Когда изобрели электронный дневник

Эта статья — об электронной версии печатных изданий. О системе учета успеваемости см. Электронный дневник и журнал.

Электро́нный журна́л — периодическое рецензируемое издание, электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на мобильных устройствах или компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях информации (магнитных, оптических, USB накопителях).

Электронный дневник и журнал — комплекс программных средств, реализующих систему учёта успеваемости и посещаемости учеников школы (школьный дневник, табель успеваемости и классный журнал в электронной форме).

Цели создания системы

  • построение информационной среды образовательного учреждения;
  • повышение открытости и доступности образования;
  • предоставление участникам учебно-воспитательного процесса государственных услуг в электронном виде.

Электронные дневники и журналы позволяют оперативно взаимодействовать управлению образования, педагогам, родителям, ученикам и администрации школы.

Почему я не иду в вуз

Я с детства хотел заниматься предпринимательством, но в России, как я думал, нет заведения, в котором учат бизнесу в IT. Потом я познакомился с ребятами из ВШЭ – и мне захотелось поступать именно туда. Я понимал, что не сдам ЕГЭ, но в Вышку можно поступить по олимпиаде, так что я подготовился за пару недель – и поступил на бизнес-информатику.

Вуз я бросил через три месяца. Просто понял, что могу учиться быстрее. Я вообще не жалею, потому что за год работы менеджером по продукту получил знаний больше, чем, наверное, можно получить в Вышке.

У меня есть такой скилл – если я вижу любую интересную книжку, я ее заказываю. Но это не значит, что я ее сразу читаю. Это как в воронке: конверсия может быть 50%. Ты покупаешь книгу, и даже то, что она у тебя уже есть, ты ее подержал в руках, прочитал название, пролистал, – дает тебе знание. Самые большие прорывы происходили тогда, когда у меня появлялась потребность в каком-то знании, я открывал нужную книжку и в ней все нужное находил.

Так что я постоянно чему-то учусь. Сам бизнес ставит задачи. Например, когда я был менеджером по продукту, строил команду айтишников, в которой на пике было шесть человек. Еще я помогал строить бизнес-процессы в отделе продаж. Но тогда я не управлял менеджерами по продукту – так что сейчас я учусь этому.

А высшее образование мне не нужно.

Ученик череповецкой школы N 32 Максим Павлов разработал собственный электронный дневник, который подключается к официальному школьному электронному документу через соцсеть. Его проект дублирует все функции электронного дневника, но более удобен для использования.

Когда изобрели электронный дневник

Традиционный электронный документ работает на специальном российском информационном ресурсе. Чтобы получить сведения, необходимо переходить из одного раздела в другой. Но, как считает школьник из Череповца, это не очень удобно, поэтому и решил сделать альтернативный вариант. Молодое поколение, живущее в мире современных гаджетов и общающееся в основном в соцсетях, желает более продвинутого, быстрого и понятного ресурса.

Максим потратил три недели на разработку бота. Он подключается через соцсеть и дублирует все функции официального дневника. Именно в боте главное отличие проекта Максима от традиционного электронного документа. Бот присылает оповещения, касающиеся изменения в расписании, появления домашнего задания и даже оценок. Кроме того, с помощью него можно следить за успеваемостью в целом.

Просматривать оценки в новом дневнике могут и ученики, и родители

– Мой дневник берет оценки и весь функционал из школьного дневника. Нужно зайти в бот, авторизоваться и после этого будешь получать в соцсети оценки. Никуда больше кликать не придется, – рассказал Максим Павлов.

Сначала школьник пользовался сам своим изобретением. А в августе решил подключить к нему и других ребят. Сейчас дневник доступен для всех. И уже более двухсот школьников из шести средних школ Череповца используют версию Максима. Кстати, задумавшись над изменениями в дневнике, Максим Павлов обратился в администрацию официального электронного ресурса. Но ответа от его разработчиков так и не дождался. Поэтому решил действовать самостоятельно.

– Пришлось придумывать способы, как получать данные. Проект некоммерческий и доступен всем. Создал бот для интереса, – утверждает школьник.

– Но тогда твои оценки станут доступны и другим ребятам, кто авторизуется в соцсети?

– Нет, бот данные не ворует. Каждый пользователь получит доступ только к своей информации. Он сам заходит через аккаунт и получает данные о своих оценках. Так же работает и приложение на телефон.

Калькулятор оценок, бот и семейный доступ

То, ради чего все скачивают «Дневник», – это просмотр расписания и оценок. Но главная наша фича – это советы. Ребенок задает цель, с которой он хочет закончить четверть или полугодие, а приложение подсказывает ему, какие оценки нужны, чтобы этой цели достичь.

Обычно в школе происходит так: за неделю до окончания периода учитель говорит: «Скоро будем выставлять оценки». Ребенок открывает дневник, понимает, что все очень плохо, расстраивается и больше ничего не делает. Такое бессилие куда-то в подкорку уходит, и ребенок в принципе к концу школы уже не думает об этом.

Советы же с самого первого дня подсказывают тебе, что где-то что-то идет не так, и предлагают вот тут получить одну пятерку – и тогда ты дойдешь до цели. Проблемный предмет моментально подсвечивается красным, и когда ты открываешь дневник даже просто расписание посмотреть, то видишь, что из пяти предметов один подсвечен. Значит, над ним надо постараться.

Я сам окончил школу на «отлично» благодаря этому принципу. Я очень ленивый, и никогда не делаю то, что мне не дает никакой пользы. А то, что интересно, обычно само собой получается – как, например, физика. Так что в школе я постоянно пересчитывал оценки по остальным предметам, чтобы получить «пять». А в приложении просто автоматизировал этот процесс.

Кроме этого мы показываем родителям траты ребенка в буфете, как он посещает школу: «Дневник» отображает государственные данные в удобном формате. Пользователь сам вводит свои данные от mos.ru.

Есть функционал заметок – они шерятся между одноклассниками, и возможность  поделиться доступом с родителями или детьми, если кто-то забыл пароль. Некоторые даже с нянями и репетиторами делятся. Это нам дает крутой прирост.

Очень хорошо зашла функция с ботами. Мы сделали супер крутую интеграцию с VK. Если хоть один человек из класса скачивает наше приложение, то оно предлагает ему добавить бота в чат класса. Соответственно, бот появляется в чате, все видят его. Если кто-то в чате пишет «Что задали?», бот автоматом присылает задание. Функционал бота достаточно крутой, чтобы сохраняться в чате, но не чтобы замещать все функции приложения. Поэтому остается стимул узнать, попользоваться, влюбиться и перейти в приложение.

Самая крутая штука – это если кто-то в чате писал «лол», то с какой-то вероятностью бот отвечал «кек» – и это вызывало бурную реакцию. Был очень смешной случай, когда мне кто-то из детей написал: «Это вы кекнули нам в чат?». Я ответил, что я кекаю с 1999 года.

Когда изобрели электронный дневник

«Программирование – это инструмент для создания проектов»

В семь лет я создал свой первый сайт – сайт класса. Мне очень нравилось работать за компьютером и делать свои проекты, так что программированием я увлекся именно как инструментом. Все детство я возвращался из школы домой и кодил: создавал сайты с фильмами, игры по Шерлоку Холмсу, систему управления финансами. Я изначально понимал, что на этом можно зарабатывать, и каждый проект помогал мне этому учиться.

В 13 лет я создал свой первый успешный проект – генератор интернет-магазинов с игровыми товарами.

А еще появился «Электронный дневник», который я развиваю до сих пор.

Когда изобрели электронный дневник

ОпределениеПравить

  • Электронный журнал — ПО или электронные сервисы, обеспечивающие учёт выполнения учебной программы, в том числе успеваемости и посещаемости обучающихся;
  • Электронный дневник — ПО или электронные сервисы, обеспечивающие в электронном виде информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса.

Ссылки

Издание электронного журнала представлено в виде одного или нескольких файлов, где содержатся статьи, отражающие тематику журнала. Доступ к статьям производится по оглавлению с помощью системы ссылок. В отличие от печатных журналов, в силу своей специфики, электронный журнал может содержать в себе интерактивные элементы (игры, тесты и т. д.). C ростом компьютеризации населения и улучшения средств связи, а также благодаря доступности, электронные журналы играют всё более важную роль в жизни общества как средства для получения необходимой информации в структурированном виде. Наличие подписки (subscription, RSS) на новые статьи является дополнительной функцией современных электронных журналов. Другая дополнительная функция некоторых электронных журналов (например, J. USC) — это наличие интернет-страницы, параллельной статье, на которой читатели обсуждают и делятся мнениями о данной публикации.

  • параллельные электронные журналы — электронные версии традиционных печатных изданий. Печатная и электронная версии — идентичны;
  • интегрированные электронные журналы — издаются в двух видах, которые дополняют друг друга;
  • оригинальные электронные журналы — издаются только в электронном виде.

Особенность электронного журнала, отличие от обычного сайта — периодичность (дискретность) издания.

Как появился «Электронный дневник»

Я решил разработать электронный дневник, потому что официальный государственный тогда был совсем ужасный. Я еще не умел создавать мобильные приложения, поэтому нашел фреймворк и за неделю слепил его. Как всегда, потребность была именно в проекте, а не в желании программировать.

В начале он развивался очень плохо. Наверное, потому, что дневниками еще никто не пользовался и приложение было среднего качества. У меня набралось тысяч пять пользователей, я никак проект не монетизировал, но был супер счастлив. Побеждал с ним на разных конференциях, но мне часто говорили, что я персональные данные могу как-то не так собирать. Потом выяснилось, что это абсолютный бред: каждый второй сайт собирает персональные данные.

Так вышло, что я сходил в правительство с предложением: «Эй смотрите, я сделал дневник, давайте вы его всем покажете». А мне сказали: «Нет, сорян, мы не будем этим заниматься».

В итоге я свой проект на какое-то время заморозил. После него создал конструктор интернет-магазинов для игр, научился на нем зарабатывать деньги и относиться к продукту как к бизнесу, но уперся в потолок – и закрыл его тоже.

Через пару месяцев после закрытия конструктора я с нуля на более крутых технологиях написал новый дневник. И он просто супер полетел!

Когда изобрели электронный дневник

Примеры электронных журналовПравить

  • Physics — бесплатный электронный журнал, издаваемый Американским физическим обществом, в котором публикуются краткие обзоры статей, опубликованных в Physical Review и Physical Review Letters за последнюю неделю.
  • Вестник Института социологии РАН — сетевое научное издание по социологии, издаётся Институтом социологии РАН.

Компания

Офис компании находится в Санкт-Петербурге, на Петроградской наб. д. 36, лит. А, офис 309/310.

СсылкиПравить

  • dnevnik.ru — официальный сайт Дневник.ру
  • Лоянич А. «Дневник.ру» — школьная социальная сеть на сайте «Руформатор»
  • Родители смогут видеть оценки школьников через мобильное приложение на сайте «Известия»
  • Родители стали чаще проверять электронные дневники на портале Edutainme
  • Жилинская О. Максимум здравого смысла и никаких родителей под дверью. Почему учителям нравится электронный журнал на сайте «Мел»

ИсторияПравить

  • Препринт, то есть до рецензирования, см. Eprint (англ.).
  • IOPscience::.. Journal of High Energy Physics

Виды и особенности внедренияПравить

По видам электронные дневники и журналы можно разделить на сетевые, которые, в свою очередь, делятся на федеральные и региональные, и локальные.

Сетевой региональный электронный журнал размещается на серверах субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и обслуживает образовательные организации своего региона или муниципалитета. Разработка программного обеспечения таких журналов производится имеющими соответствующий опыт российскими ИТ-компаниями, и его приобретение регионами, установка на свои серверы и сопровождение — по договорам с правообладателями. Следует отметить, что в отличие от федеральных сетевых журналов доменные имена региональных сетевых электронных журналов являются уникальными в каждом регионе.

Локальный электронный журнал размещается на собственном (возможно, облачном) сервере образовательной организации. У такого решения есть как положительные стороны (независимость от оператора федерального или регионального электронного журнала, лучшая доступность за счет существенно более низкой нагрузки, возможность самостоятельного расширения функционала и более гибкой индивидуальной настройки), так и отрицательные (необходимость самостоятельного технического обслуживания оборудования и программного обеспечения, потребность в соответствующих специалистах и пр.).

* Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Проблемам внедрения информационных систем электронных дневников и журналов посвящено множество публикаций; достаточно полное обобщение опыта (по состоянию на лето 2015 года) содержится в статье «Мифы и реальности электронных журналов успеваемости».

О планах

Моя большая задача сейчас – настроить работу в «Дневнике» так, чтобы я мог вообще ничего не делать, и он продолжал расти за счет команды. И дальше я хочу, чтобы уже эта команда создавала на этой базе что-то новое. Скорее всего это будет онлайн-школа или маркетплейс с независимыми репетиторами.

Параллельно я хочу выделять время на новый стартап. Я понимаю, что «Дневник»  — это круто, что там можно создавать много пользы, мы можем менять культуру и вообще российскую действительность благодаря нашим сторис. Мы можем говорить огромному количеству молодых людей то, что им очень близко. Но я понимаю, что я не заработаю там миллиард. Поэтому я хочу еще чем-то другим заняться, но пока рано об этом говорить.

Фото в материале предоставлены героем материала

Начало разработки образовательной сети «Дневник.ру».

  • Первая школа, подключенная к проекту — гимназия № 56 г. Санкт-Петербург.
  • Начало массового подключения образовательных учреждений к проекту.
  • Зарегистрирована 2000-я школа образовательной сети.
  • На проекте проведены первые олимпиады.
  • Зарегистрирована 4000-я школа образовательной сети.
  • В сети создан первый виртуальный музей
  • Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2010 года № 246-р
  • Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.2. Дата обращения: 20 мая 2015. Архивировано 13 октября 2013 года.

Дополнительные возможностиПравить

Целесообразно использовать все преимущества, которые даёт электронный формат. Это не только мультимедиакомпоненты, которые могут быть использованы в материалах, но и «оболочка», окружение журнала.

Кроме номеров журналов, должен вестись индекс авторов, индекс рубрик. Электронный журнал должен быть снабжен системой поиска.

Сайт журнала, как и любой сайт должен рекламировать, представлять свой контент. Можно сделать специальные информационные блоки тип «Представляем автора», «Примечательная статья» и т. д.
Пример такого журнала — «Вестник Института социологии». Кроме всего перечисленного, есть ещё специальные проекты, которые дополняют журнал. В частности, позволяют обойти требование заданной периодичности.

Как мы зарабатываем

Мы не платим за рекламу, потому что она не окупается. Юзер не приносит много денег, и поэтому у нас задача быстро расти, но при этом дешево или вообще бесплатно. Поэтому мы стараемся делать наш продукт виральным. Это кейс Slack: они специально придумывают механизмы, а не вкладываются в рекламу. Ты просто делаешь так, чтобы у тебя бесплатно было много юзеров.

Еще если человек платит деньги, он ожидает, что у приложения есть отдел поддержки. А мы не хотим фокусироваться на покупках, поэтому специально не просим много денег.

Плюс мы понимаем, что сначала нам надо набрать большую аудиторию, чтобы потом круто ее монетизировать.

Прибыль растет где-то в три-четыре раза в год, и по выручке сейчас мы уже пробили миллион, маржинальность высокая. Посмотрим, что будет дальше.

У меня никогда не было денег для стартового капитала. Максимум – 100 долларов на аккаунт в Apple. Но я их заработал в предыдущем проекте, который был за 0 создан.

Реализация

Электронные дневники разных разработчиков:

  • Электронные дневники и журналы «КлассИнфо», разработчик – компания «Электронная школа».
  • ballov.net- система взаимодействия педагогов с родителями учеников через электронный дневник
  • 1dnevnik.ru – система электронного дневника, требует выделенного сервера в школе и покупку ПО.
  • Дневник.ru — школьная социальная сеть с возможностью вести электронные дневники
  • klasnaocinka.com.ua — Образовательный портал «Классная оценка» – проект, направленный на создание системы информатизации учебно-воспитательной работы как в отдельном учебном заведении, так и в отдельном регионе (населенный пункт, район, область/республика). Работает в учебных заведениях Украины (более 15 % школ), России, Беларуси и Казахстана.

Награды и премииПравить

В системах электронных дневников и журналов обычно реализованы системы личных кабинетов с различным набором функций, зависящих от прав доступа и той роли, которую выполняет пользователь.

  • Общие функции – возможность общения во внутренней социальной сети, передачи сообщений и материалов. Ряд систем предусматривают дополнительные услуги, например, смс-уведомления.
  • Педагогам — расписание уроков, аналог классного журнала с возможностью указания тем уроков и домашних заданий, возможность загрузки контента, автоматическое построение учебных отчетов по своим предметам.
  • Ученикам и родителям — просмотр дневника с оценками, комментариями, домашними заданиями, отчёты успеваемости по периодам.
  • Администрации школ и управления образования — мониторинг образовательной деятельности, принятие управленческих решений, формирование отчётов по группе или отдельным образовательным учреждениям.

Для пользователей достаточно наличие компьютера с доступом в Интернет.

  • Раздел «О нас». – Официальный сайт «Дневник.ру». Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 24 сентября 2018 года.
  • «Дневник на стол» Архивная копия от 13 октября 2018 на Wayback Machine, газета «Коммерсантъ» (25 апреля 2013).
  • Профиль компании на CrunchBase. Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано 23 августа 2018 года.
  • Личный блог Александра Зубкова о жизни, бизнесе и путешествиях Архивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine.
  • Как российские власти помогли основателю проекта «Дневник.ру» Гавриилу Леви. Ведомости. Дата обращения: 6 апреля 2020. Архивировано 6 апреля 2020 года.
  • Авторизация через портал Государственных услуг. Портал службы поддержки. Дневник.ру. Дата обращения: 7 апреля 2021. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  • «Это бизнес-проект, но с детей, родителей и учителей деньги я брать не буду». – Журнал Forbes, 27 апреля 2012 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  • Фонд Runa Capital вложил $5 млн в образовательный портал dnevnik.ru. – Журнал Forbes, 3 сентября 2012 года. Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано 30 сентября 2018 года.
  • Runa Capital инвестировал $5 млн в образовательную платформу Дневник.ру, резидента Фонда Сколково. – Официальный сайт «Сколково», 4 сентября 2012 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  • Лауреаты Премии Рунета – 2010. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  • Премия Рунета. Номинанты и Лауреаты 2011 года. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  • Номинанты и Лауреаты 2012 года. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 2 июля 2017 года.
  • 23 премии для мобильных и веб-разработчиков. – Портал vc.ru, 20 марта 2017 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  • Российский образовательный проект Дневник.ру стал новым «пионером» WEF. – Rusbase, 27 августа 2013. Дата обращения: 25 сентября 2018. Архивировано 9 октября 2018 года.
  • «Дневник.ру» стал победителем EdTechXEurope 2016. – Официальный сайт «Сколково», 24 июня 2016 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.

Как мы на новый электронный журнал переходили. Дневники внедряльщика

За 10 дней до начала нового учебного года наша школа (под ненавязчивым давлением вышестоящих органов) начала экстренный переход на новую систему электронных журналов. Единую для всего региона, конечно же. Продвигаторы сего программного продукта клятвенно обещали на спешно организованных вебинарах, что новый софт будет «более лучшим», «супер-пупер надёжным» и вообще позволит снять с учителей и завучей лишнюю нагрузку, поскольку вся нужная информация будет теперича автоматически попадать куда надо.

В общем, в конце августа внезапно (с) оказалось, что частью новой ИС является модуль Мониторинг образования, к которому нас подключили (абсолютно добровольно, конечно же!) в июне месяце. И за лето секретарь и директор совместными усилиями успели забить в БД минимальный набор данных всех сотрудников и учеников. Вот только тогда, в июне, про электронные журналы ничего внятного не сказали, учителя разбежались по отпускам, и инструкции были прочитаны по диагонали. В результате все ученики оказались в едином списке. И вот — конец августа, учителя отдыхают последние деньки (в законом отпуске), и «вдруг граахнул гром»: мы переходим на новый электронный журнал. Отставить отпуск!

А далее начинается самое весёлое. Уже при первом знакомстве с новым электронным журналом стали вылазить (из всех щелей, блин!) различные косяки и баги. В борьбе с ними были потеряны десятки записей из БД. Инструкция по работе с этим добром вводила в ужас даже меня, программиста и юзера с четвертью века стажа, работавшего с немерянным количеством разного софта (в бытность свою техническим журналистом я тыкал в мышкой во всё, что не успевал сожрать из папки «Загрузки» антивирус). Да и электронный журнал этот для меня далеко не первый. Четвёртый, если быть точным. Ранее были попытки играть в «Аверс» (интерфейс их «Директора» в 2012 году вызывал лютую ностальгию по Delphi 3 и первым версиям CBuilder), потом попытка внедрения «Элжура» и, наконец, 8 вполне спокойных лет на Дневник.Ру, который я успешно развернул в 2 школах и не очень успешно в одном техникуме (я уволился, и не знаю, закончили ли внедрение).

А дальше я создавал два первых тикета по всем явным косякам, замеченным в ходе развёртывания журнала. И на следующий день даже дождался ответа одного из разработчиков (ну, или кого-то из саппорта — тут, увы, точно не знаю). Во всяком случае мне обещали исправить проблемы. И то хлеб.

Вот эти первые тикеты. Здесь я ещё описываю проблемы шаблонно. Так, как стал бы описывать баги в любом другом ПО (собственно — почему «стал бы»? я этим периодически балуюсь последние лет 20 с хвостиком).

Периодические ошибки при сохранении данных сотрудника

Когда изобрели электронный дневник

Чуть позже разработчики ответили, что внесены какие-то исправления. Пока ошибка не повторялась. Но мы уже не так массово вносим данные.

Не сохраняются настройки таблиц (столбцы, сортировка)

Если настроить внешний вид любой (!) таблицы, выбрать нужные столбцы, настроить их ширину, скрыть/показать панель редактора, сортировку – все эти настройки действуют до первой перезагрузки таблицы (перехода к другой таблице), что крайне неудобно при работе с большим объёмами данных. Особенно учитывая, что вся логика работы этого ЭЖ строится на переходе между таблицами. Насколько реально решить эту проблему?

Когда изобрели электронный дневник

Следующие тикеты были созданы через несколько дней, два из которых стали для меня «рабочими выходными», в которые я забивал разные данные в новую ИС, пытаясь обеспечить её минимальное функционирование. Параллельно со мной начали работать другие сотрудники нашей школы.

Учитывая, что вся эта работа напоминала хождение по граблям с периодическим набиванием шишек в виде потери уже внесённых данных, моё настроение несколько ухудшилось, а отношение к разработчиками системы стало чуть более негативным.

Сквозной поиск учеников

Очень часто возникает необходимость сквозного поиска по списку учеников (например, мы давеча “потеряли” одного второгодника и минут 5 убили на поиск его в двух параллелях – завучи наши злые после такого). В нашем старом ЭЖ это делалось элементарно, с главной страницы панели администратора. Здесь не можем найти такую функцию. По сотрудникам можно искать с помощью фильтров, т.к. они в одной таблице. А ученики раскиданы по классам и приходится заходить в классы по по очереди и искать в списках. Очень затратно по времени получается, даже если в одной параллели искать ученика. PS. Такого рода сервисы должны облегчать жизнь учителям/завучам, но пока только усложняют, к сожалению 🙁 PPS. Алана Купера разработчикам надо бы прочитать. Метод персонажей – убойная вещь для разработки интерфейсов.

Здесь стоит отметить, что упомянутый поиск – реально очень нужная вещь при плотной работе со списками классов. И его просят в чате многие пользователи.

Когда изобрели электронный дневник

Однако, внедряльщики посылают всех в другой модуль – там такой поиск есть. Но там нельзя изменять данные пользователей. В общем, выполните, господа учителя, квестик ради простейшей операции. Я, к слову, приспособился бегать в наш старый электронный журнал – там поиск работает хорошо. Но весь год не будешь два журнала поддерживать в актуальном состоянии – это нереально. Впрочем, всем пофиг. Школам же некуда деваться – как-нибудь выкрутятся. Завучам можно меньше спать, например.

Ошибка “Уберите лишние пробелы”

Когда изобрели электронный дневник

Уважаемые разработчики, лишние пробелы должна убирать функция trim() или её аналог в том языке/фреймворке, который вы используете. Учителям и завучам есть чем заняться в рабочее время, пожалейте, пожалуйста, наше время!

И чтобы новый тикет не создавать – прикрутите, пожалуйста, проверку формата СНИЛС (а в идеале – его автоматическое форматирование с приведением к формату Госуслуг). У нас только с учителями уже 2 случая лишнего дефиса в СНИЛС – и люди не могут зайти в систему. Что будет, когда начнём учеников и родителей массово подключать – страшно представить (у нас больше 1000 учеников, плюс родители!).

Опять таки – пожалейте учителей и завучей! Мы не компьютеры, а вынуждены работать regexp’ом вместо компьютера, проверяя формат входных данных.

Дальше тон моих тикетов снова немного изменится. Прошло ещё два дня, наполненных хождением по чужим граблям и борьбой с бесконечными косяками UI. Понимая, что к 1 сентября развернуть журнал мы уже точно не успеваем, мы подключили к работе ещё одного учителя, ответственного за работу с расписанием. И как человек, далёкий от IT (но успешно много лет работавший с аналогичными функциями Дневник.Ру), она столкнулась с кучей новый граблей и багов.

Нелогичная сортировка таблиц

Во всех таблицах сервиса wp2 наблюдается ужасная сортировка данных.

Когда изобрели электронный дневник

Пример 1. В таблице расписания звонков сразу при открытии данные расположены в совершенно случайном порядке (я не вижу логики вообще; даже если предположить, что сортировка идёт по скрытому полю id – не катит, т.к. я сам лично добавлял уроки в эту таблицу, и шёл строго по порядку). Сортировка по столбцам, которые видны по умолчанию, порядка не добавляет. Что-то приличное получается только при показе столбца “Группа” и сортировке по нему. И то через раз (там random что-ли где-то затесался в коде сортировки?).

Когда изобрели электронный дневник

Пожалуйста, сделайте человеческую сортировку.

И снова – данный запрос многократно повторялся в чате поддержки. Ни одного ответа от разработчиков и внедряльщиков я не видел. Подозреваю, что сортировка используется дефолтная, от виджета таблицы. И там русские буквы не умеют. А исправить никто не может. Других логичных объяснений у меня нет.

Ученик, выбранный по-умолчанию

(здесь нужно сделать пояснение: в ИС, о которой идёт речь, перенос учеников между классами реализован через «буфер обмена»; алгоритм приведёт в тикете; я таким образом «сортировал» по классам больше 1000 учеников; с десяток при этом были потеряны или случайно перенесены не в тот класс из-за описанной проблемы)

Когда изобрели электронный дневник

При открытии списка класса первый ученик выбран по-умолчанию. Это создаёт проблемы при переводе из класса в класс. Мы перед началом учебного года сверяли списки классов, учитывали учеников, которые перешли в другие классы за лето. Типичный сценарий в вашей системе:

1. Открыть класс ОТКУДА переводим.

2. Выделить нужного ученика.

3. ПКМ / Вырезать.

4. Открыть класс, КУДА переводим.

5. ПКМ / Вставить.

Когда таких операций выполняется много, часто забываешь снять галочку с первого ученика. В результате ученики, которые идут первыми по алфавиту в классах, незапланированно “мигрируют” по школе. Потом приходится их искать (см. тикет про невозможность сквозного поиска).

При удалении ученика эта проблема тоже присутствует. Не снял галочку — удалил первого по списку вместе с тем, кого реально нужно было удалить.

Снова усложняете жизнь завучам/секретарю на ровном месте.

Вообще, сам алгоритм перевода – просто типовой пример ужасного интерфейса. Почему нельзя сделать кнопочку (ну ладно, контекстное меню) “Перевести в другой класс”, вывести при её нажатии окно с выбором класса назначения и по нажатию 1 (одной!) кнопки отправить ученика в нужный класс? вместо 8 (восьми!) щелчков мышкой на каждого ученика (ну ладно, группу можно), можно обойтись 3 (тремя).

Плюс само копирование через “буфер обмена” – крайне опасный способ с точки зрения сохранности данных. Мы несколько раз потеряли данные учеников при переносе из класса в класс, когда возникали ошибки в вашей системе и буфер очищался.

Для учителей/завучей эта работа – не основная, нам очень жалко времени, потраченного на борьбу с неудобным интерфейсом и повторное внесение потерянных данных.

Пользовательские данные – это “священная корова”, любые косяки интерфейса и кода, приводящие к их потере – зло в чистом виде.

Даже всякие ВКонтакте при перезагрузке страницы не теряют данные из форм, хотя там просто переписка, а не ИС.

Невозможно сохранить расписание звонков после изменения группы

И снова вынужден указать на проблемы с интерфейсом (знаю, что задолбал, но пока мне приходится в рамках нашей школы заниматься борьбой с интерфейсом вашей системы, забив на свою работу и семью, я буду все эти косяки перекладывать на тех, кто за них реально отвечает; честно говоря, страшно представить, что про вас думают сейчас в сельских школах, где даже учителя информатики нормального зачастую нет).

(где-то здесь я понял, что скоро из моих тикетов можно будет собрать целую статью; и «тут Остапа понесло» (с) работа велась поздним вечером 31 августа в тщетных попытках обеспечить хоть какое-то функционирование системы к 1 сентября; меня пробило на жёсткий стёб)

Итак, берём таблицу “Расписание звонков”. Мы в ходе работы над расписанием поняли, что в вашей системе распределение звонков по сменам может работать только в сферической школе в вакууме (или в глухих деревнях), где 1 смена и никто не слышал про нулевые уроки и “подсменку”. И стали править расписание звонков, делая сквозную нумерацию с 1 по 12 уроки. При этом группу “1 смена” переименовали в “Основное расписание звонков”, а группу “2 смена” просто удалили.

Берём первый урок, меняем группу в редакторе, жмём кнопку “Применить”. Стоп! Нет, не жмём, ведь она неактивна! Т.е. я редактирую данные в форме, но сохранить их не могу. Где-то на этот моменте Джеф Раскин перевернулся в гробу. Ладно, не первый раз корявые интерфейсы вижу (и не последний, увы!). Правлю поле “Номер урока”, меняю “1” на “2”, а потом обратно на “1” (“Психбольница в руках пациентов” (с) ). И – опаньки! Оно живое! В смысле – кнопка “Применить снова активна”.

Ещё полчаса жизни убиты на борьбу с интерфейсом. Сегодня 31 августа, время 19.30, расписания в журнале всё ещё нет.

null вместо отчества в журнале

Ну вот я и добрался до one.43edu. И тут же нашёл багу (на самом деле не одну, но об остальных позже). У нас есть несколько учеников, которые внесены в списки без отчества. И в журналах для них дописано отчество null.

Когда изобрели электронный дневник

// не выводим отчество

// выводим отчество

И снова добрый день!

У всех наших завучей (и приравненных к ним учителям, которым пришлось выставить роль “Завуч” в вашей системе) одинаковая проблема – мы всегда видим абсолютно все классы при открытии журналов.

Когда изобрели электронный дневник

Например, в Дневник.Ру по умолчанию любой учитель видит только функционал учителя, а для перехода в режим завуча/администратора есть отдельная кнопка. В течение учебного года этот нужен нечасто. А тут я даже не могу свернуть лишние ветки дерева (то есть свернуть могу – но эти настройки не сохраняются, и при следующем входе я снова вижу все классы, и должен копаться в длинном дереве, чтобы найти нужный журнал. Хорошо хоть, здесь классы отсортированы нормально (виджет дерева умеет сортировать лучше, чем виджет таблицы в wp2?).

Привязка кабинетов к урокам

И ещё раз добрый день!

Никак не можем привязать кабинет к конкретному уроку. Наша школа учится в 2,5 смены, ситуация, когда учитель ведёт все уроки в одном кабинете – почти фантастика. В Дневнике,ру кабинет назначался для каждого урока отдельно (в шаблоне расписания), здесь назначается для журнала. Фактически мы не можем на данный момент сформировать в электронном виде пригодное к работе расписание (номер урока / предмет / учитель / кабинет).

Без такой привязки у нас один выход – делать классическое бумажное расписание. Для нашей школы это будет сильным откатом в прошлое. Мы 8 лет успешно использовали электронный вариант с привязкой к кабинетам, а на бумажках писали только изменения.

Очень много лишних названий в таблице “Предметы”

Таблица предметы содержит 91 наименование. Часть из них имеет похожие названия. Например: История, История России, История Отечества. Плюс мы в “школьную” таблицу предметов добавили свои названия. У нас, например есть “История России. Всеобщая история”.

В итоге при создании нагрузки в классе сотрудник каждый раз видит такой список:

Пожалуйста, дайте возможность хотя бы скрывать предметы из стандартного списка (если уж удалять нет возможности). Реальный список предметов в школе будет содержать примерно в 3 раза меньше наименований, и количество предметов с похожими названиями будет близко к нулю.

На этом месте я приостановил создание тикетов, поскольку обратная связь со стороны разработчиков полностью прервалась 1 сентября. В официальном telegram-канале неудобные вопросы (нее только мои, но коллег со всего региона) тоже игнорируют. На регулярно повторяющиеся вопросы (а как не повторяться, если для поиска ответа нужно пролистать тысячи постов в Telergam – никакого FAQ не ведётся, инструкция ответов на насущные вопросы не даёт) ответственные лица отвечают уже достаточно резко, на грани хамства.

В общем, на сегодняшний день выводы неутешительные. Целому региону навязали неудобную, достаточно глючную систему, рассчитанную на «сферические школы в вакууме». Не проработаны элементарные сценарии использования (тот же сквозной поиск в чате просят регулярно). Борьба с глупыми багами ведётся, вроде бы, но лично я уже две недели чувствую себя не работником школы, а бесплатным бета-тестером. Страшно представить, что сейчас происходит в школах, где нет своих учителей информатики и техников-программистов (а в небольших школах очень часто учителя — совместители, приезжающие раз в неделю; сам так работал 3 года).

Дополнительные функции «Электронного дневника и журнала»Править

  • Формирование учебного плана учителями
  • Уведомление о прогуле школы
  • Формирование статистики посещаемости/успеваемости школьников
  • Публикация новостей и объявлений
  • Автоматическая публикация расписания уроков
  • Организация площадки для общения учителей и родителей
  • Отправка СМС-сообщений родителям с оценками ребёнка
  • Отправка Push и E-mail уведомлений родителям ребёнка
  • Использование электронного журнала как надстройки над системой управления образовательной организацией

«Я долго работал один, потому что было страшно нанимать»

Нанимать непросто. Я возьму кого-нибудь на работу, а завтра скажут, что электронного дневника больше не будет. И что делать? Был кейс: государство нас пыталось заблокировать. Сейчас все хорошо, но случай такой был, и было страшно. Плюс у меня не было столько знаний, чтобы понимать, кого нанимать. Зато, когда я год поработал менеджером по продукту в B2B-стартапе, я набрался классных знаний, был в кругу суперских людей. Теперь я знаю, как развиваться, как расти, я могу менторить людей, которых я найму. Ну и плюс появилось время.

Так что с этого лета я начал нанимать. Пригласил разработчика, редакторку – она создает медиа внутри нашего приложения, чтобы мы помогали детям становиться успешнее. Пишем про олимпиады, домашнее обучение, а с января начнем рассказывать про эмоциональный интеллект, профессии, травлю и про то, что поможет детям. Также я нанял менеджера по продукту – она следит за метриками, находит лучшие точки для роста и помогает мне постепенно или отойти, или заниматься более высокоуровневыми вещами типа онлайн-школы.

Кстати, всем моим сотрудникам почти столько же лет, сколько и мне.

Тут есть чит-код: если твой продукт классный, то он нравится куче молодых людей. Они сами вчера закончили школу, так что ты можешь нанимать среди своих юзеров.

Когда я искал разработчика, написал сообщение в дневнике: «Кто хочет присоединиться?». Прособеседовал какое-то количество людей и нанял одного – он суперкрутой, я даже не ожидал. Несмотря на то, что я сам создавал дневник в 14 лет, я не верил, что человек в 17 лет может быть таким умным. И он определенно сильнее многих людей постарше.

Когда изобрели электронный дневник

АктуальностьПравить

Ответственными исполнителями за пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в перечне услуг в сфере образования определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, непосредственно образовательные учреждения (как субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления). Услуга должна была быть доступна в России с 1.1.2014.

Журнал учета успеваемости и посещаемости — инструмент учёта в образовательной организации. Ведение его в электронном виде оптимально для повышения прозрачности образовательного процесса и для реализации возможности информирования родителей в электронном виде.

Электронный дневник как индивидуализированная выборка данных ученика из электронного журнала — это информирование ученика и родителя об образовательном процессе в электронном виде.

ЛитератураПравить

  • Carol Tenopir and Donald King, Towards Electronic Journals. Special Libraries Association, 2000. ISBN 0-87111-507-7
  • Steven Tötösy de Zepetnek, Joshua Jia: Electronic Journals, Prestige, and the Economics of Academic Journal Publishing. In: CLCWeb: Comparative Literature and Culture, 16. Jg., Nr. 1, 2014, ISSN 1481-4374 (Abstract).