Цифровые технологии для современного образования — Группа компаний «Просвещение»

Электронные учебники избавят школьников от тяжёлых рюкзаков. Однако это не главное их преимущество. Они позволяют получать больше знаний, прослушивать материал неограниченное количество раз и сразу же узнавать число правильных ответов на задания.

Портал informburo.kz предлагает разобраться, что представляют собой электронные учебники и какие издательства в занимаются их разработкой.

Что такое электронный учебник?

Электронный учебник – это электронный учебный курс, в котором информация по дисциплине представлена в виде текста, рисунков, видео, аудио, анимации и других графических средств.

Развитая система связей и поиска позволяет мгновенно переходить от одного раздела или фрагмента учебника к другому. Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно сразу же, выполнив интерактивные задания. Электронный учебник может иметь online- и offline-версию. Он может быть записан на CD-диск или другой носитель либо размещён на сайте в интернете.

Что такое электронные учебники?

В 2012 году был принят новый образовательный стандарт, согласно которому в школах создаётся информационная образовательная среда и проводится полная компьютеризация. Сюда относится и переход на электронные учебники. А с 2015 года в федеральный перечень рекомендованных к применению учебников могут входить только те, которые имеют электронные аналоги, то есть запускаются на ноутбуке, ПК или планшете.

Существует два вида электронных учебников: фактически просто электронная копия бумажного с дополнениями, которые не смогли разместить в бумажной версии (масса бумажного учебника ограничена законом) и развёрнутый интерактивный программный комплекс. Первых гораздо больше, но целью ставится именно увеличение количества вторых, которые не выйдет запустить на обычном ридере, что иногда можно позволить себе с электронной обычной копией.

Пример страницы интерактивного учебника

Интерактивные учебники включают в себя зоны, с которыми можно взаимодействовать, видеоролики, возможности комментирования, анимированный контент и игры. Кстати, в тех школах, где стали использовать интерактивные версии, отмечен рост интереса школьников к предметам — учиться стало более занимательно.

Электронная форма учебника является мостиком между традиционным печатным учебником и той цифровой средой, которая должна быть построена в системе образования Российской Федерации. Эволюция электронных изданий, основы использования электронных учебников, нормативно-правовая база и другие актуальные вопросы эксперты обсудили на семинаре «Информационные технологии для развития библиотек общеобразовательных организаций», который «Просвещение» совместно с Ассоциацией библиотечных работников системы образования Московской области провело 3 февраля.

Руководитель Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Николай Елисеев рассказал участникам встречи – членам Ассоциации библиотечных работников – о задачах, которые государство ставит перед системой образования в части внедрения электронных учебников и о предпосылках для использования в школах электронных форм учебников. Поколение детей, которое через несколько лет придет в школы, выросло в новой информационной среде, в окружении гаджетов. Для них смартфон, персональный компьютер – это вещи, знакомые с самого раннего детства. Таким образом, не только в нашей стране, но и во всем мире существует огромный разрыв в плане освоения технологий между тем поколением, которое приходит в систему образования получать знания, и теми, кто эти знания дает, то есть преподавателями. Именно поэтому руководство нашей страны ставит перед системой образования задачу информатизации образования, подготовки специалистов, которые могут найти себя в новой среде и быть в ней успешными.

«Две основные проблемы, которые необходимо решить в системе образования – это информатизация и вариативность обучения (индивидуальный подход). Таким образом, нам необходимо осуществить переход от традиционной системы донесения знаний, основанной на привычной инфраструктуре (учебник, тетрадь, ручка, карандаш), к тому подходу, который позволит использовать навыки детей (например, умение пользоваться гаджетами) и давать им знания через те предметы, ту инфраструктуру, тот контекст, который они понимают и в котором им комфортно находиться. Электронный учебник, и, в частности электронный учебник издательства «Просвещение», по большому счету, служит именно этой задаче», – пояснил Николай Елисеев.

У электронного учебника есть также значительное преимущество перед печатным в контексте Федерального перечня. Часть электронной формы учебника, которая четко соответствует печатному учебнику, будет меняться только раз в 3 года вместе с обновлением содержания учебников, включенных в перечень. Но в электронном учебнике есть также и дополнительный контент (например, аудиозаписи, тесты, дополнительная справочная информация, изображения и т.д.), который обновляется постоянно – такова специфика цифрового продукта. В печатном учебнике, по понятным причинам, этого сделать нельзя.

«Следующий шаг, к которому мы сейчас идем, – электронный учебно-методический комплекс, когда платформа содержит не только электронный учебник, но и дополнительные мультимедийные материалы, которые помогут педагогам формировать сценарий урока. Такие разработки сейчас ведутся, в том числе, издательством «Просвещение». Есть достаточно интересные решения, которые пока не нашли массового применения, но, очевидно, что это вопрос времени», – отметил Николай Елисеев.

Ведущий контент-менеджер Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Елена Ходова подробно рассказала о том, как пользоваться электронным учебником, а также о проекте «Открытый урок с «Просвещением»; ведущий менеджер по работе с партнерами Алевтина Андреева объяснила, как школа будет управлять купленными лицензиями на электронные учебники; методист-эксперт регионального подразделения «Столица» Роман Рыльцев ответил на вопросы, связанные с приобретением электронных учебников.

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра».

Творческая группа МКОУ «СОШ № 85 г. Тайшета» разделилась на модули, где каждый участник проекта должен исследовать положительные стороны внедрения электронных учебников по предметам. Так как я исследую модуль «Внедрение электронных форм учебников на уроках русского языка и литературного чтения», могу поделиться следующими выводами в собственном исследовании.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.

Изучению русского языка и литературного чтения в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку эти учебные предметы открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью внедряются в учебный процесс электронные средства обучения.

На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Это огромное приобретение.

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

  • более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройстве, например, планшете;
  • более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале, по ключевым словам;
  • дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;
  • позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Для учителя ЭФУ на уроке – это современный образовательный инструмент, позволяющий не только повысить мотивацию обучения, но и способствовать высокому уровню усвоения материала. Использование данной системы позволяет педагогу, находясь на своем рабочем месте, оперативно взаимодействовать не только со всем классом, но и индивидуально с каждым учеником: наблюдать за работой, получать обратную связь, оказывать помощь обучающемуся, управляя рабочим столом устройства ребенка. Учитель может использовать ее для создания собственных тестов, организации процесса тестирования во время урока с возможностью наглядного представления результатов выполненного теста учащимися. Также педагог имеет возможность в любой момент урока заблокировать работу с компьютером конкретного ученика (что становится крайне актуально при наличии у каждого своего персонального носителя ЭФУ), если ученик занимается на компьютере не относящимися к уроку действиями или чтобы сконцентрировать его внимание на своем объяснении.

Но какое же место отведется электронным учебникам на уроках русского языка и литературного чтения?

На фоне тех преимуществ, которые мы рассмотрели выше, существует ряд положительных сторон на предметном уровне:

  • работа с текстом и изображениями;
  • создание заметок с помощью электронных чернил, выделение более важных элементов правил;
  • коллективный просмотр электронных энциклопедий, хрестоматий, словарей;
  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
  • создание творческих заданий, работа над проектами;
  • демонстрация и нанесение заметок поверх отдельных текстов;
  • демонстрация презентаций, созданных учащимися;
  • прослушивание или просмотр отдельных фрагментов произведений;

Так как современный мир- это мир технологий и новаторства, то опрос среди учащихся и родителей моего класса показал, что больше 80% поддерживают ЭФУ. Они считают при этом, что такой вариант более приемлемый для настоящего подрастающего поколения. Но при этом, электронный учебник, как и бумажный, является индивидуальным инструментом каждого ученика. Важнейшим условием бесперебойной работы с электронным учебником является возможность его использования без подключения к интернету, особенно при одновременном индивидуальном работе с ЭФУ каждого ученика в классе.

Электронные учебники и пособия:

• облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

• допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

• освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

• предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применение электронных учебников и пособий целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

В помощь учителю, ссылки на электронные учебники и пособия:

Требования к электронному учебникуПравить

Электронные учебники должны удовлетворять следующим качествам:

  • Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрёстными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;
  • Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Включение специальных фрагментов помогут смоделировать сложные физические и технические процессы.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) России.

Возможности электронных учебниковПравить

– Windows 7 и выше
– Android 6 и выше
– iOS 10 и выше
– диагональ экрана 10.1”
– наличие свободной памяти от 5 ГБ

Технологические платформы

– компьютеры под управлением ОС Windows 7, 8, 8.1, 10
– планшеты под управлением ОС Android 6 и выше
– iPad и iPhone

Для работы не требует подключения к Интернету

Интернет нужен для загрузки учебника на устройство. Загруженные учебники работают автономно, то есть не требуют подключения к интернету

Приобретение учебников внутри приложения

Покупка учебников возможна напрямую из приложения, а также на сайте интернет-магазина Издательства

Что такое электронная форма учебника?

Электронный учебник – удобное решение для учителей и учеников, которое обеспечивает доступ к образовательному контенту в нужное время с помощью приложения для компьютеров и планшетов. Дети могут заменить тяжёлый рюкзак на компактное устройство, которое содержит все необходимые учебники.

Цифровые технологии для современного образования — Группа компаний «Просвещение»

Влияние ридеров и планшетов на зрение

Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.

Яркости встроенной подсветки не хватает, чтобы «побороть» солнце. Экран ридера же по своим свойствам напоминает бумагу, поэтому свет здесь играет на руку — шрифт, наоборот, приобретает контрастность.

Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.

В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.

Это подтверждает исследование, проведенное учеными из Университета Париж 8. Во время десятидневного эксперимента они измеряли частоту моргания испытуемых и записывали их личные ощущения. В результате было установлено, что при работе с дисплеями E Ink, «усталость» зрения наступает медленнее.

«За годы эволюции человек привыкал смотреть на объекты, освещенные солнцем. Смотреть непосредственно на солнце, а также на огонь, молнию и всяческие светодиоды глаз не привык и поэтому быстро устаёт», — говорит Евгений Суворов, руководитель отдела развития компании «МакЦентр».

Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.

Санитарные нормы позволяют школьникам заниматься по электронным учебникам не больше 20 минут в течение урока, подчёркивает . При необходимости дети могут увеличивать изображение, чтобы лучше разглядеть детали.

Шрифты и кегли для электронных учебников стандартизированы, цветовая гамма рекомендована в сдержанных, спокойных оттенках. При соблюдении гигиенических норм как в учебное, так и во внеурочное время, использование электронных учебников зрению детей не навредит.

В чём преимущества электронных учебников?

В ближайшем будущем электронные учебники станут неотъемлемой частью обучения благодаря своим преимуществам. Они позволяют задействовать в процессе учёбы разные каналы восприятия информации.

Если ребёнок лучше воспринимает информацию на слух, он может её прослушать, а если визуально, то просмотреть видеофрагменты и анимацию. Среди других достоинств электронных учебников эксперты отмечают:

  • доступность в любое время и с любого устройства;
  • возможность поиска информации;
  • интерактивность;
  • объективность при выставлении баллов;
  • различные уровни сложности заданий;
  • условия для опережающего чтения;
  • возможность повторить пройденный материал.

Недостатки электронного учебника[7]Править

Кроме доводов “за” электронный учебник имеет не меньшее количество доводов “против”:

  • Электронный учебник не обеспечивает активное участие учащихся на протяжении всего урока.
  • Функция контроля знаний электронного учебника не способна, на сегодняшний день, в максимальной степени дать объективную оценку, в особенности заданий филологического направления. Это объясняется тем, что формы ответов требуют творческой оценки учащегося, помимо верного ответа и грамотного изложения мысли, тем самым создается сложность процесса оценки.
  • Абсолютная «тестотизация» проверки знаний не способствует глубокому усвоению получаемых знаний.
  • Уязвимость от электропитания.
  • Электронные учебники влияют на уровень восприятия информации. Исследователями доказано, что бумажный вариант учебника не так утомляет учащихся, что позволяет поддерживать длительность восприятия информации дольше, чем при работе с электронным учебником.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2021 года; проверки требуют 3 правки.

Электронный учебник — это современное средство обучения, специальное устройство либо программное обеспечение, в котором системно излагается материал в определённой области знаний, на современном уровне достижений науки и техники.

Кто занимается выпуском электронных учебников в Казахстане?

Заместитель директора Республиканского научно-практического центра “Учебник” сообщил, что на экспертизу свои электронные учебные издания за последние два года им представляли следующие издательства:

  • “Алматыкiтап баспасы”;
  • Образовательный портал Bilim Media Group;
  • Национальный научно-практический образовательный центр “Бөбек”;
  • УО “Центр педагогических технологий информатизации образования”;
  • АО “Национальный центр информатизации”;
  • ТОО “Новые образовательные технологии”.

Есть и другие разработчики, продукция которых пока не проходила официальную процедуру экспертизы.

В каких школах Казахстана уже применяются электронные учебники?

В 2018-2019 учебном году в прошёл пилотный проект по введению электронных учебников издательства “Алматыкiтап баспасы”. По словам вице-президента компании по издательской деятельности , в проекте приняли участие 350 педагогов и тысяча учеников 3, 6 и 8 классов.

Электронные учебники издательства “Келешек-2030” тоже доступны для общеобразовательных школ, отмечает .

“Первая – внутренняя – экспертиза и апробация цифровых учебников с привлечением опытных педагогов, творческих групп специалистов-предметников, городских методических объединений учителей проводится методическим советом издательства ещё на этапе разработки цифровых изданий. Это тщательная проверка на соответствие типовым учебным программам, дидактическим, методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям”, – поясняет .

Преимущества электронного учебника[7]Править

Использование электронных учебников предоставляет большие дидактические преимущества по сравнению с бумажными учебниками:

  • С помощью современных гаджетов появилась возможность улучшения обучающей среды за счет яркого и наглядного представления учебной информации, что, несомненно, привлекательно для учащихся.
  • Произошла интеграция больших объемов информации на едином носителе; данный факт разгружает физически учащихся.
  • Реализуется возможность построения дополнительного образовательного маршрута изучения материала.
  • Позволяет сетевым образом отслеживать и корректировать процесс изучения учебного материала, тем самым осуществляя обратную связь “учитель – ученик”.
  • Текст учебников содержит ссылки на дополнительный материал к каждой теме обучения.

Каким требованиям отвечает хороший электронный учебник?

Подготовка качественного электронного учебника – сложный процесс, требующий участия ряда специалистов: редакторов, дизайнеров, верстальщиков, программистов. Разработчики следят за качеством учебника и его эргономичностью. В числе требований к электронному учебнику:

  • гипертекстовое изложение материала;
  • простая навигация;
  • наличие иллюстраций;
  • тестовые или другие контролирующие задания к каждой теме;
  • различные уровни сложности материала и упражнений.

Содержание должно полностью соответствовать типовой программе.

№12. Как учиться, если отключат электричество и интернет?

Электронные учебники не отменяют бумажных. Ученики будут получать в пользование и те, и другие. Домашние задания идентичны, поэтому выполнять их можно как по книге, так и по электронному учебнику.

При сбоях в работе интернета может быть использована offline версия учебника.

Кто использует читалки

Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?

Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA). Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы. А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.

Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.

В качестве примера внедрения читалок в российских образовательных учреждениях можно привести военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Руководство приобрело ридеры ONYX BOOX C67ML Darwin для удобства и комфорта курсантов и преподавателей. А компания «МакЦентр» разработала специальную прошивку для устройств. В Черноморском училище сделали выбор в пользу электронной бумаги не только с целью совершенствования учебного процесса, но и для сохранения здоровья студентов.

«Мы тщательно подошли к этому проекту, изучили отечественный рынок устройств для чтения электронных книг, — комментирует Дмитрий Феклистов, начальник IT-лаборатории ЧВВМУ. — В результате мы решили остановиться на модели ONYX BOOX C67ML Darwin, которая, на наш взгляд, наилучшим образом соответствует требованиям к индивидуальному мобильному инструменту курсанта (компактность, общая надежность, эргономичность и быстродействие устройства, контрастный сенсорный экран E Ink с подсветкой, чехол, заказная прошивка на базе Android, емкий аккумулятор и приемлемая цена)».

Еще одним образовательным учреждением, которое закупило электронные учебники на базе E Ink, стала Троицкая Православная школа. В качестве поставщика оборудования также выступила компания «МакЦентр». Проект был начат ещё с модели BOOX 60, и руководство докупает современные ридеры ежегодно.

В январе 2015 года платформа LightSail Education провела опрос среди 475 преподавателей по всему миру. 94% опрошенных отметили, что ожидают роста популярности электронных книг в школах. А 52% учителей сказали, что хотели бы «перевести» студентов на цифровую литературу. При этом, согласно отчету Kids and Family Reading Report 2015, число детей, которые читали хотя бы одну книгу в электронном варианте, также увеличилось.

Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.

Также E Ink планируют начать выпуск электронных блокнотов совместно с компанией Sony. Возможно, в будущем E Ink экраны «выйдут за пределы» чтения и станут использоваться в школах как универсальные системы для составления заметок и рисования.

P.S. Предлагаем несколько обзоров для тех, кому интересны ридеры ONYX BOOX:

Зачем ридеры школьникам

Время на прочтение

В западных школах реализуется множество проектов, которые привносят интерактивность в процесс получения знаний: от перехода на персональные компьютеры до внедрения облачных технологий.

Однако новые технологии внедряются и в наших образовательных учреждениях. Школы постепенно переходят на электронные учебники, а ученики начинают использовать планшеты и «читалки» не только для развлечений. Сегодня мы расскажем, как цифровые учебники влияют на здоровье и успеваемость и где в России уже используют ридеры для обучения.

Цифровые технологии для современного образования — Группа компаний «Просвещение»

Какие планшеты подходят для школ?

Раз уж в большинстве случаев всё равно приходится возвращаться к самостоятельной покупке для школьника привычного планшета, то рассмотрим, какая именно техника подходит для электронных учебников.

10,1-дюймовый Samsung Galaxy Tab A подходит под все требования к запуску электронных учебников

Дело в том, что у ПО, предназначенного для запуска электронных учебников, есть определенные требования к оборудованию — от этого и стоит отталкиваться:

  • устройство должно работать на базе ОС Windows 7 и 8.1, iOS 7/Android 4.4 и выше;
  • для первого скачивания понадобится подключение к интернету — следовательно, нужны модули Wi-Fi или сотовой связи, хотя сейчас это и не проблема;
  • диагональ девайса должна составлять 10,1” или больше, т.е. большинство недорогих и современных планшетов отпадает;
  • разрешение экрана — не ниже 1280х800 пикселей;
  • также у устройства должно быть более 3 Гбайт свободной внутренней памяти, чтобы там разместился комплект минимум из 10 учебников.
  • ZOOM подготовил небольшой перечень планшетов, которые подходят под все эти требования и в то же время морально не устареют уже завтра. Мы взяли устройства на базе трёх ОС и постарались ограничиться стоимостью 50 000 рублей — всё-таки для школьников редко приобретают более дорогие планшеты.

Это то же самое, что и бумажный учебник?

Нет. Первые учебники в электронном формате действительно лишь дублировали бумажные. Сейчас в интернете размещено много таких оцифрованных учебников в формате PDF, DOC, EPUB, FB2. Встречаются учебники в виде презентаций в Power Point. Все это можно назвать лишь электронной версией учебника.

Чтобы сделать электронный учебник, недостаточно просто перевести его содержимое в электронный вид. Его надо дополнять интерактивными компонентами: роликами, иллюстрациями, играми.

Школы каких стран уже перешли на электронные учебники?

Ещё ни одна страна мира полностью не отказалась от бумажной версии учебников. Но есть страны, где опыт введения электронных учебников в школах успешен. Среди них – , , , , и .

Попытки массового внедрения электронных учебников были в , и других странах. К примеру, в 2011 году представило электронную книгу Plastic Logic 100 в качестве перспективного электронного учебника для российских школ. Однако проект не имел успеха.

№11. Какое приложение скачать, чтобы получить электронные учебники?

Воспользоваться электронными учебниками ТОО “Bilim Media Group” можно, зарегистрировавшись на сайтах bilimland.kz, itest.kz, twig-bilim.kz и imektep.kz.

Издательство “Келешек-2030” поставляет в школы электронные учебники для 7-11 классов на дисках – по утверждённому перечню МОН, сообщают в компании.

  • Все российские школы перейдут на электронные учебники. Российская газета. Дата обращения: 2 марта 2022.
  • Технология создания электронного учебника. cyberleninka.ru. Дата обращения: 2 марта 2022.
  • ntv.ru. В 2015 году все российские школы перейдут на электронные учебники. НТВ. Дата обращения: 2 марта 2022.
  • Российские школы начнут переходить на электронные учебники весной 2015 года. Российская газета. Дата обращения: 2 марта 2022.
  • Перезагрузка учебника: как школьные знания становятся электронными. m24.ru. Дата обращения: 2 марта 2022.
  • Электронный учебник: за или против. cyberleninka.ru. Дата обращения: 2 марта 2022.
  • . web.archive.org. Дата обращения: 2 марта 2022.
  • Что ждет российские школы. ТАСС. Дата обращения: 2 марта 2022.

Чем качественно электронный учебник отличается от бумажного?

“Их функционал также намного шире и разнообразнее, чем у статичных форм изданий. Учебники доступны как на казахском, так и на русском языке. Причём при необходимости этот доступ можно обеспечить в пределах одного цифрового издания. Кроме того, цифровые учебники решают проблему тяжёлых школьных рюкзаков: детям больше не нужно носить учебники в школу и домой”, – говорит .

Какую экспертизу проходят электронные учебники?

Электронные учебники, как и бумажные, проходят 8-ступенчатую экспертизу в центре “Учебник”. Учебные издания и пакет сопроводительных документов поступают туда через Госкорпорацию “Правительство для граждан”. Экспертиза занимает 60 календарных дней. В заключении эксперты пишут один из выводов:

  • “рекомендуется к использованию в организациях образования”;
  • “требует доработки”;
  • “не рекомендуется к использованию в организациях образования”.

На доработку учебника у авторов есть 30 дней с момента получения заключения, затем они снова должны подать учебник на экспертизу и ждать новых результатов. Повторно на доработку учебник не отправляется.

Как это работает?

Основные издательства учебной литературы предлагают использовать для запуска электронных учебников собственные платформы, например, LECTA, «Учебники Просвещение», «Учебник цифрового века» и др. ПО загружается бесплатно, обычно существует и мобильное приложение, и сайты для онлайн и офлайн доступа. Как правило, имеется бесплатная демоверсия на месяц, затем придётся закупить лицензии для получения учебников. Например, на платформе LECTA комплект из 50 книговыдач (прав доступа к одному изданию на 500 дней) обойдётся в 3750 рублей. Кроме платных учебников, платформы содержат и бесплатную литературу, а также интерактивные карты, атласы, онлайн-тренажёры, аудиоприложения и т.д.

Сайт образовательной платформы LECTA

Закон подразумевает, что школа самостоятельно закупает электронные носители, то есть планшеты, а также оплачивает доступ к ПО для загрузки учебников, приобретая лицензию. Требуется официальное решение школы перейти на электронные учебники, тогда будут выделены средства из госбюджета. В реальности же всё не так радужно и переход на электронные учебники находится фактически на этапе тестирования, а в большинстве учебных заведений всё продолжает пользоваться по старинке бумажными учебниками. Кроме проблем со средствами на закупку гаджетов, встречаются возражения родителей против использования электронных учебников — якобы негативное влияние на зрение, непрекращающееся пребывание ребёнка онлайн и т.п. Да и многим преподавателям «старой школы» сложно обращаться с электроникой, хотя для них постоянно проводятся обучающие тренинги и семинары.

Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.

Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.

В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом — для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.

В прошлом году свой увесистый 1,5-килограммовый проект планшета для учебников будущего представила корпорация «Ростех». Он с разворотом и состоит из двух сенсорных экранов, даже выглядит, как книга: справа расположен дисплей на электронных чернилах, слева — обычный ЖК для просмотра презентаций и медиафайлов. Устройство собирается на небезызвестном заводе Foxconn, а его стартовая цена составляет около 30 000 рублей.

Экспериментальное устройство от корпорации «Ростех»

Также компания «Российский учебник» показала офлайн-учебник, который является интерактивным и даже не требует подключения к Wi-Fi — ему достаточно объединения устройств учеников в одну сеть, чтобы учитель мог их контролировать. Все эти устройства выдавали прошедшей осенью в школах во временное пользование.

Многие московские школы решили не закупать планшеты, но вложили средства в организацию точек доступа к беспроводной сети и разработку единого портала для всех школьников, где можно найти некоторые учебные пособия. Речь идёт о проекте «Московская электронная школа» с единой базой материалов — там выложены интерактивные учебники и огромное количество электронных уроков. Однако в таких случаях дети приносят на уроки свои гаджеты.

В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.

Чем заменить книги

Бумажные учебники — это вчерашний день, и переход на «цифровую» литературу в стенах школ положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся. В качестве замены книгам можно выделить читалки и планшеты, у которых есть свои преимущества и недостатки.

Среди достоинств планшетов можно отметить то, что часто их покупают детям для «внеучебной» деятельности. Поэтому родителям остается только поставить необходимое программное обеспечение для чтения цифровых учебников, и ребенок может начинать заниматься.

При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики. Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык. Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.

Читалки по сравнению с планшетами имеют более узкий функционал, однако в этом есть и плюс — ребенок начинает воспринимать гаджет как «серьезный» инструмент для обучения. При этом экран ридеров, поскольку выполнен по технологии электронных чернил, не утомляет глаза (об этом мы подробнее поговорим далее).

Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.

Например, компания Amazon заявляет, что ридер Kindle Paperwhite держит заряд 8 недель. А читалка ONYX BOOX Chronos с батареей 3000 мАч «проживет» гораздо дольше любого планшета.

И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.

Цифровые технологии для современного образования — Группа компаний «Просвещение»

Также отметим, что с 2015 года в России работает поправка к закону «Об образовании», согласно которой все школьные учебники должны иметь цифровую версию, повторяющую бумажный аналог (включая иллюстрации). И цифровой копией является точная копия печатного издания, представленная в формате PDF.

Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.

Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos. С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field. Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.

Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.

Цифровые технологии для современного образования — Группа компаний «Просвещение»

№10. Будут ли электронные учебники бесплатными?

Информация о том, будут ли учебники в бесплатном доступе или за них по примеру зарубежных стран введут плату, будет доступна в будущем. В , например, плата за 150 учебников составляет 40-50 евро в год, расходы несёт государство. Вопрос обеспечения детей гаджетами для работы с электронными учебниками также находится на стадии обсуждения: рассматривается возможность привлечения спонсоров для закупки планшетов детям из малообеспеченных семей.

СсылкиПравить

Есть вопросы по установке и использованию ЭФУ?

Цифровые ресурсы и сервисы для школы

Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. В 2015 году каждая школа должна сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке.

Преимущества электронной литературы

По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.

В России надзорные организации также формируют подобные рекомендации. Например, к 1 сентября 2017 года Роспотребнадзор опубликовал стандарты к «заполненности» ранца школьника. Там написано, что вес комплекта учебников для учеников первых и вторых классов не должен превышать 1,5 кг.

Однако эти требования в современных реалиях реализовать не всегда удается. На сайте «КП» отмечают, что перевес рюкзаков у школьников достигает двух килограмм. Потому что дети носят у себя за спиной тяжелые бумажные учебники, сменную обувь, спортивную форму, альбомы для рисования и др.

Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.

Переход на «цифру» положительно влияет не только на осанку, но и на успеваемость школьников. Как отмечает руководитель департамента информационных технологий Москвы Мария Коссе, дети, работающие с электронными книгами, имеют более высокую успеваемость. Поэтому, например, в сентябре школьники части школ Среднего Урала получили планшеты с двумя экранами: один обычный, другой — на электронных чернилах.

Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.