Сейчас родители получают уведомления об успеваемости детей через специальный сервис.
В этой электронной системе установлена связь между учителями, учениками и родителями. Участники сети могут следить за успеваемостью и отправлять друг другу сообщения.
Ученики следят за оценками, расписанием и домашними заданиями, а родители — за успехами своих детей прямо через телефон или компьютер.
Как получить доступ к системе
В некоторых регионах получить доступ к системе без учетной записи на портале госуслуг не удастся. Например, в Воронежской области. Для ряда регионов есть отдельные инструкции по регистрации в электронном дневнике.
Если в регионе доступна авторизация через госуслуги, пользователям старше 14 лет нужно иметь стандартную или подтвержденную учетную запись на сайте госуслуг.
Чтобы получить электронную учетную запись, нужно заполнить профиль на госуслугах: указать требуемые документы и дождаться, пока сотрудники проверят информацию, или подтвердить личность, обратившись в ближайший МФЦ.
Как настроить электронный дневник
Доступ по специальной инструкции настраивает школьная администрация. Ученики и родители не занимаются настройкой дневника школьника.
Родителям и школьникам не придется ничего настраивать специально — разве что можно отключить звук уведомлений или сменить фото профиля.
Как открыть дневник школьника
Как пользоваться системой
Смотреть как обычный дневник. Правда, электронный дневник больше напоминает социальную сеть.
В дополнение у школьника есть личная электронная страница, где он может составить свое портфолио. Для этого нужно прикрепить туда грамоты и сертификаты. Например, сертификат юного натуралиста или грамоту чемпиона класса по оригами.
Учителя могут посмотреть информацию о школе, расписание уроков, электронный журнал или высылать домашнее задание через сайт.
Родители могут смотреть расписание уроков, домашнее задание и общаться с другими родителями. Например, часть мелких вопросов можно обсудить в приложении и реже устраивать родительские собрания.
Государственные структуры теперь имеют прямую связь со школами — могут получать статистику, которая формируется онлайн.
Как установить дневник школьника на телефон
Как установить дневник школьника на компьютер
Для компьютера нет специальных программ. Но и необходимости в них нет — войти на сайт «Дневник-ру» можно через браузер.
Электронные дневники критикуют многие. Учителя за дополнительную (неоплачиваемую) работу, которую зачастую приходится выполнять в личное время и из дома. Родители — за сложности с авторизацией, задержки с заполнением расписания, выставлением отметок, размещением домашних заданий. Вместе с консультантом по развитию детей Оксаной Туркиной разбираемся, в чём его минусы для школьников и как их можно превратить в плюсы.
Зачем нужен электронный дневник
Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже не в его власти. Родители имеют доступ к дневнику 24/7, а также могут предоставлять его другим — любопытным родственникам, интересующимся репетиторам.
В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика.
Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим.
Электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми
Без всякого их участия. Дарья Сосновских, преподаватель французского языка и мать будущей первоклассницы, считает именно так: «Когда ребёнок сам записывает домашнее задание, он понимает, что и как надо делать. А с электронным дневником он не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу».
Как электронный дневник делает из ученика наблюдателя
Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками (важно различать и не путать отметки и оценки: отметка — это 3-4-5, а оценка «мало старался, хорошо, молодец!»). Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам.
Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам.
Просто пользоваться таким электронным органайзером — навык не лишний. Но так как всё, что появляется в нём, вносит не школьник, он не учится планировать свою неделю. Он лишь наблюдает, как её планируют за него другие люди. Если учесть, что далеко не у всех младшеклассников есть собственные компьютеры (планшеты, смартфоны), получается, ребёнок иногда вообще не может даже наблюдать за тем, как организован его учебный процесс.
«В информационном пространстве бумажный дневник не нужен. Преимущества электронного дневника очевидны: удобство для учителей в качестве инструмента работы с родителями и обучающимися, колоссальная экономия времени для доведения достоверной информации до всех участников образовательного процесса. Для детей — это информационный сервис, где прослеживается динамика обучения, формируется портфолио, имеется доступный современный ресурс для получения качественного образования. Для родителей — объективная картина достижений их детей, активная и оперативная коммуникация с любым учителем. Всё это дает возможность для комплексных решений повышения качества образования. Если же рассматривать бумажный дневник как органайзер учеников, то для этого есть более эффективные и современные инструменты».
Антон Богданов, директор школы № 1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н. Чернышёва
В чём польза бумажных дневников
Бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.
Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей.
Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий
В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школе.
Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.
Почему бумага часто лучше экрана
Учёные из Принстонского и Калифорнийского университетов в трёх исследованиях 2014 года подтвердили, что студенты, которые записывают лекции на ноутбуке, впоследствии хуже отвечают на концептуальные вопросы по учебному материалу и показывают более поверхностную обработку информации.
Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.
Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.
Что даёт электронный дневник детям
«В хорошей школе найдут способы научить детей организовывать себя. В школе похуже детям придётся набивать шишки самим. Где-то действует метод естественных последствий — домашнее задание нужно тебе и только тебе, у учителя электронный дневник, его твои записи не волнуют. И если ребёнку важно учиться, он будет записывать домашнее задание — в бумажный дневник или в тетрадь. Где-то дети организовываются сами, создают группы в WhatsApp, чтоб записать и уточнить домашнее задание. С одной стороны, в таких группах обязательные дети работают на необязательных. А с другой стороны, самоорганизация детей — это не так плохо: это спонтанность, работа по запросу, налаживание взаимосвязи между одноклассниками», — считает монтессори-педагог, мама четвероклассницы и семиклассника Татьяна Брыкова.
Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника. Сегодня электронный дневник — это только инструмент контроля образовательного процесса, который в идеале делает его прозрачным для родителей и учителя.
Новые технологии в образовании — это хорошо. Интерактивные доски, дистанционное обучение, и тому подобное. Но такая, на первый взгляд, удобная штука, как электронный журнал, способна посеять в школе настоящий хаос. Наш блогер Дима Фурманов знает систему изнутри и рассказывает, в чём тут несостыковка.
Ученики, родители и учителя, как мы знаем, обязаны как-то договориться о «правилах игры» обучения ребёнка в школе. Это нужно, чтобы одни могли работать и не паниковать, а другие не хотели бы идти в прокуратуру.
Когда-то для упрощения пути от станции «учитель поставил оценку» до станции «мама негодует, за что сынок получил двойку» был придуман электронный журнал: родители в курсе оценок, страниц из него не вырвешь, бумаги меньше заполнять, меньше отчётности.
Как человек, который с такой системой проработал (как администратор системы в школе), я вам расскажу, почему всё совсем не так. В очередной раз я буду опираться на свой опыт работы в регионе. Этот регион не город Москва.
Модель перехода на электронный журнал
К сожалению, не все школы одинаково переходили или переходят на ведение электронного журнала. В связи с этим порой в городе могла быть ситуация, когда какие-то школы с журналом ещё не работают вообще, другие переведены директивно исключительно на электронный журнал, а третьи его используют в порядке эксперимента, ведя одновременно и электронный, и бумажный.
Если вы думаете, что проблемы в этом нет и «это же так просто», то вы ошибаетесь. Лишняя бессмысленная работа бесит всегда. Особенно если твои коллеги в соседней школе не занимаются дубляжом. Даже в новых школах. Эти же 30 минут, потраченные на глупое копирование, учитель мог потратить на подготовку интересного урока, консультирование ребёнка, а может быть, и на себя.
Реструктуризация работы педагога
Мало сказать школе, что она перешла на электронное ведение журнала. Нужно теперь поместить в нашу вселенную с электронным журналом всех педагогов. Да, все педагоги теперь обязаны использовать электронный журнал. И вчерашние студенты-практиканты (кто вырос в обнимку с гаджетами), и женщины пенсионного возраста, которые не всегда могут принять существование телефона без кнопок (обожаю сексизм).
Дети вступают в игру
С момента введения в вашей школе электронного журнала все дети будут пытаться использовать это в свою пользу. «А у меня интернета не было», «а вы домашку не прикрепили», «а вы нам не сказали, что домашнее будет в журнале», «а вы не пометили, что сегодня должна быть самостоятельная», «а я вам домашку прикрепил сегодня в семь утра». Если вы детей поделили на подгруппы по английскому языку, кто-нибудь обязательно придет не в ту.
Ещё дети много чего умеют в интернете. В моей практике даже встречалась целая схема по замене оценок на нужные. Или по затиранию ненужных пропусков. Первая схема хитрая, вторая — нет. Зато страниц не вырвут.
Требования управления образования
А вот и тот раздел, который раскрывает суть заголовка. В моём регионе каждый день требуют отчёта о 100% выполнении показателей журнала. За всё это страдает один ответственный по школе. Сейчас или вы отправитесь со мной в постмодернизм, или будете кивать и поддакивать. Итак, что хочет видеть управление.
Во-первых, 100% заполненное расписание у всех классов. Сперва может показаться, что этот пункт вполне логичный и расписание должно быть у всех. А теперь скажите, было ли в вашей школе так, что к 1 сентября расписание готово на неделю, оно всем нравится, в нём нет ошибок, и вы можете быть уверены, что никто не придёт к вам, завучу или директору с претензией? Вот-вот. А там считают, что оно у вас готово и меняться не будет. Даже если вы по совместительству и здесь не должны быть каждый день. И вообще, учитель — это призвание, не капризничайте.
Во-вторых, раз есть уроки, то на каждый урок должно быть задано домашнее задание. Тут в зависимости от региона, местами выходит на арену настоящий цирк. Нельзя указывать, что нужно что-либо принести (родители могут на это слово накинуться и написать, что в школе поборы.
Даже если вы сказали принести тетрадь), домашнее задание должно быть у всех классов (и кому какое дело, что в первом классе оценки не ставятся), домашнее задание должно быть на каждый урок (вот стоит ваша, допустим, информатика у класса четвёртым и шестым уроком, вот и дайте им задание на шестой урок. Ну и что, что у них на пятом литература). Отчётность превыше всего.
В-третьих, должны быть темы уроков. Вы скажете, что это просто и логично?
А теперь шок-контент: по отзывам моих коллег, в каждой школе есть учитель (а то и не один), который систематически не заполняет тему урока
А эта тема, на минуточку, должна совпадать с темой в поурочном планировании. Вам же не надо говорить, что будет проверять комиссия?
В-четвёртых, нужно, чтобы каждый урок учитель заходил в журнал и ставил там оценку. Или отметку о присутствии, ну, или опоздании. Ну, или прогуле. Теперь представьте, что вы проводите первый урок (там, где всякая техника безопасности, как вас зовут, что вы будете в этом году изучать) и на него пришли все. С точки зрения системы — нет пометки, значит урок не проведён (ладно, ладно, я помню, что в некоторых регионах есть галочка «урок проведён»).
В-пятых, есть чудный показатель «своевременное заполнение журнала». Все оценки и отметки о присутствии должны быть выставлены (исправить или удалить можно и потом, если в системе за это нет штрафа для школы, хе-хе) в этот же день. Ну, кроме контрольных и диктантов. Сколько вы теряли листков с отметками, которые надо в журнал переставить? Ну вот так-то.
Вместо пункта «в-шестых»:
Что делает администратор системы в школе?
Абсолютно всё. В том числе то, что лень делать другим людям. Например, если завучу лень составлять расписание, вы не только будете заливать его в систему, но ещё и составлять лично.
К отправке отчёта все показатели должны быть 100%. Поэтому будете придумывать тему сами, если её нет. И домашнее задание. И убирать неправильно поставленные оценки (см. «в-пятых»).
Здесь должен быть вывод
В начале третьей части компьютерной игры Fable персонаж должен был сделать выбор, кого он хочет казнить: крестьян или своего жениха (или невесту). И от этого выбора сюжет не менялся никак. К чему это?
Чтобы система образования с электронным журналом работала хорошо и правильно, три стороны должны понять друг друга. Это учителя, разработчики и чиновники. Но сколько бы постов в блогах ни выходило, сколько бы ни писалось петиций, не изменится ничего.
Чиновники будут просить отчётность, не думая, заложили ли возможность лёгкого сбора этой информации разработчики. А также не думая, есть ли у учителей вообще время на очередную малополезную справку.
Разработчики будут писать не вполне правильно работающие ресурсы. Потому что они не знают, как работают учителя, чтобы написать правильно. Да и чиновники от образования примут и сырую версию.
Учителя же будут молча делать бессмысленные отчёты в системе, которая не учитывает специфику школы.
Спросите, почему же нет ни слова про родителей? Потому что далеко не все могут зайти в журнал под своим именем, а не под именем ребёнка. Зато потом «вы мне ничего не говорите про моего Серёжу». Пусть сперва те, кто организует образование, договорятся. А потом и за этих примутся.
Раньше было как? Открываешь дневник школьника — и там красным по белому выведены его оценки. С новыми технологиями изменилась жизнь не только у педагогов, которые выставляют оценки в электронный дневник, но и у родителей, которые не всегда понимают, что за отметку получил ребенок. Разбираемся вместе с директором московской школы № 1155 Татьяной Мориковой.
Сколько «весит» оценка (и что это значит)
Больше всего вопросов у родителей вызывает наличие в ЭЖД («Электронный журнал и дневник») рядом с оценкой по тому или иному предмету еще одной цифры — так называемого веса оценки, который варьируется от 1 до 4.
Татьяна Морикова поясняет: «Каждая школа руководствуется Федеральным законом „Об образовании“, на основании которого и разрабатывает свое собственное „Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся“. Именно в нем четко прописываются формы контроля и вес каждой отметки».
По сути, вес отметки в электронном журнале — это примечание, которое указывает на то, за что именно получена та или иная оценка. Так, вес 1, по словам Мориковой, имеет отношение к формам контроля, которые позволяют оценить отдельные результаты по освоению содержания учебных предметов. В этой категории — оценки за устные ответы, домашние задания, работу с картой и т. д.
Вес 2 подразумевает формы контроля, которые помогают оценить знания в комплексе по нескольким темам (сочинение, контрольная работа, зачет). Поэтому «тройка в квадрате», то есть с индексом «2», — это, скорее всего, за контрольную (но есть нюансы, о которых ниже). Вес 3 имеют формы независимой внешней оценки образовательных результатов (речь об олимпиадах, независимых диагностиках). Но есть важное но.
Так как в каждой школе своя система оценивания, то, например, в одном учебном заведении контрольная работа может иметь вес 2, а в другой — 4
Это просто формальность (2 не значит «меньше» или «хуже», чем 4), а не запутаться позволяет разъяснение, которое, как правило, стоит возле оценки с указанием, за что она, собственно, стоит: «словарный диктант», «практическая работа», «смысловое чтение» или, положим, «комбинированная работа».
Отдельная история — оценки за ВПР (Всероссийские проверочные работы). С одной стороны, в ряде школ вес этих оценок равен единице и они не могут существенно повлиять на итоговую оценку ребенка по предмету. С другой стороны, есть школы, где учителя сообщают ученикам, что от оценки за ВПР зависит оценка в году. Зависит или нет — в Департаменте образования и науки города Москвы, куда обратился за разъяснением «Мел», не комментируют. По всей видимости, здесь действует обычная система: каждая школа самостоятельно принимает решение относительно веса оценки за ВПР.
Татьяна Морикова отмечает: «Важны все отметки ребенка, но есть понятие промежуточной аттестации — это работа, позволяющая в комплексе оценить знания и умения за определенный учебный период (триместр, полугодие, год). Такие работы имеют большее значение в определении годовой отметки».
Почему в ЭЖД и в бумажном дневнике могут быть разные оценки
Во многих школах, особенно в начальных классах, по-прежнему стараются пользоваться бумажными дневниками: привычка вести дневник, по словам учителей, дисциплинирует учеников. Вот только нередко случается так, что в бумажном дневнике одно количество оценок по предмету, а в ЭЖД — другое, а иногда и оценки отличаются. Татьяна Морикова говорит, что «все отметки, которые выставляет учитель, должны быть обязательно перенесены в электронный журнал, иначе у ребенка и семьи может возникнуть ошибочное представление об уровне успеваемости по предмету. Несовпадение отметок тоже недопустимо».
Но это в идеальном мире, а в реальности учителя забывают переносить оценки или не ставят в бумажный дневник плохие отметки — только хорошие
И путаница все-таки возникает. Бороться с этим можно, только общаясь с учителем или, в случае необходимости, с администрацией школы.
Еще один важный момент: каждая оценка в электронном дневнике должна появляться своевременно, что также прописано в локальных актах школы. Так, за устный ответ или работу на уроке (например, за ответ у доски) отметка выставляется день в день, за проверочные работы (диктант, контрольная работа и т. д.) — в течение 3 дней со дня проведения работы, за письменную работу (включая сочинения по русскому языку и литературе в 10-11-х классах) — в течение одной недели со дня ее проведения. Но лучше эти моменты (относительно сроков выставления оценок) уточнять у администрации школы.
В любом случае ситуация, когда контрольная была написана две недели назад, а оценки все еще нет, является серьезным недочетом в работе образовательной организации.
Можно ли исправлять оценки
Во времена бумажного классного журнала исправить оценку было невозможно: если в нем стоит двойка, то единственный шанс ее перекрыть — заработать несколько новых хороших отметок.
С ЭЖД в этом плане чуть проще. Татьяна Морикова поясняет: «Исправить отметку в электронном журнале технически возможно, процедуры исправления отметок определяются локальным актом школы. В некоторых случаях новая отметка ставится рядом с неудовлетворительной, а в некоторых — исправляется на новую».
Правда, как показывает практика, не все учителя умеют это делать или попросту не хотят, утверждая, что такая функция отсутствует
Есть у ЭЖД и еще один неочевидный плюс, особенно если ребенок имеет доступ к своему дневнику, — это система мотивации. Так, школьник видит не только свои отметки, но и может подсчитать, сколько четверок или пятерок ему необходимо для желаемого результата в итоге.
«Если, например, за работу получена отметка 3 с весом 2, то, чтобы ее перекрыть, необходимо получить две пятерки. Средневзвешенный балл рассчитывается по формуле: сумму произведений оценок на их вес нужно разделить на сумму веса этих оценок», — объясняет Татьяна Морикова.
Получается, что систему обмануть нельзя — все подсчитывается автоматически, — но рассчитать, что нужно сделать, чтобы повлиять на конечную оценку, достаточно легко.
Иллюстрация на обложке: ymart / Shutterstock / Fotodom
21-й век – эра электроники и нанотехнологий. Компьютеры и прочие плоды технического прогресса уже прочно вошли в наш быт. Бумажные книги сменились электронными, письма в конвертах заменила электронная почта, стали доступными видео звонки и другие блага цивилизации. Не обошел стороной прогресс и образование.
Все больше информации школьники и студенты добывают в Интернете. Учебники сменились электронными пособиями. И даже школьный журнал теперь оцифрован. Не так давно появились в школах электронные дневники. Многих родителей такое новшество повергло в шок. Но не все так плохо. Что такое электронный дневник, разберемся в этой статье.
Электронный журнал. Электронный дневник. Что это такое?
Школьный электронный дневник и журнал – это комплекс программного обеспечения, созданный для оптимизации системы учета школьной успеваемости и контроля образовательного процесса.
Электронный дневник – это своеобразная программа, которая содержит отметки учащегося и домашние задания, рассылку которых осуществляет педагог.
Родительский контроль
Что такое электронный дневник с точки зрения родителей? Многие воспринимают это новшество в штыки. А зря! В отличие от электронного, школьный дневник привычного бумажного формата может “потеряться” или “забыться” нерадивыми учениками. Дети часто не подают дневник на оценку учителю или забывают записать задание. Тогда родители не видят реальной картины успеваемости своего чада и не могут полноценно контролировать учебный процесс.
Электронный дневник школы позволяет маме или папе круглосуточно контролировать поведение и успеваемость ребенка, даже если они отсутствуют дома (например, в командировке). Кроме того, доступ к ЭД открывает для родителей следующие возможности:
- Открытый доступ к информации о школьных мероприятиях, к расписанию уроков.
- Контроль посещаемости уроков и оперативную информацию о поведении учеников в школе.
- Свободное общение с педагогами образовательного учреждения.
- Возможность интерактивной связи с администрацией школы.
Это очень удобно в условиях жизни современного человека, когда у родителей зачастую нет времени на личное посещение учебного заведения для общения с педагогами. Справедливости ради нужно сказать, что многие родители в своем плотном графике с трудом находят время на непосредственное общение с ребенком, не говоря уже о школе.
Зачем нужны электронные дневники школьникам
Обо все по порядку. Что делать, если ребенок пропустил занятия или забыл записать задание в школе? Электронный дневник придет на помощь. Теперь не нужно обзванивать одноклассников. Достаточно иметь доступ к Интернету на компьютере или телефоне.
Учитывая тот факт, что дети сегодня намного быстрее осваивают технику, чем азбуку, им гораздо проще, чем родителям разобраться в том, что такое электронный дневник и как им пользоваться.
ЭД нужен школьнику, чтобы:
- в любое время года иметь доступ к своим оценкам и наглядно отслеживать свою успеваемость;
- иметь доступ к рейтинговой шкале;
- быть в курсе всех классных событий и мероприятий (даже во время болезни или отсутствия по другим причинам).
Платформа «Дневник. ру» в помощь педагогам
Внедрение электронных дневников в Московской области началось с целью упорядочить и упростить работу педагогического коллектива.
Платформа «Дневник.ру» была разработана в помощь учителям. Работа с ЭЖ и ЭД предполагает:
- Автоматический расчет итоговых оценок и рейтинга учащихся.
- Оперативное общение с родителями учащихся и коммуникацию с педагогами.
- Интеграцию с педагогами из разных школ для обмена опытом.
- Дистанционные консультации и занятия.
- Анализ работы педагогов и всего учебного заведения.
Трудности при работе с ЭД и ЭЖ
Электронные дневники и журналы во многих областях России находятся на стадии внедрения. Проблемы возникают из-за отсутствия необходимого оборудования и доступа к Интернету в отдаленных районах нашей родины. В связи с чем полноценно работать с электронной документацией педагогические работники и родители учащихся не могут.
Еще одним препятствием на пути введения школьных электронных дневников является почтенный возраст педагогов.
Стоит отметить, что во многих школах, особенно это касается маленьких городов и деревень, большинство педагогов пенсионного возраста. Этим людям сложно дается освоение работы в Интернете и, соответственно, образовательных платформ.
Еще одна трудность, о которой говорят практикующие учителя, заключается в том, что такие электронные дневники и журналы во многих образовательных учреждениях ведутся параллельно с бумажными. Соответственно, на плечи педагогов ложиться двойная нагрузка.
Потому во многих образовательных учреждениях вводятся специальные должности специалистов, отвечающих за ведение электронных журналов и другой документации.
Преимущества электронного дневника перед бумажным
Несмотря на эти неудобства, электронный дневник имеет множество преимуществ перед печатным аналогом:
- Электронный дневник не потеряется, не утонет, не будет порван и сожжен.
- Оценки, выставленные в ЭД, не поддаются корректировке – ученик не сможет самостоятельно исправить оценку.
- Родители имеют круглосуточный доступ к школьному электронному дневнику своего ребенка.
- Ни одна оценка, выставленная учителем в журнал, не будет пропущена в ЭД. Следовательно, ребенок и родители увидят реальную картину и динамику успеваемости.
- При отсутствии ребенка в школе он не выпадает из учебного процесса, так как имеет доступ к домашним заданиям и объявлениям учителя.
Вот, что такое электронный дневник. Он удобен, прост в использовании, мобилен и всегда доступен. Поэтому не стоит бояться новшеств. Образование сегодня шагает в ногу со временем!
«Программирование – это инструмент для создания проектов»
В семь лет я создал свой первый сайт – сайт класса. Мне очень нравилось работать за компьютером и делать свои проекты, так что программированием я увлекся именно как инструментом. Все детство я возвращался из школы домой и кодил: создавал сайты с фильмами, игры по Шерлоку Холмсу, систему управления финансами. Я изначально понимал, что на этом можно зарабатывать, и каждый проект помогал мне этому учиться.
В 13 лет я создал свой первый успешный проект – генератор интернет-магазинов с игровыми товарами.
А еще появился «Электронный дневник», который я развиваю до сих пор.
Как появился «Электронный дневник»
Я решил разработать электронный дневник, потому что официальный государственный тогда был совсем ужасный. Я еще не умел создавать мобильные приложения, поэтому нашел фреймворк и за неделю слепил его. Как всегда, потребность была именно в проекте, а не в желании программировать.
В начале он развивался очень плохо. Наверное, потому, что дневниками еще никто не пользовался и приложение было среднего качества. У меня набралось тысяч пять пользователей, я никак проект не монетизировал, но был супер счастлив. Побеждал с ним на разных конференциях, но мне часто говорили, что я персональные данные могу как-то не так собирать. Потом выяснилось, что это абсолютный бред: каждый второй сайт собирает персональные данные.
Так вышло, что я сходил в правительство с предложением: «Эй смотрите, я сделал дневник, давайте вы его всем покажете». А мне сказали: «Нет, сорян, мы не будем этим заниматься».
В итоге я свой проект на какое-то время заморозил. После него создал конструктор интернет-магазинов для игр, научился на нем зарабатывать деньги и относиться к продукту как к бизнесу, но уперся в потолок – и закрыл его тоже.
Через пару месяцев после закрытия конструктора я с нуля на более крутых технологиях написал новый дневник. И он просто супер полетел!
Калькулятор оценок, бот и семейный доступ
То, ради чего все скачивают «Дневник», – это просмотр расписания и оценок. Но главная наша фича – это советы. Ребенок задает цель, с которой он хочет закончить четверть или полугодие, а приложение подсказывает ему, какие оценки нужны, чтобы этой цели достичь.
Обычно в школе происходит так: за неделю до окончания периода учитель говорит: «Скоро будем выставлять оценки». Ребенок открывает дневник, понимает, что все очень плохо, расстраивается и больше ничего не делает. Такое бессилие куда-то в подкорку уходит, и ребенок в принципе к концу школы уже не думает об этом.
Советы же с самого первого дня подсказывают тебе, что где-то что-то идет не так, и предлагают вот тут получить одну пятерку – и тогда ты дойдешь до цели. Проблемный предмет моментально подсвечивается красным, и когда ты открываешь дневник даже просто расписание посмотреть, то видишь, что из пяти предметов один подсвечен. Значит, над ним надо постараться.
Я сам окончил школу на «отлично» благодаря этому принципу. Я очень ленивый, и никогда не делаю то, что мне не дает никакой пользы. А то, что интересно, обычно само собой получается – как, например, физика. Так что в школе я постоянно пересчитывал оценки по остальным предметам, чтобы получить «пять». А в приложении просто автоматизировал этот процесс.
Кроме этого мы показываем родителям траты ребенка в буфете, как он посещает школу: «Дневник» отображает государственные данные в удобном формате. Пользователь сам вводит свои данные от mos.ru.
Есть функционал заметок – они шерятся между одноклассниками, и возможность поделиться доступом с родителями или детьми, если кто-то забыл пароль. Некоторые даже с нянями и репетиторами делятся. Это нам дает крутой прирост.
Очень хорошо зашла функция с ботами. Мы сделали супер крутую интеграцию с VK. Если хоть один человек из класса скачивает наше приложение, то оно предлагает ему добавить бота в чат класса. Соответственно, бот появляется в чате, все видят его. Если кто-то в чате пишет «Что задали?», бот автоматом присылает задание. Функционал бота достаточно крутой, чтобы сохраняться в чате, но не чтобы замещать все функции приложения. Поэтому остается стимул узнать, попользоваться, влюбиться и перейти в приложение.
Самая крутая штука – это если кто-то в чате писал «лол», то с какой-то вероятностью бот отвечал «кек» – и это вызывало бурную реакцию. Был очень смешной случай, когда мне кто-то из детей написал: «Это вы кекнули нам в чат?». Я ответил, что я кекаю с 1999 года.
Как мы зарабатываем
Мы не платим за рекламу, потому что она не окупается. Юзер не приносит много денег, и поэтому у нас задача быстро расти, но при этом дешево или вообще бесплатно. Поэтому мы стараемся делать наш продукт виральным. Это кейс Slack: они специально придумывают механизмы, а не вкладываются в рекламу. Ты просто делаешь так, чтобы у тебя бесплатно было много юзеров.
Еще если человек платит деньги, он ожидает, что у приложения есть отдел поддержки. А мы не хотим фокусироваться на покупках, поэтому специально не просим много денег.
Плюс мы понимаем, что сначала нам надо набрать большую аудиторию, чтобы потом круто ее монетизировать.
Прибыль растет где-то в три-четыре раза в год, и по выручке сейчас мы уже пробили миллион, маржинальность высокая. Посмотрим, что будет дальше.
У меня никогда не было денег для стартового капитала. Максимум – 100 долларов на аккаунт в Apple. Но я их заработал в предыдущем проекте, который был за 0 создан.
«Я долго работал один, потому что было страшно нанимать»
Нанимать непросто. Я возьму кого-нибудь на работу, а завтра скажут, что электронного дневника больше не будет. И что делать? Был кейс: государство нас пыталось заблокировать. Сейчас все хорошо, но случай такой был, и было страшно. Плюс у меня не было столько знаний, чтобы понимать, кого нанимать. Зато, когда я год поработал менеджером по продукту в B2B-стартапе, я набрался классных знаний, был в кругу суперских людей. Теперь я знаю, как развиваться, как расти, я могу менторить людей, которых я найму. Ну и плюс появилось время.
Так что с этого лета я начал нанимать. Пригласил разработчика, редакторку – она создает медиа внутри нашего приложения, чтобы мы помогали детям становиться успешнее. Пишем про олимпиады, домашнее обучение, а с января начнем рассказывать про эмоциональный интеллект, профессии, травлю и про то, что поможет детям. Также я нанял менеджера по продукту – она следит за метриками, находит лучшие точки для роста и помогает мне постепенно или отойти, или заниматься более высокоуровневыми вещами типа онлайн-школы.
Кстати, всем моим сотрудникам почти столько же лет, сколько и мне.
Тут есть чит-код: если твой продукт классный, то он нравится куче молодых людей. Они сами вчера закончили школу, так что ты можешь нанимать среди своих юзеров.
Когда я искал разработчика, написал сообщение в дневнике: «Кто хочет присоединиться?». Прособеседовал какое-то количество людей и нанял одного – он суперкрутой, я даже не ожидал. Несмотря на то, что я сам создавал дневник в 14 лет, я не верил, что человек в 17 лет может быть таким умным. И он определенно сильнее многих людей постарше.
Почему я не иду в вуз
Я с детства хотел заниматься предпринимательством, но в России, как я думал, нет заведения, в котором учат бизнесу в IT. Потом я познакомился с ребятами из ВШЭ – и мне захотелось поступать именно туда. Я понимал, что не сдам ЕГЭ, но в Вышку можно поступить по олимпиаде, так что я подготовился за пару недель – и поступил на бизнес-информатику.
Вуз я бросил через три месяца. Просто понял, что могу учиться быстрее. Я вообще не жалею, потому что за год работы менеджером по продукту получил знаний больше, чем, наверное, можно получить в Вышке.
У меня есть такой скилл – если я вижу любую интересную книжку, я ее заказываю. Но это не значит, что я ее сразу читаю. Это как в воронке: конверсия может быть 50%. Ты покупаешь книгу, и даже то, что она у тебя уже есть, ты ее подержал в руках, прочитал название, пролистал, – дает тебе знание. Самые большие прорывы происходили тогда, когда у меня появлялась потребность в каком-то знании, я открывал нужную книжку и в ней все нужное находил.
Так что я постоянно чему-то учусь. Сам бизнес ставит задачи. Например, когда я был менеджером по продукту, строил команду айтишников, в которой на пике было шесть человек. Еще я помогал строить бизнес-процессы в отделе продаж. Но тогда я не управлял менеджерами по продукту – так что сейчас я учусь этому.
А высшее образование мне не нужно.
О планах
Моя большая задача сейчас – настроить работу в «Дневнике» так, чтобы я мог вообще ничего не делать, и он продолжал расти за счет команды. И дальше я хочу, чтобы уже эта команда создавала на этой базе что-то новое. Скорее всего это будет онлайн-школа или маркетплейс с независимыми репетиторами.
Параллельно я хочу выделять время на новый стартап. Я понимаю, что «Дневник» — это круто, что там можно создавать много пользы, мы можем менять культуру и вообще российскую действительность благодаря нашим сторис. Мы можем говорить огромному количеству молодых людей то, что им очень близко. Но я понимаю, что я не заработаю там миллиард. Поэтому я хочу еще чем-то другим заняться, но пока рано об этом говорить.
Фото в материале предоставлены героем материала
Электронный дневник — это аналог обычного бумажного дневника, расположенный на специальном интернет-ресурсе.
Где зарегистрировать электронный дневник
Электронный дневник регистрируют:
- через госуслуги;
- на портале Дневник ру (если школа подключена к порталу);
- на региональных платформах (в Москве это официальный сайт мэра https://www.mos.ru/, в Санкт-Петербурге — портал https://petersburgedu.ru/).
Регистрация на госуслугах: пошаговая инструкция
Рассмотрим пошагово, как зарегистрировать дневник ученика на госуслугах, с наглядными иллюстрациями:
Шаг 3. Введите основную информацию о себе: Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, номер СНИЛС. Дождитесь проверки этих данных на достоверность. При желании создать подтвержденный аккаунт для доступа к полному перечню услуг подтвердите свою личность визитом в отделение МФЦ или Почты России.
Шаг 4. В каталоге услуг перейдите в раздел «Образование» и нажмите на вкладку «Информация о текущей успеваемости».
Шаг 5. Выберите «Ведение электронного дневника и электронного журнала учащегося» и нажмите кнопку «Получить услугу».
Шаг 6. Перейдите на региональный портал, который предоставляет услугу в вашем регионе. В Санкт-Петербурге это https://gu.spb.ru/. Нажмите «Получить услугу».
После регистрации в электронном сервисе при помощи портала госуслуг вы сможете просматривать оценки и контролировать успеваемость школьника в режиме онлайн.
Регистрация на Дневник ру: пошаговая инструкция
Электронный дневник на сайте Дневник ру доступен вам, только если администрация школы активировала доступ к нему.
Подробный алгоритм, как зарегистрировать ребенка в Дневник ру пошагово:
Шаг 1. Зайдите на сайт и нажмите кнопку «Подключить ОО».
Шаг 2. Выберите роль «Ученик, родитель».
Шаг 3. Проверьте, зарегистрирована ли ваша школа на сайте. Для этого в поисковой строке введите номер образовательного учреждения. Нажмите на строку с результатом поиска.
После входа в систему и проверки личных данных смените пароль и просматривайте оценки ребенка и домашние задания на сайте Дневник Ру.
Как зарегистрировать ребенка на школьном портале
Существует возможность зарегистрировать ребенка не на сайте госуслуг или Дневник Ру, а напрямую на школьном портале вашего региона. Рассмотрим, как это сделать на примере города Москвы. В Москве доступ к сервису для родителей, учеников и доверенных лиц предоставляет сайт мэра города https://www.mos.ru/.
Пошаговая инструкция, как зарегистрировать ребенка на Мос Ру с иллюстрациями:
Шаг 2. Передайте указанные при регистрации данные классному руководителю в школу. После обработки данных вы получите доступ к сервису. Для этого во вкладке «Электронный дневник школьника» нажмите кнопку «Получить услугу».
Как зарегистрировать в электронном дневнике второго ребенка
Удобно, когда родитель с одного аккаунта следит за успеваемостью сразу двоих детей. Несмотря на то, что российские школы пользуются различными электронными дневниками, принцип их работы схож. Для добавления второго ребенка подтверждается родственная связь. Обратитесь к администрации школы или классному руководителю за подтверждением. Как зарегистрировать второго ребенка в Дневник Ру:
- Обратитесь в школу, сообщив сотруднику логин и Ф.И.О. (пароль сообщать не нужно).
- Сотрудник школы создаст в системе запрос на добавление родственной связи с учеником, после чего на личной странице родителя отобразится оповещение с приглашением на присоединение к организации.
- Перейдя по ссылке, вы попадете в настройки личного профиля и сможете подтвердить там добавление второго ребенка.
Что делать, если забыли логин, пароль
- обратитесь в администрацию школы;
- самостоятельно смените логин и пароль.
Например, на сайте Дневник Ру нажмите кнопку «Восстановление доступа» и укажите информацию, которую вы забыли.
Введите информацию и нажмите «Далее».
На указанный имейл или номер телефона придет информация, необходимая для восстановления доступа к системе.
Что такое электронный дневник
Электронный дневник — онлайн-сервис, с помощью которого дети и родители могут посмотреть оценки, узнать расписание уроков и что задали на дом. По сути, это аналог обычного бумажного дневника, только в интернете. Система доступна круглосуточно, причём не только с компьютера, но и с телефона через специальные приложения. Кроме того, в дневнике есть дополнительная функция — чат, где можно отправлять друг другу сообщения.
Как получить доступ к дневнику
Школа сама выбирает, на какой платформе будет вести дневник. Есть и государственный сервис, и частные сайты. Возможности у всех примерно одинаковые.
В Москве с сентября 2017 года используют дневник на сайте mos.ru. Рассмотрим, как получить доступ на этом портале.
Передайте данные учителю. Понадобятся email и номера телефонов, на которые зарегистрированы аккаунты. Важно, чтобы данные с сайта mos.ru и в школе совпадали, иначе при регистрации в электронном дневнике могут возникнуть ошибки.
Есть список регионов, в которых получить доступ к дневнику можно только через Госуслуги, то есть нужно, чтобы ученик и родители зарегистрировались на сайте Госуслуг. Детям до 14 лет достаточно упрощённой учётной записи — без подтверждения, а вот школьникам старше 14 свою учётку придётся подтвердить. Сделать это можно в веб-версиях некоторых интернет-банков или через МФЦ. Подробнее о том, как попасть в электронный дневник через сайт Госуслуг, смотрите здесь.
Как настроить дневник
Тут всё просто, детям и родителям вникать в инструкции и что-то настраивать не придётся — это прерогатива школьной администрации. Единственное, что вы можете настроить сами, — поменять фото профиля, а также включать или отключать звук, когда приходят оповещения.
Как открыть электронный дневник
Чтобы войти в систему, нужно зайти на сайт электронного дневника, выбрать кнопку «Войти» и ввести логин и пароль. Подключиться к платформе удобно как с компьютера, так и с телефона. Доступ к виртуальному дневнику школьника бесплатный и круглосуточный.
Как пользоваться дневником
Электронный дневник чем-то похож и на социальную сеть: здесь ученики могут оформить своё портфолио, переписываться, обсуждать уроки, мероприятия.
С виртуальным личным дневником для родителей теперь не стоит вопрос, как посмотреть оценки. На платформе можно не только следить за успеваемостью, но и узнать, присутствовал ли ребёнок на уроке, контролировать выполнение заданий и быть в курсе школьных мероприятий. Родители, как и дети, могут общаться между собой, создавать чаты. Преподаватели выставляют в дневнике оценки, пишут домашнее задание, отчёты об успеваемости. Что примечательно — статистика формируется автоматически и учителям не приходится заполнять её вручную.
Ещё одно дополнение к электронному дневнику — специальный детский тариф. Или не тариф. Например, в подписке «НЕТАРИФ Junior» есть всё, что нужно юному школьнику: связь, развлечения, сервисы для безопасности и даже комплект школьных учебников.