В прошлом году в Москве начали распространять страшилки о том, что все школы Москвы якобы закроют, а детей переведут на электронное обучение. Год прошел – школы функционируют, как прежде, и никаких особых нововведений в системе образования в целом вроде бы не предвидится.
Но мне эта идея запала в душу. Я хотела бы попробовать перевести своего сына на удаленное электронное обучение, так как в обычной школе у него большие проблемы. Он хорошо занимается только по тем предметам, учителя которых ему нравятся. Если же педагог чем-то не угодил – интерес сразу пропадает.
Я учителей не виню. Мой сын – тот еще подарочек. Но все-таки хотелось бы, чтобы с учебой у него не было проблем. Может быть, электронная школа поможет?
Возможно, для вашего ребенка и других детей со школьными проблемами «электронная школа» действительно могла бы стать выходом из положения. Однако просто так взять и перевести ребенка в некую «электронную школу» у вас не получится. Хотя бы потому, что Московская электронная школа не может рассматриваться как учреждение образования, равноценное обычной школе.
Московская электронная школа
(МЭШ) внедрена и в той или иной степени используется во всех школах Москвы с прошлого года и зарекомендовала себя вполне успешно. Возможно, в дальнейшем аналогичные системы появятся и в других регионах страны. В первую очередь МЭШ помогает учителям, так как позволяет автоматизировать исполнение ряда обязанностей, которые ранее занимали массу времени и требовали ведения различной документации, от которой в школах уже давно воют.
Кроме того, МЭШ (опять-таки цитирую) «делает содержание образования более доступным, позволяет на практике реализовать современные педагогические технологии и подходы – например, смешанное обучение, дистанционное и электронное образование». Так что, как видите, МЭШ имеет сугубо вспомогательный характер и для учителей, и для учеников.
Тем не менее сам по себе переход ребенка на обучение в «электронную школу» возможен, но обусловлен целым рядом других обстоятельств.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Тарко-Салинский профессиональный колледж»
Тема: «Сетевой город. Образование»
Хасанова Екатерина Марияновна,
Потребности человека в доступе к разнообразной информации стремительно растёт, и жизнь современной школы и образовательных учреждений не может обойтись без информатизации учебно-воспитательного процесса. Кроме того, информация ежегодно увеличивается в объёме в несколько раз, и успеть её переработать становится всё труднее. Для удобства и экономии времени работы с ней разрабатываются различные компьютерные программы и системы. Одна из них – автоматизированная информационная система Сетевой Город. Образование.
Основная задача: системы «Сетевой Город. Образование» – это создание открытого информационного пространства для родителей и общественности, что способствует повышению качества образования. По результатам первых социологических исследований, доступ родителя к информации о своём ребёнке улучшает показатели успеваемости в среднем на 12%, посещаемости в среднем на 18%.
В системе «Сетевой Город. Образование» информационные пространства образовательных учреждений объединяются в единую систему. Каждый пользователь (директор, завуч, ученик, учитель и т.д.) и родители учащихся имеют индивидуальные имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Например, находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может просматривать свой электронный дневник с домашними заданиями.
Задачи внедрения и освоения «Сетевой Город. Образование»:
– формирование единой базы данных, содержащей информацию о педагогических работниках, контингенте обучающихся и их родителях (их законных представителях), ходе образовательного процесса в Учреждениях, движении обучающихся в пределах учреждений;
– конструирование, доставка и получение всех видов отчетности, отражающей результативность образовательной деятельности: типовых сводных отчетов по педагогическим работникам, контингенту обучающихся, об итогах образовательного процесса;
– разработка и предоставление Учреждениям информационных административных ресурсов для организации и сопровождения образовательного процесса;
– предоставление информации родителям на интернет-портале, о качестве образовательного процесса в учреждениях образования и позволяющего организовать обсуждение насущных проблем образования;
– развитие технологических условий дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса в Учреждениях образования;
Особенность использования системы заключается в ее сетевой архитектуре. «Сетевой Город. Образование» достаточно установить на одном компьютере – сервере, а работать в локальной сети можно с любого компьютера. На компьютерах пользователей не требуется устанавливать специальных программ, нужна лишь стандартная программа-браузер. Работа в информационной системе выглядит как работа в Интернет, но обращение происходит не к внешним сайтам, а к серверу.
Первым этапом внедрения системы стало создание структуры в «Мастере ввода данных». Это позволило упростить процедуру первоначального ввода данных, которая выполнялась сразу после установки системы. В рамках этой процедуры нужно было ввести календарные сроки начала и конца учебного года, время каникул. Кроме того были созданы списки сотрудников (основные поля), списки преподаваемых предметов, профили учебного плана, предметы для параллелей, типы и границы учебных периодов. На этом этапе с системой работал только один пользователь – администратор.
Вторым этапом внедрения системы Сетевой Город. Образование» стало заполнение базы данных сведениями об учащихся и их родителях. В это же время проводились обучающие семинары для секретарей-делопроизводителей, классных руководителей и учителей. Каждый пользователь системы получил свой пароль и определенные права доступа.
На третьем этапе происходило заполнение и актуализация электронных классных журналов, календарно-тематических планов, организация электронного документооборота, использование средств СГО для взаимодействия всех участников образовательного процесса. Этот этап оказался самым трудоемким и проблемным. В первую очередь это было связано с настройкой работы системы как таковой, а также с включением множества пользователей в общую информационную образовательную среду. С одной стороны, открывались перспективы удобных сервисов для некоторых пользователей, а с другой на учителей были возложены дополнительные обязанности по заполнению электронных журналов. Очевидно, что многократное дублирование данных является рутинной работой для и так серьезно загруженных работой педагогов. Кроме того, возможности автоматизации многих операций с данными еще не использовались учителями и не были освоены.
Особое место во внедрении системы Сетевой Город. Образование» занимает подготовка кадров в области информационных технологий. Педагогическим коллективам в вопросе ИКТ-компетентности можно условно разделить на две группы: опытные пользователи и пользователи, обладающие элементарными навыками работы на компьютере.
Таким образом, внедрение системы «Сетевой Город. Образование» в работу образовательного учреждения представляет собой комплексный процесс, реализация которого зависит от множества условий.
Система «Сетевой Город. Образование» обладает широкими возможностями, которые могут быть реализованы только в случае систематической работы педагогического коллектива по заполнению и обновлению баз данных сотрудников, учащихся, выставлению итоговых и текущих оценок, регистрации пропусков, вовлечению родителей и учеников в активную работу в СГО. Гарантией успешности внедрения системы в образовательное учреждение в целом является поступательный или «эволюционный» характер деятельности по включению информационной системы работы в деятельность школы. Это означает разработку нормативно-правовой базы и поэтапного плана внедрения системы, учитывающего специфику города и школы: уровень информатизации, оснащенности компьютерной техники, качество и скорость подключения к сети Интернет, кадровое обеспечение и подготовку педагогов в области ИКТ.
Необходимость использования системы «Сетевой город. Образование» учителями ОУ определяет готовность педагога к использованию информационных технологий в условиях ЕИОС (единой информационной образовательной среды);
«Сетевой город. Образование» обеспечивает условия для эффективного управления учебно-воспитательным процессом в ОУ, а также инструментом, который позволяет в режиме реального времени осуществлять мониторинг деятельности образовательных учреждений, учебного процесса в них, формирование отчетности и т.д.
Открытие публичного доступа позволило организовать работу в постоянном режиме с системой «Сетевой город. Образование» всех участников образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители);
Продолжается работа по формированию личного пространства пользователей системы «Сетевой город. Образование» , портфолио учителей и учащихся.
http://www.uomur.org/modernizaciya-obrazovaniya/1944-chto-takoe-sgo.html сайт Управление образованием
http://citycheb.ru сайт «Сетевой город. Образование»
Генеральный директор компании “ИРТех” Олег Исайкин рассказал о внедрении автоматизированной информационной системы (АИС) “Сетевой город. Образование” в Челябинске, а также о других информационных системах компании “ИРТех” для сферы образования, используемых в 31 регионе РФ. О том, какие процессы автоматизирует АИС, где находятся сервера и данные пользователей, о порядке финансирования АИС, о конкуренции на рынке информационных систем в сфере образования.
Мы знаем, что компания “ИРТех” является известным игроком на рынке систем управления сферой образования. Расскажите, как прошел режим “удаленки”? Есть ли какие-то количественные или качественные метрики?
– Если сравнить количество пользователей наших систем в апреле прошлого и апреле настоящего, 2020 года, то можно отметить, что число пользователей существенно увеличилось. Примерно в четыре раза увеличилась их активность в системе: только в апреле настоящего года было выставлено около 350 млн. оценок. Почти в 29 раз увеличилось количество сообщений пользователей через систему: в апреле 2019 года было 4,36 млн. сообщений, а в апреле 2020 года – 125 млн. сообщений. Мы не оцениваем содержание таких сообщений, так как это конфиденциальная информация каждого пользователя в отдельности, но как правило, это были домашние задания, общение с учителем. То есть, в период дистанционного обучения (так называемой “удаленки в период самоизоляции”), наши системы показали свою эффективность.
По всей стране у нас примерно 15 млн. пользователей и в спокойное время примерно 500 тысяч уникальных пользователей ежедневно пользуется системой. Тридцать один регион работает исключительно в нашей системе и использует хотя бы один из наших продуктов. 26 из них используют все модули (подсистемы) наших АИС. Это в общей сумме примерно 35 процентов всего рынка, если оценивать количество пользователей.
Спасибо, впечатляет. И ваши сервера выдерживают такую нагрузку?
– Наши системы устанавливаются на серверах региона. То есть, в каждом регионе на региональном сервере установлена система для данного региона. Для нас, как для разработчиков, было бы гораздо удобнее установить единую систему в своем “облаке” для всех регионов. Тогда нам было бы проще обновлять систему, осуществлять ее техническую поддержку. Но мы являемся принципиальными противниками такого подхода и не рассматривали это по одной основной причине. Наша страна имеет государственную политику в отношении системы образования. В рамках государственных образовательных систем должна реализовываться именно государственная политика. Система образования региона – это актив самого региона, который уполномочен реализовывать государственную политику в сфере образования. А мы являемся коммерческой организацией. Нельзя держать на серверах коммерческих организаций принадлежащие региону персональные данные, учебный план, оценки и т.п. В конечном итоге это ограничивает возможности проведения какой-либо государственной политики в сфере образования. Поэтому и сама информационная система должна принадлежать региону, и все данные, по нашему убеждению, должны храниться на серверах, принадлежащих региону. Регион всегда должен быть уверен в том, что, что бы ни произошло с коммерческой организацией, продукт которой он использует, информационная система и данные у них всегда останутся. А если данные находятся у коммерческой организации в облаке, то никто не знает, что с ним случится в итоге. Может и все хорошо будет, а может и не очень.
Облако может “улететь” (смеется).
– Совершенно верно, облако может улететь или дождем пролиться. “Золотым” для держателя этих данных (улыбается). Конечно же тот факт, что система и данные находятся в каждом регионе, доставляет нам массу сложностей как разработчикам. Сложности возникают также при поддержке и инсталляции новых программ. Единый сервер данных существенно бы упростил задачу. Но такова государственная политика и мы должны действовать в ее рамках. Государственная политика требует от нас держать все данные на серверах регионов, и чтобы сами сервера принадлежали исключительно регионам.
Ваша позиция ясна. А теперь давайте обратимся к истории. Расскажите о моменте внедрения АИС “Сетевой город. Образование” в Челябинске, каким образом происходило это внедрение, почему именно эту систему выбрали городские власти, проводился ли тендер?
– Еще до внедрения системы на весь город, в Челябинске и Челябинской области существовали отдельные школы, которые приобрели и использовали “школьную” версию “Сетевого города” – систему . Сотрудники министерств и ответственные люди, которым было поручено изучить существующие в то время информационные системы для образования, изучали реальную работу в этих школах, знакомились с мнением пользователей. Изучали и работу других систем. Примерно в 2011 году Челябинской областью в соответствии с законодательством был проведен тендер, который выиграла наша компания. В результате в области была поставлена АИС “Сетевой город. Образование”.
Челябинск был первым городом, в котором была целиком внедрена именно Ваша система?
– Самым первым городом, где была установлена наша система для всех школ города и органов управления образованием, был город Губкинский. Это небольшой и самый молодой (на то время) город России, он находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Позднее наша система была установлена в Алтайском Крае и Самарской области, причем функционировала она уже на весь регион. Только после них последовала Челябинская область.
Давайте теперь поговорим о самой системе. Какие у нее есть возможности, чем она особенна. Что она дает пользователям в Челябинске, в Челябинской области и в других регионах.
– Формально существует две больших системы – “Е-услуги. Образование” и “Сетевой город. Образование” (или “Сетевой регион. Образование”). Но если рассматривать процесс цифровизации образования региона, то можно говорить и об одной единой системе, состоящей из отдельных модулей.
Система позволяет создать единую цифровую образовательную среду региона, повысить качество образования, получить новые образовательные результаты, автоматизировать управление системой образования, принимать обоснованные управленческие решения, оказывать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, организовать взаимодействие всех участников образовательных отношений.
В системе ведут свою повседневную деятельность сотрудники всех образовательных организаций региона (садиков, школ, дополнительного образования, среднего профессионального), сотрудники всех органов управления образованием региона, все дети, все родители области.
К примеру, система позволяет человеку встать в очередь в детский сад и дальше уже в электронном виде “идти” по системе образования. Начиная с очереди в детский сад и заканчивая выходом из системы образования, примерно в 17-18 лет. Вся образовательная траектория ребенка фиксируется в этой системе. Поэтому система эта не только школьная, как многие ее воспринимают, система эта многоплановая, многоуровневая, она затрагивает все уровни образования.
Таким образом, все годы обучения ребенка система отслеживает все его перемещения, все его достижения?
– Слово “отслеживает” не совсем точно отражает смысл работы системы. В системе действительно фиксируется весь образовательный процесс, образовательные результаты каждого ребенка. Но фиксируются не для “отслеживания” неким “большим братом”, а для того, чтобы повысить эффективность образования, чтобы каждый родитель, каждый ребенок смог управлять своим образованием.
Что Вы можете сказать о конкурирующих системах, таких как Allschool, ЭлЖур, Московский регистр качества образования (МРКО), Московская электронная школа (МЭШ)? Можно ли Вас попросить порассуждать в принципе о прямых конкурентах, если Вы таковых видите, а также о ключевых отличиях Ваших систем от конкурирующих систем? В чем именно Ваш продукт принципиально отличается от других продуктов на рынке?
– Мы не комментируем продукты других производителей, считая это не очень этичным. А ключевым отличием именно нашей системы является ее комплексность, то есть комплексная цифровизация всех процессов в сфере доуниверситетского образования. Мы создаем и поддерживаем ее полностью сами.
Как осуществляется поддержка всей системы?
– Поддержка осуществляется посредством электронной и телефонной связи. Любой из пользователей, у которого возникает какой-либо вопрос, может нам позвонить или написать. Мы, конечно же, предпочитаем электронный обмен сообщениями от пользователей. Потому что иногда бывают вопросы, для ответа на которые необходимы подробности, например, нам надо посмотреть хотя бы скриншоты, которые только почтой можно прислать. По телефону всё объяснить просто невозможно. Примерно в течение 1-2 дней мы отвечаем абсолютно на все вопросы пользователей. У нас работает достаточно большая и практически круглосуточная служба поддержки. Наши сотрудники имеют возможность и удаленной работы в экстренных случаях, а также организованы дежурства по выходным и праздничным дням. И, вообще говоря, служба техподдержки – это наша гордость. Так, как у нас организована и работает служба техподдержки, нет ни у кого из конкурентов, мы так считаем.
Связана ли необходимость почти круглосуточной работы Вашей службы поддержки с тем, что Вы работаете с разными часовыми поясами, такими, как, например, Ямало-Ненецкий Автономный округ?
– Совершенно верно. Мы работаем не только с Ямало-Ненецким автономным округом, наша система также функционирует на Камчатке и на Сахалине, в Якутии. Это самые восточные наши регионы. Самыми западными нашими регионами являются Ленинградская область и Калужская область. Таким образом, мы работаем со всеми часовыми поясами.
Много ли обращений поступает из этих регионов? Десятки или сотни в неделю или месяц?
– Обычно это сотни обращений в день.
Говорит ли это о низком уровне подготовленности пользователей или неинтуитивности системы?
– Во-первых, пользователи, конечно, бывают разного уровня. Во-вторых, пользователи практически никогда не читают справки, инструкции и руководства для пользователей. Как правило, пользователи пробуют самостоятельно начать работать в системе, и, если что-то у них не получается, они сразу пишут вопрос или звонят в службу поддержки, хотя могли бы прочитать и встроенную в систему справку. В-третьих, пользовательский интерфейс также нуждается в постоянной доработке. Ни одна система не может быть абсолютно идеальной. В-четвертых, многие вопросы не носят технического характера работы в системе, вопросы могут быть чисто методического характера. Например, пользователи часто обращаются за разъяснением каких-либо расчетов, уточняют, как происходит расчет тех или иных показателей. Служба поддержки, соответственно, предоставляет пользователям объяснения, показывает формулы расчета. Кроме того, помимо основной системы есть разнообразные модули, при пользовании которыми у пользователей также могут появляться различные вопросы. Например, региональные образовательные системы тестирования (РОСТ), многоуровневая система оценки качества образования, которая стоит над базовой системой, аттестация педагогических кадров и так далее. В общей сложности у нас около 20 системных модулей.
Стоит заметить, что Учебно-методический центр г. Челябинска (он раньше так назывался) и, особенно, Региональный центр оценки качества образования внесли огромный вклад в организацию обучения и подготовку педагогов к работе в АИС. Такая мощная поддержка приносит свои положительные результаты, и, можно считать, что в Челябинской области одни из самых уверенных пользователей.
Это именно системы, разработанные компанией “ИРТех”?
– Да, абсолютно все наши системы мы разрабатываем самостоятельно кроме образовательного контента, который разрабатывается нашими партнерами. Основной наш партнер в этой части – группа компаний “Новый Диск”.
Учитываете ли вы в разработках и доработках пожелания пользователей, которые, вероятно, Вы получаете по телефону или в сообщениях от пользователей?
– Конечно же у нас имеются специальные “копилки” пожеланий пользователей. Как только начинается разработка и доработка какой-либо из программ, мы часто обращаемся к этим пожеланиям и учитываем их, новые программы выходят уже с учетом этих пожеланий.
Были ли примеры, когда идеи пользователей были настолько радикальны, что Вы вдруг понимали, что именно это и надо реализовывать на практике?
– Пользователи редко могут нас чем-то удивить. Просто есть предложения от пользователей, которые имеют глобальное значение и необходимы абсолютно всем. Такие предложения мы учитываем и разрабатываем в первую очередь. А есть предложения от пользователей, которые необходимы только конкретному муниципалитету ввиду его особенностей. Случаев, чтобы кто-то из пользователей придумывал целиком новый модуль, пока не было. Или я запамятовал (улыбается).
В системе образования есть сезонность. В некоторых городах, например, когда была запущена электронная запись в школу, в первый день работы этой системы она буквально обрушилась под натиском огромного количества обращений. Видите ли Вы такую сезонность в нагрузках на Вашу систему? Были ли случаи сбоя из-за таких вот пиков в те или иные сезоны, например, в апреле и мае?
– Да, пиковые нагрузки на систему есть. Наибольшие пиковые нагрузки возникают при записи в 1 класс школы. Самая первая электронная запись в школу была реализована именно нами примерно 7 лет назад, мы этим гордимся. За это время мы уже получили колоссальный опыт. За все это время система дала сбой только один раз, когда произошла очень мощная -атака 3-4 года назад. Но при том, что мы научились бороться с нагрузками, однако же в первые дни самоизоляции серверные площадки системы с трудом выдерживали нагрузки. Я уже говорил, что наши системы принадлежат регионам. Система стоит в каждом регионе на своем региональном сервере. Поэтому фактически мы поддерживаем не одну систему на всю страну, а множество систем. К сожалению не всегда технические требования к оборудованию на местах на высоте, а письма с негативным содержанием приходят в адрес систем. Это огорчает, но не подрывает энтузиазм к работе наших опытных служб поддержки и тестирования.
Есть ли планы расширения функций системы “Сетевого города. Образования”, о которой мы говорим. Каких и когда.
– Функционал системы постоянно развивается. Нам необходимо более активно привлекать партнеров, у которых есть действительно хорошие решения, например, по ВКС (видео конференц-связь), по вебинарам, по образовательным ресурсам и так далее. К тому же необходимо создавать и новые сервисы, которые, в том числе, помогли бы зарабатывать дополнительные деньги и региональной системе образования, и нам. Заработанные от таких проектов деньги можно было бы пускать на развитие внутрирегиональной системы образования.
Если бы система была бы единой и облачной, она могла бы претендовать на статус цепочки цифровой платформы и интегрировать себя в разнообразные функции, в том числе и с целью монетизации. Но когда система является локальными копиями в отдельных регионах, не очень понятно, как в эту локальную копию можно внедрять коммерческие модули и монетизацию. Например, продажа школьных завтраков как один из способов коммерческой деятельности в рамках отдельно взятой школы – возможно, и не представляет сложность. Но как внедрять более крупные коммерческие услуги, когда Вы не держите данные на серверах Вашей компании.
– Мы на данный момент как раз работаем над этой проблемой. И мы, конечно, не держим саму систему на наших серверах. Как я уже говорил, система фактически целиком принадлежит конкретному региону. Но мы со своей стороны дорабатываем и разрабатываем новые модули и развиваем систему совместно с регионами. Базовые модули в любом случае будут принадлежать региону, а отдельные модули могут находиться в совместном пользовании.
Вы назвали целый ряд систем, которые разработала компания “ИРТех”. Есть ли планы новых разработок аналогичных или иных электронных систем?
– Мы специализируемся исключительно на образовании в связи с тем, что мы видим здесь огромный пласт работы. Например, необходимы доработки в программном продукте по школьному питанию. Недавно мы стали ее полностью переделывать. Необходимо сделать систему повышения квалификации преподавателей. Кроме того, заказы часто поступают и от Правительства. Заказы от государства необходимо, конечно же, выполнять в крайне сжатые сроки и в первую очередь. Необходимо далее развивать систему дистанционного обучения на случай карантинов. Мы уже проделали большую работу в этом направлении во время карантина, но ее остается еще много.
Если говорить конкретно о Челябинской области, есть ли какие-то внедренные системы кроме АИС “Сетевой город. Образование” Вашей компании и хотели ли бы Вы предложить региону свои другие разработки?
– В Челябинской области также внедрена АИС “Е-услуги. Образование”, которая позволяет в электронном виде подать заявление и зачислить ребенка в садик, школу, организацию дополнительного и профессионального образования. АИС “Многоуровневая система оценки качества образования” (МСОКО). Пока еще не внедрены дополнительные модули, такие как школьное питание, система регионального тестирования. Можно предложить также модули “Одаренные дети”, “Аттестация педагогических кадров”. Ну и еще ряд других. Вскоре выйдет новая версия мобильного приложения.
Как вообще осуществляется оплата? Платит ли каждая школа за использование системы, или денежные средства поступают централизованно из регионального бюджета образования? Есть ли набор минимальных опций, которые школа может получить бесплатно?
– Когда кто-либо покупает нашу систему: например, школа как бюджетная организация, регион как субъект государственной власти, – покупка оплачивается из государственных бюджетных денег. Соответственно, абсолютно для всех пользователей этой организации все предоставляется абсолютно бесплатно из того перечня модулей, которыми мы располагаем. Если, допустим, регион купил лицензию или исключительное право на использование для всех школ своего региона, то, соответственно, все школы, все родители, все дети и учащиеся этого региона пользуются этим модулем абсолютно бесплатно, имеют бесплатный доступ ко всем данным этого модуля. Если когда-либо что-либо будет находиться в совместной эксплуатации, то там уже появится возможность для оплаты каких-либо конкретных опций родителями, школой. На данный момент всё для пользователей бесплатно. Платит или регион, или муниципалитет, или отдельная школа.
Лицензия и исключительные права покупаются сроком на 1 год?
– Нет, система предоставляется в бессрочное пользование, количество пользователей не ограничено. В стоимость лицензии входит 1 год технической и методической поддержки, что обеспечивает уверенную работу пользователей. Тем не менее, если организация или регион хотят, чтобы мы предоставляли им сопровождение и постоянную техподдержку, установку новых версий, то, соответственно, они могут оплачивать эту поддержку. Но могут и не оплачивать.
Есть ли примеры таких регионов или муниципалитетов, которые обходятся без поддержки, и при этом система нормально работает? Ведь помимо постоянно появляющихся проблем, есть также необходимость в обновлениях и новых версиях под новые операционные системы, чтобы система образования соответствовала требованиям офисного ПО. Система образования должна постоянно дорабатываться.
– Такие примеры, конечно же, есть, но многие все-таки заказывают поддержку. Многие просто пользуются нашей добротой, когда мы оказываем техподдержку, а оплаты какое-то время не получаем. Ситуации бывают разные.
И в заключение я бы хотел отметить, что внедрение и эффективное использование информационных систем в сфере образования, в которых работает большое количество разнообразных пользователей (дети, родители, учителя, управленцы образовательных организаций, органы управления образованием всех уровней), невозможно без профессионального и заинтересованного управления процессом внедрения со стороны Министерства образования Челябинской области, Департамента образования г. Челябинска, Регионального центра оценки качества образования, Центр развития образования г. Челябинска. Коллеги, не сочтите за лесть, но без вас внедрение и использование системы было бы не столь эффективно. Спасибо вам.
Нормативная база «электронной школы»
Похоже, желая перевести своего ребенка на электронное обучение, вы совершаете ту же ошибку, что и многие другие – путаете техническую возможность получения «электронного» образования и организационные меры, которые должны предпринять школа и семья для осуществления дистанционного обучения.
Для законодательства РФ это также относительно новые понятия, и разработанной нормативной базы, равноценной той, что существует для обычных школ, пока не существует. Тем не менее есть как минимум два документа, которые дают возможность понять, в каком направлении предстоит действовать.
Первый – это, разумеется, закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). В нем имеются:
- ст. 16, посвященная реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- ст. 17, гарантирующая право ребенка на получение образования не только в школах, но и вне образовательных организаций. Например, в виде семейного обучения или самообразования;
- ст. 34, гарантирующая, помимо прочего, право на обучение по индивидуальному учебному плану.
Расшифровка закона в части получения образования в удаленной форме содержится в приказе Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
В качестве приложения к приказу опубликован сам этот Порядок.
Кроме того, в стране действует целевая программа «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы, утвержденная приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 № 698. Ее цель – создание завершенного курса интерактивных видеоуроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, электронных учебников и пр.
В настоящий момент система видеоуроков по каждому предмету уже достаточно развита. Она соответствует ФГОСам – федеральным образовательным стандартам, –построена на опыте лучших учителей страны и размещается в открытом доступе.
Целевая аудитория программы – все обучающиеся. Но в особенности дети с особыми потребностями и возможностями – это одаренные дети, дети-инвалиды, ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, а также обучающиеся в форме семейного образования и т. д.
Главная задача всей этой деятельности – создание открытой информационной среды, дающей равный доступ к возможности получить полноценное образование.
Появление порталов типа МШЭ – один из итогов реализации этой целевой программы. Кстати, в рамках той же программы создана база электронных учебников по разным предметам, которая постоянно пополняется и должна быть доступна детям (и другим пользователям) бесплатно.
Сколько стоит электронное обучение
Неудивительно, что государственных «электронных школ», отдельных от обычных и обеспечивающих при этом бесплатное образование при дистанционном обучении, в стране пока нет. Зато есть частные. Пользоваться бесплатными федеральными электронными образовательными ресурсами они не стесняются. Но с учеников берут немалые деньги.
Недавно я наткнулась на расценки одной из московских онлайн-школ – от 5,5 тысяч за месяц в начальных классах до 20 тысяч в выпускных. За эти деньги дети получают доступ к электронным базам школы (читай – в том числе к федеральным), консультации педагогов 1-2 раза в неделю и онлайн-уроки 1-2 раза в неделю по всем предметам. Плюс возможность удаленного репетиторства – но уже за отдельные деньги.
Кроме того, эта дистанционная школа обеспечивает прикрепление детей к одной из государственных школ для сдачи лабораторных и практических работ, прохождения аттестаций, в том числе итоговых, ГИА и ЕГЭ.
При дистанционном (в том числе электронном) обучении местом получения образования считается школа или ее филиал, независимо от места нахождения учеников. Например, я знаю некоторых мам, которые определили своих детей на обучение в Новосибирск (там дешевле) или Москву, а сами с детьми живут в Петербурге.
Если вы все же решитесь перейти на электронное (дистанционное) обучение, при выборе школы имейте в виду: такие школы обязаны не только давать ученикам возможность получать знания, но и организовывать практические и лабораторные занятия, вести текущий, промежуточный и итоговый контроль успеваемости, организовывать участие детей в государственной итоговой аттестации.
Такая школа сама определяет порядок и условия взаимодействия ученика и учителя (в том числе в индивидуальном порядке) и организацию необходимых ученику консультаций. Учебные занятия непосредственно в школе (в «очном», так сказать, виде) при этом необязательны.
При организации контроля успеваемости и различных видов испытаний дистанционная (электронная) школа обязана обеспечить идентификацию личности ученика.
В конце обучения такая школа вправе выдавать ученикам документы об образовании или обучении. Однако для получения стандартных аттестатов зрелости детям из таких школ придется проходить ЕГЭ и итоговые аттестации на общих основаниях.
Как действовать
Вы не можете с какого-то выбранного вами дня разрешить вашему ребенку перестать посещать обычную школу и сами перевести его на домашнее или электронное обучение. Вам придется пройти через некоторый организационный период.
Для начала определитесь с типом обучения, на которое вы желаете перевести своего ребенка:
- частичное домашнее обучение
со свободным посещением школьных уроков; - экстернат
– обучение на дому с обязательством проходить промежуточную и итоговую аттестацию в школе;
Первый вариант предполагает бесплатное посещение ребенка учителями на дому. А значит, потребуется назвать причину: слабое здоровье, например, или получение инвалидности. В этом случае все обучение будет бесплатным и ляжет на школу.
Два вторых вида указания причин не требуют. Достаточно вашего желания. Однако вы обязаны проинформировать о вашем решении школу, в которой учится ваш ребенок, и орган управления образованием вашего района.
Если ваша прежняя школа не может обеспечить вам помощь в организации домашнего обучения или экстерната – такое содействие должен оказать районный орган управления образованием. Сейчас уже в уставах многих школ есть пункт о возможности домашнего или дистанционного обучения. В райотделе образования вам помогут подобрать одну из таких школ.
В любом случае, если вы выбираете дистанционную школу, необходимо будет написать заявление на имя директора школы.
После этого личное дело ученика можно забрать из школы, можно оставить. Если выбираете второй вариант – оговорите с директором школы возможность промежуточных и итоговых аттестаций, выполнения лабораторных работ именно в этой школе. Здесь же можно будет получать бесплатные учебники.
Имейте также в виду, что после этого вам самостоятельно придется организовывать дома учебный процесс вашего ребенка по всем школьным предметам и следить, чтобы все они были изучены в рамках ФГОС.
При этом государство вправе контролировать в различной форме процесс обучения и усвоения вашим ребенком школьной программы. Если на промежуточной или итоговой аттестации ребенок покажет плохие результаты – вас могут обязать вернуть его в обычную школу.
Где используется
Элементы «электронной школы» через образовательные порталы могут использоваться обычными школами в собственной образовательной деятельности и могут быть доступны семьям для организации дистанционного и электронного обучения. Однако только технической базы для этого недостаточно.
В законе «Об образовании» содержится перечень условий, при которых школа обязана учить ребенка вне своих стен. Так, в ст. 34 п. 2 указано, что дети имеют право на создание им условий получения образования с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. В ст. 5 п. 5 государство гарантирует получение образования детям с ограниченными возможностями.
Однако нигде нет положения, которое обязывало бы школу организовать такое обучение с использованием «электронной школы» или дистанционно. Ведь школы имели те же обязанности, когда Интернета и в помине не было. К детям с ограниченными возможностями приходили домой учителя – вот и все.
Если школа все же соглашается внедрить у себя дистанционное (электронное) обучение – она обязана обеспечить освоение учениками образовательных программ в полном объеме, независимо от места их нахождения.
При этом федеральные власти формируют списки направлений подготовки, получение образования по которым в электронном виде запрещено (правда, в основном это касается уже высшей и средней специальной школы).