Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

В российских школах и образовательных кругах ширится движение за возврат обычных бумажных дневников учащихся. Многие учителя, которых мы опросили, признались, что для них это «очень больная тема». И дело тут не только и не столько во все чаще происходящих технических сбоях в работе разных платформ и интернет-связи, но также электронные дневники педагоги и родители считают крайне неудобным и даже вредным для школьников атрибутом цифрового века.

На днях стало известно, что на неудобство работы с электронными дневниками пожаловались учителя и родители учащихся в Нижнем Новгороде. Педагоги массово заявили, что не успевают вовремя заполнять электронные дневники, «а мамы первоклассников не успевают туда заглядывать!». К тому же они возмутились, что электронные дневники часто не работают, и потребовали вернуть «добрые советские бумажные» их версии.

По словам эксперта, если брать внутришкольный учет и работу учителя, то да, ЭЖ вполне удобен. И учителя им с удовольствием пользуются. Проблема в дневнике.

– Дневник учащегося, переведенный в дистанционную форму, лишает ребенка инструмента самоорганизации, снимает с него ответственность в той части, которая касается организации им учебного процесса, – продолжает Богданов. – Дневник ученика – это документ ребенка. Он его должен вести сам. Воспитательная функция дневника совершенно утрачена: ответственность переложена с ребенка на плечи взрослых. По факту сегодня учитель и родители общаются напрямую посредством электронного журнала, а не дневника. Его и дневником-то называть некорректно. Сейчас получается, что учитель записывает вместо ученика задания в ЭЖ, а родитель контролирует в нем оценки. И это пагубно сказывается на детях: в них не воспитывается самостоятельность, ответственность, умение планировать свою работу. Ведение дневника – это очень важный опыт для детей.

Поэтому, резюмирует эксперт, если вернуть обычные дневники, что предлагают нижегородские учителя, это было бы правильное решение.

Что касается технических сбоев, на которые тоже жалуются педагоги, то, по словам Богданова, они случаются, но это решаемые вопросы, а куда более серьезные проблемы именно вышеперечисленные.

Впрочем, как сообщили в нижегородском министерстве образования, форма ведения классных журналов и дневников не регулируется нормами федерального или регионального законодательства. Но госуслуга «Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» входит в число приоритетных услуг, предоставляемых в электронной форме, отметили там. Поэтому электронные дневники и журналы внедрили у себя все школы региона. Однако в министерстве все же подчеркнули, что «сохранять ли при этом бумажные версии документов, решает для себя отдельно каждая образовательная организация».

Особенно для учителей и родителей (ученики рады меньше)

Кирилл Загустин, автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» живёт в Санкт-Петербурге, преподаёт историю и обществознание. В этом учебном году его школа отказалась от бумажного журнала. И за месяц у него накопилось много впечатлений от работы с электронным журналом — хороших и плохих.

Электронный журнал — безусловное добро. Даже в том виде, как он существовал параллельно с бумажным. Электронные журналы ввели в далёком 2009 году. Тогда я выпустился из школы и поступил в университет. Помню, как навестил свою учительницу по истории. Главная новость учебного года: «бумажной» работы стало в два раза больше.

Как работала система

Учителя вели бумажные журналы как обычно, а потом дублировали информацию в электронный. Единственный плюс — родители могли смотреть оценки детей через интернет. Учителям в электронный журнал надо было перенести кучу документов:

В средней петербургской школе учится 800-1000 человек и работает 30-50 учителей. Дата рождения, гражданство, контакты родителей, адрес, серия-номер свидетельства о рождении для учеников. Стаж, категория, личная информация для учителей. За первый учебный год в таком режиме вычистили все ошибки-опечатки-неточности. Удвоение бумажной работы в год введения электронного журнала — это ещё мягко сказано. Но с каждым годом вести электронный журнал всё-таки становилось проще. Учителя освоились, стали появляться плюсы.

Какие плюсы у электронного журнала

1. Электронный журнал — это большая база данных

Задача завуча по учебной части — следить за учебным процессом. Это значит контролировать успеваемость, посещаемость, дисциплину. Раньше бедные завучи собирали бумажные отчёты от классных руководителей. Кто сколько прогулял, кому светит двойка в четверти. Бедные классные руководители каждый месяц (а то и неделю) брали в руки бумажный журнал и отмечали посещения каждого ученика по всем предметам. С электронным журналом достаточно нажать две кнопки — и нужный отчёт уйдёт на печать. Можно узнать хоть средний балл класса по всем предметам — было бы желание. Богаче от этого ни завучи, ни классные руководители не стали. Зато появилось больше свободного времени.

2. Прозрачность оценок

У родителей есть доступ к успеваемости своего ребёнка онлайн. Даже если ученик не приносит дневник в школу, прячет его от учителей и время от времени выкидывает в мусор по дороге до дома. Родители узнают оценки вне зависимости от хитрости и находчивости лоботряса.

3. Ничего никуда не потеряется (даже если ребёнок отчаянно этого хочет)

Бумажный журнал — вещь. Он где-то лежит, кто-то его берёт. Он не может быть в двух местах одновременно. В прошлом году я опаздывал на урок, потому что по всей школе искал нужный мне журнал. Чтобы выставить годовые оценки, тоже нужен журнал. Всем. Сразу.

Раз в пять лет в школу приезжает цирк с шоу-программой «Мы потеряли классный журнал». Самые жаркие выступления — в апреле и мае. Бывает, кто-то из учеников решил обнулить оценки, да и учителя тоже люди. Мы не застрахованы от ошибки «положить туда, чтобы не потерять». Иногда старый журнал случайно находят в начале следующего года и в совершенно неожиданных местах. После эпопеи восстановления оценок по учительским записям и дневниковым оценкам.Теперь этой проблемы нет. С журналом одного класса можно работать одновременно, учителя больше не зависят друг от друга. После уроков и на переменах не надо идти в учительскую. Журнал невозможно потерять или испортить. В общем, кошмар недобросовестного ученика.

Минусы у электронных журналов тоже есть

За восемь лет школы прошли длинный путь. От «зачем нам это нужно» до «ой, это удобно!». Сейчас тернии остались позади, а впереди — удобная жизнь с электронным журналом. Обнять его не получится, но это и к лучшему.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Раньше начало учебного года расстраивало только детей: в их жизнь возвращались оценки, домашка, уроки. А теперь вместе с ними вздыхают и родители, ведь всё это теперь и их забота тоже. Наш блогер Анна Побережная размышляет, для чего же школа так активно привлекает родителей к учебе детей.

Когда я была школьницей, родители помогали мне с учебой до пятого класса. Потом сама же школа попросила мам и пап не принимать такого активного участия: ребёнок подрос и должен справляться сам. Так всё и было. Родители смотрели в мой дневник только в конце четверти, чтобы расписаться. И так до выпускного. Никаких претензий у школы не было.

Я так растила старшую дочь: вникала в школьные дела исключительно по её просьбе. Учится она средне, с переменным успехом, в прошлом году даже тройка была. Я, конечно, поговорила с ней о том, что надо внимательнее отнестись к учёбе, постараться всё же не допускать пробелов в знаниях.

И вот начался новый учебный год. Восьмой класс. Дочь принесла бумажку с паролем от электронного дневника

Я уже была зарегистрирована на этом школьном портале, но как учитель. Ещё с прошлого года, когда преподавала сама. Сейчас под моим именем там два аккаунта: как учителя (уже не действующего) и как родителя. Ну принесла пароль и принесла. Я его положила на полочку на случай, если понадобится когда-нибудь.

Но на родительском собрании нас очень попросили заходить на школьный портал ежедневно — для статистики. Ну чтобы не портить очередные рейтинги школы: «Вот как наши родители активно участвуют в жизни детей!». Будто моё участие в жизни ребёнка ограничивается школой! Но я понимаю всю сложность системы образования в нашей стране, поэтому решила поддержать учительницу. Понятное дело, раз уж я стала заходить туда каждый день, игнорировать то, что там происходит, не получается.

Я начала влезать в отношения моего ребёнка со школой всё больше и больше: «А почему вот тут тройка? А тут что?»

Дочь обычно отвечала на вопросы спокойно. Мы даже приноровились с моей страницы просматривать домашние задания. Но и это не устроило школу. Вчера я спросила дочь, что было на обществознании (опять появилась двойка). Она ответила, что на уроке они вместо новой темы входили по несколько раз на «Школьный портал» под своими паролями — «А то у учителя статистика плохая по порталу». Двойка, оказалось, стоит за какой-то вопрос, на который дочь не ответила аж две недели назад, но появилась эта оценка только сейчас.

А ещё оценки на этом портале удивительным образом «перескакивают» с одного числа на другое. Вот захожу я на портал в воскресенье (учитель попросил опять же для статистики и по выходным там отмечаться), а у ребёнка двойка по истории. Я удивлена, потому что в пятницу ещё этой двойки не было. Дочь удивлена тоже. За что оценка, уже не помнит. Говорит, на последнем уроке отвечала хорошо.

Наступает понедельник. Дочь приходит из школы. Оказывается, двойку учитель поставила за несданную тетрадь, но обещала исправить, потому что сегодня дочь тетрадь сдала. Это ещё не конец: во вторник эта злосчастная двойка уже перенесена учителем с этой недели, на которой вроде бы ребёнок её реально и получил, на две недели ранее. А на этой неделе стоит четвёрка.

У меня вопрос: если ребёнок получил двойку по теме этой недели, почему теперь эта оценка стоит не на своём месте?

Получается, оценка имеет отношение теперь к другой теме? И для меня, как для родителя, это принципиально. Я хочу понять, какую именно тему не усвоил мой ребёнок. А если оценки можно двигать и переставлять, как вздумается учителю, то для чего тогда нужно моё участие в школьной жизни ребёнка? Я думала, чтобы вовремя отследить, с каким заданием ребёнок не справился, и помочь ему. А сейчас получается, что от родителей просто требуют карательных мер. И не важно, что там на самом деле произошло.

Школа хочет, чтобы я выполняла роль ещё одного карательного органа для ребёнка. Меня это расстраивает. Я готова исправлять ошибки. Я готова вместе с ним разговаривать и обсуждать, почему тут у него меньше интереса к предмету или стала ниже мотивация к учёбе. Но я не собираюсь третировать его за какие-то непонятные двойки за несданную тетрадь.

Школа хотела моего участия в жизни ребёнка. Хорошо, я это делаю. Но я не готова смотреть сквозь пальцы на тот абсурд, который происходит.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / D-sign Studio 10

С каждым учебным годом все больше школ отказываются от печатных дневников в пользу электронных. Похоже, что через пару лет бумажные журналы успеваемости исчезнут совсем. Мы решили узнать, как ученики и их учителя пережили переход на цифровую систему.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Наталья, 16 лет. 11 класс, г. Москва

Мы пользуемся электронными дневниками через сайт МосРег, но это очень неудобно. Если учитель на этой неделе поставил оценку, то на следующей исправить ее уже невозможно. А скоро хотят сократить срок исправления до двух часов! При этом оценка должна стоять каждый день и по всем предметам. Если за какой-то урок оценки нет, то директриса устраивает скандал.

В электронном дневнике домашнее задание не всегда совпадает с тем, которое нам задал учитель.

Дело в том, что программа домашек в МосРеге расписана на весь год, а мы иногда немного отстаем от темы. Получается, в дневнике написано одно, а мы делаем другое. И если ты не записал задания на уроке — твои проблемы.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Электронным дневником мы пользуемся давно, но параллельно мы вели и обычные дневники. С этого года их запретили, поэтому такая ахинея.

Нам, ученикам, обычный дневник, конечно, удобнее — там можно двойку замазать, например, чтобы не получить от родителей.

Родителям же, очевидно, больше нравится электронный — там и домашка, и все оценки. Кстати, у нас в школе проверки идут — все родители и дети должны каждый день заходить в электронный дневник. За этим следят!

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Надежда Абелевна Казакевич,

Преподаватель со стажем работы 23 года, учитель физики и химии высшей категории,17 лет научного стажа в области физической химии в ГИПХ, автор 5 учебников и справочников по химии для 8-11 классов.

ЭЖ (электронный журнал) был введен в нашем районе (Приморский р-н СПб) году, кажется, в 2011-2012. До прошлого года ЭЖ и бумажные журналы с дневниками существовали параллельно, хотя и было указание оставить только электронные журналы. О полной отмене бумажных дневников сначала речи не шло, но от МинОбр пришло указание прекратить дублирование журналов.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

ЭЖ заполняет школа, а на сайт загружается его часть — это и есть ЭД (электронный дневник). Плюс в том, что ребенок не может сказать, что дневник забыл, не может выдрать из него страницу, или вообще завести два: один для родителей, один для классного руководителя. Да и домашку записывает сам учитель — ребенок уже не сошлется на то, что не знал, что задано (правда, может наврать, например, что интернета не было). Для учителей удобство в том, что дневники отдельно заполнять не надо — заполнил ЭЖ и все.

Доля зарегистрировавшихся на сайте ЭД родителей, в той школе, где я работала, составляла примерно 15-20%. Хотя, думается мне, примерно такой же процент родителей и в бумажные дневники заглядывал.

Может быть, проблему решила бы мобильная версия ЭД, когда выписка из ЭЖ (оценки, домашка, замечания) автоматически попадала бы на мобильные телефоны родителей —мобильниками они пользуются больше.

https://youtube.com/watch?v=5x2HyPhDf8I%3Ffeature%3Doembed

Маша, 17 лет. 11 класс, г. Ржев

У нас только два-три педагога во всей школе подходят к вопросу ответственно — своевременно вносят оценки и прописывают домашние задания. Большинство учителей вообще только к концу триместра оценки выставляют. А средняя оценка за триместр генерируется автоматически — нажал на кнопку и вывел средний балл. В целом пользоваться удобно. Можно легко отслеживать расписание и домашние задания. А вот с оценками проблема.

Часто сбиваются даты, поэтому бывает непонятно, за что именно стоят оценки.

Но мы уже привыкли — сам электронный дневник у нас ввели года три назад, сейчас уже все полностью перешли на Сетевой Город.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Оценки ставят так же, как и раньше — не каждый день и не на каждом уроке: только на контрольных работах, и за ответы у доски. За поведение оценок теперь нет — в электронном дневнике таких не предусмотрено, поэтому учителя постоянно родителям звонят по телефону.

Родители, если честно, в электронный дневник даже не заходят. Да и в целом, мне кажется, в нашем случае — бесполезная затея, тупая видимость того, что школа выходит на новый уровень, прогрессирует и соответствует духу времени.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Торт в виде олдскульного школьного дневника

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Наталья Константиновна

Учитель математики и информатики

Когда я пришла в мою школу, шел второй год, как вводили электронные дневники. Школа была совершенно не готова — компьютеров не было, интернета, естественно, тоже. Это было ужасно! Приходилось в школе заполнять бумажный журнал, а дома уже электронный. В нашем регионе не у всех тогда был компьютер — получается, малообеспеченные семьи вообще не имели доступа к электронному дневнику. Слабая компьютерная грамотность родителей проблемы тоже создавала.

Но с электронным дневником, конечно, удобно исправлять оценки. Думаю, это очевидный плюс — всегда были ошибочно поставленные отметки, опечатки и прочее. Также здорово, что журнал и дневник синхронизируются, между ними нет расхождений. Электронный журнал нельзя испортить или похитить из учительской, как бывает с бумажным. Страницы из него тоже не вырвешь.

Обычный бумажный дневник учителю за год не один раз приходится переписывать. Электронный журнал эту проблему решает — не надо особым образом заполнять, высчитывать страницы на каждый предмет.

Влад, 16 лет. 10 класс, г. Москва

Для родителей электронный дневник — просто чудо прогресса. Лично мои родители ежечасно обновляют дневник. Для них он стал своеобразным тамагочи, который синхронизируется с их ребенком. Электронный дневник избавляет родителей от хлопот по заполнению, убирает проблему незаписанного ребенком домашнего задания, да и каждый год покупать дневник, который стилистически будет подходить под формат школы, больше не нужно.

Наши учителя всегда относятся к нововведениям негативно, так как большинству из них уже за 50.

Слабая осведомленность учителей мешает честной игре — я, например, не смог удержаться и сразу же получил доступ к учительскому разделу сайта. Делается это просто — под любым предлогом просишь компьютер у учителя, заходишь в браузер и смотришь сохраненные пароли.

Большинство преподавателей ленятся разбираться в новых технологиях, они просто заводят любимчиков, которые остаются после уроков и заполняют дневники согласно учебным планам. Разумеется, за это их поощряют хорошими оценками.

Но есть среди учителей и энтузиасты, которые реально сидят с огроменной инструкцией и честно пытаются во всем разобраться. Но из-за постоянных доработок самой системы дневника первоначальные инструкции устаревают и становятся кипой бесполезных бумажек.

Бонус

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

скриншоты любезно предоставлены нам учениками

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Недавно у нас в блогах было мнение о том, что электронный журнал сеет в школах хаос и гору отчётности. Преподаватель начальных классов новосибирской гимназии «Горностай» Ольга Жилинская на этот счёт имеет ровно противоположное мнение. Она делится своим опытом работы с электронным журналом и рассказывает, как он помогает наводить порядок в учебном процессе.

Осваивать технологии надо постепенно

Учителем я мечтала стать с детства. Бесконечно проводила уроки дома, сажала подружку за «парту», заполняла самостоятельно расчерченные бумажные журналы. Учитель французского языка даже доверяла мне проверку тетрадей одноклассников, а всю среднюю школу по поручению классного руководителя я еженедельно выставляла оценки в дневники из журнала.

С тех пор прошло много времени, больше 20 лет я преподаю и, конечно, уже не переписываю отметки из одного бумажного носителя в другой. Появились цифровые технологии, которые помогают экономить время, делают учебный процесс более творческим и увлекательным как для учителей, так и для детей. Электронный журнал, безусловно, относится к числу таких полезных изобретений (оцениваю как учитель, администратор и родитель, пользующийся им на протяжении шести лет).

В 2012-м наша школа подключилась к системе «Дневник.ру». Постепенно в течение первого года мы приобщали учителей и родителей к этому ресурсу, обучали, консультировали. Два года вели одновременно бумажный и электронный журналы. За их добросовестное заполнение (только оценки и домашние задания) администрация поощряла педагогов из фонда стимулирующих выплат. А в 2014-м было принято решение об отказе от бумажного журнала. Четыре года мы работаем только в цифровом формате, чему очень рады.

Несколько причин для радости учителя

С появлением электронного журнала многое изменилось в лучшую сторону.

1. Нет необходимости тупого переписывания одних и тех же списков учащихся и поурочного планирования из года в год. Последнее удобно заполнять с помощью функции импорта. Это очень экономит время, ведь как правило, у педагогов уже есть готовые планы. Теперь можно один раз создать документ в excel и загружать его в систему сколько угодно одним кликом.

2. Педагоги перестали заполнять сводную ведомость успеваемости и посещаемости. Теперь этот отчёт формируется автоматически — экономим массу времени!

3. В электронном журнале видно расписание всех учителей.

4. Выставляя больше одной оценки за урок, можно указать виды работ, за которые они получены.

5. Есть возможность исправлять оценки по необходимости — в бумажном журнале это просто невозможно было сделать: «что написано пером, не вырубишь топором».

6. Очень удобно, что система автоматически подсчитывает вес оценок в зависимости от вида выполненной учеником работы, а в конце отчётного периода выводит средневзвешенный балл. Опираясь на него, выставлять четвертные оценки быстро и легко.

7. На странице урока есть раздел для его описания, где я указываю информацию о фактическом изучении материала, страницы учебника и номера упражнений. Это помогает отсутствующим детям самостоятельно работать дома.

8. А ещё в электронном журнале можно публиковать объявления для учеников, родителей, коллег и всегда быть в курсе важных событий.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Чёткие функции для администратора

Я с удовольствием помогаю родителям и педагогам разобраться в системе, а также выполняю другие функции администратора. В гимназии они определены довольно чётко и понятно.

1. Вносить в электронный журнал информацию о новых классах или отдельных учениках и их родителях. «Переводить» детей в другие классы, удалять из школы.

2. Создавать списки групп (технология, второй иностранный язык, факультативы) по предметам в каждом классе.

3. Каждую четверть вставлять расписание уроков, вносить изменения в расписание, менять учителей по необходимости.

Максимум здравого смысла — минимум отчётности

Педагоги гимназии активно пользуются интернетом для сбора информации, поэтому отказаться от бумажной отчётности им было нетрудно. К тому же обязательные требования по заполнению электронного журнала вполне лояльные: выставление текущих и итоговых оценок, поурочное планирование и пропуски — вот и всё. После окончания каждой четверти даётся три дня на приведение журнала в порядок. Потом ответственный за заполнение проверяет все журналы и пишет служебную записку о выполнении или невыполнении требований.

У нас никто никогда не отслеживает изменение расписания, даже администрация. Главное, чтобы количество уроков по предмету соответствовало учебному плану. Ни больше, ни меньше. Ну и нормы СанПиН.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Вообще при работе с электронным журналом важно быть любознательным. Вот, к примеру, мой личный лайфхак для преподавателей начальной школы. В первом классе домашние задания недопустимы, поэтому мы даже не пишем «не задано». Но если контролирующие органы всё-таки требуют от вас заполнения графы «ДЗ», в конце четверти можно автоматически внести во все пустые строчки «не задано» — в электронном журнале это удобно и быстро.

Как электронный журнал повлиял на учеников

Думаю, что учебный процесс улучшился. Журнал не теряется, не переписывается заново из-за какой-нибудь закорючки. Доступен в любое время года, дня и ночи в любом месте.

В нём наглядно обозначены тревожные оценки (тройки, двойки и единицы), это большинство учеников и родителей напрягает, они торопятся узнать, как их можно исправить. К концу четверти дети умеют по средневзвешенному баллу прогнозировать итоговую оценку и усиленно стараются улучшить её или хотя бы не ухудшить.

Как отнестись к электронным дневникам и почему учителя не всегда поддерживают электронный журнал

Про пропуски ничего не могу сказать, так как в начальной школе все они по уважительной причине, прогульщиков у меня нет. Хотя в других классах, скорее всего, электронный журнал влияет на посещаемость.

Коммуникация с родителями перешла из очной в заочную, что меня лично очень радует. Теперь мамы и папы не приходят по любому поводу в удобное им время (но неудобное учителю), не стоят за дверью в ожидании звонка с урока, чтобы устроить допрос с пристрастием. Да и для них онлайн-коммуникация удобна, если не затягивать с ответом. Всем нравится возможность исправления оценок (в лучшую сторону) за некоторые виды работ, которую мы иногда даём ученикам. Это мотивирует ребёнка на поиск ошибок и работу над ними.

Редко, но бывает, что дети хотят схитрить, оправдываясь за невыполненное задание тем, что «не было интернета», «компьютер сломался» или «вы не вовремя выложили задание». С последним аргументом всё просто — в «Дневник.ру» в графе «ДЗ» указывается время выдачи. Тут уже не поспоришь. А если проблемы с интернетом или компьютером, у меня ответ короткий: кто захочет, узнает. Есть звонок другу, не в лесу живём.

С 1991 года (как окончила педагогический институт) я преподаю в одном учебном заведении. Сейчас работать интереснее. Не только потому что более осознанно отношусь к педагогической деятельности, но и в связи с появлением современных технологий. Чтобы инновации помогали нам в работе, а не мешали, учителя, разработчики и чиновники, безусловно, должны понимать друг друга. Но ещё важнее — заинтересованность каждого из них в улучшении учебного процесса. Тогда обязанности в школах будут грамотно распределяться среди педагогов, планы — соответствовать реалиям, а их выполнение вместо тягостного бремени превратится в стимул для развития и лучшего освоения новых технологий.