В ходе опроса 26% респондентов заявили, что не догадываются, в чем смысл этого занятия. Еще 6% вообще само слово «блогер» услышали только в ходе этого опроса. Каждый четвертый, если и знает о существовании блогосферы, то слабо себе представляет, зачем она нужна.
Но большинство граждан (61%), как показал опрос, предпочитают получать информацию из традиционных СМИ. И почти половина респондентов считают, что главная цель блогера — банально привлечь к себе внимание. Может, это и так, но видеоблоги способны приносить их авторам немалый доход.
Чтобы стать знаменитым блогером, совсем не обязательно быть знаменитостью. Если вы необычный, вас будут смотреть. Глеб Корнилов с супругой в прошлом году решили сделать блогером своего пса — Чубакку. Теперь мопс стал звездой Интернета. За жизнью Чубакки следят сотни тысяч пользователей. Но хозяин уверят, что на друге он не зарабатывает, а помогает бездомным собакам.
А ведь заработать можно немало. Самые успешные блогеры давно стали миллионерами.
Подробности — в репортаже «Итогов дня».
Родители и учителя выражают недовольство из-за наличия платных функций в мобильных приложениях электронного дневника школьников «Дневник.ру» (созданном для всех россиян) и «Школьный портал» (для жителей Подмосковья).
«Ридус» изучил негативные отзывы и решил разобраться, почему за то, чтобы быстро узнать оценки своих детей или домашнюю работу, теперь надо платить деньги.
«Все, связанное с образованием, должно быть бесплатно»
Первым на приложение «Школьный портал» пожаловался пользователь «Пикабу» . Он рассказал, что последние два года в школе его детей внедряли «Электронный журнал», в котором можно было приобрести малозначительные платные услуги — например, за деньги отключить рекламу или подключить СМС-уведомления. Но неделю назад на родительском собрании объявили, что это приложение заменит «Школьный портал», привязанный к сайту госуслуг. Приложение предлагает купить платную PRO-версию для того, чтобы:
- узнать, за какие именно предметы ребенок получил оценки;
- узнать домашние задания.
Автор поста написал, что PRO-версию можно купить на весь год за 899 рублей или же на один месяц за 149 рублей. Также есть возможность протестировать ее один месяц бесплатно.
Пользователь уточнил, что все оценки по предметам и домашняя работа платные только в приложении — в веб-версии можно смотреть бесплатно. Однако, по словам родителя, в век мобилизации интернета это очень неудобно и, к тому же, из-за шрифта приходится смотреть «с лупой».
Своим возмущением приложением поделилась и жительница Подмосковья Даша Балаян.
Балаян отметила также, что ситуациях осложняется тем, что в школе отменили обычные бумажные дневники.
Пользователи выражают недовольство и приложением «Дневник.ру». Житель Архангельска Александр Чулков, отец семиклассницы, рассказал «Ридусу», почему его возмутило создание электронного дневника с пакетом платных услуг.
Дело в том, что это так называемое «Окно Овертона», которое начинает медленно открываться. То есть, если в дневнике есть какие-то платные услуги, то есть вероятность, что и основные услуги в какой-то момент времени могут стать тоже платными. Я считаю, что все, что связано с образованием ребенка, должно быть бесплатно, — поделился он.
Отец школьницы также раскритиковал слова главы «Роснано» Анатолия Чубайса, который предложил ограничить бесплатное образование тремя классами, чтобы «определенные круги не питали ложные надежды» и не могли «что-то от государства бесплатно хапнуть».
Если мы сейчас введем «элитное образование», где у нас будет элитная прослойка, которая, в принципе, уже существует, то мы получим еще один 1917 год, еще одно потрясение для страны, — подытожил Александр Чулков.
Как оказалось, платными функциями недовольны и учителя.
Я педагог по образованию, есть много знакомых учителей, вот через них попросили подписать петицию. Я изучила вопрос и поняла, что согласна с тем, что это абсолютно неправильно — брать деньги за то, чтобы узнать оценки и домашнее задание. Подписала заранее, чтобы мой ребенок, когда пойдет в школу, с таким не столкнулся, — рассказала «Ридусу» жительница Севастополя Екатерина Юрлова.
Петиция опубликована на сайте change.org — автор требует отказаться от использования платного электронного журнала в школе.
Просто так, ни с чего, взять и сделать бизнес на том, что всегда было бесплатно, создать искусственную проблему и предложить ее решение за деньги — это, конечно, надо быть гениальным бизнесменом. Требуем вернуться к старому доброму бумажному дневнику!!! — сказано в тексте петиции, которую подписали более 770 тысяч человек.
«Мы не получаем финансирования от государства»
«Ридус» обратился за комментарием в компанию «Дневник.ру», разработавшую приложения. В пресс-службе организации отметили, что пользоваться web-версией цифровой образовательной программы «Дневник.ру», которая внедряется по всех России, учителя, ученики и родители могут абсолютно бесплатно. Как сказано в сообщении, на сайте есть вся необходимая информация о школьном процессе — оценки, расписание, домашние задания, возможности для общения и дистанционного обучения.
Также компанией разработано мобильное приложение «Дневник.ру» для учеников и родителей. Оно имеет две версии: базовую и PRO. Базовая версия также бесплатна и дополняет информацию на сайте. В ней можно следить за расписанием и прогрессом выполнения домашних заданий, получать напоминания о важных работах и мгновенные уведомления о новых оценках и объявлениях школы, а также узнавать о местоположении ребенка. PRO-версия приложения позволяет полностью перенести электронный дневник в свой мобильный телефон, не обращаясь к сайту. В ней всегда под рукой подробная информация об успеваемости за любой учебный период, предмет и тип работы, среднем балле и его изменениях по неделям, отчеты, в которых можно посмотреть свой прогресс по разным дисциплинам, сгруппированным по областям наук, и, конечно, домашние задания. Доступна также информация о местоположении ребенка. Кроме того, мы учли одно из самых популярных пожеланий пользователей и предусмотрели распространение одной подписки на всю семью и все мобильные устройства. То есть, даже если дети учатся в разных школах, а члены семьи имеют разные телефоны (и на iOS, и на Android), одна подписка будет распространяться на всех, — говорится, в частности, в сообщении.
Пресс-служба компании «Дневник.ру» уточнила, что платформа «Школьный портал Московской области» была создана специально для жителей Подмосковья в рамках заключенного между Правительством области и «Ростелекомом» инвестиционного договора на базе продуктов компании.
У этой системы также есть мобильное приложение «Школьный портал» для учеников и родителей с аналогичными условиями функционирования, — отмечается в материале.
Как уточняется, все платные дополнительные услуги являются необязательными и подключаются на усмотрение родителей.
Мы предоставляем регионам вышеупомянутые платформы бесплатно, в свою очередь, получаем право возвращать собственные вложения в разработку, внедрение, сопровождение работы этих систем и их развитие. Для этого компания и разрабатывает дополнительные коммерческие сервисы, такие как, например, PRO-версия мобильного приложения.
Помимо этого, в сообщении пресс-службы компании также сказано, что другие системы, существующие на рынке, «как правило, разрабатываются за счет средств бюджета и обходятся налогоплательщикам во множество миллиардов рублей ежегодно».
Мы не получаем от государства никакого финансирования за внедрение систем «Дневник.ру» и «Школьный портал». В линейке компании «Дневник.ру» есть еще семь других информационных систем. Они имеют совершенно иную функциональность и задачи, поэтому реализуются на других условиях. Эти системы нацелены на госзаказчиков (а не на родителей, учеников и учителей) и помогают решать инфраструктурные задачи информатизации образовательного сектора региона, такие как электронная очередь и система зачисления в детские сады, система мониторнига ключевых показателей образования, система учета движения контингента обучающихся и другие.
Пресс-служба «Дневник.ру» также ответила и на вопрос «Ридуса» о том, почему в рекламе, как пишут СМИ, говорилось, что электронный дневник будет бесплатным.
Мобильное приложение для учеников и родителей — это отдельный дополнительный сервис, PRO-версия которого оформляется на платной основе. Web-версия системы всегда была, есть и будет бесплатна для пользователей — об этом и говорится в наших материалах, — заключила пресс-служба.
Электронный дневник
Последнее время по телевидению периодически начали показывать о том, как в школах внедряются электронные дневники по всему миру. Оценки рассылаются родителям через смски или электронной почте. Также рассылается информация о посещаемости, прогулах, собраниях, различных мероприятиях и так далее. Для создания такого электронного дневника не требуется много программ. Можно вообще без программ обойтись. Одной электронной почтой. Но тогда платить не будут. Лучше взять какую-нибудь готовую программу. В ней и удобнее будет. Можно найти бесплатные, а можно поработать с фирмами по продаже таких программ. Они и поддержку обеспечат.
Далее идем по школам. Объясняем директорам как это модно и современно и устанавливаем программу. Далее учителя периодически заполняют программу оценками, и другими данными и рассылают родителям. Плата скорее всего ляжет на родителей. Но их много, и поэтому если с каждого родителя брать в месяц по 50 рублей, то для школы с 500 учениками в месяц получится 25 000 рублей. В работу можно взять несколько школ. Самое сложное в этом деле – заинтересовать учителей и директора. Можно им предложить небольшое вознаграждение. Например, директору ежемесячно выплачивать 20 процентов от сборов на нужды школы.
АдминистраторСообщения: 9546Откуда: Россия
Klosh » более года назад
В нашем городе подобные дневники в школах уже существуют. Причём совершенно бесплатно. У каждого школьника имеется свой аккаунт, где родители могут посмотреть на его оценки и объявления от учителей.
Mod21 » более года назад
Klosh писал(а):В нашем городе подобные дневники в школах уже существуют. Причём совершенно бесплатно. У каждого школьника имеется свой аккаунт, где родители могут посмотреть на его оценки и объявления от учителей.
из бесплатного можно всегда платное сделать))
УчастникСообщения: 93Откуда: Сибирский федеральный округ
Интересно, каким образом? Если только есть влиятельный “друг” в ОблОНО.
Klosh писал(а):Интересно, каким образом? Если только есть влиятельный “друг” в ОблОНО.
Сказать тестовый период закончился (а люди то привыкли), вводится плата 30 рублей в месяц (по сути копейки, за услугу к которой привыкли).
my-nk » более года назад
В моем городе тоже немного рекламировали этот дневник. Кажется искали региональных представителей.
Скоро школы платными сделают, тогда эта услуга уже будет включена в стоимость обучения)
Сталкер » более года назад
Есть сервисы в интернете, где это все можно вести бесплатно. И никому ничего не нужно платить.Я над этим когда то думал.
Сталкер писал(а):Есть сервисы в интернете, где это все можно вести бесплатно. И никому ничего не нужно платить.Я над этим когда то думал.
Нет ничего бесплатно) за все кто-то платит, чаще всего посетитель просматривая рекламу.Да и сервис специфический, невыгодно ему быть бесплатным.
xamurapi » более года назад
А % у дилера какой ?
rezident2009 » более года назад
Как раз в апреле я и писал про такую бизнес идею на своем блоге. Читатели давно в курсе как заработать.
В Вашем блоге текст идеи больше похож на рекламу 1dnevnik точка ru.Посмотрел их условия. Самые пожалуй выгодные – это покупка франшизы от 50 тысяч рублей. Тогда абонентская плата делится пополам а вся стоиомсть подключения диллеру. Второй вариант – покупка презентационного пакета за 15 тысяч рублей. Тогда диллер получает только 30 % от подключения школы.
Sylph » более года назад
Проще уже один раз заплатить программисту и создать свое собственное программное обеспечение. Взять его под свой контроль и никому не платить деньги. Более того, перед составлением технического задания на создание такой программы, можно сразу учесть недостатки существующие в аналогах. Думаю для этого не нужно будет даже тестировать их, просто почитать на различных форумах отзывы о использовании. Например мои племянники подключены к данной услуге, но она действительно присылает только оценки и объявления от классного руководителя. А между тем, знаете сколько детей говорят своим родителям фразу: “нам по физике ничего на завтра не задавали” или “физкультуру отменили поэтому я раньше и пришел”. Вот например этот факт можно учесть в новой разработке, чтобы родители знали полную информацию о процессе обучения.
Это цитата сообщения ВсякоеРазное Оригинальное сообщение
КАК ЗАРАБОТАТЬ НА СВОЁМ ДНЕВНИКЕ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ! Подробная инструкция!
Некоторые умники сразу заорут: “Развод!” Нет !!!Просто работа. Я так зарабатываю.
4. Нажать на кнопочку “отправить заявку”. (писать пост пока не надо!)
Обычно, на рассмотрение заявки уходит от нескольких часов, до нескольких дней. Здесь нужно указать цену. Я обычно оставляю рекомендованную, хотя можно её и повысить, если она кажется слишком маленькой.
5. Рекламодатель или соглашается, или предлагает изменить цену, или отказывается (редко). Это нужно смотреть в закладке “заявки”.
Если соглашается – то вперёд к пункту 6! Если предлагает изменить цену (в меньшую сторону, конечно))), то решаете, устраивает ли она вас – тогда жмёте “согласиться” или “отказаться”. Если отказывается – то отправляйте заявку другому 🙂 ну его нах!
6. Напишите пост в дневник, удовлетворяющий требованием, отправьте ссылку на пост. И ждите оплаты))
Ссылку на пост нужно вводить в “подробностях” рекламодателя. Оплата обычно поступает в течении двух дней (не считая выходных). Если не приходит – пишете в службу поддержки и они разбираются с этим вопросом.
7. Когда наберутся 5$ – вы сможете перевести их на web-money или яндекс-деньги!
Если кошелька нет – со временем его совсем не сложно завести. Регистрируетесь на www.webmoney.ru, и делаете всё по действиям. Это – всемирная денежная сеть. С помощью её можно расплачиваться ГДЕ-УГОДНО в интернете (в т.ч. платить за инет), переводить на банковский счёт, или снимать наличкой в практически любом банке. Если инструкцию вебмани не осилите, заводите кошелек на яндексе (его автоматически дают, если у вас там есть почта). С яндекса тоже куда угодно можно, имхо даже проще чем с вебмани.
ГЛАВНОЕ: ПАРОЛЬ НЕ ЗАБЫВАТЬ!!! ФАЙЛ-КЛЮЧ НЕ ТЕРЯТЬ! Иначе будет большй писец.
Если будут вопросы – не стесняйтесь – спрашивайте в коментах, или в личке!
Как заработать на ведении персонального дневника?
Сегодня одним из самых популярных в рунете форматов сайтов являются блоги. Персональный виртуальный дневник в наши дни есть у каждого второго пользователя Сети. Кто-то ведёт его ради отдушины, делясь мыслями по поводу текущих событий, кто-то посвящает журнал определённой тематике. И те, и другие могут получать доход от своей площадки.
Доходность блога зависит от нескольких факторов. Разумеется, важнейшую роль в этом вопросе играет популярность ресурса. Но также немаловажно и качество площадки, которая используется для ведения дневника. К сожалению, большинство блогов, размещённых на бесплатных сервисах, монетизировать не получится. Даже для заработка в ЖЖ придётся завести платный аккаунт.
Наиболее распространённый способ монетизации блогов – это размещение постовых. Так называют ссылки, которые обычно размещаются после основного текста поста. Как правило, они сопровождаются околоссылочным текстом размером в одно-два предложения. Постовые ставятся на всё время существования блога и не могут быть удалены с его страниц.
Поиск рекламодателей, желающих разместить постовые, следует вести на тематических биржах. Наиболее известные из них: Rotapost, Блогун, Advert Control. Как правило, к участию в них допускаются площадки с минимальным значением ТИЦ. Впрочем, куда более важным параметром для монетизации блога можно назвать периодичность его обновления. Живой, пользующийся популярностью ресурс, в глазах рекламодателя выглядит более привлекательным, чем обновляющийся от случаю к случаю.
Впрочем, монетизировать блог можно не только лишь с помощью размещения постовых. В журналах с высокой посещаемостью также можно размещать статьи на коммерческой основе. Правда, для того, чтобы у рекламодателей возникло желание делать это, придётся немало потрудиться. В первую очередь, писать часто и интересно.
Не стоит сбрасывать со счетов и такую возможность получения дохода от блога, как участие в партнёрских CPA программах. Всегда можно делать обзоры музыкальных изданий, книг, бытовой техники и много чего ещё, размещая по окончании поста ссылку на место продажи рекламируемого изделия. Стоит отметить, что подобные материалы не должны быть ярко выраженного рекламного характера – обзоры лучше делать предельно нейтральными, рассматривая как положительные, так и отрицательные стороны предмета.
Уровень дохода от ведения блога находится в прямой зависимости от популярности и качества ресурса. Стоимость размещения постового колеблется от 30 до 500 рублей. Важно отметить, что в блоге помимо платных постов должны быть и естественные. В противном случае интерес рекламодателей к площадке будет низким и со временем сойдёт на нет.
Создатель портала «Дневник.ру» Гавриил Леви рассказывает, как внедрить IT-технологии в образование с выгодой для собственного кошелька
В последние годы высокие технологии и виртуализация все чаще касаются самых важных для человека моментов — воспитания детей, здоровья и образования. О последнем мы поговорили с основателем и генеральным директором школьной образовательной сети «Дневник.ру» Гавриилом Леви.
Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».
Максим Спиридонов: Почему ты, человек из бизнеса и IT, вдруг так серьезно занялся темой образования?
— Насколько сильно, с твоей точки зрения, различается образование по духу, по качеству в России и в Америке, в частности в том университете, в котором ты учился?
— Оно различается организацией самого процесса. Если в России, по крайней мере в то время, когда учился я, все было заточено на подготовку к конкретной сессии, то на Западе в университетах система гораздо ближе к школьной, где есть контрольные работы, промежуточные тесты, домашние задания, чуть ли не посещаемость на лекциях. Все это влияет на финальную оценку, а сама сессия, которых у нас было две (промежуточная и финальная), составляла 20-30% от финальной оценки. Мне кажется, это воспитывает гораздо более ответственное отношение к учебе, работе. Люди, которые смогли пройти такую подготовку, более успешно себя проявляют в бизнесе и реальных жизненных условиях.
— Окончив Колумбийский университет, ты планировал вернуться в Россию?
— Я не имел каких-то конкретных планов относительно того, где я буду жить, чем буду заниматься. Все получилось случайно. Один из однокурсников позвал меня в стартап, который создавали несколько его друзей, и я на эту, как тогда казалось, авантюру согласился, чтобы получить реальную практику, хотя у меня были и более умные с точки зрения карьеры варианты. Я мог пройти практику в банке или какой-нибудь большой компании на Уолл-стрит, но я выбрал стартап, потому что мне казалось, что работать с друзьями над тем, что тебе интересно, правильнее. В итоге, все это выросло в огромную транснациональную компанию с офисами по всему миру, сотнями сотрудников. Об этом решении я не жалею.
— Тем не менее ты в какой-то момент ушел из американской компании и занялся «Дневником.ру».
— Да, все верно. Мне хотелось заниматься чем-то более интересным, творческим, поэтому начал работать над собственным проектом.
— Что именно подтолкнуло тебя к созданию веб-проекта? Были ли какие-то предпосылки? Почему ты стал делать то, что мы сейчас можем назвать облачным сервисом?
— Я думаю, что за облачными сервисами будущее. В 2008 году облачных сервисов было не так много, и если мы говорим о школе и о ее IT-инфраструктуре, то одна из основных задач, которую «Дневник.ру» пытается решить, — это сделать эту инфраструктуру более эффективной и более дешевой. Облачный сервис экономит колоссальные средства на серверах, компьютерах, обрабатывающей мощности, которые в любом другом решении должны обеспечиваться либо школой, либо регионом. У нас же проект всю эту работу берет на себя.
— Что было первым в твоем решении о создании такого рода проекта? Денег, как я понимаю, пока что в этом немного, если они вообще есть.
— Основным мотиватором тогда было осознание того, что я сам как ученик, а в будущем как родитель, мечтал бы пользоваться таким сервисом. Мне кажется, что эта мотивация, если она является основополагающей, чаще будет приводить к успеху, чем мотивация первым делом заработать как можно больше денег. Изначально концепция была в сторону социального взаимодействия и общения, но при более тесном фидбеке и общении со школами выяснилось, что первоочередная задача, которая стоит сейчас, — это перевод тех бизнес-процессов, которые есть в школе, в электронный формат. В определенный момент мы решили делать меньший упор на социальный функционал и сконцентрироваться на электронном документообороте для школ.
— Вместо того чтобы делать социальную сеть для школ, вы стали делать интранет, CRM?
— Мы стали делать CRM для школ. В IT-образовании есть термин LMS — learning management system. Именно его мы в определенный момент стали делать большую часть времени.
— Вы к тому моменту уже построили прообраз социальной сети на базе «Дневника.ру»?
— Да, мы первые несколько школ запустили в чистую социальную сеть закрытого типа с регистрацией только для школ и с ограниченным функционалом для личного учета времени, дневников, домашних заданий без чего-то серьезного для школы.
— В каком году это было? Сразу после старта?
— Первую школу мы подключили в 2009 году. Уже к концу года мы запустили первые сервисы, которые ориентированы именно на директора, администратора, теперь мы запускаем сервисы, которые ориентированы на администрацию региона, на органы управления образованием. Фактически мы выстраиваем пирамиду управления, вплоть до Министерства образования регионов.
— Сейчас немного цифр и затем продолжим.
На сегодняшний день в компании «Дневник.ру» работает 120 человек, из них 89 сотрудников в Санкт-Петербурге и 31 сотрудник в регионах России. В зарубежных филиалах — в Украине, Польше, Израиле, Венгрии — работает 37 человек. В общей сложности проект обслуживают 35 серверов и две облачные площадки – Amazon и Azure. Число подключенных школ — 18 535, что составляет 82% реального рынка и 39% потенциального рынка. Средняя посещаемость сайта «Дневник.ру» — 265 000 человек в сутки. Среднее время нахождения на сайте — 8 минут. Оборот компании составляет несколько миллионов долларов в год, точные цифры не раскрываются. По масштабности и функционалу проект «Дневник.ру» в России конкурентов не имеет. В мире конкурентами являются проекты Moodle, Blackboard, Schoology, Edmodo.
— Кстати говоря, что имеется ввиду под реальным и потенциальным рынками?
— Среди всех школ, которые используют какую-то LMS или IT-систему обеспечения электронного документооборота, «Дневник.ру» занимает более 80%, 4 из 5 школ используют нашу платформу. Если брать все школы, которые ничего не используют на данный момент, то процент, конечно, ниже.
— На сегодня вы работаете только в России?
— Нет, мы работаем в России, на Украине, запускаем проекты в Венгрии, Польше, Израиле.
— У вас такая масштабная инфраструктура, такая длинная история работы, и, по моим данным, вы только в конце прошлого года должны были выйти на окупаемость. Откуда у вас деньги на все это?
— На первом этапе это были Friends, Family and Fools. В прошлом году мы привлекли $1,7 млн венчурного капитала, и сейчас мы находимся в процессе закрытия второго раунда, более крупного, как раз направленного на международное развитие в том числе.
— До этого все деньги — это твои деньги, деньги твоих друзей, семьи? Даже по скромным расчетам это несколько миллионов долларов.
— Сильно. Настолько велика твоя страсть к образованию, твое желание поставить образование в России на фундаментально-программную основу? Где корысть? Это вопрос, который сейчас задают себе пользователи. Неужели ты такой святой человек?
— Ты деньги со школ брать так и не собираешься?
— С детей, родителей и учителей деньги я брать не собираюсь. Возможен вариант, при котором регион будет покупать лицензию на наш продукт, но это только в том случае, если он не захочет использовать «Дневник.ру» по условно-бесплатной модели и не захочет использовать коммерческие сервисы, которые интегрированы в нашу платформу.
— Мог бы ты рассказать на простом уровне, как работает ваш сервис? Как проходит внедрение для каждой отдельной школы?
— Для школы это очень просто. Она заполняет заявку на сайте, мы проверяем реальность этой школы и правильность данных, и в течение 24 часов она может работать в проекте. Дальше она сама регистрирует пользователей, раздает им пригласительные коды и может спокойно переводить все свои процессы в онлайн-режим.
— Какие роли есть в функционале?
— Ученик, родитель, классный руководитель, учитель-предметник, администратор, модератор, директор и представитель органов управления образованием.
— Что конкретно там может происходить? Учет оценок, виртуальные родительские собрания или что?
— Есть три основных процесса, которые происходят в «Дневнике.ру». Первый процесс — это социальное взаимодействие, то есть форумы, обмен фотографиями, видео, сообщениями. Это все, что мы привыкли видеть в социальных сетях за исключением того, что мы очень жестко модерируем весь контент, который генерируется нашими пользователями, и сюда нет доступа у посторонних людей, доступ есть только у тех, кто авторизирован через школу.
— Нет никакого фронтенда? Нельзя зайти на парадную страницу школы и посмотреть на то, что она посчитает возможным открыть?
— У каждой школы есть парадная страница, где она может публиковать то, что посчитает нужным — новости, фотографии, какие-то открытые отчеты, но общаться с учениками, видеть их персональные данные никто со стороны никогда не сможет. Даже списка учеников он не увидит.
Второе направление — это электронный документооборот. Что сюда входит? Электронный журнал, электронный дневник, домашнее задание, расписание, генератор различных отчетов. Школа должна сдавать десятки отчетов, которые мы, если школа заполняет все в электронном виде, можем автоматизировать. Третье направление — дистанционное обучение и сервисы, которые призваны организовать обучение в дистанционном режиме. Это сервис видеоконференций, медиатека и электронная библиотека художественной литературы и различных пособий.
— Чуть-чуть углубимся в это. Учет оценок означает то, что все оценки, проставляемые ученикам, оказываются в этой системе и доступны родителям, да?
— Да. Каждый родитель может ознакомиться с успехами и достижениями только своего ребенка. Увидеть домашнее задание. Ребенок может загрузить свое виртуальное портфолио, родитель может обратиться к учителю или классному руководителю с вопросами. Учитель может сделать какую-то рассылку.
— Насколько активны в этом учителя и родители? Мне кажется, что очень тонкая тема — это внедрение и готовность в ежедневном режиме всем этим пользоваться.
— Начнем с учителей. Здесь все зависит от нормативной базы, которая есть в школе, и оснащения техникой. Если учителей обеспечить рабочим местом, переносным планшетным компьютером или нетбуком и отменить в школе бумажные форматы, чтобы не производить дублирование данных, то учителя с радостью будут этим пользоваться, потому что для них это колоссальная экономия времени и более эффективное распределение их обязанностей.
— Мне сложно представить, что школы активно на это решаются. Наверное, скорее исключение, чем правило отказ от бумажного журнала.
— Пока да, но к 2014 году все школы Российской Федерации должны полностью перейти на ведение электронного журнала.
— Это по какому-то закону?
— По распоряжению правительства. На это выделены деньги — на повышение зарплаты учителей, на оснащение техникой всех школ. Здесь ведется очень серьезная работа.
— На языке реалий это будет выглядеть так: вам нужно потерпеть полтора года, и в конце 2013 года жареный петух начнет клевать всех директоров школ, которые почему-то не подключились, они начнут метаться по рынку, и тут-то вы и придете.
— Надеюсь, до такого не дойдет. У всех руководителей, администрации заложен определенный KPI, которые связаны с тем, насколько их регион использует IT, в том числе в образовании. Мы уже имеем соглашения с 23 регионами, которые говорят о том, что поставщиком этих государственных услуг для регионов будет именно «Дневник.ру».
— Вы рассчитываете на массированный госзаказ?
— Так или иначе, все школы будут использовать какую-то LMS-систему. Мы рассчитываем, что большая часть этих школ будет использовать «Дневник.ру».
— Мог бы сказать, какие типовые проблемы встречаются при внедрении, кроме незнакомства с техникой и боязни ее?
— Это отсутствие техники, неподготовленность прежде всего моральная к использованию чего-то нового и нормативная подготовка, которой иногда не бывает, и в итоге получается, что бумажные форматы еще не отменили, а электронные уже хотят внедрять. Это три основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся. В остальном проблем никаких нет, только успешные кейсы.
— В моем представлении большинство работников образования — люди довольно старых взглядов, консервативных. Может быть, это и хорошо. Я очень зримо представляю себе разговор на педсовете, когда на предложение внедрить ваш проект или аналогичный проект, директор скептически говорит: «И что вы хотите отказаться от бумажных журналов? Потом все куда-нибудь исчезнет, и что?» После драматической паузы все говорят, что так нельзя.
— Средний возраст учителя — порядка 50 лет, но такие взгляды никак не связаны с какой-то их консервативностью. Они, скорее всего, связаны с нежеланием делать дополнительную работу, но после того, как мы объясняем, что для школы это полезно и для учителя это экономия времени, и если мы показываем, где именно это полезно, где экономия и повышение эффективности, то взгляды кардинально меняются.
— Значит ли это, что почти каждую школу приходится уговаривать и убеждать и для этого выделены специальные продавцы или менеджеры?
— На первом этапе было именно так. Мы работали с каждой школой индивидуально. Сейчас мы работаем с муниципальными органами управления образованием или с комитетами, министерствами образования, убеждаем их, чтобы они внедряли это решение централизованно. Чем больше школ в регионе используют такую систему, тем больше положительных эффектов.
— Им есть о чем отчитаться во внедрении IT в образовании?
— Да, это классический «win-win» для всех участников процесса.
— Мы разобрали две составляющие вашего проекта — социальная сеть (общение, обмен файлами) и электронный документооборот. Меня интересует дистанционное обучение. Там у вас видеоконференции или что-то в этом роде?
— Видеоконференции — это один из инструментов, который позволяет организовать процесс обучения. Есть и другие инструменты: медиахранилища различных файлов и библиотека, которая позволяет в электронном виде читать всю художественную литературу, которая изучается в школе. В принципе мы можем загружать туда любые тексты, также и школа может создавать собственную виртуальную библиотеку. Есть у нас и конструктор тестов, который позволяет проводить любые форматы тестов онлайн прямо в «Дневнике», начиная с ЕГЭ и заканчивая маленьким тестом контрольной работы по конкретному материалу.
— В идеальном варианте ученик может находиться как в школе, так и вне ее и продолжать оставаться в процессе обучения?
— Так и происходит. Когда зимой некоторые школы закрываются из-за морозов или карантина, то обучение продолжается в «Дневнике.ру».
— Это напомнило мне мои отпуска. Несколько лет назад они у меня закончились, потому что если ноутбук с собой, то я уже на работе. Учеников это настигло с раннего возраста.
— Мне кажется, это полезно, потому что это лучше подготовит их к университету и реальной жизни. Мы уже собираем статистику с тех первых школ, которые работали в «Дневнике» с самого начала, и у них положительная динамика. Повышается успеваемость, посещаемость, и в целом удовлетворение всех участников процесса от тех образовательных услуг, которые они получают. Мы даже не говорим о том, что есть побочные эффекты, которые может измерить только государство. Например, снижение детской преступности, снижение детского алкоголизма, наркомании и так далее, что происходит опосредованно.
— Понятно. Последний вопрос по функционалу. Как мы знаем, в России мало доверяют чему-то, не находящемуся в руках, не стоящему на сервере под столом у того же завуча или пресловутого учителя информатики. Многие сервисы имеют аналоги у тех же разработчиков в коробочной версии, которые можно поставить у себя. У вас это просят?
— Регионы просят разработать систему, при которой все персональные данные могли бы храниться на сервере в регионе, так как, по их мнению, это более безопасно, хотя на самом деле это не так. Тем не менее мы разрабатываем такую систему, и осенью мы планируем ее запустить в ряде регионов. Мы собираемся делать офлайн-клиент, который позволит пользователям работать в системе в офлайн-режиме при отсутствии интернета, но когда будет появляться интернет, данные будут синхронизироваться. Полностью хранить данные на сервере в школе, во-первых, нельзя, это не соответствует закону о персональных данных, а во-вторых, это неэффективно для самой школы.
— Ок. Будем двигаться дальше, поговорим о монетизации. Кроме того, что вам, видимо, будет платить государство посредством региональных образовательных структур, что-то еще будет?
— Я могу озвучить несколько направлений, которые мы сейчас планируем запустить. Первое направление — это интернет-магазин для школ и родителей, который будет отчислять часть прибыли самой школе. Эта система очень успешно используется на Западе. Все равно тебе как родителю или как ребенку-пользователю нужно покупать себе компьютер, телефон, ноутбук и так далее, почему бы не сделать это через интернет-магазин своей собственной школы и не помочь тем самым ей материально. Мы большие надежды возлагаем на это направление.
— Фактически это будут платформы партнерских программ каких-то больших магазинов?
— Естественно, мы на первом этапе не планируем делать свои склады. Это будут партнерские предложения от других магазинов, которые профессионально этим занимаются.
Второе направление — это электронная столовая и оповещение о входе-выходе ребенка из школы. Здесь решаются две задачи. Во-первых, мы убираем наличные деньги из школьного оборота, которые несут в себе ряд рисков — покупка алкоголя, сигарет и различного рода конфликтные ситуации с другими детьми, когда деньги могут быть изъяты более сильными детьми. Мы переводим все на карточки, по которым ребенок может оплачивать свой обед в столовой, покупать себе дополнительные продукты, заходить в школу и выходить из нее через систему турникетов. Те родители, которые захотят смс-оповещение о всех этих действиях, смогут их заказать через «Дневник.ру». Здесь мы видим и интерес со стороны школы, чтобы эти системы у них устанавливались, интерес со стороны партнеров — разработчиков систем и наш интерес также понятен.
Третье направление — это продажа контента, прежде всего образовательного. Мы хотим создать аналог AppStore, где каждому пользователю будет предложено выбрать в зависимости от его пристрастий и профиля тот или иной образовательный контент. Например, игры, обучающие видео, книги, учебники, пособия — все, что существует на рынке сегодня. За счет того, что все это будет очень тесно интегрировано с нашей системой дистанционного обучения и преподаватели смогут встраивать этот контент в план урока, эффективность от реализации контента будет гораздо выше.
— Мог бы построить какую-то футурологическую модель того, куда вы уже собираетесь двигаться, и того, куда вы, возможно, пойдете, для того чтобы представить всю инфраструктуру, которая в будущем будет построена в России на базе «Дневника.ру» или подобных сервисов? Как она будет выглядеть со всеми мобильными устройствами, включающимися в эту систему, иными сервисами и возможностями?
— Вы хотите взять в том числе и высшее образование, не только среднее?
— Мы хотим взять и высшее, и дошкольное образование, а также образование, которое не связано с реальными образовательными учреждениям в принципе, это будет онлайн-интернет-образование.
— Хорошо. Что касается географического расширения, вы выходите на рынки других стран. Аналогов в США не боитесь? Там наверняка есть сильные игроки.
— Мы никого не боимся. Мы считаем, что с технической точки зрения проект конкурентоспособен на самом высшем уровне, в том числе в сравнении с американскими аналогами, а во многом он их превосходит. Здесь стоит вопрос больше с точки зрения развития и дистрибьюторской сети, и инвестиций, чем вопрос технологий.
— Мне кажется, образование в любой стране продиктовано развитием представления об этом образовании, менталитетом людей, и оно очень по-разному представлено, оно потребует разных функционалов, автоматизации разных процессов.
— Абсолютно верно, поэтому для той же Америки нам пришлось кардинально перестраивать очень многие части сайта, в том числе и социальную часть, потому что некоторые вещи там оказались недопустимыми. Например, взаимодействие между учеником и учителем нам, скорее всего, придется либо брать в очень жесткие рамки, либо полностью отключать. Технологически основные проблемы были именно в образовательной части, потому что там абсолютно другая система классов, другая система оценивания, но мы ко всему этому готовы
— Как я понял, есть какой-то третий фактор, который ты хотел упомянуть.
— Третий фактор — это развитие других форматов. Например, сейчас мы запустили проект с мобильным приложением для учителей. Оно работает на платформе Android. Совместно с регионами мы планируем каждому учителю подарить персональный планшет, который будет призван заменить бумажный журнал. Это реально сделает использование «Дневника.ру» максимально удобным и эффективным.
— Планируете подарить каждому учителю в нашей стране?
— Начнем с тех школ, которые готовы к этому технически, где есть wi-fi, сети, компьютеры, где учителя обучены, где школа готова отменить бумажный журнал уже сейчас, не дожидаясь 2014 года.
— В одной из предыдущих программ наш гость Сергей Орловский, президент Nival, говорил о том, что он видит слияние игровой и образовательной индустрии. Игровые методики придут в образование, и дети будут учиться играючи или играть, обучаясь.
— Я очень жду, когда это наконец-то произойдет. Для «Дневника.ру» это была бы идеальная ситуация. Это была бы площадка для разработчиков игровых приложений образовательной направленности. Мы уже запускали ряд тестов. Например, недавно мы запустили совместный проект с программой Lingualeo, и результат очень положительный и в плане конверсии, и в плане интересов пользователей, и в плане фидбека от них. Я думаю, что за этим будущее и чем раньше оно наступит, тем лучше.
В 2014 году восьмиклассник Леван Квирквелия придумал, как заработать на цифровизации школьного образования. Он создал приложение, которое в удобном формате выгружает оценки и расписание уроков из государственных электронных систем. В 2016 году структуры правительства Москвы заблокировали ему доступ к данным, но благодаря вниманию СМИ проект выжил. Сейчас им пользуются более 2 млн школьников
«Раньше, если кто-то из школьников в чате класса во «ВКонтакте» писал «лол», то бот «Дневничка» отвечал ему «кек». Такие штуки всегда вызывают бурю эмоций — ребенок сразу же рассказывает о нас друзьям», — описывает одну из особенностей приложения «Дневничок» его основатель, 21-летний Леван Квирквелия.
До недавнего времени он сам был школьником и поэтому хорошо понимает интересы сверстников. Первую версию приложения-дневника для Android он запустил в 2014 году, когда учился в восьмом классе. Проект парсил (собирал данные с разных сервисов) оценки, домашнее задание и расписание уроков из электронного журнала «Московского центра качества образования» (МРКО) и показывал их в удобном мобильном формате. Всего за несколько месяцев работы он привлек больше 1000 пользователей. С тех пор «Дневничок» разросся до двух полноценных версий для iOS и Android и 2 млн пользователей.
Сооснователь Qiwi Сергей Солонин инвестировал в конкурента «Бизнес молодости»
Параллельно ему закрыли доступ к API (интерфейсу) московского электронного дневника, из-за чего он на время потерял возможность собирать нужные данные. Кроме того, на рынок вышло аналогичное приложение правительственной «Московской электронной школы» (МЭШ).
За счет чего проект Квирквелии продолжил успешно конкурировать с государством?