Электронные дневники критикуют многие. Учителя за дополнительную (неоплачиваемую) работу, которую зачастую приходится выполнять в личное время и из дома. Родители — за сложности с авторизацией, задержки с заполнением расписания, выставлением отметок, размещением домашних заданий. Вместе с консультантом по развитию детей Оксаной Туркиной разбираемся, в чём его минусы для школьников и как их можно превратить в плюсы.
Зачем нужен электронный дневник
Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже не в его власти. Родители имеют доступ к дневнику 24/7, а также могут предоставлять его другим — любопытным родственникам, интересующимся репетиторам.
В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика.
Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим.
Электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми
Без всякого их участия. Дарья Сосновских, преподаватель французского языка и мать будущей первоклассницы, считает именно так: «Когда ребёнок сам записывает домашнее задание, он понимает, что и как надо делать. А с электронным дневником он не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу».
Как электронный дневник делает из ученика наблюдателя
Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками (важно различать и не путать отметки и оценки: отметка — это 3-4-5, а оценка «мало старался, хорошо, молодец!»). Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам.
Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам.
Просто пользоваться таким электронным органайзером — навык не лишний. Но так как всё, что появляется в нём, вносит не школьник, он не учится планировать свою неделю. Он лишь наблюдает, как её планируют за него другие люди. Если учесть, что далеко не у всех младшеклассников есть собственные компьютеры (планшеты, смартфоны), получается, ребёнок иногда вообще не может даже наблюдать за тем, как организован его учебный процесс.
«В информационном пространстве бумажный дневник не нужен. Преимущества электронного дневника очевидны: удобство для учителей в качестве инструмента работы с родителями и обучающимися, колоссальная экономия времени для доведения достоверной информации до всех участников образовательного процесса. Для детей — это информационный сервис, где прослеживается динамика обучения, формируется портфолио, имеется доступный современный ресурс для получения качественного образования. Для родителей — объективная картина достижений их детей, активная и оперативная коммуникация с любым учителем. Всё это дает возможность для комплексных решений повышения качества образования. Если же рассматривать бумажный дневник как органайзер учеников, то для этого есть более эффективные и современные инструменты».
Антон Богданов, директор школы № 1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н. Чернышёва
В чём польза бумажных дневников
Бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.
Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей.
Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий
В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школе.
Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.
Почему бумага часто лучше экрана
Учёные из Принстонского и Калифорнийского университетов в трёх исследованиях 2014 года подтвердили, что студенты, которые записывают лекции на ноутбуке, впоследствии хуже отвечают на концептуальные вопросы по учебному материалу и показывают более поверхностную обработку информации.
Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.
Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.
Что даёт электронный дневник детям
«В хорошей школе найдут способы научить детей организовывать себя. В школе похуже детям придётся набивать шишки самим. Где-то действует метод естественных последствий — домашнее задание нужно тебе и только тебе, у учителя электронный дневник, его твои записи не волнуют. И если ребёнку важно учиться, он будет записывать домашнее задание — в бумажный дневник или в тетрадь. Где-то дети организовываются сами, создают группы в WhatsApp, чтоб записать и уточнить домашнее задание. С одной стороны, в таких группах обязательные дети работают на необязательных. А с другой стороны, самоорганизация детей — это не так плохо: это спонтанность, работа по запросу, налаживание взаимосвязи между одноклассниками», — считает монтессори-педагог, мама четвероклассницы и семиклассника Татьяна Брыкова.
Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника. Сегодня электронный дневник — это только инструмент контроля образовательного процесса, который в идеале делает его прозрачным для родителей и учителя.
Наталья, 16 лет. 11 класс, г. Москва
Электронный дневник: МосРег
Мы пользуемся электронными дневниками через сайт МосРег, но это очень неудобно. Если учитель на этой неделе поставил оценку, то на следующей исправить ее уже невозможно. А скоро хотят сократить срок исправления до двух часов! При этом оценка должна стоять каждый день и по всем предметам. Если за какой-то урок оценки нет, то директриса устраивает скандал.
В электронном дневнике домашнее задание не всегда совпадает с тем, которое нам задал учитель.
Дело в том, что программа домашек в МосРеге расписана на весь год, а мы иногда немного отстаем от темы. Получается, в дневнике написано одно, а мы делаем другое. И если ты не записал задания на уроке — твои проблемы.
Электронным дневником мы пользуемся давно, но параллельно мы вели и обычные дневники. С этого года их запретили, поэтому такая ахинея.
Нам, ученикам, обычный дневник, конечно, удобнее — там можно двойку замазать, например, чтобы не получить от родителей.
Родителям же, очевидно, больше нравится электронный — там и домашка, и все оценки. Кстати, у нас в школе проверки идут — все родители и дети должны каждый день заходить в электронный дневник. За этим следят!

Надежда Абелевна Казакевич,
64 года, г. Санкт-Петербург
Преподаватель со стажем работы 23 года, учитель физики и химии высшей категории,17 лет научного стажа в области физической химии в ГИПХ, автор 5 учебников и справочников по химии для 8-11 классов.
ЭЖ (электронный журнал) был введен в нашем районе (Приморский р-н СПб) году, кажется, в 2011-2012. До прошлого года ЭЖ и бумажные журналы с дневниками существовали параллельно, хотя и было указание оставить только электронные журналы. О полной отмене бумажных дневников сначала речи не шло, но от МинОбр пришло указание прекратить дублирование журналов.

ЭЖ заполняет школа, а на сайт загружается его часть — это и есть ЭД (электронный дневник). Плюс в том, что ребенок не может сказать, что дневник забыл, не может выдрать из него страницу, или вообще завести два: один для родителей, один для классного руководителя. Да и домашку записывает сам учитель — ребенок уже не сошлется на то, что не знал, что задано (правда, может наврать, например, что интернета не было). Для учителей удобство в том, что дневники отдельно заполнять не надо — заполнил ЭЖ и все.
Доля зарегистрировавшихся на сайте ЭД родителей, в той школе, где я работала, составляла примерно 15-20%. Хотя, думается мне, примерно такой же процент родителей и в бумажные дневники заглядывал.
Может быть, проблему решила бы мобильная версия ЭД, когда выписка из ЭЖ (оценки, домашка, замечания) автоматически попадала бы на мобильные телефоны родителей —мобильниками они пользуются больше.
https://youtube.com/watch?v=5x2HyPhDf8I%3Ffeature%3Doembed
Маша, 17 лет. 11 класс, г. Ржев
Электронный дневник: Сетевой Город
У нас только два-три педагога во всей школе подходят к вопросу ответственно — своевременно вносят оценки и прописывают домашние задания. Большинство учителей вообще только к концу триместра оценки выставляют. А средняя оценка за триместр генерируется автоматически — нажал на кнопку и вывел средний балл. В целом пользоваться удобно. Можно легко отслеживать расписание и домашние задания. А вот с оценками проблема.
Часто сбиваются даты, поэтому бывает непонятно, за что именно стоят оценки.
Но мы уже привыкли — сам электронный дневник у нас ввели года три назад, сейчас уже все полностью перешли на Сетевой Город.

Оценки ставят так же, как и раньше — не каждый день и не на каждом уроке: только на контрольных работах, и за ответы у доски. За поведение оценок теперь нет — в электронном дневнике таких не предусмотрено, поэтому учителя постоянно родителям звонят по телефону.
Родители, если честно, в электронный дневник даже не заходят. Да и в целом, мне кажется, в нашем случае — бесполезная затея, тупая видимость того, что школа выходит на новый уровень, прогрессирует и соответствует духу времени.

Торт в виде олдскульного школьного дневника

Наталья Константиновна
Соболева, 25 лет
Учитель математики и информатики
Когда я пришла в мою школу, шел второй год, как вводили электронные дневники. Школа была совершенно не готова — компьютеров не было, интернета, естественно, тоже. Это было ужасно! Приходилось в школе заполнять бумажный журнал, а дома уже электронный. В нашем регионе не у всех тогда был компьютер — получается, малообеспеченные семьи вообще не имели доступа к электронному дневнику. Слабая компьютерная грамотность родителей проблемы тоже создавала.
Но с электронным дневником, конечно, удобно исправлять оценки. Думаю, это очевидный плюс — всегда были ошибочно поставленные отметки, опечатки и прочее. Также здорово, что журнал и дневник синхронизируются, между ними нет расхождений. Электронный журнал нельзя испортить или похитить из учительской, как бывает с бумажным. Страницы из него тоже не вырвешь.
Обычный бумажный дневник учителю за год не один раз приходится переписывать. Электронный журнал эту проблему решает — не надо особым образом заполнять, высчитывать страницы на каждый предмет.
Влад, 16 лет. 10 класс, г. Москва
Электронный дневник: ГосУслуги
Для родителей электронный дневник — просто чудо прогресса. Лично мои родители ежечасно обновляют дневник. Для них он стал своеобразным тамагочи, который синхронизируется с их ребенком. Электронный дневник избавляет родителей от хлопот по заполнению, убирает проблему незаписанного ребенком домашнего задания, да и каждый год покупать дневник, который стилистически будет подходить под формат школы, больше не нужно.
Наши учителя всегда относятся к нововведениям негативно, так как большинству из них уже за 50.
Слабая осведомленность учителей мешает честной игре — я, например, не смог удержаться и сразу же получил доступ к учительскому разделу сайта. Делается это просто — под любым предлогом просишь компьютер у учителя, заходишь в браузер и смотришь сохраненные пароли.
Большинство преподавателей ленятся разбираться в новых технологиях, они просто заводят любимчиков, которые остаются после уроков и заполняют дневники согласно учебным планам. Разумеется, за это их поощряют хорошими оценками.
Но есть среди учителей и энтузиасты, которые реально сидят с огроменной инструкцией и честно пытаются во всем разобраться. Но из-за постоянных доработок самой системы дневника первоначальные инструкции устаревают и становятся кипой бесполезных бумажек.
Бонус
как вообще выглядят эти электронные дневники
скриншоты любезно предоставлены нам учениками
Новые технологии в образовании — это хорошо. Интерактивные доски, дистанционное обучение, и тому подобное. Но такая, на первый взгляд, удобная штука, как электронный журнал, способна посеять в школе настоящий хаос. Наш блогер Дима Фурманов знает систему изнутри и рассказывает, в чём тут несостыковка.
Ученики, родители и учителя, как мы знаем, обязаны как-то договориться о «правилах игры» обучения ребёнка в школе. Это нужно, чтобы одни могли работать и не паниковать, а другие не хотели бы идти в прокуратуру.
Когда-то для упрощения пути от станции «учитель поставил оценку» до станции «мама негодует, за что сынок получил двойку» был придуман электронный журнал: родители в курсе оценок, страниц из него не вырвешь, бумаги меньше заполнять, меньше отчётности.
Как человек, который с такой системой проработал (как администратор системы в школе), я вам расскажу, почему всё совсем не так. В очередной раз я буду опираться на свой опыт работы в регионе. Этот регион не город Москва.
Модель перехода на электронный журнал
К сожалению, не все школы одинаково переходили или переходят на ведение электронного журнала. В связи с этим порой в городе могла быть ситуация, когда какие-то школы с журналом ещё не работают вообще, другие переведены директивно исключительно на электронный журнал, а третьи его используют в порядке эксперимента, ведя одновременно и электронный, и бумажный.
Если вы думаете, что проблемы в этом нет и «это же так просто», то вы ошибаетесь. Лишняя бессмысленная работа бесит всегда. Особенно если твои коллеги в соседней школе не занимаются дубляжом. Даже в новых школах. Эти же 30 минут, потраченные на глупое копирование, учитель мог потратить на подготовку интересного урока, консультирование ребёнка, а может быть, и на себя.
Реструктуризация работы педагога
Мало сказать школе, что она перешла на электронное ведение журнала. Нужно теперь поместить в нашу вселенную с электронным журналом всех педагогов. Да, все педагоги теперь обязаны использовать электронный журнал. И вчерашние студенты-практиканты (кто вырос в обнимку с гаджетами), и женщины пенсионного возраста, которые не всегда могут принять существование телефона без кнопок (обожаю сексизм).
Дети вступают в игру
С момента введения в вашей школе электронного журнала все дети будут пытаться использовать это в свою пользу. «А у меня интернета не было», «а вы домашку не прикрепили», «а вы нам не сказали, что домашнее будет в журнале», «а вы не пометили, что сегодня должна быть самостоятельная», «а я вам домашку прикрепил сегодня в семь утра». Если вы детей поделили на подгруппы по английскому языку, кто-нибудь обязательно придет не в ту.
Ещё дети много чего умеют в интернете. В моей практике даже встречалась целая схема по замене оценок на нужные. Или по затиранию ненужных пропусков. Первая схема хитрая, вторая — нет. Зато страниц не вырвут.
Требования управления образования
А вот и тот раздел, который раскрывает суть заголовка. В моём регионе каждый день требуют отчёта о 100% выполнении показателей журнала. За всё это страдает один ответственный по школе. Сейчас или вы отправитесь со мной в постмодернизм, или будете кивать и поддакивать. Итак, что хочет видеть управление.
Во-первых, 100% заполненное расписание у всех классов. Сперва может показаться, что этот пункт вполне логичный и расписание должно быть у всех. А теперь скажите, было ли в вашей школе так, что к 1 сентября расписание готово на неделю, оно всем нравится, в нём нет ошибок, и вы можете быть уверены, что никто не придёт к вам, завучу или директору с претензией? Вот-вот. А там считают, что оно у вас готово и меняться не будет. Даже если вы по совместительству и здесь не должны быть каждый день. И вообще, учитель — это призвание, не капризничайте.
Во-вторых, раз есть уроки, то на каждый урок должно быть задано домашнее задание. Тут в зависимости от региона, местами выходит на арену настоящий цирк. Нельзя указывать, что нужно что-либо принести (родители могут на это слово накинуться и написать, что в школе поборы.
Даже если вы сказали принести тетрадь), домашнее задание должно быть у всех классов (и кому какое дело, что в первом классе оценки не ставятся), домашнее задание должно быть на каждый урок (вот стоит ваша, допустим, информатика у класса четвёртым и шестым уроком, вот и дайте им задание на шестой урок. Ну и что, что у них на пятом литература). Отчётность превыше всего.
В-третьих, должны быть темы уроков. Вы скажете, что это просто и логично?
А теперь шок-контент: по отзывам моих коллег, в каждой школе есть учитель (а то и не один), который систематически не заполняет тему урока
А эта тема, на минуточку, должна совпадать с темой в поурочном планировании. Вам же не надо говорить, что будет проверять комиссия?
В-четвёртых, нужно, чтобы каждый урок учитель заходил в журнал и ставил там оценку. Или отметку о присутствии, ну, или опоздании. Ну, или прогуле. Теперь представьте, что вы проводите первый урок (там, где всякая техника безопасности, как вас зовут, что вы будете в этом году изучать) и на него пришли все. С точки зрения системы — нет пометки, значит урок не проведён (ладно, ладно, я помню, что в некоторых регионах есть галочка «урок проведён»).
В-пятых, есть чудный показатель «своевременное заполнение журнала». Все оценки и отметки о присутствии должны быть выставлены (исправить или удалить можно и потом, если в системе за это нет штрафа для школы, хе-хе) в этот же день. Ну, кроме контрольных и диктантов. Сколько вы теряли листков с отметками, которые надо в журнал переставить? Ну вот так-то.
Вместо пункта «в-шестых»:
Что делает администратор системы в школе?
Абсолютно всё. В том числе то, что лень делать другим людям. Например, если завучу лень составлять расписание, вы не только будете заливать его в систему, но ещё и составлять лично.
К отправке отчёта все показатели должны быть 100%. Поэтому будете придумывать тему сами, если её нет. И домашнее задание. И убирать неправильно поставленные оценки (см. «в-пятых»).
Здесь должен быть вывод
В начале третьей части компьютерной игры Fable персонаж должен был сделать выбор, кого он хочет казнить: крестьян или своего жениха (или невесту). И от этого выбора сюжет не менялся никак. К чему это?
Чтобы система образования с электронным журналом работала хорошо и правильно, три стороны должны понять друг друга. Это учителя, разработчики и чиновники. Но сколько бы постов в блогах ни выходило, сколько бы ни писалось петиций, не изменится ничего.
Чиновники будут просить отчётность, не думая, заложили ли возможность лёгкого сбора этой информации разработчики. А также не думая, есть ли у учителей вообще время на очередную малополезную справку.
Разработчики будут писать не вполне правильно работающие ресурсы. Потому что они не знают, как работают учителя, чтобы написать правильно. Да и чиновники от образования примут и сырую версию.
Учителя же будут молча делать бессмысленные отчёты в системе, которая не учитывает специфику школы.
Спросите, почему же нет ни слова про родителей? Потому что далеко не все могут зайти в журнал под своим именем, а не под именем ребёнка. Зато потом «вы мне ничего не говорите про моего Серёжу». Пусть сперва те, кто организует образование, договорятся. А потом и за этих примутся.
Как мы на новый электронный журнал переходили. Дневники внедряльщика
За 10 дней до начала нового учебного года наша школа (под ненавязчивым давлением вышестоящих органов) начала экстренный переход на новую систему электронных журналов. Единую для всего региона, конечно же. Продвигаторы сего программного продукта клятвенно обещали на спешно организованных вебинарах, что новый софт будет «более лучшим», «супер-пупер надёжным» и вообще позволит снять с учителей и завучей лишнюю нагрузку, поскольку вся нужная информация будет теперича автоматически попадать куда надо.
В общем, в конце августа внезапно (с) оказалось, что частью новой ИС является модуль Мониторинг образования, к которому нас подключили (абсолютно добровольно, конечно же!) в июне месяце. И за лето секретарь и директор совместными усилиями успели забить в БД минимальный набор данных всех сотрудников и учеников. Вот только тогда, в июне, про электронные журналы ничего внятного не сказали, учителя разбежались по отпускам, и инструкции были прочитаны по диагонали. В результате все ученики оказались в едином списке. И вот — конец августа, учителя отдыхают последние деньки (в законом отпуске), и «вдруг граахнул гром»: мы переходим на новый электронный журнал. Отставить отпуск!
А далее начинается самое весёлое. Уже при первом знакомстве с новым электронным журналом стали вылазить (из всех щелей, блин!) различные косяки и баги. В борьбе с ними были потеряны десятки записей из БД. Инструкция по работе с этим добром вводила в ужас даже меня, программиста и юзера с четвертью века стажа, работавшего с немерянным количеством разного софта (в бытность свою техническим журналистом я тыкал в мышкой во всё, что не успевал сожрать из папки «Загрузки» антивирус). Да и электронный журнал этот для меня далеко не первый. Четвёртый, если быть точным. Ранее были попытки играть в «Аверс» (интерфейс их «Директора» в 2012 году вызывал лютую ностальгию по Delphi 3 и первым версиям CBuilder), потом попытка внедрения «Элжура» и, наконец, 8 вполне спокойных лет на Дневник.Ру, который я успешно развернул в 2 школах и не очень успешно в одном техникуме (я уволился, и не знаю, закончили ли внедрение).
А дальше я создавал два первых тикета по всем явным косякам, замеченным в ходе развёртывания журнала. И на следующий день даже дождался ответа одного из разработчиков (ну, или кого-то из саппорта — тут, увы, точно не знаю). Во всяком случае мне обещали исправить проблемы. И то хлеб.
Вот эти первые тикеты. Здесь я ещё описываю проблемы шаблонно. Так, как стал бы описывать баги в любом другом ПО (собственно — почему «стал бы»? я этим периодически балуюсь последние лет 20 с хвостиком).
Периодические ошибки при сохранении данных сотрудника

Чуть позже разработчики ответили, что внесены какие-то исправления. Пока ошибка не повторялась. Но мы уже не так массово вносим данные.
Не сохраняются настройки таблиц (столбцы, сортировка)
Если настроить внешний вид любой (!) таблицы, выбрать нужные столбцы, настроить их ширину, скрыть/показать панель редактора, сортировку – все эти настройки действуют до первой перезагрузки таблицы (перехода к другой таблице), что крайне неудобно при работе с большим объёмами данных. Особенно учитывая, что вся логика работы этого ЭЖ строится на переходе между таблицами. Насколько реально решить эту проблему?

Следующие тикеты были созданы через несколько дней, два из которых стали для меня «рабочими выходными», в которые я забивал разные данные в новую ИС, пытаясь обеспечить её минимальное функционирование. Параллельно со мной начали работать другие сотрудники нашей школы.
Учитывая, что вся эта работа напоминала хождение по граблям с периодическим набиванием шишек в виде потери уже внесённых данных, моё настроение несколько ухудшилось, а отношение к разработчиками системы стало чуть более негативным.
Сквозной поиск учеников
Очень часто возникает необходимость сквозного поиска по списку учеников (например, мы давеча “потеряли” одного второгодника и минут 5 убили на поиск его в двух параллелях – завучи наши злые после такого). В нашем старом ЭЖ это делалось элементарно, с главной страницы панели администратора. Здесь не можем найти такую функцию. По сотрудникам можно искать с помощью фильтров, т.к. они в одной таблице. А ученики раскиданы по классам и приходится заходить в классы по по очереди и искать в списках. Очень затратно по времени получается, даже если в одной параллели искать ученика. PS. Такого рода сервисы должны облегчать жизнь учителям/завучам, но пока только усложняют, к сожалению 🙁 PPS. Алана Купера разработчикам надо бы прочитать. Метод персонажей – убойная вещь для разработки интерфейсов.
Здесь стоит отметить, что упомянутый поиск – реально очень нужная вещь при плотной работе со списками классов. И его просят в чате многие пользователи.

Однако, внедряльщики посылают всех в другой модуль – там такой поиск есть. Но там нельзя изменять данные пользователей. В общем, выполните, господа учителя, квестик ради простейшей операции. Я, к слову, приспособился бегать в наш старый электронный журнал – там поиск работает хорошо. Но весь год не будешь два журнала поддерживать в актуальном состоянии – это нереально. Впрочем, всем пофиг. Школам же некуда деваться – как-нибудь выкрутятся. Завучам можно меньше спать, например.
Ошибка “Уберите лишние пробелы”

Уважаемые разработчики, лишние пробелы должна убирать функция trim() или её аналог в том языке/фреймворке, который вы используете. Учителям и завучам есть чем заняться в рабочее время, пожалейте, пожалуйста, наше время!
И чтобы новый тикет не создавать – прикрутите, пожалуйста, проверку формата СНИЛС (а в идеале – его автоматическое форматирование с приведением к формату Госуслуг). У нас только с учителями уже 2 случая лишнего дефиса в СНИЛС – и люди не могут зайти в систему. Что будет, когда начнём учеников и родителей массово подключать – страшно представить (у нас больше 1000 учеников, плюс родители!).
Опять таки – пожалейте учителей и завучей! Мы не компьютеры, а вынуждены работать regexp’ом вместо компьютера, проверяя формат входных данных.
Дальше тон моих тикетов снова немного изменится. Прошло ещё два дня, наполненных хождением по чужим граблям и борьбой с бесконечными косяками UI. Понимая, что к 1 сентября развернуть журнал мы уже точно не успеваем, мы подключили к работе ещё одного учителя, ответственного за работу с расписанием. И как человек, далёкий от IT (но успешно много лет работавший с аналогичными функциями Дневник.Ру), она столкнулась с кучей новый граблей и багов.
Нелогичная сортировка таблиц
Во всех таблицах сервиса wp2 наблюдается ужасная сортировка данных.

Пример 1. В таблице расписания звонков сразу при открытии данные расположены в совершенно случайном порядке (я не вижу логики вообще; даже если предположить, что сортировка идёт по скрытому полю id – не катит, т.к. я сам лично добавлял уроки в эту таблицу, и шёл строго по порядку). Сортировка по столбцам, которые видны по умолчанию, порядка не добавляет. Что-то приличное получается только при показе столбца “Группа” и сортировке по нему. И то через раз (там random что-ли где-то затесался в коде сортировки?).

Пожалуйста, сделайте человеческую сортировку.
И снова – данный запрос многократно повторялся в чате поддержки. Ни одного ответа от разработчиков и внедряльщиков я не видел. Подозреваю, что сортировка используется дефолтная, от виджета таблицы. И там русские буквы не умеют. А исправить никто не может. Других логичных объяснений у меня нет.
Ученик, выбранный по-умолчанию
(здесь нужно сделать пояснение: в ИС, о которой идёт речь, перенос учеников между классами реализован через «буфер обмена»; алгоритм приведёт в тикете; я таким образом «сортировал» по классам больше 1000 учеников; с десяток при этом были потеряны или случайно перенесены не в тот класс из-за описанной проблемы)

При открытии списка класса первый ученик выбран по-умолчанию. Это создаёт проблемы при переводе из класса в класс. Мы перед началом учебного года сверяли списки классов, учитывали учеников, которые перешли в другие классы за лето. Типичный сценарий в вашей системе:
1. Открыть класс ОТКУДА переводим.
2. Выделить нужного ученика.
3. ПКМ / Вырезать.
4. Открыть класс, КУДА переводим.
5. ПКМ / Вставить.
Когда таких операций выполняется много, часто забываешь снять галочку с первого ученика. В результате ученики, которые идут первыми по алфавиту в классах, незапланированно “мигрируют” по школе. Потом приходится их искать (см. тикет про невозможность сквозного поиска).
При удалении ученика эта проблема тоже присутствует. Не снял галочку — удалил первого по списку вместе с тем, кого реально нужно было удалить.
Снова усложняете жизнь завучам/секретарю на ровном месте.
Вообще, сам алгоритм перевода – просто типовой пример ужасного интерфейса. Почему нельзя сделать кнопочку (ну ладно, контекстное меню) “Перевести в другой класс”, вывести при её нажатии окно с выбором класса назначения и по нажатию 1 (одной!) кнопки отправить ученика в нужный класс? вместо 8 (восьми!) щелчков мышкой на каждого ученика (ну ладно, группу можно), можно обойтись 3 (тремя).
Плюс само копирование через “буфер обмена” – крайне опасный способ с точки зрения сохранности данных. Мы несколько раз потеряли данные учеников при переносе из класса в класс, когда возникали ошибки в вашей системе и буфер очищался.
Для учителей/завучей эта работа – не основная, нам очень жалко времени, потраченного на борьбу с неудобным интерфейсом и повторное внесение потерянных данных.
Пользовательские данные – это “священная корова”, любые косяки интерфейса и кода, приводящие к их потере – зло в чистом виде.
Даже всякие ВКонтакте при перезагрузке страницы не теряют данные из форм, хотя там просто переписка, а не ИС.
Невозможно сохранить расписание звонков после изменения группы
И снова вынужден указать на проблемы с интерфейсом (знаю, что задолбал, но пока мне приходится в рамках нашей школы заниматься борьбой с интерфейсом вашей системы, забив на свою работу и семью, я буду все эти косяки перекладывать на тех, кто за них реально отвечает; честно говоря, страшно представить, что про вас думают сейчас в сельских школах, где даже учителя информатики нормального зачастую нет).
(где-то здесь я понял, что скоро из моих тикетов можно будет собрать целую статью; и «тут Остапа понесло» (с) работа велась поздним вечером 31 августа в тщетных попытках обеспечить хоть какое-то функционирование системы к 1 сентября; меня пробило на жёсткий стёб)
Итак, берём таблицу “Расписание звонков”. Мы в ходе работы над расписанием поняли, что в вашей системе распределение звонков по сменам может работать только в сферической школе в вакууме (или в глухих деревнях), где 1 смена и никто не слышал про нулевые уроки и “подсменку”. И стали править расписание звонков, делая сквозную нумерацию с 1 по 12 уроки. При этом группу “1 смена” переименовали в “Основное расписание звонков”, а группу “2 смена” просто удалили.
Берём первый урок, меняем группу в редакторе, жмём кнопку “Применить”. Стоп! Нет, не жмём, ведь она неактивна! Т.е. я редактирую данные в форме, но сохранить их не могу. Где-то на этот моменте Джеф Раскин перевернулся в гробу. Ладно, не первый раз корявые интерфейсы вижу (и не последний, увы!). Правлю поле “Номер урока”, меняю “1” на “2”, а потом обратно на “1” (“Психбольница в руках пациентов” (с) ). И – опаньки! Оно живое! В смысле – кнопка “Применить снова активна”.
Ещё полчаса жизни убиты на борьбу с интерфейсом. Сегодня 31 августа, время 19.30, расписания в журнале всё ещё нет.
null вместо отчества в журнале
Ну вот я и добрался до one.43edu. И тут же нашёл багу (на самом деле не одну, но об остальных позже). У нас есть несколько учеников, которые внесены в списки без отчества. И в журналах для них дописано отчество null.

// не выводим отчество
// выводим отчество
И снова добрый день!
У всех наших завучей (и приравненных к ним учителям, которым пришлось выставить роль “Завуч” в вашей системе) одинаковая проблема – мы всегда видим абсолютно все классы при открытии журналов.

Например, в Дневник.Ру по умолчанию любой учитель видит только функционал учителя, а для перехода в режим завуча/администратора есть отдельная кнопка. В течение учебного года этот нужен нечасто. А тут я даже не могу свернуть лишние ветки дерева (то есть свернуть могу – но эти настройки не сохраняются, и при следующем входе я снова вижу все классы, и должен копаться в длинном дереве, чтобы найти нужный журнал. Хорошо хоть, здесь классы отсортированы нормально (виджет дерева умеет сортировать лучше, чем виджет таблицы в wp2?).
Привязка кабинетов к урокам
И ещё раз добрый день!
Никак не можем привязать кабинет к конкретному уроку. Наша школа учится в 2,5 смены, ситуация, когда учитель ведёт все уроки в одном кабинете – почти фантастика. В Дневнике,ру кабинет назначался для каждого урока отдельно (в шаблоне расписания), здесь назначается для журнала. Фактически мы не можем на данный момент сформировать в электронном виде пригодное к работе расписание (номер урока / предмет / учитель / кабинет).
Без такой привязки у нас один выход – делать классическое бумажное расписание. Для нашей школы это будет сильным откатом в прошлое. Мы 8 лет успешно использовали электронный вариант с привязкой к кабинетам, а на бумажках писали только изменения.
Очень много лишних названий в таблице “Предметы”
Таблица предметы содержит 91 наименование. Часть из них имеет похожие названия. Например: История, История России, История Отечества. Плюс мы в “школьную” таблицу предметов добавили свои названия. У нас, например есть “История России. Всеобщая история”.
В итоге при создании нагрузки в классе сотрудник каждый раз видит такой список:
История России. Всеобщая история
Пожалуйста, дайте возможность хотя бы скрывать предметы из стандартного списка (если уж удалять нет возможности). Реальный список предметов в школе будет содержать примерно в 3 раза меньше наименований, и количество предметов с похожими названиями будет близко к нулю.
На этом месте я приостановил создание тикетов, поскольку обратная связь со стороны разработчиков полностью прервалась 1 сентября. В официальном telegram-канале неудобные вопросы (нее только мои, но коллег со всего региона) тоже игнорируют. На регулярно повторяющиеся вопросы (а как не повторяться, если для поиска ответа нужно пролистать тысячи постов в Telergam – никакого FAQ не ведётся, инструкция ответов на насущные вопросы не даёт) ответственные лица отвечают уже достаточно резко, на грани хамства.
В общем, на сегодняшний день выводы неутешительные. Целому региону навязали неудобную, достаточно глючную систему, рассчитанную на «сферические школы в вакууме». Не проработаны элементарные сценарии использования (тот же сквозной поиск в чате просят регулярно). Борьба с глупыми багами ведётся, вроде бы, но лично я уже две недели чувствую себя не работником школы, а бесплатным бета-тестером. Страшно представить, что сейчас происходит в школах, где нет своих учителей информатики и техников-программистов (а в небольших школах очень часто учителя — совместители, приезжающие раз в неделю; сам так работал 3 года).
- Электронный журнал — ПО или электронные сервисы, обеспечивающие учёт выполнения учебной программы, в том числе успеваемости и посещаемости обучающихся;
- Электронный дневник — ПО или электронные сервисы, обеспечивающие в электронном виде информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса.
Ответственными исполнителями за пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в перечне услуг в сфере образования определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, непосредственно образовательные учреждения (как субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления). Услуга должна была быть доступна в России с 1.1.2014.
Журнал учета успеваемости и посещаемости — инструмент учёта в образовательной организации. Ведение его в электронном виде оптимально для повышения прозрачности образовательного процесса и для реализации возможности информирования родителей в электронном виде.
Электронный дневник как индивидуализированная выборка данных ученика из электронного журнала — это информирование ученика и родителя об образовательном процессе в электронном виде.
Дополнительные функции «Электронного дневника и журнала»
- Формирование учебного плана учителями
- Уведомление о прогуле школы
- Формирование статистики посещаемости/успеваемости школьников
- Публикация новостей и объявлений
- Автоматическая публикация расписания уроков
- Организация площадки для общения учителей и родителей
- Отправка СМС-сообщений родителям с оценками ребёнка
- Отправка Push и E-mail уведомлений родителям ребёнка
- Использование электронного журнала как надстройки над системой управления образовательной организацией
Виды и особенности внедрения
По видам электронные дневники и журналы можно разделить на сетевые, которые, в свою очередь, делятся на федеральные и региональные, и локальные.
Сетевой региональный электронный журнал размещается на серверах субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и обслуживает образовательные организации своего региона или муниципалитета. Разработка программного обеспечения таких журналов производится имеющими соответствующий опыт российскими ИТ-компаниями, и его приобретение регионами, установка на свои серверы и сопровождение — по договорам с правообладателями. Следует отметить, что в отличие от федеральных сетевых журналов доменные имена региональных сетевых электронных журналов являются уникальными в каждом регионе.
Локальный электронный журнал размещается на собственном (возможно, облачном) сервере образовательной организации. У такого решения есть как положительные стороны (независимость от оператора федерального или регионального электронного журнала, лучшая доступность за счет существенно более низкой нагрузки, возможность самостоятельного расширения функционала и более гибкой индивидуальной настройки), так и отрицательные (необходимость самостоятельного технического обслуживания оборудования и программного обеспечения, потребность в соответствующих специалистах и пр.).
* Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Проблемам внедрения информационных систем электронных дневников и журналов посвящено множество публикаций; достаточно полное обобщение опыта (по состоянию на лето 2015 года) содержится в статье «Мифы и реальности электронных журналов успеваемости».
- Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2010 года № 246-р
- Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.2. Дата обращения: 20 мая 2015. Архивировано 13 октября 2013 года.
Как я делал «Твой Дневник» — или ситуация на рынке электронных дневников
Всем привет, пишу свой первый пост. Согласно правилам, его нельзя делать рекламным, поэтому постараюсь вам рассказать чего-нибудь интересного, без ссылок и прочего.
Я достаточно давно интересуюсь моментами, связанными с образованием в нашей стране. В том числе моментами его цифровизации, приведения к какому-то интерактивному, удобному, доступному знаменателю.
Одним из сервисов нашего образования, который даёт универсальный доступ к школьным ресурсам, является электронный дневник.
Я долго смотрел вокруг и мучил себя мыслями о том, что российские школьники не получают доступ к качественному и красивому сервису для просмотра оценок.
Интересный анализ рынка
Создаётся впечатление, что в нашей стране всё равно на государственные сервисы в образовании. Да и вообще на государственные сервисы.
Положительные тенденции складываются только в Москве: там работает отличный портал «mos.ru» и, который как минимум можно считать нестыдым. В Подмосковье, справедливости ради, тоже есть задизайненный сайт.
Правда, разумеется, я наслышан огромным количеством историй от детей, которые в два счёта меняли себе оценки, взламывали и меняли букву класса. Дыра за дырой, ошибка за ошибкой, но это работает, и это нельзя назвать ужасной халтурой.
Конечно, все эти сервисы делали молодые программисты, которые знать не знали, как было бы удобно и правильно для ребят. Знать не знали и не знают — отрабатывают бюджет.
В городах, которые отдалены от центра, работают разные виды электронных дневников. Самый популярных из них — «Дневник.ру» — уже почти 10 лет на рынке, и такое ощущение, что с этого времени, дизайн у них ни разу не поменялся. Посмотрите на их сайт.
Чувствуется особый вкус.
Что касается их приложения для мобильных устройств — нужно платить. Без оплаты Вы не сможете посмотреть ни домашнее задание, ни оценки. Легче зайти через сайт, не правда ли?
Я попробовал купить у них PRO версию. И за деньги этим пользоваться вам не рекомендую. Того не стоит.
Ну что… Тогда, может, сделать своё приложение?
Название нужно было придумать такое, которое бы отражало концепцию — дневник для человека. Для ученика. Для тебя. «Твой Дневник». Удобный, безопасный и качественный.
Такой подход обеспечит серверное добавление новых дневников, исправление уязвимостей и подгон под новое API динамически.
Над дизайном решил поработать основательно. Попробовал сделать удобно, красиво, адаптивно. На мой взгляд, получилось нестыдно. Удобно и не стыдно. Сейчас в дневнике доступны три вида электронных журналов — московский «Дневник МЭШ», «Дневник.ру» и подмосковный «Школьный портал».
Да. Вы напишете в комментариях два главных вопроса:
- Как это монетизировать?
- Ну это же простой парсер!..
И я отвечу: да, это парсер, но удобный и универсальный.
Однако вопрос с монетизацией довольно важен.
Как монетизировать?
«Твой Дневник» каждые 20 минут будет присылать уведомления об оценках. Так как это сервис-посредник, вы понимаете, что по факту, если у нас 200 пользователей, то серверу придётся делать 200 авторизаций/запросов по токену, 200 раз прогружать расписание детей, 200 раз сравнивать, есть ли id полученной оценки в базе данных и 200-old_marks раз отправлять уведомление на устройства.
Если поток пользователей, которые каждые 20 минут должны будут получать уведомления, превысит 100-200 тыс., то сами понимаете, на это нужны будут сервера. Мощные и подъёмные. Деньги. Одни деньги.
От обязательной подписки, разумеется, я решил отойти. В противном случае моё приложение ничем бы не отличалось от того, что есть.
От рекламы непосредственно в виде баннеров я тоже отошёл.
Пользователь должен получать контент в таком виде, чтобы ему не нужно было за него платить, а рекламу он должен был смотреть в необязательном порядке.
И тут, конечно, было найдено решение. Что если предоставить дополнительный функционал, который будет несильно обязателен, но подстегнет интерес пользователя к его продлению?
Что же может быть такого интересного и нужного для ученика в простом дневнике с оценками?
Уведомления и советы!. Советы, кстати, это небольшие строчки, которые подсказывают обучающемуся, сколько ему осталось оценок для достижения того или иного результата (среднего балла). И отдавать мы их будем по принципу RewardedVideo. Смотри видео — получай услугу. Это решает несколько вопросов:
- Определённый костяк пользователей не будет смотреть рекламу и не будет пользоваться услугой. Ну что поделаешь, такие будут. Но постоянную нагрузку на сервере это снизит
- Мы отказываемся от вливания денег в приложение. Можно посмотреть рекламу и потерять несколько секунд своего времени. А оно, как известно, у нас постоянно пополняется.
Для тех, кто не хочет смотреть рекламу, разумеется, доступно продление на 3-12 месяцев. Гибко и удобно. За просмотр одного рекламного ролика, к слову, можно получить 1 неделю уведомлений и советов.
Приложение есть. Что дальше?
Никогда не дружил с Android. Пока решил рекламировать то, что у меня есть. На iOS.
Больших бюджетов на рекламу нет. За неделю в AppStore приложение скачали 40 пользователей. Может быть, вы что-нибудь порекомендуете в комментариях? Как прорекламировать удобный и качественный продукт без космических денежных затрат?
Кстати, может, что хочет помочь с разработкой? Пишите ВК, если что.
Конечно, нельзя сказать, что я полностью уверен, что это именно то, что нужно пользователям.
Я встречал за последнее время много ребят, которым рассказывал про своё приложение, а мне отвечали железным «И чё?». Есть процент, и я пока точно не знаю какой, пользователей, которые не помнят и помнить не хотят свои пароли от электронных дневников. Для них это рутина, которую они не видят и не хотят видеть.
Почему есть такие ребята?
Как часто, когда вы учились в школе, вы спали на уроках?
Давайте будем честны: даже у завсегдатаев зубрёжки была одна-вторая учительница, на уроках которых хотелось спать, зевалось, не училось. А были учителя, на уроках которых стояла гробовая тишина.
Повезло тем, у которых школа — место, куда хотят, а не должны ходить. Государственные школы редко когда заботятся о том, чтобы атмосфера, которую хотят видеть ученики, царила здесь всегда. Почему? Потому что, по их мнению, это не отражается на качестве образования, не отражается на бюджете или, например, доходах от иной образовательной деятельности.
Но это не так. Особая атмосфера в школе, в том числе поддерживаемая государством в виде электронных удобных сервисов или мероприятий, направленных на знакомство школьников с системой образования, крутыми штуками, очень важна. Ребята начинают понимать и осознавать, что знания, которые они получают, пригодятся в дальнейшем (и система должна их давать и перестраивать школьную программу).
Сейчас же воспитательная работа в школе — это как правило фгосовские мероприятия, построенные каждый год по одной и той же программе, а уроки — зубрёжка и монотонные повторения материала, который с одной стороны уже давно устарел, а с другой — одногранен и не применим практически.
Именно поэтому существуют ребята, которые не готовы принимать такие приложение, не готовы принимать электронный дневник и школу как часть своей жизни. Школьной, счастливой, самой важной жизни.
Заключение
Если вам было интересно, пожалуйста, отпишитесь, буду рад пообщаться в комментариях.
Если будут какие-то новости или другие, иные рассказы про разработку, обязательно ещё отпишусь.
Удачного дня, побольше улыбок и радости!
Награды и премии
- «Дневник.ру» три раза получал «Премию Рунета»: в 2010-м[10] и 2011 годах[11] в номинации «Учительский интернет-проект года», а в 2012 году в номинации «Электронное государство в информационном обществе»[12].
- В апреле 2012 года «Дневник.ру» получил премию World Summit Awards как победитель в категории E-Learning & Education[13].
- В 2013 году компания получила премию «Technology Pioneer» по версии World Economic Forum[14].
- В 2016 году проект «Дневник.ру» признан лучшим в сфере образовательных технологий на международном конкурсе Edtech x Europe[15].
- Раздел «О нас». – Официальный сайт «Дневник.ру». Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 24 сентября 2018 года.
- «Дневник на стол» Архивная копия от 13 октября 2018 на Wayback Machine, газета «Коммерсантъ» (25 апреля 2013).
- Профиль компании на CrunchBase. Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано 23 августа 2018 года.
- Личный блог Александра Зубкова о жизни, бизнесе и путешествиях Архивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine.
- Как российские власти помогли основателю проекта «Дневник.ру» Гавриилу Леви. Ведомости. Дата обращения: 6 апреля 2020. Архивировано 6 апреля 2020 года.
- Авторизация через портал Государственных услуг. Портал службы поддержки. Дневник.ру. Дата обращения: 7 апреля 2021. Архивировано 28 февраля 2021 года.
- «Это бизнес-проект, но с детей, родителей и учителей деньги я брать не буду». – Журнал Forbes, 27 апреля 2012 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
- Фонд Runa Capital вложил $5 млн в образовательный портал dnevnik.ru. – Журнал Forbes, 3 сентября 2012 года. Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано 30 сентября 2018 года.
- Runa Capital инвестировал $5 млн в образовательную платформу Дневник.ру, резидента Фонда Сколково. – Официальный сайт «Сколково», 4 сентября 2012 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
- Лауреаты Премии Рунета – 2010. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
- Премия Рунета. Номинанты и Лауреаты 2011 года. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 19 сентября 2016 года.
- Номинанты и Лауреаты 2012 года. – Официальный сайт премии. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 2 июля 2017 года.
- 23 премии для мобильных и веб-разработчиков. – Портал vc.ru, 20 марта 2017 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
- Российский образовательный проект Дневник.ру стал новым «пионером» WEF. – Rusbase, 27 августа 2013. Дата обращения: 25 сентября 2018. Архивировано 9 октября 2018 года.
- «Дневник.ру» стал победителем EdTechXEurope 2016. – Официальный сайт «Сколково», 24 июня 2016 года. Дата обращения: 23 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
- dnevnik.ru — официальный сайт Дневник.ру
- Лоянич А. «Дневник.ру» — школьная социальная сеть на сайте «Руформатор»
- Родители смогут видеть оценки школьников через мобильное приложение на сайте «Известия»
- Родители стали чаще проверять электронные дневники на портале Edutainme
- Жилинская О. Максимум здравого смысла и никаких родителей под дверью. Почему учителям нравится электронный журнал на сайте «Мел»