Что такое читательский дневник
Так называется конспект, в который записывают информацию о прочитанной книге. Это может быть:
В зависимости от поставленной задачи или предпочтений владельца, дневник будет содержать записи о художественной, научно-популярной или специализированной литературе.
Причины, чтобы сделать читательский дневник
Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:
Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.
Создаём электронный читательский дневник
это новая форма давно забытого, увлекательного процесса работы над рукописным Читательским дневником.
Это все те же впечатления о прочитанной книге, но уже представленные на веб–странице, с помощью разнообразных интернет–сервисов и программ.
Вести электронный читательский дневник – это очень увлекательное занятие.
Вы не согласны? Тогда посмотрите, какие яркие, необычные электронные дневники можно сделать.
Электронный читательский дневник Костиной Елены
Просмотр содержимого документа «Создаём электронный читательский дневник»
Электронный читательский дневник Костиной Елены:
Ещё примеры электронных дневников здесь: http://chitaemsovkusom.blogspot.ru/p/blog-page_80.html
Каким может быть электронный читательский дневник
Что может найти отражение в читательском дневнике?
личные впечатления владельца дневника о прочитанной книге
список любимых, уже прочитанных или тех, что планируется к прочтению книг
дневник может быть оформлен в виде таблицы, книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов, выложенных на YouTube
это могут быть собственные вики-странички, блоги и многое другое
Дневник читателя в виде рекламных плакатов к прочитанным книгам (Glogster,Smore.com)
Дневник судеб персонажей прочитанных книг в виде Ленты времени (Dipity.com , Timelines илиTimeRime.com)
Аудиодневник читателя: Пересказ прочитанного (Playcast (плэйкаст)
Видео-дневник читателя на YouTube
Дневник на вики-странице
Образец оформления читательского дневника для 1 класса
Начиная с первого класса, преподаватели дают детям конкретный перечень книг, которые они должны прочитать к началу учебного года. Дневниковые записи помогут школьнику вспомнить содержание книги. Кроме того, дневник читателя позволяет легко и быстро находить нужную информацию при подготовке к различным опросам, тестам и экзаменам. Зафиксированные впечатления от книги помогут вспомнить литературные образы даже спустя много лет после того, как вы прочитали последнюю страницу указанной книги.
Оформление читательского дневника
При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.
Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.
Образец, который можно использовать при заполнении:
Начните вести электронный или бумажный дневник, записывая в него впечатления от прочитанного и понравившиеся цитаты из книг. А если литература отнимает все свободное время, обращайтесь за помощью в учебе к специалистам ФениксХелп. Авторы помогут написать и правильно оформить любую учебную работу.
Как завести, заполнять, оформлять
Обновлено: 19 Апреля 2021
Самый простой способ не забыть, о чем была только что прочитанная книга — записать основные факты о ней. Это удобно делать в читательском дневнике. Особенно он пригодится школьникам и студентам.
Примеры Читательского дневника
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа “Средняя общеобразовательная школа №4”
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Любите книгу, она облегчит вам жизнь,
дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей,
чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя,
она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
Летом 2013 года я ездила к моей бабушке, которая живет в деревне. Она показала мне удивительную вещь – свою шкатулку. Бабушка сказала, что в ней хранится все самое ценное и дорогое ее сердцу.
Когда я осенью пошла в школу, то вспомнила разговор с бабушкой и задала себе вопрос: а что для меня сейчас самое главное? А главное получать знания, чтобы потом применять их в жизни. Пока мы школьники, мы узнаем много информации из литературных произведений, и у нас возникают свои мысли о происходящих событиях, мы полны разных эмоций. Я решила, что нужно, «складывать» все свои мысли в шкатулку, как моя бабушка, ведь потом это обязательно пригодится в жизни. Такой шкатулкой для меня стал читательский дневник.
Тема актуальна для младшего школьника, так как именно сейчас мы учимся наблюдать за героями, быть внимательными и наблюдательными. Формулировать основную мысль (выискивать главное), учимся записывать это.
Объект исследования: читательский дневник.
Предмет исследования: разные виды читательских дневников, которые может вести школьник.
Гипотеза. Я предположила, если вести читательский дневник (делать периодически свои записи), то можно привыкнуть наблюдать за героями книг, разбираться в их плохих и хороших побуждениях и поступках, анализировать и, как следствие, изменить свой характер в лучшую сторону; а также лучше учиться: быстрее читать, писать без ошибок
Цель – найти помощника – завести читательский дневник и определить для себя пользу.
- Узнать, что такое дневник.
- Рассмотреть, какие виды дневников бывают.
- Изучить литературу и узнать, вели ли дневники великие люди и как это им помогло.
- Провести опросы и эксперименты со своими одноклассниками.
- Описать практические эксперименты.
- Предложить свой способ ведения читательского дневника.
- Проанализировать полученные результаты.
Теоретическая часть работы
Из словаря Д.Н. Ушакова я узнала, что дневник это: 1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. 3. Книга, в которую записываются служебные операции, производимые в течение дня. 4. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах.
Изучив литературу я узнала, что Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой вел свой дневник шестьдесят три года, с юности и до самой старости. Чтобы стать лучше, чем ты есть, надо, думал Толстой, узнать свои недостатки и их побороть. Недостатков в самом себе он видел много, но для борьбы с ними у него не хватало воли. Вот он и решил записывать в дневнике все свои слабости и дурные поступки, чтобы не забывать о них, а постараться от них поскорее избавиться. Дневник помог молодому Толстому не только сделаться великим тружеником, но и стать писателем. Перечитывая дневник, Толстой видел, как постепенно изменяется его характер, следил за развитием своих стремлений, за исполнением своих собственных хороших намерений. Дневник, как зеркало, отражал внутреннюю жизнь Толстого, его душевный рост. Так, дневник Толстого помог ему воспитать в самом себе силу воли, научил его не только следить за внутренними переживаниями человека, но и описывать их. А ведь в этом и состоит главная задача писателя.
Ученый также не может обойтись без дневника. Ему важно помнить всю жизнь, где, когда, при каких обстоятельствах делал он свои наблюдения и опыты. Ему все нужно записывать. Например, Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия писал в свой дневник новые, интересные сведения о флоре и фауне тропических стран для ученых и любителей естествознания.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изученной литературы я выявила, что дневники могут сыграть большую роль в жизни человека и подняла этот вопрос в своем классе. Возможно, одноклассники обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.
Практическая часть работы
В январе 2015 года я спросила у ребят в классе, ведут ли они дневники? 100% опрошенных ответили, что ведут дневник школьника, потому что это обязательно, только 6% опрошенных ведут личный дневник, читательский дневник не ведет никто. Причины, по которым не ведут дневник: не интересно – 18%; не знают, с чего начать – 44%; не знают, для чего их нужно вести – 20%; никогда не слышали о таких дневниках – 16%.
В современном мире большинство взрослых людей ведут дневники. Деловые люди ведут ежедневники. Это необходимо, чтобы четко спланировать свой день и записать важные дела. Такой ежедневник есть у каждого школьника. Это дневник. В своем дневнике я не только записываю расписание уроков, домашнее задание, но и ставлю самооценку своей работе, анализирую успехи в конце недели, записываю важные дела. Если, еще учась в школе, научиться правильно пользоваться своим дневником, то в будущем это непременно поможет добиться успехов.
Дневник наблюдений и исследований. Ученые, проводя исследования или опыты, непременно фиксируют результаты своих действий, чтобы его можно было повторить или проделать вновь, не совершив ошибок. Когда я была еще в детском саду, то наблюдала за ростом и развитием огурцов и дынь в огороде. Полученные результаты зарисовывала в дневник наблюдений. В первом классе наблюдала за погодой на улице и записывала, анализировала результаты. При ведении такого дневника развивается наблюдательность и внимание.
Самый значимый дневник, который может вести младший школьник – это дневник читателя. Ведь больше всего информации мы получаем из книг. Чтобы лучше запомнить и понять произведение, разобраться в поступках героев, вынести из произведения какую-то мысль, школьник нуждается в помощи. Помощником для него будет дневник читателя. Он поможет тренировать память, научит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли.
Чтение делает человека знающим,
беседа – находчивым,
а привычка записывать – точным.
Я провела эксперимент.
Мои одноклассницы Соня и Лена прочитали рассказ. Соня делала записи о прочитанном, Лена – нет. Через две недели с ними провели беседу. Результат: Соня принимала активное участие в разговоре, с интересом отвечала на вопросы, Лена вспомнила только имена главных героев, с трудом могла пересказать сюжет рассказа.
Я убедила одноклассников, что вести дневник читателя полезно.
Чтобы заполнить читательский дневник,
нужно стать настоящим читателем
Когда я впервые села заполнять дневник читателя, то не знала, с чего начать писать. Казалось бы, книга прочитана, мыслей много, но в дневнике записано только два слова «Все понравилось!». А что конкретно меня впечатлило, написать было сложно. После проведенного опроса в классе я узнала, что многие ученики столкнулись с такой проблемой. Расскажу, как я с ней справлялась.
Мой научный руководитель Елена Афанасьевна познакомила меня с технологией продуктивного чтения. Продуктивное чтение – это чтение, результатом которого является глубокое восприятие и понимание текста.
Технология – это последовательность этапов работы (шагов). Сноска
Итак, получилось, что технология продуктивного чтения включает три шага.
Шаг второй «Чтение во время чтения». Читать – значит понимать текст, в процессе самого чтения надо: видеть незнакомые слова и уточнять их смысл, обращать внимание на знаки препинания, обращать внимание на вопросы в тексте, чувствовать, переживать за героев. Чтобы чтение было продуктивным, надо «включить» разум, чувства, воображение.
Шаг третий «Чтение после чтения». Наверно у каждого читателя был такой момент, когда прочитывая последние страницы книги, хочется что-то перечитать, обсудить, помечтать, задать вопросы, придумать продолжение, познакомиться с жизнью автора, историей создания книги. Это и есть чтение после чтения.
Вид и оформление читательского дневника
Нужно решить, как хранить дневник, на бумаге или в электронном виде.
Существует следующие виды электронных читательских дневников:
- Дневник на вики-странице.
- Дневник читателя в формате книжки.
- Дневник в виде путешествий литературных персонажей на Гугл-карте.
- Дневник читателя в виде рекламных плакатов к прочитанным книгам.
- Дневник судеб персонажей прочитанных книг в виде Ленты времени.
- Аудиодневник читателя.
Я для себя решила вести читательский дневник в тетради в клетку формата А4. В этой тетради съемные листы. Это удобно, т.к. в любой момент можно вложить дополнительный блок листов. Также я веду читательский дневник в алфавитном порядке по фамилии автора, то есть пишу о произведении на отдельном листе и вкладываю его в нужное место. Можно вставить рисунок к любому произведению. Считаю этот вариант наиболее удобным.
Следующий момент – оформление дневника читателя.
Единых требований ведения дневника не существует.
Я веду читательский дневник читателя в произвольной форме. В нем по порядку идут разделы:
– название произведения, жанр, год написания;
– сроки чтения;
– автор, его годы жизни, род деятельности;
– главные герои, их краткое описание;
– краткое содержание книги;
– мои мысли о книге (здесь я анализирую поступки героев);
– раздел книга меня научила (в этом разделе записываю цитаты, мудрые мысли и слова героев книги, которые стали для меня правилами в жизни);
– дата заполнения.
Хочу отметить, что в свой читательский дневник я записываю не все произведения, которые я прочитала, а только те, которые произвели на меня особое впечатление, которые чему-либо научили или заставили задуматься.
Ребята из класса заинтересовались темой моего исследование еще больше и приняли участие в следующих экспериментах.
На лето всем ученикам класса дали задание читать понравившиеся книги и сделать записи в читательский дневник.
Из 25 учащихся
14 чел. – выполнили задание, завели дневник читателя;
7 чел. – не выполнили, т.к. отдыхали.
Эксперимент №1. Беседа по прочитанным книгам.
Описание эксперимента. С классом провели беседу по прочитанным за лето книгам.
Итог эксперимента. Ребята, которые прочитали больше книг и сделали подробные записи в дневниках, более активно принимали участие в беседе, подробно пересказывали сюжет, анализировали поступки героев, высказывали и отстаивали свою точку зрения, четко формулировали свои мысли, а значит, меняли что-то в себе, своем характере. Остальные сбивчиво говорили или просто молчали.
Эксперимент №2 Проверка техники чтения.
Описание эксперимента. Учащиеся читали текст за 1 минуту и показали следующие результаты: более 120 слов в минуту читают 4 человека; от 100 до 120 слов – 9 человек; от 70 до 100 слов – 9 человек; от 50 до 70 слов – 2 человека; до 50 – 1 человек.
Итог. Самую высокую скорость чтения показали учащиеся, которые ведут читательские дневники.
Эксперимент №3. Написание диктанта.
Описание эксперимента: Учащиеся написали диктант и показали следующие результаты: не допустили ошибок в диктанте – 7 человек; допустили 1 ошибку – 6 человек; допустили 2 ошибки – 3 человек; допустили 3 ошибки – 4 человека; допустили 4 ошибки – 3 человека; допустили 5 ошибок – 1 человек; допустили 6 ошибок – 1 человек.
Итог. Не сделали ошибок в диктанте либо допустили 1 ошибку учащиеся, которые ведут читательские дневники. Остальные допустили 3,4 и более ошибок.
В течение целого года я проводила исследовательскую работу. В январе 2016 года вновь провела опрос одноклассников и получила следующие результаты. 100% опрошенных продолжают вести дневник школьника, 74% – опрошенных периодически делают записи в дневнике читателя, 24% – попробовали вести дневник наблюдений, 6% опрошенных продолжают вести личный дневник.
Проанализировав проведенное мною исследование, я пришла к выводу, что ведение дневников это очень важно, они могут сыграть большую роль в судьбе человека. В период, когда большую часть информации, мы получаем из книг, важно вести дневник читателя – это хороший помощник школьнику.
Во-первых, Читательский дневник помогает тренировать память, лучше учиться. Грамотно и красиво писать, развить читательские навыки, четко формулировать и высказывать свои мысли – это все то, чему должен научится каждый в школе. Дневник будет помощником и при подготовке к литературным конкурсам, викторинам, и самое главное к Единому государственному экзамену.
Во-вторых, дневник читателя помогает формировать личностные качества, такие как дисциплина, наблюдательность, умение разбираться в своих плохих и хороших побуждениях и поступках, анализировать себя. Формирование этих качеств каждому пригодится в жизни, ведь как писал Лев Николаевич Толстой «самая главная цель человека в жизни не слава, не богатство и успех, а работа над самим собой, стремление к самоусовершенствованию». Я согласна с этими словами. И уверена, что те учащиеся, у которых есть такая шкатулка мыслей, обязательно вырастут хорошими и добрыми людьми.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. «Буду настоящим читателем», часть 1, БАЛАСС, 2014г.
- Большой энциклопедический словарь, Астрель, 2011г.
- Дарвин Чарльз «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль», Москва, «Мысль», 1976г.
- Мастерская Электронный читательский дневник: Новые формы и методы работы с детьми-читателями http://wiki-sibiriada.ru/index.php.
- Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. Том 21 Избранные дневники 1947-1894гг., Москва, Художественная литература, 1984г.
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка, Москва, «Альта-Принт», 2005г.
Рассказ из книги «Заметки на полях школьной тетради».
Шкатулка моих мыслей
Сергей Светлов и Василий Темкин возвращались из школы и увидели соседку бабушку Варвару, которая стояла возле подъезда с большими сумками. Ребята подбежали к ней и закричали:
– Бабушка Варвара, мы поможем донести сумки до квартиры. И не дожидаясь ответа, схватили каждый по сумке.
Когда друзья, пыхтя от тяжести своих школьных рюкзаков и покупок бабушки Варвары, забрались на четвертый этаж, то она пригласила их к себе пить чай с конфетами. Они не отказались. У порога их встречал кот Ошибка, то есть Рыжик. С того момента, как познакомил и подружил Сережу и Васю, он стал большим и пушистым.
Мальчики стали ходить по квартире бабушки Варвары, пока она кипятила чайник. Все вокруг казалось необычным. Здесь не было ни большого телевизора, ни компьютера, ни микроволной печи. Зато по середине комнаты стоял большой стол, накрытый белоснежной скатертью, в углу – швейная машинка, вдоль стены – старинный сервант, где стояли фотографии, некоторые даже черно-белые. Особое внимание мальчишек привлекла необычная шкатулка. Уж очень им захотелось узнать, что лежит внутри. Они стояли и смотрели на нее, пока в комнату не зашла бабушка Варвара.
– Что понравилась шкатулка? – спросила она своих помощников. – Действительно, необычная. Садитесь скорей за стол, я вам сейчас покажу.
Разлив в чашки мальчиков ароматный чай, она аккуратно, с какой-то особой заботой взяла шкатулку из серванта и поставила на стол.
– Неужели это дорого стоит, – удивленно спросил Темкин. – Ничего особенного.
– Молчи, Вася, – громко шепнул ему Сергей.
Темкину, наверно, стало стыдно, потому что он покраснел.
– А знаете, бабушка Варвара, – вдруг начал говорить Сергей. – У меня тоже есть такая шкатулка.
– Какая шкатулка, Светлов? – почти засмеялся Темкин, – ведь ты еще школьник.
– Да Вася, мы школьники, и самое главное для нас сейчас получать знания, чтобы потом применять их в жизни. Мы узнаем много информации из книг, и у нас возникают свои мысли о прочитанном, мы полны разных эмоций. Я записываю свои мысли в читательский дневник. Это и есть шкатулка моих мыслей.
– Правильно ты, Сергей, рассуждаешь, – поддержала соседка. – самое главное в жизни – это работа над собой. И твоя шкатулка обязательно пригодится тебе в жизни.
Как выглядит читательский дневник
Вести читательский дневник можно в разных формах:
Зачем нужен читательский дневник
Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.
Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.
Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.
СОЗДАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОНЛАЙН-ДНЕВНИКА
1МБОУ СОШ №12 г. Пензы
Каждое лето мы с одноклассниками получаем список книг для прочтения. Обычно это довольно большой список. И каждый раз встает проблема: каким образом фиксировать информацию о прочитанных произведениях так, чтобы ее потом не забыть и при этом ведение дневника не стало бы скучной обязанностью.
В нашем классе этот вопрос решался по-разному. Один раз мы вели летом дневник в виде обычной разлинованной тетради. И хотя сначала было довольно интересно делать в нем записи, но постепенно это занятие стало надоедать.
На следующий год у нас были читательские дневники, отпечатанные в типографии. Эти дневники содержали уже готовые задания по прочитанным произведениям, содержащие кроссворды, иллюстрации, перепутанные планы, ребусы и интересные вопросы. В этот раз дело пошло веселее. Но после окончания 3-го класса захотелось сделать процесс заполнения читательского дневника еще более интересным и творческим.
И я решила сделать такой электронный читательский дневник, чтобы работать с ним было интересно не только мне, но и моим одноклассникам. Вдруг кто-то из них тоже захочет создать свой онлайн-дневник?
Актуальностьработы обусловлена тем,чтопостатистикес каждым годомпроисходит снижение интереса к чтению, а создание электронного онлайн-дневника могло бысделатьпроцессчтенияболее увлекательнымиинтересным.
Цель: создание электронного читательского дневника как результат работы по формированию креативного мышления.
-прочитать и проанализировать литературные произведения, обобщить знания о них,
-изучить биографии писателей,
-изучить историю возникновения читательских дневников, познакомиться с их видами,
-разработать онлайн-макет читательского дневника, найти подходящее программное обеспечение для его создания,
Предметная область проекта: литературное чтение, информатика.
Объект исследования: электронный читательских дневник.
Предмет исследования: литературные произведения.
Методы: работа с литературой, анкетирование, анализ и обобщение, визуальный метод, моделирование.
Гипотеза: читательский электронный онлайн-дневник может стать наиболее интересной альтернативой бумажного варианта.
Перспективы развития: мой дневникможноиспользоватьнаурокахлитературногочтения,внеурочнойдеятельностиивнекласснойработе нетольковнашемклассе,ноивовсейначальнойшколе.
Перспективы: расширение списка авторов и заданий по произведениям.
Читательскийдневник–этозаписиличныхвпечатлений,мнений,выводовопрочитанных книгах по определенному плану (автор, название, главные герои и их кратноеописание, тема,сюжет,краткийотзыв).
Электронный читательский дневник – это дневник, созданный в формате визуальногопредставленияинформацииспомощьюинформационныхтехнологий.
ЭтапроблемаволновалапедагоговXIXиXXвека.КнейобращалисьизвестныйписательЛ.Н.ТолстойиустроительнародныхучилищН.А. Корф, которые проводили беседы с крестьянами и выявляли их читательскиеинтересы. В начале XX века появляется первое пособие «Тетрадь длязаписиопрочитанныхкнигах»,выпущенноебиблиографомИ.В.Владиславлевым,вкоторомавторстремилсянатолкнутьчитателявестизаписиопрочитанныхкнигах.
Так, например, выглядела «Тетрадь для записи о прочитанныхкнигах»,изданнаявРоссийскойимпериив1916году.Подобныететрадипредназначалисьименнодляшкольников,причемкакдлядомашнего,так идляклассногочтения.
В настоящее время составители таких пособий меньше внимания уделяют детальномуразбору и оставляют гораздо больше простора для творчества – так, чтобы читатель в чем-тодаже становилсясоавторомилихотябыиллюстратором.
Сейчас существует великое множество видов и форм читательских дневников. Их можноразделить надвебольшиегруппы:традиционныеи нетрадиционныечитательскиедневники.
К традиционнымотносятдневники, имеющие форму обычных ученических тетрадей.Наразворотеученикизаписываютосновныесведенияокниге,план,краткоесодержаниепроизведения,отзывопрочитанном.
Но чаще всего такой формат ведения записей ученикам кажется скучным, так какэтокажется сложнымиутомительнымзанятием.
Такжевнастоящеевремяпоявилисьидругиеформытрадиционныхдневников.,например, бортовые журналы. Так называются обобщенные приемы обучающего письма, когдаученики во время работы с текстом книги записывают свои мысли. Самый простой вариант,когда ученики записывают ответына вопросы: «Что мне известно поэтой теме?» и «Чтояузналпоэтойтеме?».
Длятогочтобыпривлечьвниманиешкольниковкчтению,атакжекзаполнениючитательскогодневника,внастоящеевремявыпускаетсямножествокрасочныхпечатныхизданий, но часто в таких дневниках отсутствуют какие-то необычные задания, зато есть многоразлинованныхлистов,которыенужнозаполнить.
Но, помимо печатных изданий, существуют и электронные. Это сервисы, при помощикоторыхучащиесямогутсоставитьотзывнапонравившуюсякнигу.Этаформаоченьпривлекаетсовременногоученика,которыймногосвоеговременипроводитвсети.Электронные ресурсы позволяют проводить это время с пользой. Электронный читательскийдневник – это все те же впечатления о прочитанной книге, но уже представленные на веб-странице,спомощью разнообразныхинтернет-сервисовипрограмм.
Необходимое оборудование: компьютер, интернет, прикладные программы.
Предполагаемый продукт: читательский электронный онлайн-дневник.
Назначение: читательский онлайн-дневник для детей 8-11 лет.
Элементы основного изделия: онлайн-дневник будет представлять собой картинку книги в переплете, на которой расположены авторы и произведения.
Декоративное оформление: узорные листы и переплет, красивый шрифт можно создать с помощью графического редактора Adobe Photoshop.
Этапы реализации проекта:
№ п.п.ЭтапТеоретические сведенияПрактическая работа
1Выбор и обоснование проектаПостановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Выбор оптимального варианта презентации полученных результатовПоиск литературы, чтение художественных произведений
2Выбор материалов для создания дневникаЗнакомство с информациейЗнакомство с онлайн-сервисами
3Выбор оптимальной технологииПланирование работыСоставление плана работы
4Практическая работа и корректировка деятельностиКритерии оценки качества изделияСоздание элементов читательского онлайн-дневника.
5Корректирование проектаПредложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка. Оформление документации.Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации.
6Защита проектаЗащита проектаЗащита проекта
План реализации проекта
Разработка и утверждение плана работы над проектом.
Изучение темы «Вид читательских дневников»
Работа с интернет-ресурсами. Сбор и анализ литературы по данной теме.
Обобщение собственного небольшого опыта по созданию читательского онлайн-дневника.
Практические занятия: изготовление эскиза и макета читательского дневника, придумывание вопросов и заданий по прочитанным произведениям.
Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту,
Представление результатов работы одноклассникам,
Экономическая оценка проекта:
№ п.п.Наименование материалаЦена (р.)Расход (мес.)Стоимость (р.)
1Абонентская плата за пользование сетью Интернет419 руб./месяц1419
Предполагается, что в результате реализации проекта:
Я узнаюЯ научусь
-Историю появления читательских дневников;-Информацию о читательских дневниках;-Виды читательских дневников;-Особенности создания читательских онлайн- дневников-Находить нужный материал в дополнительной литературе и интернет-ресурсах;-Создавать интерактивные задания по различным произведениям на различных интернет-сервисах;-Создавать читательский онлайн-дневник своими руками
Электронный читательский дневник – это дневник, созданный в формате визуальногопредставленияинформацииспомощьюинформационныхтехнологий.Этовсетежевпечатленияопрочитаннойкниге,ноужепредставленныенавеб-странице,спомощьюразнообразных интернет-сервисов и программ. Электронный читательский дневник не толькопривлекаетчитателякновымформамонлайн-работы,ноиделаетвозможнымсетевоесотрудничество. Такой дневник может выглядеть как интерактивный плакат или маршрутныйлист, лента времени или презентация. На основное изображение наносятся маркеры или метки,принаведениинакоторыеможетпоявлятьсялюбоймультимедиа-контент:рисунок,текст,ссылка,фильм,ит.д.
Вариантов созданияэлектронногодневника–великое множество.Выбор зависит оттого,какиесервисывыбратьдлясозданиядневника,егонаполненияиотсобственнойфантазии. У каждого читателя дневник может быть абсолютно оригинальный. Интерактивныйчитательскийдневникможетсодержать:личныевпечатлениявладельцадневникаопрочитанной книге, список любимых, уже прочитанных или тех, что планируется к прочтениюпроизведений. Дневник может делиться на разделы, может быть оформлен в виде таблицы,книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов,выложенных на YouTube, это также могут быть собственные вики-странички, блоги и многоедругое.
Я решила, показать одноклассникам, что читательский дневник в виде интерактивногоонлайн-плаката очень интересен: интересен и сам процесс его создания, и процесс заполнения.Такойдневникпоможетраскрытьтворческиеспособностииразвитьинтересклюбомупроизведению.
Опираясь на рекомендованный список внеклассного чтения для 4 класса, мы с учителемопределилиавторовипроизведения,которые войдутвмойдневник,и я приступила кихчтению.
Далее я сделала эскизы страниц дневника и продумала его структуру. Проработав разныеварианты, мы решили, остановиться на следующем: на титульной странице будут размещеныпортретырусских изарубежных писателейиметки-гиперссылки, перейдя покоторым,мысможем попасть на страничку автора, ознакомиться с его биографией, выполнить различныезаданияпоегопроизведениямивернутьсяобратно.
После прочтения выбранных произведений и определения структуры моего дневника,сталонеобходимовыбратьподходящийинструментегосоздания.
Genial.ly–сервисдлясозданияинтерактивногоизображения,которыйпревращаетобычные картинки в интерактивные объекты. При создании плаката на выбранное в качествефонаизображениеможнодобавлятьинтерактивныеэлементы(метки),которыебудутсодержатьссылкинавеб-ресурсы,текстовуюинформацию,видео,аудиоилюбыевстраиваемые объекты. Можно изменять размер всех добавляемых элементов, перемещать их иудалять,еслионивамнеподошли.Такжеименнонаэтомсервисеможносоздаватьмногостраничныеплакаты,что позволитвизуальноповторитьчитательскийдневник.
Сервис этот англоязычный, что может затруднить работу, но сейчас практически любойбраузерпредлагаетпереводстраницы,крометого,всеиконки,расположенныенаданнойплатформе,интуитивнопонятнылюбомупользователю.
Заходим на сайт Genial.ly. В настройках браузера нажимаем «Перевести на русский».Создаем свой аккаунт. Это можно сделать, заполнив форму для регистрации: указать адресэлектронной почты, придумать пароль, поставить галочку согласия и нажать «Начать». Ту жеможноупроститьэтупроцедуру,зайдяна сайтчерезсвойаккаунтGoogle.
В центре экрана – загруженное фоновое изображение, в нашем случае страницы книги впереплете. Слева сбоку – инструменты для добавления разных интерактивностей.В правомверхнемуглу-полезнаякнопка«Предварительныйпросмотр».
Кнопка «Текст» добавляет на изображение разные тексты: и помельче, и покрупнее, идаже списки. Если выбрать один из текстовых шаблонов, откроется дополнительный редактордлянаборатекста,выборацветатекстаифона,размераишрифта(ноневсешрифтыподдерживаютрусскийязык).
Под фоновым изображением в рабочем поле есть значок«Добавить страницу», которыйпозволяет сделать плакат многостраничным. При нажатии откроется дополнительное поле длядобавленияновойстраницы.
Таким образом, у нас получилось следующее:https://view.genial.ly/639ee4215b3cd400128ece88/interactive-image-interaktivnyj-chitatelskij-dnevnik
Ститульной страницы дневника мы можем перейти настраницу любогоавтора. Настранице автора расположены его портрет и произведения, которые мы должны прочитать. Такженажавнакнопку,мыможемознакомитьсясбиографиейкаждогоавтора.
Каждоепроизведениесодержитнесколькометок,накоторыхмыможемуказатьосновную мысль, главных героев, добавить разные задания с других web-сервисов (уже готовыеилисделанныесвоимируками).
Облака слов по различным произведениям я составляла на сайте Word’s Cloud. Этотсайт располагает инструментами, которые позволяют выбрать цвет и форму самого облака,сохранитьрезультатввидекартинки, акартинкуприкрепитькметкеинтерактивногодневника.
РазличныеинтерактивныезаданияпопроизведениямябраланасервисеLearningApps.org. Здесь можно воспользоваться заданиями из существующей библиотеки илисоздавать свои. Задания могут быть абсолютно разных типов: кроссворд, классификация, найдипару,хронологическая линейка, заполни пропуски,викторина и многое другое.Для своегодневникаяиспользовалачастьготовыхзаданий,ачастьсоздаласама,создаватьзаданияоказалосьдостаточнопростоиоченьинтересно.
Яподелиласьссылкойнасвойдневниксосвоимиодноклассниками.Онимогливыполнить задания попрочитанным произведениям вэлектронном интерактивном формате.Это вызвало огромный интерес. Многие попросили рассказать, где я сделала такой дневник, изахотелисделатьсвои,иянаписалапошаговуюинструкциюдлясозданиясвоегоонлайн-дневника (Приложение1).
Я снова провела опрос среди своих одноклассников.Результаты показали, что на этотраз многиесчитаютинтерактивныйонлайн-дневникгораздо интереснеебумажныхвариантов.
Создание читательского онлайн-дневника – увлекательное занятие, но добиться успеха вэтом деле можно лишь имея определенные знания и навыки. В ходе работы я столкнулась стакимитрудностями:сначаламнебылотрудноопределитьсясресурсом,припомощикоторогоделатьонлайн-дневник,-потомучтоукаждогоизнихразныевозможностииинструменты, -затем, когда я все-таки определилисьс платформой Genial.ly,былотрудносамостоятельноразобратьсяссайтомиз-заотсутствиявнемрусскогоязыка.Учительинформатики подсказал мне, что интернет-браузер умеет переводить страницы на русский, мыпоменялинастройкистраницы,исервисоткрылсявдоступномвиде.
Однако я достигла своей цели: создала и представила свой дневник одноклассникам идоказала, что это очень интересно. Некоторые из них настолько заинтересовались заданиямимоего дневника, что захотели прочитать те произведения, которые еще не читали, а некоторыезахотелисоздатьсвойонлайн-дневникипроявитьсвоитворческиеспособности.Такжеясоздалапошаговуюинструкциюпосозданиюсвоеговиртуальногочитательскогодневника.
Я доказала, что читательский электронный онлайн-дневник может стать наиболее интересной альтернативой бумажного варианта.
АлексееваО.С.Электронныйчитательскийдневникшкольника/ОксанаСергеевна Алексеева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2013. – № 2. – С. 54–55. –Режимдоступа:http://www.ifap.ru/pr/2013/n131202c.pdf.
Пошаговая инструкция по созданию читательского онлайн-дневниканаплатформеGenial.ly
Создать свой аккаунт (можно заполнить форму для регистрации: указать адресэлектронной почты, придуматьпароль, поставить галочку согласия и нажать«Начать» илизайтинасайтчерезсвойаккаунтGoogle).
Загрузитьфоновое изображение,на которомбудетеразмещатьинтерактивныеметки, для этого нажать на значок со стрелкой и облачком и загрузить картинку со своегокомпьютера.
Кнопка «Интерактивные элементы» добавляет разные метки всевозможныхфасонови расцветок: маркеры,кружочки,звездочки,домики,сердечки,«лайки»,логотипы,втомчислеанимированные.
Кнопка«Изображение»добавляетповерхфоновогоизображенияразныекартинки помельче, загружая их с ПК (размер – не более 5 Mb) или из Интернета (поссылке).
Кнопка«Текст»добавляетнаизображениеразныетексты:ипомельче,ипокрупнее, и даже списки. Если выбрать один из текстовых шаблонов, откроетсядополнительный редактор для набора текста, выбора цвета текста и фона, размера ишрифта (ноневсешрифты поддерживаютрусскийязык).
Кнопка«Вставить»добавляетвстраиваемыеобъекты:Google-карты,документыипрезентации,видеосYouTube, ссылки насторонниеприложенияит.д.
Добавить метку очень просто: выбираем необходимый элемент и щёлкаем понемулевойклавишей«мышки»-метка появляетсянаплакате.
В правом верхнем углу -очень полезная кнопка«Предварительный просмотр»дляпредварительногопросмотраплаката.
Добавляеминтерактивности.Дляэтогокликаемметкунаплакате,появитсяизображение «ладошки». Нажимаем на него – и переходим к добавлению контента. К меткеможно прикрепитьссылку,текст,изображениеивстраиваемыйобъект (спомощьюкода).
Интерактивный плакат создан. Для того,чтобыподелиться им, нужнонажатькнопку «Поделиться» в правом верхнем углу. Созданной работой можно делиться в социальныхсетях,получитьссылкуиликод,чтобывстроитьплакатнастраницублога илисайта.
Формы дневника
Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:
Бумажный
Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.
Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.
Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:
Как вести и заполнять дневник
В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:
Для художественных произведений дополнительно указываются:
Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:
Правила заполнения и оформления
Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.
Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.
Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.
Видео
Из этого видео вы узнаете о читательских дневниках для разных классов начальной школы.
Создаем необычный дневник
У каждого читателя-школьника дневник может быть абсолютно оригинальный!
Все зависит от его собственной фантазии, смысловой функции дневника и, что особенно важно в последнее время – от уровня информационной грамотности школьника.
Как оформить читательский дневник
Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.
Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.
Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.
Полезные сервисы
Существует очень много полезных сервисов,которые библиотекарь может использовать не только для создания дневников,но и в работе с детьми.Остановимся на основных.
Как писать читательский дневник
План читательского дневника состоит из следующих пунктов:
С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».
Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Проблематика
Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.
Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.
Отзыв для читательского дневника
Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.
Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.
Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти
Как сделать читательский дневник
В зависимости от поставленной цели возможны следующие варианты:
Для начала определитесь с оформлением будущего помощника. Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.
Посмотрите, как можно оформить тетрадь.
Примерный образец оформления
Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.
Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу, состоящую из 6 колонок:
Электронный или бумажный
Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник. Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.
Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.
Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.
Приучайте ребенка читать до того, как он пойдет в первый класс. Купите ему красочный букварь и кубики. Чтение развивает воображение, сострадание, помогает мыслить нестандартно. Вы можете под чутким руководством своего чада начать публиковать на страницах в социальных сетях его рисунки. Ведь дети так любят рисовать после того, как им прочитают какую-нибудь запоминающуюся сказку.
Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.
Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его. Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода. Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:
А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.
Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем.
Читательский дневник ученика по литературе в школе. Образец оформления, титульный лист, полные шаблоны в ворд
Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.
Каким будет читательский дневник?
Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости. За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.
Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.
Для содержания читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок, можно оставить одну или две страницы в начале дневника.
Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»
Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.
Пример оформления колонок читательского дневника
Основная мысль произведения