Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Как пользоваться электронным дневником?

Функция выставления и исправления оценок есть только у учителей. Однако в цифровой системе возможен человеческий фактор. Если педагог не закроет электронный журнал, ученики могут воспользоваться ситуацией и исправить оценки. Изменения рано или поздно заметят.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Трудности при работе с ЭД и ЭЖ

Электронные дневники и журналы во многих областях России находятся на стадии внедрения. Проблемы возникают из-за отсутствия необходимого оборудования и доступа к Интернету в отдаленных районах нашей родины. В связи с чем полноценно работать с электронной документацией педагогические работники и родители учащихся не могут.

Еще одним препятствием на пути введения школьных электронных дневников является почтенный возраст педагогов.

Стоит отметить, что во многих школах, особенно это касается маленьких городов и деревень, большинство педагогов пенсионного возраста. Этим людям сложно дается освоение работы в Интернете и, соответственно, образовательных платформ.

Еще одна трудность, о которой говорят практикующие учителя, заключается в том, что такие электронные дневники и журналы во многих образовательных учреждениях ведутся параллельно с бумажными. Соответственно, на плечи педагогов ложиться двойная нагрузка.

Потому во многих образовательных учреждениях вводятся специальные должности специалистов, отвечающих за ведение электронных журналов и другой документации.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Как получить доступ к электронному журналу или дневнику?

Электронный журнал и дневник доступны в регионах, в которых внедрена цифровая система «Дневник.ру». В некоторых областях невозможно получить доступ без учетной записи на портале Госуслуг. Электронный журнал могут просмотреть пользователи старше 14 лет, у которых есть стандартная или подтвержденная учетная запись на сайте.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Как мы зарабатываем

Мы не платим за рекламу, потому что она не окупается. Юзер не приносит много денег, и поэтому у нас задача быстро расти, но при этом дешево или вообще бесплатно. Поэтому мы стараемся делать наш продукт виральным. Это кейс Slack: они специально придумывают механизмы, а не вкладываются в рекламу. Ты просто делаешь так, чтобы у тебя бесплатно было много юзеров.

Еще если человек платит деньги, он ожидает, что у приложения есть отдел поддержки. А мы не хотим фокусироваться на покупках, поэтому специально не просим много денег.

Плюс мы понимаем, что сначала нам надо набрать большую аудиторию, чтобы потом круто ее монетизировать.

Прибыль растет где-то в три-четыре раза в год, и по выручке сейчас мы уже пробили миллион, маржинальность высокая. Посмотрим, что будет дальше.

У меня никогда не было денег для стартового капитала. Максимум – 100 долларов на аккаунт в Apple. Но я их заработал в предыдущем проекте, который был за 0 создан.

Можно ли установить дневник школьника на компьютер

Для просмотра электронного журнала на компьютере необходимо заходить непосредственно на сайт. Отдельного приложения для ПК нет.

Дополнительные функции «Электронного дневника и журнала»

На прошлой неделе у нас вышел небольшой материал, мотивирующий школы не стесняться переходить на электронный журнал. На наше счастье в х появился Михаил Кушнир, эксперт «Лиги образования», в прошлом — советник управления Департамента образования, один из ответственных за разработку модели массового внедрения электронных журналов в Москве.

Именно он написал для нас исчерпывающий сборник мифов, связанных с электронными журналами, и благополучно их разоблачил. Приступим.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Власть решает, какой журнал и как вести

Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» унаследовал от закона 1992 года распределение компетенций между уровнями управления образованием.

Право организации на самостоятельный выбор способа ведения учета закреплено в законе 273-ФЗ.

Вот ответ Минобрнауки РФ с ми автора о сложностях отношений образовательных организаций с органами власти в указанном аспекте.

Во многих регионах в более или менее явной форме органы власти навязывают свое решение. Их волнует формальное выполнение государственных поручений по реализации госуслуг и попутно возможность усиления надзорных функций, а не реальная помощь каждой школе в выборе адекватного решения электронного журнала.

Журнал — финансовый документ

Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.

Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации».

В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация. Классный журнал относится не к финансовой группе документов, а к учебно-педагогической (п.2).

В ней же отмечено, что «Дневник учащегося, являющийся документом школьника и не относящийся к школьной документации, также не рассматривается».

С другой стороны, известно, что комиссии КРУ в советские времена требовали журналы и на основе его анализа выдвигали финансовые претензии. И сегодня имеют место волюнтаристские методы управления и контроля, и сегодня проверяемые не знают закона либо не готовы отстаивать свои законные права.

Этот миф может сыграть очень злую шутку с некомпетентными администраторами, ибо сегодня ведение журналов по закону находится в компетенции образовательной организации и порядок ведения учета должен быть описан в локальных нормативных актах.

Предлагаю самостоятельно ответить на вопрос: как будут проверять образовательную организацию, которая в собственных нормативных актах написала, что журнал — документ финансовой отчетности? А я уже не раз видел подобные утверждения в современных положениях школ о своих электронных журналах.

Нельзя отказаться от бумажного журнала

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Реальность: При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учёт и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.

Это приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ — это дополнительное свидетельство помимо отнесения задачи ведения учёта законом 273-ФЗ к компетенции образовательной организации.

Чем полезен электронный журнал для родителей

Родители смогу узнать оценки ребенка еще до того, как он придет со школы. Ученик не сможет обмануть взрослых, например, что учитель не задал домашнее задание, или он получил «двойку» за контрольную работу.

Школа будет лучше оснащена

Переход на виртуальные журналы — один из ключевых этапов цифровизации. В школе назначается сотрудник, который отвечает за работу электронных дневников. Для подключения к системе «Дневник.ру» для каждого учебного заведения выделяются деньги из государственного бюджета. Таким образом, школа получает современное оснащение.

Всегда быть в курсе процесса учебы ребенка

Родитель в любой момент может посмотреть успеваемость и посещаемость ребенка. Для него не будет сюрпризом, что ученик прогулял занятие или не сделал домашнее задание на сегодня.

Привитие информационной культуры детям

Введение электронных журналов и дневников — первый этап развития информационной культурой. Цифровые версии бумажной волокиты более информативны, что важно для современного мира.

Если ребенок будет со школьных лет знать, как и где узнать нужную информацию, ему будет легче адаптироваться к изменениям в будущем. Например, если на работе ему придется сотрудничать с партнерами через цифровые сервисы или общаться с коллегами.

О планах

Моя большая задача сейчас – настроить работу в «Дневнике» так, чтобы я мог вообще ничего не делать, и он продолжал расти за счет команды. И дальше я хочу, чтобы уже эта команда создавала на этой базе что-то новое. Скорее всего это будет онлайн-школа или маркетплейс с независимыми репетиторами.

Параллельно я хочу выделять время на новый стартап. Я понимаю, что «Дневник»  — это круто, что там можно создавать много пользы, мы можем менять культуру и вообще российскую действительность благодаря нашим сторис. Мы можем говорить огромному количеству молодых людей то, что им очень близко. Но я понимаю, что я не заработаю там миллиард. Поэтому я хочу еще чем-то другим заняться, но пока рано об этом говорить.

Фото в материале предоставлены героем материала

Сама по себе школьная информационная система, электронный журнал и дневник представляют собой информационный ресурс, размещенный на просторах Интернета.

Людей, которым нравится школьная электронная система, становиться все меньше. Чтобы понять, почему это происходит, необходимо разобраться, что же представляют электронный журнал, школьный дневник

Данные ресурсы создаются с одной целью, чтобы структурировать и облегчить процесс обучения.

Смысл этой системы заключается в том, что на этом портале учителя школ ведут электронные дневники и журналы, чтобы родители своевременно могли отследить успеваемость своего ребенка.

В электронный журнал учителя могут вносить информацию о домашнем задании, делается это для того, чтобы родители могли контролировать, сделал их ребенок уроки или нет.

Помимо этого на школьных информационных порталах или в электронных журналах размещается различная дополнительная информация конкретно о каждом ученике, например в каком часу ребенок пришел в школу, сделали ли ему замечание на каком-нибудь уроке и за что. Вообще подобный электронный журнал выступает средством взаимодействия, связи и общения между родителями и школой

— не все школы имеют быстроскоростное интернет соединение, которое бы позволяло учителям в режиме онлайн вносить всю необходимую информацию в электронный журнал, поэтому большинство из них по старинке вносить все данные в бумажный привычный для всех журнал, а в конце рабочего дня, когда нагрузка на Интернет подключение не токая большая или же перебивать все эти данные вечером дома. Самое интересное, что половина российских школ вообще не имеет выхода в Интернет и все также продолжает пользоваться обычными бумажными журналами и дневниками. Если говорить об учителях, то данное нововведение доставило им одни неудобства, потому что теперь у преподавателей стало больше рутинной работы.

Поэтому, тратя время на заполнение электронного журнала, многие учителя сетуют на то что не успевают донести до учеников всю учебную программу, запланированную на день.

В этом случае очень легко понять учителей, так как разорваться между обучением детей и обязательным заполнением электронного журнала довольно сложно.

— большая затрудненность в работе педагогов в электронными журналами и школьными информационными порталами связана еще и с тем, что не каждый учитель имеет свой персональный компьютер в своем классе, с которого он мог бы заходить на общеобразовательный ресурс и заполнять необходимые документы. Связано это с тем, что многие школы не имеют такого денежного потенциала и не получают финансовую поддержку со стороны государства, поэтому ведение электронного журнала в большинстве школ России попросту невозможно.

– не все учителя обладают необходимыми знаниями для работы с компьютером, связано это с тем, что в школах на сегодняшний момент работают довольно пожилые учителя, так как молодые педагоги не идут в школу из-за низкого уровня зарплаты, а иногда просто, потому что у них не хватает опыта.

— помимо перечисленных факторов, многие педагоги жалуются на то, что с появлением информационных школьных ресурсов, введением школьных журналов и дневников они совсем перестали общаться с родителями.

Связано это может быть со многими причинами, так например, не все российские семьи обладают выходом в Интернет или персональным компьютером, особенно это касается областных и деревенских населенных пунктов

Но, как бы то ни было одна из самых основных проблем в использовании информационных школьных сетей и электронных журналов заключается в том, что больше всего от этой системы страдают дети, которые чувствуют по отношению себе постоянное давление со сторон педагогов и родителей.

В конце концов, каждый ребенок имеет право на личное пространство, особенно это касается учеников обучающихся в выпускных и старших классах, именно они всячески стараются поломать систему, воруя пароли от личного кабинета у родителей, а иногда даже у самих педагогов.

Таких детей можно понять, ведь постоянные оповещения родителей о том, где находиться их ребенок, какую оценку он получил довольно мешает ученикам расслабиться и ощутить полный вкус детства.

Как появился «Электронный дневник»

Я решил разработать электронный дневник, потому что официальный государственный тогда был совсем ужасный. Я еще не умел создавать мобильные приложения, поэтому нашел фреймворк и за неделю слепил его. Как всегда, потребность была именно в проекте, а не в желании программировать.

В начале он развивался очень плохо. Наверное, потому, что дневниками еще никто не пользовался и приложение было среднего качества. У меня набралось тысяч пять пользователей, я никак проект не монетизировал, но был супер счастлив. Побеждал с ним на разных конференциях, но мне часто говорили, что я персональные данные могу как-то не так собирать. Потом выяснилось, что это абсолютный бред: каждый второй сайт собирает персональные данные.

Так вышло, что я сходил в правительство с предложением: «Эй смотрите, я сделал дневник, давайте вы его всем покажете». А мне сказали: «Нет, сорян, мы не будем этим заниматься».

В итоге я свой проект на какое-то время заморозил. После него создал конструктор интернет-магазинов для игр, научился на нем зарабатывать деньги и относиться к продукту как к бизнесу, но уперся в потолок – и закрыл его тоже.

Через пару месяцев после закрытия конструктора я с нуля на более крутых технологиях написал новый дневник. И он просто супер полетел!

«Программирование – это инструмент для создания проектов»

В семь лет я создал свой первый сайт – сайт класса. Мне очень нравилось работать за компьютером и делать свои проекты, так что программированием я увлекся именно как инструментом. Все детство я возвращался из школы домой и кодил: создавал сайты с фильмами, игры по Шерлоку Холмсу, систему управления финансами. Я изначально понимал, что на этом можно зарабатывать, и каждый проект помогал мне этому учиться.

В 13 лет я создал свой первый успешный проект – генератор интернет-магазинов с игровыми товарами.

А еще появился «Электронный дневник», который я развиваю до сих пор.

Электронный журнал и электронный дневник для домашнего обучения

Для регистрации в системе «Дневник.ру» необходимо прикрепиться к конкретной школе. Получение доступа возможна во время промежуточной аттестации. В данный период ученик становится экстерном и получает академические права, как полноценный школьник.

Такой план будет актуален, если к ребенку приходят учителя из школы, к которой он прикреплен. Если родители решают самостоятельно обучать школьника или приглашать сторонних педагогов, стоит обратить внимание на другие сервисы. Есть специальные приложения, где можно по-своему составлять расписание, распределять учебную программу. От системы «Дневник.ру» лучше отказаться.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Как часто информация обновляется в электронном журнале?

Электронный журнал содержит актуальную информацию об успеваемости и посещаемости ученика. Сведения обновляются моментально. Когда учитель ставит оценку в электронном журнале, родитель сразу увидит ее на сайте.

«Я долго работал один, потому что было страшно нанимать»

Нанимать непросто. Я возьму кого-нибудь на работу, а завтра скажут, что электронного дневника больше не будет. И что делать? Был кейс: государство нас пыталось заблокировать. Сейчас все хорошо, но случай такой был, и было страшно. Плюс у меня не было столько знаний, чтобы понимать, кого нанимать. Зато, когда я год поработал менеджером по продукту в B2B-стартапе, я набрался классных знаний, был в кругу суперских людей. Теперь я знаю, как развиваться, как расти, я могу менторить людей, которых я найму. Ну и плюс появилось время.

Так что с этого лета я начал нанимать. Пригласил разработчика, редакторку – она создает медиа внутри нашего приложения, чтобы мы помогали детям становиться успешнее. Пишем про олимпиады, домашнее обучение, а с января начнем рассказывать про эмоциональный интеллект, профессии, травлю и про то, что поможет детям. Также я нанял менеджера по продукту – она следит за метриками, находит лучшие точки для роста и помогает мне постепенно или отойти, или заниматься более высокоуровневыми вещами типа онлайн-школы.

Кстати, всем моим сотрудникам почти столько же лет, сколько и мне.

Тут есть чит-код: если твой продукт классный, то он нравится куче молодых людей. Они сами вчера закончили школу, так что ты можешь нанимать среди своих юзеров.

Когда я искал разработчика, написал сообщение в дневнике: «Кто хочет присоединиться?». Прособеседовал какое-то количество людей и нанял одного – он суперкрутой, я даже не ожидал. Несмотря на то, что я сам создавал дневник в 14 лет, я не верил, что человек в 17 лет может быть таким умным. И он определенно сильнее многих людей постарше.

Зачем нужны электронные дневники школьникам

Обо все по порядку. Что делать, если ребенок пропустил занятия или забыл записать задание в школе? Электронный дневник придет на помощь. Теперь не нужно обзванивать одноклассников. Достаточно иметь доступ к Интернету на компьютере или телефоне.

Учитывая тот факт, что дети сегодня намного быстрее осваивают технику, чем азбуку, им гораздо проще, чем родителям разобраться в том, что такое электронный дневник и как им пользоваться.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

ЭД нужен школьнику, чтобы:

Виды и особенности внедрения

По видам электронные дневники и журналы можно разделить на сетевые, которые, в свою очередь, делятся на федеральные и региональные, и локальные.

Сетевой региональный электронный журнал размещается на серверах субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и обслуживает образовательные организации своего региона или муниципалитета. Разработка программного обеспечения таких журналов производится имеющими соответствующий опыт российскими ИТ-компаниями, и его приобретение регионами, установка на свои серверы и сопровождение — по договорам с правообладателями. Следует отметить, что в отличие от федеральных сетевых журналов доменные имена региональных сетевых электронных журналов являются уникальными в каждом регионе.

Локальный электронный журнал размещается на собственном (возможно, облачном) сервере образовательной организации. У такого решения есть как положительные стороны (независимость от оператора федерального или регионального электронного журнала, лучшая доступность за счет существенно более низкой нагрузки, возможность самостоятельного расширения функционала и более гибкой индивидуальной настройки), так и отрицательные (необходимость самостоятельного технического обслуживания оборудования и программного обеспечения, потребность в соответствующих специалистах и пр.).

* Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Проблемам внедрения информационных систем электронных дневников и журналов посвящено множество публикаций; достаточно полное обобщение опыта (по состоянию на лето 2015 года) содержится в статье «Мифы и реальности электронных журналов успеваемости».

Кто настраивает электронный дневник?

Электронный журнал обладает множеством преимуществ перед бумажной версией. Многие школы уже отказываются от стандартных дневников, выставляя оценки в системе «Дневник.ру».

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Преимущества электронного дневника перед бумажным

Несмотря на эти неудобства, электронный дневник имеет множество преимуществ перед печатным аналогом:

Вот, что такое электронный дневник. Он удобен, прост в использовании, мобилен и всегда доступен. Поэтому не стоит бояться новшеств. Образование сегодня шагает в ногу со временем!

Как устроен электронный журнал

Электронный журнал — это цифровой сервис или ПО, доступ к которому есть у каждого родителя школьника. С помощью такого дневника можно узнать следующее:

У родителей, учеников и учителей есть круглосуточный доступ к электронному дневнику.

Платформа «Дневник. ру» в помощь педагогам

Внедрение электронных дневников в Московской области началось с целью упорядочить и упростить работу педагогического коллектива.

Платформа «Дневник.ру» была разработана в помощь учителям. Работа с ЭЖ и ЭД предполагает:

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Калькулятор оценок, бот и семейный доступ

То, ради чего все скачивают «Дневник», – это просмотр расписания и оценок. Но главная наша фича – это советы. Ребенок задает цель, с которой он хочет закончить четверть или полугодие, а приложение подсказывает ему, какие оценки нужны, чтобы этой цели достичь.

Обычно в школе происходит так: за неделю до окончания периода учитель говорит: «Скоро будем выставлять оценки». Ребенок открывает дневник, понимает, что все очень плохо, расстраивается и больше ничего не делает. Такое бессилие куда-то в подкорку уходит, и ребенок в принципе к концу школы уже не думает об этом.

Советы же с самого первого дня подсказывают тебе, что где-то что-то идет не так, и предлагают вот тут получить одну пятерку – и тогда ты дойдешь до цели. Проблемный предмет моментально подсвечивается красным, и когда ты открываешь дневник даже просто расписание посмотреть, то видишь, что из пяти предметов один подсвечен. Значит, над ним надо постараться.

Я сам окончил школу на «отлично» благодаря этому принципу. Я очень ленивый, и никогда не делаю то, что мне не дает никакой пользы. А то, что интересно, обычно само собой получается – как, например, физика. Так что в школе я постоянно пересчитывал оценки по остальным предметам, чтобы получить «пять». А в приложении просто автоматизировал этот процесс.

Кроме этого мы показываем родителям траты ребенка в буфете, как он посещает школу: «Дневник» отображает государственные данные в удобном формате. Пользователь сам вводит свои данные от mos.ru.

Есть функционал заметок – они шерятся между одноклассниками, и возможность  поделиться доступом с родителями или детьми, если кто-то забыл пароль. Некоторые даже с нянями и репетиторами делятся. Это нам дает крутой прирост.

Очень хорошо зашла функция с ботами. Мы сделали супер крутую интеграцию с VK. Если хоть один человек из класса скачивает наше приложение, то оно предлагает ему добавить бота в чат класса. Соответственно, бот появляется в чате, все видят его. Если кто-то в чате пишет «Что задали?», бот автоматом присылает задание. Функционал бота достаточно крутой, чтобы сохраняться в чате, но не чтобы замещать все функции приложения. Поэтому остается стимул узнать, попользоваться, влюбиться и перейти в приложение.

Самая крутая штука – это если кто-то в чате писал «лол», то с какой-то вероятностью бот отвечал «кек» – и это вызывало бурную реакцию. Был очень смешной случай, когда мне кто-то из детей написал: «Это вы кекнули нам в чат?». Я ответил, что я кекаю с 1999 года.

Ответственными исполнителями за пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в перечне услуг в сфере образования определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, непосредственно образовательные учреждения (как субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления). Услуга должна была быть доступна в России с 1.1.2014.

Журнал учета успеваемости и посещаемости — инструмент учёта в образовательной организации. Ведение его в электронном виде оптимально для повышения прозрачности образовательного процесса и для реализации возможности информирования родителей в электронном виде.

Электронный дневник как индивидуализированная выборка данных ученика из электронного журнала — это информирование ученика и родителя об образовательном процессе в электронном виде.

Чем полезен электронный дневник школьникам?

Журнал и дневник — это общий цифровой сервис, но функционал у данных систем разный. В журнале можно просмотреть успеваемость и посещаемость школьников, уровень выполнения педагогической нагрузки. Сервис предоставляет статистическую информацию, по которой можно подробно изучить школьную программу. Журнал дает возможность посмотреть ход обучения прозрачно и независимо.

В электронном дневнике содержится информация об успеваемости конкретного ученика: оценки, замечания учителей и др. Это персональная страница школьника, доступ к которой есть у него самого и родителей.

Родительский контроль

Что такое электронный дневник с точки зрения родителей? Многие воспринимают это новшество в штыки. А зря! В отличие от электронного, школьный дневник привычного бумажного формата может “потеряться” или “забыться” нерадивыми учениками. Дети часто не подают дневник на оценку учителю или забывают записать задание. Тогда родители не видят реальной картины успеваемости своего чада и не могут полноценно контролировать учебный процесс.

Электронный дневник школы позволяет маме или папе круглосуточно контролировать поведение и успеваемость ребенка, даже если они отсутствуют дома (например, в командировке). Кроме того, доступ к ЭД открывает для родителей следующие возможности:

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Это очень удобно в условиях жизни современного человека, когда у родителей зачастую нет времени на личное посещение учебного заведения для общения с педагогами. Справедливости ради нужно сказать, что многие родители в своем плотном графике с трудом находят время на непосредственное общение с ребенком, не говоря уже о школе.

Новый электронный журнал

По задумке, электронные журналы должны упрощать коммуникацию между педагогами и родителями. Учителя отмечают посещаемость, выставляют оценки, описывают уроки и фиксируют задания.

Родители же узнают все новости о школьной жизни ребенка «из первых рук», так что их больше не введут в заблуждение вырванные из дневника страницы и тройки, исправленные на пятерки. Сейчас все московские школы переходят на единую систему. «Учёба.

«ЭЖ», «МРКО», «ОУ» — у родителей школьников уже свой секретный язык, малопонятный тем, чьи дети ходят в сад или уже давно закончили школу. Эти аббревиатуры так или иначе связаны с относительно новым явлением — электронным журналом. Разработчики уверяют, что система МРКО — это его «улучшенная версия», но не все педагоги и родители с этим согласны.

В 1975 году американец индийского происхождения Сэм Питрода разработал первый электронный журнал.

Мир долго привыкал к идее виртуальных дневников, и только спустя 20 лет технологии достигли того уровня, когда вся актуальная информация передается в цифровом виде.

В 2009 году правительство России распорядилось использовать в школах электронные дневники и журналы. При этом, по закону, образовательные учреждения вольны сами выбирать наиболее удобный сервис.

Сейчас существуют электронные дневники на любой вкус: платформа Дневник.ру от сотрудников IT-кластера «Сколково», Универсальная электронная школьная карта, смс-дневники и так далее.

Самым популярным сервисом стал «ЭлЖур», который тесно сотрудничает со школами, принимая во внимание пожелания педагогов.

Однако теперь у него появился сильный конкурент — одобренный правительством сервис «Московский регистр качества образования», или короче — «МРКО». Доступ к нему осуществляется на портале государственных услуг.

По официальным данным, уже 34 столичные школы опробовали новый формат дневников МРКО.

Теперь власти предлагают внедрить его и в те образовательные учреждения, которые до сих пор пользовались другими сервисами, в том числе и системой «ЭлЖур» (всего 51 школа).

При первой попытке осуществить этот переход общественность взбунтовалась, 20 тысяч человек подписали петицию против навязывания «МРКО». Чем же им так не угодила новая система?

В сети появились специальные презентации и видеоролики, объясняющие родителям, как пройти квест с паролями и добраться наконец до журнала.

Во-вторых, родители отмечают, что система часто зависает, особенно под конец четверти. В-третьих, задания в журнале появляются несвоевременно.

Мама восьмиклассника Елена Ермилина жаловалась еще на один минус «МРКО»: «Половина учителей его либо не заполняет, либо заполняет потом. Узнать домашние задания и оценки вовремя практически невозможно. В нашей школе эта система работает четвертый год, первый и второй всё было замечательно, так как журнал был на сайте школы, им занимались сотрудники. А последние два года одни мучения!».

Здесь можно было бы свалить вину на нерадивых преподавателей, но у них к «МРКО» свои претензии. Учительница русского языка и литературы Ева Голуб поделилась своими впечатлениями от работы с двумя сервисами — «ЭлЖур» и «МРКО»:

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Если отмечают, что это была контрольная работа, тут же у всех отметок проставляется вес. „ЭлЖур“ симпатичнее и зависал раза два за то время, что я им пользовалась.

„МРКО“ — обязательный журнал для всех. Его приказом свыше внедряют во всех учебных заведениях. Нас он тоже „настиг“. Переписка там невнятная; к интерфейсу привыкнуть можно, но привыкать нужно довольно долго. Очень много „глюков“ и „багов“. Регулярно что-нибудь пропадает: ты вбиваешь информацию, но она не сохраняется. Или же на твоем компьютере ее видно, а на другом — уже нет.

Половина класса может увидеть информацию, а половина — нет. Так происходит и с оценками, и домашними занятиями, и с формой внеклассной занятости. Всё заполнил, думаешь: „Ну, слава Богу, я с себя это снял“. А через месяц тебя звонят : „Почему вы форму не заполнили?“. Смотришь, а там пусто. Опять сидишь, заново заполняешь.

Никогда не можешь быть уверен, увидит человек информацию или нет — это главный минус».

Министерство образования не могло проигнорировать всеобщее негодование, да и петиция с 20 тысячами подписей не осталась незамеченной. Чиновники заявили, что школы вправе самостоятельно выбирать наиболее удобный вид дневника.

Тем не менее, департамент образования продолжает мягко, но настойчиво предлагать «МРКО». В эту систему были вложены средства государственного бюджета, и в ее основе лежит здравая идея — создать единый универсальный журнал для всех школ.

Кроме того, не все пользователи так категорично настроены против нового журнала.

Многие родители считают «МРКО» оптимальным инструментом для того, чтобы «держать руку на пульсе». В основном, системой довольны мамы учеников младших классов, которым не доводилось работать с другими сервисами.

Кроме того, многие отмечают, что за последний год были исправлены ошибки, «МРКО» реже зависает, да и педагоги привыкли к нему.

Судя по всему, разработчики прислушиваются к мнению пользователей и совершенствуют свой продукт.

Мама второклассника Анна Гладченко считает «МРКО» отличным ресурсом для работающих родителей: «Я оперативно, в режиме онлайн получаю информацию об оценках и домашних заданиях сына, сидя весь день на работе (на совещаниях, на обеде), а потому могу контролировать учебный процесс. Хоть и дистанционно, но зато в девять часов вечера не приходится что-то проверять. Могу проанализировать оценки по всем предметам за предыдущий период, вижу, где и что нужно подтянуть».

Департамент информационных технологий города Москвы обещает проводить обучающие семинары и вебинары по «МРКО» для педагогов.

Кроме того, каждой школе планируют выделить куратора, который поможет разобраться с системой.

Это важная услуга, так как многим преподавателям пенсионного возраста сложно привыкнуть даже к работе с мышкой и клавиатурой, не говоря уже о многофункциональном электронном журнале.

Бумажные дневники до конца не исчезли — многие ученики по-прежнему записывают в них задания, потому что так им удобнее. Мало кто возражает против подобных «дубликатов» — наоборот, родители радуются, если дети меньше времени проводят у компьютера. Но полностью отказываться от электронных журналов никто не собирается. По словам Голуб, «МРКО» в разы лучше бумажных дневников:

«Плюс электронного журнала перед бумажным есть несомненный, — говорит Ева.

— Всё-таки гораздо проще стереть и сохранить какую-то ошибочную букву в названии темы, даже если нужно дойти до технического специалиста, чем ехать в какое-то в специальное место, где тебе этот лист просто вырежут и вклеют новый, за что придется заплатить кучу денег.

Я работала в учреждении, где были обязательны бумажные журналы, и если у тебя красиво написана четверочка, и ее можно перепутать с „н“, то ты испортил лист, ты должен всё переписывать, переставлять, перешивать — за свои деньги, в свое время. В этом плане электронный журнал — манна небесная».

Плюсы и минусы использования электронного журнала

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Современные технологии все больше проникают в быт людей. Многие структуры перешли на электронные системы, оставив в прошлом горы макулатуры и проблемы с заполнением документов. Такое новшество коснулось и системы образования. Уже большинство школ России перешли на электронные журналы. Это заметно упрощает систему оценивания.

Что из себя представляет электронный журнал

Раньше учителям и школьникам приходилось носить кучу листков и журналов для выставления оценок. Сейчас же появились электронные версии, которые значительно превосходят бумажные аналоги.

Доступ к оценкам есть у педагога, ученика и родителей. Процесс обучения можно посмотреть на компьютере, планшете или телефоне при наличии Интернета. Учитель прямо на уроке вводит отметки в журнал, который внешне выглядит, как бумажный. Также педагог может загружать домашнее задание, план обучения на год и другую информацию.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Преимущества виртуальной системы

Если раньше приходилось искать бумажный журнал по кабинетам, просить учителей озвучить успеваемость каждого ученика, то электронные версии позволяют быстро узнать оценки по определенному предмету.

Свобода от бумажной волокиты

До развития Интернета в каждом классе был ответственный, который обязан носить классную ведомость и передавать ее педагогам. Нередко, когда менялся дежурный, журнал терялся. Сейчас в большинстве школ все кабинеты оборудованы компьютерами, что позволяет сразу выставлять оценки на сайте.

К тому же, не придется каждый год покупать школьный дневник, а учебному заведению — множество бумажных табелей, что более экономично.

Подробная информация о процессе обучения

В старых табелях было минимум данных: оценки, список учеников, домашнее задание (и то не всегда) и имена преподавателей. При просмотре возникали вопросы, например, за что стоит данная оценка. В Интернет-журналах можно выкладывать разного рода информацию:

Родители или учителя могут писать сообщения друг другу при возникновении вопросов по домашней работе или оценкам.

Непредвзятость к школьникам

Некоторые учителя могут некорректно относиться к ученикам. При выставлении отметок преподаватели занижают или завышают их. Такое отношение обычно вызвано конфликтом между обучающимся и педагогом. Однако с использованием виртуальных табелей эта проблема исключена. Система выводит средний балл за время учебы, и по результатам учитель выставляет итоговую оценку.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Сбои системы

Интернет-ресурсы нередко могут выходить из строя, особенно в начале учебного года или периода. При этом ни педагоги, ни школьники не имеют доступ к журналу, что вызывает множество проблем. Однако такие перебои быстро устраняются, и уже через несколько дней система работает в обычном режиме.

Риск потери логина или пароля

В этом случае придется восстанавливать данные, потому что без них у пользователя нет доступа к информации. Необходимо попросить классного руководителя, чтобы он обратился к специалисту для восстановления. Несколько дней у человека не будет доступа к онлайн-журналу, пока ему не выдадут личные данные.

Необходим доступ в Интернет

Сейчас практически у каждого человека есть мобильный Интернет, и он способен выйти в Сеть практически в любом месте. Это позволяет узнать сведения об успеваемости даже на улице. Однако если у пользователя нет Интернета, или его временно отключили, посмотреть оценки или задание на дом не получится. Школьные дневники же всегда доступны для родителей и школьника.

Проблемы при переходе на электронную систему

Людям, привыкшим к бумажному варианту ведомостей, сначала трудно будет использовать виртуальный дневник. Во-первых, преподаватель и система выставляют итоговые отметки по-разному.

Во-вторых, если человек не привык к Интернет-версиям различных ресурсов (заполнение документов, заказ талонов в поликлинику и пр.), освоиться с новшеством будет проблематично.

Однако электронные журналы существуют достаточно долго, поэтому дети и взрослые уже научились ими пользоваться. Со временем все освоятся и забудут про старые аналоги.

Несвоевременное выставление оценок

При наличии бумажного варианта, преподаватели ставят отметки сразу после ответа или сдачи задания. С виртуальным журналом можно делать то же самое, однако некоторые педагоги не спешат ставить оценки даже спустя месяц.

Может возникнуть подобная ситуация: ученик не знает свою успеваемость по предмету, а скоро конец учебы, и нужно улучшать свое положение.

Однако это исключение из правил, и многие учителя ежедневно выкладывают информацию об успеваемости обучающихся.

Как выглядит электронный дневник и зачем он нужен?

Бескомпромиссность при оценивании

Цифровая система способна самостоятельно выводить итоговые отметки. Программа подсчитывает средний балл по каждой дисциплине. Раньше добрые педагоги могли пойти на встречу, чтобы улучшить успеваемость обучающегося. С электронным журналом такая ситуация невозможна, все действия совершает программа.

Все вышеперечисленные минусы виртуального табели успеваемости — недостатки, которые встречаются довольно редко, а при возникновении — быстро и легко решаются.

Хорошее или плохое нововведение?

Переход от материальных ресурсов к цифровым — последствие информационного прогресса. На Интернет-версии уже перешли множество структур, которыми ежедневно пользуются люди.

Электронные табели имеют множество преимуществ перед старыми аналогами. Это упрощает систему оценивания в учебных заведениях.

Противиться прогрессу невозможно, да и не нужно. Технологичные нововведения упрощают жизнь людей и с каждым годом становятся все совершеннее.

Папа пятиклассника Андрей Егоров недавно отправился на родительское собрание в гимназию к сыну с вполне определенной целью. «Впервые подросток принес тройку за второй триместр по математике, — пожимает плечами Андрей.

— И это при том, что за пару месяцев до этого он победил в школьной олимпиаде по этому предмету среди пятых классов». Педагог, сама удивляясь, заявила, что итоговые оценки она выставляет не сама, а делает это электронный дневник — выводит среднюю по итогам всего триместра.

Но оказалось, что сомнения насчет «непредвзятости» электронного дневника были и у других родителей. Его суть проста.

Учитель опрашивает учеников на уроке, потом заходит на школьный интернет-портал и выставляет оценки в электронном журнале класса. Они сразу же переносятся в личные электронные дневники учеников.

КВАЛИФИКАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ

«В электронном дневнике я увидела у дочки двойку по природоведению, — рассказывает мама пятиклассницы Насти Бортко. — Но девочка говорит, что ее в этот день не спрашивали, это подтвердили и подруги по классу».

Мама пошла в школу, и оказалось, что учитель попросту спутала позиции на экране и поставила «пару» не тому ученику. А когда ее попросили исправить недоразумение, заявила, что сама не настолько сильна в компьютерной технике: «Вот в конце месяца придет специалист и все исправит».

Но даже через два месяца двойка продолжала красоваться в электронном табеле. Родителям пришлось писать заявление завучу.

НЕГРАМОТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

С появлением дневников электронных обычные дневники перестали быть нужными как учителям, так и школьникам. Первым нет нужды тратить время на выставление оценок «в бумаге» — с 2012 года это уже не обязательно. Вторым — легче скрыть от родителей двойки и тройки, если те тем более в электронный дневник заглядывают не часто.

Бабушка Алексея Васильева была бы и рада листать электронный табель успеваемости ежедневно. Но не знает, как это делать. А родители Леши на работе с утра до вечера. Учеба внука целиком на бабушке. Но тот предпочитает рассказывать только о хороших оценках, а о плохих тактично умалчивает. А в результате по итогам триместра выходит больше половины троек. Во всем виновата бабуля?

ЧТО ДЕЛАТЬ

«В первом примере вина за недоразумение лежит на директоре школы,— считает Владимир Солдатов, директор Центра качества образования Академии социального управления, один из составителей «Рейтинга лучших школ».

— Уже много лет говорится, что новой системе образования нужны новые высококвалифицированные учителя. Если педагог не справляется, то либо курсы повышения квалификации, либо — заявление на стол. В наши дни неумение выставлять оценки в электронный дневник — бардак.

Родителям надо жаловаться руководству школы. Если и это не поможет — обращаться выше».

Вторая проблема, по словам Солдатова, решается еще проще. В каждой школе помимо устава есть «Положение о внутришкольном контроле управления качеством образования». Там прописано, как информировать об успеваемости детей тех родителей, которые не имеют возможности заглядывать в электронный дневник. Но каждая школа имеет право устанавливать свои методы.

Обычно это SMS-оповещения родителей или учителей обязуют выставлять оценки таким детям в бумажные дневники. Поинтересуйтесь, как дела обстоят в вашей школе.

ВСЕОБЩАЯ ЗАНЯТОСТЬ

«Считается, что у нас все классы оборудованы выходом в Интернет или как минимум во внутреннюю сеть, — признается Марина Вдовченко, 30-летний классный руководитель.

— Но кончается урок, я пытаюсь выйти в электронный классный журнал, а мне выдается ошибка: нет связи с сервером.

Встает выбор: либо, скинув данные на флешку, бежать в учительскую, где связь всегда работает надежно, и заведомо опоздать на следующий урок, либо перенести оценки как-нибудь потом».

Во время окна, после уроков, если не надо торопиться домой, или прийти в школу завтра пораньше и все сделать спокойно. А если педагог заболеет, уедет на курсы, уйдет в отпуск? А учитель в возрасте может и просто забыть. Оценки останутся невыставленными? Кто-то не станет отличником или не исправит тройку в четверти?

«С другой стороны, многие родители заглядывают в электронные дневники пару раз в месяц,— говорит Вдовченко. — А потом спрашивают, за что двойка три недели назад. А я каждый день десятки оценок выставляю. Что было три недели назад, уже не вспомнишь».

НАДО ПРИВЫКАТЬ

«Электронный дневник — это данность нашего времени, — считает Александр Бурлаков, член-корреспондент Российской академии образования. — Возможность онлайн-контроля за успеваемостью — большой плюс». Но, по словам Бурлакова, многие к ним еще не привыкли, а потому видят только недостатки.

Все они легко устранимы, если заинтересованные стороны будут выполнять простые правила: родители — заглядывать в электронный дневник ежедневно.

В случае непонятных оценок расспросите ребенка, позвоните или передайте записку в школу учителю; учителя — оперативно и аккуратно заполнять электронный журнал.

Теперь это священный долг педагога; руководство школы — установит строгий контроль за работо­способностью компьютерной сети в своем образовательном учреждении.

Поощрять учителей, кто работает с электронными дневниками, и штрафовать тех, кто отлынивает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *