Почему школа нового поколения должна быть дистанционной
Сегодня существует много онлайн-школ и начинают появляться онлайн-университеты. Рост популярности электронной формы обучения объясняется тем, что она дает возможность получать качественные знания из любого места и учиться без отрыва от основной деятельности. В этой статье мы расскажем, чем хороша электронная форма обучения, и покажем, как строится обучение в онлайн-школе на примере БИТ.
Что такое электронное обучение
Электронное обучение (от английского Electronic Learning, или просто e-Learning) — это система обучения при помощи интернета и электронных технологий. Смысл заключается в том, что ученик использует гаджеты для учёбы.
Онлайн-обучение стало особенно популярным в последние годы. Многим удобно учиться дома: не нужно тратить время на дорогу и сборы, нет привязки к конкретному месту. Но у образования онлайн есть и минусы — некоторым тяжело концентрироваться без очного присутствия преподавателя, особенно тем, у кого-то не оборудовано рабочее место дома.
Давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки электронного обучения.
Электронное обучение (англ. , сокращение от англ. ) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.
Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа».
К электронному обучению относится:
Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В 2019 году в нашей стране стартовал национальный проект «Образование». В его рамках действует один из федеральных проектов «Цифровая образовательная среда».
Реализация проекта направлена на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В рамках проекта предусмотрена автоматизация документооборота, отчетности и бухгалтерии, цифровизация процесса обучения с выходом на индивидуальные траектории, непрерывное обучение педагога on-line. Основные мероприятия в рамках проекта: утверждение Стандарта цифровой школы; утверждение Стандарта создания и функционирования, информационного наполнения сайтов и информационных систем образовательных организаций; включение вопросов цифровизации образования в образовательные программы подготовки административно-управленческих и педагогических кадров; создание и функционирование единой информационной системы «Цифровая школа»; создание системы развития онлайн образования; обеспечение Интернет соединения в каждую общеобразовательную организацию с минимальной скоростью соединения 10 Мбит/с; интегрирование в процесс преподавания отдельных предметов современных технологий, в том числе виртуальной и дополненной реальности.
Введение ФГОС предъявляет новые требования к современному учителю, от каждого педагога требуется быть не только учителем-предметником, но и немного учителем информатики. Не только разбираться в ИКТ-технологиях, но и уверенно их применять в своей деятельности.
Обратимся к нормативно-правовой базе, во-первых, это Федеральный закон «Об образовании» ФЗ-273 от 29.12.2012. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. Пункт 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимы и взаимозаменяемые категории. У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия. Четкое понимание сущности и различий терминов «электронное обучение» и «дистанционное обучение» в академической среде, их адекватное использование является ключом к обеспечению надежной связи и взаимопонимания между потребителями и поставщиками образовательных услуг.
В законе «Об образовании в РФ» статья 16 «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»
Если говорить простым языком, то ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.
Статья 16 «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»
В школах активно используются дистанционные образовательные технологии в следующих направлениях: – повышение качества общего образования в малокомплектных школах; – обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы.Задачи дистанционного обучения:
Весна 2020 года дала старт онлайн – образованию в нашей стране. В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в марте российское образование перешло на дистанционное обучение.
В связи с тем, что электронное обучение приобрело массовый характер, были изданы методические рекомендации, которые регламентируют особенности получения образования электронно, с использованием дистанционных технологий. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», утвердило примерную модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Согласно данной модели первым шагом реализации электронного обучения должны стало разработка и утверждение локального акта (приказа, положения) об организации дистанционного обучения, который определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам. Школа должна вывесить локальный акт на сайт школы для ознакомления.
Следующим шагом является формирование расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. Это связано с тем, что занятия проводится с использованием компьютера.
После составления расписания школа информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.
Педагоги школы обеспечивали ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
Родители должны подтвердили выбор дистанционной формы обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам документально, то есть написать соответствующее заявление.
Реализация программ посредством электронного обучения может потребовать внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Стремительное включение онлайн – образования в нашу жизнь заставило педагогов изучать и тестировать на ходу образовательные платформы и ресурсы, которые нам предлагали.
При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся учитель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны обучащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, техническими возможностями.
Учителями начальных классов было организовано дистанционное обучение обучающихся на таких электронных платформах, как Учи.ру и Российская электронная школа.
Российская электронная школа – это полный школьный курс
уроков от лучших учителей России; Материалы можно смотреть без регистрации.
Учи.ру используется нашими педагогами с 2015 года. Разработанные на данных платформах уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе начального общего образования. Учителю доступна статистика по последнему уроку, в которой отражено время работы каждого ученика, количество выполненных заданий и допущенных ошибок.
Обучающиеся начальных классов принимали активное участие в увлекательных олимпиадах, играх, марафонах. Активность ребят повышается во время проведения марафонов – соревнований по количеству решённых карточек на Учи.ру между учениками одновременно внутри одного класса и среди всей школы. Марафоны вызывают интерес и добавляют элемент соревновательности при обучении. В течение учебного года прошло 8 марафонов. По результатам турнирной таблицы все учащиеся, которые принимали участие в марафоне были награждены «Грамотой участника марафона», а самые активные – «Грамотой лидера марафона». За текущий учебный год ученики 1- 4 классов приняли участие в 12 олимпиадах платформы.
Использовать сервисы сайтов лучше как дополнение к очному обучению, однако в режиме самоизоляции работа по дистанционному образованию дала возможность реализовать прохождение учебного материала и наверстать пропущенное.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОДОЛЬСКИХ Л. Е.
Школьная цифровая платформа (ШЦП) активно использовалась в нашей школе при дистанционном обучении учителями математики и биологии— это ИТ-решение, разработанное в рамках реализации программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». Она содержит обучающие модули по всем предметам школьной программы, а также авторские модули для углубленного изучения материала . Система позволяет учителям продолжать эффективное обучение учеников, а ученикам — заниматься самостоятельно.
Инструментом реализации персонализированного подхода в программе фонда является Цифровая платформа. Это удобное и эффективное средство планирования и организации учебного процесса, при котором каждый ученик может максимально результативно использовать свое учебное время и оперативно получать обратную связь по результатам достижения учебных целей. Платформа не заменяет учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Марковой А. А.
Учителя английского языка активно использовали на своих уроках во время дистанционного обучения онлайн школу английского языка SKYENG, огромный выбор тематических образовательных программ, направленных на развитие навыков говорения, понимания, чтения письма на английском языке.
Более подробно о работе на данной цифровой платформе расскажет Меньших Е. В.
Педагогами нашей школы (Ляпиной М. А. Евсеевой О В., Митасовой Г. М., Деминой О. В.)при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ активно использовался скайп – это программное обеспечение, которое позволяет общаться с пользователями с помощью текстовых сообщений по аудио- и видеосвязи. Педагоги Рощупкина О. В. Краснова Т. И., учителя начальных классов использовали возможности электронной почты и приложения ВАЦАП для осуществления обратной связи.
Министерства просвещения России опубликованы методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от ФГБНУ «ИВФ РАО».(Институт возрастной физиологии Российской Академии образования)
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3–4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5–6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7–11 классов — 35 минут. Не стоит забывать о здоровьесберегающих технологиях при реализации электронного обучения.
Использование смартфона для олайн-обучения связано с большими рисками для здоровья детей. Использование смартфона сопровождается воздействием на школьника целого комплекса неблагоприятных факторов (электромагнитное излучение, маленький экран, малый размер символов и изображений, невозможность соблюдения рациональной рабочей позы, сильное напряжение мышц шеи и плечевого пояса и др). Работа на смартфоне приведет к выраженному утомлению школьника и, в конечном итоге, отразится на состоянии его здоровья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНОВ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧЕНО!
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ НА ТО, ЧТО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ НЕОБХОДИМО НЕ ТОЛЬКО НЕПРЕРЫВНУЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С ЭКРАНОМ МОНИТОРА, НО И СУММАРНУЮ ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ И НЕДЕЛИ.
Согласно П.4.2. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» «Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I – IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V – VIII классах – 2 урока, для обучающихся в IX – XI классах – 3 урока.»
При организации дистанционного обучения после использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.
организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения расскажет психолог Камынина А. С.
В целях сохранения непрерывности образовательного процесса во время карантина обучающиеся нашей школы приняли активное участие в дистанционных конкурсах и акциях . приуроченных к различным датам. Мероприятия Посвящённые 75 –летию Великой Победы: «Окна Победы», конкурсе рисунков, конкурсе чтецов. Во всероссийской патриотической акции «Шаги памяти» и других.
Дистанционное обучение стало приемлемой альтернативой очных занятий объединений дополнительного образования обучающихся. Правильный подход к организации, внедрению и распространению дистанционного обучения в дополнительном образовании детей может открыть новые возможности привлечения большего числа одаренных учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития.
Воспитанники Ольги Владимировны стали победителями дистанционных конкурсов, в которых приняли участие во время карантина.
О том, как строилась работа по реализации образовательной программы Шахматного кружка с применением дистанционных технологий расскажет руководитель Логвинов К. В.
В ходе опроса родителей были обозначены основные положительные моменты дистанционного обучения: осуществление обучения в индивидуальном темпе, доступность и независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения.
Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.
Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и ответственный обучающийся может
«Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.
Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.
Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Школа должна учитывать интересы и возможности ребёнка и обеспечить развитие его способностей, получая информацию в нужный момент, в нужном виде, форме, объёме. Роль преподавателя в классе меняется – от источника знаний к роли исследователя, воспитателя, консультанта, помощника. Вместе с тем меняются и формы организации работы в классе от пассивно-фронтальной формы к активной групповой, самостоятельной, творческой, деятельной.
Для реализации новаций в образовании, для уверенного владения инструментарием, предоставляемым современными технологиями, преподаватель должен постоянно учиться. И каждый из нас это прекрасно осознаёт и ощущает.
Думаю, Вы согласитесь с тем, что школьная среда сегодня – это ни только школьные классы, но и пространство за пределами школы, реальные и виртуальные мастерские. Сегодня школа должна обеспечивать возможность учиться в любое время и в любом месте.
Говорить же о качестве электронного обучения, можно предположить, что при «умной» и осмысленной организации использования ЭО, ДОТ можно добиться не только положительных результатов обучения, но и в ряде случаев решить острые проблемы организации учебного процесса (так называемое «индивидуальное обучение»).
«Использование образовательных платформ и сервисов, применяемых при дистанционном и электронном обучении».
(Отв. руководители МО)
3. Активизировать работу по участию педагогов и обучающихся в дистанционных конкурсах. (Отв. руководители МО)
Преимущества электронной формы обучения
Система электронного обучения позволяет школьникам посещать уроки, не выходя из дома. Одним из главных ее плюсов является гибкое расписание, которое строится с учетом возможностей и потребностей учеников. Обучение в школе онлайн не привязано к конкретной стране или городу и дает возможность получить российское образование тем, кто живет за границей. Еще один плюс дистанционного обучения заключается в том, что дети могут знакомиться с людьми со всего мира и узнавать о культуре других стран из первых уст, а не из интернета.
Обучение в онлайн-школе дает ребенку больше свободного времени, которое он может потратить на хобби или отдых. Электронное обучение — отличный вариант для профессиональных спортсменов, актеров, танцоров и музыкантов, потому что оно позволяет совмещать учебу и профессию без ущерба для какой-либо из этих двух сфер. Онлайн-школа также подойдет детям, которые не могут посещать очную школу по состоянию здоровья. Дистанционное обучение дает им возможность получать знания в удобное время в любом месте без вреда для здоровья и психики.
Образовательная платформа и ее возможности
Электронное обучение в школе организовано с помощью образовательной платформы. Она позволяет хранить все необходимые для учебы материалы в одном месте и отвечает за безопасность персональных данных учеников и их родителей.
На образовательной платформе онлайн-школы БИТ проходят онлайн уроки и хранятся все учебные материалы. Однако прохождение урока не означает, что ребенок должен обязательно изучить все материалы и выполнить все задания, которые к нему прилагаются. Так как обучение в БИТ строится с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ученика, учитель может давать каждому ребенку индивидуальный перечень заданий, которые нужно выполнить.
На онлайн-платформе школы БИТ есть несколько типов заданий, которые ученики выполняют регулярно. Это тесты, которые проверяет система, задания с открытым ответом (ЗОО), которые проверяет учитель, тематические контрольные работы, которые состоят из тестов и ЗОО, и тренажеры, которые ребенок проходит для закрепления изученного материала. В отличие от тестов и ЗОО, тренажеры можно проходить неограниченное количество раз, до тех пор, пока ребенок не исправит все ошибки и самостоятельно не найдет правильные ответы. Такой подход к выполнению заданий исключает состояние неуспеха, так как дает ребенку возможность прийти к правильному ответу без помощи взрослых и не чувствовать себя неудачником.
Образовательная программа для онлайн-обучения — это та же самая программа, по которой дети учатся в очных школах, только адаптированная к условиям интернет школы онлайн. Она включает количество учебных часов, положенное по учебному плану, но онлайн занятия с учителем по каждому предмету проходят раз в неделю. Два или четыре урока в неделю ребенок проходит самостоятельно, изучая учебные материалы, решая тренажеры и выполняя тесты и задания с открытым ответом.
В настоящее время виртуальные школы существуют во всем мире, но в Соединенных Штатах они особенно широко распространены. Эти учебные заведения интегрированы в систему среднего образования: учащиеся могут делать задания по предметам, сидя в компьютерных классах «обычной» школы. Иногда обучение принимает заочную форму, иногда сочетает в себе элементы очного и заочного обучения.
Проблемы электронного обучения
— отсутствие критериев и общих стандартов качества электронных учебных материалов, не достаточно раскрыт потенциал возможности передачи информации по Интернету: в основном используются такие формы как текст и простая графика;
— вопросы финансирования (затраты на разработку, хранение данных, создание веб-ресурсов, их поддержку их деятельности и обновление);
— кадровые проблемы (недостаток квалифицированного персонала, сложность его обучения, так как одновременно нужно охватить и предметную область, и применение IT-технологий, и художественного оформления материалов).
Формы онлайн-обучения в школе БИТ
В БИТ есть несколько программ обучения, и родители могут выбрать подходящую именно их ребенку. Это семейное обучение, онлайн-школа с регулярным посещением уроков и заочное обучение.
Ученики, находящиеся на семейном обучении, учатся сами или с помощью родителей по материалам и пособиям, одобренным Российской Академией Наук, доступ к которым им предоставляет БИТ. Промежуточная аттестация для них проводится в дистанционном формате один раз в год, в мае. Перед аттестацией обязательно проходят онлайн уроки, на которых учитель вместе с ребенком разбирает демонстрационный вариант аттестационной работы и отвечает на вопросы, которые есть у ученика. Семейная форма обучения подойдет тем, кто недоволен программой обучения в традиционной школе и ищет альтернативный способ качественно обучить ребенка. При этом вся ответственность за то, насколько хорошо ребенок усвоит материал, ложится на плечи родителей. Поэтому им нужно заранее оценить свои возможности и понять, хватит ли у них времени на то, чтобы обучать ребенка самостоятельно.
Если родители хотят, чтобы ребенок регулярно посещал «живые» уроки с учителями, или у них нет времени на то, чтобы обучать ребенка самим, можно выбрать тариф «Школьный». Ученики, которые учатся на этом тарифе, регулярно посещают уроки, организованные по гибкому графику. Занятия проходят в малых группах до 15 человек, поэтому учитель может уделить время каждому ученику в течение урока. Мы даем ученикам доступ к онлайн-платформе, на которой находятся все нужные для учебы материалы и пособия и проводятся занятия.
Заочное образование онлайн максимально приближено к индивидуальному обучению в школе, так как занятия с учителями по всем предметам проходят один раз в месяц, а все остальное время ученики занимаются самостоятельно. Оно подойдет либо очень организованным и ответственным ученикам, которым не нужно постоянно напоминать о прохождении уроков и выполнении домашнего задания, либо тем, у кого нет возможности вписать ежедневные занятия в свое личное расписание. Заочную школу часто выбирают те, кто хочет дистанционно закончить 10-11 класс и иметь больше времени на подготовку к поступлению в ВУЗ. Как и те, кто учится на тарифах «Семейный» и «Школьный», ученики, обучающиеся заочно, получают доступ к образовательной платформе БИТ и всем материалам, которые на ней находятся.
В БИТ также есть онлайн курсы подготовки к школе для будущих первоклассников и занятия с репетиторами по всем предметам учебной программы.
Электронная форма обучения позволяет школьникам учиться без привязки к месту и дает больше свободного времени, которое можно потратить на хобби или отдых. Обучение в онлайн-школе практически ничем не отличается от обучения в офлайн-школе: та же программа обучения, соответствующая ФГОС, те же уроки, та же внеурочная деятельность, которая помогает разнообразить школьную жизнь и узнать новое. Однако школьникам и их родителям не стоит забывать, что ответственность за усвоение материала, посещение онлайн-уроков и своевременное выполнение домашних заданий практически полностью ложится на плечи ребенка. Поэтому важно трезво оценить его возможности и уровень мотивации к учебе, чтобы избежать плохих оценок впоследствии.
Рынок электронного обучения
Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Электронное обучение как инструмент соответствует этим целям.
Электронное обучение в образовательном сегменте
В настоящее время e-learning взят на вооружение различными компаниями для информирования и обучения как сотрудников компании, так и клиентов.
В России активно развивается применение систем дистанционного обучения (СДО). Производством СДО занимаются как IT-компании, так и непосредственно организации для своих сотрудников и вузы для заочного обучения.
Резюме
Вот сводная таблица плюсов и минусов электронного образования. Отметим, что каждый недостаток легко компенсировать. Например, в адаптации помогут наставники, а социализация восполняется на дополнительных занятиях.
Подходы и особенности
К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями. E-learning и сейчас не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.
Концепция электронного обучения современного образца развилась вместе с технологиями интернет-соединений и включает в себя возможность практически из любого места загрузить дополнительные материалы, подкрепляющие полученную с помощью электронных пособий теорию, передать выполненное задание, посоветоваться с преподавателем. Главное, чтобы все эти функции поддерживал носитель электронных программ. Сейчас развитие электронного обучения напрямую зависит от развития носителей, но электронные учебники, полностью раскрывающие его потенциал, пока находятся в стадии разработки.
Минусы электронного обучения
Перестроиться на новый лад не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы в онлайн-формате. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна.
✅ Решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники.
Отсутствие лицензий у некоторых школ
Онлайн-школ много, но не у всех есть подтверждающие документы.
Лицензия на образовательную деятельность — это важный документ для учебных заведений. Он необходим организациям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. Даже электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом.
✅ Решение — проверять документы курсов или онлайн-школ.
Неподготовленность учеников
Часть населения лишена возможности учиться в онлайне, поэтому электронное образование может показаться страшным и непонятным.
✅ Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом и научиться правильно учиться онлайн.
Нехватка кадров
Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно.
✅ Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования.
Отсутствие живого общения
Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда достаточно.
✅ Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями.
Плюсы электронного обучения
Если школьник учится через интернет, он самостоятельно планирует расписание. Легко совмещать образование онлайн с дополнительными секциями и кружками — например, не придётся жертвовать утренней тренировкой в бассейне в угоду уроку за партой.
Персонализация программы
Учите то, что интересно вам! Можно подстраивать учебный план под индивидуальные амбиции и запросы. Школьник хочет поступить на мехмат МГУ? Не проблема — делаете акцент на физику и математику. Школьника интересуют гуманитарные науки? Концентрируетесь на языках, истории, праве.
Свобода доступа
Другое преимущество электронного обучения — независимость от локации. Неважно, где школьник — в Европе, Азии, Штатах или Новой Зеландии. Всё, что нужно для обучения — компьютер или планшет с выходом в интернет. Можно учиться из любой точки планеты, и это делает образование доступным.
Экономия
Если в традиционной учёбе нужно покупать канцелярию, школьную форму, учебные пособия, рабочие тетради, цветы учителям, ранец и вдобавок регулярно скидываться на нужды класса и родительского комитета, то электронное обучение не предусматривает ни одной из перечисленных трат. Все учебники и пособия — цифровые, а заниматься и получать образование онлайн можно хоть в пижаме.
Качественные знания
Обычная школа не гарантирует качество знаний: многое зависит от конкретного педагога или политики администрации школы. Плюс электронного образования — вы сами выбираете учителей, учебники, программу. Соответственно, знания будут качественнее, чем при учёбе по навязанным стандартам.