С 1 сентября 2011 года наш ЦО стал использовать в
работе электронный журнал Городской Школьной
Информационной системы (ГШИС) и я хочу поделиться
с вами нашим опытом работы с новыми
информационными ресурсами.
Возможности электронного журнала
- Доступность в любое время и с любого компьютера.
Учитель может в любой момент внести необходимую
информацию при этом совершенно не обязательно
находится в этот момент на рабочем месте. - Возможность поддерживать различные учебные
периоды (произвольный период, неделя, месяц,
триместры, полугодия, учебный год)
- Автоматическая интеграция с электронным
журналом и дневником. Учитель может задавать
домашнее задание всему классу, которое сразу
попадает в электронный дневник каждого ученика. - Возможность внесения изменений (в течение
триместра).
- Составление индивидуальных и сводных отчетов
по предметам, классу, любому учащемуся. - Оперативность подготовки отчетов.
Электронный журнал является
средством информирования и общения
пользователей
- Интерактивное взаимодействие администрации,
педагогов, учеников, родителей. - Общение с родителями и детьми. Особенно
необходимо, когда ребёнок долго отсутствует в
школе. - Общение педагогов по вопросам профессиональной
деятельности, обмен опытом - Информация доставляется при помощи внутренней
почтовой системы.
Как я использую ресурс
электронного журнала?
Например, чтобы дети подготовились к
письменной проверке знаний по математике или
русскому языку, я прикрепляю в электронном
журнале в домашнем задании по нужному предмету
тренировочный математический диктант, тест,
необходимую памятку проверочную работу для
самостоятельной отработки материала дома. А на
занятия школьного компонента, ученики приходят с
вопросами и проблемами по каждой работе. И мы
разбираем, закрепляем и повторяем трудный
материал вместе.
Теперь в электронном журнале и дневнике можно
подробно записать творческие задания по любому
предмету. В обычном бумажном дневнике не всегда
хватает места.
Электронный журнал даёт возможность прикрепить
к домашнему заданию презентацию или. Можно
прикреплять презентации (формат ppt и pptх).
Можно прикреплять аудио и видео файлы
продолжительностью 1-2 минуты. Особенно эти
возможности можно использовать на уроке
литературного чтения, окружающего мира,
изобразительного искусства и внеклассной
работе.
Электронный журнал даёт возможность и
индивидуального дистанционного
консультирования. Если ученик отсутствует в
школе, он своевременно узнаёт темы пропущенных
уроков и домашние задания из электронного
дневника. Можно дать индивидуальное задание
отсутствующему ученику, но только во
внутренних сообщениях.
Минусы электронного журнала
Минус Выполненное задание ученик может
прислать учителю, но не в системе электронного
дневника, а с помощью дистанционного
консультирования, предложенного учителем,
например, на его электронную почту или на
собственный сайт.
Ещё один минус для индивидуального
консультирования: объём информации,
прикрепляемой в сообщении может быть не более
печатной страницы. Как можно выходить из этого
затруднения? Во внутренних сообщениях есть
значок «скрепка» который даёт возможность
вставить ссылку на нужный сайт, где находится
необходимое задание. И по этой ссылке ученик
переходит к необходимому сайту, например сайту
своего учителя или к другим сайтам.
- Несовершенность системы: отключение системы во
время работы, «зависание», особенно с 13 до 17
часов, когда все пользователи активизируются. - Пропадают некоторые внесённые данные.
- Когда в середине учебного года в класс приходит
новый ученик, электронный журнал помещает его
фамилию в список класса в алфавитном порядке, а
не в конце списка, как в бумажном журнале.
Для классного руководителя есть возможность
разместить в новостях класса объявление для
родителей и детей, дополнительную информацию для
подготовки к конкурсам, праздникам, викторинам и
пр.внеклассным мероприятиям. Например сценарий
праздника, слова песен, вопросы викторины и пр.
Это позволит всем ученикам и их родителям всегда
быть в курсе событий и принимать активное
участие в школьной жизни.
Возможности электронного дневника
для учеников и родителей
- надо уметь выбрать нужный календарный период в
дневнике, - понимать условные обозначения практических,
контрольных или других видов работ; - распознавать прикрепление файла к домашним
работам;
- Электронный дневник позволяет развить навык
письменного общения с учителями. Он работает как
одно из средств формирования письменной речи,
что требует от ученика повышения уровня
грамотности, вежливости и этики. - Электронный дневник дисциплинирует учеников и
создает мотивацию в обучении, что ведет к
повышению качества учебы. Дети более
ответственно подходят к посещению занятий и
непосредственно к учебе.
В электронном дневнике все как в настоящем
дневнике. Разница лишь в том, что родители могут в
любой момент, даже на работе посмотреть, как идут
дела их ребенка в школе. И еще этот дневник нельзя
забыть дома или потерять. Слайд
На первый взгляд может показаться, что
электронный дневник – это посягательство на
личную жизнь и свободу детей, так как теперь
родители будут в курсе всех школьных событий,
оценок и замечаний. Но все это только на пользу.
Электронный дневник это не жесткий контроль над
детьми, это возможность сблизиться детям и их
родителям. От родителей не будет тайн, что
позволит и детям, и родителям больше доверять
друг другу и чаще общаться не только в сфере
обучения, но и в контексте личных переживаний.
Исправление не затянется на долгое время. Всё это
даёт возможность стать более, честным и открытым
человеком для общества. Благодаря этой программе
у ребенка с самого раннего возраста формируется
чувство ответственности.
Использование электронного журнала и дневника
позволило объединить учеников, учителей и
родителей. Программа позволила использовать
новые формы общения и полноценно использовать
современные информационные технологи в
образовательном процессе. Большинство родителей
говорит: «Спасибо!».
Впервые об электронных журналах успеваемости
(далее – ЭЖ) в московских школах заговорили еще в
середине 2011 года. Новость о том, что в скором
времени появится возможность фиксировать
результаты образовательной деятельности в
электронном виде, мгновенно разошлась по всему
педагогическому сообществу, но поначалу с
должным энтузиазмом не была им воспринята.
Причин этому было множество, в частности,
достаточно скудное информационное освещение
данного вопроса. Не было понятно, что же собой
представляет этот самый ЭЖ, как он заполняется,
какой надежностью в области хранения информации
обладает, и собственно, зачем он нужен и как это
все будет работать. Сейчас же статистика
показывает, что все больше и больше
образовательных учреждений (далее – ОУ)
стремятся использовать ЭЖ в своей учебной
деятельности, осознав, что он действительно
позволяет оптимизировать учебный процесс. И это
касается не только столичных школ.
Что же такое ЭЖ? В сети Интернет есть множество
определений на этот счет. Основываясь на
собственном опыте внедрения и использования ЭЖ в
школе, могу сделать смелое предположение, что ЭЖ
– это закрытая социальная сеть ОУ, участниками
которой являются только его сотрудники, учащиеся
и их родители (законные представители). И эта так
называемая сеть направлена на повышение
эффективности образовательного процесса, в том
числе и на активное развитие дистанционного
обучения. Родители имеют возможность в
оперативном режиме контролировать успеваемость
своих детей и факт выполнения ими домашних
заданий, а так же общаться с учителями в
дистанционном режиме в случае необходимости.
Ведь не всегда удается найти время и прийти в
школу. Дети имеют возможность уточнить свою
успеваемость и заданные им домашние задания, а
так же задать по ним соответствующие вопросы
учителю дистанционно. Но, для того чтобы подобная
система работала, а главное работа эффективно,
необходимо подойти к ее организации
ответственно и рационально.
Работы по внедрению ЭЖ в ОУ необходимо
разделить на несколько этапов: подготовительный,
пилотный проект по ведению ЭЖ и полноценное
ведение ЭЖ. Их очередность выполнения крайне
важна, как собственно важны и сами этапы.
Проводить их нужно с прицелом на возможность в
случае, если это позволяет правовая основа, в
будущем отказаться от ведения бумажных журналов
успеваемости и отдать предпочтение именно
электронным. Да, сделать этот шаг будет непросто,
но вполне реально. Ведь цифровые технологии
направлены именно на рационализацию
деятельности человека, а не наоборот. Двойная
работа, ложащаяся на учителя по ведению
одновременно бумажных и электронных журналов,
обречена на провал и говорить о ее эффективности
нет никакого смысла.
Данная статья посвящена стратегии ввода ЭЖ в ОУ
с нуля. В ней Вы не найдете ни рекламы каких-либо
информационных систем по ведению ЭЖ или
инструкций по работе с ними. Статья содержит
одиннадцать основных задач с подробными
рекомендациями по их решению. С подобного рода
задачами ОУ должно столкнуться при
использовании ЭЖ в своей деятельности.
Последовательное их решение позволит создать в
нем действительно эффективную систему ведения
ЭЖ и, как следствие, существенно облегчить и
оптимизировать труд его работников.
Подготовительный этап
Подготовительный этап является одним из самых
важных этапов внедрения ЭЖ в рабочий процесс ОУ.
Он включает в себя работы по назначению
ответственного лица за ЭЖ, разработку локальной
нормативной базы, т.е. положения, согласно
которому сотрудники будут работать с журналом, а
так же выбор и тестовый запуск системы. Именно
этот этап позволит в дальнейшем эффективно
организовать процесс электронной фиксации
успеваемости учащихся и свести вероятность его
провала к нулю.
Задача №1. Назначение ответственного лица
за ЭЖ в ОУ
Руководитель ОУ определяет ответственного за
ЭЖ успеваемости (далее – администратор). В
обязанности этого человека будут входить работы
по поддержанию системы в работоспособном
состоянии и ее администрированию. Более
подробно о том, какие именно работы входят в
понятие “администрирование”, будет сказано
чуть позже. Рекомендуется определить еще и
заместителя администратора, который сможет
выполнять его работу в случае его отсутствия на
рабочем месте.
В большинстве случаев обязанности
администратора могут быть возложены на учителя
информатики, но это далеко не обязательно.
Критериями отбора должны являться не только
высокая ИКТ-компетентность кандидата, но и его
уверенные знания в области организации учебного
процесса в ОУ, а так же высокая степень
ответственности. Первые шаги по тестированию ЭЖ
администратору придется выполнять
самостоятельно без участия педагогического
коллектива.
Задача №2. Мониторинг систем ведения ЭЖ и
выбор наиболее подходящей для ОУ
Чаще всего ЭЖ успеваемости представляет собой
сайт в сети Интернет, а электронный дневник
ребенка – это часть системы ЭЖ, доступная только
ему и его родителям. Хорошо это или плохо сказать
однозначно нельзя, так как подобная реализация с
одной стороны имеет много плюсов, но и не мало
минусов.
Все данные хранятся на стороне разработчика
системы и должны быть доступны в круглосуточном
режиме. Таким образом, доступ к ним возможен из
любой точки мира при наличии компьютера или
иного мобильного устройства, подключенного к
сети Интернет. Такая организация системы удобна,
особенно на стадии пилотного проекта, когда
многие учителя заполняют ЭЖ успеваемости дома.
Основными ее недостатками является прямая
зависимость от сети Интернет в плане качества
связи, а так же наличие у пользователей системы
определенных опасений по надежности хранения
данных. Чисто теоретически, в ходе сбоя,
произошедшего на стороне разработчиков ЭЖ,
данные могут быть потеряны, но они уверенно
заверяют, что вероятность такого развития
событий сведена к нулю. Но, как все-таки
предпринять меры по сохранению данных, будет
сказано позже.
Администратор должен провести мониторинг
различных информационных систем,
предназначенных для ведения ЭЖ и выбрать ту
систему, которая максимально удовлетворяет
требованиям его ОУ, и которая с некоторой долей
вероятности будет использоваться в нем в будущем
после завершения пилотного проекта. Безусловно,
это будет не окончательный выбор. Его можно будет
сделать только после непосредственной работы в
выбранном ЭЖ некоторое время.
Задача №3. Подключение ОУ к выбранной
системе ведения ЭЖ
После выбора информационной системы для
ведения ЭЖ необходимо подключить к ней свое ОУ.
Несмотря на наличие достаточно большого
количества подобных систем, алгоритм решения
подобной задачи практически одинаков.
Администратор отправляет в службу технической
поддержки заявку с необходимой информацией.
Через некоторое время с ОУ связываются и
предоставляют ей доступ. Первым человеком,
который будет иметь доступ в ЭЖ от имени ОУ, будет
именно администратор.
Задача 4. Наполнение базы данных системы ЭЖ
После получения доступа в ЭЖ с ним можно
начинать работать. Администратор вносит в базу
системы информацию о педагогических работниках
и администрации ОУ, вводит расписание уроков и
звонков, определяет отчетные периоды,
каникулярные дни, формирует списки классов.
Работа эта очень кропотливая и долгая. Это и есть
часть обязанностей, входящих в
администрирование системы.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что
пока система не изучена до конца и не принято
решение о ее использовании в пилотном проекте, не
стоит торопиться с формированием полной базы
данных по всему ОУ. Можно ограничиться вводом
нескольких педагогических работников и скажем
нескольких классов. На их примере посмотреть, как
работает ЭЖ, каков алгоритм проставления оценок,
записи домашних заданий, фиксации замен и т.п.
Если у выбранной администратором системы
окажется больше минусов, чем плюсов, то стоит
отказаться от нее и вернуться ко второй задаче.
Если же все-таки система удовлетворяет всем
требованиям ОУ, то можно начинать с ней работать
и запускать ее в пилотном проекте.
Пилотный проект по ведению ЭЖ
Для запуска системы ведения ЭЖ в пилотном
проекте необходимо полностью подготовить ее
информационную базу, положение по ведению
журнала, а так же обеспечить персональный доступ
в нее всем работникам ОУ. Открывать доступ в
электронный дневник, запущенный в пилотном
проекте, детям, и тем более, их родителям, не
стоит. Пилотный проект направлен именно на
тестирование системы и на выработку у работников
ОУ определенных навыков работы с ней. А этот
процесс подразумевает наличие определенных
ошибок заполнения на первых стадиях работы.
Задача № 5. Положение о ведении ЭЖ
успеваемости в ОУ
Перед запуском пилотного проекта
администратор должен разработать положение,
согласно которому в ОУ будут вестись работы с ЭЖ.
Оно должно содержать общие положения, задачи,
решаемые ЭЖ, а так же правила и порядок работы с
ним. Особое внимание следует уделить
обязанностям администратора, администрации,
учителей, классных руководителей, детей и
родителей в области работы с ЭЖ. Периодичность
проверки журналов заместителем директора по УВР
так же должна быть прописана в положении.
Определитесь так же, как часто будут создаваться
бумажные копии журнала. Чем это будет делаться
чаще, тем выше вероятность сохранности данных
успеваемости. Обычно, это рекомендуется делать
каждую четверть и полугодие, при условии, что
журнал на момент печати заполнен полностью. В
конце года обязательно все листы ЭЖ должны быть
распечатаны, сброшюрованы, опечатаны и сданы в
архив.
Перед написанием положения администратор должен
оценить технические возможности учреждения и,
исходя из них, прописать порядок и сроки
заполнения журнала. Безусловно, на стадии
пилотного проекта положение должно быть
достаточно щадящим и предусматривать не столь
оперативное ведение журнала. В реальности ЭЖ
рекомендуется заполнять непосредственно на
уроке.
Если рассматривать идеальный случай, когда
каждый учитель в ОУ имеет в своем распоряжении
компьютер, подключенный к сети Интернет, то
никаких сложностей в плане технической
организации заполнении ЭЖ быть не должно. Если же
техники на всех не хватает, то необходимо
предусмотреть несколько компьютеров,
подключенных к сети и расположенных в
общедоступном месте, например, в учительской. Это
позволит педагогам после уроков заполнить
журналы в случае отсутствия возможности это
сделать это дома.
Задача № 6. Персональный доступ в систему
ЭЖ для работников ОУ
Перед запуском системы ведения ЭЖ успеваемости
необходимо провести собрание всего
педагогического коллектива и ознакомить его с
введением подобной системы, а так же положением,
согласно которому с этой системой предстоит
работать. Подробно придется рассказать и об
алгоритме получения доступа к ней. Администратор
должен быть готов к тому, что ему придется
провести краткосрочные курсы по основам работы с
ЭЖ, так как уровень ИКТ-компетентности у учителей
достаточно различный.
Каждый работник ОУ должен иметь персональный
доступ в систему ведения ЭЖ. Окончательный
список формирует руководитель ОУ, как собственно
и назначает права доступа каждому из
сотрудников. Администраторов системы может быть
не сколько, в том числе администратором может
быть и учитель или другое должностное лицо.
Социальные педагоги и психологи тоже могут иметь
персональный доступ в систему с правами,
достаточными для просмотра успеваемости детей и
их посещаемости занятий.
Чаще всего в ЭЖ используется алгоритм
предоставления персонального доступа,
основанный на пригласительном коде. Такой подход
позволяет исключить вероятность регистрации в
системе постороннего лица.
Перед собранием администратор готовит по
заранее установленной форме индивидуальные
карточки для каждого работника ОУ, нуждающегося
в получении персонального доступа в систему. В
общем случае она должна содержать фамилию, имя,
отчество работника, его дату рождения, должность,
уникальный пригласительный код, сгенерированный
системой, и собственно адрес ЭЖ в сети Интернет.
Это минимальный набор. Причем все данные на этой
карточке должны быть записаны так, как они
записаны в базе данных ЭЖ.
Администратор должен подготовить сводную
ведомость, в которой каждый работник ОУ после
получения личной карточки должен расписаться.
Аналогичная ведомость должна быть
подготовлена и для того чтобы каждый работник
поставил свою подпись о том, что прошел
инструктаж по работе с ЭЖ и ознакомлен с
соответствующим положением. Если в карточке есть
ошибки, например, в фамилии или должности
работника, то администратор должен их устранить
в системе и создать новую карточку. Только после
факта устранения всех ошибок и получения
правильно заполненной карточки, работник
расписывается в соответствующей ведомости.
Крайне рекомендуется приложить к карточке еще и
краткую инструкцию, в которой должны быть
расписаны основные шаги по активации доступа в
ЭЖ. Но, этого можно и не делать, если
администратор готов провести соответствующее
учебное занятие.
Задача №7. Инструктаж по правилам работы в
системе ЭЖ
Задача №8. Отладка системы ведения ЭЖ
После запуска системы и успешного формирования
ее информационной базы, а так же предоставления
всем требуемым лицам персонального доступа к
ней, начинается процесс ее отладки. Первая неделя
работы позволит выявить ошибки администратора,
если они есть и решить остальные вопросы,
касающиеся работы ЭЖ.
Дата начала ведения пилотного проекта может быть
любой, а завершить его рекомендуется вместе с
учебным годом, в котором он начался. В любом
случае, желательно, чтобы минимальная
длительность проекта составляла не менее одной
четвери. Если, например, начать пилотный проект
первого октября, а завершить его в конце учебного
года, то процесс отладки системы будет
максимально эффективным. За это время удастся
оценить эффективность системы по таким
показателям, как удобство проставления
четвертных, полугодовалых и годовых оценок,
формирование различных отчетов успеваемости и
т.п. Но, в самом начале проекта администратор не
должен спешить опубликовывать расписание ОУ
сразу на всю четверть или полугодие. Разумно
опубликовать его на одну неделю. Если
впоследствии окажется, что администратор ошибся,
то легче будет исправить ошибки в недельном
расписании, чем исправлять их в расписании на всю
четверть или год. Если все данные верны, то
расписание опубликовывается на более
продолжительный срок, соответствующий отчетному
периоду. Об ошибках и неточностях в
информационной базе ЭЖ вам расскажут учителя.
Длительного пилотного проекта рассчитывается из
того, что в начале следующего учебного года вы
должны работать в ЭЖ в режиме реального времени с
минимальным количеством ошибок.
Полное ведение ЭЖ
Задача №9. Открытие нового учебного года в
системе ЭЖ
В случае, если пилотный проект по ведению ЭЖ
прошел успешно, то ОУ может переходить на
полноценное ведение ЭЖ в выбранной системе.
Администратор должен открыть новый учебный год в
системе, то есть привести в актуальный вид списки
классов и работников ОУ, предоставить всем
необходимым лицам персональный доступ в систему,
провести инструктаж по основам работы с ЭЖ,
ввести расписание звонок и уроков, настроить
отчетные периоды, внести необходимые изменения в
положение по ведению журнала и ознакомить с ними
работников ОУ. Другими словам, все, что
делалось на стадии запуска пилотного проекта,
нужно будет сделать заново, т.е. с чистого листа.
Положение, ведомости и иная документация,
касающаяся работы ЭЖ в ОУ, должна храниться в
специальной папке у администратора.
Задача №10. Обеспечение родителям и их
детям доступа в электронный дневник
Задача № 11. Решение проблем доступа в ЭЖ в
течение учебного года.
Работа администратора не заканчивается после
успешного запуска ЭЖ. К администратору на
протяжении всего учебного года с определенной
периодичностью будут обращаться работники ОУ,
дети и их родителя с вопросами, связанными с
функционированием системы. Упростить этот
процесс можно, указав на карточках, раздаваемых
родителям, адрес электронной почты для связи с
администратором. Учителям часто требуется
помощь по работе системы, а родители часто
обращаются с просьбами восстановить или
поменять пароль. Последняя проблема решается
только при очной встрече с родителем и написании
соответствующего запроса с их стороны. Более
того, информационную базу данных ЭЖ нужно
поддерживать в актуальном состоянии, поэтому
администратору придется тесно работать и с
классными руководителями. Обо всех движениях
учащихся (выбытие и прибытие в ОУ) администратору
должно быть известно своевременно, как
собственно должно быть известно и об изменениях
в расписании уроков.
Введение
В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению № 1 этого распоряжения.
Следует обратить внимание в перечне услуг на пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости». В этом пункте ответственными исполнителями за предоставление информации определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, и непосредственно образовательные учреждения субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления.
Для реализации распоряжения № 1993-р в настоящее время актуальны именно апробация и организация предоставления услуг в электронном виде для всех участников образовательного процесса. Электронный дневник это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям.
Электронный дневник – дополнительный сервис единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения, которое создано на основе комплекса программных средств.
Идея создания электронного дневника возникла в Западной Европе в начале 2000-тысячных годов и спустя несколько лет перекочевала в Россию. Как правило, подобные проекты оформлены в виде Web-сайтов. Внутри сайта обычно расположено несколько ступеней обработки информации, начиная с уровня создания записи о школе-классе-ученике, уровня «классного журнала» (журнала группы), обрабатываемого оператором, в чьи функции входит заведение в систему информации об успеваемости и посещаемости учащихся и, заканчивая уровнем дневника, в который автоматически переносится обработанная оператором информация.
В России в настоящее время существует несколько десятков Web-сайтов, обозначающих себя как электронный дневник школьник. Все образовательные учреждения уже используют электронные дневники.
Обозначим понятийный аппарат:
Объект: электронный дневник.
Предмет: процесс организация информационно-образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника.
Цель работы: рассмотреть электронный дневник как средство организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения.
- Проанализировать литературу по данной теме.
- На основе анализа дать определение электронному дневнику, информационно-образовательному пространству.
- Указать основные достоинства и недостатки электронного дневника, его функциональные возможности, принцип работы с ним.
- Рассмотреть каким образом происходит организация информационно-образовательного пространства образовательного учреждения посредством электронного дневника «Дневник.ру»
Методы: Анализ литературы, электронных ресурсов по данной теме.
Глава I. Определение электронного дневника и информационно-образовательного пространства образовательного учреждения
1.1. Понятие «Электронный дневник», функциональные возможности и принцип работы
Электронный дневник и журнал успеваемости – это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям. Интернет-проект «Дневник.ру» реализует эти возможности.
Главная цель Интернет-проекта «Дневник.ру» – Электронный классный журнал и электронный дневник – сделать открытой информацию об оценочных суждениях участников образовательного процесса для организации их своевременного обсуждения и корректировки действий или деятельности тех или иных субъектов.
Участниками образовательного процесса являются учащиеся, учителя, руководители методических объединений, администрация общеобразовательного учреждения, родители учащихся.
Электронный дневник – это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией образовательного учреждения. Родители получают возможность контролировать запись домашнего задания и его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с учащимся его текущую успеваемость.
Функциональные возможности электронного дневника:
- Возможность публикации новостей, объявлений, информации о школьных мероприятиях, достижениях учеников;
- Возможность получения общей информации о классе и учебном плане (ученики, учителя, родители, предметы, экзамены);
- Ведение интерактивного дневника учащегося;
- Удобная форма выставления оценок;
- Возможность публикации и редактирования расписания для каждого класса;
- Запись и учет домашних заданий;
- Система фиксации пропусков занятий и замечаний, доступных для просмотра родителям и администрации образовательного учреждения;
- Возможность оповещения родителей об успеваемости ребенка и проводимых мероприятиях посредством sms или e-mail;
- Реализована возможность проведения тестирования и опросов учащихся и их родителей;
- Возможность задавать собственные настройки для быстрого поиска (название, описание класса);
- Четкое разграничение прав доступа для различных групп пользователей.
- Форум для общения классного руководителя с родителями;
- Возможность осуществления интерактивного общения между школами;
Принцип работы с электронным дневником в образовательном учреждении:
- Ответственный за информатизацию устанавливает программное обеспечение, необходимое для работы электронного дневника, и обеспечивает надлежащее функционирование созданной программно-аппаратной среды;
- Пользователи получают реквизиты (коды) доступа к электронному дневнику в следующем порядке:
- учителя, классные руководители, администрация получают реквизиты (коды) доступа у системного администратора;
- родители и обучающиеся получают реквизиты (коды) доступа у классного руководителя.
- Классные руководители своевременно заполняют и следят за актуальностью данных об обучающихся и их родителях, ведут переписку с родителями в соответствии с инструкцией.
- Учителя аккуратно и своевременно заполняют данные об учебных программах и их прохождении, об успеваемости и посещаемости обучающихся, домашних заданиях в соответствии с инструкцией,
- Заместители директора образовательного учреждения осуществляют периодический контроль за ведением электронного дневника, содержащий процент участия в работе, процент обучающихся, не имеющих оценок, процент обучающихся, имеющих одну оценку, запись домашнего задания, учет пройденного учебного материала, процент участия родителей и обучающихся в работе с электронным дневником;
- Родители и обучающиеся имеют доступ только к собственным данным и используют электронный дневник для их просмотра и ведения переписки в соответствии с инструкцией.
1.2. Преимущества и недостатки электронного дневника
Во многих странах мира уже давно пришли к выводу, что ведение дневника в привычном виде – процесс неудобный и непрактичный. Развитие инновационных компьютерных технологий дает возможность модернизации бумажного дневника в электронный, что намного облегчит и усовершенствует воспитательный и образовательный процесс.
Преимущества использования электронного дневника для родителей:
- Родители узнают об оценках в день их выставления.
- Немедленно информируются о прогулах своих детей.
- Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.
- Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.
- При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту.
- Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.
- Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки.
- Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания
Электронный дневник – отличный способ контроля не только собственного ребенка, но и надлежащего качества работы педагогов образовательного учреждения.
Школьники (студенты) с помощью электронного дневника смогут:
- оперативно узнавать о своих оценках по контрольным работам, экзаменам и т.д.;
- всегда быть в курсе изменений в расписании уроков;
- получать информацию о культурных мероприятиях (экскурсиях, поездках, походах и пр.);
- всегда иметь доступ к домашнему заданию (даже если забыли его записать или потеряли);
- следить за своей средней оценкой на фоне успеваемости класса в целом.
Школьнику не требуется заполнять дневник, он генерируется автоматически на основе расписания занятий. В дневник оперативно попадают выставленные преподавателями оценки, домашние задания и другая важная информация. Статус домашних занятий можно менять с «Не выполнено» на «Выполнено» и наоборот. Ученик может за отдельно взятый период просмотреть домашние задания, оценки и другие важные сообщения.
Благодаря электронному дневнику процесс получения знаний станет более интересным, добавив в жизнь учащегося вкус соревнования за первенство в рейтинге учеников. Позволит выстроить более доверительные отношения с родителями, развить ответственность и работоспособность.
Кроме этого, мотивированность ученика возрастает, и он более ответственно подходит к посещению занятий и непосредственно к учебе. Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Представителям учебного заведения (учителям, директорам, завучам) электронный дневник позволяет:
- без посредников общаться с родителями школьников (студентов);
- удаленно работать с классом (назначать домашнее задание, просматривать успеваемость, посещаемость и т.д.);
- автоматизировать процесс формирования большинства отчётов, необходимых для эффективного управления учебным процессом (система позволяет составлять отчёты по успеваемости в рамках одного класса или всего образовательного учреждения в форме таблиц, графиков, диаграмм);
Еще одним положительным и очень важным моментом использования электронного дневника учителем является минимальное использование аналогичных бумажных носителей, которые в совокупности с тетрадями и учебными материалами, требующимися учителю в процессе его работы, составляют весомую ношу и накладывают на учителя обязанность по контролю за этими материалами, чтобы исключить их утрату или использование сведений, содержащихся в них, недобросовестными учениками. При использовании электронного дневника учитель имеет возможность исключить или максимально снизить использование в своей работы обычных бумажных журналов и дневников.
С учетом развития интернет-технологий и развитием систем электронных дневников, их использование значительно облегчает работу учителя и упрощает учет, который занимает чуть меньше времени, чем непосредственно процесс обучения. К тому же электронный дневник является еще и средством возможного практически он-лайн общения учителя и родителей учащегося, что позволяет сократить время на проведение длительных и порой совершенно не плодотворных родительских собраний.
Все, что названо выше – это, конечно, замечательно, но все мы знаем, что медаль имеет две стороны. Итак, какие риски существуют при использовании электронного дневника.
Первое. Возможно, хотя совсем необязательно, возникновение напряженности в отношениях с детьми. Не каждый ребенок сразу согласится с тем, чтобы находится под неусыпным контролем. Выход здесь может быть таким. Просматривать дневник вместе, не реагировать остро на неудовлетворительные оценки (ребенок учится, значит, имеет право на ошибки), куда важнее разобраться в сути затруднений и найти пути их устранения.
Второе. Участников образовательного процесса смущает трудоемкость технического внедрения электронного дневника, в третьих, не все школы оборудованы компьютерами в достаточном количестве для работы с новой системой. С учетом развития информатизации электронный дневник нужен. Но процесс его ведения и заполнения достаточно трудоемкий.
Третье. Кроме этого, необходима техническая база, а именно: свободный доступ учителя к компьютеру в удобное для него время, наличие сервера, постоянного системного администратора (желательно не учителя информатики, его задача – учить детей, а специалиста), ответственного за ведение электронного дневника. Неразрешимое противоречие на сегодня для абсолютного большинства школ: электронный дневник не может заменить традиционный до тех пор, пока у всех участников образовательного процесса не будет доступа к Интернету. В сельских школах России есть Интернет, но не во всех селах, а значит, родители не могут выйти элементарно в Интернет и посмотреть электронный дневник своего ребенка.
Четвертое. Дневник располагается на веб-сайте, значит, персональные данные Ваши и ребенка публикуются в сети Интернет. Поэтому крайне важно быть уверенным в том, что этот сайт надежно защищен. Для этого нужно попросить сертификат, он как раз и является гарантией того, что предоставляемая услуга, действительно, качественная.
Пятое. Денежный вопрос. Увы, некоторые электронные дневники – удовольствие небесплатное. В разных дневниках стоимость услуги колеблется от 100 до 250 рублей в месяц, в зависимости от объема предоставляемых сервисов (частота смс-сообщений, доступ к дополнительным сервисам: электронные библиотеки, хранилища мультимедийных файлов и пр.).
1.3. Определение информационно-образовательного пространства образовательного учреждения
Современное образовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду. И если 10 лет назад в образовательном процессе в основном доминировало изучение информатики и освоение компьютера, то последние годы на первый план постепенно стали выходить информационно-образовательные технологии, представляющие собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации в образовательном процессе.
В наше время нельзя представить образовательный процесс, без информационно-образовательных технологий, без информационного образовательного пространства.
Информационно-образовательное пространство образовательного учреждения определяется как пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных технологий.
Информационное пространство образовательного учреждения – это и физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, и виртуальное пространство гипертекстов, и иерархические системы пространства (электронная связь с вышестоящими организациями образования и другими школами). Другими словами, информационное пространство образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода и имеющейся материально-технической базы.
Определить информационно-образовательное пространство можно, исходя из понимания философской категории «пространство» как формы существования материальных объектов и процессов, характеризующейся структурностью и протяженностью материальных систем.
Понятие «информационно-образовательное пространство» по аналогии можно определить как форму существования информации, используемую для образовательных целей, в которую включены и материальные объекты (носители информации различного вида, устройства передачи, хранения информации и т.д.) и идеальные (информационные потоки, информационные поля и т.д.). Ему также будет присуще свойство структурности, и, скажем так, частичной материальности, относящейся к аппаратной его части.
Образовательный процесс может протекать, и в специальном учебном заведении (школе, колледже, вузе), и вне его (например, человек занимается самообразованием и для этого использует ресурсы Интернет, библиотечные фонды, различные семинары, консультации и т.д.)
Рассмотрим информационно-образовательное пространство, активно создающиеся в настоящее время в образовательном учреждении. Это пространство должно отвечать ряду требований, среди которых: многофункциональность, целостность, модульность, полисубъектная направленность, многоуровневость.
Многофункциональность означает, что информационно-образовательное пространство должно выполнять различные функции:
- Научно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка, хранение и использование учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев уроков и внеурочных мероприятий, дидактических материалов и т.д.)
- Создание баз данных образовательного учреждения, включающих
- результаты мониторинга качества образовательного процесса, электронные дневники учащихся, электронные журналы. Это необходимо для внешней и внутренней оценки деятельности школы, обоснованного принятия управленческих решений.
- Педагогическое сопровождение процесса обучения учащихся (предоставление материалов уроков, дополнительной информации для интересующихся, дополнительных материалов для подготовки к контрольным работам, тестам ЕГЭ и т.д.). Организация дистанционного обучения детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать учебное заведение.
- Организация виртуального общения членов коллектива образовательного учреждения (на форумах с родителями учеников, педагогов друг с другом, с учащимися, учеников друг с другом). Возможности информационно-образовательного пространства направляются на привлечение родителей к образовательному процессу школы, повышению их культуры в области воспитания, обсуждения и решения важных проблем в жизни школы.
- Накопление и распространение педагогического опыта. Повышение квалификации педагогов.
- Связь с общественностью, формирование положительного имиджа школы.
Целостность информационно-образовательного пространства связана с необходимостью информационной поддержки целостного образовательного процесса, выполнения ею функций, обеспечивающих нормальное протекание его в образовательном учреждении. Вместе с тем, целостность выступает в единстве с модульностью. В соответствии с выполняемыми функциями можно выделить модули: научно-методического обеспечения учебного процесса, педагогического сопровождения учебного процесса, мониторинга качества образования и т.д.
Требование полисубъектной направленности информационно-образовательного пространства отражает ее возможность удовлетворять потребности различных субъектов учебного процесса: учащихся, их родителей, педагогов, администрации.
Требование многоуровневости информационно-образовательного пространства связано с разработкой различных пространств: информационно-образовательного пространства конкретного учебного заведения, информационно-образовательного пространства системы образования муниципалитета, округа, города, области, страны и т.д.
Информационно-образовательное пространство – это пространство , построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.
Из всех выше описанных определений можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательное пространство образовательного учреждения.
См. продолжение статьи
Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статья: Совершенствование регламентации оказания муниципальных услуг(Воронина Л.И., Костина С.Н., Кукарцева М.В.)(“Российский юридический журнал”, 2017, N 2)Для проведения исследования на основе ежегодных отчетов о результатах мониторинга качества предоставления муниципальных услуг было отобрано десять наиболее востребованных населением услуг. Наибольшее количество муниципальных услуг на территории Режевского городского округа оказано в сфере образования. В 2015 г. 26 550 граждан воспользовались услугой “Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости”. 1 772 гражданам была предоставлена услуга “Зачисление в образовательное учреждение”. На втором месте по востребованности – услуги ритуального характера, на третьем – услуги в сфере земельных и жилищных отношений.