Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Психология и педагогика

Трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

28 января 2020

Оказалось, многие школы сталкиваются с проблемами: как правильно вести журнал? кто должен следить за своевременным внесением данных? что делать, если родители настаивают на том, чтобы перейти на другую платформу?

Можно ли сменить платформу для ведения электронного журнала?

В Москве и Московской области, а также в Республике Татарстан и в ряде других регионов страны электронные журналы и дневники входят в системы ЕСИА. Перейти на другую платформу априори невозможно.

А вот если в регионе нет четких предписаний по поводу использования платформы, то принимать решение о переходе вправе только администрация школы. Об этом говорится в Статье 28 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012 г.:

«Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации».

Взвесьте все «за» и «против»: возможно, другая платформа более функциональна и удобна не только для родителей и учеников, но и для педагогов.

Если переход все же нежелателен, и аргументы родителей не убедительны, постарайтесь объяснить, что электронный журнал, которым школа пользуется в настоящий момент, отвечает главным требованиям для обеих сторон образовательного процесса, например:

А дополнительные «фишки» вроде выставления «лайков» и выкладывания фотографий — прерогатива скорее соцсетей, нежели школьного документа, пусть и электронного.

Как регламентировать правила работы с электронным журналом?

Администрация школы вправе принять отдельный локальный акт или внести изменения и дополнения в текущий. Эксперты рекомендуют установить регламент пользования журналом в отдельном документе — положении. Именно там должны быть прописаны правила работы с электронным журналом: кто ответственен за ведение, нужно ли распечатывать его содержимое, как и в какие сроки уведомлять всех участников образовательного процесса об отметках и домашнем задании. Помните о том, что эти данные должны быть доступны родителям и ученикам.

Кто ответственен за ведение журнала?

Важно прописать в положении имена и полномочия тех, кто должен отвечать за электронный журнал. В конце концов, это официальный документ школы, на который можно ссылаться в случае, если что-то идет не по правилам.

Администратор — нужный человек, который знает о тонкостях работы с электронным журналом и умеет обращаться с информационными системами. Назначая работника на эту должность, важно отразить его функции и обязанности в школьном нормативном документе.

Администратор обычно выдает доступ пользователям, делает резервное копирование информации, создает отчеты, связывается с техподдержкой, когда это необходимо.

У кого еще должен быть доступ в электронный журнал?

Само собой, важно внести изменения в любую школьную документацию, где фигурируют перечисленные должности: это важно, чтобы каждый знал о собственной ответственности и мог распределять нагрузку. Ведь если что-то пойдет не так, родители имеют право пожаловаться даже в прокуратуру.

Чтобы быть в курсе, ознакомьтесь с письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде:

«Министерство обращает внимание, что услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:

Инструкция по заполнению ЭЖ-5 для учителей – предметников

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Можно зайти на страницу ЭЖ-5 со школьного сайта (http://school19.edu.ru/), кликнув по ссылке Электронные услуги

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

В поле Предмет выбираете свой предмет и в поле Назначить отмечаете галочками те классы, для которых этот план предназначен.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Нажимаете Добавить. План появится в таблице.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

В столбце Название щёлкаете по конкретному плану. Выходит окно Редактирования плана.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Далее нажимаете Добавить тематический раздел.

Выходит окно Добавить тематический раздел. В поле Название раздела вводим тему Раздела. И нажимаем Добавить

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Данный раздел появляется в столбце с названием Тема

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Для добавления темы конкретного урока нажимаем Добавить тему. Выходит окно Добавить тему.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

В поле Тематический раздел выбираем нужный раздел. В поле Название темы заполняем тему урока. Номер урока ставится автоматически. Выбираем статус урока. Ставим количество часов на данную тему и дату проведения урока. В поле редактора можно ввести конспект урока.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Для введения дальнейших тем в этом разделе действия повторяем : Добавить тему и т.д.

Для создания нового раздела нажимаем Добавить тематический раздел, и далее добавляем темы.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Для создания плана для других классов переходим по ссылке Редактирование плана. И на странице Планы уроков щёлкаем по ссылке Добавить план.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Появляется окно для выставления оценок. Заполняем поле Тема, выбрав из ссылки Планы уроков нужную тему.

Заполняем поле Домашнее задание. Щёлкнув по дате, можно поставить нужное число, и перемещаясь по каждому ученику выбрать из списка оценку.

Выставив оценки внизу списка нажимаем поставить

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Для изменения уже выставленной оценки нужно щёлкнуть левой клавишей мыши по дате, поля для оценок станут активными, можно изменить оценку.

После редактирования в конце списка нажать Изменить, изменения сохранятся.

Если в ходе заполнения журнала, Вы заметили какую-либо неточность или ошибку, сообщите администратору ЭЖ.

По всем вопросам обращаться к администратору ЭЖ. Удачи!

Как заполнять электронный журнал учителю

С 1 января 2014 года во все российские школы официально пришел электронный классный журнал. Это новейшие веяния по использованию ресурсов интернета для контроля над успеваемостью и обучаемостью учащихся.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Сегодня существует несколько электронных журналов успеваемости и электронных дневников учащегося. Наиболее известные – Дневник.ру, АВЕРС: Электронный классный журнал, АСУ «Виртуальная школа». Каждое из этого ПО создавалось с целью облегчения труда учителя, а также доступности и усиления контроля со стороны родителей по отношению к своим детям.

Конечно, развитие информационных технологий является безусловным плюсом для системы школьного образования в России. Однако ключевым в связи с введением электронного журнала и дневника явился вопрос о работе учителя с электронным журналом.

На сегодняшний день школьные учителя беспрекословно обязаны заполнять два журнала, бумажный и электронный. Но даже не это вызвало всеобщее учительское возмущение, а то, что у многих из них не оборудовано рабочее место для работы с электронным классным журналом, потому многие педагоги вынуждены заполнять электронный журнал во внеурочное время, часто – дома.

В начале нового учебного года каждый классный руководитель вносит список учеников своего класса в электронный журнал, заполняет определенные сведения, идентичные тем, которые в бумажном журнале находятся на последней странице – адрес проживания, сведения о родителях. В зависимости от программы, выбор которой зависит от региона и даже конкретной школы, полнота сведений об учащихся и родителях варьируется. Кстати, на следующий учебный год список учеников классному руководителю заполнять не придется – в конце года программа переведет их автоматически на новый учебный год. То есть список класса можно сформировать единожды, а потом по необходимости добавлять новых учеников.

Учитель должен внести календарно-тематическое планирование в электронную систему. Часто для этого требуется просто загрузить файл в формате Word или Excel. Далее каждый учитель школы заполняет электронный журнал каждый урок. Он вносит тему урока, отмечает в начале урока отсутствующих. В течение занятия во время опроса, работы учеников у доски учитель выставляет отметки непосредственно в электронный классный журнал. По окончании урока педагог обязан внести в электронный журнал домашнее задание.

Стоит сказать, что электронный журнал напрямую связан с электронным дневником учащегося, потому информация об оценках и домашних заданиях попадает туда автоматически. Это удобно, так как не тратится время на выставление оценок в дневники и практически исключается подмена оценок учениками.

За электронным классным журналом будущее, а бумажный со временем уйдет в прошлое. Только вот как долго учителям придется заполнять два вида журнала – пока неизвестно.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

В течение нескольких месяцев педагоги из разных регионов России вместе с методистами платформы «Дневник.ру» обсуждали сложности, которые возникают при работе с электронным журналом. В этой статье участники проекта под названием «Эксперты „Дневник.ру“» ответили на самые частые вопросы о том, как эффективно организовать эту работу.

Вопрос 1. Как лучше систематизировать задачи классного руководителя?

Учитель Гусиноозерской гимназии Селенгинского района (Бурятия) Екатерина Серикова отмечает, сделать это педагогам бывает сложно. Она разработала памятку для классных руководителей по работе с платформой и советует периодически сверяться с вот таким чек-листом:

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Другие участники проекта тоже разработали свои памятки:

Этими полезными материалами теперь могут воспользоваться все педагоги России.

Вопрос 2. Как регулироватьучебные периоды в разных классах?

Бывает, что некоторые предметы в школе ведутся по четвертям, а другие —  по полугодиям, но изменять учебные периоды в электронном журнале нельзя.

Совет от службы поддержки платформы «Дневник.ру»: в первой и третьей четверти всем ученикам по предмету нужно выставить «ОСВ» (освобождение от аттестации), а во второй и четвертой четверти —  аттестовать.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

«Таким образом, расписание у класса будет организовано по четвертям, а по некоторым предметам ученики будут аттестоваться по полугодиям. При выставлении оценок за вторую и четвертую четверть необходимо учитывать текущие оценки за предыдущую четверть (так как показатель среднего балла система все равно будет подсчитывать по четвертям)», —  говорит ведущий специалист службы поддержки «Дневник.ру» Татьяна Генаева.

Вопрос 3. Как заполнять личные данные в электронном журнале?

Другой момент, на котором акцентировали внимание педагоги-эксперты —  заполнение личных данных в электронном журнале. Например, если адрес прописки ученика заполнен, а фактический — нет, то при выводе на печать фактический адрес и домашний телефон не отображаются.

Совет от экспертов «Дневник.ру»: в конце года обязательно проверяйте, чтобы был заполнен фактический адрес.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Вопрос 4. Как лучше учитывать пропуски?

При заполнении журнала учителя ставят «Б» (если ученик болел), «Н» (если причина неуважительная) или «П» (если причина уважительная, например, ученик был на соревнованиях). В конце месяца система подсчитывает, сколько дней и сколько уроков пропустил ученик.

Но есть нюанс: уроки, отмеченные «П», будут засчитаны как пропущенные по уважительной причине, а сам учебный день —  нет.

Совет от экспертов «Дневник.ру»: чтобы не возникало проблемы с большим количеством дней, пропущенных по неуважительной причине, лучше не использовать в электронном журнале литеру «П», а вместо нее всегда ставить «Б».

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как вносить домашние задания на сдвоенных уроках?

У каждого из сдвоенных уроков есть своя строка с домашним заданием, и для того, чтобы система отметила, что учитель его внес, необходимо заполнять обе строки.

Совет от экспертов «Дневник.ру»: в первой строке можно записать устную работу, а во второй —  какие задания выполнить. Также можно дублировать задание.

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Как заполнить электронный дневник в школе и трудно потерять, легко найти и невозможно забыть

Так отображается домашнее задание на следующий урок

«В электронный журнал можно вносить задания объемом до 550 символов — это довольно много. И если учителя используют все это количество знаков, то при распечатке в конце года получается огромный документ. Поэтому мы предлагаем излагать суть задания кратко», —  добавляет участник проекта «Эксперты „Дневник.ру“» Анастасия Данилова.

Если вы хотите развивать свои цифровые компетенции, в том числе при работе с «Дневник.ру», то вы можете поучаствовать в проекте экспертов платформы. Подать заявку на участие можно по ссылке. А следить за ходом и результатами проекта — в официальном Telegram-канале Дневник.ру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *