Электронный образовательный комплекс в школе и перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования

В
данной работе приведены разработанные методические рекомендации к
использованию электронных учебных комплексов на уроках математики
общеобразовательной школы в процессе объяснения нового учебного
материала, его закрепления и отработки, фронтального обсуждения,
индивидуальной работы учащихся, осуществления контроля полученных
знаний и умений учащихся.

In
the given work it is outlined the developed methodical
recommendations for using electronic educational complexes at the
lessons of mathematics in comprehensive school in the course of an
explanation of a new teaching material, its consolidation and
improvement, face-to-face discussion, individual work of pupils,
control of the gained knowledge and abilities of pupils.

Интенсивное
развитие информационных технологий оказывает влияние на все сферы
жизнедеятельности человека, и, прежде всего, на систему школьного
образования.

Одной из основных задач
развития современного школьного образования является подготовка
учащихся к жизни в условиях информатизации общества, где основным
видом деятельности является сбор, накопление, продуцирование,
обработка, хранение, передача и использование информации. В условиях
информатизации общества обеспечивается: активное и постоянно
расширяющееся использование интеллектуального потенциала общества,
сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и
других видах деятельности его членов; интеграцию информационных
технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех
сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой
деятельности; высокий уровень информатизационного обслуживания,
доступность любого члена общества к источникам достоверной
информации, визуализацию представляемой информации, существенность
используемых данных.

В настоящее
время задачи современной школы ориентированы на следующие аспекты
обучения: повышение качества знаний и умений учащихся; развитие
личности, ее познавательных и творческих способностей; на подготовку
учащихся к постоянно совершенствующимся средствам
информационных
технологий для социальной адаптации
личности в информационном обществе.

Решением
вышеперечисленного занимается информатизация образования, под которой
принято понимать целенаправленно организованный процесс обеспечения
сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и
оптимального использования средств информационных и коммуникационных
технологий, используемых
в комфортных и здоровьесберегающих условиях, ориентированный на
реализацию целей обучения и развития индивида.

Конечные цели
информатизации образования – обеспечение качественно новой
модели подготовки будущих членов информационного общества, для
которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в
труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и
планетарное сознание станут жизненной необходимостью.

Идеи
информатизации образования активно реализуются в современных школах:
разрабатываются и внедряются индивидуальные программы развития школ
на базе средств информационных и коммуникационныхй, осваиваются новые
образовательные программы и технологии, новые модели обучения.

Использование
средств информационных и коммуникационных технологий в процессе
обучения позволяет придать учебному процессу целенаправленный
личностно ориентированный характер за счет обеспечения интерактивного
диалога; сформировать индивидуальную траекторию обучения для каждого
учащегося, используя возможность автоматизированного подбора
различных вариантов учебных заданий и оказания оперативной помощи в
условиях незамедлительной обратной связи, развивать у учащихся умения
к самостоятельной работе за счет возможности осуществления поиска
учебной информации в глобальной и локальных сетях; автоматизировать
контроль усвоенного материала; активизировать учебную деятельность
учащихся, повышая их мотивацию в условиях наглядного представления
учебного материала на экране, использования аудиовизуальных
возможностей, предоставления учащимся возможности управления
различными объектами и т.д. Вышеперечисленные возможности частично
реализуются в современных учебных средствах, так называемых
электронных учебных комплексах.

Под
электронными учебными комплексами будем
понимать учебное средство, реализующее возможности средств
информационных и коммуникационных технологий и ориентированное на
достижение следующих целей: предоставление учебной информации
средствами технологий мультимедиа, гипермедиа, гипертекста;
осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном
взаимодействии; автоматизацию контроля результатов обучения и
продвижения в учении; автоматизацию процессов
информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного
процесса и организационного управления учебным заведением

Исходя из
этого, нами разработан электронный учебный комплекс по курсу
«Алгебра» общеобразовательной школы. В данной работе
приводятся методические цели их использования в процессе обучения
математики.

Использование
электронных учебных комплексов на уроках математики в школе расширяет
возможности учителя в устранении пробелов в знаниях у отстающих
учащихсяДля
передачи, формирования, закрепления и расширения учебных знаний
большое значение имеет форма предъявления учебной информации,
расширяющейся в условиях использования средств информационных и
коммуникационных технологий. При этом имеется возможность
интерактивного диалога, предполагающего не только обмен текстовыми
командами (запросами) и ответами (приглашениями), но и реализацией
более развитых средств ведения диалога, при котором обеспечивается
возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима
работы

При
традиционных подходах в процессе обучения математике в школе
основными активными участниками учебного информационного
взаимодействия являются два компонента: учитель и учащийся. При
использовании электронных учебных комплексов, функционирующего на
базе информационных и коммуникационных технологий, появляется
интерактивный партнер как для учащегося, так и для учителя, в
результате чего обратная связь осуществляется между тремя
компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль учителя
как единственного источника учебной информации изменяется.

Учитель уже не
тратит основное время на передачу учебной информации, на сообщение
«суммы знаний». Время, затрачиваемое ранее учителем на
пересказ учебных материалов, освобождается для решения творческих и
управленческих задач. Роль учащегося как «потребителя»
фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника
проблемно поставленной учебной ситуации также меняется. Он переходит
на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и
передачи.

Изменение
структуры учебного взаимодействия приводит к активному взаимодействию
между учащимся и учителем, а также средством информационных и
коммуникационных технологий,
обладающим такими возможностями, которые позволяют использовать
учебную информацию, добытую учащимися самостоятельно, что переводит
процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации»
на уровень «активного преобразования информации».

В ходе урока учитель
обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя
различные формы ее организации: фронтальную, групповую и
индивидуальную.

Фронтальная
организация учебной деятельности учащихся на уроке математики с
использованием электронных учебных комплексов
способствует установлению доверительных отношений и общения учителя с
классом, учащихся с компьютером, совместной работе всех участников
образовательного процесса, в ходе которого достигается общее участие
в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач,
формируются устойчивые познавательные интересы, используются
различные методы и приемы активизации образовательного процесса с
привлечением к работе всех учащихся класса.

При
фронтальной работе класса все ученики одновременно выполняют одни и
те же задания учителя, которые представлены на большом экране с
помощью мультимедийного проектора.

Применение
мультимедийных проекторов позволяет проводить устный счет, проверку
домашних заданий, объяснение нового материала. На большом экране при
фронтальной классно-урочной форме обучения нестандартное
представление учебного материала не только заинтересовывает учащихся
внешним видом проектора, но и побуждает к практической деятельности,
повышая мотивацию учащихся к урокам математики. Внимание детей
концентрируется, повышается активность их работы, а «бесконечная
доска» позволяет охватить большой объем учебного материала.
Двухмерные и трехмерные изображения геометрических объектов
представляются в различных ракурсах. Модели, таблицы, чертежи и
рисунки, цветовое тонирование различных геометрических чертежей на
экране позволяют акцентировать внимание на методически значимых
компонентах.

Для максимальной
результативности при обучении учащихся фронтальная работа должна
сочетаться с индивидуальной, когда каждый учащийся работает над
заданием, предназначенным только для него и учитывающее
индивидуальные особенности и возможности. Индивидуальные задания
могут составлять часть общего коллективного задания, и после их
выполнения все ученики принимают участие в обсуждении полученных
результатов.

Индивидуальная
учебная работа учащихся на уроке математики характеризуется высоким
уровнем самостоятельности, максимальным соответствием уровню
подготовки, развитием способностей и познавательных возможностей
каждого ученика. При выполнении различных упражнений и решении задач
на компьютере у учеников восполняются имеющиеся пробелы в изучении
учебного материала, при формировании знаний и умений.

Индивидуальная
работа на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении
каждого ученика соответственно его подготовке и возможностям. Успех
этой работы зависит от правильно подобранных дифференцированных
заданий, систематического контроля со стороны учителя, самоконтроля и
самокоррекции с помощью электронных учебных комплексов, оказанием
своевременной помощи в разрешении возникающих затруднений. Для
слабоуспевающих учеников необходимо дифференцировать не столько
сложность заданий, сколько меру оказываемой им помощи учителя или
компьютерных «подсказок»

При
индивидуальной организации учебной работы учащиеся практически не
общаются друг с другом, приобретаемые знания и опыт самостоятельной
деятельности не становятся достоянием всех одноклассников, поэтому
необходимо сочетать индивидуальную работу с фронтальной и групповой

При групповой
работе учащихся на уроке класс может делиться на две группы, которые,
чередуясь, работают за компьютером по минут, при этом задания подбираются таким
образом, чтобы во время работы одной группы вторая отрабатывала
выполнение другого задания письменно в тетрадях; разбить класс на
пары по уровню обучения, где «сильный учащийся» выступает
в роли консультанта. Для успешной совместной работы необходимо
комплектовать группы из учащихся, обладающих сходными
характеристиками протекания познавательных процессов.

Групповая
работа учащихся на уроке может применяться для решения всех основных
дидактических проблем: изучения нового материала, формирования
знаний, умений и навыков решения задач и упражнений, закрепление и
повторение.

Соотношение различных видов
организации учебной деятельности учащихся на уроке определяется
учителем с учетом особенностей содержания изучаемого материала,
специфики класса и отдельных учеников, а также методов обучения.

При
ознакомлении учащихся с новым материалом учитель использует в
сочетании методы словесной и наглядной передачи и слухового
восприятия учебной информации, репродуктивные и проблемнопоисковые
методы и методы индукции и дедукции, а также методы стимулирования и
мотивации учения

При объяснении
нового материала при фронтальной работе класса целесообразно
организовать процесс обучения с использованием возможностей
мультимедийного проектора, при индивидуальном подходе каждый ученик
персонально работает за компьютером.

Учитель играет
ведущую роль, управляя учебным процессом и используя электронные
учебные комплексы.

Объявление
темы и целей урока высвечивается на большом экране и словесно
дублируется учителем, либо учащиеся называют тему по наводящим
вопросам учителя, иллюстрируемыми соответствующими слайдами на экране
при помощи электронных учебных комплексов.
Для усиления мотивации и общего интереса учащихся к математике в
электронные учебные комплексы
включены видео- и аудио-видео- фрагменты, содержащие исторические
справки по математике и сведения об ученых, которые внесли какой-либо
вклад по изучаемой теме.

Объяснение
нового материала учитель начинает, как правило, с разбора
запоминающихся примеров, используя при этом электронные
учебные комплексы, постепенно подводя учащихся к
осознанию нового понятия, пониманию его отличительных признаков,
свойств и отношений. Учитель, решая с учащимися заранее подобранные
примеры и задачи из электронных учебных
комплексов, имеет возможность их иллюстрирования,
что повышает концентрацию внимания учащихся на понимание каждого
совершаемого ими действия, постепенно подводит их к пониманию общего
алгоритма решения данного типа задач.

При изложении
нового материала посредством мультимедийной среды электронных
учебных комплексов учитель может использовать
видео-слайды или виртуальный «помощник», который
озвучивает весь алгоритм действий для выполнения учебной задачи. Это
усиливает наглядность, увеличивает многоканальность восприятия,
создает положительный эмоциональный фон. Ориентируясь в сложившейся
ситуации, учитель при необходимости может «перестраивать урок
на ходу», используя для этого возможности электронных
учебных комплексов по реализацию альтернативных
сценариев, постоянно ведет диалог с учащимися, комментируя и
разъясняя возникающие у учащихся вопросы. Регулируя процесс смены
кадров, допустимо многократное повторение, а также возможность записи
основных вопросов в тетрадях учащихся.

Уроки
закрепления должны обеспечивать прочное усвоение учебного материала.
Теоретический учебный материал группируется вокруг определенной
системы вопросов по изучаемой теме, отрабатывание практических
навыков усиливает роль самостоятельной работы учащихся.

При выполнении
фронтальной устной работы учитель с помощью электронного
учебного комплекса выводит на большой экран
упражнения, таблицы, которые нужно заполнить, математические игры,
содержащие задания на развитие памяти, логики и пространственного
воображения.

При закреплении
теоретического материала на большом экране учитель может
продемонстрировать вопросы; текст определения, в который ученикам
нужно вставить пропущенное слово; набор слов, из которых учащиеся
должны составить определение, каждое из данных действий учащихся
учитель может дополнить, высветив на экране правильный ответ. Учитель
проговаривает ход рассуждений, комментирует алгоритмы решений,
проводит рассуждения с опорой на готовые экранные чертежи, рисунки,
таблицы, схемы, обсуждает допущенные ошибки, записывает полученные
готовые коллективные решения, обращает внимание на логику
рассуждений, грамотную речь учащихся.

Система устных
упражнений, условия которых задаются учителем на экране монитора,
способствует выработке у учащихся твердых и сознательных навыков
вычислений, подготовке к изучению, развитию сообразительности при
решении текстовых задач. При подготовке устных упражнений учитель
готовит задания (числовые данные текстовой задачи, рисунки, чертежи,
элементы геометрических задач или задач, связанных с системой
координат и др.) с помощью

и меняет слайды по мере прохождения учебного материала. При этом
учитель может управлять темпом работы учащихся наводящими вопросами,
подсказками, формулами, определениями, подводя их к пониманию,
запоминанию и повторению учебного материала.

Учащиеся
самостоятельно решают упражнения, предлагаемые электронным
учебным комплексом, при этом в ходе решения
предполагается контроль над действиями учащихся, их корректировка, а
также систематическое побуждение к самоконтролю с помощью компьютера.

Выбор контроля
(текущий и итоговый) зависит от характера проверки. Для отработки
навыков восприятия учебного материала на слух возможна система
математических диктантов, в которых озвучены небольшие тексты,
заключающие сконцентрированные слова или предложения на определенное
правило. Учащемуся нужно вставить в текст пропущенные слова, цифры
или знаки. Основным видом контроля является избирательное
тестирование (альтернативное, перекрестное, множественного выбора, на
систематизацию, на припоминание и дополнение): каждому вопросу
предлагается несколько ответов на выбор, ученик должен найти среди
них правильный. Итоговый контроль проводится в форме
«Экспресс-контроля» по всей изученной теме в нескольких
вариантах. Снимая проблемы технического характера, учащиеся выполняют
упражнения, а учитель наблюдает за работой класса, отвечает на
возникающие вопросы.

Тесты являются методами
контроля освоенности материала, они позволяют выдать рекомендации по
устранению пробелов в знаниях, а при соответствующей направленности
обучающей программы помочь в их устранении. Тестирование как неявная
форма диалога учащегося с учителем обеспечивает психологическую
комфортность и индивидуализацию процесса контроля, учитывающую
личностные характеристики ребенка. Тестирование можно рассматривать
как одну из форм образования, опирающуюся на базу знаний конкретного
ученика.

Разработанные
электронные учебные комплексы имеют возможность проводить
автоматизированный тестовый контроль. Преимуществом такого контроля
является оперативность, что позволяет освободить время учителя от
проверки результатов тестирования. Оценка выставляется объективно,
исходя из полученных ответов, что исключает влияние мнения учителя об
учащемся. Компьютерное тестирование обеспечивает высокую пропускную
способность и т.д. Кроме того, использование компьютера в качестве
инструмента для контроля прививает навыки использования
информационных и коммуникационных технологий как учащимся, так и
учителю, создающему и проводящему тестирование. Тестируемый подчас
испытывает больший психологический комфорт от общения с электронным
учебным комплексом, нежели с учителем. Компьютерное тестирование
применяется, как правило, для проведения текущего и промежуточного
контроля.

Для создания
модели диагностирования тестами целей обучения использовано известное
положение о том, что педагогическая модель знаний является, как
правило, линейной структурой, которую можно представить в виде
совокупности последовательно взаимосвязанных модулей знаний. Каждый
модуль предполагает входную информацию из других модулей и генерирует
новые понятия и свойства данного модуля. Модульное представление
знаний помогает организовать четкую систему контроля с помощью
компьютерного тестирования, поскольку допускает промежуточный
контроль (тестирование) каждого модуля и итоговый контроль по всем
(нескольким) модулям. Изучение каждого очередного модуля знаний
приводит к достижению определенных целей обучения. Модель
диагностирования достижения целей обучения может быть представлена в
виде модели предметной области, дополненной структурой
диагностирования целей обучения (тестами). Структура (модель)
диагностирования отражает виды контроля (входной, текущий, итоговый,
внеплановый), время и порядок проведения в соответствии с
представленной модульной структурой курса, глубину уровней
тестирования.

Основными
этапами использования педагогических тестов для диагностирования
целей обучения являются следующие:

  1. Перед
    изучением дисциплины оценивается подготовка учащихся. Данное
    диагностирование позволяет выявить начальный уровень их подготовки
    (глубина изучения предмета на различных этапах обучения),
    скорректировать намеченную программу изложения базового курса. Как
    правило, для этой цели используются закрытые тесты, ориентированные
    на проверку остаточных знаний учащихся по математике.

  2. В процессе
    изучения темы проводится текущее диагностирование достижения целей
    обучения. Данное диагностирование проводится тестовыми заданиями
    трех уровней. Это позволяет: проводить уровневую (балловую)
    дифференциацию знаний учащихся; осуществлять обратную связь с
    содержанием курса; регулярно проводить индивидуальный контроль
    достижения целей обучения каждым учащимся; выявлять из них наиболее
    успевающих и привлекать к работе на факультативах; разрешать
    индивидуальное обучение учащихся по курсу; своевременно выявлять
    слабоуспевающих учащихся и поддерживать оперативный контакт с
    учителем; не допускать явного отставания в изучении учебного
    материала.

Текущее
диагностирование может проводиться на практических и групповых
занятиях, после уроков и т.д. Тесты уровня предлагаются для диагностирования
достижения учащимися минимально допустимого уровня обучения. При
диагностировании у учащихся знаний ниже оцениваемого уровня (есть,
неправильные ответы при тестировании) выдаются рекомендации: а)
учащемуся повторить
изучение пройденного материала; б) учителю выяснить по каким причинам произошло
отставание в изучении темы. Причины могут быть и объективными,
например, болезнь, семейные и иные обстоятельства, в результате чего
учащийся пропустил все занятия по данной теме и т.д.

Если на тесты
уровня
учащийся успешно ответил, то ему предлагаются тесты уровня сложности. При отрицательном
результате знания тестируемого оцениваются на балла и ему выдаются рекомендации. Если же
2-ой уровень сложности тестирования успешно пройден, то учащийся
отвечает на тесты уровня
сложности. При отрицательном результате ему выставляется оценка в балла, при положительном баллов. Если учащегося не устраивают
итоги текущего диагностирования, он может после дополнительного
изучения материала повторить тестирование.

  1. После
    изучения раздела проводится итоговое диагностирование. По
    результатам его выполнения оценивается уровень усвоенного материала
    данного раздела в целом и его успешность. Под усвоением раздела на
    определенном уровне понимается достижение целей обучения по данному
    разделу курса каждым обучаемым. Итоговое диагностирование по
    разделам проводится тестами трех уровней, выявляются слабо и успешно
    успевающие учащиеся и конкретизируется индивидуальная работа с ними.
    По результатам также оценивается эффективность выбранной технологии
    обучения.

  2. В завершении
    обучения проводится итоговое диагностирование. Диагностирование на
    экзамене проводится тестами одного уровня сложности. Как правило,
    учащиеся, не прошедшие этот уровень тестирования, получают
    неудовлетворительную оценку и им рекомендуют повторить материал,
    остальные сдают далее экзамен в индивидуальном порядке учителю.

Таким
образом, появление и совершенствование тестовых компьютерных
технологий снимает существовавшие ранее препятствия по доступу к
информации, позволяет сделать обучение массовым, оптимизировать и
скорректировать данный процесс посредством автоматизированного
контроля за результатами образовательного процесса в учебном
заведении

Исходя из
вышеизложенного можно отметить, что использование электронных учебных
комплексов в процессе обучения математике в средней школе позволяют
реализовать следующие методические цели их применения: формирование
представлений функциональной зависимости в условиях интерактивного
взаимодействия; формирование умения составлять числовые и буквенные
выражения, преобразовать их, используя формулы; построение различных
экранных объектов по заданным параметрам; возможность исследования
математических моделей на экране; многократно изменяя заданные
параметры; осуществления контроля и самоконтроля учащихся.

Литература:

1. Гузеев В.В.
Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование. 127 с.

2. Кравцова
А.Ю. Об изменениях в системе школьного образования при переходе к
информационному обществу. Ученые записки. Выпуск М.: ИИО РАО.с.

3. Мартиросян
Л.П. Роль ИТ в развитии познавательного интереса в личностно
ориентированном обучении математике Ученые записки ИИО РАО. Выпуск с.

4. Никонова
Н.В. Применение информационных технологий при изучении математики в
классах
общеобразовательных школ.// Ученые записки. Выпуск -М.: ИИО РАО, с.

СВ. Концепция реализации
личностно ориентированного обучения при использовании информационных
и коммуникационных технологий. М.: Про – пресс,

6. Педагогика:
педагогические теории, системы, технологии Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, с.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, учебный материал, учитель, учебная информация, комплекс, урок математики, процесс обучения, ученик, электронный учебный комплекс, индивидуальная работа.

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, дистанционное обучение.

Сегодня дистанционное обучение рассматривается, как одна из форм организации образовательного процесса и предписывается в федеральных образовательных стандартах, в том числе и во ФГОС 3++, для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Хотя возможности применения электронного обучения или дистанционных образовательных технологий достаточно широки. К таким возможностям можно отнести обеспечение образовательного процесса студентам, которые по различным причинам не могут посещать занятия, например, спортсменам, находящимся на сборах, пропускающим занятия по болезни, да и просто организация самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины и самообразования.

Дистанционное обучение не будет успешным без:

− предварительного проектирования учебного процесса, методического его обеспечения;

− подготовки педагогов-тьюторов, которые будут вести обучение в дистанционной форме;

− учета психологических особенностей взаимодействия в сетях;

− умелое использование современных педагогических технологий.

И это лишь отдельные, далеко не исчерпывающие детали организации учебного процесса в дистанционной форме, где происходит систематический контакт студента с преподавателем и другими студентами.

А одним из способов организации дистанционного обучения является использование электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).

Электронный учебно-методический комплекс в сущности представляет собой учебно-методический комплекс реализуемый в электронной обучающей системе. ЭУМК предоставляет возможность: своевременно обновлять обучающую информацию; разбить информацию на смысловые части по уровню сложности; применять аудио, видео, графическую информацию, так же схемы и чертежи; применять гиперссылки на другие источники информации. Также ЭУМК в основном направлен на самообучение, самооценку обучающихся, хоть и имеет возможность осуществления обратной связи с преподавателем, который координирует и направляет деятельность обучающегося.

Согласно положению Министерства образования и науки РФ «об учебно-методическом комплексе дисциплины»: «учебно-методический комплекс дисциплины — это совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов, необходимых для организации и осуществления учебного процесса, на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности (направления)».

В структуре УМК выделяются три основных блока:

Программно-планирующий блок состоит из Федерального государственного образовательного стандарта учебной дисциплины, учебного плана по специальности, рабочей программы учебной дисциплины, профессионального модуля, рабочего учебного плана, графика учебного процесса.

Учебно-методический блок включает в себя методические рекомендации по изучению дисциплины, теоретическую часть содержания дисциплины (учебник, учебное пособие, курс лекций), практикум/лабораторный практикум, справочник (глоссарий), систему тренинга и контроля.

Ресурсно-сопровождающий блок — широкий спектр методических материалов и средств обучения, позволяющих оптимизировать процесс обучения. Может включать в себя: структурно-логические схемы; опорные плакаты, таблицы и пр.; раздаточный дидактический материал; фонды заданий, включая тестовые; модели педагогических технологий: деловых ситуаций («кейсы»), фокус-группы, мастер- классы и др. электронные аналоги элементов учебно-методического блока; демонстрационные материалы; презентации, слайды; аудио/видео материалы; законодательные и нормативные акты; образовательные интернет-ресурсы и др.

Основываясь на структуре и основных компонентах УМК, создаются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые в процессе применении их в обучении, предоставляют новые возможности для организации образовательного процесса и самостоятельной работы обучающихся, а также для реализации дистанционного обучения.

Таким образом, ЭУМК представляет собой совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной обучающей среды, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для овладения обучающимися профессиональными компетенциями.

Анализ этапов разработки электронного учебно-методического комплекса выделенных разными авторами позволил выявить следующие этапы: создание концепции, структуры и содержания ЭУМК; подготовка программного обеспечения ЭУМК и размещение его в обучающей системе; экспертиза и оценка качества.

Так же при разработке ЭУМК необходимо учитывать такие дидактические принципы как: принцип целостности, научности, связи обучения с практикой, систематичности, доступности, наглядности, прочности усвоения знаний, сознательности обучения. Методические принципы модульности, вариативности, паритетности, стереоскопичности и открытости.

На основе выделенных этапов был разработан электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологи и педагогика» и размещен в обучающую систему Moodle Санкт-Петербургского государственного университет промышленных технологий и дизайна. Данная дисциплина преподается для практически всех направлений подготовки, по которым обучаются студенты университета. Объем дисциплины составляет 72 часа, из них 34 часа аудиторной нагрузки и 36 часов самостоятельной работы студентов. Весь учебно-методический материал распределялся по неделям и по видам деятельности. Так теоретический материал представлялся в виде лекций и презентаций к ним, сопровождался видеоматериалами, посвященными различным феноменам психологии и педагогики. Практические задания к каждой изучаемой теме представлялись в форме рабочей тетради, а также, в конце каждого занятия предлагались контрольные практические задания и тест для проверки теоретических знаний. Самостоятельная работа студентов, разрабатывалась аналогичным образом, только по темам, которые выносились на самостоятельное изучение.

По результатам проведенной работы были выделены следующие особенности разработки и применения ЭУМК как средства реализации дистанционного обучении.

− Разработка ЭУМК имеет поэтапный характер. А именно необходимо прохождение основных этапов: Подготовительного этапа — в котором создается теоретическая основа учебного комплекса, разрабатывается концепция, на основании которой формируется цель, ставятся задачи; определяется объем курса. Программного этапа — необходимого для выбора обучающей системы, её обоснования и размещение в ней ЭУМК. Заключительного этапа — апробации ЭУМК в процессе обучения.

− Содержание ЭУМК формируется на основе ряда принципов: от простого к сложному, наглядности, модульности, доступности.

− Для реализации ЭУМК необходим выбор обучающей платформы.

− Для оценки эффективности применения ЭУМК необходима разработка критериев и проведение апробации.

  1. Токаревских Н. А. Учебно-методический комплекс: основные характеристики и возможная структура / Н. А. Токаревских / /Методическое обеспечение образовательного процесса как ведущая функция методиста дополнительного образования. — 2013.
  2. Шабанов, А. Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития монография / А. Г. Шабанов — Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2009. — 284 c.
  3. Шалкина, Т. Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов / Педагогическая информатика. — 2008. — № 1. — с. 27–33.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, электронный учебно-методический комплекс, образовательный процесс, учебный процесс, обучающая система, самостоятельная работа студентов, учебная дисциплина, дистанционная форма, обратная связь, учебно-методический блок.

  • Ангелина Видеман

    зам.директор учебного центра “Прогресс”

    Выражаем искреннюю признательность и благодарность сотрудникам компании «Комплектант» за реализацию проекта по оснащению нашего учебного Центра комплексом технических средств для робототехники. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

  • Руслан Рафудинов

    Благодарим интернет-магазин Комплектант за организацию доставки в Новосибирскую область крупной партии интерактивного оборудования. Особенно хочется отметить неизменно высокий уровень качества сервиса и готовность к сотрудничеству, грамотное взаимодействие и чёткую скоординированную работу. Желаем компании новых профессиональных успехов, стабильного процветания!

  • Владимир Алексин

    зам.директор института МТУСИ

    Приобретали интерактивные панели TEACHTOUCH для учебных аудиторий на сайте компании «Комплектант».

    Хотели бы выразить свою благодарность всему коллективу данной компании, поскольку наше сотрудничество позволило обеспечить качественно новый уровень образовательного и научно-исследовательского процесса. Внимательность, ответственность и высокий профессионализм сотрудников заслуживают самой высокой оценки.

  • Виктория Акимова

    исполнительный директор ДОУ “Вектор”

    Нашему дошкольному учреждению довелось тесно и плодотворно сотрудничать с компанией “Комплектант”. Заказывали мебель для ДОУ и оборудование для логопедического кабинета. Товар поставлен оперативно. Специалисты компании продемонстрировали высокий уровень подготовки и компетентности. Выражаем огромную благодарность и желаем  компании больших успехов

Зачем нужен учебный мультимедийный комплекс в школе?

Зачем нужен учебный мультимедийный комплекс в школе?

Учебный мультимедийный комплекс – готовое интерактивное решение для обеспечения наглядности в образовательном процессе. В состав комплекта входит рабочее место преподавателя и интерактивная проекционная система. Управление работой комплекса осуществляется одним касанием через оригинальное ПО на сенсорной панели планшета преподавателя. Независимо от комплектации и технических характеристик, все модели имеют стандартный пользовательский интерфейс.

Рабочее место преподавателя

Учитель получает комфортное и просторное рабочее пространство в виде стильного стола с установкой мультимедийного оборудования. Все внешние устройства (дополнительные компьютеры, съемная память, ридеры дисков) подключаются с помощью встроенного адаптера. 

В стандартную комплектацию учительского рабочего места, помимо стола, включены:

  • Персональный компьютер;
  • Оригинальная система управления;
  • Источники подключения;
  • Интерактивный планшет – персональный монитор учителя;
  • Акустическое оборудование;
  • Документ-камера;
  • Система контроля знаний;
  • Система управления освещением и создания видео связи.

Преподаватель управляет процессом демонстрации с помощью беспроводного графического планшета или компьютера, которые находятся в свободном доступе. Системный блок для компьютера монтируется в скрытой тумбе стола, он не требует постоянного доступа, так как включается в автоматическом режиме в момент запуска системы управления.

Для защиты дополнительного оборудования, системы управления мультимедийного комплекса рабочее место преподавателя оснащено надежным роллетом. Это съемный пластиковый каркас со встроенным замком для защиты техники.

Проекционная система

Демонстрационный модуль состоит из интерактивной доски, проектора с поддержкой стереоизображения и штатива с электроприводом для изменения высоты. Проекционное оборудование монтируется в непосредственной приближенности к поверхности интерактивной доски. Правильное подключение позволяет избежать эффекта искажения изображения, убрать тень в рабочей зоне и снизить нагрузку на глаза у зрителей.  

Как используется учебный мультимедийный комплекс в школе?

Современные требования ФГОС и мировые образовательные стандарты призывают преподавателей активно задействовать методы демонстрации, наглядности и визуальности на уроках по любым предметным дисциплинам. Особенно наглядность потребуется при изучении наук, в рамках которых рассматриваются абстрактные явления, природные процессы, четкие законы и теоремы, проводятся сложные вычисления, а также изучаются объекты, которые недостижимы в режиме реального времени.

Важной функцией школьного мультимедийного комплекса является запуск системы опроса школьников. Учитель контролирует качество усвоения теоретического материала, проверяет уровень знаний в режиме реального времени. За счет специального оборудования преподаватель может интегрировать документацию и печатные наглядные материалы через мультимедийный комплекс.

Демонстрация картинок, презентаций, видео фильмов и аудио файлов позволяет быстро и четкое объяснить теоретический материал, наглядно показать связи между конкретными явлениями и смоделировать цепочку возникновения различных процессов.

Помимо стандартных уроков из школьной программы, мультимедийный комплекс пригодится в следующих учебных форматах:

  • Внеклассные занятия, предметные секции и факультативы;
  • Углубленное изучение предметов для подготовки к экзаменам, олимпиадам;
  • Индивидуальная или групповая исследовательская работа учеников;
  • Проведение презентаций научных проектов, докладов школьников и преподавателей;
  • Организация методических совещаний, конференций и форумов для педагогического коллектива;
  • Проведение развлекательных мероприятий;
  • Контроль знаний школьников;
  • Организация видео конференций;
  • Подготовка преподавателей к проведению уроков.

Функциональные преимущества школьных мультимедийных комплексов

Готовый мультимедийный комплекс для общеобразовательной школы позволяет полностью решить любые вопросы наглядного сопровождения учебного и внеклассного процесса. Увлекательные способы демонстрации графической, видео, аудио, анимационной информации превращают уроки в интересное и захватывающее путешествие в мир науки.

Основная задача комплекса – сделать учебный процесс эффективным, привлечь внимание школьников к конкретной предметной дисциплине, повысить уровень мотивации учеников, ускорить процесс проверки знаний и сделать контроль успеваемости объективным, облегчить работу преподавателей.

Есть заявка? Хотите скомплектовать класс? Подберем всё оборудование и мебель.

Библиографическое описание:

Кузьменко, А. В. Перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования / А. В. Кузьменко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 202-203. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2767/ (дата обращения: 10.06.2023).

Использование
в деятельности школы, в том числе и начальной, информационных
технологий педагогического и управленческого назначения является
составной частью общего процесса информатизации образования.

  • Учителя:
    сокращение времени на подготовку к урокам, ведение отчетной
    документации по ученикам, эффективный контроль за успеваемостью
    учащихся, профессиональный рост, рост заработной платы в условиях
    перехода на новую систему оплаты труда за счет использования
    передовых информационных технологий в учебной деятельности;

  • Ученика:
    формирование навыков самообучения, самоконтроля, развитие
    творческого потенциала, организация дистанционного обучения для
    детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • Родителей:
    своевременное получение информации об успеваемости своего ребенка,
    контроль выполнения домашних заданий, информация о родительских
    собраниях, замечания учителей.

В
настоящее время информатизация образования развивается на основе
компьютерных технологий. Пакет программ «Электронная школа»
не исключение, он, призван облегчить труд педагогов и учащихся,
помочь родителем следить за успеваемостью и посещаемостью своего
ребёнка. В настоящее время программно-технологический комплекс
«Электронная школа» внедрен как опытная программа на базе
лицея № 67 г. Иваново, но в дальнейшем, данным комплексом
программ планируется обеспечить все учебные заведения страны.

Программно-технологический
комплекс «Электронная школа» позволяет
общеобразовательным учреждениям любого профиля организовать в полном
объеме электронный документооборот.
Данный комплекс разработан компанией «Формоза» совместно
с федеральным разработчиком программного обеспечения для системы
образования ООО «Хронобус».

Целью комплекса является
повышение эффективности образовательного процесса за счет внедрения в
образовательном учреждении новых высокотехнологичных методов работы.

  • планирования, организации
    и управления учебным процессом;

  • администрирования
    деятельности образовательного учреждения;

  • обеспечения содержания
    учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами.

Эти
информационные системы и информационные модули дополнительного
обеспечения представляют собой конкретные программные приложения,
установленные на едином сервере баз данных, каждое из которых решает
свои специфические задачи:

ЦОР очень красочные,
изложены в доступной форме, именно, поэтому программный продукт 1С:
Образование очень активно используют на урок учителями в начальной
школе. Данный программный продукт помогает донести до детей материал
в более простой, красочной и доступной в форме, что очень важно для
детей младших классов.

Программа 1С:
ХроноГраф Школа 2.5 позволяет
создавать портфолио учащегося, в которое входят разделы:
учебно-исследовательские проекты, участие в олимпиадах и
дополнительное образование, так же есть возможность прикреплять
работы учащихся.

Программно-технологический
комплекс «Электронная школа» представляет собой единую
среду ведения электронного документооборота, которая помогает быстро
и качественно работать всему персоналу школы, вести различные
ведомости, текущие отчёты. Данный комплекс призван помочь не только
учителю, ученику, но и родителям. Информационная система 1С:
Образование 4 обеспечивает совместную работу учителя и ученика с
различными цифровыми образовательными ресурсами, что развивает у
учащихся уровень компьютерной грамотности.

    1. Закон
      «Об информации, информатизации и защите информации». –
      Н.: Сибирское университетское издательство, 2007.

    2. Каймин В.А. Основы
      информатики и вычислительной техники. – Просвещение, 1990.

    3. Концепция
      содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и
      образование. – 2000. – №2. – С. 17–22.

    4. Концепция структуры и
      содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) //
      Первое сентября. – 1999. – №88. – С. 2.

    5. http://new.f-centre.ru/edu/auto/e-school/ – Сайт компании

    6. http://www.chronobus.ru/
      Сайт компании ООО «Хронобус» Управление школой.

    7. http://blog.kremlin.ru/post/61/transcript
      Сайт «Видеоблог президента России».

    8. http://www.1tv.ru/news/social/152929
      Сайт «Первого канала. Новости. Наука учить и учиться».Электронный образовательный комплекс в школе и перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образованияЭлектронный образовательный комплекс в школе и перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования

Основные термины (генерируются автоматически): Электронная школа, учебный процесс, образовательное учреждение, программный продукт, учебное заведение, иваново, Образование, образовательный процесс, программно-технологический комплекс, начальная школа.

Применение электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в обучении создает принципиально новые инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности.

Изменяются функции преподавателя и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса. Самостоятельная работа детей наиболее эффективна в такой форме, где обучающийся выступает как активно действующая личность. Значит, нужно внедрять такие методики и подходы, которые развивающих такие формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся.

Еще одним следствием увеличения доли самостоятельной работы в обучении становится необходимость постоянного контроля процесса обучения. Говоря языком образовательных стандартов, за счет снижения звонковой нагрузки должна быть увеличена доля контролируемой самостоятельной работы обучающихся. Следовательно, у преподавателя акцент смещается от проведения «контактных» занятий к разработке заданий на самостоятельную работу и на контроль «контролируемой самостоятельной работы». При этом общая трудоемкость освоения образовательной программы не должна измениться. 

Лицензия на 12-месячный доступ к электронному учебному методическому комплексу на не менее 34 уроков для преподавателей с методическими рекомендациями, технологическими картами уроков и раздаточными материалами для учеников 5-7 лет по дисциплинам:

  • Креативное программирование
  • Мобильная робототехника
  • Введение в интернет-вещей и умный дом
  • 3D-прототипирование и 3D-печать