах — это
самый простой и действенный способ заложить основы информационной
грамотности у младших школьников. Работая в первом  классе с ЭОР, на
уроках ребенок  приобретает  и развивает  у себя навыки поиска,
анализа, отбора информации.  Использование на уроках ЭОР позволяют работать как
индивидуально, так и в парах, и в группах. Младшие
школьники привыкают к разным формам работы, учатся оценивать себя после
выполнения всех заданий, получают адресную обратную связь.

Русский язык часто воспринимаются детьми как один из
самых трудных и неинтересных, когда детям приходится много писать. Вызвать
у детей интерес к изучению уроков русского языка достаточно
проблематично, но возможно. Приведу пример некоторых электронных
образовательных ресурсов по русскому языку.

На
уроках обучения грамоте  актуально использовать игру-тренажёр
«Определяем звуки» на протяжении букварного и послебукварного
периодов для фронтальной и индивидуальной работы. На слайдах необходимо проговорить
название каждого предмета, определить первый звук в каждом слове, проследить
закономерность и найти лишний предмет в каждом ряду. 
Задачи: способствовать развитию зрительного и фонематического
восприятия; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
расширять познавательные интересы первоклассников.

Для изучения темы предлоги использую   интерактивную  
презентацию  «Секреты предлогов». Она позволяет в игровой форме познакомиться с
классификацией предлогов.

При знакомстве с одной  из трудных тем русского языка
в начальной школе  «Склонение имен существительных». Применяю   интерактивный
тренажер, который можно использовать как при изучении новой темы, так и  проверки
знаний, в тестовой работе.

Для изучения названий падежей и падежных вопросов
создала интерактивную презентацию, которой можно воспользоваться при изучении
новой темы, при закреплении, при проверке знаний учащихся, все зависит от того,
какую цель ставит учитель на данном этапе. При неверном результате любимый
герой мультфильма исчезает, а при правильном ответе, благодарит.

С использованием технологий электронных
образовательных ресурсов уроки русского языка приобретают совершенно другой
«смысл». Мне как учителю, ЭОР дают  возможность варьировать характер заданий,
очень быстро и смена видов деятельности не приводит к утомляемости детей. Кроме
этого, технологии электронных образовательных ресурсов позволяют эффективно и
качественно осуществить проверку задания по следам сделанной работы при
дистанционном обучении.

Показателями
эффективности использования электронных образовательных ресурсов в рамках
развивающего дистанционного  обучения является стабильная положительная динамика
учебных достижений учащихся.     
Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных
результатов инновационной работы в школе. Педагогу необходимо найти ту грань,
которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и
обучающим. Использование ЭОР в образовательном процессе  позволяет
осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при
использовании традиционных методов. Список
литературы:1.    
Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение:
учебно-методическое пособие / А.А. Андреев. — М.: ВУ, 1997.2.    
Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное
руководство по кейс-технологиям / И.А. Богачек, В.А. Абчук. Под ред. проф.
Соломина В.П. — Изд. «Питер», 2004.3.    
Ибрагимов И. Информационные технологии и средства
дистанционного обучения / Ильдар Ибрагимов. — М.: Academia, 2007.4.    
Мердок М. Взрыв обучения: Девять правил эффективного
виртуального класса / Мэттью Мердок, Трейон Мюллер; Пер. с англ. — М.:
Альпина Паблишер, 2012. — 190 с.5.    
Митрофанова Е. Организация обучения и дополнительное
профессиональное образование / Елена Митрофанова, Василий Свистунов,
Екатерина Каштанова. — М.: Проспект, 2012. — 72 с.

Использование цифровых образовательных
ресурсов

на уроках русского языка и литературы

Павлова Галина Леонидовна,

учитель русского языка  и литературы

Необходимость использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в
учебном процессе не вызывает сомнений, так как современные школьники активно
используют современные информационные технологии (персональный компьютер,
сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио- и видеопродуктах,
компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Поэтому процесс
обучения должен быть полноценным, а для этого важно, чтобы каждый учитель мог
подготовить и провести урок с использованием различных электронных
образовательных ресурсов. При рациональном использовании ЦОР улучшаются условия
труда как учителя, так и обучающегося: урок становится более ярким, увлекательным,
насыщенным, более эффективным,  трансформируется учебное пространство и время, значительно
расширяется  иллюстративный материал. ЦОР создает проблемные ситуации и
организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения,
формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует
учебный процесс.

Целями использования ЦОР на уроках русского языка и литературы являются:


создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том
виде, к которому они привыкли);


повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и
использовать в любой школе материалы лучших специалистов);


доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время
карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на
домашнем обучении);


экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без
компьютера, но с большими временными затратами);


эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно
организовать без компьютера);


формирование универсальных навыков.

В своей педагогической работе стараюсь использовать все цифровые
образовательные ресурсы:


образовательные ресурсы Интернет,


готовые  цифровые образовательные ресурсы  федеральной коллекции, региональной
коллекции,


различные электронные программы, допущенные Министерством образования и науки
РФ.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего я использую на
уроках:

1.    
Создание наглядных методических пособий средствами
PowerPoint.

Презентации
можно использовать и  при объяснении  нового материала, и при закреплении
знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно
вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и
ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно
считать универсальным.

2.    
Решение готовых заданий в режиме онлайн, создание
собственных заданий.

Учащиеся могут делать рабочие листы онлайн и отправлять свои ответы
учителю. Это хорошо для них (мотивирует), для учителя (экономит время) и
для окружающей среды (экономит бумагу).  Кроме того, интерактивные рабочие
листы в полной мере используют новые технологии, применяемые в образовании:
они могут включать звуки, видео, упражнения с перетаскиванием, соединение со стрелками,
множественный выбор и даже разговорные упражнения, которые дети должны выполнять
с помощью микрофона.

Конечно же, большим спросом является самый известный образовательный
портал по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ – «Решу ЕГЭ», «Сдам ГИА». Здесь выставлены
каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система
тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам. Учитель может сгенерировать тесты
самостоятельно и оценивать результаты учеников.

3.     «Виртуальная
книга», виртуальное путешествие  помогает увидеть много
неизведанного на уроках литературы, позволяет  читать художественную литературу
в электронном виде, если нет в библиотеке.

4.     Электронные
учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные
коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний
учащихся,  ресурсы электронных библиотек и баз данных.

5.     Видео- и 
аудиоинформация
(звукозаписи стихотворений, текстов дидактического речевого материала,
музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные
видео- и аудиообъекты).

На уроках литературы использую аудиозапись литературных произведений для
прослушивания в исполнении самих авторов, а также профессиональных актеров,
таких как: Ильинский, Литвинов, Пожаров и др. Такое прослушивание оказывает
плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений
и понятий, имеющихся у детей, более образному восприятию всего произведения в
целом.  «Звучащая книга» повысит интерес ребенка к литературе, будет
способствовать успешному решению задач обучения выразительному чтению, в
дальнейшем  для подготовки к  итоговому собеседованию в 9 классе.

На уроках русского языка при написании  сжатого изложения использую аудиозаписи
текстов, что позволяет обучающимся целенаправленно готовиться к сдаче итоговой
аттестации. При изучении определённой темы также пользуюсь  аудиофрагментами,
выдержками аудиозаписей  из художественных произведений для выполнения заданий.
Например, по теме «Обращение» в 8 классе предлагается найти обращения из
аудиоотрывка произведений А.П.Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий».

Из вышесказанного
можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное использование ЦОР
на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в
обучении. В целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся,
дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля,
повышает интерес к предмету. Следовательно, будет повышаться и качество знаний
по предмету.

Скачано с www.znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *