Электронные уроки в начальной школе это и Использование электронных образовательных ресурсов для начальных классов

Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе

Составитель: учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 32 города Тюмени
Быструшкина Ольга Леонидовна

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне,
и я запомню, вовлеки меня – и я пойму»,
– гласит китайская мудрость.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.

Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Электронный образовательный ресурс – образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы.

В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

На своих уроках я стараюсь применять различные Интернет-ресурсы:

1. Компьютерные тренажёры

Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, при проведении устного счёта на уроках математики, русского языка. Дети работают как самостоятельно, так и в парах сидя за компьютерами.

Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:

Активно использую в своей работе платформы Учи.ру, Яндекс.Учебник.

Учи.ру – это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС и ПООП и позволяющая индивидуализировать образовательный процесс в школах.
Занятия на Учи.ру проходят бесплатно, доступно для всех педагогов, учащихся, родителей. Учитель имеет возможность использовать 20 бесплатных заданий в день по предметам. Он может заранее ознакомиться со всеми интерактивными заданиями по всем предметам, ему доступна программа любого класса.

Задания подобраны по предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, распределены по классам, по темам. Причём задания по каждой теме имеют разные уровни сложности, начинаются с самых простых и постепенно усложняются. Ученик сам выбирает задания. Задания интересные, разного уровня сложности, в форме интерактивной игры. Дети не только выполняют различные задания на уроках, но и активно участвуют в различных олимпиадах на данной платформе. Олимпиады проходят по различным предмета с заданиями различного уровня сложности. Учитель может просмотреть не только результаты участия в основных турах олимпиад, но также доступны результаты пробных туров.

Яндекс.Учебник – это сервис с занятиями для начальной и средней школы с автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС.
Платформа организована так, чтобы найти и выдать задания было легко. Здесь имеются задания, как для отработки навыков, так и для проверки знаний. На платформе представлено огромное количество заданий разной степени сложности. Материалы Яндекс.Учебник не привязаны к конкретному УМК, учитель сможет подобрать задания к любой программе. Можно выбрать готовые тематические подборки, либо выбрать задания из библиотеки. Все задания очень интересны. Не нужно искать задания в нескольких пособиях, что-то выписывать или копировать. Все нужные материалы собраны в одном месте и доступны бесплатно. Экономию времени на проверку заданий и подготовку к урокам. Данная платформа экономит время на подготовку заданий к урокам учителю. Автоматическая проверка всех заданий с подробной статистикой как по классу, так и по каждому ребёнку существенно помогает учителю на уроках. На платформе проходят также различные олимпиады.

Обе платформы прекрасно помогают самостоятельно готовится ученикам к ВПР. На каждой платформе представлены разделы, посвященные подготовке к ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру.

Ребёнок работая на уроках, либо самостоятельно дома на платформе Учи.ру и Яндекс.Учебник получает мгновенную обратную связь. Результат видно сразу, не нужно ждать, когда задание проверят взрослые. Обратная связь поступает сразу в момент ошибки, и поэтому максимально эффективна. Дети чувствуют себя взрослыми: есть задание, которое они выполняют на компьютере – совсем как родители.

Многим детям даже в начальной школе цифровая среда уже привычна и знакома. Те же дети, которые мало работали с компьютером, получают важные навыки компьютерной грамотности.

В электронном виде дети решают задания быстрее, чем на бумажном носителе. Так получается потому, что онлайн детям не приходится следить за чистописанием, отмерять клеточки, и можно сразу сосредоточиться на решении. По этой же причине у детей снижается уровень стресса по сравнению с выполнением заданий в тетради.

2. Игры, кроссворды.

В своей практике игры использую на всех уроках т.к это позволяет сменить вид деятельности, привлечь внимание абсолютно всех учеников, способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Стараюсь использовать не одну, а несколько игр. У детей создается ощущение, что вся учебная работа заменена игрой благодаря умелому переходу от одной игры к другой.

Не только играя, но и разгадывая кроссворды можно также отследить процесс усвоения знаний на различных этапах урока. Дети испытывают положительные эмоции, что способствует предупреждению перегрузки, а также смене вида деятельности на уроке.

Использование кроссвордов и игр на уроках способствуют тому, что дети которые чаще всего предпочитают просто сидеть на уроках включаются в процесс, начинают общаться с другими детьми. Существует множество платформ для создания интерактивных кроссвордов, что существенно помогает учителю при подготовке к уроку.

3. Мультимедийные презентации к различным урокам сейчас являются неотъемлемой частью практически каждого урока с целью расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально. Дифференциация урока, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал. Активизация познавательной деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.

При подготовки презентации к любому уроку главное помнить о том, что в классе обучаются различные дети. Если одним достаточно посмотреть презентацию, и они всё поймут, то другим этого недостаточно, им необходима будет помощь учителя.

При создании презентации учитель всегда должен четко понимать цель её создания.

В своей работе часто готовясь к уроку создаю презентации используя следующие сайты: Power Point, PowToon, VideoScribe, Prezi, Canva и др.

4. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, учебные видеофильмы.

Очень удобно использовать эти ресурсы при изучении тем на уроках окружающего мира, литературы, музыки. Информация с данных носителей, видеофильмов воспринимается детьми гораздо интереснее, внимательнее, чем рассказ учителя. Предлагаю детям с 3 класса интернет- ссылки на различные дополнительные видео по темам урока для изучения дома самостоятельно как до изучения материала, так и после. Особенно это хорошо идёт в качестве домашнего задания для уроков музыки, технологии, изобразительного искусства.

5. Музыкальная коллекция (классической музыки)

Неотъемлемой частью в моей работе является использование музыкальной коллекции на уроках музыки, литературы. За несколько лет работы собралась своя музыкальная коллекция с различных сайтов, которую я регулярно пополняю и использую в своей работе.

Применяя в начальной школе электронно-образовательные ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, интерактивные тренажеры и др. – учитель начальных классов использует систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, потому что мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Электронные уроки в начальной школе это и Использование электронных образовательных ресурсов для начальных классов

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Электронные уроки в начальной школе это и Использование электронных образовательных ресурсов для начальных классов

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Электронные уроки в начальной школе это и Использование электронных образовательных ресурсов для начальных классов

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Статья «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках математики в начальной школе»

Бердюгина Юлия Евгеньевна

студентка 3 курса,

гапоу со “нтпк №1”

г. нижний тагил

Аннотация: в этой работе будет показано изучение возможностей использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках математики в начальной школе. Главная особенность этого применения выражается в принципе от простого к сложному и сочетается с принципом творческой деятельности, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Ключевые слова: электронное обучение, образовательные технологии.

С недавних пор организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

«Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

В настоящее время школы России проводят апробацию системы дистанционного обучения, целью которой является организация дистанционной формы обучения, дополнительной системы поддержки учебного процесса для создания электронных обучающих материалов, администрирования и оценки успеваемости в рамках изучаемой дисциплины, проведение консультаций. В последнее время технологиям дистанционного обучения уделяется особое внимание, что связано, в первую очередь, с их доступностью и удобством использования.

Технология дистанционного обучения занимает особую ступень в системе образования. Многие специалисты исследуют данный метод, изучают его особенности, преимущества и недостатки, разрабатывают новые идеи по внедрению данного направления в процесс обучения. Дистанционное образование универсально и удобно для организации непрерывного образовательного процесса. Данная технология используется за счет применения комплекса образовательных услуг, осуществляющегося за счет обмена учебной информацией.

В соответствии с требованиями ФГОС к созданию информационной образовательной среды начальной школы в учебном процессе необходимо использование информационных ресурсов Интернета. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить: веб-сайты, электронные рассылки по проблемам образования, информационные и справочные порталы, ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных. Некоторые ресурсы создаются как дополнительные для конкретного УМК отдельного предмета, а также как универсальные ресурсы, используемые для любого УМК отдельного предмета.

Сетевые ресурсы создаются как для ученика, так и для учителя. К ресурсам конкретного УМК можно отнести электронные учебники, развивающие компьютерные программы, тренажеры и т.п., а также методические материалы для учителя в электронном виде, созданные авторами конкретного УМК, и, находящие в открытом доступе на образовательном портале.

К видам дистанционных образовательных технологий относятся: кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология.

– Кейс-технологии подразумевают набор учебно-методических комплексов (сюда входят лекции, методические указания к практическим, лабораторным, контрольным занятиям и заданиям и т. д.) в печатном виде, на компакт-дисках или их сочетание, которые передаются обучающимся. В учебном процессе данный метод может быть использован на различных этапах: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

– Телекоммуникационная технология – технология, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видео лекций и других средств обучения.

В интернете есть несколько электронных ресурсов, такие как:

– Интерактивная образовательная платформа Возможность отслеживать успехи каждого ученика или всего класса. С помощью понятной и наглядной статистики узнаете, с кем необходимо проработать темы в индивидуальном порядке. Способ сделать свои уроки еще более яркими, благодаря возможности использовать Учи.ру вместе с планшетами, компьютерами или интерактивной доской в классе. Участие в различных дистанционных олимпиадах позволяет выявить одаренных и талантливых учащихся, что составляет новую задачу совершенствования системы образования.

– Электронный образовательный ресурс создан как помощник учителя, для его дополнительного вдохновения и облегчения ежедневной работы. ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде, составлять проверочные работы для всех учащихся или индивидуально. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. За обучением школьников имею возможность следить онлайн. Учащиеся набирают баллы за решение различных заданий и видят, как продвигаются.

является приложением Web 2.0. для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. LearningApps.org позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля.

Использование электронных образовательных ресурс в педагогической практике учителя: особое внимание при организации сопровождения реализации данной составляющей должно уделяться повышению квалификации педагогов в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий, реализовать новые образовательные стандарты, научиться работать «по-новому».

На рисунке (см. рис. 1) представлена возможная модель использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе школы.

Электронные уроки в начальной школе это и Использование электронных образовательных ресурсов для начальных классов

Рис. Дистанционные образовательные технологии в школе

Применение современных технологий дистанционного обучения обусловлено использованием сайтов и веб-страниц, электронной почты, форумов и блогов, средств мгновенной передачи сообщений, онлайн сервисов по созданию дидактических материалов, онлайн сервисов для совместной и индивидуальной работы.

Итак, внедрение технологий дистанционного обучения делает образовательный процесс более удобным и доступным для обучающихся. Дистанционные технологии позиционируются сегодня как весомая поддержка образовательного процесса. Данная методика меняет структуру образования, делая ее более доступной, создавая при этом благоприятные условия для обучения. Как показывает практика, использование технологии дистанционного обучения расширяет границы изучаемого материалы, дает возможность обучающимся наряду с изучением учебного материала осваивать и усовершенствовать ИКТ технологии.

Ефремов, Д. А. Актуальность дистанционного обучения в рамках современной образовательной системы / Д. А. Ефремов, Д. С. Боровлев // – Воронеж, 2020. – С. 60-64.

Затолокина, М. А. Первый опыт дистанционного обучения учащихся начальных классов с точки зрения родителей. // Региональный вестник. – 2020. – № 9 (48). – С. 47-48.

Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Педагогика, 1989 – 132 с.

Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе

Организация: МОАУ СОШ №3 с. Бураево Бураевский район

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Бураево

Нашу современную жизнь нельзя представить без компьютера и компьютерных технологий, ведь век в котором мы живем- это век информационный. Современных детей сегодня чем-то удивить очень сложно. В компьютерных технологиях многие из них разбираются лучше взрослых. Поэтому на сегодняшний день задача педагога заключается не только в том, чтобы дать детям готовые знания, но и в том, чтобы научить их находить нужную информацию.

Будучи учителем начальных классов, каждый день приходится задумываться над тем, как увлечь учебой своих детей. От этого зависит, полюбит ли ученик предмет или нет. Учителю всегда приходилось самому делать наглядности к урокам. Сегодня этот нелегкий труд заменили электронные образовательные ресурсы. (ЭОР). Под ЭОР понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.

Использование ЭОР на различных этапах урока в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Применение интернет-ресурсов на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активирует познавательную деятельность обучающихся. Любому учителю, важна глубина погружения в материал, повышенная мотивация обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать. Именно эти возможности и дают ЭОР. А также использование ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию, учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Разработаны различные ЭОР для учащихся начальных классов. Особенно они полезны на уроках чтения, окружающего мира. Потому что эти предметы требуют особой подготовки к урокам: необходимы карты, схемы, наглядности. Электронные образовательные ресурсы позволяют виртуальные посещения музеев (литературное чтение и развитие речи), наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты (окружающий мир)

Много материала можно найти на сайтах, таких как:

Большое количество интерактивных приложений, тренажеров, мультимедийных тестов можно найти на таких известных порталах как:

Эти приложения подходят любому УМК, полезны при знакомстве с новым материалом и при закреплении темы. Уроки становятся яркими, богатыми, обучающиеся по-другому смотрят на предметы и они активны.

Также учителями начальных классов используются сетевые технологии. Сетевые технологии- это дистанционные технологии, основанные на использовании локальных и глобальных сетей для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого или группы обучаемых между собой. Во время дистанционного обучения это особенно актуально. Сетевые ресурсы, которые активно используются в нашей школе:

Работа на этих сетевых ресурсах действительно экономит время учителя на составление проверочных работ, предоставляя возможность повторять и систематизировать знания при решении тренировочных заданий на уроке и дома. Сетевые ресурсы позволяют проводить тестовые и контрольные работы, задавать домашние задания в электронном виде. Учитель может создавать и свои проверочные работы и подобрать задания из банка заданий. Такие ресурсы можно использовать каждый день: здесь ведется статистика, выставляются оценки, предусмотрен перенос оценок в электронный журнал.

Творческое и продуманное использование учителями ЭОР создает прекрасные развивающие возможности, как для школьников, так и для педагогов. В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Опубликовано

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить разумному и эффективному использованию его учащимися.

Зачем нужно применение ЭОР учителю?

1.     экономия времени на уроке;

2.     глубина погружения в материал;

3.     повышенная мотивация обучения;

4.     возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

5.     привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает ЭОР ученику?

1.ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

2.ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

3.ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

4. ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

5.ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию.

6.ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Применение ИКТ на уроках усиливает  положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

1.      активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2.      достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3.      развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4.      снижению дидактических затруднений у учащихся;

5.      повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование  информационной компетентности, которая позволит эффективно использовать информационные технологии и интегрированный подход в обучении, добиваясь экономии времени и реальной разгрузки учащихся. Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Цоры, информационные учебно-методические комплексы, как и другие развивающие образовательные системы, предлагают вносить изменения в приоритеты в образовании в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе, где главное:

• не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь ими пользоваться, ориентироваться в их системе, самостоятельно расширяя и применяя знания и умения по мере необходимости, решая возникающие в жизни задачи, т.е. в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность.

• не заучивать все подряд, а учиться выбирать главное и интересное, сформировать такое умение поможет принцип минимакса, согласно которому учебные материалы содержат как обязательные для всех знания (минимум), так и избыточные знания (максимум), которые учащиеся могут усваивать, предварительно сделав выбор.

• не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения и отвечать за них, используя проблемно-диалогическую технологию.  Это обеспечивает создание мотивации у учащихся, а главное позволяет подготовить их к самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям в жизни, когда приходится использовать полученные знания и умения.

Способы использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе младших школьников:электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Использование ЦОР, особенно в начальной школе,  позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места.  ЦОРы помогают учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если учитель использует, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из ЭУК цифровыми образовательными ресурсами.

Следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭУК. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий. ЦОРы могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.

Использование мультимедийных пособий дает возможность накопления  ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР  как для учителей, так и для учеников.

Эффективным способом  использования ЦОР и ЭУК может явиться дистанционное образование, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с материалом, выполнять практические работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении или находящихся в отъезде.

Необходимостью использования ЦОР является благоприятный фон для достижения успеха и психологического комфорта работы учащегося с учебным материалом. Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование ЦОР на уроках в начальной школе исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию.

На своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов.

При подготовке к уроку  часто  использую  готовые современные обучающие программы. Сегодня выбор электронной продукции велик. Например, я свою библиотеку электронных носителей разбила на 3 раздела:

1 раздел — информационно-энциклопедический, в котором : «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия», «Энциклопедия истории, географии России», «Большая детская энциклопедия», » Детская энциклопедия подводного мира» и т.д.

2 раздел — мультимедийные учебники и учебные пособия на электронных носителях (компакт — диски, дискеты, Интернет). Наиболее распространенные примеры использования:

Мультимедийный учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения. УМК содержит методически выверенные наборы учебных медиаобъектов к урокам по различным предметам начального обучения и простую эффективную систему управления учебным процессом в компьютерном классе, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Содержание уроков имеет богатый иллюстрированный материал, сопровождаемый видеоизображениями, анимированными интерактивными игровыми упражнениями.

Cайт «Страна Мастеров» объединяет учителей и обучающихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Страна Мастеров — сайт учебный, дидактический. Официально внесен в новую версию учебников по технологии, согласно новым стандартам. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда.  Цель: развитие творческих способностей.

Серия компакт — дисков под редакцией издательства «Учитель»: «ИКТ в помощь учителю» — электронное пособие «Математика», «Русский язык». Содержит слайд — презентации, задания — тесты, занимательные иллюстрации, схемы, таблицы, наглядно демонстрирующие изучаемый материал.

Медиатека мультимедийных уроковМногие авторские разработки находятся в свободном доступе на образовательных порталах и сайтах:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября» ,»Сеть творческих учителей» ,»Всероссийский Интернет — педсовет» — новости, методика и опыт преподавания учебных предметов.

3 раздел — информационно-учебный — это компьютерные тренажеры, тестеры, мультимедийные дидактические игры и викторины. Например:

Мультимедийные материалы по программе Занкова «Проверь себя» (http://www.zankov.ru/practice/multimedia )В этом разделе сайта размещаются электронные материалы для текущего и тематического контроля по разным курсам начальной школы. Материалы представляют собой компьютерную программу и предназначены для скачивания и установки на персональный компьютер для использования ребенком дома и в школе. Материалы представлены в виде заданий тестового типа. Компьютерная программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся:– дублирование текста заданий голосом, поскольку первоклассники только начинают читать;– соответствие оформления текста СанПиН;– ограничение по времени – продолжительность работы ребенка не более 15 минут. Выполнение заданий возможно в тренировочном и проверочном режимах, направленных на закрепление изученного на уроках материала. В тренировочном режиме задания располагаются по уровню сложности, по мере изучения материала в течение года, поэтому их следует выполнять по порядку. В тренировочном режиме ребенок может увидеть «указание на ошибку» и выполнить задание еще раз. Переходить к выполнению заданий в проверочном режиме рекомендуется только после полного освоения темы в тренировочном режиме.

Стало привычным, что урок закрепления изученного материала строится на основе тестирования. Учащиеся выполняют тестовые задания, получив их в индивидуальное пользование в распечатанном виде, или работая, сидя за компьютером. Очень часто тесты проектируются на экране через мультимедийную систему, а учащиеся заполняют только карточку ответов.

Самое важное — создание «ситуации успеха», чтобы ученик находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой.

Например, для отстающих учеников возможно проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На «устном счете», орфографической разминке или кратком повторении изученного, можно пригласить для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни. При проведении динамических учебных игр, эстафет с классом учащиеся с заниженной скоростью мыслительных процессов могут выполнять аналогичные задания за компьютером.

Компакт — диск «Русский Медвежонок»— содержит систему тестов — заданий для подготовки к конкурсам по языкознанию (

Компакт — диск «Кенгуру» содержит систему тестов — заданий для подготовки к конкурсам по математике. (

Кроме презентаций, на уроках с мультимедийной поддержкой, можно использовать видеофрагменты и интерактивные плакаты. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

Например,  в 4 классе по теме «Человек» можно использовать материалы учебного видеофильма «Анатомия для малышей». В 1 классе при обучении письму букв и цифр большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка «сама прописывает образцы букв и цифр» (материал предоставлен сообществом «ИКТ в начальной школе» «Сети творческих учителей»

Таким образом, уроки с мультимедийной поддержкой позволяют учителю максимально эффективно вовлекать ребенка в учебно-познавательный процесс, вовремя переключать его внимание на другой вид деятельности. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы расширяют детский кругозор, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию к учебе. Электронные образовательные ресурсы расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; они значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Электронное обучение в начальной школе.

Министерство образования и науки Российской Федерации  в письме от 2 февраля 2015 года № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников» рекомендует одновременно с учебником в бумажной форме приобретать электронную форму учебника.

Электронная форма учебника  (далее – ЭФУ) – это учебник, сохраняющий неразрывную связь со своей печатной формой, но обогащенный новыми возможностями, а именно: мультимедийными и интерактивными ресурсами, а также автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки.

Электронное образование обладает значительными ресурсами для решения актуальных задач, стоящих перед системой современного образования.

У младших школьников появляются возможности работать со всеми видами ресурсов, со всеми типами и жанрами подачи информации.  Огромный и разнообразный банк интерактивных медиаресурсов создает условия для получения полноценного и объемного современного образования.

Электронное образование обладает механизмами, позволяющими сделать зримым для учителя каждый этап продвижения каждого ученика, показывая картину класса в режиме текущего времени на экранах продвижения и контроля. С помощью электронных средств можно сделать ежеурочный текущий контроль в виде тестовых заданий автоматически проверяемым (чтобы результат проверки и школьник, и учитель видели немедленно) и добиться того, чтобы результаты итоговых тестирований преобразовывались в отметку по пятибалльной шкале и автоматически попадали в электронный журнал, дневник и портфолио каждого школьника.

Следует обратить внимание, что продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для учащихся классов – не более 20 минут, для учащихся классов – не более 25 минут.

Информация об ЭФУ по нижеприведенным ссылкам:

«Перспективная начальная школа» –

https://shop- akbooks.ru/main /

https://shop- akbooks.ru/catalog /

Для знакомства с электронными учебниками и пособиями можно получить бесплатный демонстрационный доступ к комплекту пособий одного из классов (1-го, 2-го или 3-го класса).

Комплект каждого класса включает:

электронные формы учебников (ЭФУ);

интерактивные учебные пособия;

«Школа России»; «Перспектива» –

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Для повышения уровня профессиональной компетентности учителям начальных классов рекомендуется участвовать или просматривать записи вебинаров. Ниже приведены ссылки на страницы сайтов издательств (где размещены объявления об участие в тех или иных вебинарах или записи уже прошедших вебинаров) и примеры различных тем вебинаров:

http://www.akademkniga.ru/learn/webinars /  (издательство «Академкнига/Учебник»)

«Что нужно сделать с ООП в летние каникулы».

«Технология организации парной и групповой работы при использовании на уроках электронных образовательных ресурсов». «Мониторинг учебных достижений обучающихся: типичные ошибки при выполнении ВПР и способы их профилактики». «Автоматическая проверка результатов как механизм формирования самостоятельной работы школьников». «Механизмы формирования УУД у младших школьников». «Мастерская учителя: Как подготовить урок с использованием ЭФУ (методические и практические материалы)». «Теория, практика и опыт проведения современного урока». «Использование электронных форм учебников в образовательной деятельности».

http://www.prosv.ru/webinars/subject/primary-school.html (издательство «Просвещение»)

«Типология заданий по формированию УУД на материале предметных линий (на примере курса «Математика», авторов Моро М.И. и др.)».

«Электронные формы учебников для начальной школы как новые компоненты информационно-образовательной среды (на примере курса «Окружающий мир» УМК «Школа России»».

«ВПР как элемент системы региональной оценки качества образования. Пособия по подготовке учащихся к ВПР».

«Всероссийские проверочные работы по математике в 4 классе: советы и рекомендации от разработчиков ВПР».

«Поэтапная подготовка к ВПР по русскому языку. Комплект «Готовимся к Всероссийской проверочной работе»».

«Организация внеурочной деятельности средствами УМК «Перспектива»».

«Проблемные ситуации на уроке как средство формирования УУД обучающихся на примере курса «Окружающий мир» УМК «Школа России»».

«Проектирование современного урока с использованием электронной формы учебника (на примере УМК «Школа России»)».

http://www.vita-press.ru/340.html (издательство «Вита-Пресс»)

«Профессиональный стандарт педагога. Вызовы времени и ключевые компетенции» «Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями: дети с ОВЗ» «Методика преподавания по межпредметным технологиям»

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках в начальной школе

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

С помощью современных электронных учебных приложений, предназначенных для использования на уроках в начальной школе, развиваются умения самообразования и самоконтроля у младших школьников. Наблюдения показали, что повышается активность и инициативность на уроках. У учащихся появляются положительные тенденции в развитии информационного мышления, обеспечивается уровень комфортности обучения. Компьютер позволяет существенно изменит способы управления учебной деятельностью младших школьников, способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

В качестве примера рассмотрим электронное учебное пособие для начальной школы «Азбука». Оно входит в серию электронных учебных материалов для начальной школы, предназначенных для использования на уроках обучения грамоте в 1 классе в рамках ФГОС.

Все слова, используемые в электронном учебном пособии «Азбука», проиллюстрированы и озвучены. Яркие рисунки, необычные интересные задания способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля учебной рефлексии.

Структурно «Азбука» состоит из иллюстраций к словам, которые начинаются на данную букву, либо включительно ее, и к серии заданий для каждой буквы в русском алфавите. Так, для гласных букв предусмотрены такие виды заданий, как поиск изучаемой буквы в словах, составление слова в результате выбора нужного слога с изучаемой буквой, поиск пропущенных букв в различных словах. Согласным буквам соответствует группа таких же заданий, только добавляются упражнения на определение мягкости или твердости звука в слова, составление звуковой модели слова.

По теме «Слоги» младшие школьники с интересом выполняют такие задания, как подбор слов из группы слов с указанной слоговой схемой, распределение фотографий, иллюстрирующих значение слов, на группы в зависимости от количества слогов, выбор слоговой схемы из группы схем к данному слову. При этом важно следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм пребывания младших школьников за компьютером. Практика показывает, что на освоение учащимся приемов работы с «Азбукой» не требует долгого времени. Большинство первоклассников через несколько минут начинают уверенно выполнять увлекательные задания, отличительные черты которых-красочность и интерактивность.

При разработке плана урока необходимо предусмотреть те этапы, на которых дидактически целесообразно применение «Азбука» для фронтальной, индивидуальной и групповой работы

Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *