Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

“1С:Электронный журнал колледжа” – решение для средних профессиональных образовательных организаций.

Программа предназначена для работы преподавателей и управленческого персонала колледжа в едином информационном пространстве, в привычной для себя форме аналогичной бумажному журналу успеваемости. В программу встроен электронный дневник, который позволяет студентам и их родителям получать информацию об успеваемости, посещаемости и домашних заданиях студента.

“Электронный журнал колледжа” поддерживает многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет, в том числе и через веб-браузеры.

Основные функциональные возможности:

  • Электронный журнал с возможностью ведения учета до 3х подгрупп, функционал которого аналогичен бумажному журналу (обе стороны журнала выводятся на печать из программы);
  • Автоматическое заполнение журнала на основе введенного расписания;
  • Заполнение оценок по различным видам контроля (лекционным, практическим занятиям, промежуточной, итоговой государственной аттестации), учет посещений и причин отсутствия;
  • Учет календарно-тематического плана;
  • Возможность импорта данных из внешних файлов или из программы «1С:Автоматизированное составление расписания. Колледж»;
  • Электронный дневник, который позволяет студентам просматривать данные по успеваемости, посещаемости и домашним заданиям;
  • Отчеты по посещаемости и успеваемости студентов;
  • Встроенная система взаимодействия, позволяющая администраторам и кураторам оставлять замечания и комментарии преподавателям по ведению журнала.

Имеющиеся отчеты

  • Диаграмма посещаемости
  • Диаграмма успеваемости
  • Диаграмма успеваемости (по студенту)
  • Посещаемости
  • Успеваемость
  • Успеваемость (за период)
  • Успеваемость (оценки)

Взаимодействие с другими программами

В программу “1С:Электронный журнал колледжа” включены средства обмена данными:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 1. Выведенная на печать левая сторона журнала

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 2. Выведенная на печать правая сторона журнала

  •  Автоматическое заполнение журнала на основе введенного расписания

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 3. Электронный журнал

  •  Заполнение оценок по различным видам контроля
    • лекциям;
    • практическим занятиям;
    • промежуточной и итоговой аттестации

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»
Рисунок 4. Установка оценки за определенный вид контроля

  •  Учет посещаемости и причин отсутствия

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 5. Указание причины отсутствия студента

  •  Учет календарно-тематического плана

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

 Рисунок 6. Создание единицы календарно-тематического планирования

  •  Возможность импорта данных из внешних файлов

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 7. Импорт списка студентов из внешнего файла

  •  Импорт расписания            из программы «1С:Автоматизированное составление расписания. Колледж».

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 8. Результат импорта – документы «Расписание на дату»

  •  Электронный дневник
  • Позволяет студентам и их родителям просматривать данные по:
    • успеваемости;
    • посещаемости;
    • домашним заданиям.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»
Рисунок 9. Просмотр электронного дневника студентом

  • Отчеты по посещаемости и успеваемости студентов

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 10. Диаграмма посещаемости – показывает количество пропусков студентом

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 11. Диаграмма успеваемости (по группе) – показывает средний балл студента

  • Встроенная система взаимодействия. Позволяет администраторам и кураторам оставлять замечания и комментарии преподавателям по ведению журнала, или вести обсуждения между пользователями программы.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Рисунок 12. Общение между преподавателем и администратором с помощью системы взаимодействия

“Библиотека стандартных подсистем”, включенная в конфигурацию, предоставляет сервисные возможности по описанию пользователей, параметров доступа, управлению текущими пользователями, работе с журналом регистрации, подключению внешних отчетов и обработок, обновлению конфигурации, резервному копированию.

Подробная информация о выпуске продукта в информационном письме №29364 от 25.04.2022 

Библиографическое описание:

Темирова, Ч. Х. Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный рейтинг» / Ч. Х. Темирова, Р. Х. Бейтуллаева, Х. А. Халикова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/1996/ (дата обращения: 10.06.2023).

В статье описан и предложен метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и балльно-рейтинговой системы оценки качества и освоения студентами основных образовательных и специальных дисциплин. Приведён пример заполнения ячеек для введения электронного журнала.

Ключевые слова: студент, балльно-рейтинговая система, аттестация, успеваемость, электронный журнал, преподаватель вуза, семестр, посещаемость, метод интерактивного обучения

На базе многих институтов Министерством высшего и среднего образования проводится эксперимент по внедрению систем «электронный журнал» и «электронный рейтинг».

Для преподавателя, практически решающего задачу объективной оценки учебных достижений студента, важными элементами современного учебного процесса стали методы компьютерного тестирования, балльно-рейтинговая система оценивания. Эти системы позволяют сегодня реализовывать компетентный подход к обучению в вузе. Эффективное использование этих систем возможно с помощью нового инструмента — электронного журнала

Применения в вузе электронного журнала определяется следующими факторами:

2) Требования к уровню подготовки студентов и процедуры их оценки должны быть открытыми и понятными для студентов, их родителей и будущих работодателей.

3) Переход от разовых экзаменов в конце учебного курса к оценке учебных достижений студента на всех промежуточных этапах обучения по курсу существенно повысит объективность оценки этих достижений и сделает практически невозможным какой-либо обман. При заполнении журнала исходными данными и при работе над его структурой можно использовать операции добавление (удаление) строк и столбцов, автоматического заполнения ячеек, применение разных форматов (числовой, дата, проценты) к данным в ячейках и т. д. Это все ведёт к экономии времени и дает возможность уменьшить количество ошибок на этапе ввода данных. Приведён пример заполнения ячеек для введения электронного журнала.

Последовательность заполнения сведений для электронного журнала.

Журнал дает возможность и преподавателям и студентам практически непрерывно (еженедельно) отслеживать персональную и групповую динамику успеваемости и посещаемости. Журнал формализует осуществление текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестаций студентов. Устанавливает форму учёта, периодичности и порядка проведения этих аттестаций. Позволяет оперативно давать информацию по успеваемости и по посещению учебных занятий студентам всем заинтересованным лицам (преподаватели, студенты, родители, работодатели) за счет её размещения на личной странице преподавателя на учебном портале.

«Электронный журнал» позволяет в электронном формате вести учёт посещаемости студентами занятий, иметь точное представление о посещаемости.

«Электронный рейтинг» автоматизирует процесс выставления и ведения рейтинга студентов. Специалисты Министерства Высшего и Среднего специального образования отмечают, что в перспективе для успешного применения этой системы во всех вузах страны каждая аудитория должна быть оснащена компьютером, а преподаватель будет получать доступ к внесению информации в соответствующие графы, согласно утверждённому расписанию.

По словам специалистов, внедрение системы «Электронный журнал» «Электронный рейтинг» будет способствовать укреплению знаний по всем дисциплинам в ВУЗах.

По результатам эксперимента программное обеспечение будет доработано и распространено на все высшие образовательные учреждения страны. А в последующем «Электронный журнал» и «Электронный рейтинг» станут неотъемлемой составляющей, ныне создаваемой информационной системы «Образование», которая объединит данные по всем образовательным учреждениям республики.

  1. Постановление кабинета министров республики Узбекистан. 06.06.2002г. О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий.
  2. Методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде (письмо Министерство науки и образования РФ для образовательных учреждений начального и основного общего образования № АП-147/07 от 15.02.2012).
  3. И. Н. Куринин, В. И. Нардюжев, И. В. Нардюжев. Электронный журнал учёта учебных достижений студента. Журнал «Вестник РУДН» 2013г, № 4

Основные термины (генерируются автоматически): электронный журнал, студент, вид обучения, данные, журнал, заполнение ячеек, интерактивное обучение, компетентный подход, современный учебный процесс, учебное достижение студента.


Петрова С.Ю.


Печальнов М.Ю.


ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»

Тема разработки информационных систем для образовательных организаций является актуальной. В современных образовательных организациях активно внедряются и используются разнообразные информационные системы. В научной статье исследована работа лаборанта кафедры высшего учебного заведения по приему и обработке документов по производственной практике. Целью работы является разработка информационной системы в виде электронного журнала учета документации производственной практики. В работе выявлены основные требования к электронному журналу: требования к функциям, интерфейсу и формируемым документам. Электронный журнал разработан с помощью Visual Studio 2019, Windows Forms, Microsoft SQL Server. Схема данных информационной системы содержит семь таблиц: Студенты, Пользователи, Договор на практику, Договор о сотрудничестве, Реестр договоров, Реестр предприятий, Регистрация отчета. Разработанный электронный журнал позволит: вносить данные о пользователях и студентах; регистрировать договоры на практику; хранить сведения о предприятиях, в которых студенты проходят практику; формировать и выводить на печать документы на практику (договор на практику, договор о сотрудничестве, дневник); вести реестр договоров на практику; регистрировать отчеты по практике; вести учет договоров о сотрудничестве; формировать отчет по результатам прохождения практики.


1. Темирова Ч.Х., Бейтуллаева Р.Х., Халикова Х.А. Внедрение систем «Электронный журнал» и «Электронный рейтинг» // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 45–46.

2. Мунаев У.С., Абдуллаев Д.А., Садулаева Б.С. Электронный журнал в работе преподавателя // Современный ученый. 2017. № 6. С. 237–242.

3. Кунакбаев А.В. Электронный журнал педагога-психолога // Преемственность в образовании. 2018. № 17 (04). С. 413–417.

4. Софронова Н.В. Электронный журнал как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в области ИКТ // Интернет-технологии в образовании. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Н.В. Софронова. 2019. С. 5–10.

5. Куринин И.Н., Марфина В.Е., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Применение электронных журналов в балльно-рейтинговой системе учета учебных достижений студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 2. С. 101–106.

6. Бондарева Е.А. Проектирование информационной системы электронного журнала учета посещаемости и успеваемости студентов // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2017. № 4 (51). С. 30–39.

7. Димухаметов М.О., Осипов П.А., Осипова Д.А., Осипова Я.С. Разработка электронного журнала посещаемости для обучающихся и сотрудников ИКИТ СФУ // Наука и образование: охраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2017. С. 122–125.

8. Мазиков К.И., Копытова Н.Е., Слетков И.А. Внедрение системы «1С: Университет» в работу Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» для развития компетенций цифровой экономики. Сборник научных трудов 18-й международной научно-практической конференции. Под ред. Д.В. Чистова 2018. С. 36–37.

9. Гурулев Д.Н., Палаткина Л.В. Опыт использования продукта «1С: Университет» приемной комиссией Волгоградского государственного технического университета // Новые информационные технологии в образовании. Сборник научных трудов 19-й международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В. Чистова. 2019. С. 183–184.

10. Шариков А.С. Автоматизация расчета нагрузки в «1С: Университет ПРОФ» и интеграция «1С: Автоматизированное составление расписания. Университет» для формирования индивидуального расписания для студентов // Новые информационные технологии в образовании. Сборник научных трудов 20-й международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В. Чистова. 2020. С. 118–123.


В настоящее время стремительно развиваются компьютерные и информационные технологии и процесс информатизации общества. Это приводит к разработке программного обеспечения, программных средств и к их внедрению в деятельность любой организации, учитывая специфику деятельности организации. Особенно это актуально для образовательных учреждений.

Обзор существующих программных решений показывает, что ни одно из них не подходит для автоматизации процесса учета договоров на практику, многие решения платные и требуют доработки.

К недостаткам «1С: Университет» можно отнести: отсутствие функционала по обработке документов на практику (ведение единой базы договоров, документов); отсутствие функционала по созданию отчета по практике (базы практики, оценки и компетенции). Добавление необходимого функционала по обработке документов на практику требует определенных финансовых вложений и временных затрат на тестирование и отладку.

Поэтому целесообразнее разработать собственную информационную систему, учитывающую специфику исследуемого процесса.

Студенты вузов независимо от формы обучения проходят как производственные, так и учебные практики. Практики проводятся с целью получения практических навыков на производстве.

Рассмотрим процесс осуществления документооборота при прохождении студентами производственной и/или учебной практики в ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет».

На каждую из практик оформляется целый комплект документов, который включает в себя: договоры на прохождение практики, договоры о сотрудничестве, дневники, отчеты. Данные документы являются документами строгой отчётности, каждый из документов регистрируется и хранится в течение всего срока обучения студентов.

Студент в течение трех дней после прохождения практики предоставляет на кафедру отчет и комплект всех необходимых документов. Лаборант кафедры каждый документ регистрирует в бумажном журнале. Для учета договоров формируется отдельный журнал, в котором указывается дата получения договора, тип практики, время проведения, ФИО студента, форма обучения и группа. Также в журнал записывается регистрационный номер документа, который состоит из названия группы, дат практики и номера студента в списке группы. В другом журнале регистрируется отчет по результатам практики и дневник. В этот журнал вносится ФИО студента, номер группы, дата сдачи, подпись студента и преподавателя. Далее лаборант передает дневник и отчет преподавателю, ответственному за данный вид практики. Если преподаватель возвращает отчет и дневник на доработку, лаборант вносит запись в журнал и ставит подпись, в отдельной графе студент ставит подпись за получение отчета на доработку. Договоры о сотрудничестве регистрируются в отдельной ведомости и в последующем передаются на хранение в другое структурное подразделение – институт дополнительного образования.

Все эти регистрационные журналы представляют собой документы низкого качества, так как их читаемость зависит от почерка и грамотности лаборанта кафедры; нельзя оперативно узнать какую-либо информацию по прохождению практики или по отчетности; ведение документации и отчетности по практике, регистрация документов, присвоение индивидуальных номеров договорам вручную занимает достаточно много времени.

Поэтому целесообразно разработать и внедрить информационную систему в виде электронного журнала для автоматизации деятельности лаборанта кафедры по учету документов производственной и/или учебной практики.

Материалы и методы исследования

Разрабатываемая информационная система должна выполнять следующие функции:

– ведение информационных справочников;

– печать документов на практику;

– формирование реестра договоров;

– регистрация документов на практику;

– регистрация отчетов на практику;

– ведение учета договоров о сотрудни- честве;

– автоматическое присвоение документу регистрационного номера;

– формирование отчета по результатам прохождения практики.

Информационная система должна иметь дружественный интерфейс, позволяющий реализовать максимально простое и понятное взаимодействие пользователей с системой и не требующий особых знаний. Основной функционал информационной системы должен быть расположен на главной странице. Все документы, формируемые в системе, должны соответствовать документам, принятым в образовательном учреждении.

Для работы с электронным журналом определены следующие роли: старший лаборант и заведующий кафедрой.

Разработка информационной системы, представляющей собой электронный журнал, осуществлялась с использованием следующих программных средств: Visual Studio 2019 (язык C#), Windows Forms, Microsoft SQL Server.

Результаты исследования и их обсуждение

База данных разработанного электронного журнала состоит из семи таблиц: «Договор на практику», «Договор о сотрудничестве», «Пользователи», «Регистрация отчета», «Реестр договоров», «Реестр предприятий», «Студенты».

В качестве первой формы электронного журнала было создано окно авторизации (рис. 1).

petr1.tif

Рис. 1. Окно авторизации электронного журнала

Главная форма информационной системы, показанная на рис. 2, используется для просмотра и добавления информации о договорах на практику и для автоматического присвоения им номеров. Номер договора состоит из порядкового номера сдачи договора, группы, сокращенного названия практики и года сдачи.

petr2.tif

Рис. 2. Главная форма электронного журнала

petr3.tif

Рис. 3. Форма «Пользователи»

petr4.tif

Рис. 4. Форма «Реестр предприятий»

Справочник «Пользователи», представленный на рис. 3, используется для внесения данных о пользователях системы. Для каждого пользователя предусмотрен определенный набор функционала.

В справочнике «Реестр предприятий» (рис. 4) хранятся сведения о предприятиях, в которых студенты проходят практику. Внесением записей занимается лаборант кафедры на основании сведений, предоставляемых студентами для формирования служебной записки на прохождение практики.

Справочник «Студенты», представленный на рис. 5, создан для хранения сведений о ФИО студента, группе, в которой он обучается, институте/факультете, а также курсе обучения.

petr5.tif

Рис. 5. Форма «Студенты»

petr6.tif

Рис. 6. Форма «Документы»

petr7.tif

Рис. 7. Форма «Реестр договоров»

petr8.tif

Рис. 8. Форма «Регистрация отчета»

petr9.tif

Рис. 9. Форма «Договоры о сотрудничестве»

petr10.tif

Рис. 10. Форма «Отчет»

Форма «Документы» (рис. 6) необходима для вывода на печать документов на практику, таких как «Договор на практику», «Договор о сотрудничестве», «Дневник».

Информационная система позволяет вести реестр договоров на практику (рис. 7). Лаборант выбирает дату сдачи договора на кафедру, и после этого номер договору присваивается автоматически. ФИО студентов, группа выбираются из справочника «Студенты». Вид практики и срок хранения вносятся вручную. Для поиска необходимой информации можно воспользоваться поиском.

Отдельная форма предусмотрена и для регистрации отчета по практике (рис. 8). Для внесения записи необходимо выбрать вид практики, начало названия практики вводится в текстовое окно, после этого появляются подсказки о возможных видах практики. ФИО студента, группа и курс выбираются лаборантом из справочника «Студенты». ФИО руководителя практики вносится лаборантом вручную, даты также выбираются самостоятельно.

В электронном журнале реализована возможность ведения учета договоров о сотрудничестве (рис. 9).

Информационная система также предоставляет возможность формирования отчетности по результатам прохождения практики (рис. 10).

Разработанный электронный журнал учета документации по производственной и/или учебной практике устраняет все выявленные недостатки в ручном учете документации по практике, учитывает все нюансы и полностью соответствует существующему документообороту кафедры вуза, удовлетворяет всем предъявляемым требованиям.

Внедрение электронного журнала позволит изменить существующий порядок учета документов по производственной и/или учебной практике студентов вуза в сторону значительного повышения его эффективности и оперативности.


Библиографическая ссылка

Петрова С.Ю., Печальнов М.Ю. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА УЧЕТА ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9.
– С. 48-53;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38213 (дата обращения: 10.06.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Как мы на новый электронный журнал переходили. Дневники внедряльщика

Время на прочтение

За 10 дней до начала нового учебного года наша школа (под ненавязчивым давлением вышестоящих органов) начала экстренный переход на новую систему электронных журналов. Единую для всего региона, конечно же. Продвигаторы сего программного продукта клятвенно обещали на спешно организованных вебинарах, что новый софт будет «более лучшим», «супер-пупер надёжным» и вообще позволит снять с учителей и завучей лишнюю нагрузку, поскольку вся нужная информация будет теперича автоматически попадать куда надо.

В общем, в конце августа внезапно (с) оказалось, что частью новой ИС является модуль Мониторинг образования, к которому нас подключили (абсолютно добровольно, конечно же!) в июне месяце. И за лето секретарь и директор совместными усилиями успели забить в БД минимальный набор данных всех сотрудников и учеников. Вот только тогда, в июне, про электронные журналы ничего внятного не сказали, учителя разбежались по отпускам, и инструкции были прочитаны по диагонали. В результате все ученики оказались в едином списке. И вот — конец августа, учителя отдыхают последние деньки (в законом отпуске), и «вдруг граахнул гром»: мы переходим на новый электронный журнал. Отставить отпуск!

А далее начинается самое весёлое. Уже при первом знакомстве с новым электронным журналом стали вылазить (из всех щелей, блин!) различные косяки и баги. В борьбе с ними были потеряны десятки записей из БД. Инструкция по работе с этим добром вводила в ужас даже меня, программиста и юзера с четвертью века стажа, работавшего с немерянным количеством разного софта (в бытность свою техническим журналистом я тыкал в мышкой во всё, что не успевал сожрать из папки «Загрузки» антивирус). Да и электронный журнал этот для меня далеко не первый. Четвёртый, если быть точным. Ранее были попытки играть в «Аверс» (интерфейс их «Директора» в 2012 году вызывал лютую ностальгию по Delphi 3 и первым версиям CBuilder), потом попытка внедрения «Элжура» и, наконец, 8 вполне спокойных лет на Дневник.Ру, который я успешно развернул в 2 школах и не очень успешно в одном техникуме (я уволился, и не знаю, закончили ли внедрение).

А дальше я создавал два первых тикета по всем явным косякам, замеченным в ходе развёртывания журнала. И на следующий день даже дождался ответа одного из разработчиков (ну, или кого-то из саппорта — тут, увы, точно не знаю). Во всяком случае мне обещали исправить проблемы. И то хлеб.

Вот эти первые тикеты. Здесь я ещё описываю проблемы шаблонно. Так, как стал бы описывать баги в любом другом ПО (собственно — почему «стал бы»? я этим периодически балуюсь последние лет 20 с хвостиком).

Периодические ошибки при сохранении данных сотрудника

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Чуть позже разработчики ответили, что внесены какие-то исправления. Пока ошибка не повторялась. Но мы уже не так массово вносим данные.

Не сохраняются настройки таблиц (столбцы, сортировка)

Если настроить внешний вид любой (!) таблицы, выбрать нужные столбцы, настроить их ширину, скрыть/показать панель редактора, сортировку – все эти настройки действуют до первой перезагрузки таблицы (перехода к другой таблице), что крайне неудобно при работе с большим объёмами данных. Особенно учитывая, что вся логика работы этого ЭЖ строится на переходе между таблицами. Насколько реально решить эту проблему?

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Следующие тикеты были созданы через несколько дней, два из которых стали для меня «рабочими выходными», в которые я забивал разные данные в новую ИС, пытаясь обеспечить её минимальное функционирование. Параллельно со мной начали работать другие сотрудники нашей школы.

Учитывая, что вся эта работа напоминала хождение по граблям с периодическим набиванием шишек в виде потери уже внесённых данных, моё настроение несколько ухудшилось, а отношение к разработчиками системы стало чуть более негативным.

Сквозной поиск учеников

Очень часто возникает необходимость сквозного поиска по списку учеников (например, мы давеча “потеряли” одного второгодника и минут 5 убили на поиск его в двух параллелях – завучи наши злые после такого). В нашем старом ЭЖ это делалось элементарно, с главной страницы панели администратора. Здесь не можем найти такую функцию. По сотрудникам можно искать с помощью фильтров, т.к. они в одной таблице. А ученики раскиданы по классам и приходится заходить в классы по по очереди и искать в списках. Очень затратно по времени получается, даже если в одной параллели искать ученика. PS. Такого рода сервисы должны облегчать жизнь учителям/завучам, но пока только усложняют, к сожалению 🙁 PPS. Алана Купера разработчикам надо бы прочитать. Метод персонажей – убойная вещь для разработки интерфейсов.

Здесь стоит отметить, что упомянутый поиск – реально очень нужная вещь при плотной работе со списками классов. И его просят в чате многие пользователи.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Однако, внедряльщики посылают всех в другой модуль – там такой поиск есть. Но там нельзя изменять данные пользователей. В общем, выполните, господа учителя, квестик ради простейшей операции. Я, к слову, приспособился бегать в наш старый электронный журнал – там поиск работает хорошо. Но весь год не будешь два журнала поддерживать в актуальном состоянии – это нереально. Впрочем, всем пофиг. Школам же некуда деваться – как-нибудь выкрутятся. Завучам можно меньше спать, например.

Ошибка “Уберите лишние пробелы”

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Уважаемые разработчики, лишние пробелы должна убирать функция trim() или её аналог в том языке/фреймворке, который вы используете. Учителям и завучам есть чем заняться в рабочее время, пожалейте, пожалуйста, наше время!

И чтобы новый тикет не создавать – прикрутите, пожалуйста, проверку формата СНИЛС (а в идеале – его автоматическое форматирование с приведением к формату Госуслуг). У нас только с учителями уже 2 случая лишнего дефиса в СНИЛС – и люди не могут зайти в систему. Что будет, когда начнём учеников и родителей массово подключать – страшно представить (у нас больше 1000 учеников, плюс родители!).

Опять таки – пожалейте учителей и завучей! Мы не компьютеры, а вынуждены работать regexp’ом вместо компьютера, проверяя формат входных данных.

Дальше тон моих тикетов снова немного изменится. Прошло ещё два дня, наполненных хождением по чужим граблям и борьбой с бесконечными косяками UI. Понимая, что к 1 сентября развернуть журнал мы уже точно не успеваем, мы подключили к работе ещё одного учителя, ответственного за работу с расписанием. И как человек, далёкий от IT (но успешно много лет работавший с аналогичными функциями Дневник.Ру), она столкнулась с кучей новый граблей и багов.

Нелогичная сортировка таблиц

Во всех таблицах сервиса wp2 наблюдается ужасная сортировка данных.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Пример 1. В таблице расписания звонков сразу при открытии данные расположены в совершенно случайном порядке (я не вижу логики вообще; даже если предположить, что сортировка идёт по скрытому полю id – не катит, т.к. я сам лично добавлял уроки в эту таблицу, и шёл строго по порядку). Сортировка по столбцам, которые видны по умолчанию, порядка не добавляет. Что-то приличное получается только при показе столбца “Группа” и сортировке по нему. И то через раз (там random что-ли где-то затесался в коде сортировки?).

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Пожалуйста, сделайте человеческую сортировку.

И снова – данный запрос многократно повторялся в чате поддержки. Ни одного ответа от разработчиков и внедряльщиков я не видел. Подозреваю, что сортировка используется дефолтная, от виджета таблицы. И там русские буквы не умеют. А исправить никто не может. Других логичных объяснений у меня нет.

Ученик, выбранный по-умолчанию

(здесь нужно сделать пояснение: в ИС, о которой идёт речь, перенос учеников между классами реализован через «буфер обмена»; алгоритм приведёт в тикете; я таким образом «сортировал» по классам больше 1000 учеников; с десяток при этом были потеряны или случайно перенесены не в тот класс из-за описанной проблемы)

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

При открытии списка класса первый ученик выбран по-умолчанию. Это создаёт проблемы при переводе из класса в класс. Мы перед началом учебного года сверяли списки классов, учитывали учеников, которые перешли в другие классы за лето. Типичный сценарий в вашей системе:

1. Открыть класс ОТКУДА переводим.

2. Выделить нужного ученика.

3. ПКМ / Вырезать.

4. Открыть класс, КУДА переводим.

5. ПКМ / Вставить.

Когда таких операций выполняется много, часто забываешь снять галочку с первого ученика. В результате ученики, которые идут первыми по алфавиту в классах, незапланированно “мигрируют” по школе. Потом приходится их искать (см. тикет про невозможность сквозного поиска).

При удалении ученика эта проблема тоже присутствует. Не снял галочку — удалил первого по списку вместе с тем, кого реально нужно было удалить.

Снова усложняете жизнь завучам/секретарю на ровном месте.

Вообще, сам алгоритм перевода – просто типовой пример ужасного интерфейса. Почему нельзя сделать кнопочку (ну ладно, контекстное меню) “Перевести в другой класс”, вывести при её нажатии окно с выбором класса назначения и по нажатию 1 (одной!) кнопки отправить ученика в нужный класс? вместо 8 (восьми!) щелчков мышкой на каждого ученика (ну ладно, группу можно), можно обойтись 3 (тремя).

Плюс само копирование через “буфер обмена” – крайне опасный способ с точки зрения сохранности данных. Мы несколько раз потеряли данные учеников при переносе из класса в класс, когда возникали ошибки в вашей системе и буфер очищался.

Для учителей/завучей эта работа – не основная, нам очень жалко времени, потраченного на борьбу с неудобным интерфейсом и повторное внесение потерянных данных.

Пользовательские данные – это “священная корова”, любые косяки интерфейса и кода, приводящие к их потере – зло в чистом виде.

Даже всякие ВКонтакте при перезагрузке страницы не теряют данные из форм, хотя там просто переписка, а не ИС.

Невозможно сохранить расписание звонков после изменения группы

И снова вынужден указать на проблемы с интерфейсом (знаю, что задолбал, но пока мне приходится в рамках нашей школы заниматься борьбой с интерфейсом вашей системы, забив на свою работу и семью, я буду все эти косяки перекладывать на тех, кто за них реально отвечает; честно говоря, страшно представить, что про вас думают сейчас в сельских школах, где даже учителя информатики нормального зачастую нет).

(где-то здесь я понял, что скоро из моих тикетов можно будет собрать целую статью; и «тут Остапа понесло» (с) работа велась поздним вечером 31 августа в тщетных попытках обеспечить хоть какое-то функционирование системы к 1 сентября; меня пробило на жёсткий стёб)

Итак, берём таблицу “Расписание звонков”. Мы в ходе работы над расписанием поняли, что в вашей системе распределение звонков по сменам может работать только в сферической школе в вакууме (или в глухих деревнях), где 1 смена и никто не слышал про нулевые уроки и “подсменку”. И стали править расписание звонков, делая сквозную нумерацию с 1 по 12 уроки. При этом группу “1 смена” переименовали в “Основное расписание звонков”, а группу “2 смена” просто удалили.

Берём первый урок, меняем группу в редакторе, жмём кнопку “Применить”. Стоп! Нет, не жмём, ведь она неактивна! Т.е. я редактирую данные в форме, но сохранить их не могу. Где-то на этот моменте Джеф Раскин перевернулся в гробу. Ладно, не первый раз корявые интерфейсы вижу (и не последний, увы!). Правлю поле “Номер урока”, меняю “1” на “2”, а потом обратно на “1” (“Психбольница в руках пациентов” (с) ). И – опаньки! Оно живое! В смысле – кнопка “Применить снова активна”.

Ещё полчаса жизни убиты на борьбу с интерфейсом. Сегодня 31 августа, время 19.30, расписания в журнале всё ещё нет.

null вместо отчества в журнале

Ну вот я и добрался до one.43edu. И тут же нашёл багу (на самом деле не одну, но об остальных позже). У нас есть несколько учеников, которые внесены в списки без отчества. И в журналах для них дописано отчество null.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

// не выводим отчество

// выводим отчество

И снова добрый день!

У всех наших завучей (и приравненных к ним учителям, которым пришлось выставить роль “Завуч” в вашей системе) одинаковая проблема – мы всегда видим абсолютно все классы при открытии журналов.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Например, в Дневник.Ру по умолчанию любой учитель видит только функционал учителя, а для перехода в режим завуча/администратора есть отдельная кнопка. В течение учебного года этот нужен нечасто. А тут я даже не могу свернуть лишние ветки дерева (то есть свернуть могу – но эти настройки не сохраняются, и при следующем входе я снова вижу все классы, и должен копаться в длинном дереве, чтобы найти нужный журнал. Хорошо хоть, здесь классы отсортированы нормально (виджет дерева умеет сортировать лучше, чем виджет таблицы в wp2?).

Привязка кабинетов к урокам

И ещё раз добрый день!

Никак не можем привязать кабинет к конкретному уроку. Наша школа учится в 2,5 смены, ситуация, когда учитель ведёт все уроки в одном кабинете – почти фантастика. В Дневнике,ру кабинет назначался для каждого урока отдельно (в шаблоне расписания), здесь назначается для журнала. Фактически мы не можем на данный момент сформировать в электронном виде пригодное к работе расписание (номер урока / предмет / учитель / кабинет).

Без такой привязки у нас один выход – делать классическое бумажное расписание. Для нашей школы это будет сильным откатом в прошлое. Мы 8 лет успешно использовали электронный вариант с привязкой к кабинетам, а на бумажках писали только изменения.

Очень много лишних названий в таблице “Предметы”

Таблица предметы содержит 91 наименование. Часть из них имеет похожие названия. Например: История, История России, История Отечества. Плюс мы в “школьную” таблицу предметов добавили свои названия. У нас, например есть “История России. Всеобщая история”.

В итоге при создании нагрузки в классе сотрудник каждый раз видит такой список:

История России. Всеобщая история

Пожалуйста, дайте возможность хотя бы скрывать предметы из стандартного списка (если уж удалять нет возможности). Реальный список предметов в школе будет содержать примерно в 3 раза меньше наименований, и количество предметов с похожими названиями будет близко к нулю.


На этом месте я приостановил создание тикетов, поскольку обратная связь со стороны разработчиков полностью прервалась 1 сентября. В официальном telegram-канале неудобные вопросы (нее только мои, но коллег со всего региона) тоже игнорируют. На регулярно повторяющиеся вопросы (а как не повторяться, если для поиска ответа нужно пролистать тысячи постов в Telergam – никакого FAQ не ведётся, инструкция ответов на насущные вопросы не даёт) ответственные лица отвечают уже достаточно резко, на грани хамства.

В общем, на сегодняшний день выводы неутешительные. Целому региону навязали неудобную, достаточно глючную систему, рассчитанную на «сферические школы в вакууме». Не проработаны элементарные сценарии использования (тот же сквозной поиск в чате просят регулярно). Борьба с глупыми багами ведётся, вроде бы, но лично я уже две недели чувствую себя не работником школы, а бесплатным бета-тестером. Страшно представить, что сейчас происходит в школах, где нет своих учителей информатики и техников-программистов (а в небольших школах очень часто учителя — совместители, приезжающие раз в неделю; сам так работал 3 года).

Несколько дней из жизни школы с Дневник

Время на прочтение

Мы решили, что лучшим способом рассказать о Дневник.ру будет не просто описать набор функций (о них можно прочитать у нас на сайте), а показать на примере того, как используется система в одной из школ – назовем ее «Гимназия №0».

Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения случайны.

В Гимназии №0, в 6-ом классе за одной партой сидят двое одноклассников и друзей:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»
Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Мы будем звать их просто Данила и Валера.
В профиле каждого из ребят можно увидеть:

  • Количество входящих сообщений
  • Количество друзей в сети
  • Виртуальные баллы, которые изображены в виде монет, которые ребята получают за участие в конкурсах Дневник.ру

Пора в школу

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Каждый урок в школе начинается с переклички учеников. Учитель отмечает отсутствующих ребят в электронном журнале.

Наш журнал может содержать детализацию каждого урока: изучаемые темы, описание проведенных работ на уроке и выданное домашнее задание. Проставленные оценки могут сопровождаться комментариями учителя.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Давайте посмотрим, как обстоят дела с успеваемостью и посещаемостью у Данилы и Валеры. Оказывается, пока Данила болел, Валера пропустил несколько уроков Математики по неуважительной причине, усугубив свое положение, которое и так не слишком благоприятное благодаря не самым лучшим оценкам:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»
Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

В журналах используются привычные нам обозначения причин, по которым ученик отсуствовал на уроке:

  • Б – Болезнь.
  • Н – Не уважительная причина (родители ученика не сообщили о причине отсутствия или ученик не предупредил учителя о том, что урок будет пропущен).

Работа на уроке и в школе

После того как учитель рассказал ребятам о новой теме, каждый получает домашнее задание. Раньше нам с вами удавалось забыть его записать или ошибиться с тем, какие примеры нужно будет решить к следующему уроку.
В Гимназии №0 ребята получают Домашнее задание в Дневник.ру в электронном виде, теперь домашние задания всегда записаны верно и содержат дату выполнения.
Учитель Василий Михайлович отправил задание Валере. И теперь ему предстоит выучить теорию по Математике (22 параграф), чтобы подтянуть свои результаты:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Если задание оказалось сложным или непонятным, то всегда можно уточнить у учителя важные детали в режиме онлайн.
После того, как Валера подтвердил выполнение домашнего задания, Василий Михайлович увидит, что его уже можно проверить. Похоже, Валера сегодня всерьез взялся за дело, решил не откладывать выполнение домашнего задания:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

На следующем уроке теория была проверена, и задание получило заслуженный статус – Выполнено.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

А решенные примеры получили заслуженную оценку – 4.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Интересная статистика: За 2011 — 2012 учебный год в Дневник.ру было выдано 8 075 703 домашних заданий и получено 225 041 018 оценок за их выполнение – 27 оценок за каждое задание.

Дневники и журналы

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Гимназия №0 полностью перешла на использование Дневник.ру и, соответственно, электронный документооборот. Бумажные журналы и дневники канули в лету. Все оценки и посещаемость фикисируются в Электронном журнале:

  • Чтобы подготовить документы для школьного архива учитель может экспортировать электронный журнал и/или распечатать его, закрывая тем самым вопрос необходимости хранения некоторых данных в бумажном формате Частота сдачи документов в архив школы зависит от требования того или иного учебного заведения. Дневник.ру хранит все данные и поэтому восстановить необходимые документы можно в любой момент.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

  • Экспортированный файл журнала предмета может также пригодиться для случаев, когда пропала связь с Дневник.ру – оценки можно выставить, после чего импортировать обратно в Электронный журнал.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Дневник – лицо ученика, раньше мы носили его с собой в рюкзаках, теперь же он стал совсем невесомым. Его больше не удается забыть дома, в нем больше не исправить оценки, не подделать подпись родителей.
Пока Данила в школе, в Дневник.ру заглянула его мама – проверить успеваемость сына:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Открыв дневник сына, она смогла увидеть всю информацию о последних успехах Данилы в Гимназии №0:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Остановимся на дневнике Даниила более подробно. Здесь можно найти:

  • Общие итоги недели или итоги по семестрам.
  • Детали по каждому из предметов
  • Итоговые оценки по четвертям и результаты экзаменов.
  • Примечания к оценкам, которые оставил учитель. Они могут быть полезны и побудят родителей уделять больше времени учебе ребенка.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Если же с чем-то не удалось разобраться, то всегда можно обратиться в наш Справочный центр.

После занятий

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

После школы каждый ученик идет домой, чтобы набраться новых сил, сделать уроки или отправиться на тренировку – например, по футболу.
Сегодня Данила и Валера хотели вместе пойти на тренировку по футболу, но не получилось. Валера решил уточнить, что он упустил, и для этого отправил другу сообщение в Дневнике:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Данила был в сети и сразу ответил:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Оказалось, что у Валеры была уважительная причина:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Как вы можете увидеть, мы решили не ограничивать сообщения простым текстом – каждый может использовать форматирование, вставлять ссылки в текст, прикладывать как файлы из Дневника, так и хранящиеся на ПК — все это может пригодиться при обмене учебными материалами.

Данила дает другу совет – посмотреть материалы по Информатике, которые собраны в Медиатеке. В Медиатеке мы собрали для учителей и учеников полезную информацию, которую можно использовать для подготовки домашних заданий, самостоятельного изучения, повторения сложных тем или наверстывания пропущенных уроков.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

На своей личной странице у Данилы сохранена вся информация, которая может быть полезна ему и его друзьям:

  • Список друзей, чтобы быстрее собрать ребят и отправится на площадку.
  • Лента событий, которая отражает активность друзей и одноклассников.
  • Группы и События, в которых можно принимать участие или создать их самостоятельно и пригласить тех, кому они будут интересны..
  • Сети, где наши партнеры могут предложить участие в своих проектах.
  • Файлы, где можно хранить учебные материалы и все то, что может быть полезно для учеников.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Доступ к каждой странице регулируется настройками приватности – персональную информацию при необходимости можно скрыть.

Несмотря на свой юный возраст, Валера уже вовсю болеет футболом и создал группу, в которой можно увидеть обсуждения игр школьной команды, её достижения и успехи. И принимать поздравления после заслуженной победы!

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»
Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Каждая группа позволяет настроить, какие именно разделы будут содержаться в группе и кому из участников они будут доступны:

  • Стена для обсуждений
  • Форум для подробных дискуссий
  • Новости, которые мы сделали в Wiki-формате.
  • Файлы

Вечером ребята выучили уроки и отправились гулять, оставив Дневник.ру до следующего дня.

За воротами школы

За ежедневной работой учителей и успеваемостью учеников кроется еще одна, не менее важная, задача – контроль учебного процесса и взаимодействие с органами образования.

В конце каждой четверти Заведующий учебной частью Гимназии №0 (завуч) Анна Владимировна отправляет отчеты о деятельности школы в муниципальный орган управления образованием. До перехода на электронный документооборот этот процесс отнимал у нее и ее коллег достаточно много времени (80 % отчётов – запросы органов управления в сфере образования и подведомственных им организаций, очень часто дублирующие статистическую отчётность и данные федеральных мониторингов).

Чтобы сегодня посмотреть необходимый отчет, завуч открывает административный интерфейс Дневник.ру и выбирает нужный отчет – Паспорт образовательного учреждения.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Это один из многих отчетов, которые может сформировать администратор Гимназии №0:

  • Отчеты о посещаемости в рамках школы, класса или ученика.
  • Статистика оценок в каждом из классов.
  • Статистика ведения электронных журналов и дневников.
  • Региональный отчет об успеваемости, который формируется на основании итоговых оценок у всех учеников по каждому из предмету.

Для случаев, когда необходимы дополнительные манипуляции с данными, каждый из отчетов можно выгрузить в формате Excel.

Вот так выглядит отчет об успеваемости Гимназии №0 за первую четверть 2012 года:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Будни органов образования

Изменения коснулись и сотрудников органов управления образования. В Дневник.ру со всего муниципалитета собираются региональные отчеты, сформированные по итогам деятельности сотрудников каждой из школ.

Для удобства взаимодействия каждый поступивший отчет имеет статус:

  • Не сданы – запросы для учебных заведений, которые еще не отправили свои отчеты
  • Не проверены – поступившие отчеты, которые требуют проверки
  • Отправлены на доработку – отчеты, по которым были замечания или необходимы правки
  • Проверены и одобрены — безукоризненные отчеты от учебных заведений

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Отчет Гимназии №0 скоро получит статус «Проверены и одобрены».

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Подробный паспорт образовательного учреждения выглядит следующим образом:

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Помимо этого у сотрудников министерства есть возможность получить доступ к подведомственным учреждениям:

  • Делать рассылки по определенной аудитории: учителя и родители в каждой из школ.
  • Смотреть отчеты об успеваемости на основании данных, сохраненных в Дневник.ру.

Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Вне сети

Мы постарались выйти за рамки интерактивной образовательной среды, добавив на сайт не только игровые приложения, но и возможность делать досуг учеников более веселым, полезным и разнообразным.

Чтобы ученики, учителя и родители были ближе друг к другу, мы организуем конкурсы для самых творческих и эрудированных. Многие из них мы проводим вне сети: приглашаем детей на культурные мероприятия, рассказываем о нововведениях в образовательной среде учителям, организуем спортивные соревнования, дарим билеты на выставки и в музеи.

Осенью 2012 года мы подвели итоги и обнаружили, что собрали в наших конкурсах более 620 000 участников.

Признаемся честно: самое приятное – это получать трогательные видео-приветы от наших учеников и учителей и читать отзывы от директоров школ, которые ежедневно используют Дневник.ру.

UPD Пример настроек приватности.
Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»
Электронный дневник для вуза и внедрение систем «электронный дневник» и «электронная оценка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *