Использование инструментов программного обеспечения
Интерактивная доска – это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.
Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:
- Презентационное программное обеспечение
- Текстовые редакторы
- CD-ROMы
- Интернет
- Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)
- Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения)
- Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители
- Программное обеспечение для интерактивной доски
- Программное обеспечение, относящееся к различным предметам
Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.
Простота применения этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Однако, преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов. В разделе Ссылки вы можете найти интересные идеи, которые помогут вам в работе с интерактивной доской.
Эти инструменты значительно улучшат преподавание с помощью интерактивной доски.
Например:
Использование drag & drop
Применение подписей и выделения
Drag & drop
Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете передвинуть любой объект на другое место с помощью опции “drag and drop” (тащить и отпустить). Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске – просто нажмите на объект и тащите его; когда вы дошли до нужного места, отпустите нажатие. Точно так же, как вы передвигали бы монету по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и приклеив их к доске. Однако, такая работа на компьютере займет гораздо меньше времени и сэкономит место, где вы стали бы хранить карточки.
- Соединение
- Классификация
- Группировка
- Сортировка
- Заполнение пропусков
- Упорядочивание
Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Дети считают, что это гораздо интереснее, чем делать работать в тетради, где постоянно возникают ошибки. Также можно провести дискуссию о том, что учащиеся видят на интерактивной доске. Правильно задавая вопросы, преподаватели помогут учащимся объяснить свои действия, продемонстрировать свое понимание проблемы и поделиться информацией со всем классом.
Задания, использующие drag & drop идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему.
Использование подписей и выделения
На занятии с интерактивной доской вы можете использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видео-записи. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению.
- Добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия.
- После занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать.
- Можно использовать разные цвета, а также выделение, которое при традиционном методе преподавания доступно только на слайде оверхэд проектора.
Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически.
Новая техника для школ
Предыдущий этап информатизации школьного образования реализован Правительством Москвы в 2010–2013 годах. Тогда по проекту централизованного переоснащения современной компьютерной техникой в городские школы поставили свыше 56,5 тысячи ноутбуков для учителей, 1,1 тысячи комплектов оборудования для компьютерных классов для средней школы, 3,4 тысячи так называемых мобильных компьютерных классов для начальной школы, 10,5 тысячи интерактивных досок.
Впервые учителя Москвы были обеспечены персональными ноутбуками. Во всех школах был обеспечен высокоскоростной доступ в интернет. Разработана и внедрена первая версия единого городского электронного журнала и дневника.
Как отметила в своём исследовании консалтинговая компания KPMG, сейчас в школах Москвы используется большинство ключевых элементов умного города (smart сity), характерных для наиболее развитых городов мира: электронный журнал, система электронного доступа в школу, ноутбуки, интерактивные доски. В образовательных учреждениях появляются цифровые/виртуальные лаборатории, мультимедиастудии, робототехника. Развиваются открытые образовательные интернет-ресурсы.
Планирование занятия на интерактивной доске
Интерактивные доски в школе – не просто электронные “меловые” доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.
Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Многие преподаватели признаются, что стали планировать занятия на интерактивных досках вместе с коллегами со своей кафедры, что привело не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов.
Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.
Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
Важно понимать, что применение только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.
Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.
Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
- Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
- Можно создавать ссылки с одного файла на другой – например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.
- Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.
- После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно применять во время проверки знаний учеников.
Существующие альтернативы интерактивным доскам
Интерактивные дисплеи (панели) являются альтернативой интерактивным доскам. Обладающие аналогичным функционалом, интерактивные дисплеи имеют преимущества:
- высокое разрешение, контрастное, насыщенное цветами изображение, в то время как качество изображения на интерактивных досках определяется параметрами проектора и освещенности аудитории;
- нет необходимости использовать проектор, снижается стоимость владения (не надо делать замену ламп, фильтров), к тому же отсутствует проблема ослепления докладчика и необходимость калибровки изображения;
- простота установки.
Также следует отметить, что благодаря технологиям, используемыми в интерактивных дисплеях, большинство таких решений поддерживают функцию одновременного распознавания несколько касаний на экране, в пределах 4-50 касаний в зависимости от выбираемой технологии, некоторые могут улавливать жесты.
При этом скорость отклика сенсора будет соизмерима со скорость отклика на смартфонах.
Практически все интерактивные дисплеи(панели) поставляются с антибликовым защитным стеклом и с ПО для создания презентаций, уроков, тренингов.
Как работать с интерактивной доской
Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.
Чтобы максимально задействовать все возможности интерактивных досок на уроке, необходимо следующее:
Составляющие оборудования:
Интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор
Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.
Также надо уделить внимание
- Установке
- Эксплуатации/гарантии
- Безопасности
- Подключению к школьной сети и Интернету
Важно помнить, что возможны дополнительные траты, которые необходимо предусмотреть при использовании интерактивной доски. Например, могут понадобиться запасные лампы для проектора. Они дорогие, но работают очень долго.
Разновидности
Существует два вида проекции, которые различаются расположением проектора к поверхности сенсорного экрана и источнику питания:
- Прямая проекция – напротив интерактивной доски. Недостаток: луч, появляющийся от проектора, может слепить пользователей. Поэтому, располагать проектор (фокусный и ультракороткофокусный) лучше на стене с помощью специального крепления. Данная конструкция очень удобна в работе.
- Обратная проекция. Расположение проектора позади сенсорной поверхности экрана. Достоинства: от пользователей нет теней на доске, не слепит свет от проектора. Такая система не крепится к стене.
Также есть активные и пассивные интерактивные панели. Их различают по подключению к источнику питания:
- Активный тип: подключение к блоку питания и ПК с использованием USB проводов. Есть датчики, определяющие расположение стилуса при его работе на доске.
- Пассивный тип: система работает без проводного подключения к ПК и питанию. Стилиус обладает программным обеспечением, что позволяет обходиться без компьютера. Интерактивное устройство можно свободно передвигать в пространстве.
Технологии, используемые в пассивных электронных интерактивных досках, т.е. досках без подключения
Новейшие современные высокотехнологичные разработки позволили отказаться от проводов и создать пассивную электронную интерактивную доску на основе микроточечной технологи.
Суть микроточечной технологии заключается в том, что на поверхность доски наносятся незаметные глазу точки. В стилус встроена миникамера, которая определяет координаты точек касания и передает данные в компьютер с помощью встроенного Bluetouth-передатчика. При таком способе передачи данных доска не требует питания и ее не надо подключать к принимающему устройству.
Микроточечная технология реализована в досках SteelCase PolyVision eno и ABC Board.
Интерактивная доска Polivision eno – первая в мире доска, которая не требует подключения к сети 220V и поэтому не требует проводов. Новинка впервые была представлена на выставке BETT-2009 в Лондоне в январе 2009 года. Polivision eno – первая интерактивная доска, которая может использоваться как обычная белая маркерная доска с магнитной поверхностью: на ней можно писать разноцветными фломастерами, стирать, прикреплять магнитами наглядные материалы, а при необходимости превращать в большой интерактивный экран.
Интерактивная доска ABC Board – первая российская интерактивная доска, созданная в компании “Делайт 2000” в соответствии с нуждами российских школ и с учетом требований отечественных стандартов.
При размещении досок SteelCase Polivision eno и ABC Board не надо учитывать расположение электрических розеток и прокладывать кабели через весь класс – установка займет не более получаса. Отсутствие кабелей для установки доски в помещении экономит денежные вложения в дорогостоящие работы по проводке и обеспечивает полную свободу перемещения по кабинету преподавателю и учащимся. Металлокерамические доски SteelCase Polivision eno и ABC Board снабжены специальным антивандальным покрытием. Кроме того, эти доски выпускаются с разными рабочими меловыми и маркерными поверхностями (меловыми, маркерными), что позволяет находить оптимальное решение для любых классов.
Прочная, антивандальная, экологически чистая, металлокерамическая поверхность доски Polivision eno с бессрочной гарантией имеет серебряный сертификат Cradle-to-Cradle, что подтверждает научно основанный процесс контроля, проверки и оптимизации использования материалов при производстве PolyVision eno. Как любая классическая белая доска, SteelCase PolyVision eno может просто крепиться к стене или устанавливаться на мобильную стойку.
Металлокерамическая поверхность интерактивной доски ABC Board изготовлена в Бельгии из экологически чистых материалов. Она не боится огня и легко очищается от любых загрязнений с помощью обычной воды. Поверхность доски не подвержена коррозии, устойчива к действию агрессивных химических веществ, не реагирует на изменение параметров окружающей среды (температуру, влажность).
Вес интерактивной доски ABC Board значительно уменьшен по сравнению с зарубежными аналогами благодаря использованию более легких и прочных материалов для стоек, рамы и креплений. Это позволило уменьшить нагрузку на стену, к которой будет крепиться доска, облегчить и удешевить ее транспортировку.
Технологии, используемые в активных электронных интерактивных досках, т.е. досках с подключением.
Сенсорная резистивная электронная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски хорошо подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться. У них есть еще одно важное достоинство – на них можно писать не только маркером, но и просто пальцем. Это дает существенное преимущество при использовании таких досок в начальной школе и в коррекционных школах, поскольку рисование пальцами вызывает интерес у детей и одновременно развивает мелкую моторику. Сенсорная технология не требует применения специальных маркеров, не вырабатывает никаких излучений при работе и не подвержена внешним помехам. Недостатком этой технологии является небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета.
На российском рынке хорошо зарекомендовали себя сенсорные доски Classic Solution, Smart, PolyVision TS, Panasonic.
Сенсорная технология реализована в сенсорных интерактивных досках компании Polyvision – Polyvision Webster и Walk-and-Talk, выпускающей две серии таких досок: TS/TSL и WT/WTL. Интерактивные доски этих серий отличает высокая точность (8000 х 8000 точек) и высокая скорость отображения действий, выполняемых маркером или пальцем. Русифицированное ПО совместимо с ПК, работающими под различными версиями Microsoft Windows, и с ПК Apple Macintosh. Писать на электронных интерактивных досках можно обычными маркерами с сухим стирателем. Пальцы работают в качестве компьютерной мыши.
Важной характеристикой досок TSL и WTL является реализованная в них функция автоматической калибровки LightningT. Если в процессе работы (или во время перерыва) доску случайно заденут, то достаточно просто нажать кнопку на пульте и калибровка будет проведена автоматически. Преподаватель может не прерываться на выполнение этого действия.
Отличительной особенностью электронных интерактивных досок серии WT/WTL является наличие пульта дистанционного управления Walk-and-Talk. Благодаря включению всех необходимых функций управления доской в удобный и компактный пульт ДУ, преподаватель может не только объяснять материал, стоя у доски, но и свободно передвигаться по всему классу, помогая по необходимости индивидуально кому-то из учащихся и не теряя при этом возможности управления электронной доской.
В настоящее время эти электронные интерактивные доски позиционируются для небольших корпоративных учебных аудиторий, а также для начальных классов и коррекционных школ.
Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры. К достоинствам этой технологии следует отнести возможность создания твердой и прочной поверхности. К недостаткам – работу под воздействием электромагнитного излучения и необходимость использования специального маркера.
Электромагнитная технология реализована в электромагнитных досках компании Sahara. Модель Sahara Communicator 77 специально разработана для использования в аудиториях институтов и в классах общеобразовательных школ. Роль компьютерной мыши выполняет специальный мультимедийный маркер. Использование электромагнитной технологии позволяет работать с досками с высокой точностью (1000 линий на дюйм) и с высокой скоростью.
Электромагнитные доски Sahara Communicator 77 отличаются уникальным антибликовым, матовым, светло-серым покрытием, которое повышает контрастность изображения и снижает утомляемость глаз при длительной работе, что делает их идеальными для использования в школах. Защитный слой предохраняет электронную интерактивную доску от царапин и повреждений и гарантирует надежную работу на протяжении долгого времени. Даже частичное повреждение активной поверхности не нарушит работоспособность доски.
Ультразвуковая и инфракрасная технологии основаны на фиксации разности распространения звуковых и световых волн.
Интерактивная электронная доска на основе инфракрасной технологии (технологии инфракрасного сканирования) представляет собой большой интерактивный дисплей, на котором можно работать как специальным стилусом, так и просто пальцем. Инфракрасные датчики выступают в качестве приемника и передатчика сигнала, в результате чего на поверхности интерактивной доски образуется невидимая горизонтально-вертикальная сетка. При прикосновении электронным стилусом или любым другим предметом к поверхности такой доски инфракрасный луч из LED-источника блокируется, и приемник не получает сигнал. Таким образом, определяются координаты точки и передаются на компьютер для дальнейшей обработки.
Интерактивная доска на основе ультразвуковой технологии комплектуется парными ультразвуковыми передатчиками и приемниками сигнала. При касании стилусом или пальцем поверхности электронной доски ультразвуковые волны подавляются, и происходит фиксация положения маркера.
Чаще всего эти две технологии комбинируются, и для определения положения маркера используются и инфракрасные, и ультразвуковые датчики. Недостаток этих технологий состоит в том, что датчики могут реагировать на постороннее излучение. Иногда вместо датчиков используются инфракрасные лазеры, считывающие с высокой точностью текущее положение маркера.
Ультразвуковая технология реализована в интерактивных электронных досках Panasonic Elite Panaboard. Несмотря на возможность сенсорного управления легким прикосновением пальца, пластиковое покрытие поверхности интерактивной доски Elite Panaboard UB-T880W очень прочное, устойчивое к царапинам и другим повреждениям, надежное и долговечное. Для одновременной работы нескольких пользователей на доске не обязательно использовать специальные маркеры – интерактивная доска UB-T880W распознает несколько касаний пальцем одновременно. Более того, при работе с сенсорной интерактивной доской Elite Panaboard UB-T880W можно использовать специальные комбинации касаний для управления изображением на экране.
Преимущества работы с интерактивными досками
- Совместима с программами для всех лет обучения
- Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
- Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
- Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
Преимущества для преподавателей
- Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсовПозволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
- Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
- Удобна при работе в большой аудитории
- Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
Преимущества для учащихся
- Делает занятия интересными и развивает мотивацию
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
- Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
- Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
- Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
- Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями
Факторы эффективного использования
- Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта
- Использование доски не только преподавателями, но и учащимися
- Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию
- Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия
- Обмен идеями и ресурсами между преподавателями
- Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской
- Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы
Дополнительное оборудование для работы с интерактивной доской
Для более эффективной работы с интерактивной доской используется следующее дополнительное оборудование:
- Проектор – проецирует изображение с экрана компьютера на электронную доску. Наиболее эффективны и удобны короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, монтирующиеся с помощью настенного крепления над интерактивной доской.
- Рельсовая система – позволяет установить электронную доску поверх традиционной, что дает возможность получить дополнительную рабочую поверхность.
- Мобильная стойка – обеспечивает мобильность интерактивной электронной и облегчает ее перемещение. Кроме того, большинство мобильных стоек позволяют регулировать высоту доски.
- Принтер – дает возможность делать копии примечаний и материалов, отображаемых на электронной доске.
- Интерактивный планшет – предназначен для удаленного управления материалами, выводимыми на электронную доску.
- Система интерактивного опроса – позволяет студентам отвечать на тестовые вопросы, отображенные на электронной доске и принимать участие в опросах и голосованиях.
- Документ-камера – дает возможность демонстрировать на интерактивной доске печатные учебные материалы, проводимые опыты, трехмерные объекты.
Как выбрать интерактивную доску
Поскольку ассортимент таких панелей стремительно расширяется, мы не только предложили топ-8 лучших товаров, но и обозначили важные критерии выбора – вид доски, технология сенсора, диагональ, программное обеспечение и функциональность. Пройдемся по каждой характеристике интерактивной доски подробнее.
Диагональ экрана
Чем больше размеры монитора, тем шире функциональные возможности, ярче и четче изображение. Целесообразно выбирать большую диагональ, если пользователей будет несколько, а аудитория/кабинет просторным. 50 дюймов хватит на 2-5 пользователей (офис), 60-90 на 10-25 зрителей (например, детский сад, начальная школа), свыше этого – 91-105 дюймов (аудитория ВУЗа).
Функциональность
Функциональность определяется всеми вышеуказанными показателями. Модели чаще всего базируются на электромагнитных технологиях. Самые современные распознают даже прикосновения пальцами, не говоря уже о маркере или стилусе. За это отвечают специальные датчики, а инфракрасные и вовсе вычисляют абсолютно любые предметы, которые пользователь поднесет к экрану.
Программное обеспечение
Предварительно установленных технических особенностей от производителя мало для полноценной работы. Функциональность зависит от используемого программного обеспечения. Например, если это интерактивная доска для начальной школы, ПО должно содержать стандартный набор инструментов – линейку, транспортир, циркуль и др.
Технология сенсора
Интерактивность – это считывание пальца или стилуса. Для этого предусмотрен сенсор, который может быть нескольких типов:
- электромагнитный – место касания предметом фиксируется точно, мгновенно, такие модели обычно защищены антивандальным покрытием, но восприимчивы к помехам, поэтому требуют использование только стилуса;
- резистивный – местоположение инструмента определяется путем физического нажатия, задействовать можно также пальцы рук, разве что вероятна небольшая задержка реакции;
- инфракрасный – тут есть все достоинства резистивного типа, а также устойчивость полотна к повреждениям, но стоить оборудование будет дороже, при этом наблюдается чувствительность к помехам;
- оптический – определять инструментарий, касания будут миниатюрные цифровые камеры (2 или 4 шт.), важно, чтобы предметы были непрозрачными, а точность при этом не всегда идеальная.
Премиальный сегмент профессиональных аппаратов предлагает лазерные, микроточечные сенсоры, но они пока еще редкие и очень дорогие.
Виды интерактивных досок
Классификаций панелей много, но начинать нужно с рассмотрения 2 видов:
- активная доска – подключается к источнику питания, ПК с помощью провода, она оснащена датчиками определения стилуса (он может быть и активным, и пассивным);
- пассивная – здесь не предусмотрено датчиков, системами распознавания оснащен стилус, причем функционирование возможно без подключения к розетке, компьютеру.
Первый вариант чаще всего встречается, он дешевле и доступнее. Второй удобен в силу своей мобильности и независимости от месторасположения розеток, но стоит дороже.
Виды интерактивных досок
По типу расположения проектора по отношению к поверхности доски интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции.
При работе с интерактивными досками прямой проекции проектор устанавливается перед электронной доской. Чтобы тени, блики и световые пятна не искажали и не перекрывали изображение, с такими досками рекомендуется использовать короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, которые могут располагаться в непосредственной близости от доски. Наиболее удобной является установка проектора с помощью настенного крепления. При такой установке луч проектора не слепит пользователя, работающего с проецируемыми изображениями, а сам пользователь не может стать помехой на пути луча.
Для работы с интерактивной доской обратной проекции проектор располагают позади доски, так что появление тени от пользователя на проецируемом изображении исключается, а свет от проектора не мешает при работе с изображением. Недостатком таких систем является их громоздкость, большая цена и неудобство монтажа. Систему с электронной доской обратной проекции невозможно закрепить на стене, как систему с интерактивной доской прямой проекции.
Для чего нужна интерактивная доска?
Применение интерактивной доски в школе поможет изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей
Применение необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
2. Активное вовлечение учащихся
Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет работы с интерактивной доской.
3. Улучшение темпа и течения занятия
Применение интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.
Презентации, демонстрации и создание моделей
Интерактивная доска на уроке – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Преподаватели могут применять доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Активное участие
Исследования показали, что интерактивные доски в школе, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.
Правильная работа с интерактивной доской на уроке может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.
Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.
Улучшение темпа и течения занятия
Работа с интерактивными досками на уроке в школе предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране с помощью инструмента Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
Образовательные проекты школы № 627
Также в школе реализуют образовательные проекты:
— медицинские классы, где учится 261 человек. Партнёры — МГМУ имени И.М. Сеченова, 3-я стоматологическая клиника. Закуплена 61 единица оборудования, включая мобильные цифровые лаборатории, наборы для проведения ДНК-исследований, роботы-тренажёры с режимом работы состояния клинической смерти и другое.
1 сентября 2017 года в школе планируют открыть кадетские классы.
Вершиной в развитии досок стали электронные интерактивные доски. Такие доски выглядят как обычные маркерные доски, но все, что пишется на электронной интерактивной доске, мгновенно появляется на персонального компьютера.
Написанная информация хранится в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи и рисунки на электронной интерактивной доске могут оформляться цветными маркерами, и при наличии цветного принтера, копии тоже будут цветными. Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия.
Основное достоинство электронных интерактивных досок – возможность анимации: просмотра сделанных рисунков, записи лекции в реальном времени. Электронные интерактивные доски – великолепное средство для мозгового штурма. Все записанные на интерактивной электронной доске в ходе обсуждения идеи надежно хранятся в компьютере и могут быть последовательно восстановлены.
Программное обеспечение, поставляемое вместе с электронными интерактивными досками, позволяет значительно расширить географию аудитории, проводя семинары одновременно в нескольких городах страны. Слушатели таких семинаров читать информацию со своих мониторов или проецировать на большой экран для коллективного обсуждения.
Электронная интерактивная доска – огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры.
Новейшая революционная разработка компании PolyVision – интерактивная доска eno. Это первая в мире доска, которая не требует подключения и поэтому не требует проводов.
Новинка впервые была представлена на выставке BETT-2009 в Лондоне в январе 2009 года. Это первая интерактивная доска, которая может использоваться как обычная белая маркерная доска с магнитной поверхностью: на ней можно писать разноцветными фломастерами, стирать, прикреплять магнитами наглядные материалы, а при необходимости превращать в большой интерактивный экран.
PolyVision eno – уникальная интерактивная доска нового поколения: работает без проводов! В отличие от других электронных досок для полноценной работы интерактивной доски eno не нужны НИКАКИЕ провода. При размещении доски не надо строго учитывать расположение электрических розеток и прокладывать кабели через весь класс – установка доски не займет более получаса. Отсутствие кабелей в помещении экономит денежные вложения в дорогостоящие работы по проводке и обеспечивает полную свободу перемещения по кабинету преподавателю и учащимся. Инновация, не имеющая аналогов в мире, разработана с учетом 50-летнего опыта работы PolyVision в сфере образования. Около 70% белых маркерных досок, используемых в учебных заведениях Франции и Бельгии, – это доски PolyVision.
Чтобы начать использовать доску eno в интерактивном режиме, не требуется специальная подготовка учителя и учащихся. Уникальный дизайн eno позволяет учителю легко и быстро перейти от классических учебных приемов к интерактивным занятиям, удачно комбинируя разнообразные методы обучения. Интерактивная доска eno совместима с любыми программами, традиционно используемыми в образовательном процессе.
Появившаяся в 2009 году интерактивная доска PolyVision eno буквально совершила революцию в понимании возможностей интерактивных досок. Eno – это прочтенное справа налево английское слово ‘one’, означающее “один”, “одна”, и она одна действительно способна заменить все существующие модели классных досок! Весь секрет eno – это пассивная доска. Доска, лишь снабженная координатной сеткой (практически невидимой невооруженным глазом) для корректной работы электронного стилуса – ведь именно стилус является активным элементом, ответственным за интерактивные возможности доски. А раз так – доска eno с фирменной антивандальной поверхностью позволяет создавать любые комбинации досок с разными рабочими поверхностями и находить оптимальное сочетание для любых классов. Вы можете выбрать доску eno flex dynamic – с дополнительными рабочими поверхностями (меловыми или маркерными) на рельсовой системе. А можете предпочеcть eno flex triple – интерактивную доску eno с закрывающимися створками – также для двустороннего письма на меловых или маркерных поверхностях. Удобен и наиболее простой вариант комбинации eno flex – дополнительные стационарные поверхности с центральной интерактивной рабочей поверхностью. Эти модели eno flex позволят вам сделать всего одну покупку и инсталляцию (без проводов и подключения!) для полного оснащения учебного кабинета всеми необходимыми для преподавания досками
Электронные интерактивные доски с подключением – использование информационных технологий в образовании
Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и “потрогает”, т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.
Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали электронные интерактивные доски. Интерактивные доски выглядят как обычные маркерные доски, но все, что пишется на интерактивной доске, мгновенно появляется на экране персонального компьютера. Компания “ДеЛайт 2000” первая в России обратила внимание на возможности интерактивных досок и начала их поставки на российский рынок еще в прошлом веке, а точнее в 1996г. Это сразу было отмечено в компьютерной прессе: в газете PC Week/RE (08.10.1996) появилась статья М. Гуткина “Доска как доска, но с компьютером”, в которой были отмечены основные достоинства электронных досок – возможность редактирования написанной на доске информации и сохранение результатов в компьютере для последующего копирования и/или рассылки по электронной почте. Особо в этой статье была отмечена такая реализованная в программном обеспечении возможность, как “проигрывание”, т.е. последовательное воспроизведение на компьютере всего написанного на доске материала, причем такое воспроизведение можно было выполнять как в прямом, так и в обратном порядке.
Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Учителя математики хорошо знают, сколько времени приходится тратить, чтобы начертить мелом на доске обычное геометрическое построение, особенно, если это делает не учитель, а ученик (о пыли уже не говорим).
А с помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, это требует нескольких секунд: в качестве фона задаем клетчатую поверхность (как в тетрадке), затем выбираем нужную фигуру и двумя-тремя прикосновениями маркера к доске рисуем прямую линию, круг или треугольник. При необходимости, изменяем размеры фигуры, поворачиваем ее или переносим на другой участок интерактивной доски. Если случайно была сделана ошибка, то простым прикосновением маркера стираем неправильную часть и рисуем заново. Ученик также более уверенно чувствует себя у интерактивной доски, потому что не боится сделать ошибку при выполнении чертежа. Более того, ему это просто интересно. Вместо “скучного” мела на доске можно рисовать (чертить) цветными “чернилами”. Следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
На уроке географии в качестве фона можно вызвать карту любой страны с названиями населенных пунктов (обычная карта) или без названий (контурная карта). Прикосновением к любой области можно задать ее увеличение для более детального рассмотрения. Более того, поскольку на самом деле работает комплект – доска, проектор, компьютер, – то учитель, не отходя от интерактивной доски, может выйти в Интернет и через сеть запросить и отобразить нужную информацию.
Важным свойством электронной интерактивной доски при подготовке урока является возможность размещать материал на нескольких страницах. Специализированное ПО, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро составить план урока, подобрать и правильно расположить нужный материал. При этом преподаватель может использовать входящие в комплект поставки различные фоны и богатую библиотеку клип-артов. Когда учитель готовит урок, ему не обязательно использовать интерактивную доску. Достаточно иметь на ПК то же самое ПО, что и для интерактивной доски. Заранее подбираются нужные материалы и размещаются на нескольких (сколько нужно) страницах. Потом, во время урока, вместо того, чтобы, стоя спиной к классу, тратить драгоценное время на стирание одного материала с доски и написание другого, учитель одним щелчком переключается на следующую страницу. Это, кроме всего прочего, позволяет учителю постоянно контролировать ситуацию в классе. Включенные в состав ПО различные спецэффекты (например, Зум, Фонарик, Шторка) позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока, что также способствует пониманию и усвоению материала. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа по решению примеров), то Шторкой, можно закрыть с нужной степенью прозрачности часть интерактивной доски. Шторку учитель открывает в конце, чтобы ученики могли проверить правильность своих решений.
Еще одним важным свойством электронной интерактивной доски является упоминавшаяся выше мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е использовать электронную интерактивную доску как экран. Для урока биологии можно подключить к ПК цифровой микроскоп и на полном экране показывать, например, строение клетки. Это намного эффективнее по сравнению с использованием школьного ПК, размеры экрана которого обычно не превышают 19″. Можно также скачивать из Интернета и показывать на большом экране опыты по физике или химии, воспроизведение которых в школьных условиях невозможно. При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.
Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования. Более того, материалы уроков (лекций) можно использовать для дистанционного обучения, что позволяет привлекать к проведению занятий самых высококвалифицированных преподавателей и рассылать проведенные ими уроки слушателям, находящихся в разных городах и даже странах.
Многие электронные интерактивные доски имеют так называемое антивандальное покрытие, устойчивое к механическим повреждениям. Доску с таким покрытием можно мыть обычными моющими средствами.
Рассмотрим теперь, какие технологии используются в активных электронных интерактивных досках, т.е. досках с подключением.
Возможности интерактивной доски
Все, что пишется на электронной интерактивной доске, мгновенно появляется на экране персонального компьютера. Текст заметок может вводиться как через виртуальную клавиатуру, так и просто может быть написан от руки. Возможности интерактивных досок зачастую зависят от программного обеспечения, которое на них установлено.
Достоинство электронных интерактивных досок – возможность анимации: просмотр сделанных рисунков, запись лекций в реальном времени. Интерактивная доска – это великолепное средство для мозгового штурма. Все записанные на ней в ходе обсуждения идеи надежно хранятся в компьютере и могут быть последовательно восстановлены.
Используя специализированные программы можно расширить географию аудитории и проводить обучающие семинары одновременно в нескольких городах страны, используя онлайн-передачу данных. Слушатели таких семинаров могут читать информацию со своих мониторов или проецировать ее на большой экран для коллективного обсуждения.
Интерактивные доски для школы позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры. Уроки, проводимые с использованием интерактивных досок, становятся интереснее и насыщеннее, повышается уровень усвоения материала.
Специальный планшет даст возможность учителю сохранить мобильность во время проведения урока и более плотно взаимодействовать с классом, управляя уроком на расстоянии. Специализированное программное обеспечение предоставляет учителям широкий набор инструментов и шаблонов для создания интерактивных уроков. Все это делает интерактивные доски все более востребованными в школах.
В настоящее время существует множество видов интерактивных электронных досок разных производителей, созданных на основе различных технологий. Не всегда есть возможность тщательно изучать все описания интерактивных досок, представленных на российском рынке. Эта статья поможет разобраться в богатом ассортименте, оценить возможности интерактивных досок разных производителей и сделать правильный выбор.
Участники нового проекта
В эти школы поставили 322 интерактивные панели, 718 ноутбуков и планшетов, оборудовали в зданиях учебных заведений 808 точек доступа к беспроводной сети Wi-Fi.