Что такое электронный дневник
Электронный дневник постепенно приходит на смену традиционному бумажному. Система школьного образования становится более мобильной и доступной благодаря виртуальной системе, выполняющей роль классного журнала. Электронный дневник — это тот же дневник, но в цифровом формате, где можно посмотреть успеваемость школьника, проставить оценки, обозначить тему урока и выдать домашнее задание. Только в этом случае все данные сохранены в информационной системе, доступ к которой защищен.
Что такое электронные журналы и дневники?
Электронные сервисы в школе начали вводить в 2009 году. Правительство России опубликовало распоряжение, согласно которому образовательные учреждения к 2014 году обязали вести электронные дневники и журналы успеваемости.
По сути это аналог обычного школьного дневника: в нём также есть расписание, домашние задания, оценки. Вот плюсы такого формата перед бумажными носителями:
- Дневник доступен родителям в онлайн-режиме.
- Ребёнок не потеряет и не испортит его.
- Можно получать уведомления об изменениях в расписании или оценках на почту и мобильный телефон.
- Есть возможность прикреплять материалы для подготовки к уроку.
Для организации образовательного процесса в столичном регионе работают сервисы, позволяющие узнать об успеваемости и учебном процессе ребенка, говорится на портале мэра и правительства Москвы.
“Внедрение цифровых сервисов в сфере образования – важное направление работы правительства Москвы. Еще несколько лет назад жителям нужно было стоять в очереди, чтобы записать ребенка в школу или детский сад. Сегодня эти и множество других вопросов можно решить онлайн, сэкономив колоссальное количество времени”, – рассказали в департаменте информационных технологий города.
Почему я не иду в вуз
Я с детства хотел заниматься предпринимательством, но в России, как я думал, нет заведения, в котором учат бизнесу в IT. Потом я познакомился с ребятами из ВШЭ – и мне захотелось поступать именно туда. Я понимал, что не сдам ЕГЭ, но в Вышку можно поступить по олимпиаде, так что я подготовился за пару недель – и поступил на бизнес-информатику.
Вуз я бросил через три месяца. Просто понял, что могу учиться быстрее. Я вообще не жалею, потому что за год работы менеджером по продукту получил знаний больше, чем, наверное, можно получить в Вышке.
У меня есть такой скилл – если я вижу любую интересную книжку, я ее заказываю. Но это не значит, что я ее сразу читаю. Это как в воронке: конверсия может быть 50%. Ты покупаешь книгу, и даже то, что она у тебя уже есть, ты ее подержал в руках, прочитал название, пролистал, – дает тебе знание. Самые большие прорывы происходили тогда, когда у меня появлялась потребность в каком-то знании, я открывал нужную книжку и в ней все нужное находил.
Так что я постоянно чему-то учусь. Сам бизнес ставит задачи. Например, когда я был менеджером по продукту, строил команду айтишников, в которой на пике было шесть человек. Еще я помогал строить бизнес-процессы в отделе продаж. Но тогда я не управлял менеджерами по продукту – так что сейчас я учусь этому.
А высшее образование мне не нужно.
Идею своего будущего бизнеса Гавриил Леви впервые увидел в Америке, но довел до ума дома, потому что надо было следить за оценками младшего брата / Е. Кузьмина
Поделить, пока не поздно. 22,3
млрд руб. – таков ориентировочный потенциал российского рынка систем школьного электронного документооборота (с учетом текущих цен), подсчитали в компании inFOLIOResearchGroup. Эксперты полагают, что компании, предоставляющие подобного рода услуги, будут развивать бесплатные сервисы для обоснования повышения цен, а также платные в целях наращивания доходов. Поэтому реальный объем рынка в 2014 г. может быть и больше на 15–20%. «Дальнейший рост рынка в денежном выражении будет ограничен неблагоприятной демографической ситуацией», – полагает Олег Клепиков, генеральный директор inFOLIOResearchGroup.
В 2007 г. Леви вернулся в Петербург создавать российский офис R&D и продаж американской компании Capital Market Services LLC. И тут оказалось, что проблема недостатка информации об образовательном процессе в российских школах коснулась его семьи. Младший брат учился в школе, и дома постоянно возникали вопросы, какие домашние задания заданы, какие оценки выставлены. «Я подумал, что пришло время создать продукт, который решал бы проблему», – улыбается Леви.
Основные возможности
Виртуальный журнал — это универсальный способ ведения и контроля обучения, который открывает разные возможности как для преподавателей, так и для учеников и их родителей.
Для учеников
Школьникам теперь проще узнать или вспомнить домашнее задание, оценки и расписание. Если по каким-то причинам ученик пропустил занятие, ему не нужно узнавать информацию через одноклассников или преподавателя.
Для преподавателей
“Среди возможностей для преподавателей в подобных сервисах можно отметить: единый ресурс для контроля успеваемости и посещаемости, проставление оценок в зависимости от типа работ, автоматическое формирование статистики, а также возможность хранения и обмена информацией”, — поясняет Юлия Минуллина.
По словам эксперта, каждая из этих возможностей обладает своими преимуществами:
- Единый ресурс для контроля успеваемости и посещаемости, а также мониторинга расписания — раньше ученики и преподаватели были вынуждены толпиться у расписания, чтобы посмотреть кабинет или время занятия. Теперь это можно сделать в любое время и в любом месте.
- Проставление оценок в зависимости от типа работ, в том числе, ответы на занятиях, контрольные работы и др. Если система умеет учитывать “вес” такой оценки при подведении результатов четвертей, процесс становится проще и быстрее.
- Автоматическое формирование статистики и различных отчетов также облегчает работу и снижает административные трудозатраты.
- Возможность хранения материалов для занятий, обмена комментариями по заданиям, а также прохождения электронного тестирования, что особенно актуально в условиях пандемии.
Для родителей
Что касается участия родителей, электронный дневник — это наилучший вариант для контроля успеваемости своего ребенка. Пока ученик в школе, папа с мамой могут проследить, какие оценки получает ребенок, появлялся ли он на занятиях и что ему задали. Нет необходимости постоянно спрашивать о результатах уроков и проверять бумажный дневник.
Досье с малых лет: зачем нужен цифровой профиль школьникам?
С 1 сентября 2011 года начальная школа в Москве должна перейти на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он предусматривает развитие материально-технической базы школ, развитие системы дополнительных занятий по различным направлениям и ряд других методов.
“Мы планируем обеспечить школы электронными журналами и дневниками в течение 2012 года, но активно развивать это направление начнем уже в этом году”, – заявил Ермолаев.
Он добавил, что как только школьнику поставят оценку, он узнает о ней либо по SMS, либо по электронной почте.
“И все те школьные шалости, когда дети воровали школьные журналы или затирали лезвием двойки в дневнике, здесь тяжело реализуемы. Это попытка дать возможность родителям постоянно мониторить успеваемость своего ребенка”, – пояснил собеседник агентства.
По его словам, на первом этапе бумажные версии школьных дневников и журналов все же сохранятся. “Любые, даже сверхсложные электронные системы, всегда дублируются, пока система не отладится до конца”, – уточнил глава департамента.
Он отметил, что власти города также планируют упорядочить и систему питания школьников. Для этого будут внедрены специальные электронные карты, деньги на которых будут переводиться в баллы, по которым ребенок сможет покупать себе еду в школьной столовой.
“По законодательству мы не можем ребенку выдать банковскую карту, пока он не достиг определенного возраста. Но мы можем сделать ему аккаунт, позволяющий родителям перечислять деньги, которые будут переводиться в условные единицы – баллы”, – уточнил Ермолаев.
Он добавил, что к 1 сентября 2011 года всем учителям выдадут персональные ноутбуки, а в каждой учительской будут установлены компьютеры.
“В этом году порядка 300 школ получат такой комплект, в 2012 году мы планируем минимум такое же число оснастить”, – уточнил собеседник агентства.
Все оценки в телефоне: как завести электронный дневник и пользоваться им
образование – общество
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
школа, общество, россия, образование, образование – общество, социальный навигатор, сн_образование
С сентября 2013-2014 учебного года во многих столичных школах были введены электронные дневники и журналы, полезность которых уже успели оценить как учителя, так и сами ученики и их родители. M24.ru собрало информацию о том, как работают электронные дневники и чем они помогают учебному процессу.
Обновление школьного образования было начато несколько лет назад. С 2011 года открыта электронная запись в первый класс. В 2013 году появились первые электронные дневники, которые помогали эффективнее взаимодействовать учителям, ученикам и их родителям. Уже в сентябре 2013 года столичные школы обнародовали статистику – электронные дневники использовались в 1 305 школах, а в городской школьной информационной системе на тот момент зарегистрировали 860 тысяч человек.
В марте 2014 года глава департамента информационных технологий города Артем Ермолаев объявил о том, что все столичные школы пользуются электронными дневниками. При этом 36% учебных заведений полностью отказались от бумажных дневников (остальные школы пока используют и электронные, и обычные дневники).
ЕКАТЕРИНА ПОЛИЕНКО, УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ №1370
Я считаю онлайн-дневники очень удобными, ведь с их помощью мамы и папы имеют возможность ежевечерне отслеживать ситуацию с оценками. Увы, не все родители пока ими пользуются, многие по старинке ждут родительских собраний, на которых классные руководители всегда расскажут об успеваемости их чад. Однако мобильные родители держат руку на пульсе, всегда могут видеть долги ребенка, сделанные (и не совсем) домашние задания.
Однако, несмотря на удобство для родителей, электронные дневники доставляют дополнительные трудности учителю. Это дополнительная работа, кропотливая, точная, нет возможности отложить выставление оценок на потом, ведь все дневники и журналы должны быть заполнены практически сразу же после урока.
С помощью электронных дневников педагоги имеют возможность вести электронный школьный журнал, автоматически получать любую качественную и количественную информацию, использовать элементы дистанционного обучения и электронного документооборота. В свою очередь, родители могут своевременно видеть оценки ребенка и домашние задания, контролировать посещаемость, общаться с преподавателями и представителями администрации школы в режиме online.
Учитель “Ломоносовской школы” Анастасия Петренко отмечает, что в электронной отчетности есть свои плюсы и минусы. “С одной стороны, тотальный контроль, разумеется, приносит свои плоды. Ребята привыкают к мысли, что их образованию отводится такое внимание, что попустительски относиться к своему развитию теперь просто невозможно. Но есть и минус. Находясь под контролем в школе и дома, наверстывая упущенные темы, потому что учитель заявил о них в электронном журнале и поставил минус, грозящий перерасти в разочарование родителей, ребенок упускает важное – самоконтроль, возможность сказать себе: “Я не очень уверен к спряжении этого глагола, пойду подучу, чтобы знать наверняка” или: “А вот это мне точно пригодится для жизни, в этой области я стану специалистом”.
Родители по-разному относятся к электронным дневникам, но в основном оценивают это нововведение положительно.
ИРИНА, МАМА ВЫПУСКНИЦЫ 2014 ГОДА 11 КЛАССА ШКОЛЫ №301
Введение электронных дневников облегчило жизнь многим занятым родителям, у которых нет времени на ежедневное отслеживание успеваемости и проверку бумажных дневников, иногда даже на посещение родительских собраний не хватает времени. Нововведение очень понравилось, мне было легко к нему привыкнуть, поскольку профессия связана с работой на компьютере и в сети. Благодаря электронному дневнику дочери я могла без лишней траты времени проверить ее успеваемость, отследить количество прогулов и даже связаться с классной руководительницей, что очень помогало в течение учебного года.
Как это работает
“Теперь портал станет единой и единственной точкой доступа к электронному дневнику ученика для родителей. До этого школы использовали различные “вариации”, не было единой системы”, – заявили в пресс-службе в департаменте информационных технологий столицы.
Другие электронные нововведения в школах
Помимо электронных дневников и журналов, во многих школах уже действует система электронного прохода: родители получают SMS, когда их дети оказываются за турникетами.
Кроме того, в столичных школах установлены 160 тысяч компьютеров. “По количеству компьютеров, которые есть в школах, мы не только первое место в России, но и, наверное, первое место в мире теперь держим”, – сообщил ранее Сергей Собянин.
С 2014 года в 75 учебных заведениях проходит и эксперимент по внедрению электронных учебников. Подобное нововведение не только избавит школьников от необходимости набивать свой ранец книгами под завязку, но и даст возможность получать знания в любом формате. Занятия проходят по 11 электронным учебникам: по русскому языку, литературе, истории России, алгебре и геометрии, физике и химии, изобразительному искусству и музыке. С помощью электронного носителя можно также выполнить практические задания, лабораторные и контрольные работы.
Разработаны уже шесть электронных учебников. Аналогов им в нашей стране пока нет. “Это не просто переведенная в электронный вид бумажная версия – это совсем новая система с электронными приложениями, с видеозаписями, с движущимися картинками, интерактивом и так далее”, – рассказал об учебниках Сергей Собянин.
Ссылки по теме
О посещаемости и правильном питании школьников власти тоже не забывают. С помощью мобильного приложения “Госуслуги Москвы” родители смогут узнать, как часто дети опаздывают в школу и насколько регулярно они там питаются.
Напомним также, что в Москве реализуется проект “Школа новых технологий”. Он направлен на выявление и стимулирование передовых школ, которые применяют информационно-компьютерные технологии. На первом этапе проекта город выделял до трех миллионов рублей на каждое учебное заведение для закупки оборудования, программ и перевод классных журналов и дневников в сеть.
В середине мая 2014 департамент информационных технологий объявил о второй волне проекта. Среди требований к потенциальным школам-участницам конкурса – количество учеников, их должно быть не менее семисот. Кроме того, в отборе смогли принять участие только те общеобразовательные учреждения, которые полностью отказались от бумажного дневника и перешли на электронные технологии учета успеваемости учеников.
Библиотека МЭШ
В “Московской электронной школе” имеется огромная база полезных и уникальных образовательных материалов. Они размещены , которая помогает родителям и учителям подготовиться к урокам и получить другую необходимую информацию. В частности, там опубликованы обучающие аудио- и видеоматериалы.
библиотека МЭШ стала рабочим инструментом, который используется при подготовке к занятиям, для вовлечения учеников и обмена опытом с коллегами. В этом году в библиотеке разместили материалы для дошкольников.
Наполняют базу библиотеки не только учителя со всей России, но и крупнейшие издательства и ИТ-компании, при этом все материалы проходят обязательную проверку на соответствие техническим, методическим и содержательным требованиям. Всего в библиотеке собрано более миллиона цифровых учебных материалов.
В столице для удобства родителей внедрен сервис “Электронный дневник”. С помощью него можно узнать об оценках, школьных заданиях и успеваемости ребенка. Также родителям доступны вся актуальная информация об учебном процессе и связь с учителями. Сервис работает на сайте “Московская электронная школа”.
Приложение позволяет родителям в том числе настроить уведомления о домашних заданиях по предметам на следующий день. Приложение может быть полезно и родителям дошкольников: в нем можно посмотреть меню ребенка и типовой распорядок дня в детском саду.
Узнать информацию об оценках, домашних заданиях и питании ребенка в школе можно также в мобильном приложении “Госуслуги Москвы” в разделе “Ребенок в школе”, а также в разделе “Дети в школе” мобильного приложения “Моя Москва”.
В школах выяснят, как дистанционное обучение повлияло на знания детей
Резюме
Сервисы электронных дневников и журналов доступны преимущественно ученикам на традиционной форме обучения. Но хоумскулерам не стоит отказываться от удобства технологий. Можно использовать сторонние приложения и адаптировать электронные сервисы на дистанционном обучении под себя. Приложения позволяют автоматизировать организацию учебного процесса и сосредоточиться на получении знаний.
Зачем нужен
Электронный дневник обеспечивает учителей, учеников и их родителей актуальной информацией о процессе обучения.
“Уже несколько лет в самых разных сферах наблюдается тренд на цифровизацию и автоматизацию процессов. Сфера образования — не исключение. Электронный дневник — это отличная возможность освободить преподавателя от бумажной рутины и предоставить доступ к информации в любой момент времени”, — отмечает преподаватель Юлия Минуллина.
Кроме того, благодаря электронному формату все стороны экономят время в ведении дневника.
Поляна поделена
Цифровые решения для школ первой в России стала предлагать самарская компания «ИРТех», еще в 2002 г. начав «коробочные» продажи системы NetSchool, в ней в том числе были возможности электронного дневника и электронного журнала. Программа была рассчитана на одну школу. Сетевой проект «Сетевой город. Образование» у «ИРТеха» появился в 2005 г. Система устанавливается на сервер муниципалитета, и к ней подключаются все школы города. «Таких городов уже более 100, – рассказывает Андрей Шабашев, замдиректора «ИРТеха», отвечающий за это направление бизнеса. – Среди наиболее крупных – Челябинск, Самара, Якутск, Салехард, Петропавловск-Камчатский».
Компания продает софт заказчику, может оказывать поддержку, но не зарабатывает на рекламе и прочих возможностях. Бессрочная лицензия на подключение одной школы стоит у «ИРТеха» 20 000 руб. В системе более 7000 школ.
«Разработчиков различных систем для школ немало, – говорит Леви. – Но компаний, работающих, как и мы, на федеральном уровне – единицы». Прежде всего это самарский разработчик NetSchool и «Барс групп» из Казани, у каждой из этих компаний тысячи подключенных школ. Остальные разработчики, по словам Леви, создают софт по заказу местных властей на небольших локальных рынках.
Собственные отличия от конкурентов Леви видит в реализуемой бизнес-модели. Их у «Дневник.ру» две. Помимо используемой и другими игроками продажи лицензионного софта white lable, который школы и регионы могут самостоятельно доработать, 90% всех подключений приходится на фримиум-модель. Ее компания Леви предоставляет школам бесплатно, монетизируя трафик за счет дополнительных сервисов, магазина приложений и рекламных контрактов с партнерами.
«Сейчас компания как раз тестирует систему sms-оповещений и sms-рассылок. Этот будет стоить родителям 100 руб. в месяц, – поясняет Леви. – Родители смогут получать уведомления об оценках, домашние задания, расписания и прочее».
В школах, не использующих дополнительные модули контроля доступа и электронной столовой, конверсия от sms, по словам Леви, 10–20%. В школах с дополнительными модулями, где оповещение можно получить на каждый вход или выход ребенка из школы и списание денег со счета в столовой, конверсия существенно выше и доходит до 80%. Там, где стоят и системы контроля доступа, и электронная столовая, конверсия выше существенно и составляет примерно 70–80% со школы.
О планах
Моя большая задача сейчас – настроить работу в «Дневнике» так, чтобы я мог вообще ничего не делать, и он продолжал расти за счет команды. И дальше я хочу, чтобы уже эта команда создавала на этой базе что-то новое. Скорее всего это будет онлайн-школа или маркетплейс с независимыми репетиторами.
Параллельно я хочу выделять время на новый стартап. Я понимаю, что «Дневник» — это круто, что там можно создавать много пользы, мы можем менять культуру и вообще российскую действительность благодаря нашим сторис. Мы можем говорить огромному количеству молодых людей то, что им очень близко. Но я понимаю, что я не заработаю там миллиард. Поэтому я хочу еще чем-то другим заняться, но пока рано об этом говорить.
Фото в материале предоставлены героем материала
Для чего нужны электронные журналы и дневники?
Электронный журнал — это цифровая версия школьного журнала, где отмечают пропуски, оценки, записывают темы урока. Система сама высчитывает средний балл и делает отчёты об успеваемости. Недобросовестным ученикам теперь сложнее стереть «н» или плохую оценку.
Предполагалось, что благодаря электронному документообороту контроль за успеваемостью станет прозрачнее и удобнее. Родители будут в онлайн-режиме следить за оценками ребёнка, у педагогов станет меньше бумажной работы, а школьники смогут записывать уроки и задания прямо в телефоне в свой электронный дневник.
Сегодня электронные журналы и дневники действительно есть почти во всех российских школах. Однако многие используют смешанную систему: ведут и цифровую, и бумажную версии журналов и дневников. Таким образом, документооборот не уменьшился, а увеличился.
Образовательные организации вправе сами выбирать систему электронного контроля успеваемости обучающихся. Существуют государственные сервисы (например, дневник на сайте мэра Москвы, на сайте «Госуслуги») и популярные частные разработки («Дневник.ру», «ЭлЖур» и другие).
С сентября 2017 года Департамент инновационных технологий Москвы ограничил сторонним разработчикам доступ к данным о московских школах. Поэтому все столичные образовательные организации пользуются только электронным дневником на сайте mos.ru.
Вход в личный кабинет
Стандартный вариант — перейти на сайт и ввести данные, которые были ранее выданы ученику.
Вход через “Госуслуги”
Чтобы попасть в электронный дневник через сайт “Госуслуги”, в первую очередь необходимо уточнить у преподавателя — привязана ли система к порталу. Если да, то можно заходить в систему, предварительно авторизовавшись в
“Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости”. Затем в открывшейся форме выбрать заявителя: родитель или обучающийся, далее — указать школу, ФИО ученика и интересующую информацию (расписание, оценки и т.д.).
Восстановление пароля
Для создания профиля на “Госуслугах” нужно указать данные ученика — паспорт, СНИЛС и др., после чего дождаться подтверждения личности.
«Программирование – это инструмент для создания проектов»
В семь лет я создал свой первый сайт – сайт класса. Мне очень нравилось работать за компьютером и делать свои проекты, так что программированием я увлекся именно как инструментом. Все детство я возвращался из школы домой и кодил: создавал сайты с фильмами, игры по Шерлоку Холмсу, систему управления финансами. Я изначально понимал, что на этом можно зарабатывать, и каждый проект помогал мне этому учиться.
В 13 лет я создал свой первый успешный проект – генератор интернет-магазинов с игровыми товарами.
А еще появился «Электронный дневник», который я развиваю до сих пор.
Настройка дневника
Электронный дневник чем-то напоминает профиль в социальной сети. Там можно добавить информацию об ученике — например, грамоты или сертификаты. Но полноценной настройкой системы занимается только администрация учреждения, так как в первую очередь удобство сервиса важно для преподавателей, которые будут вести учет.
Поменять провайдера
«Какое-то время мы пользовались сервисом «Дневник.ру», а потом перешли на «Параграф 3», – говорит Татьяна Мурысина, замдиректора Музыкального лицея комитета по культуре в Петербурге. – Модули этой системы (тоже бесплатной) позволяют формировать итоговую базу всех выпускников города, которые потом получают допуск к сдаче ЕГЭ. В «Дневник.ру» такой возможности нет, хотя некоторые школы, насколько мне известно, пользуются сразу двумя сервисами – «Дневником» и «Параграфом».
Шабашев считает, что конкуренция на рынке довольно острая, но, например, их продукт выигрывает у других не за счет «ярких картинок», а за счет возможности обрабатывать и получать сводные отчеты по большому числу параметров. В NetSchool предусмотрено 10 типов пользователей, включая директора, завуча, психолога, специалиста по кадрам и медицинского работника. «Дневник.ру», в свою очередь, предлагает только три типа – ученик, учитель и родитель, а также статусы администратора и модератора.
Прибыль от своего проекта «ИРТех» начал получать в 2008 г., а за последний год она утроилась. «Дневник.ру» прибыли пока не получает, а первая выручка была в 2011 г. Размер выручки и оборот компания не раскрывает. Леви говорит, что в 2012 г. оборот стартапа составил несколько миллионов долларов. А исчисляться в десятках миллионов, по его прогнозам, будет уже с 2015 г.
«Оценить российский рынок школьного электронного документооборота в 2012–2013 гг. крайне сложно, так как нет точной информации по количеству школ, которые ввели у себя подобную практику, на каких условиях проводилось подключение. Как и нет понимания того, какое количество школ не успеют внедрить подобные системы до конца года», – пытается анализировать рынок Олег Клепиков, генеральный директор компании inFOLIOResearchGroup.
Сейчас ежемесячно к «Дневник.ру» подключается примерно 1000 новых школ. На 21 февраля, судя по данным сайта «Дневник.ру», в системе зарегистрировано 27 133 школы, 512 346 учителей, почти 4 млн учеников и более 2 млн родителей. Леви полагает, что к 2014 г. в их сети будет около 35 000 школ. На этом рост сети в России фактически завершится.
Регистрация
Несмотря на то, что система электронного контроля подразумевает использование сразу всеми участниками (учитель-ребенок-родитель), самостоятельно регистрацию пройдет в ней только работник школы, например, учитель или директор.
Учреждения могут выбрать один из сетевых федеральных журналов. Сейчас их в нашей стране три:
В большинстве случаев родители и дети имеют возможность получить доступ к сервисам федерального формата через портал
Также существуют региональные системы, например, “
” — на сайте можно выбрать нужный субъект РФ и перейти по ссылке для авторизации.
В зависимости от вида системы для регистрации сотруднику школы нужно будет указать: ФИО, населенный пункт или название школы, e-mail, пароль и др.
Всеобщее подключение
Год ушел на создание первой версии. Не сразу удалось убедить в необходимости создания такой системы и директора школы, в которой учился младший брат: директриса была уверена, что учителя не захотят тратить время на подобную ерунду. Первый «Дневник.ру» запустили в 2009 г. в петербургской гимназии № 56. «Сложнее всего было подключить первую тысячу школ, – признается Леви. – Приходилось практически с каждым директором и учителем школы встречаться лично, объяснять, почему это важно, почему принесет пользу и сэкономит время. В дальнейшем сработал эффект снежного кома».
В конце декабря 2009 г. вышло распоряжение правительства о том, что с 2014 г. все школы должны будут в обязательном порядке предоставлять информацию о посещаемости и успеваемости в электронном виде через портал госуслуги. Стало понятно, что даже самым упертым консерваторам не избежать перехода на систему электронного документооборота. Для компании Леви это оказалось подарком.
Теперь на контакт охотно шли уже и региональные, и муниципальные департаменты образования на местах. «Из всех сервисов, которые нам предлагали, «Дневник.ру» оказался наиболее технически проработанным плюс, что сыграло немаловажную роль, абсолютно бесплатным», – рассказал Виталий Гутман, министр образования и науки Астраханской области. Выбор пал на «Дневник.ру» еще и потому, что его разработчики взялись обучать педагогов, говорит Гутман. Сервисом в Астраханской области пользуются уже почти три года. «С помощью департаментов процесс идет быстрее, – соглашается Леви. – Но главное, что именно они обеспечивают школу необходимой техникой. Не все школы в состоянии обеспечить преподавателей компьютерами».
Заглянут за рубеж
Расширять горизонт Леви планирует за счет международной экспансии. Уже сейчас компания через партнеров вышла на рынок Украины, подключив несколько тысяч школ. По словам Леви, есть интерес и в других странах. Схема работы в этом случае проста: компания Леви предоставляет технологию, партнер занимается дистрибуцией и инвестициями в развитие. Бизнесмена привлекает почти пустой азиатский рынок, страны СНГ и Восточной Европы. Стоимость франшизы Леви не называет, объясняя, что в каждом случае расчеты индивидуальны и зависят от количества пользователей и набора услуг. Минимальная цена – $3 за одного пользователя в год.
Резкого повышения монетизации сервиса Леви ожидает с 2014 г., когда полный переход на электронный документооборот для школ станет неотвратим. А взрыв трафика он прогнозирует, анализируя показатели тех 30 школ, которые уже полностью перешли на систему электронного документооборота. В таких школах примерно 55% пользователей заходят в систему ежедневно, а 99% как минимум один раз в месяц. В среднем по системе этот показатель ниже в 10 раз. Ежедневно в систему заходит примерно 7,5% пользователей, или 500 000 человек.
«Дневник.ру» создал лучшее образовательное решение и сумел, подключив десятки тысяч школ, за короткие сроки стать первым в России, – считает Белоусов. – К тому же Леви собрал сильную управленческую команду». Белоусов убежден, что проект Леви сможет привлечь 100 млн пользователей по всему миру, и готов максимально задействовать ресурсы экосистемы фонда и опыт партнеров, чтобы помочь «Дневник.ру» добиться успеха.
«Я долго работал один, потому что было страшно нанимать»
Нанимать непросто. Я возьму кого-нибудь на работу, а завтра скажут, что электронного дневника больше не будет. И что делать? Был кейс: государство нас пыталось заблокировать. Сейчас все хорошо, но случай такой был, и было страшно. Плюс у меня не было столько знаний, чтобы понимать, кого нанимать. Зато, когда я год поработал менеджером по продукту в B2B-стартапе, я набрался классных знаний, был в кругу суперских людей. Теперь я знаю, как развиваться, как расти, я могу менторить людей, которых я найму. Ну и плюс появилось время.
Так что с этого лета я начал нанимать. Пригласил разработчика, редакторку – она создает медиа внутри нашего приложения, чтобы мы помогали детям становиться успешнее. Пишем про олимпиады, домашнее обучение, а с января начнем рассказывать про эмоциональный интеллект, профессии, травлю и про то, что поможет детям. Также я нанял менеджера по продукту – она следит за метриками, находит лучшие точки для роста и помогает мне постепенно или отойти, или заниматься более высокоуровневыми вещами типа онлайн-школы.
Кстати, всем моим сотрудникам почти столько же лет, сколько и мне.
Тут есть чит-код: если твой продукт классный, то он нравится куче молодых людей. Они сами вчера закончили школу, так что ты можешь нанимать среди своих юзеров.
Когда я искал разработчика, написал сообщение в дневнике: «Кто хочет присоединиться?». Прособеседовал какое-то количество людей и нанял одного – он суперкрутой, я даже не ожидал. Несмотря на то, что я сам создавал дневник в 14 лет, я не верил, что человек в 17 лет может быть таким умным. И он определенно сильнее многих людей постарше.
Как завести электронный дневник и пользоваться им
То, ради чего все скачивают «Дневник», – это просмотр расписания и оценок. Но главная наша фича – это советы. Ребенок задает цель, с которой он хочет закончить четверть или полугодие, а приложение подсказывает ему, какие оценки нужны, чтобы этой цели достичь.
Обычно в школе происходит так: за неделю до окончания периода учитель говорит: «Скоро будем выставлять оценки». Ребенок открывает дневник, понимает, что все очень плохо, расстраивается и больше ничего не делает. Такое бессилие куда-то в подкорку уходит, и ребенок в принципе к концу школы уже не думает об этом.
Советы же с самого первого дня подсказывают тебе, что где-то что-то идет не так, и предлагают вот тут получить одну пятерку – и тогда ты дойдешь до цели. Проблемный предмет моментально подсвечивается красным, и когда ты открываешь дневник даже просто расписание посмотреть, то видишь, что из пяти предметов один подсвечен. Значит, над ним надо постараться.
Я сам окончил школу на «отлично» благодаря этому принципу. Я очень ленивый, и никогда не делаю то, что мне не дает никакой пользы. А то, что интересно, обычно само собой получается – как, например, физика. Так что в школе я постоянно пересчитывал оценки по остальным предметам, чтобы получить «пять». А в приложении просто автоматизировал этот процесс.
Кроме этого мы показываем родителям траты ребенка в буфете, как он посещает школу: «Дневник» отображает государственные данные в удобном формате. Пользователь сам вводит свои данные от mos.ru.
Есть функционал заметок – они шерятся между одноклассниками, и возможность поделиться доступом с родителями или детьми, если кто-то забыл пароль. Некоторые даже с нянями и репетиторами делятся. Это нам дает крутой прирост.
Очень хорошо зашла функция с ботами. Мы сделали супер крутую интеграцию с VK. Если хоть один человек из класса скачивает наше приложение, то оно предлагает ему добавить бота в чат класса. Соответственно, бот появляется в чате, все видят его. Если кто-то в чате пишет «Что задали?», бот автоматом присылает задание. Функционал бота достаточно крутой, чтобы сохраняться в чате, но не чтобы замещать все функции приложения. Поэтому остается стимул узнать, попользоваться, влюбиться и перейти в приложение.
Самая крутая штука – это если кто-то в чате писал «лол», то с какой-то вероятностью бот отвечал «кек» – и это вызывало бурную реакцию. Был очень смешной случай, когда мне кто-то из детей написал: «Это вы кекнули нам в чат?». Я ответил, что я кекаю с 1999 года.
Установка на мобильный телефон
Сервис на mos.ru позволяет родителям узнать, во сколько их ребенок пришел в школу, когда ушел с занятий, а также чем он питался в течение дня. Для подключения оповещения необходимо подать в школу заявление с номером телефона, который будет привязан к лицевому счету ребенка. Бланк для заполнения есть у сотрудника, отвечающего за систему, и на сайте “Москвенок”.
С 1 сентября школьники и студенты смогут сэкономить на проезде
Как появился «Электронный дневник»
Я решил разработать электронный дневник, потому что официальный государственный тогда был совсем ужасный. Я еще не умел создавать мобильные приложения, поэтому нашел фреймворк и за неделю слепил его. Как всегда, потребность была именно в проекте, а не в желании программировать.
В начале он развивался очень плохо. Наверное, потому, что дневниками еще никто не пользовался и приложение было среднего качества. У меня набралось тысяч пять пользователей, я никак проект не монетизировал, но был супер счастлив. Побеждал с ним на разных конференциях, но мне часто говорили, что я персональные данные могу как-то не так собирать. Потом выяснилось, что это абсолютный бред: каждый второй сайт собирает персональные данные.
Так вышло, что я сходил в правительство с предложением: «Эй смотрите, я сделал дневник, давайте вы его всем покажете». А мне сказали: «Нет, сорян, мы не будем этим заниматься».
В итоге я свой проект на какое-то время заморозил. После него создал конструктор интернет-магазинов для игр, научился на нем зарабатывать деньги и относиться к продукту как к бизнесу, но уперся в потолок – и закрыл его тоже.
Через пару месяцев после закрытия конструктора я с нуля на более крутых технологиях написал новый дневник. И он просто супер полетел!
Быстрее с инвестором
Первые два года «Дневник.ру» развивался полностью за счет средств основателя. «Компактная история», как сам Леви называет стартовый период – тогда в компании работало не более 12 человек, – обошлась предпринимателю, по его оценке, в $600 000–700 000. К концу 2010 г. он задал себе вопрос, какой хочет видеть компанию: небольшой или игроком глобального рынка, который в перспективе способен подключить к своей системе сотни тысяч школ? Маленьким Леви быть не захотел и за ресурсами для дальнейшего роста обратился к инвесторам.
Первый раунд инвестиций в 2011 г. от фонда Prostor Capital составил $1,7 млн. Компания открыла шесть региональных офисов, а к концу 2012 г. подключила к системе 25 000 школ (в феврале 2013 г. их уже 27 000).
Второй раунд инвестиций от международного фонда Runa Capital осенью 2012 г. составил $4,8 млн. Их компания Леви собирается потратить на улучшение продукта и подготовку к международной экспансии.
Как распределяются доли в акционерном капитале, Леви не раскрывает, но подчеркивает, что после двух раундов он сохранил за собой контрольный пакет.
Максимальный срок возврата инвестиций для фонда – 10 лет, но, как правило, фонды выходят из компании через 3–5 лет, рассказал «Ведомостям» Сергей Белоусов, старший партнер Runa Capital: «Но у Runa нет цели как можно скорее продать «Дневник.ру». Главная цель – сделать «Дневник.ру» глобальным лидером рынка в своем сегменте».
Электронный журнал и электронный дневник для хоумскулеров
Для регистрации в указанных выше сервисах необходимо прикрепление к образовательной организации. Получить доступ к официальным электронным журналам и дневникам хоумскулеры могут только во время промежуточных аттестаций. В этот период он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.
Ведь в отличие от школы, на семейном обучении не ставят «энки» и оценки. Хоумскулеры сами выбирают программу и организовывают учебный процесс. Ответственность за качество знаний лежит на родителях и самом ученике. А как таковая проверка знаний проходит только в период промежуточной или итоговой аттестации.
С ведением электронного журнала и дневника на дистанционном обучении на протяжении всего учебного года сложнее. Для контроля текущей успеваемости лучше рассмотреть альтернативные версии, которые подойдут для хоумскулеров:
- В приложении iШкола можно составлять расписание, записывать домашние задания, ставить напоминания, выставлять оценки от одного до десяти баллов и получать график успеваемости. Есть также возможность добавлять PDF-файлы и вести заметки. Устанавливается бесплатно.
- «Школьный дневник» — бесплатное приложение для Android с базовым функционалом, но без оценок.
- Расписание занятий Weeklie — тоже бесплатный и удобный сервис для ведения электронного дневника. Плюсы: минималистичный дизайн и удобный виджет.
Кроме того, для учёта успеваемости можно адаптировать «Google.Календарь», Trello и другие сервисы планирования.
В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам и родителям помогает справляться с контролем успеваемости и распределением нагрузки персональный наставник. Он напомнит о домашних заданиях, пропущенных занятиях и посоветует включить в расписание кружки и секции ребёнка.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» не ставят оценки за домашние задания — учеников поощряют за усилие, а не результат. Но периодически проводятся проверочные, а раз в триместр или полугодие — и контрольные работы.
Как мы зарабатываем
Мы не платим за рекламу, потому что она не окупается. Юзер не приносит много денег, и поэтому у нас задача быстро расти, но при этом дешево или вообще бесплатно. Поэтому мы стараемся делать наш продукт виральным. Это кейс Slack: они специально придумывают механизмы, а не вкладываются в рекламу. Ты просто делаешь так, чтобы у тебя бесплатно было много юзеров.
Еще если человек платит деньги, он ожидает, что у приложения есть отдел поддержки. А мы не хотим фокусироваться на покупках, поэтому специально не просим много денег.
Плюс мы понимаем, что сначала нам надо набрать большую аудиторию, чтобы потом круто ее монетизировать.
Прибыль растет где-то в три-четыре раза в год, и по выручке сейчас мы уже пробили миллион, маржинальность высокая. Посмотрим, что будет дальше.
У меня никогда не было денег для стартового капитала. Максимум – 100 долларов на аккаунт в Apple. Но я их заработал в предыдущем проекте, который был за 0 создан.
Карта москвича для учащегося
Карта позволяет учащимся пользоваться проездом в транспорте по льготным условиям, бесплатно , записываться к врачам и получать скидки на товары и услуги от партнеров проекта. Кроме того, она применяется в качестве Единого читательского билета.
Оформить карту онлайн могут учащиеся РФ московских школ и колледжей на mos.ru. Для детей до 14 лет карту оформляют родители, старше 14 лет учащиеся могут оформить ее самостоятельно. Для оформления понадобятся удостоверяющий личность документ, сведения о регистрации, фотография и номер полиса ОМС. Оформление длится не более 30 дней.
На портале mos.ru имеются и другие востребованные услуги. Благодаря нему родители могут записать ребенка в первый класс, группу продленного дня, секции и кружки, перевести в другую школу, подать заявление для поступления в колледж. Школьникам доступны результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ).
Помимо этого, на портале можно подать заявление на предоставление льготного питания в школе для детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-инвалидов и иных льготных категорий.
Школьные линейки 1 сентября состоятся в 75 субъектах РФ. В столице линейки пройдут только для первоклассников. Роспотребнадзор рекомендовал проводить их на открытом воздухе по классам либо параллелям. Работу кружков специалисты посоветовали организовать на каникулах, выходных и в праздничные дни.
Стало известно, как будут работать школы в этом году