Электронный школьный журнал — это новый стандарт информатизации лицея
Сельхова Л.А., учитель высшей категории МАОУ лицей №27 им.А.В.Суворова
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р переход на электронный документооборот с начала 2012 года является обязательным для всех школ.
Главная проблема нашего образовательного учреждения – обеспечить повышение качества образования в образовательном учреждении. Повышение качества образования можно добиться за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении.
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Этой связи в наибольшей степени будет способствовать система электронных журналов и дневников.
Руководством созданы условия для повышения ИКТ- компетентности сотрудников школы, запущена локальная сеть, доступ к Интернету имеют все учителя в каждом кабинете. Вышеприведенные условия позволяют в нашей школе активно внедрять и наладить работу электронного журнала и дневника в образовательный процесс, который автоматизирует процесс контроля за успеваемостью, дублирует записи школьного журнала, защищая его от искажений, даёт возможность контролировать накопляемость оценок по предметам.
Электронный журнал не требует ничего, кроме доступа в интернет. Учителя могут работать с ним из дома, а родители смотреть за успехами ребенка – прямо с работы. Это позволяет сэкономить массу времени.
Доступы к системе работы с электронным дневником и журналом разделены на 2 модуля:
Администрация школы может легко перемещаться по сайтам классов и контролировать информацию, размещаемую родителями.
В процессе работы с электронным дневником и журналом активно используются шаблоны (разрабатываемые самим учителем) для оптимизации ввода информации домашнего задания и описания урока, упрощающие и ускоряющие ввод типовых данных. Кроме этого в системе возможно ведение поурочного планирования, позволяющее сохранять информацию о проводимых уроках и обеспечивающее возможность использования методических материалов, совместно или лично разработанных учителями по определенному предмету в школе. Система ввода информации о домашнем задании и уроке предлагает несколько видов и рассчитана на различные подходы в организации учебного процесса в школе (для классного руководителя, для предметника на один день, по предмету на период в одном классе).
Кроме этого в электронном журнале возможно прикрепление различного рода файлов к уроку и домашнему заданию, в том числе и видео-уроков.
Система контролирует учителей и помогает им в работе с ней, сообщая, какие действия в данный момент необходимо выполнить(прошел урок – необходимо перенести оценки в электронный журнал и т.п.), следит за получением информации родителями.
Система оценок и количество учебных дней в неделю могут быть различными вплоть до каждого класса.
В системе имеется возможность загрузки данных из файлов формата MS Excel об учителях, учениках, родителях, предметах и расписании на основе разработанных шаблонов или данных, выгружаемых из систем для формирования расписания.
Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.
Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы.
Возможности электронного журнала;
В интересах педагога система решает следующие за дачи:
В интересах руководителей, завучей система решает следующие задачи:
Ученик также может пользоваться инструментами электронного журнала:
Электронный школьный журнал и дневник— это новый стандарт информатизации школы в ближайшем будущем. Он позволяет школе встать на современную ступень Информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), соответствовать всем ее требованиям. Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению реального личностно-ориентированного обучения; повышению качества образования.
Каждый видит книгу по-разному и осмысливает ее также по-своему.
Этот взгляд читатель и представляет в своем дневнике
Маргарита Калюжная, учитель
Привлечение школьника к чтению через создание электронных дневников
Обеднение интеллектуальной и эмоциональной сфер развития, снижение способности к самостоятельному осмыслению и отбору информации – последствия падения интереса к книге и чтению в целом. Использование библиотекарями и педагогами школ в привычных формах работы с читательскими дневниками разнообразных Интернет-сервисов и инструментов поможет во многом решить проблему привлечения современных школьников к книге и чтению. Этому способствуют также самостоятельный отбор и осмысление информации, что находит отражение в новом ее представлении – электронном читательском дневнике.
Электронный читательский дневник – один из способов привлечения школьников к систематическому чтению. Это – новая форма давно забытого, увлекательного процесса работы над рукописным Читательским дневником. Практически утраченная форма “читательский дневник” возрождается на глазах в новом виде – с использованием многообразных возможностей социальных сервисов Веб 2.0. Это все те же впечатления о прочитанной книге, но уже представленные на веб–странице, с помощью разнообразных интернет–сервисов и программ. Электронный читательский дневник делает возможным сетевое сотрудничество Читателя и Взрослого (библиотекаря, педагога), где вторые могут консультировать учащихся, наблюдать за результатами и координировать их самостоятельную деятельность.
Создание современного читательского дневника школьниками помогает:
У школьников при создании электронных дневников (классом, например) появляется возможность участия в совместной исследовательской и творческой деятельности, сравнивать свои достижения с достижениями других. В процессе систематической работы над читательским дневником расширяется кругозор, совершенствуется речь и обогащается словарный запас.
Каким может быть электронный читательский дневник
Вариантов создания электронного дневника – великое множество. Выбор зависит от того, какие сервисы библиотекарь, а сегодня уже и сам читатель-школьник может предложить для создания дневника, его наполнения, от собственной фантазии и желания фиксировать “интерес к мыслям о прочитанном”.
У каждого читателя-школьника дневник может быть абсолютно оригинальный. Все зависит от его собственной фантазии, смысловой функции дневника и, что особенно важно в последнее время – от уровня его информационной грамотности. Но немаловажную роль играет и библиотекарь, способный организовать систематическую работу в школе среди подростков над электронными дневниками, поддерживая их развитие ежегодными конкурсами с призами, заинтересованный в том, чтобы читать в школе стало модным, а своими читательскими электронными дневниками школьники гордились.
Что же может найти отражение в читательском дневнике? – Личные впечатления владельца дневника о прочитанной книге, список любимых, уже прочитанных или тех, что планируется к прочтению. Дневник может делиться на разделы, может быть оформлен в виде таблицы, книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов, выложенных на YouTube, это также могут быть собственные вики-странички, блоги и многое другое. Библиотекарь-руководитель чтением должен помочь подростку разобраться самому, что читать и о чем писать в читательском дневнике, а также предварительно продемонстрировать новые возможности его представления в Сети Интернет. Вариантов представления электронного дневника – великое множество, вот лишь некоторые из них:
Дневник в виде путешествий литературных персонажей на Гугл-карте – Что такое читательский дневник-литературное путешествие? – На карте отмечаются географические объекты, которые встречаются в литературном произведении – страны, населенные пункты, реки, озера, маршруты героев и т. п. Отметки на карте дополняются описаниями – фрагментами из произведения, картинами художников об этих событиях, фотографиями, ссылками на ресурсы Интернет, видео, аудиокниги и т. п. Работа по созданию литературного путешествия проводится в несколько этапов:
Дневник читателя в виде рекламных плакатов к прочитанным книгам – Рекламный плакат может быть составлен с помощью разных сервисов, одним из которых является сервис Glogster – мультимедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды. Так на одном плакате можно разместить фото автора, ссылку на текст книги в Интернете (оформив ее картинкой самой книги), цитаты, изображения героев, звук, видео (экранизацию книги) и многое другое.
Дневник “шифровальщика”: Читательский дневник в тэгах – Очень важно ребенку-читателю научиться выделять главную мысль в содержании книги. Это можно делать по-разному. Одним из вариантов может быть такая работа – создание школьниками дневников читателя, состоящих из тэгов к книгам. Можно тэги проиллюстрировать. Основу дневника составляют рекламные плакаты, собранные в презентацию или обычный документ и загруженные на сервис Calameo.
Видео-дневник читателя на YouTube – Подростки могут попробовать себя в роли видеооператоров, записав видео-интервью о книгах с собственным участием или участием в нем друзей школьников-читателей. таким образом можно рассказать об интересной книге ярко и необычно. Можно, например, снять “жилище” книги-библиотеку или полку, где стоит книга, или сделать видеозапись библиоскворечника с книгами в местном парке отдыха. Или. используя мобильное устройство с доступом в Интернет, провести настоящее читательское расследование – как сложилась судьба книги? Чем знаменит ее автор? И почему решил ее написать? А может быть, по этой книге сняты фильмы, написаны стихи и песни? По ходу расследования подростки могут заносить все найденное в интернет-блокнот, такой как, например, Evernote. Все материалы пригодятся для размещения в своем маленьком фильме о любимой книге.
Сервисы для наполнения электронных читательских дневников
Что выбирают библиотекари для работы над читательскими дневниками
Опрос среди библиотекарей, проведенный в 2012 году, выявил следующие критерии отбора сервисов, наиболее интересных для наполнения Электронных читательских дневников:
Что думают подростки-авторы о работе над электронными читательскими дневниками
Опыт организации и проведения автором статьи конкурса для школьников «Электронный читательский дневник», собравшего внушительную детскую аудиторию, показал, что ребята с удовольствием создают Читательские дневники, используя различные сервисы. В них они размещают свои истории о прочитанной книге, Ленты времени по жизни и творчеству писателей, цитаты из книги, аудиоподкасты и видеоматериалы по фрагментам из нее. Библиотекари помогали осваивать школьникам новые сервисы, учили озвучивать наиболее понравившиеся главы из книг, создавать маршруты персонажей на Google-картах, выбирать и размещать на вики-страничках разработанные ресурсы по книге, организовывали презентации созданных читательских дневников в группе. Получилось хорошее сетевое взаимодействие по книгам и чтению. Новая форма работы над чтением в виде читательского дневника действительно оказалась более интересной для современного подростка-школьника.
Вот какими были мнения школьников, принявших участие в создании читательских дневников:
Идея организации систематической работы библиотеки над электронным читательским дневником с использованием современных технологий может стать одним из эффективных направлений работы школы в формировании интереса подростков к книге и чтению. Проведение в образовательном учреждении ежегодного праздника книги с конкурсами на лучший читательский дневник позволит вовлечь в круг его участников не только учеников младших классов, но и учащихся средней и старшей школы, широко использующих интернет-сервисы и инструменты для представления осмысленного чтения книг.
Полезные материалы по теме:
Будь в курсе: Словарь IT-Школы