Презумпция невиновности
1 февраля 2019,
В Новосибирске в суд направлено уголовное дело в отношении Владимира Жоглика, который в 2016 году, будучи учеником 11-го класса местной гимназии, признался, что исправлял оценки себе и одноклассникам в электронном журнале. Пострадавшими по делу проходят другие выпускники, которые, как утверждает адвокат юноши, сами просили Жоглика исправлять плохие отметки. Следователи насчитали более 50 эпизодов «преступной деятельности» по статье «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Теперь молодому человеку грозит до двух лет тюрьмы.
В ноябре 2016 года в гимназии №5, расположенной в Академгородке Новосибирска, разгорелся скандал. Учителя заметили, что кто-то исправляет оценки 11-классников в электронном журнале. На школьном собрании в «преступлении» сознался только один ученик — Владимир Жоглик. Его проступок вызвал возмущение директора гимназии, она потребовала от матери ученика забрать мальчика из школы.
Ультиматум школьнику
«Директор гимназии сказала, чтобы я писала заявление и забирала ребёнка из школы, а в противном случае она обратится в полицию, — рассказала RT мать Владимира Лилия Жоглик. — Как руководителя её можно понять, но как педагог она, я считаю, не должна была ставить такой ультиматум. Я написала заявление, но на следующий день забрала его. Через несколько дней Володя должен был писать сочинение и получать допуск к ЕГЭ — перевести его в другую школу было бы очень сложно».
Тогда директор отправилась в полицию и написала на ученика заявление о незаконном проникновении в школьную электронную систему.
Несмотря на незначительность проступка, в правоохранительных органах решили завести на 17-летнего подростка уголовное дело.
Жоглика обвинили в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК РФ). Максимальное наказание по предъявленному Жоглику обвинению предусматривает два года лишения свободы.
С тех пор дело неоднократно направляли в прокуратуру и суд, но судебные органы регулярно возвращали его следователю.
Так, например, суд вернул дело из-за отсутствия пострадавших — потерпевшей стороной была указана гимназия, которой Жоглик якобы нанёс вред. Суд пояснил, что моральные страдания могут быть принесены только человеку, и предложил гособвинению и следствию найти реально пострадавших, если таковые имеются.
Устраняя недочёты, следователь в итоге признал пострадавшими одноклассников Жоглика.
После жалоб матери подростка на резонансное уголовное дело обратили внимание сначала прокурор Новосибирской области, а потом и заместитель Генерального прокурора России. Оба высокопоставленных силовика высказались за немедленное прекращение дела из-за надуманности обвинения, предъявленного школьнику.
«Формально признаки состава преступления там полностью наличествуют. Но, я думаю, будут приняты меры по ненаправлению дела в суд. Он виноват, что дал другим не очень хороший пример, обелять его нельзя. Но он совершил скорее проступок. И если дело дойдёт до прокурора, то прокурор подходить будет очень взвешенно», — отмечал в беседе с журналистами прокурор Новосибирской области Владимир Фалилеев.
Потерпевшие от хороших оценок
Тем не менее, несмотря на заявления руководства, в январе 2019 года районная прокуратура в очередной раз направила дело в суд.
«Не доказан ни один из 51 эпизода, вменяемого юноше, — рассказывает RT адвокат Жоглика Александр Балян. — Когда, с какого устройства и кто заходил в систему и исправлял каждую оценку — это не было установлено правоохранителями. Ходатайство об экспертизе следователем было проигнорировано».
Кроме того, по словам собеседника, в ходе допросов одноклассники Жоглика заявляли, что потерпевшими себя не считают, поскольку сами просили его исправить оценки.
«Они даже жаловались на следователя, что он заставляет их обвинять друга. Тем не менее их признали потерпевшими. Мы даже подали ходатайство, чтобы и Жоглика тогда тоже признали потерпевшим. В итоге в этом деле нет состава преступления, потому что модификация персональных данных, то есть оценок, по просьбе их владельца, то есть ученика, не может нарушать его прав», — говорит Балян.
«Он прислал их Владимиру. Есть соответствующая переписка между ними, доказывающая это. Следствие просто проигнорировало этот факт», — поясняет Балян.
От общения с журналистами Владимира ограждают. По словам матери, уголовное преследование он переносит тяжело. Он поступил в университет, но ему пришлось по этой причине сразу же взять академический отпуск.
Кроме того, поступить в желаемый вуз, чтобы изучать робототехнику, юноша не смог — из-за подписки о невыезде ему не разрешили поехать на экзамены в Санкт-Петербург.
Родители других детей, по словам Жоглик, были в шоке, что Владимир стал фигурантом уголовного дела.
«Все понимали, что поступок, конечно, нехороший, но явно не тянет на уголовное преступление», — говорит она.
В пресс-службе МВД RT заявили, что Жоглик «неправомерно уничтожил и модифицировал информацию, что привело к нарушению принципов общеобразовательного процесса, а также гарантированного Конституцией права каждого на образование».
На вопросы о ходе расследования в ведомстве отвечать отказались.
Чем электронный журнал чрезвычайно опасен для учителя.
Во многих школах уже перешли на электронные классные журналы, многие учителя уже оценили преимущества этих журналов по сравнению с бумажными.
Многие учителя уже привыкли к тому, что оценки можно переправить, а значит даже две двойки подряд, потом могут превратиться в “двойку” и “тройку” соответственно. Об этом знают классные руководители и об этом знают родители, знает и администрация. Возник даже такой термин “Исправить двойку, или оценку”.
Учитель себя очень сильно подставит, если вдруг возьмёт и исправит оценку. Ведь родителю достаточно сделать скриншот с оценками с портала госуслуг или той системы в которой в данной школе выставляют оценки (ЭКЖ), и через некоторое время сделать ещё один скриншот и сравнить.
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
Каракай Лариса Павловна
Так учителям надо требовать или доплаты за двойной документооборот, или отказ от бумажного. Ваши что-то требуют? Профсоюз много раз объяснял, что 2 журнала – незаконно.
Отредактировано 14-10-2019 11:27
Отредактировано 14-10-2019 15:33
Шубина Ольга Владимировна(эксперт сообщества)
Т.е. родитель, увидев, что его чадо исправило 2 на 3 будет недоволен?
Учителя московской школы могут посадить за исправление оценок в электронном журнале!
Учитель истории и обществознания одной из московских школ был наказан за подделку школьного электронного журнала. Пока ему вынесено дисциплинарное взыскание департаментом образования г. Москвы. Но по инициативе некоторых родителей разбирательства продолжаются. Один из пап настаивает на том, что действия учителя попадают под п. 1 статьи 327 УК РФ “Подделка официального документа”, по их мнению педагог должен получить реальный срок, а это до 2-х лет лишения свободы.
В связи с разбирательствами по делу преподавателя, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе пришлось аннулировать результаты теста по истории у учеников 7 класса, родители которых и пожаловались на педагога.
Видимо учитель исправил высокие оценки кого-то из учеников на двойки и тройки, но это только мое предположение. Не думаю, что родители пришли бы жаловаться, если б ситуация была обратной. Стояли двойки, а их исправили на пятерки. Такой же вариант всех устраивает.
В моей школе невозможно изменить выставленную ранее оценку из профиля учителя, это может сделать только заместители директора или сам директор. Т. е. процедура такая же, как и при исправлении оценки в бумажном журнале. Поэтому вся эта история кажется особенно странной.
https://zen.yandex.ru/media/id/5d36cd90c0dcf200ad8e2a90/uchitelia-moskovskoi-shkoly-mogut-posadit-za-ispravlenie-ocenok-v-elektronnom-jurnale-5da1f71334808200b10aa424
Белянина Светлана Николаевна(эксперт сообщества)
Значит получается , что снова не надо ставить “2” в ЭЖ ( например,за какую-нибудь проверочную работу)? А, если ученик пришел на следующей неделе и написал эту проверочную работу на “3”, я тоже не имею право исправить?Надо ставить эту оценку в другую клеточку? Но тогда при этом у ученика средний балл будет очень низкий.
Или рядом еще за этот вид работы ставить.Значит заменять нельзя.А если в локальном нормативном акте нет пункта о запрете исправлять оценки?Тогда можно исправить “2” на более высокую оценку?Меня интересует только этот вариант.
Светлана Николаевна,тогда надо изучить локальный акт школы или задать вопрос завучу. Но раньше у нас исправление в бумажном варианте было такое 2/4.
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
Как все надоели: и электронные журналы, и безумные родители, требующие для нас реальных сроков, и администрация, не позволяющая ставить двойки, и все-все-все, кто мешает работать!
Насколько я знаю, что отметку можно исправить только в течение дня. А можно поставить “точку”, которая превратится в “двойку”, если ученик в заданный Вами временной период не принесёт задание или не расскажет стихотворение, например.
Тоцкая Ольга Викторовна(эксперт сообщества)
Исправить? А поставить оценку авансом? На день раньше? Вчера обнаружила такую двойку у внука. И что с этим делать?
Я не знаю, какой у вас журнал, но у нас поставить оценку на день вперед технически невозможно.
Ставлю “двойки” редко, потому и не исправляю, а рисую новую оценку рядом. Или точку ставлю. Правда, от родителей знаю, что у них эта точка отображается в виде оценки сразу. Не знаю, почему. Это явно косяк системы.
Точка отображается “двойкой”? Тогда понятно почему получаются исправления. Вы точку исправили, а родители исправленную двойку увидели. Может и нашем случае стояла точка. Только она так и осталась “двойкой” ::smile11::
Какое уголовное наказание за изменение оценок в электронном журнале?
По ст 292 УК рф служебный подлог.
Кто совершили указанные действия, учитель или ученик и сколько лет ученику?
В Новосибирске в суд направлено уголовное дело в отношении Владимира Жоглика, который в 2016 году, будучи учеником 11 класса местной гимназии, признался, что исправлял оценки себе и одноклассникам в электронном журнале. Пострадавшими по делу проходят другие выпускники, которые, как утверждает адвокат юноши, сами просили Жоглика исправлять плохие отметки. Следователи насчитали более 50 эпизодов «преступной деятельности» по статье «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Теперь молодому человеку грозит до двух лет тюрьмы.
Правомерность замены бумажного школьного журнала на электронный
У нас в школе полностью отменили бумажный журнал. В итоге полное не совпадение оценок в дневнике и журнале. Для нас, родителей, документов является бумажный вариант дневника, где все оценки заверены подписью преподавателя. Очень часто наблюдаю не совпадение оценок в дневнике и электронном журнале. Бывает оценки появляются даже задним числом. При возникновении спорных ситуаций потом очень сложно что либо доказывать. Как быть в подобных ситуациях? Правомерен ли отказ школой от бумажного варианта журнала? Какие нормативные акты регулируют данный вопрос?
Читать ответы: 1
Вопрос от 20.10.2018
Оценка урока математики.
В электронном журнале по математике поставила за урок две оценки за один урокСамостоятельная работа и за работу на уроке. Мне сделали замечание, что нельзя ставить двойные оценки, надо было поставить на какой-то другой день. Почему нельзя, если этот журнал позволяет обосновать-за что выставлены оценки, а нас продолжают заставлять делать необоснованные изменения в выставлении оценок.
Читать ответы: 1
Вопрос от 29.11.2015
Доступ к журналу есть у учителей и завучей. Поэтому только сотрудник школы может исправить оценку в электронном дневнике ученика. За попытку сделать это без ведома учителя подростку грозит исключение из школы, условное тюремное наказание или штраф.
Исправить самостоятельно свои оценки в электронном дневнике школьники не имеют возможности. АИС «Дневник.ру» отличается надежной защитой от взлома. У школьника в дневнике можно увидеть только те оценки, которые выставлены в журнале, подробнее смотрите ниже.
Как можно законно изменить баллы в электронном дневнике
Чтобы законным образом исправить отметку в электронном дневнике, следует попросить об этом учителя. Нужно выучить материал, выполнить соответствующее задание, чтобы учитель смог поставить высокий балл.
В онлайн-журналах педагоги могут удалять и изменять баллы. Но не всегда и не в любой ситуации учитель захочет изменять оценки. Администрация школы может поинтересоваться причиной корректировки баллов. Директора некоторых школ вообще не разрешают педагогам корректировать оценки, такое позволено лишь в случае ошибки.
О том, какое время отведено для исправления оценки, нужно спросить у педагога. Это зависит от системы или параметров, установленных в конкретном сервисе.
Как исправить плохие оценки в электронном дневнике школьника
Многие ученики вместо того, чтобы хорошо выучить материал и исправить свои плохие оценки, ищут способы убрать их из электронного журнала или изменить самостоятельно. Но, из этого ничего не выйдет, так как школьник не имеет технической возможности откорректировать полученные баллы ни в мобильном телефоне, ни в ноутбуке.
Причины, по которым ученики хотят изменить оценки, вполне очевидны:
Можно ли взломать электронный дневник школьника
Цель таких злоумышленников – заставить как можно больше людей установить на свои компьютеры и ноутбуки заражённые программы. Вредоносные приложения могут похитить электронные переписки, пароли, номера банковских карточек, учётные записи, личную информацию пользователя. Поэтому верить таким рассылкам и переходить по предложенным ссылкам категорически запрещено — это очень опасно.
Какое наказание за исправление оценок в электронном дневнике
Узнать учётные данные педагога можно несколькими способами:
Зная учётные данные преподавателя, можно ненадолго изменить оценки в электронном дневнике, потому что вскоре этот факт обнаружится. Ученик будет строго наказан, его могут даже исключить из школы.
Директор школы также может сообщить о случившемся в правоохранительные органы, тогда несовершеннолетнему школьнику грозит штраф либо условное уголовное наказание.
Здравствуйте Игорь Юрьевич.
Ставлю обьективно ученику 2 за четверть. Исправляется на 3
В данном случае нарушается законодательство Рф в сфере образования.
Общие положения закрепляет Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и его Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации, можете ознакомиться полностью пройдя по следующей ссылке:
Из статьи 47 прямо следует, что:
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Вы вправе ссылаться на приведенные выше положения, которые закрепляет Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и его Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Далее я продолжу в следующем ответе ниже.
Студент надеется прекратить уголовное дело за примирением сторон
«Как я понял, учитель просто оставил входную страницу дневника открытой, а ученик просто всё скопировал», — объяснил корреспонденту учащийся гимназии Алексей.
Однако педагоги так не считают. Учителя называют своего воспитанника гением и объясняют, что парень просто придумал программу, которая считывает код по отпечаткам пальцев на клавиатуре. И неудачно протестировал её на сайте «Дневник.ру». «Не каждый сможет такое в 18 лет сделать, — подчёркивает учитель информатики. — Знаю, что он вместе с одноклассником создал эту программу. Не то чтобы в целях навредить, просто хотели попробовать».
Преподаватели были удивлены, что эту самую программу создали двое школьников, а к ответственности привлекли только одного. «Это (уголовное дело. — А. И.) не из школы. Зачем нам это надо? Я думаю, может, он выпустился и “хакнул” Министерство обороны. И вспомнили про этот случай заодно», — предположила педагог.
По словам сотрудников следствия, у школьников действительно была программа, которая считывала код по отпечаткам пальцев. Только подростки её не придумали, а просто скачали из интернета. При этом пароль от сайта электронного журнала узнал приятель Владимира.
Владимир же просто зашёл на сайт с помощью пароля и начал массово править оценки. При этом, как оказалось, не все одноклассники были довольны происходящим. «Взломать личный кабинет учителя и выставить всем незаслуженно оценки, а людям, которые заслужили, ничего не выставить, — негодует знакомый обвиняемого Владимир. — Он бы ещё деньги за это брал».
При этом учителя лицея подчёркивают, что самому Владимиру не было нужды исправлять оценки, он был «хорошим мальчиком» и «не глубоким троечником». «У него разные оценки были, — объяснила одна из педагогов. — Не знаю, зачем он это сделал. Просто шалость».
После того как обман раскрылся, в гимназии устроили собрание, на котором присутствовали дети, их родители и педагоги. Именно там Владимир и признался в том, что исправлял оценки. Мальчика решили не отчислять, он благополучно закончил школу. Как уточнили в прокуратуре, сейчас парень учится на первом курсе НГТУ.
Материалы дела директор гимназии отправила в отдел по делам несовершеннолетних ещё в прошлом году, однако уголовное дело по ч. 1 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации) было возбуждено только в сентябре этого года. «Проверка по этому делу шла долго, потому что одного признания нам было недостаточно, — пояснил Сергей Сикорский. — Нам надо было всю эту схему проследить. Нужны были знания специалистов. Откуда выходил, с каких номеров, каким образом заходил». В настоящее время прокуратура уже направила дело в суд.
Изворотливому школьнику грозит до двух лет лишения свободы.
Владимир Ж. отказался от беседы с корреспондентом НГС.НОВОСТИ. «Он (Владимир. — А. И.) хочет пойти на примирение сторон, чтобы дело закрыли», — объяснил позицию бывшего одноклассника студент Алексей.
Помощник прокурора Сергей Сикорский уверен, что в деле Владимира нет особой тяжести, поэтому у обвиняемого действительно есть все шансы прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон. «Обвиняемый письменное извинение принёс учебному заведению, оно в дело приложено, есть ходатайство в деле на имя судьи, — объясняет Сикорский. — Я думаю, что суд может пойти навстречу. Умысла какого-то в действиях обвиняемого не было, он не задумался о том, что будут какие-то нехорошие последствия».
19:13 31.01.2019
(обновлено: 13:31 03.03.2020)
Омбудсмен: отказ поменять балл в электронном журнале нарушает права ученика
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, анна кузнецова, сн_образование, россия
Отказ поменять балл в электронном журнале нарушает права ученика
С внедрением новых технологий в учебных заведениях в поисковых системах в интернете появились многочисленные запросы, связанные с выставлением оценок в электронный журнал и дневник. Среди них есть вопросы, может ли учитель исправить выставленную оценку, почему появляются оценки, выставленные задним числом. Пользователи отмечают, что нередко учителя отказываются исправлять оценку, мотивируя это тем, что система якобы не позволяет этого сделать.
Кузнецова отметила важность родительского контроля за питанием в школах
“Я думаю, что если стоит задача применить данную технологию в интересах ребенка, это будет решено. Если о данной технологии задумываться никто не будет, если каждый раз мы будем ссылаться на то, что теперь эта кнопочка не работает, то мы так далеко не уйдем”, – сказала Кузнецова на пресс- конференции.
“Дневник появился электронный, но сознание у нас дальше не шагнуло, мы еще вчера живем. Поэтому новые методы ни в коем случае не должны ущемлять ребенка в существующих правах, наоборот, должны открывать новые ресурсы для него. Поэтому неумелое применение новых технологий, неточные интерпретации этих возможностей – необходимо в этой части проводить какие-то предварительные обучения педагогов”, – отметила она, подчеркнув, что недопустимо ущемлять права ребенка.
В апреле 2016 года ученик одной из школ Новосибирска в течение месяца исправлял в электронном дневнике свои отметки, а также отметки в дневниках одноклассников по их просьбам. Учителя школы заметили это и обратились в правоохранительные органы, которые и выявили злоумышленника.В настоящее время следствие закончено и материалы переданы в суд. Молодому человеку, который находится под подпиской о не выезде, грозит статья 272 УК РФ «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший модификацию компьютерной информации». Этой статьей предусмотрен штраф в размере до 200 тыс. руб. либо лишение свободы до двух лет.
Как сообщает ТАСС, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова направит ходатайство о смягчении наказания школьнику.
Решение же примет суд.
P.S. Плохие отметки в бумажных дневниках ученики исправляли всегда. Однако за это они отделывались легким наказанием воспитательного характера. Взлом же школьной компьютерной системы – серьезное преступление. Многие школьники просто не понимают, какую ответственность они понесут.
Возможно дело новосибирского хакера послужит для них хорошим уроком.