Одна из последних инициатив Министерства просвещения состоит в создании электронного портфолио для школьников. Попробуем понять, для чего потребовалось создание портфолио в цифровом виде, сможет ли оно вытеснить привычное бумажное, и как в целом нововведение отразится на образовательном процессе.
Цели создания
Главной целью ключевого портфолио является интеграция и систематизация в одной базе всех достижений учащихся, а также сведений, которые нужны для идентификации в рамках образовательного процесса.
Также задачей портфолио в электронном виде является корректировка полученных знаний. К примеру, школа по результатам анализа может предоставить материалы для восполнения пробела в знаниях или углубленного изучения.
В перспективе электронное портфолио может стать альтернативой ЕГЭ.
Профиль школьника можно будет использовать в следующих ситуациях:
Что такое цифровое портфолио
Цифровое портфолио – это электронная база данных, содержащая сведения обо всех достижениях и неудачах учащихся. Сведения в портфолио будут накапливаться постепенно, что поможет учителям проанализировать динамику развития ребенка.
Внедрение цифрового профиля в России первоначально пройдет в рамках эксперимента на базе 15 регионов. Сроки действия пилотного проекта обозначили до 2022 года. После обработки и анализа результатов проект распространят на всю Россию.
Для справки. При разработке системы цифрового профиля скорее всего использовали опыт Швеции, где уже несколько лет действует аналогичная систему учета детских достижений.
Предложения об отмене единого государственного экзамена (ЕГЭ) в последнее время звучат с завидной регулярностью. Однако никаких реальных подвижек в этом вопросе не наблюдается. Поступление в вузы сводится к натаскиванию детей на экзамен, а преподаватели негодуют от невежества новоиспечённых студентов. Весь 2021 год прошёл под эгидой обещаний наконец явить миру альтернативу ЕГЭ. Чиновники из Минпросвещения и Рособрнадзора считают, что ей может стать цифровое портфолио выпускника – своеобразный банк достижений ребёнка за школьные годы. Однако родители и эксперты уверены, что нововведение лишь одно из звеньев в цепи окончательного развала российского образования.
Чиновники активно рекламировали цифровое портфолио школьника как альтернативу ЕГЭ весь прошлый год. В январе глава Минпросвещения Сергей Кравцов объяснял, что цифровая биография упростит формирование портфолио для поступления в вузы. Выпускникам не потребуется собирать бумажные дипломы и сертификаты, дающие право на дополнительные баллы, – данные можно будет хранить в едином электронном портфеле.
Уже в декабре руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что с 2024 года цифровое портфолио, которое ученики смогут формировать с шестого класса, станет копилкой всех успехов школьников – от волонтёрства до участия в спортивных испытаниях.
Чиновник не исключил, что к 2030 году так называемый цифровой след выпускника может стать полноценной альтернативой ЕГЭ.
Пока неизвестно, на какой платформе будут храниться данные и кто займётся их сбором. Однако сама идея цифрового следа выпускника вызывает большие вопросы у учителей, родителей и экспертов.
Эксперты сходятся во мнении, что внедрение цифрового портфолио в том или ином виде нужно широко обсуждать со специалистами и родительской общественностью и тщательно прорабатывать. Ведь при определённом подходе цифровой след может на всю жизнь превратить выпускника в пленника не только своих достижений, но и неудач. Под угрозой также могут оказаться персональные данные миллионов российских детей.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики профессор Ирина Абанкина считает, что главный вопрос состоит в том, кто и по какому принципу будет собирать цифровое портфолио. Одно дело, если это сам ученик, а другое дело, если кто-то посторонний.
– О портфолио школьника говорят уже очень давно, лишь в последние годы его стали позиционировать как цифровое. С одной стороны, досье достижений могло бы стать благом как для самого школьника, так и для вуза. Ведь ЕГЭ проверяет только предметные знания, но для человека важны и особые компетенции, которые не выявляются этим экзаменом, например креативность или умение работать в команде. Портфолио могло бы дополнительно представить выпускника вузу и дать ему преференции при поступлении, – отметила эксперт.
Однако, по словам Абанкиной, есть и другая сторона – в базе данных в итоге могут оказаться не только победы школьника, но и негативные факты его биографии.
– Я знаю, насколько быстро приклеиваются ярлыки в Израиле. После единичной драки в школе ученики могут годами восстанавливать свою репутацию, большую ответственность за любую провинность ребёнка там несут и родители. Не возникнут ли и у нас подобные перекосы? К тому же так называемый цифровой след школьника вполне может выйти за рамки поступления в вуз и оказывать влияние на человека и дальше – при устройстве на работу, например, или на службе в армии, – добавила профессор Абанкина.
Она подчеркнула, что в случае обработки информации сторонними лицами встанет вопрос и о защите персональных данных. Сбор сведений фактически может превратиться в слежку. Далеко не все добровольно согласятся разглашать определённую информацию о себе или о своём ребёнке, особенно если она носит негативный характер.
– Именно по этой причине в школах не смогли в своё время ввести паспорт школьника и паспорт здоровья, – уточнила эксперт. – Такая же участь, вероятнее всего, ждёт и цифровое портфолио, если его попробуют внедрить как полное досье на ученика. На мой взгляд, замена ЕГЭ цифровым портфолио маловероятна. Государство 11 лет тратит деньги на обучение каждого ученика и вряд ли пойдёт на отказ от итоговой аттестации. Да и вузы уже привыкли оценивать поступающих по ЕГЭ, всё же баллы, полученные на экзамене, – это чёткий критерий для всех выпускников.
Глава Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин считает, что цифровое портфолио вряд ли сможет заменить ЕГЭ в обозримом будущем. Хотя при грамотной реализации проекта учёт достижений выпускника помог бы смягчить разрушительное воздействие единого экзамена на наше образование.
Эксперт отметил, что на внедрение цифрового портфолио требуются немалые средства. Необходимо создавать систему обмена данными между школами, находящимися в подчинении у разных ведомств, – спортивными, музыкальными, художественными и общеобразовательными.
Сейчас такой системы нет, а значит, нет и реальных механизмов проверки подлинности грамот и дипломов за победу в различных конкурсах и соревнованиях.
Без должного контроля, как только цифровое портфолио станет значимым при поступлении, появятся сотни контор, изготовляющих фальшивые грамоты.
– При этом, несмотря на многолетние обещания, у нас до сих пор не могут оснастить интернетом все школы в регионах, даже на это денег не хватает. Судя по всему, и цифровое досье надолго останется лишь предметом громких обещаний чиновников найти альтернативу ЕГЭ. Обычно соответствующие заявления делаются Рособрнадзором или Министерством просвещения на подъёме очередной волны критики единого госэкзамена. В целом абсолютно понятно, почему родители, учителя и директора школ у нас уже боятся любых реформ, обычно сыплющихся на них как снег на голову. На деле лучше от нововведений не становится, а проблем хоть отбавляй. Ведь в любых начинаниях важна не только сама идея, но и качество её исполнения, а эта сфера у наших образовательных чиновников явно хромает, – заключил Панин.
Эксперты и родители обращают внимание и на то, что внедрение цифрового портфолио может обернуться тем, что жизнь детей уже с шестого класса превратится в бесконечную гонку за победами в различных конкурсах и соревнованиях.
Кроме того, цифровой след вновь может привести к неравенству для детей из отдалённых регионов и неблагополучных семей.
Учителя также опасаются, что сбор цифровых портфелей будет переложен на их плечи. Из-за непомерной бумажной нагрузки и работы на полторы-две ставки у педагогов и без того едва хватает времени на полноценное обучение детей.
№ слайда 1
№ слайда 2
№ слайда 5
Выбираем тип достижений В ОУ – в общеобразовательном учреждении Вне ОУ – вне общеобразовательного учреждения
№ слайда 7
№ слайда 8
Ритм современной жизни не всегда позволяет родителю подробно изучить текущие проблемы школьника и вовремя помочь ему с исправлением оценок. Поэтому команда ЯКласс разработала специальный информационный сервис, который автоматически анализирует работу школьника на сайте и отображает её в виде простой и наглядной инфографики.
Риски и недостатки
Можно выделить следующие риски и недостатки создания цифрового портфолио:
Преимущества
Главные плюсы формирования цифрового портфолио школьника состоят в следующем:
У кого будет доступ
Цифровое портфолио регистрируют сами ученики. Доступ к личному кабинету, в котором есть информация о достижениях, будет только у школьников.
Сведения в портфолио открываются только тем организациям, которые одобрит школьник или родители. Например, определенному вузу или колледжу, в который планирует поступить выпускник или школе при смене образовательной организации.
📋 Цифровое портфолио или стандартное бумажное? Какой вариант удобнее
В перспективе цифровая биография сможет заменить бумажное портфолио – кроме тех работ и достижений, которые невозможно оцифровать. Электронное портфолио имеет объективные преимущества перед стандартной формой:
В скором времени в России заработает система цифрового профиля школьника, целесообразность формирования которого вызывает немало вопросов.
Попробуем разобраться, что такое цифровой профиль школьника, какие сведения в него войдут, в чем состоят его преимущества и недостатки, а также что думают родители и учителя об указанной инициативе.
Какая информация войдет в цифровое портфолио
Регистрировать портфолио ребенка будут при зачислении ребенка в школу или детский сад.
В первую очередь в портфолио будут включать сведения о достижениях в области образования, культуры и спорта. Вот приблизительный перечень сведений для электронного портфолио:
В досье будут включены сведения, что изучал школьник, где он дополнительно занимался в процессе обучения. Также портфолио может содержать информацию о неудачах и сложностях в обучении.
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему
5 593 200 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Другие материалы
Настоящий материал опубликован пользователем Джартанова Гулнур Дуздутовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Автор материала
Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов
Что думают родители и учителя о цифровом портфолио?
Пока не совсем понятно, как это будет реализовано на практике. Если портфолио поможет детям из регионов поступить в вуз, то идея – хорошая.
Елизавета, мама восьмиклассника
Я однозначно против. Во-первых, не понимаю цели всеобщего сбора и хранения данных об образовании. Во-вторых, не хочу чтобы в портфолио вошли какие-то неблагоприятные сведения из биографии школьника.
Людмила, мама первоклассника
В целом, мне нравится предложение. Сегодня мне приходится самостоятельно сканировать и копировать дипломы сына. Но в таком виде они не принимаются как подтверждающие документы. С электронным портфолио станет проще.
Ольга, мама ученика 10 класса
Надеюсь, что вносить сведения в электронное портфолио не заставят самих учителей. Сегодня мы только и делаем, что заполняем какие-то бумаги и вносим сведения в непонятные программы.
Елена Викторовна, учитель литературы
Платформы, сервисы, маркетплейсы, системы
Давайте попытаемся просто перечислить некоторые составляющие цифровой образовательной среды, которые либо уже разработаны и используются, либо находятся в стадии разработки: образовательные и информационно-коммуникационные платформы, маркетплейсы, порталы, информационные системы, сервисы и суперсервисы.
На официальном сайте Минпросвещения опубликованы рекомендации по организации обучения с использованием дистанционных технологий. Обратите внимание на перечень федеральных общедоступных бесплатных онлайн-ресурсов. О некоторых из них напишем несколько слов, которые возьмем на сайтах ресурсов или на официальном сайте министерства.
Инфокарточка ребёнка на главной странице
После того, как вы добавили ребёнка и связали свои профили, для вас на главной странице ЯКласс появится инфокарточка ребёнка. Она отображает главную информацию о работе ученика:
Заменит ли цифровое досье — бумажное
Бумажное портфолио продолжит действовать после внедрения электронного аналога. В перспективе, когда родители оценят преимущества электронного портфолио, цифровая биография заменит – бумажную.
Преимущества электронного портфолио перед стандартным состоят в следующем:
Портфолио ребенка сейчас начинают собирать ещё в детском саду. К поступлению в вуз в нём, как правило, накапливается немало форматов: дипломы, сертификаты, проекты. Наш блогер Анна Габдулина рассказывает, в чем преимущества цифрового портфолио и в каких сервисах его можно собрать.
Зачем заводить цифровое портфолио школьнику?
2. Чтобы строить свою индивидуальную образовательную траекторию. Собирая все достижения на единой платформе невольно задумываешься о структуре знаний и навыков — ведь все эти картинки дипломов надо, как минимум, сгруппировать по областям! Обозревая всё целиком, у школьника есть возможность понять, какое впечатление он производит как будущий специалист. Есть мечта быть гейм-дизайнером? А твоя история, воплощённая в портфолио, рассказывает, каким путем ты к этому идешь? Таким образом, сбор и оформление портфолио подталкивает к грамотному определению приоритетов и дальнейших задач.
Портфолио в школах: что мы о нём знаем и может ли оно заменить ЕГЭ
4. Чтобы создать свой уголок тщеславия. Иногда школьнику важно подбодрить себя, посмотрев на все свои сильные стороны. Это помогает двигаться дальше, преодолевая сомнения в своих силах. Более того, это отлично формирует навык самопрезентации! Согласитесь, это непростая задача — как рассказать о себе, чтобы не перехвалить и в то же время не перескромничать? Тренируйтесь на площадке электронного портфолио!
5. Наконец, совсем скоро это будет новый тренд, а вы будете уже готовы! Электронное портфолио обозначено как один из приоритетов развития сферы образования в нашей стране. Некоторые аналитики даже говорят о возможной замене ЕГЭ электронным портфолио: последнее будет гораздо показательнее в сфере образовательных маршрутов школьника и его результатов. Пока не очень понятно, какую же роль займет этот инструмент в образовании будущего, но то, что он будет входить в нашу жизнь, это очевидно.
Какие сервисы можно использовать для создания цифрового портфолио?
Для вдохновения можно посмотреть на разных ресурсах портфолио работающих специалистов. Таких много у дизайнеров, фотографов, программистов, художников и прочих фрилансеров. Оцените, как они подают себя, но не перестарайтесь с креативом. В первую очередь, страница цифрового портфолио должна быть информативна.
Наконец, помните о безопасности. Не выкладывайте персональные данные, которые могут быть использованы против вас (домашний адрес, например). Контактный телефон можно заменить ссылкой на профиль в соцсети или телефон родителя.
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры
Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника
Время чтения: 2 минуты
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Глава региона поддержал предложение министерства, адресованное к образовательным организациям, перейти от бумажных журналов к электронным.
Уже в апреле текущего года была запущена масштабная кампания по приему заявлений на запись в школу с портала ЕПГУ по новой доработанной в соответствии с федеральными требованиями к форме подачи заявления с использованием каналов обработки СМЭВ 3. С 1 апреля этого года в системе принято более 62 тыс. заявлений.
В сентябре 2021 года осуществлен переход на новую модернизированную версию системы на территории всего региона. Лидерами по организации учебного процесса по основным показателям использования системы среди муниципальных районов и городских округов области стали наукоград Кольцово, Новосибирский, Куйбышевский, Кыштовский, Болотнинский и Чановский районы.
Выполнена модернизация базовой части системы – электронного журнала для максимального удобства как учителей, так и учеников, и их родителей. Разработан и внедрен новый функционал портфолио ученика/преподавателя, электронная библиотека, участниками образовательного процесса получена возможность использования цифрового образовательного контента ведущих поставщиков, формируется коммуникационная среда среди пользователей.
Новые возможности системы позволяют учителю анализировать успеваемость учащегося, прослеживая динамически изменяющиеся данные. Появилась возможность быстрого формирования показательных отчетов в разрезе данных по ребенку или классу в целом, для дальнейшей работы с учетом различных показателей.
Теперь можно контролировать загруженность учеников в день/неделю, достаточно указать время выполнения домашнего задания в минутах. Функционал электронной отчетности значительно расширен. Доступна аналитика по успеваемости в графическом виде.
Ученикам же предоставляется система хранения, систематизации и оценки успехов в различных областях. Есть возможность классификации результатов деятельности и развития ученика по предопределенным направлениям. Например, олимпиады, спортивные достижения, конкурсы, мероприятия, дополнительное образование, элективные курсы и т.п.
Родители получили возможность направлять классному руководителю информацию о сроках и причинах отсутствия своего ребенка, всегда иметь под рукой мониторинг успеваемости своего ребенка в удобном мобильном приложении и получения push-уведомлений с оценками.
В новой системе интегрированы шесть разных платформ, предоставляющих образовательный контент. Наиболее востребованные на сегодняшний день – Skysmart и Якласс.
Оценки за выполнение домашнего задания автоматически попадают в электронный журнал (Якласс, МЭО).
Цифровое портфолио будет обязательным или добровольным?
Родители могут продолжить формирование портфолио в бумажном виде, собирая бумажные дипломы и грамоты, и отказаться от использования оцифрованного аналога. Перечень сведений, которые планируется включить в документ, определит семья по своему усмотрению.
Освоение предметов
Панель освоения предметов показывает, насколько хорошо школьник изучил тот или иной предмет за последние 30 дней. Прокрутка осуществляется с помощью боковых навигационных кнопок либо кнопок внизу панели .
Ландшафты не той системы
Используемые в настоящее время информационные системы не позволяют в полной мере обеспечить решение поставленных задач.
В ТЗ названы причины: разнородность ИТ-ландшафта информационных систем и отсутствие единых технологических и методологических подходов, в том числе к формированию цифрового портфолио обучающегося.
Казуистика вместо равенства условий
Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.
Оригинальная статья размещена здесь.
Краткая информация о профиле ученика
Обратите внимание. Для вашего удобства мы разместили на странице мгновенные подсказки, которые помогут сориентироваться в предназначении раздела и его основных показателях. Просто кликните на значок возле интересующего вас пункта и вверху экрана появится вся необходимая справочная информация. Повторный клик на значок закроет подсказку.
👩💻 Цифровая биография школьника
Среди родителей новость о создании цифровой биографии школьника была воспринята неоднозначно – многие были против создания подробного электронного досье со всеми достижениями и нелицеприятными сведениями из школьной биографии. Непонятны были и цели формирования портфолио, степень защищенности персональных данных детей, а также то, кому будет доступна информация из портфолио.
Что это такое. Когда появится
Электронное портфолио – цифровой аналог бумажного портфеля достижений, способ фиксации и оценки личных достижений школьника в период его обучения. Оно может быть учтено при поступлении в высшие учебные заведения.
Цифровая биография станет одной из составляющей проекта создания цифровой образовательной среды. Пилотный проект по ее применению в образовательной деятельности заработал в 15 российских регионах, затем его результаты проанализируют, при необходимости доработают и внедрят сервис в оставшихся субъектах.
На основании Постановления Правительства №2040 от 7 декабря 2020 года эксперимент по внедрению Цифровой образовательной среды будет реализовываться по 31 декабря 2022 года. Многим родителям уже поступили предложения внести сведения о своем ребенке в цифровое портфолио.
Целью создания электронного портфолио является формирование удобного способа учета достижений школьника. Доступ к нему смогут получить как школьные учителя, так и вуз, куда поступает выпускник. В дальнейшем учитывать информацию из портфолио сможет и будущий работодатель школьника.
Положительно – мы живем в современном мире и нужно пользоваться всеми возможностями Положительно – это очень удобно Отрицательно – боюсь утечки информации, бумажное портфолио надежней и привычней Нейтрально – сначала надо оценить, как все будет работать на деле Затрудняюсь с ответом
Какие сведения будут включаться
В портфолио будут включены сведения о том, что именно изучал ребенок, а также о том, где он дополнительно занимался в процессе обучения. В портфолио будут поступать в электронном виде данные:
Портфолио будет наполняться информацией не только о достижениях, но и о пробелах в полученных знаниях.
Указанные сведения будут систематизированы и храниться в электронном виде. Каждый ученик сможет сформировать собственный портфель достижений и передать его в вуз: не нужно будет собирать большую папку подтверждающих бумаг.
Но использовать результаты цифрового портфолио будут не только вузы. Сведения, которые в нем содержатся, предполагается анализировать и в школе. Целью анализа станет построение на их основе индивидуального образовательного маршрута и возможность корректировки полученных знаний и успешности школьников. Школа в автоматическом режиме сможет предлагать материалы для восполнения пробела в знаниях или углубленного изучения предметов.
Статистика за последние 30 дней
Прокрутив страницу ниже, вы обнаружите статистику ребёнка за последние 30 дней по шести основным показателям:
Данный раздел поможет вам сравнить текущие результаты ребёнка с показателями из предыдущих периодов, а также со средними показателями других пользователей.
Обратите внимание. При сравнении данных, текущие результаты ребёнка отображаются над чертой, показатели для сравнения — под чертой. Зелёным цветом отмечены успехи ребёнка. Оранжевый цвет показывает, где ребёнок мог бы улучшить результат.
Новый суперсервис
Работы, как отмечено в ТЗ, будут выполняться в рамках эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды. Привычное дело: школьное образование давно превратилось в полигон для экспериментов.
В качестве одной из целей разработки названо создание условий для цифровой трансформации системы образования. Великая цель, не правда ли?
Дисбаланс вложений
Дисбаланс средств, вкладываемых в цифровую трансформацию образования и в обеспечение достойной оплаты учительского труда, а также в повышение профессионального уровня педагогического состава, просто огромен. Возможно, в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких крупных городах удастся не допустить кадрового провала, хотя в одной только Новой Москве, к примеру, не хватает больше трехсот учителей математики. А что говорить о глубинке России, где на бюджет педвузов проходят выпускники школ с 40 баллами по русскому языку, 39 баллами по математике, 30 баллами по иностранному языку? И даже эти бывшие троечники не очень стремятся после вузов в школы, поскольку все средства идут на развитие инфраструктуры, на трансформацию и перетрансформацию, а не на повышение зарплаты и профессионального уровня.
На разработку, внедрение и непрерывное обновление информационных систем регулярно выделяются приличные суммы, а на квалифицированных учителей в регионах у государства денег нет .
Последние пройденные темы
История статистики
В конце страницы размещена панель услуги Я+. Здесь вы можете узнать период действия подписки Я+.
Обратите внимание. Виртуальный репетитор Я+ объяснит решение каждого задания на сайте ЯКласс, что значительно улучшит освоение материала школьником. При этом, ребёнок не может просто скопировать правильный ответ, так как условие задачи меняется при повторном решении.
Описание презентации по отдельным слайдам
Пошаговая инструкция по созданию электронного портфолио обучающегося
Шаг 5. Выберите папку и начните ее заполнять. Для этого на панели есть различные инструменты.
Шаг 17. В Описании нажмите следующие кнопки:В данном коде:
Поместите исправленный код в открытое окно.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки