Библиографическое описание
Малюский, С. А. Институционально-правовые основания партнерства государства и бизнеса в сфере цифровизации / С. А. Малюский. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 3 (25). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/169/5348/ (дата обращения: 10.06.2023).
В статье показаны институционально-правовые основания развития цифровизации с помощью государственно-частного партнерства как средства обеспечения посткризисного экономического развития и безопасности.
Ключевые слова: цифровизация, государственно-частное партнерство, институционально-правовые основания.
Экономический спад производства, вызванный пандемией COVID-19, со всей очевидностью показал современные возможности экономики и бизнеса выживать в непривычных обстоятельствах. Как свидетельствует еще не завершившийся период пандемии, выживает тот бизнес и некоммерческие организации, которые смогли применить информационно-коммуникационные технологии (IT), потенциал цифровизации в дистанционной организации работ или, говоря журналистским языком, работать на «удалёнке».
1) Федеральные законы ориентированы на инфраструктуру в привычном понимании, т. е. строительство и реконструкция недвижимости, но в то же время реализация проекта по созданию программного обеспечения не попадает под регулирование Федеральных законов;
2) Федеральные законы не в полной мере регулируют вопросы, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности, например: использование программного обеспечения с открытым исходным кодом, регистрация результатов интеллектуальной деятельности. Конечно, эти вопросы регулируются другими нормативными актами, однако отсутствие специфического регулирования на уровне профильной законодательной базы может привести к трудностям на стадии проектирования IT-проектов;
3) В отсутствии четко функционирующей процедуры определения инвестора, осуществляющего вложения в проект, со стороны публичных субъектов возможно затягивание процедур рассмотрения и отклонение заявок, поступающих от «нежелательных» организаций, что говорит о влиянии, в некоторой степени, политического подтекста на определение инвестора.
На вызовы по совершенствованию законодательства частично отвечает ФЗ № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (20.06.2018), который частично скорректировал указанные проблемы: информационные системы были признаны объектами концессионных соглашений и соглашений о государственно-муниципально-частном партнерстве. Данный закон также частично стал учитывать специфику реализации IT-проектов с использованием механизмов ГЧП.
Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, Российская Федерация, Россия, цифровая экономика, бизнес, внесение изменений, интеллектуальная деятельность, опыт пандемии, программное обеспечение.
Курсовая работа Оценка положения организации в рыночной среде наотчет по экономике.docxЭконометрика и методы моделирования в экономике.docxПрактическая по экономике.docxреферат по экономике.docxЭссе по экономике2.docxКР_Нематериальные блага как объекты гражданских прав.docxПрактическая работа по экономике. Иванова Е.А.docxКонтрольная по экономике5.docРоль Центрального Банка в экономике России.doc
Рейтинг стран по развитию электронного правительства14
Первое место принадлежит Дании, которая на протяжении многих лет занимает первую строчку рейтинга. Корея расположилась на 2-ом месте и замкнула тройку лидеров Эстония. Наилучший результат среди стран СНГв EGDI-2020 продемонстрировал Казахстан– 29-е место. По уровню развития электронного правительства Россия опережает Китай, который занял 45 место в списке.
На сегодняшний день Россия находится на четвертой стадии сетевого индекса (табл. 3), когда пользоваться большим количеством электронных государственных услуг, но участия в политической деятельности государства не принимают. Государство только информирует граждан о уже принятых управленческих решениях.
Фазы сетевого индекса15
оплачивать штрафы и услуги
Цифровая экономика характеризуется тем, что процесс размывания границ происходит не только между материальными и нематериальными благами, но и между частными и общественными. Поэтому возникает необходимость в уточнении смысла общественных благ с поправками на цифровую стадию развития экономики. Наличие характеристик неконкурентности и неисключаемости в потреблении, говорят о том, что цифровые блага могут считаться общественными.
Рассмотрение особенностей общественных благ, нахождение оптимальных вариантов обеспечения ими потребителей, анализ возможности замещения общественных благ частными принципиально важны для обоснования социально-экономической политики государства.
Общественные блага представляют собой товары и услуги, которые направлены на удовлетворение потребностей населения на безвозмездной основе, то есть за счет финансирования государственными средствами. К общественным благам можно отнести дороги, образование, здравоохранения услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами, внешняя и внутренняя безопасность, социальное обеспечение и страхование и т.д.
Государственное финансирование чаще целесообразно в тех случаях, когда предоставляемое благо неконкурентно или порождает значительные внешние эффекты, а также в том случае, когда целью осуществляемой политики является перераспределение доходов. Государственное финансирование может быть согласовано с принципом получаемых выгод, но обычно осуществляется в соответствии с принципом способности платить. Вопрос может решаться различным образом в зависимости от наличия и масштабов общественного производства к моменту принятия решения. Если производство в государственном секторе уже осуществляется, может существовать неиспользованная экономия от масштаба, так что предельные издержки на дополнительную производственную деятельность могут быть низкими.
Также в ряде случаев значительная асимметрия информации служит аргументом для осуществления всех этапов предоставления благ именно в общественном секторе. Кроме того, производство в частном секторе может в некоторых случаях наделять тех, кто осуществляет над ним контроль, экономической властью. Если частное производство сопровождается попытками получить доступ к избыточному с точки зрения конституции политическому влиянию, это тоже может повлиять на выбор общества. Монопольная или монопсоническая власть на некоторых рынках может приводить к негативным с точки зрения общества последствиям, и производство таких товаров и услуг лучше сохранять под общественным, а не частным контролем. Разумеется, насколько этот аргумент значим, зависит от совокупности сложившихся в обществе представлений и предпочтений, а также от институциональных особенностей общества.
Эффективность функционирования сферы воспроизводства общественных благ является исходной задачей. Решение ее позволяет сформировать основные требования к производству и предоставлению общественных благ и на этой основе определить направления достижения максимальной производительности и экономичности использования ресурсов.
Рассматривая роль государства в воспроизводственном процессе, можно отметить, что его экономическая деятельность представляет собой производство общественных благ разных видов в условиях ограниченной рациональности индивидов, борьбы индивидуальных и групповых экономических интересов, воздействию которой подвержены все экономические субъекты, положительных трансакционных издержек и непрерывного процесса конкуренции и развития институтов.
Перенос рыночного механизма в такие области как здравоохранение, образование, фундаментальные научные исследования, может привести к стратегическим ошибкам в будущем. Стремление получить сиюминутную прибыль мешает перспективному видению и в дальнейшем может обернуться потерями.
Исходя из вышеизложенного, целесообразно рассматривать производство общественных благ в качестве глобальной экономической функции государства в воспроизводственном процессе. Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Гагарина Ю.А.Институт социального и производственного менеджмента
Кафедра «Отраслевое управление и экономическая безопасность»
на выполнение курсовой работы
Студент Черкасова Алена Геннадьевна группа С1-ЭБЗипуэ-42_____________
38.05.01 Экономическая безопасность«Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
Дисциплина ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
Тема курсовой работы Общественные блага в рыночной экономике_____________________________
Руководитель: Мурыгина Н.В., к.э.н. доц.,
______________________________(в соответствии с задачами курсовой работы):
1. Рассмотреть теоретические аспекты общественных благ в рыночной экономике
Определить понятие и классификацию общественных благ
Раскрыть роль общественных благ в рыночной экономике
Провести анализ основ общественны благ в рыночной экономике в России
2.1. Рассмотреть государственное регулирование общественных благ
Выявить проблемы и пути решения финансирования общественных благ
Рассмотреть общественные блага в условиях цифровизации экономики
Задание выдал: Задание принял:______________________________ __________________________
(подпись руководителя курсовой работы) (подпись студента)Дата ________________
1 Платон Государство. – М.: АСТ, 2017. – 448 с.
2 Samuelson P.A. The Pure Theory of Publik Expenditure // Review of Economics and Statistics. 1954. Vol. 36. №4. P. 387-389.
3 Самуэльсон, П. Э. Экономика: учеб. пособие: пер. с англ. / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. – 16-е изд. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. С. 112.
5 Формальная логика: учебник. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1977. С. 90.
7 Купрюхина, Л. И. Роль общественных благ в экономике начала ХХI века / Л. И. Купрюхина, П. А. Орлов // Инновации в гражданской авиации. 2018. Т. 3. № 1. С. 55.
8 Князькова, Н. Е. Роль и значение общественных благ в экономике / Н. Е. Князькова, В. А. Танеева // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы : Сборник статей по материалам молодежной конференции Ивановского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. Экономический Форум 2019, Иваново, 17–19 апреля 2019 года. – Иваново: АО “Информатика”, 2019. С. 96.
9 Ахинов Г. А. Экономика общественного сектора / Г. А. Ахинов, Е. Н. Жильцов. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 56.
10 Дьячкова А. В. Экономика общественного сектора. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. С. 112.
11 Леонтьева А. Г. Экономика общественного сектора / А. Г. Леонтьева, О. Е. Токарева. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. С. 89.
12 Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли / Ю.М. Акаткин, О.Э. Карпов, В.А. Конявский, Е.Д. Ясиновская // Бизнесинформатика. 2017. № 4 (42). С. 17–28.
13 Дьячкова, А. В. Экономика общественного сектора : учеб. пособие / А. В. Дьячкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 120.
14 Аникина, Е.А. Экономическая теория: учебник / Е. А. Аникина, Л. И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. С. 78.
15 Чумаченко А.П. Значение электронного правительства для развития общества / А. П. Ивонина // Электронный научный журнал «ГосРег». 2019. №1. С. 100.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
C.Ä. Мельков, В.О. Микрюков
СТАНОВЛЕНИЕ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ»
В статье анализируются основные результаты деятельности научной школы «Государственная политика и управление», созданной в Академии гражданской защиты МЧС России. Выявлено, что за небольшой для науки период времени представителями научной школы сделаны значительные шаги по развитию теории государственной политики и практики управления. Авторы статьи излагают собственные мысли о перспективах развития научной школы и её пользе для МЧС России и государства.
S. Melkov, V. Mikrukov FORMATION AND INTERMEDIATE TOTALS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SCHOOL “PUBLIC POLICY AND MANAGEMENT”
It is analyzed the core results of activity of scientific school “public policy and management” established in the Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia. It is revealed that for such a small for the science period the significant steps for development of the theory of public policy and management practice have been taken by the representatives of the School. The authors of this article state their own thoughts of perspectives of development of the scientific school and its advantage for the EMERCOM of Russia and the Russian Federation.
Мировое звучание имели научные школы А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, П.Л. Капицы и многих других российский ученых. Они обеспечили подъём, славу и мировой уровень отечественной науки. Исследователи отмечают, что сформировавшийся в XX веке в мировой науке системный подход во многом исходил из практики российских научных школ. Научные школы – это не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях,
сколько неформальные коллективы. Являясь ядром научного сообщества, научные школы фактически являются значимым элементом гражданского общества.
1. Министерство образования и науки РФ объявляет конкурс на право получения грантов Президента Российской Федерации для господдержки ведущих научных школ Российской Федерации. Организатором конкурса является Минобрнауки России.
2. Выделение грантов Президента Российской Федерации для господдержки ведущих отечественных научных школ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских учёных -кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
В Академии гражданской защиты МЧС России. Известно, что в соответствии с новыми требованиями к качеству высшего образования, одним из современных аккредитационных показателей вуза является эффективность работы в нём научных школ. Поэтому более двух лет назад на базе гуманитарного факультета Академии гражданской зашиты МЧС России по инициативе авторов этой статьи и заместителя начальника Академии (проректора) по научной работе кандидата военных наук, доцента В.Г. Полевого была создана научная школа «Государственная политика и управление». За прошедшее время организаторам научной школы удалось сделать немало (об этом подробнее речь пойдет далее). Однако в начале статьи поразмышляем, почему мы посчитали нужным создать именно эту научную школу.
Во-первых, на тот момент наибольшее количество выпускников гуманитарного направления Академии составляли студенты (и слушатели), обучающиеся по специальности, направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Пропорции примерно сохраняются до сих пор: количество выпускников по этой специальности, направлению подготовки превышает количество обучающихся по другим направлениям двух факультетов (гуманитарного и факультета заочного обучения).
В-третьих, мы с первого дня не забывали о желании лицензировать такое направление подготовки, как «Политология» (профиль подготовки «Аналитика в кризисных ситуациях»). Очевидно, на наш взгляд, что в аналитиках нуждается МЧС России. Кроме того, мы планировали в перспективе открыть в Академии диссертационный совет по таким научным направлениям, как 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» и 23.00.06 «Конфликтология». В таком диссертационном совете, полагаем, тоже нуждается МЧС России.
В-четвёртых, с момента создания в Академии гуманитарного факультета нам было понятно, что более одной научной школы факультет не потянет. Поэтому «застрельщиком» её создания должна была выступить кафедра с самым мощным научным потенциалом. Сегодня это кафедра государственного и муниципального управления, на которой работает пять докторов наук (из них три доктора политических наук: Гуськов Ю.В., Кошкин А.П., Мельков С.А.). И ещё на этой кафедре работают 9 кандидатов наук (из них два кандидата политических наук: Забузов О.Н., Перенджиев А.Н.). На этой кафедре обучаются четыре аспиранта и девять соискателей (без освоения программы аспирантуры) учёной степени кандидата философских и политических наук. Кроме того, высок научный уровень гуманитарного факультета в целом. Так, на момент написания статьи (январь 2015 года) на факультете вели педагогическую, научную и методическую деятельность 16 докторов и 48 кандидатов наук, из них 14 педагогов имеют учёное звание «профессор», а звание «доцент» присвоено 35 сотрудникам.
В-пятых, очевидно, что в таком государственном вузе, как наша Академия, именно государственная политика должна стать основным объектом и предметом научного осмысления. При всей банальности такого утверждения, у нас до сих пор нет ощущения, что весь научно -педагогический состав Академии понимает мотивы, которыми руководствовались создатели научной школы «Государственная политика и управление». Об этом свидетельствует периодически возникающие в кулуарах и во время различных научных форумов дискуссии между педагогами.
В-шестых, удалось наладить солидные научные связи с такими ведущими вузами страны, как Московский государственный технический университет им Н.Э. Баумана, Московский государственный областной университет, Военный университет Минобороны РФ, Военно-технический университет Минобороны РФ, Российский государственный социальный университет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московский государственный институт культуры и др. Сотрудничество с вузами помогло становлению научной школы, а научно-педагогический состав (НПС) и студенты Академии многократно были отмечены на конференциях, семинарах, форумах по гуманитарной проблематике.
В-седьмых, преподаватели гуманитарного факультета накопили значительный опыт продуктивного взаимодействия с такими подразделениями МЧС России, как Управление организации информирования населения, Национальный центр управления в кризисных ситуациях, Центр стратегических исследований гражданской защиты, Департамент гражданской обороны и защиты населения, Департамент административной работы и правовой деятельности, Ногинский спасательный центр, Научно-техническое управление, Главное управление МЧС России по Московской области. Данное взаимодействие позволяет работать в интересах как МЧС России, так и других органов власти и управления. К тому же, как известно, наука без практики «мертва», и, зная это, НПС Академии в рамках данной научной школы полноценно работает не только над теоретическим осмыслением различных политических процессов, но и пытается привлечь теорию к осмыслению практики подготовки и принятия управленческих решений министерства.
Франция), присвоен международный стандартный номер для серийных онлайн-изданий (International Standard Serial Number): ISSN 2305-9125.
В-девятых, наука в вузе без внедрения её результатов в педагогический процесс бессмысленна. Поняв это, представители научной школы стали публиковать монографии, учебники, учебные пособия и т. п. под единой серией «Государственная политика и управление». Фактически, к началу 2015 года уже выпущено 20 учебно-методических трудов, где представлены результаты научных исследований представителей нашей научной школы.
Среди основных научных трудов в этой серии выделим несколько научных монографий: «Модернизация и реформы государственного управления в России: теоретический анализ», «Информационная политика МЧС России: теория и практика реализации», «Государственная политика в Российской Федерации: динамика перехода от управления к регулированию». Выпущены и активно используются в образовательном процессе такие учебные пособия, как «Основы социологии управления в организациях МЧС России (Гриф МЧС России), «Методы и методология проведения социологических исследований в организациях МЧС России», «Социальное прогнозирование», «Современные технологии прогнозирования и планирования» и др. Все они изданы в серии «Государственная политика и управление». В дальнейшем, мы полагаем, данная серия будет только наращивать как научный, так и учебный потенциал Академии.
На наш взгляд, очень важно, что сегодня в практику научной (а не только учебной) работы Академии прочно вошли создаваемые самими студентами учебные кейсы. Так, в 2014 году на Академическом конкурсе научных студенческих и курсантских научных работ по гуманитарной проблематике первое место заняли работы студенток гуманитарного факультета О. Ярковой и И. Куликовой. Примечательно, что они обе представляли на академический конкурс научных работ учебные кейсы собственной авторской разработки. Специально отметим, что до сих пор в Академии подобной практики ещё не было.
В рамках научной школы «Государственная политика и управление» в Академии ежегодно проводится до 6 факультетских научных конференций, где учёные могут обменяться опытом в исследуемых областях, определить тенденции развития науки в России и мире, передать знания молодым учёным, которые, конечно, тоже не стоят на месте. Представители научной школы «Государственная политика и управление» будут стремиться в будущем не только количественно увеличивать присутствие в научной среде, но и качественно, организуя международные конференции, круглые столы, симпозиумы и др. по проблематике школы.
Таким образом, в Академии сложилась необходимая методическая, организационная и научная база для системного развития научной школы «Государственная политика и управление». Далее изложим некоторые перспективные направления её дальнейшего развития в стенах нашей Академии.
Сегодня в политической сфере, кроме органов государственной власти и местного самоуправления, активно действуют многочисленные негосударственные институты: элитарные слои общества, политические партии, общественные организации, религиозные объединения, союзы предпринимателей, профсоюзы, научные ассоциации, независимые средства массовой информации, представительства международных и региональных организаций, институты семьи и брака.
В нашей стране сегодня нужны политические менеджеры, а их невозможно подготовить только в рамках такого направления подготовки, как «Государственное и муниципальное управление». Политический же менеджмент становится востребованным как особый вид управленческого взаимодействия, отличающийся стремлением одной стороны оказать воздействие на другую, не прибегая к насилию, принуждению, а действуя более гибкими методами и средствами.
В целях повышения эффективности государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС политологи МЧС России могут проводить прикладные исследования. С помощью прикладных исследований происходит уточнение текущих и перспективных целей, определяется эффективность распределения полномочий между различными государственными и общественно-политическими структурами, прогнозируются качественные изменения политической ситуации.
Политологи МЧС России в рамках прикладных исследований смогут определять пути предотвращения или разрешения социальных конфликтов и достижения необходимого обществу консенсуса, наработать для министерства технологии разрешения социальных кризисных ситуаций, повысить эффективность антикризисного управления.
Политологи и «пиарщики» окажут помощь чиновникам МЧС России в ведении переговоров с различными социальными группами. Политологи министерства могли бы разрабатывать модели переговорного процесса и на их основе выработать рекомендации действующим от МЧС России лицам относительно стиля их поведения в социальных ЧС, а пиарщики могли бы поддерживать необходимый уровень взаимодействия с различными группами общественности и, тем самым, повышать имидж министерства. Последний аспект крайне важен, на наш взгляд, и требует более детальной проработки и исследований.
Политологи могут оказывать действенную помощь административному аппарату МЧС России в выработке и принятии социально значимых решений.
Политологи МЧС России в своей деятельности смогут разработать структуру государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и в конечном итоге – разработать Доктрину обеспечения комплексной безопасности в Российской Федерации.
Действенную помощь могут оказать политологи в разработке кадровой политики МЧС
Особо важная роль возлагается на политологов в формировании антикоррупционной политики МЧС России.
2. Учёные гуманитарного и некоторых других факультетов будут последовательно готовить открытие при Академии диссертационного совета по политическим наукам по специальностям
4. Мы продолжим набор аспирантов и соискателей (выполняющих диссертационное исследование без освоения программы аспирантуры) по политическим и философским наукам. Скорее всего, подготовленные нами молодые кандидаты и доктора наук в будущем усилят научно-педагогический состав нашей Академии. Перечислим далее тематику выполняемых на кафедре государственного и муниципального управления диссертационных исследований:
«Социальная адаптация лиц, уволенных с военной службы как политическая проблема (на примере МЧС России)» (политические науки);
«Реформа в России как современный политический институт (на примере МЧС России)» (политические науки);
«Особенности образовательной политики в области безопасности (на примере МЧС России)» (философские науки);
«Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти как политическая проблема» (политические науки);
«Профессиональная ориентация в вузах Российской Федерации как политико-управленческая проблема (на примере МЧС России)» (политические науки);
«Модернизация системы образования в Российской Федерации: политические институты и технологии (на примере вузов МЧС России)» (политические науки);
«Социальные сети, как политический институт в России (на примере МЧС России)» (политические науки);
Социально-философские аспекты безопасности жизнедеятельности современного российского общества» (философские науки);
«Социальный риск: сущность, содержание, пути минимизации (социально-философский анализ)» (философские науки);
«Конституционализм и система российской власти» (юридические науки).
нужно чаще и постоянно проводить диспуты, различные «бои» (политбои, например), дискуссии, мастер-классы, кружки, викторины и т. д.
8. Не исключено, что Академии и МЧС России понадобится открытие новых направлений подготовки. Сегодня министерство, по нашему мнению, точно испытывает потребность в психологах, социологах-практиках и журналистах, специализирующихся на действиях в кризисных ситуациях.
Таким образом, становление научной школы «Государственная политика и управление» в Академии гражданской защиты МЧС России фактически состоялось. Основными акторами её развития являются педагоги-учёные, аспиранты и магистры, а также ищущие студенты-бакалавры.
Мы считаем, что развитие этой научной школы будет поддержано руководством Академии и министерства, поскольку в её эффективной работе все заинтересованы. Но для этого учёным и обучаемым нашей Академии есть смысл действовать в интересах этого федерального органа исполнительной власти.
Организационной основой развития научной школы «Государственная политика и управление» стал гуманитарный факультет и кафедры этого факультета. В рамках гуманитарного факультета постепенно соединяются образовательный и научный процессы с методической работой. Полагаем, что наша научная школа развиваться будет.
Электронный научный журнал ГосРег
“ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ “ГосРег: государственное регулирование общественных отношений”
(регистрация от 30.12.2014 серия Эл.№ ФС77-60447)
Наименование издания – «Электронный научный журнал «ГосРег: государственное регулирование общественных отношений».
Форма периодического распространения – сетевое издание.
Зарегистрировавший СМИ орган – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель – федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в форме военного образовательного учреждения высшего профессионального образования (141435, Московская обл., городской округ Химки, мкр. Новогорск)
Главный редактор – Мельков С.А.
Номера телефонов: 8 (498) 699-06-58, 8 (498) 699-06-05.
Адрес сайта – http://gosreg.amchs.ru.
Информация предназначена для лиц старше 16 лет.
Журнал научных публикаций«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал «Наука через призму времени» №11 (44) 2020
Статья просмотрена: 197 раз
Дата публикации: 11.11.2020
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
доктор экономических наук, профессор
Институт сферы обслуживания и предпринимательства
(филиал) ДГТУ в г. Шахты
В статье рассмотрены финансово-кредитные
методы государственной поддержки малого бизнеса в современных условиях. Данная
тема, на мой взгляд, является чрезвычайно актуальной и интересной, поскольку одной из главных тенденций российской
экономической политики является оказание помощи субъектам малого бизнеса для их
развития в будущем. Так же в статье были рассмотрены проблемы финансовых
методов государственной поддержки малого бизнеса. Данные методы имеют свои недостатки и нуждаются в модернизации,
поскольку малый бизнес в экономике страны играет немаловажную роль.
государственная поддержка, малый бизнес,
финансирование, кредит.
Рассмотрение финансово-кредитных методов
поддержки малого бизнеса в настоящее время представляет определенный интерес. В
российской экономике после введения санкций усилилась проблема повышения эффективности методов государственной поддержки бизнеса.
В современных условиях сформировался большой интерес к развитию
малого бизнеса в стране, так как количество данных субъектов с каждым годом
растет.
Для успешного развития и роста малого бизнеса
необходима прочная стабильная материальная база. Поэтому одной из главных
тенденций российской экономической политики является оказание помощи субъектам
малого бизнеса для их развития в будущем.
Активные малые и средние предприятия – признак развитой
современной экономики. В развитых странах сектор малого и среднего бизнеса в среднем обеспечивает
почти половину ВВП и существенно влияет на налоговые доходы государства. Кроме
того, малый и средний бизнес – это всегда новые рабочие места и, как правило,
активное внедрение инноваций. Большинство стран не одно десятилетие подряд
делают ставку на малые и средние предприятия, создавая им комфортные условия –
бизнесу доступны государственные гарантии, субсидии, льготные кредиты и другие
преимущества.
В России доля малого и среднего бизнеса в ВВП сейчас составляет
21,9%, но эта цифра достаточно условна. Сложности расчетов связаны в первую
очередь с недолговечностью существования малого бизнеса – часть компаний,
внесенных в реестр, который ведет Федеральная налоговая служба, могут оказаться
уже несуществующими. Более точный учет компаний и оказываемых им мер
государственной поддержки позволит вести Единый реестр малых и средних
предприятий – получателей поддержки.
Система государственной финансовой поддержки малого бизнеса
направлена на одновременное разрешение двух главных проблем:
· оказание непосредственной финансовой поддержки малому
предпринимательству;
Финансовое обеспечение малого
бизнеса осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства,
фондами субъектов РФ и муниципальными фондами, которые формируются ежегодно за
счет бюджетов всех уровней, доходов от собственной деятельности фондов,
добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных,
доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных
кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого бизнеса.
Фонды поддержки малого бизнеса на всех уровнях осуществляют
мероприятия финансированию хозяйствующих субъектов как:
Система государственной поддержки малого бизнеса имеет свои
недостатки, поэтому политика поддержки малого предпринимательства нуждается в
модернизации.
В системе малого бизнеса большую значимость приобретают проблемы финансово-кредитной поддержки со
стороны государства, применение налоговых льгот и решение других не менее
важных задач, которые оказывают существенное влияние на развитие малого
бизнеса.
Можно отметить следующие недостатки и
проблемы государственной финансовой поддержки малого бизнеса:
Государство должно рационально снизить
административные и контрольные функции государства, освободить бизнес от лишних
чиновников, защитить права и безопасность предпринимателей и их собственность,
а также стимулировать предпринимательскую деятельность.
Кроме
необходимо создать инфраструктуру для поддержки малого бизнеса, развивать
систему предоставления специализированных консультационных услуг, улучшить
обучение и повышение квалификации предпринимателей, так как по данным , менее трети представителей малого бизнеса (31,5%)
и индивидуальных предпринимателей (28,9%) знают о государственной поддержке
малого бизнеса. В дальнейшем это обеспечит стабильность функционирования не
только небольших компаний, но и всей страны. Возможно создание комплекса
мероприятий для поддержки малого бизнеса, таких как разработка методов привлечения займов,
усовершенствование налогообложения
малого бизнеса.
Вышеперечисленные мероприятия должны предоставить предпринимателям
больше возможностей для расширения уже имеющегося бизнеса, а также для создания
нового, упростить управление и учет на предприятиях. Для благоприятного
развития малого бизнеса государство должно видеть достойного и равного партнера
в предпринимателях. Этого можно добиться путем вовлечения представителей малого
бизнеса в постоянно действующие органы для их непосредственного участия в
формировании политики в сфере малого и среднего бизнеса.
В заключение можно сказать,
что формирование необходимых условий для расширения и усовершенствования малого
бизнеса является в настоящий момент одной из немаловажных задач государства, а
сделать все возможное для эффективной реализации этих условий –
основная задача самих предпринимателей.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки (Минобрнауки) Российской Федерации от 02.09.2014 № 1192 «Об установлении соответствия Номенклатуре специальностей научных работников направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
2. http://www.lawinrussia.ru/node/286268 (дата обращения: 10.01.2015).
8. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 65.
9. http://mosgu.ru/nauchnaya/school/ (дата обращения: 13.01.2015).
10. Совет по грантам Президента РФ для государственной поддержки российских молодых ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ РФ // http://grants.extech.ru/show_news.php?id=75 (дата обращения: 13.01.2015).
11. http://elibrary.ru/title_about.asp?id=51563 (дата обращения: 13.01.2015).
12. http://www.lawinrussia.ru (дата обращения: 13.01.2015).
13. http://gosreg.amchs.ru (дата обращения: 13.01.2015).
Рецензент: доктор политических наук, профессор Кошкин А.П.
АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ civil defense academy of emercom of russia emercom of russia