Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

На прошлой неделе у нас вышел небольшой материал, мотивирующий школы не стесняться переходить на электронный журнал. На наше счастье в комментариях появился Михаил Кушнир, эксперт «Лиги образования», в прошлом — советник управления Департамента образования, один из ответственных за разработку модели массового внедрения электронных журналов в Москве.

Именно он написал для нас исчерпывающий сборник мифов, связанных с электронными журналами, и благополучно их разоблачил. Приступим.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Роберт Харрис, 1885 г. Встреча администраторов школы.

В школе, где учится дочка, в этом году отменили бумажные дневники и бумажные журналы на некоторых параллелях, в качестве эксперимента. А раз эксперимент, то допустимо не очень строгое выполнение требований. Одни учителя д.з выкладывают, другие нет.

Что касается обязанностей учителей. Если нет бумажного журнала, то д.з надо выкладывать в электронный журнал и дневник. Но должны это учителя не детям, не родителям, а администрации. Т.е. эл. журналы (дневники) должны быть заполнены для того, чтобы когда придет проверка, то все было написано.

Д.з детям выдается в устной форме, или ребенок может записывать его к себе в дневник. Это его дело. Главное – чтобы д.з было озвучено или написано. Ученик не может сказать: в дневник домашнее задание не выложено, значит, я его делать не буду.

Больные дети могут попросить учителя, чтобы выкладывал задание в эл. дневник. Или они могут спрашивать своих одноклассников о том, что задано.

Если в школе существует бумажный журнал, то учитель должен записывать д.з в бумажный журнал, т.к. заполнение документации считается обязательным. Заполнять два документа: и бумажный, и электронный журналы – учитель не обязан.

Это с законной точки зрения. Но внутри каждой школы существует документ: должностные обязанности педагогов. Они в разных школах могут быть разными. В одних заполнение эл. дневника обязательно, в других – нет. Пока еще не вся страна перешла на эл. журналы и дневники, будет существовать неразбериха.. Мы как раз в это время живем.

Главное – что можно требовать с учителя, – чтобы он хотя бы устно выдал домашнее задание. Если не выдал, то нечего на следующий урок и спрашивать. А выдать можно в любой форме: устно, в эл. дневнике, в ВК и других средствах взаимосвязи с детьми.

За прошедший учебный год родители стали чаще проверять электронные дневники своих детей-школьников. Это выяснилось в ходе опроса учителей, учеников и родителей из 10 регионов России, который провели эксперты цифровой образовательной платформы “Дневник.ру”.

Чаще просматривать дневник ребенка в Сети стали 54 процента родителей, а абсолютное большинство учителей – 89 процентов – отметили снижение нагрузки при использовании электронного журнала. Освобождается от одного до трех часов.

Кроме того, практически во всех школах, где учатся или работают участники опроса, полностью отказались от бумажных журналов. В целом, учителя относятся положительно относятся к такому переходу. Так, один из опрошенных педагогов отметил не только экономию времени благодаря использованию цифровых инструментов, но и их положительное влияние на вовлеченность детей в учебный процесс: “Технологии экономят время, позволяют расширить познавательные возможности ребят, а учителю это большая помощь в проведении уроков и повышении их информативности”.

Удалось узнать и мнение родителей: 62 процента положительно относятся к полному отказу от бумажных дневников в школах, где учатся их дети.

Почти все педагоги сообщили: электронным журналом и дневником пользуются ежедневно. Ученики подтвердили: учителя оперативно вносят информацию в электронный журнал и дневник – оценки и домашние задания появляются вовремя. Но все же задержки случаются. Зачастую это связано с недостаточной оснащенностью школ и низкой скоростью интернета.

Почти 40 процентов учителей отметили: компьютеры в школах есть, но их недостаточно, чтобы обеспечить свободный доступ в любое время рабочего дня. Большинство учителей считают, что нестабильный интернет – основное препятствие для регулярной и оперативной работы в электронном журнале.

Сервисы электронных дневников как дополнительная поддержка «бумажным» классным журналам и дневникам уже достаточно широко используются в школах России последние лет шесть. 

Московский регистр качества образования как единая платформа для сбора данных о контроле успеваемости столичных школ начал полноценную работу с 1 сентября 2014 года. Именно он может стать монополистом в сфере услуг электронного учёта успеваемости в столице.

В интервью с Исааком Калиной, руководителем Департамента образования Москвы, изданию РБК, помимо множества интересных вещей, касающихся современной реформы образования, есть один пассаж, который заставляет задуматься о будущем свободного рынка систем электронного учёта успеваемости.

— Дело в том, что при создании единого электронного журнала выявились не только технологические или технические проблемы, но и отсутствие грамотных алгоритмов, регламента в организации, учете и контроле учебного процесса. Сейчас эти проблемы решаются. Электронный журнал в городе будет один, и он будет интегрирован со всеми общегородскими информационными системами. Это государственный журнал, кроме того, нигде не доказано, что этот лучше, а этот – хуже. Если бы сейчас любой другой журнал попытались интегрировать на полтора миллиона родителей, то боюсь, что проблем было бы не меньше. Журнал бесперебойно работал, пока было 300 школ. Теперь, когда полтора миллиона к нему подключается, он время от времени дает сбои.

Давайте для начала посмотрим на самые популярные на сегодня системы электронных дневников, которыми (пока ещё) пользуются российские школы.

В марте «Дневник.ру» провёл масштабный опрос директоров школ, в котором приняли участие представители 67 регионов РФ. Опрос проводился как раз с целью выяснить: осведомлены ли респонденты о праве самостоятельно принимать решения о полном переходе на электронный документооборот в школе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Напомним, что в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (Глава 3, статья 28, пункт 3.10) к компетенции образовательных учреждений относится:

По итогам опроса удалось выяснить, что более 50% руководителей образовательных организаций не знают, что имеют право самостоятельно принимать подобные решения. А 63% из них хотели бы отказаться от ведения бумажных журналов и дневников и повысить эффективность образовательного процесса.

Респонденты уверенно признают (74%) преимущества перехода на электронный документооборот и считают эту меру позитивным шагом на пути информатизации образования. Зачастую именно школы становились инициаторами полного перехода на электронный документооборот. Так поступили 30% активных школ-участниц эксперимента «Отказ от бумажного журнала».

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Вот что рассказывает Нина Муштакова, директор Гимназии № 1 города Астрахань:

Наша гимназия отказалась от бумажного журнала еще в сентябре 2013 года. Мы вышли с просьбой к Министерству образования и науки Астраханской области включить нас в список школ, участвующих в этом эксперименте. Педагоги уже были готовы к этому переходу и стремились к нему , ведь параллельное ведение электронных и бумажных документов — это время, которого всегда не хватает. Родители гимназистов восприняли этот переход по-разному, но путём бесед и убеждений большая часть родительской общественности на стороне этого проекта.

У педагогов, кроме высвободившегося времени, появилась возможность для более оперативной связи с родителями. Улучшился родительский контроль за успеваемостью и посещаемостью ребят. У школы появилась целая система электронного документооборота.

Примечательно, что более 42% респондентов — жители сельской местности, что говорит о положительных изменениях по части вовлеченности даже самых отдаленных районов в единый информационный процесс.

Кстати, школы, официально работающие без бумажного журнала, уже избавлены от двойной работы. Теперь для официальной отчётности достаточно представить корректно заполненный электронный журнал. Электронный журнал можно распечатать в любое время для архивирования или предоставления проверяющим органам.

Мы попросили Наталью Баскакову, заведующую лабораторией информатизации управленческой деятельности из Института развития образования Тамбовской области, дать несколько советов школам, которые собираются перейти на электронный документооборот. Напомним, что Тамбовская область стабильно входит в пять наиболее активных регионов, работающих без бумажного журнала в школах.

Процесс перехода можно сделать поэтапным, например, перевести на безбумажное ведение журналов сначала начальную школу, затем основную и т.д. В настоящее время школы, которые частично отказались от бумажного журнала, выразили готовность и желание полностью вести дневники и журналы в электронном виде. Для перехода школы на электронный документооборот необходимо в первую очередь сформировать пакет нормативно-правовых документов и локальных актов. Мы также руководствовались письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 №АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде.

На сайте Дневник.ру действует портал службы поддержки школ, которые хотят перейти на электронный документооборот. Там можно найти все необходимые нормативные акты и инструкции для перехода. А пока можно выделить основные пункты, которые нужно выполнить общеобразовательному учреждению, чтобы полностью избавиться от бумажной работы.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

В 2022-2023 годах в школах появится ряд изменений, которые затронут как педагогов, так и учеников. С какими нововведениям предстоит столкнуться в новом учебном году – выяснил Сиб.фм.

Фото Электронный дневник школьника: новшества для детей и родителей с 1 сентября 2022 2

Поднятие флага и гимн

Учебная неделя в школах теперь будет начинаться с подъёма флага и пения гимна. Школьники по понедельникам будут приходить в парадной форме, чтобы исполнить гимн вместе с педагогом. Это нововведение прописано в методических рекомендациях Минпросвещения России.

Для школ выделили средства на закупку государственной символики. При каждой школе создадут знамённый отряд, куда включат самых успешных учеников.

Уроки о важном

В школах вводится цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», на которых пойдёт речь о патриотизме и нравственности. Это сделано, чтобы школьники не оказались «один на один с информационной войной». Вести уроки будут классные руководители. До конца ноября детям расскажут темы: «Наша страна – Россия», «Традиционные семейные ценности», «День пожилых людей» и др. На разработку материалов для этих уроков Минпросвещения выделило более 20 млн рублей.

Фото Электронный дневник школьника: новшества для детей и родителей с 1 сентября 2022 3

Второй иностранный язык отменят

С 1 сентября 2022 года вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для начальной и средней школы. В школах убирают из программы в 5–9-х классах обязательный второй иностранный язык. При этом в младших классах начнут преподавать финансовую грамотность, как часть курса математики, окружающего мира, географии и обществознания. Также объяснят всё про кибербезопасность и обучат навыкам работы в компьютерных программах.

С 7-го класса в школах учеников могут разделить на базовый и углубленный уровни обучения по некоторым предметам. Вводятся профили: универсальный, гуманитарный, технологический, естественно-научный и социально-экономический. Решении о выборе профиля принимает школа. Также появятся новые учебники, в том числе и по изучению родного языка (алтайского, адыгейского, татарского, бурятского и др.).

История с 1 класса

Согласно новым ФГОС в первом классе вводится историческое просвещение, которое будет вестись в рамках курса «Окружающий мир». Нововведение будет учитывать возрастные особенности детей.

Фото Электронный дневник школьника: новшества для детей и родителей с 1 сентября 2022 4

Программирование для старшеклассников

Начиная с 8-го класса школьникам могут уже предложить бесплатные курсы по современным языкам программирования, сообщает Минпросвещения России. Они могут проходить онлайн и на базе школы. Это должно позволить школьникам освоить IT-профессию в будущем.

ВПР для семиклассников

Ученики 7-х классов начнут писать Всероссийские проверочные работы по двум обязательным предметам (математика и русский язык) и двум на выбор, но он будет случайным. Раньше ВПР писали в 6-х и 8-х классах.

Фото Электронный дневник школьника: новшества для детей и родителей с 1 сентября 2022 5

Продлёнка в школе

В Госдуме приняли закон, согласно которому, в школах будет единый подход к организации групп продленного дня. Школьникам должны помогать делать уроки, проводить физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия. Решение об открытии продлёнки принимает родительский комитет. Оплачивать продлёнку частично планируют из регионального бюджета.

Ограничения из-за ковида в школах с 1 сентября

В школах по-прежнему будут обеззараживать воздух и использовать антисептики. О введении обязательного масочного режима и отмене линеек 1 сентября пока не сообщается.

Фото Электронный дневник школьника: новшества для детей и родителей с 1 сентября 2022 6

Меньше работы учителям

С учителей снимут часть бумажной работы. Теперь они не будут вести такие документы, например, как журнал учёта успеваемости, журнал внеурочной деятельности и план воспитательной работы. Всего это коснётся пяти документов.

“Образовательных услуг” не будет

Термин «образовательная услуга» исключён из законодательства. Такой указ подписал президент Владимир Путин. Прежнее обозначение работы учителей «дискредитировало их миссию». Теперь образовательные услуги заменили на «финансовое обеспечение реализации образовательных программ».

Ранее Сиб.фм писал о том, нужно ли брать учебники и тетради на торжественную линейку 1 сентября. Напомним, в Госдуме предложили сделать День знаний официальным выходным днём, а также стало известно, что 1 сентября в Новосибирске ожидается +28 и дождь.

В связи с многочисленными обращениями участников образовательных отношений по вопросам ведения журналов успеваемости и выставления отметок по результатам проведения промежуточной аттестации в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) Минпросвещения России информирует.

Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, ведение учителями журнала и дневников обучающихся осуществляется в электронной (либо в бумажной) форме.

Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается.

Дополнительно Минпросвещения России сообщает, что ведение журнала успеваемости входит в перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставляемых в электронной форме, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р.

Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на соответствующий учебный год.

ВПР рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ.

Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР.

Соответствующие рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/22 учебном году направлены совместным письмом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа 2021 г. N СК-228/03/01.16/08-01 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

На основании пункта 10 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации.

Таким образом, проверка работ, выполненных обучающимися, при проведении ВПР осуществляется образовательной организацией самостоятельно.

При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение данным обучающимся этого задания.

В случае если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы образовательной организации, в форме сбора результатов ВПР предусмотрена возможность выставления значения “Тема не пройдена”.

Минпросвещения России просит взять на контроль доведение указанной информации до сведения органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования, а также руководителей общеобразовательных организаций.

Журналы успеваемости и дневники обучающихся ведутся учителями в электронной либо в бумажной форме. Не допускается одновременное ведение (дублирование) журнала в электронном и бумажном виде.

Относительно ВПР указано, что их рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ. В рамках такой аттестации необходимо избегать дублирования контрольных работ в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. Школа проверяет работы самостоятельно.

При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение этого задания. Если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы, то можно выставить значение “Тема не пройдена”.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

До этого была возможность пользоваться и электронным дневником и обычным, наша семья пользовалась обычным, так как для нас это было удобным.

Теперь учителя сообщили родителям, чтобы бумажные дневники не покупали. Интересно, по какой причине

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Здравствуйте.

Отменили не везде.

Если отвечать на вопрос – почему, то говорят, что это для блага родителей, ибо они в режиме онлайн теперь могут следить за каждой новой оценкой своего чада, также, родители и детки в любой момент будут иметь возможность узнать расписание.

В начальных классах пока для детишек оставят обычные дневники, и во многих школах, но это уже формальность, для какой-то отчётности, коя уже не нужна.

Скажу больше, что сама я против того, чтобы был лишь электронный дневник. И многие учителя также против. Я беседовала с учителем старших классов, и она жаловалась, что ей сложно заполнять дневник и в электронном варианте и в бумажном, поэтому, бумажный дневник почти пуст. Также, многие учителя в школах – пожилые люди, у некоторых их них проблемы со зрением, кто-то вообще не в состоянии освоить новшество.

Кстати, это бумажный дневник советского школьника.

Не так уж он и плох.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Tangr­am
[176K]

3 года назад

Страна переходит на электронную отчетность. Делается это и для заявленного удобства родителей и школьников, и для комфорта осуществляющих контроль организаций. Вот как вы сможете проверить, когда именно была выставлена отметка за конкретное число на бумаге? А никак. В электронном журнале это делается с легкостью.

Бумажная документация остается на период перехода к электронному формату. В это время – часто хватает одного года – оба типа журналов и дневники сосуществуют. Вести их одновременно действительно сложно, но назад хода нет, можно только ещё на год застрять в процессе переходе. Как только школа доказывает, что её компьютеры и учителя с завучами справляются с виртуальной конструкцией, то и бумажные журналы, и дневники выводятся из школьного обихода.

Ученикам никто не мешает завести бумажный дневник для себя, но часто в этом нет смысла, так как д/з больше не записываются мелом на доске и даже не проговариваются для записи. За ними осознанно отправляют в электронный журнал, чтобы обеспечить его ежедневную посещаемость обучающимися – за этим тоже следят сверху. А если записывать в дневник будет нечего и если учитель в него не заглядывает, потому что ему эту работу больше не оплачивают, то нет смысла этот привычный родителям атрибут школьной жизни покупать. Вот из этой логики, скорее всего, и исходили учителя.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Добры­й Мстит­ель
[254K]

3 года назад

Многие учителя довольны в нашей школе, так как им проще пользоваться электронным дневником, а родителям достаточно знать пароль и логин, чтобы заходить в электронный дневник, следить за успеваемостью своих детей. Но хотя и отменили в нашей школе бумажные дневники, некоторые учителя почему-то требуют обычный, бумажный дневник, так что неразбериха полная в этом вопросе царит в нашей школе. Тогда как классный руководитель ещё в том учебном году заявил родителям, что не надо вести бумажные дневники, в школе как раз работала комиссия, проверяли школу. В нашем классе электронный дневник действует уже лет пять, но удивляет меня, что оценки в нем появляются в те дни, когда ребенок болеет, а под конец четверти вырисовываются ряд оценок, которые непонятно откуда берутся. Есть школы, где ведут ученики бумажный дневник, а учителя свой журнал успеваемости и посещения занятий, а это конечно отнимает больше времени для заполнения. На родительском собрании наш классный руководитель озвучил мнение, что её коллеги по работе довольны, что теперь только электронный у них журнал, а у учеников электронный дневник. Странно, что учитель физического воспитания никак не уймется, требуя бумажный дневник у ребят.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Натал­ья Ю
[560K]

3 года назад

Научно-технический прогресс не остановить. Помню, как медленно я осваивала работу на компьютере двадцать лет назад и была против мобильного телефона. Сейчас смешно вспоминать. Поэтому электронные дневники – это уже необходимость, а не чья-то прихоть.

Сейчас интернет есть практически у всех дома и на работе. Дети тоже постоянно им пользуются. А если трудности в этом плане у учителей, то им необходимо быстро перестраиваться и идти в ногу со временем. Это некоторых напрягает, но сейчас все быстро меняется, только успевай подстраиваться, иначе можно потерять работу.

Электронный дневник доступен в любую минуту. Он исключает обманы и хитрости школьников, которые имеют к этому склонность, позволяет осуществлять более четкий контроль за ними, а это необходимо делать. Также такой дневник позволяет быстро получить необходимую информацию и родителям и детям.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

anoma­lia
[95.4K]

3 года назад

У нас в городе стало модным. Бесплатно от администрации дарить детям бумажные дневники. Поэтому покупать не нужно. Электронные дневники удобны. Но только вот что делать родителям у которых проблемы с интернетом. В данном случае прослеживается дескриминация по уровню доходов граждан.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

anoma­lia
[95.4K]

3 года назад

А не кто и не отменял бумажные носители информации. Они необходимы, на случай уничтожения электронного носителя. Так и с дневниками. У нас в продвинутой в смысле информатики школе, бумажные дневники действуют. Да и не каждый родитель может себе позволить доступ к электронному носителю. В некоторых глухих селах имеются проблемы в оснащении школ и с интернетом в частности.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Anast­asia-vin10­0mln
[555]

3 года назад

С бумажными дневниками и школьными журналами было много неудобств.

С электронным дневником, ученик и его родители в любой момент могут зайти и посмотреть оценки хоть за весь год. Его нельзя потерять, ученик не может замазать оценку или вырвать лист. Это очень удобно и практично.

Знаете ответ?

Реальность без мифа

Непонимание существенной доли родителей, учителей, администраторов школ и даже творцов регламентов государственных услуг, что журнал — это инструмент школы, а не услуга, что дневник и журнал — не одно и то же, хотя обе сущности тесно связаны. Это различение чётко проведено в упомянутом выше письме Минобрнауки АП-147/07.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Электронный журнал может устанавливаться в локальной сети школы и обеспечивать все удобства как инструмента учёта.

Непонимание творцов регламента госуслуг проявлено в названии муниципальной услуги — «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».

Журнал является инструментом учёта, необходимым в работе (электронный или любой другой на усмотрение образовательной организации). Дневник — индивидуализированная выборка из него в отношении конкретного ученика. Поэтому услугой может быть только электронный дневник. Для здравомыслящего администратора школы наиболее адекватным инструментом учёта является электронный журнал, если он отвечает образовательной политике школы, обладает достаточной надежностью на уровне «Единых требований» из письма Минобрнауки, если школа обладает достаточными техническими ресурсами, предусмотренными в письме. Тогда электронный журнал дает прозрачность, экономию усилий по ведению и хранению, облегчает реализацию госуслуги в электронном виде, как того требует закон. В противном случае ведение электронного журнала превращается в бюрократическую обузу.

Непонимание родителей, учителей и администраторов школ проявляется в явно выражаемых недоумениях: зачем им электронный журнал в случае плохого канала Интернет в школе и/или в случае отсутствия навыка работы с Интернет родителей?

Электронный журнал может устанавливаться в локальной сети школы и обеспечивать все удобства как инструмента учёта. Например, повышение прозрачности образовательного процесса само по себе благотворно влияет на него. Информацию из электронного журнала необязательно доставлять детям и родителям в электронном виде. Тем, у кого нет доступа или желания им пользоваться, можно распечатывать информацию электронного дневника на бумаге и выдавать еженедельно на руки, вклеивать в традиционный дневник: это снижает зависимость от вечно пропадающих дневников и существенно снижает трудозатраты учителей по ручному переписыванию информации из журнала в дневник.

Практика показала, что многим ученикам и родителям удобно пользоваться электронным дневником, даже при наличии многочисленных жалоб на его работу, а доля граждан, имеющих доступ к сети, довольно быстро растет.

Есть учителя и родители, которые не хотят пользоваться электронным дневником по идеологическим соображениям, полагая, что самостоятельное ведение учеником бумажного дневника способствует развитию у него определённых компетенций. Тезис спорный, но есть два нормативных правила, которые нужно учитывать:

— право школы на выбор образовательной политики, в том числе, учёта успеваемости;

— право гражданина на выбор способа оказания государственные услуги в электронном или традиционном виде.

30 апреля 2015, 15:00

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Интеграция электронных дневников с МРКО

В целях соблюдения прав образовательных организаций на самостоятельный выбор информационных систем, а организаций – разработчиков на свободу конкуренции в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», МРКО должен иметь возможность интеграции с системами ЭЖД сторонних разработчиков, что подтверждает цитата И. Калины. В связи с этим школы Москвы продолжают работать в системе Дневник.ру.

А вот Элжур уже столкнулся с отсутствием поддержки интеграции электронных журналов с МРКО. При этом МЦКО всячески противится предоставлению возможности интеграции других электронных журналов со своим сервисом. 11  ноября 2014 г. директор МЦКО А.И. Рытов ответил на многочисленные просьбы от «Элжур» о разработке механизмов корректной выгрузки данных из их электронного журнала в МРКО:

Что несколько намекает на то, что процедуры автоматизации для переноса уже существующих данных МКРО поддерживать не собирается.

Мы уже несколько лет пытаемся договориться с ГАУ МЦКО о реализации интеграции нашего электронного журнала с МРКО, в том числе для упрощения процедур оценки качества образования и аттестации педагогов. Сейчас же речь идет об интеграции с МРКО в части электронного журнала/дневника. 25 августа 2014 г. МЦКО в своем письме заверил нас, что возможность интеграции МРКО с другими журналами сейчас находится в стадии проработки, и нам сообщат о технических решениях по данному вопросу. К сожалению, мы так и не получили обещанной информации и были вынуждены самостоятельно реализовать интеграцию с МРКО. Сейчас все школы, использующие ЭлЖур, успешно выгружают в МРКО оценки, домашние задания и другие сведения об учебном процессе.

Надо сказать, что в июле 2014 года Элжур добился признания незаконным одного из приказов Департамента образования г. Москвы в части недопуска использования в образовательных организациях электронных журналов успеваемости обучающихся и электронных дневников, содержащих платные сервисы, и отвоевал себе место в едином регистре качества образования. Правда, Департамент образования г. Москвы уже оспорил решение арбитражного суда, и Элжур собирается оспаривать «решение об отмене решения». Но это совсем другая история. 

Пусть существующие сейчас на российском рынке LMS-систем продукты не идеальны, но они уже успели собрать достаточную базу данных об успеваемости школ, пользующихся ими услугами. Сейчас, когда московские школы пытаются перевести на единое решение, запоздавшее с выходом на несколько лет, одной из главной головных болей Департамента образования должно стать обеспечение гладкой интеграции накопленной статистики от сторонних платформ. Пока что это выглядит как переезд в пустую новую квартиру с голой проводкой на семнадцатый этаж без лифта, ключи в которую выдают только в ЖЭКе с 14 до 16 с перерывом на обед. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Журнал — финансовый документ

Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.

Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации». В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация. Классный журнал относится не к финансовой группе документов, а к учебно-педагогической (п.2). В ней же отмечено, что «Дневник учащегося, являющийся документом школьника и не относящийся к школьной документации, также не рассматривается».

С другой стороны, известно, что комиссии КРУ в советские времена требовали журналы и на основе его анализа выдвигали финансовые претензии. И сегодня имеют место волюнтаристские методы управления и контроля, и сегодня проверяемые не знают закона либо не готовы отстаивать свои законные права.

Этот миф может сыграть очень злую шутку с некомпетентными администраторами, ибо сегодня ведение журналов по закону находится в компетенции образовательной организации и порядок ведения учета должен быть описан в локальных нормативных актах. Предлагаю самостоятельно ответить на вопрос: как будут проверять образовательную организацию, которая в собственных нормативных актах написала, что журнал — документ финансовой отчетности? А я уже не раз видел подобные утверждения в современных положениях школ о своих электронных журналах.

Электронный журнал должен быть «в облаках»

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

У журнала «в облаках» и у журнала в локальной сети есть свои плюсы и минусы.

Реальность: Журнал может быть любой на выбор организации.

У журнала «в облаках» (в облачном Интернет-хранилище) и у журнала в локальной сети есть свои плюсы и минусы.

Главное преимущество журнала «в облаках» — решение технических проблем эксплуатации электронного журнала. Остаётся проблема доступности сети Интернет. Я сторонник установки электронного журнала в локальной сети.

Аргументация с позиции современных требований по защите персональных данных и сложностей технического сопровождения отражена в презентации, ссылка на которую есть ниже.

Власть решает, какой журнал и как вести

Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.

Вот ответ Минобрнауки РФ с комментариями автора о сложностях отношений образовательных организаций с органами власти в указанном аспекте.

Во многих регионах в более или менее явной форме органы власти навязывают свое решение. Их волнует формальное выполнение государственных поручений по реализации госуслуг и попутно возможность усиления надзорных функций, а не реальная помощь каждой школе в выборе адекватного решения электронного журнала.

Несмотря на весьма сомнительное соблюдение упомянутых законов при реализации подобных систем, вышестоящие органы власти и надзора за региональными органами власти не реагируют на жалобы, что мешает продуктивному развитию электронного журнала и позитивному отношению к ним учителей, вынужденных своим временем и силами компенсировать все возникающие издержки.

Открытое обращение в Рособрнадзор в отношении Департамента образования Москвы.

Ответственное отношение органов власти к эффективному внедрению электронного журнала потребовало бы:

  • пересмотра устаревшей и запутанной нормативной базы ведения документооборота с учётом стремительного роста доли электронной документации;

  • выработки внятных требований к статистической отчётности в целях мониторинга из различных возможных электронных журналов;

  • помощи каждой образовательной организации в выборе наиболее адекватного варианта электронного журнала;

  • помощи в организации эксплуатации электронного журнала, мониторинге и защите персональных данных;

  • разработки платформы сбора информации из разных информационных систем, используемых в подотчётных образовательных организациях на основе современных технологий обмена данными (вот, например, прототип подобного протокола обмена данными).

Баллов. нет

Ballov.net — полностью бесплатный инструмент, включая email-информирование (за SMS-уведомления берётся символическая плата в 30 рублей в месяц).

Рекламная нагрузка: Минимум медиа-контента, полное отсутствие баннерной рекламы.

Услуги: публикация расписания для каждого класса, ведение дневника, учёт успеваемости.

Отклик от родителей: система сообщений между учителем и родителями.

Дополнительные ресурсы: библиотека методических материалов, учебных и образовательных программ.

На сайте баллов.нет как о преимуществе говорится о возможности монетизации использования сервиса:

У сайта очень по-доброму сделан раздел «Часто задаваемых вопросов», но в остальном мы даже не смогли найти никаких скриншотов того, как на самом деле выглядят интерфейсы системы — ни на сайте, ни в большом интернете.

Теперь перейдём к самому главному — к сервису, предлагаемому Департаментом образования г. Москвы в качестве «обязательной альтернативы». Посмотрим, какая информация доступна и насколько предлагаемая функциональность сможет удовлетворить потребности учителей. 

Электронный журнал ЭлЖур

ЭлЖур — максимально приближенный к «бумажному» способ ведения классного журнала и дневника ученика. Для школы и родителей инструмент бесплатный, платными являются SMS и email-уведомления.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Расписание наполняется автоматически (учитывается периодичность занятий) — всё привычно. Отчётные периоды: четверть, триместр, год.

Отклик от родителей: в журнале оценок отмечаются оценки, просмотренные родителями, и замечания.

Разные права доступа для учителя, классного руководителя, завуча. Учителя-предметники имеют доступ к предметам в своих классах, завуч — к просмотру предметов всей школы.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Отчётность: формируется (успеваемость, посещаемость) в виде таблиц и графиков. Экспорт в разные форматы (Excel, pdf), версия для распечатки в стандартном виде.

Элжур гордится тем, что выполнен в традиционном стиле:

Система выполнена полностью по подобию бумажных журналов и дневников и не требует «встряски» в голове учителя — он работает все с тем же привычным журналом, снабженным дополнительными функциями.

Внешний провайдер электронного журнала сам решит проблемы защиты персональных данных

Реальность: Единственная проблема защиты персональных данных, которая решается «в облаках» — технические меры по защите. Кроме технических мер, имеется длинный список организационных и нормативных действий, которые в случае «облачного» электронного журнала даже более насыщенные.

Специально для таких «блондинок» было выпущено письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2014 №АК-3358/08. Оно не несло ничего принципиально нового — это выжимка из закона 152-ФЗ «О персональных данных» с перечислением тех мер, которые нужно выполнить. Оно обращает внимание на то, что за снятие проблем технической защиты персональных данных внешним электронным журналом надо расплачиваться дополнительными организационными мероприятиями, которых можно избежать при ведении локального электронного журнала.

Электронный журнал решает все проблемы информационной образовательной среды

Реальность: Подавляющее большинство продуктов, которые связывают с электронным журналом, не являются электронными журналами. Это комплексные информационные системы, в которых электронный журнал является одной из функций. Часто не основной, а побочной, дополнительной к основной функциональности.

По этой причине очень сложно сравнивать функциональность разных электронных журналов, ибо каждый производитель норовит включить в перечень те функции, которые к задачам электронного журнала имеют косвенное отношение. Строго говоря, сравнивать электронные журналы нужно исключительно по журнальным и административным функциям, по интерфейсным удобствам. Но тогда практически у всех сравниваемых начнут проявляться заметные недостатки, которые они или сами не знают, или стараются маскировать другими достоинствами. Для простых систем оценивания и формального отношения к ведению учёта в журнале это большого значения не имеет. Для тех школ, которые используют журнал как важный инструмент управления образовательным процессом, журнальные возможности имеют существенное значение.

Важно иметь в виду, что электронный журнал должен уметь вести учёт в той системе оценивания, которая принята в организации, отражать те административные регламенты работы с журналом, которые предусмотрены образовательной программой. Подавляющее большинство школ работает в традиционной советской пятибалльной системе. Но уже не все. ФГОС подразумевает критериальное оценивание. Систем оценивания много. Это весомый повод для внимательного выбора электронного журнала.

Чем выше требования к журналу, тем с меньшей вероятностью они реализованы в комплексном продукте, который должен поддерживать актуальные требования по всем своим функциям.

Отдельная спорная тема — нужно ли стремиться к комплексному решению всех задач построения информационной образовательной среды одним продуктом? Сегодня информационные технологии развиваются настолько стремительно, что никогда нельзя знать, что появится и что исчезнет завтра. Приобретение комплексного продукта в таких условиях, учитывая медленное освоение ИТ в образовании в силу высокой занятости и заметной инертности учителей, влечёт за собой неэффективную трату средств и риск отставания от новейших технологий. Комплексный продукт накладывает дополнительные ограничения на условия эксплуатации, требует более мощных ресурсов для установки, более сложного обучения, администрирования. Такие продукты, действительно, часто логичнее устанавливать «в облаках». Но не из-за электронного журнала, а из-за всего комплекса задач.

Главное преимущество комплексных систем в том, что они изначально согласованы по всем функциям или по большинству из них, и все они поддерживаются одним разработчиком. Недостаток — в неповоротливости, медленном развитии, плохой совместимости с другими системами.

Главное преимущество специализированных небольших систем — легкость, гибкость и неплохая совместимость с другими системами, возможность сравнительно легко заменить одну такую систему на другую без ущерба для других задач, решаемых иными системами. Недостаток — в необходимости совмещать их с другими системами и обращаться за поддержкой к разным разработчикам.

Электронный журнал нужно распечатывать

Реальность: Нет в законе требования размножать сущности учёта.

Если аккуратно подходить к «Перечню», то он требует соблюдать указанные в нем сроки хранения тех документов, которые ведутся в организации. Если документ не ведётся, то и требования его хранить нет. Состав документов, которые должны вестись, определяют региональные органы власти. Поскольку указанные ведомости являются составной частью бумажных журналов, вряд ли они отдельно указаны в списке обязательных к ведению документов. Раз так, организации, отказавшиеся полностью от бумажных журналов, оказываются в ситуации, когда хранить эти ведомости нет необходимости. Остается доказать это проверяющим. Возможно, кто-то из администраторов пойдёт на этот риск. Конечно, было бы лучше, если бы сами органы власти подтвердили такой порядок своим методическим письмом.

Подробнее об архивном хранении.

В современных условиях логичнее, удобнее и надёжнее хранить прошлогодние электронные журналы в независимом от электронного журнала, пригодном для чтения электронном формате, подтверждённом электронной подписью.

Нельзя отказаться от бумажного журнала

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Уинслоу Гомер, 1871 г. Деревенская школа.

Реальность: При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учёт и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.

Это приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ — это дополнительное свидетельство помимо отнесения задачи ведения учёта законом 273-ФЗ к компетенции образовательной организации.

Ключевым современным документом в отношении электронного журнала является письмо Минобрнауки РФ от 15.02.2012 №АП-147/07 с описанием нормативной базы ведения электронных журналов. Даже до этого письма некоторые школы решались вести учёт только в электронном виде без бумажных журналов, опираясь на этот закон. Однако до письма причастный оборот в старом законе создавал неоднозначную нормативную коллизию: возникали дискуссии, как интерпретировать факт отсутствия «порядка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти».

Письмо сняло разночтения, а право образовательной организации было чётче закреплено в новом законе и даже усилено. Актуальность данного письма, несмотря на выход новой версии закона «Об образовании в РФ», подтверждается новым письмом Минобрнауки от 21.10.2014 №АК-3358/08, вносящего уточнение в письмо №АП-147/07 в части соблюдения требований закона «О персональных данных». Все, кто хочет понимать нормативную ситуацию с журналами, должны обратить внимание на эти письма.

Подробно хронологию нормативной базы, подтверждающую возможность отказа от бумажного способа ведения журнала, можно проследить по ссылке.

Дневник

Дневник.ру — социальная сеть с огромным количеством сервисов (друзья, сообщества, личные сообщения, стена пользователя, фотографии, игры). Платные функции: email- и SMS-уведомления.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Модульный интерфейс: дневник оценок, журнал учителя, страницы уроков и домашних заданий — отдельные модули.

Различные системы оценивания: 5-балльная, 10-балльная, 100-балльная, зачёт/незачёт.

Отчётные периоды: стандартные (четверти, триместры, семестры). Отчётность формируется по успеваемости, посещаемости; также можно формировать произвольные отчёты.

Отклик от родителей: не предусмотрен.

Обратная связь с учениками: да (ученик может вложить файл с выполненным домашним заданием).

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Дополнительные услуги: медиатека образовательных материалов (словари, художественная и учебная литература), возможность создания настраиваемого школьного сайта.

Электронный дневник МРКО

Электронный дневник Московского регистра качества образования — информационно-аналитическая система, на которую настоятельно рекомендует переходить Департамент образования г. Москвы. 

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Никаких скриншотов и информации о функциональности дневника на официальном сайте для учителей мы не увидели: ни как выглядит журнал учителя, ни как собирается статистика успеваемости, ни как происходит заполнение отчётности. Учитывая, что московских учителей добровольно-принудительно переводят на использование этого электронного журнала, вдвойне обидно не знать заранее, с чем ты будешь работать целый год.

Для сравнения: так выглядит популярный в Америке сервис электронного журнала engrade:
Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании
Да взять ту же LMS-систему Google Classroom, естественно, полностью бесплатную и свободную от рекламы. где сразу реализована поддержка видео-уроков, доступность с мобильных устройств и поддержка школы в миграции со старой системы на новую.

МЦКО обещал приложить все усилия для проведения безболезненной интеграции уже функционирующих платформ электронного учёта успеваемости в свою систему. Но пока процедура эта происходит достаточно болезненно. 

Краткая памятка по началу процессу перехода на электронный журнал

Необходимо внести изменения в существующие локальные акты и издать новые приказы и распоряжения. Примерный перечень приказов и локальных актов утверждён методическими рекомендациями по ведению электронного журнала от 15 февраля 2012 года (по ссылке можно бесплатно получить текст приказа на адрес электронной почты).

Комплект документов, обеспечивающий внедрение и использование электронного журнала, должен включать в себя:

  • план работ по внедрению электронного журнала;
  • комплект документов по обеспечению законодательных требований о защите персональных данных;
  • комплект дополнений в функциональные обязанности работников общеобразовательного учреждения, связанный с ведением электронного журнала;
  • регламент ведения электронного журнала;
  • регламент предоставления услуги электронного документооборота (информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах обучения);
  • приказ руководителя общеобразовательного учреждения о внедрении в деятельность образовательного учреждения электронного журнала.

Примерный перечень локальных нормативных актов, в которые может потребоваться внесение изменений для использования электронного журнала и электронного документооборота:

  • Локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность:
  • Договор общеобразовательного учреждения с родителями;
  • Должностные инструкции работников, в том числе административного персонала, преподавателей, классных руководителей;
  • Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников (положение о стимулирующем фонде оплаты труда);
  • Положение об учебном кабинете.

Школы действительно хотят избавиться от больших объемов бумажной работы и выражают готовность к переменам. Осталось только распространить информацию о том, какие шаги нужно предпринять навстречу этим переменам. И тогда, вполне вероятно, что в новом учебном году о бумажных журналах забудут ещё сотни инициативных школ России.

22 апреля 2015, 12:00

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Электронная газета отменена или нет и Электронные дневники и отмена бумажных газет. Что родители и учителя думают о цифровых технологиях в образовании

Дневник.ру — самый масштабный образовательный проект России: с нами каждая вторая школа страны и более 11 миллионов пользователей из 85 регионов! Читайте о новых проектах, проводимых исследованиях и размышляйте об образовании будущего вместе с нами.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *