Электронный дневник лицея ниу вшэ и Лицей НИУ ВШЭ

В старших классах обучение становится на первое место. Впереди взрослая жизнь, а значит ждет череда важных выборов. Когда полным ходом идет подготовка к поступлению часто приходится от чего-то отказываться, а чему-то посвящать почти все свободное время. Поэтому важно, чтобы это было не просто необходимостью, а шагом, который делают осознанно.

Об этом позаботились в Лицее НИУ ВШЭ. Именно там реализуют подход, который позволяет ученику влиять на образовательную траекторию так, чтобы выходить за рамки типичной школьной программы и формировать осознанное отношение к собственному обучению. Такой метод называют персонализированным образованием.

Почему все-таки не для всех

Несмотря на все вышесказанное лицей ВШЭ не назовешь школой мечты каждого подростка. Даже директор на первой встрече с поступившими ребятами сказал честно: «Лицей не для всех».

Сами же ученики говорили о трех причинах:

На первый взгляд может показаться, что дисциплина в школе отсутствует напрочь. Но ведущие места в рейтингах по итогам олимпиад и экзаменов говорят обратное. Учиться приходится усердно. Да и большинство учеников уже «метят» в лучшие ВУЗы страны, а попасть в них непросто. Отношение к учебе тут не менее серьезно, чем в обычных школах.

Нет подготовки к ЕГЭ

Новички почему-то думают, что с 1 сентября их начнут готовить к ЕГЭ. Некоторые, понимая, что ошиблись, даже покидают лицей. Школа не нацелена натаскивать ребят на формат экзамена, упор делается на критическое мышление, креатив и самостоятельность. Подготовка, конечно, есть, но не такая, как многие привыкли.

Хоть и мольбы учеников о желании самостоятельности доносятся из каждого утюга, не все искренне готовы отказаться от прежней системы. Да и не всем приходится по нраву творческий подход, что тут скажешь. Риск поступить в лицей и понять, что «не мое» есть. И он немаленький.

Восторженных отзывов о лицее много, но есть и неоднозначные.

Вот, например, слова студентки 2 курса Московского Политехнического университета, выпускницы Лицея НИУ ВШЭ:

«Лицей – это много понтов, в первую очередь, среди учеников. Богатенькие девочки и мальчики со всей Москвы в дорогих одеждах и с неограниченными карманными деньгами.

Но вот преподаватели лицея – это лучшее, что со мной было. Я любила абсолютно все предметы, за исключением математики, хотя даже по ней преподавательница была потрясающая. Молодые и амбициозные преподы, которые отошли от советского метода и системы преподавания.

Думаю, Лицей НИУ ВШЭ дал мне больше знаний, чем я получила за всю оставшуюся жизнь. Не было никакого гнобления, какое бывает в обычных школах..»

Друзья, а вы как считаете, «заразятся» ли таким подходом к обучению обычные российские школы? Если да, то как скоро?

Электронный дневник лицея ниу вшэ и Лицей НИУ ВШЭ

«Лицей не для всех» − именно эти слова произнёс директор на первой встрече с ребятами, поступившими в лицей. Кто-то ушёл спустя месяц, кому-то понадобился целый год для того, чтобы понять, что это учебное заведение им не подходит. Чему и как учат в лучшей школе столицы и почему некоторые ученики возвращаются в свои прошлые школы?

Я учусь в 11 классе лицея НИУ ВШЭ, занимающего первые места в рейтинге московских школ. Учебный процесс здесь кардинально отличается от того, что было в моей обычной школе. Это первое в Москве учебное заведение, которое стало работать по новым стандартам среднего образования.

Ученикам даётся свобода выбора, а главный принцип лицея — «сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса». Именно это позволяет ребятам выпускаться из лицея самостоятельными, сформированными личностями, которые готовы ко взрослой жизни. Вот несколько принципиальных отличий лицея от обычной школы.

Звучит как сказка для старшеклассника, но на деле далеко не все согласны играть по таким правилам. Некоторые ребята всё же предпочли вернуться в свои школы.

Вот несколько причин, которые мне удалось выявить, пообщавшись с такими учениками:

Слишком большая учебная нагрузка

На первый взгляд может показаться: что это за школа такая, где можно всё? Наверное, там совсем нет дисциплины и никто не учится. А вот и нет. Чтобы получать высокие баллы на ЕГЭ и побеждать в олимпиадах, учиться нужно много и усердно. Мы относимся к учёбе максимально серьёзно, так как от этого зависит наше будущее.

Здесь не готовят к ЕГЭ

Многие ребята, придя в лицей, думают, что здесь с 1 сентября начнут готовиться к ЕГЭ и это будет основным направлением их обучения. Они понимают, что ошиблись, и уходят. Лицей не позиционирует себя как образовательная организация, нацеленная на натаскивание детей на формат экзамена. В нас, наоборот, развивают критическое мышление, учат приходить к правильному ответу самостоятельно. Тем не менее, мы всегда демонстрируем отличные результаты на ЕГЭ, так что к экзаменам мы всё-таки готовимся.

Другой формат обучения

Не все готовы отказаться от традиционной системы обучения. «Самой честной и основной причиной моего решения уйти является краткое „ну не моё“. Самым страшным для меня оказалась необходимость работать с компьютером. Также не могу не отметить, что лицей действительно имеет право нравиться, например, тем, кому такая вот современная творческая система подходит. А что касается меня, я, наверное, просто не смогла привыкнуть и увидеть себя компетентным звеном этой цепи», ― рассказала бывшая ученица лицея.

Очень важно ответить себе на вопрос: что вы хотите получить от школы? Именно от этого необходимо отталкиваться при выборе учебного заведения для ребёнка. Я учусь здесь, потому что хочу быть самостоятельной, развиваться и заниматься тем, что приносит мне удовольствие. То, что подходит одному, далеко не всегда может подойти другому.

Немного истории

Школа была образована в 2013 году Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках пилотного проекта Департамента образования города Москвы. Его целью был поиск и поддержка одаренных школьников, создание лучших условий для их самореализации и подготовки не только к поступлению, но и к учебе в лучших ВУЗах России и мира.

В старших классах обучение проходит по 10 направлениям:

У 9 класса на выбор два направления: универсальное и математика. На каждом направлении есть обязательные предметы, делящиеся на изучаемые углубленно или базово, а также элективная часть, где ученик должен выбрать какой-либо предмет или два из нескольких.

Классов, как в обычной школе, тут нет. Учащиеся просто разбиваются на группы в зависимости от выбранных дисциплин. Обучение в лицее бесплатное, но чтобы попасть туда, нужно пройти вступительный экзамены. Отбор идет на конкурсной основе.

Зачисление возможно только при наличии московской регистрации, но участвовать в конкурсе и сдавать экзамены разрешается с той регистрацией, которая есть на текущий момент.

Учатся дети 6 дней в неделю, школьной формы нет — тут у них свобода. Действует шестибалльная шкала оценивания для текущего контроля от 0 до 5 баллов.

Из интересного – в лицее работает программа менторства, то есть ученики могут обратиться к наставнику. Он может помочь по-новому раскрыть способности, перестроить образовательную и карьерную траектории, разработать индивидуальный план развития. Лучшими наставниками для студентов становятся именно выпускники, так как они близки студентам по духу и опыту обучения в Вышке.

Факты в цифрах

Об эффективности необычного для российских школ подхода в образовании говорят цифры. Лицей ВШЭ занял:

Также лицей входит в топ-20 лучших школ Москвы по итогам 2020/2021 учебного года. 122 лицеиста 9-11 классов были включены в команду Москвы на Заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 17 предметам в 2021 году, а 84 из 749 выпускников лицея Вышки в 2021 году получили 100 баллов на ЕГЭ, из них трое сразу по трем предметам, а 11 – по двум.

Новости

Электронный дневник лицея ниу вшэ и Лицей НИУ ВШЭ

Уникальный спектакль-пазл по пьесам Чехова пройдет 13 и 17 мая в Центре Культур НИУ ВШЭ. Актеры «Потерянного сада» — лицеисты 9-11 классов, студенты НИУ ВШЭ и преподаватели Лицея.

Электронный дневник лицея ниу вшэ и Лицей НИУ ВШЭ

«Важен не сам диплом, а те 2-3 года подготовки к нему, умение работать» — так считает Иван Сударев, который занимался олимпиадной экономикой с 9 класса, еще в 10 классе не смог стать призером заключительного этапа, а уже в 11 взял абсолютного победителя. Мы поговорили с Иваном и руководителем направления «Экономика и математика» Александром Николаевичем Челеховским об особенностях олимпиадной подготовки на направлении, образе мышления экономиста-олимпиадника и значении математики и здорового сна в его жизни.

Электронный дневник лицея ниу вшэ и Лицей НИУ ВШЭ

Опубликована информация о родительских собраниях в 11 классах Лицея.

9 класс

Пространство самоопределения и подготовка к будущему образованию

2 специализации

Еще в лицее существует необычная практика — проведение Юрьевых дней. Это период, когда ученики могут изменить свой индивидуальный учебный план или даже перевестись на другое направление. По статистике почти каждый второй лицеист пользуется этой привилегией.

Для этого ученик должен создать заявку, которая отправляется на согласование родителю. А дальше учащийся проходит собеседование по новым предметам и предметам с учебной разницей.

Если же он хочет поменять направление полностью, то заявка будет участвовать в конкурсе, ведь количество мест ограничено.

10-11 классы

Профильное обучение по 10 направлениям

Лицеист выбирает профильные учебные предметы (курсы) направления: учебные предметы углубленного уровня, элективные и факультативные курсы, а также набор курсов образовательной программы факультетского дня, по которой учится один день в неделю в Вышке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *