Электронный дневник – как средство организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения. Возможности электронного журнала

«Возможности электронного журнала/дневника Дневник.ру в организации образовательного процесса школы».

Электронный дневник и журнал успеваемости – это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям. Интернет-проект «Дневник.ру» реализует эти возможности.
По ряду причин Интернет-проект «Дневник.ру» рекомендуется для апробации и внедрения электронных дневников и журналов успеваемости.
Во-первых, Интернет-проект «Дневник.ру» – официально зарегистрированный оператор персональных данных. Доступ в систему осуществляется только по специальному коду, полученному в образовательном учреждении, ведение электронных дневников и журналов успеваемости предполагает строгое разграничение прав доступа для пользователей.

Система разработана таким образом, чтобы информация об ученике могла быть доступна только его родителям.
Во-вторых, «Дневник.ру» (далее Дневник) полностью бесплатный и для школ, и для пользователей. Отсутствует какая-либо плата, как за подключение, так и за ежедневное использование Дневника.
В-третьих, Дневником можно пользоваться сразу после подключения. Со стороны школы не требуется никаких дополнительных расходов. Для работы с Дневником необходим только компьютер с доступом в Интернет. Никаких специальных программ устанавливать не требуется. Общая характеристика системы «Дневник.ру»

Информационная система «Дневник.ру» позволяет создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса.
Он представляет собой современный и удобный инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся.
С помощью сервисов системы «Дневник.ру» пользователь, имеющий к нему доступ, может оперативно получить необходимую ему информацию, связанную с процессом обучения.

«Дневник.ру» реализует следующие возможности:

– ведение электронных дневников,
– ведение электронного журнала,
– выдача и получение домашних заданий,
– использование ресурсов библиотеки художественной литературы, медиатеки.
В «Дневник.ру» есть все основные функции социальных сетей, которые адаптированы для использования в школах, и позволяют общаться между собой ученикам, учителям, родителям.
Потенциальные пользователи электронного дневника, электронного журнала успеваемости – это родители, школьники, учителя.


Для родителей электронный дневник в рамках Интернет-проекта «Дневник.ру» дает возможность наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится их ребенок. Он позволяет оперативно получать самую свежую и достоверную информацию обо всех мероприятиях и событиях школьной жизни, ознакомиться с новостями, а также уточнить расписание занятий или домашнее задание по любому из предметов. При помощи электронного дневника родители смогут смотреть оценки своего ребенка, узнавать о его успехах и достижениях, контролировать посещаемость занятий. Также существует возможность интерактивного общения родителей с администрацией школы.


Для современных школьников система электронного дневника – это удобная форма просмотра расписания школьных предметов на всю неделю и текущих домашних заданий, а также она позволяет им быть в курсе всех событий школьной жизни. Дневник дает ученику возможность просматривать свою статистику и рейтинги по оценкам за определенные периоды времени. Он создает дополнительную мотивацию учащегося к повышению успеваемости и закреплению достигнутых успехов. Электронный дневник призван вызвать интерес у школьников к самому процессу обучения и активному участию в школьных мероприятиях.


Для учителей электронный дневник – это быстрый и удобный способ общения с родителями учеников, оперативный способ донесения информации ученикам и родителям.

Организация работы по внедрению электронных дневников и журналов успеваемости в общеобразовательном учреждении

Для успешного внедрения электронных дневников и журналов успеваемости в общеобразовательном учреждении необходимо осуществить определённые организационные мероприятия.

Нормативно-правовое обеспечение по апробации и внедрению электронных дневников, электронных журналов Необходимо подготовить документ (приказ) о внедрении электронного дневника и журнала успеваемости, разработать план работы, содержащий перечень необходимых и достаточных мероприятий по апробации и внедрению электронных дневников и журналов успеваемости с указанием этапов, сроков, предполагаемых результатов и ответственных лиц.
При планировании необходимо определить классы, параллели и ступени обучения для апробации, этапы и сроки апробации и внедрения электронных дневников, журналов успеваемости.
Апробация и внедрение электронных дневников и журналов успеваемости может проходить поэтапно по параллелям, по ступеням обучения: начальной и основной ступени, в итоге общеобразовательное учреждение будет готово оказывать электронные услуги в части предоставления информации о текущей успеваемости учащегося, ведения электронного дневника и электронного журнала успеваемости.

Организационные мероприятия по апробации и внедрению электронных дневников и журналов успеваемости

На первом этапе подготовки руководителям ОУ и специалистам, ответственным за внедрение, необходимо ознакомиться с возможностями Интернет-проекта «Дневник.ру» по адресу www.dnevnik.ru.
Обязательным этапом подготовки к внедрению электронных дневников и журналов успеваемости в общеобразовательном учреждении является квалифицированная разъяснительная работа с педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения на эту тему.
На данном этапе уместно провести педагогический (методический) совет, совещание, или семинар на тему: «Перспективы внедрения электронных дневников и журналов успеваемости в деятельность общеобразовательного учреждения».
Необходимо также обеспечить необходимое количество рабочих мест педагогов для свободного доступа к Интернет-проекту «Дневник.ру» с качественным и бесперебойным подключением к сети Интернет.
При необходимости провести обучение педагогов с помощью специалистов школы, ответственных за данную работу.
Необходимо помнить об оформлении соглашения с родителями об обработке персональных данных учащихся. Это соглашение может быть единого образца для всех видов обработки информации в школе.
Для успешной реализации внедрения руководителю ОУ необходимо проводить регулярный мониторинг работы по апробации и внедрению электронных дневников и журналов успеваемости.
Организацию и проведение предложенных мероприятий целесообразно поручить зам. директора по информатизации (при его отсутствии – лицу, ответственному за информатизацию ОУ).

Организация работы на сайте проекта «Дневник.ру»

Методическое сопровождение и консультирование

Содержательные возможности системы «Дневник.ру»

В “Дневник.ру” обозначены следующие направления деятельности: образование и общение.
Первое направление «Образование» реализует следующие возможности: расписание уроков, электронный дневник, электронный журнал, домашние задания, библиотека художественной литературы, медиатека, словари и он-лайн переводчик.

Школьное расписание доступно ученикам, сотрудникам и родителям. Расписание уроков поддерживает все виды отчетных периодов: четверти, триместры и семестры. «Дневник.ру» позволяет создавать понедельные и дробные расписания, групповые и поточные занятия. С помощью удобного механизма замен можно отменять и переносить уроки, заменять учителя и кабинет. Личное расписание Ученикам и учителям доступно их личное расписание уроков. Учителя также имеют доступ к расписаниям других учителей в школе. Редактор расписания позволяет быстро перенести существующее школьное расписание в электронный Дневник.

Каждому ученику в Дневнике доступны для просмотра все выставленные ему оценки по всем предметам. Есть возможность просматривать оценки по предметам и за определенный период (неделя, четверть). Все оценки ученика доступны его родителям.

Учитель в электронном журнале имеет возможность выставлять оценки за урок, просматривать успеваемость, в том числе и по периодам. Учителя в Дневнике могут выставлять оценки в тех классах, в которых они преподают, а при наличии административных прав, то и в любом классе школы. Механизм выставления оценок сделан максимально наглядным и удобным. Для учителя доступны различные ведомости и отчеты по успеваемости, как всего класса, так и отдельных учеников. У каждого урока есть специальная страница, где учитель может управлять домашними заданиями и работами на уроке, а также отмечать присутствие и выставлять оценки.

В «Дневнике.ру» функция домашних заданий позволяет учителям выдавать задания и контролировать ход их выполнения, а ученикам – выполнять задания и прямо в Дневнике отправлять результаты учителю. Учителю доступен архив домашних заданий для всей школы. Он может просматривать как свои домашние задания, так и задания тех классов, в которых он замещает другого учителя. Кроме того, учитель может создавать новые домашние задания с помощью удобного пошагового мастера. В созданном домашнем задании учитель видит детали задания, список учеников, которым оно выдано и статус выполнения задания каждым учеником. По каждому ученику доступен журнал всех действий с заданием. Родители могут видеть выданные их детям домашние задания и оценку их выполнения. Ученику доступны только его домашние задания. Отдельно для него выводятся выполненные и невыполненные задания.

Библиотека художественной литературы

В библиотеке Дневника представлено несколько тысяч художественных произведений, в первую очередь те, которые изучаются в школьной программе. Удобный каталог позволяет быстро найти произведения по жанру или названию. На странице художественного произведения можно ознакомиться с краткой биографией автора, прочитать само произведение и оставить о нём отзыв.

Медиатека содержит большое количество образовательных ресурсов в виде текстов, картинок, аудио, видео и презентаций. Удобный каталог позволяет быстро найти необходимые ресурсы, которые специально отобраны для учеников, учителей, руководителей и родителей.

Словари и онлайн-переводчик

В различных словарях, представленных в Дневнике, можно узнать значение слова, найти синонимы или расшифровку терминов. С помощью технологий Google, прямо в Дневнике, можно осуществить перевод текста с более чем 20 языков мира.

Второе направление «Общение» реализует все основные функции социальных сетей, которые адаптированы для использования в школах: личные страницы каждого пользователя Дневника, установление связей между коллегами и друзьями, организация тематических групп и событий, общение между школами.

На личных страницах каждый пользователь Дневника может рассказать о себе, о своих интересах, опубликовать фотографии, музыку, видео, документы, вести свой блог.
Пользователи могут устанавливать дружеские связи между собой, предоставляя доступ к содержимому своих страниц только определенным людям. Для общения по интересам в Дневнике существуют группы и события. Личные сообщения позволяют пользователям общаться друг с другом прямо в Дневнике, сохраняя архив переписки.

Возможности и проблемы в работе с электронным журналом

Гончарова Нина Николаевна, заместитель директора по УВР, ответственный за ведение ЭЖ МНБОУ “Лицей №76”

Зиновьева Татьяна Александровна, учитель информатики, администратор ЭЖ МНБОУ “Лицей №76”

Решение о ведении журналов успеваемости и дневников учащихся в электронном виде и отказе от классных журналов на бумажном носителе стало обязательным в лицее с 1 сентября 2017 года (Приказ от 01.09.2017г. №262). Эксперимент по введению электронных журналов/дневников был начат намного раньше, с 01.09.2013г. в соответствии с п.3 статьи 28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях относятся к компетенции образовательной организации; письмом Минобрнауки России от 12 сентября 2012 г. № ДЛ-150/08 “О сокращении объёмов и видов отчётности, представляемой общеобразовательными учреждениями” рекомендовано осуществить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде; методическими рекомендациями по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде” разработана Министерством образования и науки РФ (письмо от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07); постановлением № 108 от 02.07.2013 Администрации города Новокузнецка «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальными образовательными учреждениями услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».

Цель электронного журнала – способствовать своевременному выявлению проблем у учащихся, связанных с учебной деятельностью; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.

Задачами электронного журнала являются:

Хранение в электронном виде данных об успеваемости и посещаемости учащихся школы.

Создание единой базы календарно-тематического планирования по всем учебным предметам и параллелям классов.

Создание электронных портфолио учащихся.

Оперативный доступ к отметкам за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время всем участникам образовательного процесса – родителям, ученикам, учителям и администрации.

Прогнозирование успеваемости отдельных учеников и класса в целом.

Своевременное информирование родителей через ЭЖ об успеваемости, посещаемости детей, их домашних заданиях и прохождении программ по различным предметам.

Автоматизация создания промежуточных и итоговых отчетов учителей-предметников, классных руководителей и администрации – ведение электронной отчетности.

Создание условий для дистанционного консультирования заболевших детей.

Повышение объективности выставления промежуточных и итоговых отметок.

Обеспечение возможности прямого общения между учителями, администрацией, родителями и учащимися вне зависимости от их местонахождения через разделы «Новости», «Почта», «Заметки для родителей по каждому учащемуся».

Контроль выполнения общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом на текущий учебный год.

Вывод информации, хранящейся в базе данных, на бумажный носитель для оформления в виде документа в соответствии с требованиями Российского законодательства.

С введением в Лицее только электронного журнала/электронного дневника учащиеся и их родители (законные представители) получают доступ к актуальной и достоверной информации:

сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащегося;

сведения о результатах промежуточной аттестации учащегося;

сведения о результатах итоговой аттестации учащегося;

сведения о посещаемости уроков (занятий);

сведения о расписании уроков (занятий);

сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);

сведения о заменах уроков в случае отсутствия основного педагога;

содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.

С помощью системы электронного дневника родители ежедневно, практически, в режиме реального времени узнают об успеваемости и поведении своих детей в школе, и своевременно могут принимать соответствующие меры. Для этого не нужно отпрашиваться с работы, устраивать не очень приятную, временами, процедуру проверки дневника. Практически у каждого родителя есть доступ к сети Интернет. Достаточно несколько минут в течение дня для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе. К тому же часть родителей лицеистов установили мобильное приложение для входа в ЭЖ, что способствует быстрому получению информации об изменении в электронном дневнике ребенка. Кроме того, родители узнают оценки ребенка еще до того как он вернется из школы и для детей нет смысла прятать дневник или обманывать, в случае неудачи на уроке. Да и у родителей будет время взвесить ситуацию, и спокойно поговорить с ребенком, найти способ помочь ему исправить сложившуюся ситуацию.

Обсуждение определенных вопросов касающихся учебной деятельности между родителями и работниками лицея осуществляется через раздел «Форум» в ЭЖ, где родители могут получить ответы на возникшие вопросы. А через раздел «Новости» получить информацию о событиях школы как внутри класса, так и общего характера.

Для родителей (законных представителей), не имеющих доступа к средствам вычислительной техники и Интернету, либо отказавшимся от получения информации в электронной форме производится формирование выписок отчетности об уровне освоения учащимися основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в бумажной форме из «Электронного журнала/дневника»

Открытость и своевременность получения информации родителями об успеваемости и посещаемости учащихся помогает решить множество психологических проблем и благотворно сказывается на успеваемости учеников.

Для учащихся электронный дневник позволяет не только быть честными и открытыми с родителями, но и дает оперативный доступ к массе полезной и необходимой информации: домашнее задание, расписание занятий, регулярные напоминания о накопившихся «долгах», рекомендуемая литература, тренировочные тесты, презентации уроков, хранилище информации (оно может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для учебы материалы, учебники, книги и т.д.), общение с учителями и администрацией школы, а также, через «Ленту одноклассников» можно создавать записи, добавлять изображения, ссылки, прикреплять видео, например, с youtube., общаться с одноклассниками.

С помощью ЭЖ учащиеся ведут учет «Портфолио» – школьных и внешкольных достижений. Имеют возможность размещения проектов, в которых принимали участие, грамот, дипломов с описанием и сканированным изображением и многое другое.

В разделе «Моя учёба» содержится статистическая информация по среднему баллу и графики успеваемости по учебным предметам, что предоставляет ученику вести мониторинг успеваемости.

«Электронный дневник» является не только средством контроля, но и способом формирования позитивной мотивации у школьников, решения межличностных и психологических проблем.

Из опыта работы с электронным журналом можно отметить следующие возможности, которые получают учителя – предметники:

доступность входа в ЭЖ в любое удобное для учителя время;

заполнение электронного журнала как во время урока, так и в нерабочее время;

учет проведенных уроков, дат уроков, темы уроков, домашних заданий, как для всего класса, так и для отдельных учащихся;

учет посещаемости учащимися школьных занятий;

ввод неформализованных комментариев в отношении учебной деятельности учащихся, рекомендаций к выполнению домашних заданий;

общение с родителями и учащимися;

выставление итоговых отметок по среднему баллу;

отражение информации о выполнении учебной программы;

анализ автоматически сформированных аналитических отчетов по успеваемости и посещаемости учащихся;

внесение исправлений в данные учета (темы уроков, оценки, домашние задания и т.п.) и осуществление контроля за исправлениями в соответствии с действующим Положением по ведению ЭЖ в лицее;

освобождение от подготовки отчетов по окончанию учебного периода;

консультирование заболевших учащихся;

прозрачность” перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогической деятельности; 

объективность выставления промежуточных и итоговых отметок; 

возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом.

Преимущества в использовании электронного журнала классными руководителями в сравнении с бумажным журналом заключаются в редактировании списков класса и учебных групп, данных учащихся класса, анализе предварительной успеваемости и посещаемости учащихся, подготовке итогового отчета по классу за учебный период.

Широкие возможности в управлении и организации образовательной деятельности предоставляет электронный журнал для администрации школы:

просмотр и редактирование всей информации ЭЖ в соответствии с функциональными обязанностями и уровнем доступа;

распечатка информации из ЭЖ в соответствии с административными регламентами;

формирование сводной ведомости итоговых отметок на бумажном носителе;

оперативный анализ текущих и итоговых результатов учебной деятельности учащихся;

облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;

высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.

Все эти возможности позволяют уменьшить затраты времени учителя, классного руководителя, администрации школы по выполнению функциональных обязанностей, уменьшить трудозатраты и снизить их эмоциональную нагрузку.

В тоже время существуют ряд проблем в работе с ЭЖ учителей – предметников, классных руководителей:

не полностью решена проблема выхода в Интернет на рабочем месте в режиме реального времени;

пропадают некоторые данные, внесенные в ЭЖ;

бывают случаи «зависание» программы ЭЖ при заполнении электронных страниц журнала.

Но, несмотря на существующие проблемы, можно сказать о том, что электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебной деятельностью учащихся, учителей, администрации школы.

В итоге, хочется выразить благодарность разработчикам ЭЖ за создание электронного продукта и технической поддержке в функционировании ЭЖ в школе, что облегчает учебную деятельность в лицее.

Электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников.

Рассмотрим базовые возможности классного электронного журнала, которые позволяют определить его необходимость в учебном процессе.

Зачем нужен Электронный журнал для школы

  • Доступность журнала в любое время в любом месте, где есть интернет
  • Удобный автоматизированный контроль за успеваемостью
  • Контроль над количеством и полнотой выставляемых оценок
  • Представление расчетных показателей (средней оценки, % успевающих, СОУ и т.д.)
  • Составление любых отчетов полностью автоматизировано (в т.ч. посещаемость и причины пропусков)
  • Инструменты для прямой связи между учителями и родителями школьников
  • Домашнее задание и замечания попадают напрямую в электронный дневник ученика
  • Возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами)
  • Централизованный способ оповещения – о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.
  • Возможность проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет)
  • Помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ

Мы реализовали все эти и многие другие возможности, и постарались, чтобы работать в Электронном журнале было легко и удобно.

И самое главное – наша система позволяет добавлять в нее новый функционал, необходимый именно для вас и вашей организации!

Поэтому, если в вашей практике используются особые формы отчетов или ведется дополнительная статистика, мы готовы предоставить вам эти инструменты.

Преимущества использования Электронного журнала для родителей

  • Родители узнают об оценках в день их выставления
  • Немедленно информируются о прогулах своих детей
  • Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.
  • Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью
  • Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку
  • При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту
  • Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни
  • Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки
  • Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания

Ученик также может пользоваться инструментами Электронного журнала

  • Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен
  • Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем
  • Следить за своей средней оценкой

Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.

Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Введение

«То, о чем когда-то и подумать было нельзя, сегодня становится реальностью. В моду входит все электронное. Вот и обычный школьный дневник приобрел современный вид, из бумажного переквалифицировавшись в электронный!»

Ольга Бирюкова

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению № 1 этого распоряжения.

Следует обратить внимание в перечне услуг на пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости». В этом пункте ответственными исполнителями за предоставление информации определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, и непосредственно образовательные учреждения субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления.

Для реализации распоряжения № 1993-р в настоящее время актуальны именно апробация и организация предоставления услуг в электронном виде для всех участников образовательного процесса. Электронный дневник это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям.

Электронный дневник – дополнительный сервис единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения, которое создано на основе комплекса программных средств.

Идея создания электронного дневника возникла в Западной Европе в начале 2000-тысячных годов и спустя несколько лет перекочевала в Россию. Как правило, подобные проекты оформлены в виде Web-сайтов. Внутри сайта обычно расположено несколько ступеней обработки информации, начиная с уровня создания записи о школе-классе-ученике, уровня «классного журнала» (журнала группы), обрабатываемого оператором, в чьи функции входит заведение в систему информации об успеваемости и посещаемости учащихся и, заканчивая уровнем дневника, в который автоматически переносится обработанная оператором информация.

В России в настоящее время существует несколько десятков Web-сайтов, обозначающих себя как электронный дневник школьник. Все образовательные учреждения уже используют электронные дневники.

Обозначим понятийный аппарат:

Объект: электронный дневник.

Предмет: процесс организация информационно-образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника.

Цель работы: рассмотреть электронный дневник как средство организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения.

  • Проанализировать литературу по данной теме.
  • На основе анализа дать определение электронному дневнику, информационно-образовательному пространству.
  • Указать основные достоинства и недостатки электронного дневника, его функциональные возможности, принцип работы с ним.
  • Рассмотреть каким образом происходит организация информационно-образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника «Дневник.ру»

Методы: Анализ литературы, электронных ресурсов по данной теме.

Глава I. Определение электронного дневника и информационно-образовательного пространства образовательного учреждения

1.1. Понятие «Электронный дневник», функциональные возможности и принцип работы

Электронный дневник и журнал успеваемости – это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям. Интернет-проект «Дневник.ру» реализует эти возможности.

Главная цель Интернет-проекта «Дневник.ру» – Электронный классный журнал и электронный дневник – сделать открытой информацию об оценочных суждениях участников образовательного процесса для организации их своевременного обсуждения и корректировки действий или деятельности тех или иных субъектов.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, учителя, руководители методических объединений, администрация общеобразовательного учреждения, родители учащихся.

Электронный дневник – это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией образовательного учреждения. Родители получают возможность контролировать запись домашнего задания и его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с учащимся его текущую успеваемость.

Функциональные возможности электронного дневника:

  1. Возможность публикации новостей, объявлений, информации о школьных мероприятиях, достижениях учеников;
  2. Возможность получения общей информации о классе и учебном плане (ученики, учителя, родители, предметы, экзамены);
  3. Ведение интерактивного дневника учащегося;
  4. Удобная форма выставления оценок;
  5. Возможность публикации и редактирования расписания для каждого класса;
  6. Запись и учет домашних заданий;
  7. Система фиксации пропусков занятий и замечаний, доступных для просмотра родителям и администрации образовательного учреждения;
  8. Возможность оповещения родителей об успеваемости ребенка и проводимых мероприятиях посредством sms или e-mail;
  9. Реализована возможность проведения тестирования и опросов учащихся и их родителей;
  10. Возможность задавать собственные настройки для быстрого поиска (название, описание класса);
  11. Четкое разграничение прав доступа для различных групп пользователей.
  12. Форум для общения классного руководителя с родителями;
  13. Возможность осуществления интерактивного общения между школами;

Принцип работы с электронным дневником в образовательном учреждении:

  • Ответственный за информатизацию устанавливает программное обеспечение, необходимое для работы электронного дневника, и обеспечивает надлежащее функционирование созданной программно-аппаратной среды;
  • Пользователи получают реквизиты (коды) доступа к электронному дневнику в следующем порядке:
    • учителя, классные руководители, администрация получают реквизиты (коды) доступа у системного администратора;
    • родители и обучающиеся получают реквизиты (коды) доступа у классного руководителя.
  • Классные руководители своевременно заполняют и следят за актуальностью данных об обучающихся и их родителях, ведут переписку с родителями в соответствии с инструкцией.
  • Учителя аккуратно и своевременно заполняют данные об учебных программах и их прохождении, об успеваемости и посещаемости обучающихся, домашних заданиях в соответствии с инструкцией,
  • Заместители директора образовательного учреждения осуществляют периодический контроль за ведением электронного дневника, содержащий процент участия в работе, процент обучающихся, не имеющих оценок, процент обучающихся, имеющих одну оценку, запись домашнего задания, учет пройденного учебного материала, процент участия родителей и обучающихся в работе с электронным дневником;
  • Родители и обучающиеся имеют доступ только к собственным данным и используют электронный дневник для их просмотра и ведения переписки в соответствии с инструкцией.

1.2. Преимущества и недостатки электронного дневника

Во многих странах мира уже давно пришли к выводу, что ведение дневника в привычном виде – процесс неудобный и непрактичный. Развитие инновационных компьютерных технологий дает возможность модернизации бумажного дневника в электронный, что намного облегчит и усовершенствует воспитательный и образовательный процесс.

Преимущества использования электронного дневника для родителей:

  1. Родители узнают об оценках в день их выставления.
  2. Немедленно информируются о прогулах своих детей.
  3. Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашнее задание, замечания, индивидуальные комментарии учителей.
  4. Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.
  5. Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.
  6. При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту.
  7. Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.
  8. Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки.
  9. Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания

Электронный дневник – отличный способ контроля не только собственного ребенка, но и надлежащего качества работы педагогов образовательного учреждения.

Школьники (студенты) с помощью электронного дневника смогут:

  • оперативно узнавать о своих оценках по контрольным работам, экзаменам и т.д.;
  • всегда быть в курсе изменений в расписании уроков;
  • получать информацию о культурных мероприятиях (экскурсиях, поездках, походах и пр.);
  • всегда иметь доступ к домашнему заданию (даже если забыли его записать или потеряли);
  • следить за своей средней оценкой на фоне успеваемости класса в целом.

Школьнику не требуется заполнять дневник, он генерируется автоматически на основе расписания занятий. В дневник оперативно попадают выставленные преподавателями оценки, домашние задания и другая важная информация. Статус домашних занятий можно менять с «Не выполнено» на «Выполнено» и наоборот. Ученик может за отдельно взятый период просмотреть домашние задания, оценки и другие важные сообщения.

Благодаря электронному дневнику процесс получения знаний станет более интересным, добавив в жизнь учащегося вкус соревнования за первенство в рейтинге учеников. Позволит выстроить более доверительные отношения с родителями, развить ответственность и работоспособность.

Кроме этого, мотивированность ученика возрастает, и он более ответственно подходит к посещению занятий и непосредственно к учебе. Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Представителям учебного заведения (учителям, директорам, завучам) электронный дневник позволяет:

  • без посредников общаться с родителями школьников (студентов);
  • удаленно работать с классом (назначать домашнее задание, просматривать успеваемость, посещаемость и т.д.);
  • автоматизировать процесс формирования большинства отчётов, необходимых для эффективного управления учебным процессом (система позволяет составлять отчёты по успеваемости в рамках одного класса или всего образовательного учреждения в форме таблиц, графиков, диаграмм);

Еще одним положительным и очень важным моментом использования электронного дневника учителем является минимальное использование аналогичных бумажных носителей, которые в совокупности с тетрадями и учебными материалами, требующимися учителю в процессе его работы, составляют весомую ношу и накладывают на учителя обязанность по контролю за этими материалами, чтобы исключить их утрату или использование сведений, содержащихся в них, недобросовестными учениками. При использовании электронного дневника учитель имеет возможность исключить или максимально снизить использование в своей работы обычных бумажных журналов и дневников.

С учетом развития интернет-технологий и развитием систем электронных дневников, их использование значительно облегчает работу учителя и упрощает учет, который занимает чуть меньше времени, чем непосредственно процесс обучения. К тому же электронный дневник является еще и средством возможного практически он-лайн общения учителя и родителей учащегося, что позволяет сократить время на проведение длительных и порой совершенно не плодотворных родительских собраний.

Все, что названо выше – это, конечно, замечательно, но все мы знаем, что медаль имеет две стороны. Итак, какие риски существуют при использовании электронного дневника.

Первое. Возможно, хотя совсем необязательно, возникновение напряженности в отношениях с детьми. Не каждый ребенок сразу согласится с тем, чтобы находится под неусыпным контролем. Выход здесь может быть таким. Просматривать дневник вместе, не реагировать остро на неудовлетворительные оценки (ребенок учится, значит, имеет право на ошибки), куда важнее разобраться в сути затруднений и найти пути их устранения.

Второе. Участников образовательного процесса смущает трудоемкость технического внедрения электронного дневника, в третьих, не все школы оборудованы компьютерами в достаточном количестве для работы с новой системой. С учетом развития информатизации электронный дневник нужен. Но процесс его ведения и заполнения достаточно трудоемкий.

Третье. Кроме этого, необходима техническая база, а именно: свободный доступ учителя к компьютеру в удобное для него время, наличие сервера, постоянного системного администратора (желательно не учителя информатики, его задача – учить детей, а специалиста), ответственного за ведение электронного дневника. Неразрешимое противоречие на сегодня для абсолютного большинства школ: электронный дневник не может заменить традиционный до тех пор, пока у всех участников образовательного процесса не будет доступа к Интернету. В сельских школах России есть Интернет, но не во всех селах, а значит, родители не могут выйти элементарно в Интернет и посмотреть электронный дневник своего ребенка.

Четвертое. Дневник располагается на веб-сайте, значит, персональные данные Ваши и ребенка публикуются в сети Интернет. Поэтому крайне важно быть уверенным в том, что этот сайт надежно защищен. Для этого нужно попросить сертификат, он как раз и является гарантией того, что предоставляемая услуга, действительно, качественная.

Пятое. Денежный вопрос. Увы, некоторые электронные дневники – удовольствие небесплатное. В разных дневниках стоимость услуги колеблется от 100 до 250 рублей в месяц, в зависимости от объема предоставляемых сервисов (частота смс-сообщений, доступ к дополнительным сервисам: электронные библиотеки, хранилища мультимедийных файлов и пр.).

1.3. Определение информационно-образовательного пространства образовательного учреждения

Современное образовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду. И если 10 лет назад в образовательном процессе в основном доминировало изучение информатики и освоение компьютера, то последние годы на первый план постепенно стали выходить информационно-образовательные технологии, представляющие собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации в образовательном процессе.

В наше время нельзя представить образовательный процесс, без информационно-образовательных технологий, без информационного образовательного пространства.

Информационно-образовательное пространство образовательного учреждения определяется как пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных технологий.

Информационное пространство образовательного учреждения – это и физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, и виртуальное пространство гипертекстов, и иерархические системы пространства (электронная связь с вышестоящими организациями образования и другими школами). Другими словами, информационное пространство образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода и имеющейся материально-технической базы.

Определить информационно-образовательное пространство можно, исходя из понимания философской категории «пространство» как формы существования материальных объектов и процессов, характеризующейся структурностью и протяженностью материальных систем.

Понятие «информационно-образовательное пространство» по аналогии можно определить как форму существования информации, используемую для образовательных целей, в которую включены и материальные объекты (носители информации различного вида, устройства передачи, хранения информации и т.д.) и идеальные (информационные потоки, информационные поля и т.д.). Ему также будет присуще свойство структурности, и, скажем так, частичной материальности, относящейся к аппаратной его части.

Образовательный процесс может протекать, и в специальном учебном заведении (школе, колледже, вузе), и вне его (например, человек занимается самообразованием и для этого использует ресурсы Интернет, библиотечные фонды, различные семинары, консультации и т.д.)

Рассмотрим информационно-образовательное пространство, активно создающиеся в настоящее время в образовательном учреждении. Это пространство должно отвечать ряду требований, среди которых: многофункциональность, целостность, модульность, полисубъектная направленность, многоуровневость.

Многофункциональность означает, что информационно-образовательное пространство должно выполнять различные функции:

  • Научно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка, хранение и использование учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев уроков и внеурочных мероприятий, дидактических материалов и т.д.)
  • Создание баз данных образовательного учреждения, включающих
  • результаты мониторинга качества образовательного процесса, электронные дневники учащихся, электронные журналы. Это необходимо для внешней и внутренней оценки деятельности школы, обоснованного принятия управленческих решений.
  • Педагогическое сопровождение процесса обучения учащихся (предоставление материалов уроков, дополнительной информации для интересующихся, дополнительных материалов для подготовки к контрольным работам, тестам ЕГЭ и т.д.). Организация дистанционного обучения детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать учебное заведение.
  • Организация виртуального общения членов коллектива образовательного учреждения (на форумах с родителями учеников, педагогов друг с другом, с учащимися, учеников друг с другом). Возможности информационно-образовательного пространства направляются на привлечение родителей к образовательному процессу школы, повышению их культуры в области воспитания, обсуждения и решения важных проблем в жизни школы.
  • Накопление и распространение педагогического опыта. Повышение квалификации педагогов.
  • Связь с общественностью, формирование положительного имиджа школы.

Целостность информационно-образовательного пространства связана с необходимостью информационной поддержки целостного образовательного процесса, выполнения ею функций, обеспечивающих нормальное протекание его в образовательном учреждении. Вместе с тем, целостность выступает в единстве с модульностью. В соответствии с выполняемыми функциями можно выделить модули: научно-методического обеспечения учебного процесса, педагогического сопровождения учебного процесса, мониторинга качества образования и т.д.

Требование полисубъектной направленности информационно-образовательного пространства отражает ее возможность удовлетворять потребности различных субъектов учебного процесса: учащихся, их родителей, педагогов, администрации.

Требование многоуровневости информационно-образовательного пространства связано с разработкой различных пространств: информационно-образовательного пространства конкретного учебного заведения, информационно-образовательного пространства системы образования муниципалитета, округа, города, области, страны и т.д.

Информационно-образовательное пространство – это пространство , построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

Из всех выше описанных определений можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательное пространство образовательного учреждения.

См. продолжение статьи

Сегодня мы постараемся ответить на наиболее распространенные вопросы, которые волнуют родителей, касающиеся электронного аналога традиционного журнала успеваемости.

Школьная информационная система «Электронный журнал»: плюсы и минусы

Интернет и цифровые технологии все увереннее становятся неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности современного человека. Не стала исключением и система образования, в которой электронные учебники постепенно вытесняют обычные книги, а ноутбуки и планшеты – традиционные тетради.

Относительно твердые позиции до сих пор занимает бумажный вариант школьного дневника.

Но это только потому что, во-первых, не во всех российских школах используются электронные дневники (но это преимущественно сельские школы), а во-вторых, многие родители банально не доверяют электронным журналам и не знают обо всех его особенностях и преимуществах.

И если с первым без вмешательства властей и соответствующих органов мы сделать ничего не можем, то рассказать о возможностях электронного дневника в состоянии. Именно поэтому сегодня мы постараемся ответить на наиболее распространенные вопросы, которые волнуют родителей, касающиеся электронного аналога традиционного журнала успеваемости.

Что такое электронный дневник?

Школьная информационная система «Электронный журнал»: плюсы и минусы

Электронный дневник – электронные сервисы или программное обеспечение, призванное обеспечить:

  • учет выполнения школьниками учебной программы (в том числе, посещаемости и успеваемости);
  • информированность всех участников образовательного процесса (в частности, учеников и их родителей) о ходе и результатах обучения;
  • упорядочение документооборота и снижение административной нагрузки на общеобразовательные организации;
  • возможность создания портфолио учащихся и внутренней социальной сети, а также ведения новостной ленты образовательной организации и личных блогов преподавателей.

Электронный журнал и электронный дневник – это одно и тоже?

По сути, это один и тот же электронный сервис, но имеющий разные возможности.

  • Электронный журнал – инструмент учета, позволяющий осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью учеников, а также выполнением учебной и педагогической нагрузки, повышать ИКТ-компетентность сотрудников школы, накапливать и систематизировать учебно-методические наработки, обеспечивать прозрачность учебного процесса, информировать все заинтересованные стороны о ходе обучения.
  • Электронный дневник – индивидуализированная выборка данных из электронного журнала о ходе и результатах обучения конкретного ученика. Доступ к персональной «странице» школьника имеют как сам ученик, так и его родители.

Зачем электронный дневник нужен родителям?

Внедрение электронных дневников в школе позволяет родителям:

  • иметь круглосуточный доступ к наиболее достоверной, точной и свежей информации об успеваемости своего ребенка (причем, как с ПК, так и с мобильного телефона);
  • получать своевременную информацию о расписании уроков и мероприятиях, которые запланированы в школе;
  • оперативно контролировать посещаемость ребенком уроков и его поведение в школе;
  • осуществлять интерактивное общение с преподавателями ученика и администрацией общеобразовательной организации.

Зачем электронный дневник нужен школьникам?

Школьная информационная система «Электронный журнал»: плюсы и минусы

Благодаря внедрению в российских школах электронных дневников, ученикам больше не нужно беспокоиться о том, что они забыли записать домашнее задание или изменения в расписании предметов – стоит только зайти на страницу классного электронного журнала, и перед школьником откроется самая актуальная информация. Особенно это удобно для тех школьников, которые по тем или иным причинам пропустили занятия в школе. Кроме того, электронный дневник позволяет:

  • отслеживать свои оценки за любой период времени;
  • просматривать рейтинги по успеваемости;
  • быть в курсе как школьной жизни в целом, так и жизни класса в частности.
  • Зачем электронный дневник нужен учителям?
  • Для учителей электронный дневник стал хорошим подспорьем в работе. С его помощью можно:
  • общаться с родителями учеников и оперативно решать с ними текущие проблемы и задачи;
  • подсчитывать рейтинги учащихся;
  • формировать отчеты об успеваемости учеников;
  • отслеживать аналитику работы общеобразовательной организации по различным направлениям;
  • общаться с коллегами по вопросам профессиональной деятельности и обмена опытом;
  • организовать виртуальные консультации и дополнительные занятия.

Может ли ученик самостоятельно исправить оценки в электронном дневнике?

Теоретически такая возможность исключена. На практике же случиться может всякое, поскольку в работе системы не исключен человеческий фактор.

Например, сотрудник школы, отвечающий за внесение оценок в электронный журнал, может оставить систему открытой и выйти из кабинета, а находчивый ученик воспользуется моментом и внесет нужные ему изменения.

Конечно же, рано или поздно стороннее вмешательство будет обнаружено и виновники понесут заслуженное наказание, но, как говориться, «осадочек останется».

Кроме того, нельзя забывать о том, что современная молодежь – это продвинутые пользователи, в отличие от многих сотрудников школы, для которых электронные системы и виртуальное пространство являются привычной средой обитания.

Поэтому может возникнуть ситуация, когда учитель просит ученика посмотреть, например, почему на его компьютере не воспроизводиться видео, а школьник, по ходу решения этой проблемы, заодно заглядывает в электронный журнал и исправляет там свои оценки.

Кстати, большинство преподавателей либо не заботятся о защите данных электронного журнала и используют самые примитивные пароли, либо вообще оставляют систему без защиты на протяжении всего дня.

Ну и последнее. Электронные журналы, как и другое программное обеспечение, разрабатываются талантливыми программистами, которые предусматривают в своем продукте разные уровни защиты.

Однако каждую, даже самую надежную защиту можно «обойти», и никто не даст гарантии, что именно ваш ребенок не окажется тем самым хакером, который может «взломать» электронный журнал не выходя за пределы своей комнаты и вмешаться в работу всей системы: изменить как свои оценки, так и оценки своих одноклассников, получить доступ к личной информации преподавателя, «заразить» вирусом файлы и т.д.

Насколько достоверная и своевременная информация в электронном журнале?

Школьная информационная система «Электронный журнал»: плюсы и минусы

Здесь, опять таки, очень многое зависит от человеческого фактора. Если сотрудник школы ответственно относится к своим обязанностям по заполнению электронного журнала, то участники образовательного процесса получают актуальную и достоверную информацию. В противном случае, оценки не в полной мере могут отображать уровень успеваемости учащихся, а информация о мероприятиях в школе может оказаться устаревшей.

К сожалению вынуждены констатировать, что после изучения различных форумов, на которых родители делятся своими впечатлениями об электронных дневникам, мы сделали неутешительный вывод: в подавляющем большинстве российских школ к вопросу заполнения электронных дневников относятся халатно.

А все потому, что эту обязанность возложили либо на учителей-предметников, либо на классных руководителей. Причем эта обязанность не оплачивается. Ну а педагогам, которым итак работы хватает, либо элементарно некогда, либо просто не хочется регулярно обновлять информацию в электронном журнале.

Но не все так пессимистично, как может показаться на первый взгляд.

Все чаще руководство школ нанимает специалиста, который отвечает исключительно за обслуживание и наполнение школьных электронных ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *